Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как в психоанализе понимается личность?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основой психодинамического подхода к пониманию личности является структурная модель личности, разработанная 3. Фрейдом в его фундаментальной работе «Я и Оно». По Фрейду, общей целью жизни души является поддержание приемлемого уровня динамического равновесия — увеличение удовольствия и минимизация неудовольствия. Личность, представляя собой динамическую систему (см. вопр. 32); зависит от бесконечного ряда психических конфликтов и компромиссов. Один инстинкт борется с другим, социальные запреты блокируют биологические побуждения, возможные способы разрешения конфликтов противоречат друг другу. Структурная теория, предложенная Фрейдом, пытается преодолеть этот кажущийся хаос душевной жизни. В представлении Фрейда, личность состоит из трех инстанций — Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). 1. Ид (Оно) целиком принадлежит к бессознательному, но не исчерпывает бессознательное и характеризуется следующими особенностями: а) является источником инстинктивной энергии для индивида и резервуаром либидо. Согласно Фрейду, либидо — энергия инстинктов жизни, важной характеристикой которой является подвижность. Ее актуализация, увеличение и уменьшение, перераспределение и перемещение дают возможность объяснить психосексуальные феномены; б) служит удовлетворению побуждений либидо, повинуясь принципу удовольствия; в) аморально и алогично, не отличается единством намерений; г) обладает филогенетической памятью. Оно является исходной структурой личности, открытой соматическим импульсам и влиянию Я и Сверх-Я. Другие части структуры личности развиваются из Оно, которое бесформенно, хаотично и неорганизованно. Оно подобно слепому королю, власть которого абсолютна, но он вынужден полагаться на других в распределении и использовании своей власти (короля играет свита). Содержание Оно также включает в себя мысли или воспоминания, вытесненные из сознания, пребывающие среди теней Оно, но по-прежнему способные влиять на психическую жизнь человека. Само по себе вытеснение из сознания (прототип всех типов психологической защиты) неугодного содержания — самый эффективный и самый опасный, потенциально-патогенный механизм защиты. Это объясняется тем, что изоляция инстинктивной и аффективной жизни от сознания может полностью разрушить целостность личности. 2. Эго (Я) — главный принцип, которым руководствуется эта инстанция — это принцип реальности. Я олицетворяет собой рассудок, рациональность; в противоположность Оно, содержащему страсти. Восприятие имеет для Я такое же значение, как влечение для Оно. Эта инстанция развивается из Оно, по мере того, как ребенок начинает осознавать свою личность. Я защищает Оно подобно коре дерева. Но при этом Я пользуется энергией Оно и обретает контроль над требованиями инстинктов, решая, будет ли им позволено получить удовлетворение, откладывая удовлетворение до благоприятного времени и благоприятных обстоятельств во внешнем мире или же полностью подавляя требования инстинктов. Я контролирует и модулирует импульсы Оно, так что индивидуум может быть менее непосредственным, но более реалистичным. Главная задача Я — найти компромисс между требованиями Оно, Сверх-Я и внешнего мира. Эти задачи решаются Я путем контроля двигательной и перцептивной активности, ориентации в текущей реальности, накопления опыта, способности к прогнозированию будущего. Я обеспечивает физическое и душевное здоровье и безопасность личности. 3. Сверх-Я является хранителем моральных устоев, норм поведения и запретов. Фрейд указывал на три функции Сверх-Я: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов. Согласно Фрейду, Сверх-Я является наследником эдипова комплекса, под которым подразумевается возникающее в раннем детстве (преимущественно бессознательно) половое влечение к родителю противоположного пола и ненависть или даже желание смерти для родителя того же пола. Это кульминационный пункт инфантильной сексуальности. Преодоление эдиповых устремлений является предпосылкой развития нормальной взрослой сексуальности, успешной социализации и психического здоровья личности. Сверх-Я является наследником родителей не только в качестве источника угроз и наказаний, но и в качестве гаранта защиты и любви. Хорошее или плохое отношение Сверх-Я так же важно, как в прошлом отношение родителей. Переход от контроля родителей к контролю Сверх-Я является предпосылкой для установления независимости. Самоуважение регулируется уже не одобрением или порицанием со стороны внешних объектов, а собственным ощущением правильности или неправильности сделанного. Согласие с требованиями Сверх-Я доставляет такое же наслаждение и чувство безопасности, которые в прошлом ребенок получал от любимых людей. Отказ от послушания требованиям Сверх-Я вызывает чувство вины и угрызения совести, подобные ощущениям ребенка при утрате любви. Когда психическая конституция взрослого дисгармонична, инфантильна, то она находится во власти какого-нибудь невроза. Сверх-Я в таком случае следует рассматривать как грозную силу, как источник всех неврозов, как помеху во взаимопонимании Я и инстинктов. Таким образом, взаимодействия между элементами структуры личности понимаются в психоанализе следующим образом. Энергия психической активности личности черпается из Оно с его примитивной, инстинктивной природой; Я, возникающее из Оно, реалистически обращается с его основными побуждениями, являясь посредником между силами Оно, Сверх-Я и требованиями внешней реальности; Сверх-Я действует как моральный тормоз или противовес практическим заботам Я, устанавливая границы подвижности последнего. В психоанализе представление о личности неотделимо от следующего триединства: динамики психических процессов, принципа психического детерминизма, трех уровней структуры личности.
ЛИТЕРАТУРА I.Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996. С. 65—68, 97—98, 136-140,171-173,183-185. 2.КуттерП. Современный психоанализ. СПб., 1997. С. 92—95,101 — 105. 3..ХъеллЛ ЗиглерД. Теории личности. СПб., 1997.С. 112—116. 4. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993. С. 8—13,47. 5. Фрейд З. Избранное. М., 1990. С. 370—398. 6. Фрейд З. О клиническом психоанализе. М., 1991. С. 227—273. 7. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1975. Т. 5. С. 259—278.
34. Какое представление о взаимосвязи сознания и бессознательного личности существует в психоанализе? Первоначально 3. Фрейдом была предложена топографическая модель личностной организации. В рамках этой модели психическая организация личности разделяется на три уровня — сознание, предсознательное и бессознательное. Сознание следует понимать как ограниченный предварительным отбором ряд мыслей, восприятий, чувств и воспоминаний, которые осознаются человеком в каждый конкретный момент времени. Метафорически можно представить, что в психической жизни личности сознание относится к бессознательному так же, как видимая часть айсберга к его подводной части. Каждое явление психики, например эмоция или образ, как правило, не может быть длительное время представленным в сознании. Представление, которое в данный момент находится в сознании, в следующее мгновение перестает быть таковым, но при определенных условиях оно может вновь стать сознательным. Бессознательное как отдельное понятие и специальная психологическая категория (уровень психики) впервые было введено Фрейдом, хотя в философии на протяжении многих веков существовало представление о скрытых, неосознаваемых сторонах душевной жизни. Фрейд поставил понятие бессознательного во главу угла своей психологической теории, считая, что выделение сознательного и бессознательного в психике является основной предпосылкой психоанализа и только оно дает возможность понять природу душевной жизни человека. Бессознательное — самый глубокий и наиболее значимый уровень психики личности. Именно здесь находятся основные детерминанты личности, источники психической энергии, побуждения и инстинкты. Бессознательное включает в себя инстинктивные элементы, изначально не доступные сознанию, а также материал, который был отщеплен от сознания, подвергнут цензуре и вытеснен. Основную часть вытесненного материала составляют угрожающие нормальному функционированию психики (психотравмирующие) моменты, например запретные враждебные и сексуальные чувства к родителям и близким людям. Это не означает, что такой материал утерян для сознания, он продолжает воздействовать на сознание опосредованно, через парапраксис (описки, оговорки и т.п.), сновидения, неврозы и отдельные невротические симптомы, через фантазии и грезы. В бессознательном не существует непоследовательности или перерывов, а фактически не существует пространства и времени. Бессознательный материал обладает жизненностью и непосредственностью, и через несколько десятилетий воспоминания, вновь допущенные в сознание, не теряют своей эмоциональной силы. Предсознательное — это все, что еще не осознано, но способно проникнуть в сознание и при возникновении соответствующих условий, без особого сопротивления, стать объектом сознания. Предсознательное рассматривается некоторыми психоаналитиками только как субсфера или часть сознательного. 1 Образно говоря, предсознательное представляет собой «оперативную память души», которая содержит весь психический опыт, актуально не осознаваемый, но возвращающийся либо спонтанно, либо в результате минимальных усилий. Суть взаимодействия сознания и бессознательного заключается в постоянных переходах психологического материала с одного уровня на другой. Познать содержание бессознательного можно только после того, как оно переведено в сознание. Психоаналитическая работа направлена на то, чтобы помочь пациенту преодолеть силы сопротивления, которые в свое время удалили из сознания тот или иной материал и продолжают удерживать его в бессознательном. Психоаналитическая техника располагает средствами, с помощью которых можно устранить противодействующие силы сопротивления и довести вытесненный материал до сознания. К техникам такого рода в первую очередь относятся свободные ассоциации. Логическим развитием топографической модели организации психики стала структурная теория личности 3. Фрейда.
ЛИТЕРАТУРА 1. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М,, 1996. С. 49— 53. 2. КуттврП. Современный психоанализ. СПб., 1997. С. 100—101. 3. ХьеллЛ.,ЗиглерД. Теории личности. СПб., 1997.С. 110—112. 4. Фрейд 3.0 клиническом психоанализе. М., 1991. С. 53—81. 5. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992. С. 201—255.
35. Как объясняют представители психоаналитического направления особенности развития и поведения личности? В психоанализе предлагается стадийная модель развития личности. В теории 3. Фрейда формирование личности представлено как последовательно сменяющие друг друга фазы психосексуального развития. Их смена биологически детерминирована, происходит в строго определенной последовательности и присуща всем людям независимо от специфики культурной среды. Этот взгляд базируется на теории детской сексуальности, развитой Фрейдом в работе «Три очерка по теории сексуальности» (1910). Фрейд выделяет четыре последовательных стадии прегенитального развития либидо: 1) оральная, которая начинается в момент рождения и заканчивается приблизительно в 12 месяцев; 2) анальная фаза развития либидо имеет продолжительность приблизительно с 9 месяцев до 3 лет; 3) фаллическая фаза от 2,5 до б лет; 4) латентная фаза от б до 12—13 лет. Перечисленные фазы нечетко отграничены, они постепенно переходят одна в другую и перекрываются. Психосексуальное развитие личности завершается генитальной организацией либидо. Оральную фазу К Абрахам разделяет на две субфазы: 1) орально-эротическая (преамбивалентная) субфаза характеризуется тем, что главным средством удовлетворения потребности младенца являются губы и язык, способом получения удовлетворения является сосание, а объектом — материнская грудь. Акт сосания кроме удовлетворения голода доставляет удовольствие как таковое, отщепленное от простого удовлетворения потребности в еде. Рот на этой фазе является ведущей эрогенной зоной, к которой устремляется либидо. Во время этой субфазы закладываются основные установки зависимости — независимости, доверия — недоверия по отношению к другим и миру вообще. Депривация либо чрезмерная стимуляция на этой субфазе приводит к формированию орально-пассивного типа личности. Этот тип характеризуется повышенным оптимизмом, установкой на «материнское» отношение мира к себе, неистощимой потребностью в одобрении окружающими, основные черты характера — доверчивость, пассивность, незрелость, чрезмерная зависимость; 2) орально-садистическая (амбивалентная) субфаза возникает после того, как у младенца прорежутся зубы, и включает удовлетворение агрессивных инстинктов. На этом этапе впервые проявляется амбивалентность в отношении к первичному объекту — материнской груди. Фрустрация в сфере кормления вызывает попытки младенца кусаться; желание повредить или разрушить объект указанным способом называется оральным садизмом (в отличие от раннего орального эротизма). Анальная, или аналъно-садистическая фаза связана с тем, что ребенок открывает для себя новые источники удовлетворения. Обращая особое внимание на уринацию и дефекацию, родители обучают его контролировать мочевой пузырь и сфинктер. Увеличение внимания, уделяемого этим сферам жизнедеятельности, приводят ребенка к тому, что они становится новым источником получения удовольствия для ребенка. Способ, которым родители или заменяющие их фигуры приучают его к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. При этом ребенок должен учиться разграничивать требования Оно к получению удовольствия от немедленной дефекации и социальные ограничения, исходящие от родителей. На протяжении анальной фазы со стороны Я одновременно имеют место побуждения любопытства и любознательности, направленные на телесные внутренности, радость игры с водой, песком и пластилином, удовольствие от опорожнения переполненных сосудов и т.п., агрессивные желание к овладению, удержанию или, наоборот, к разрушению. Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции также берут начало в анальной фазе. Как правило, говорят о двух типах анального характера личности взрослого человека, являющихся экстраполяцией анальной фазы развития. Первый — анально-удерживающий тип; человек, относящийся к этому типу, необычайно упрям, скуп, аккуратен, пунктуален, плохо переносит неопределенные ситуации и беспорядок. Второй — анально-выталкивающий тип; человек этого типа склонен к разрушению, импульсивен, сварлив, иногда садистически жесток, в сексуальных отношениях воспринимает своих партнеров только как объекты обладания. Следующая фаза получила название «фаллическая фаза». В психоанализе данный термин имеет как анатомическое, так и символическое значение. Анатомически он означает для мужчин пенис, а для женщин клитор; символически прилагательное «фаллический» описывает такие личностные черты, как сила, убедительность, агрессия и потенция. Эти черты обычно ассоциируются с маскулинностью в противоположность феминности. На этой фазе либидо сдвигается на следующую эрогенную зону — область гениталий. Фаллическая фаза характеризуется тем, что инстинктуальные побуждения ребенка, объектные отношения, конфликты и фантазии сосредоточиваются на родителях или замещающих их фигурах. В течение этой фазы развитие мальчиков и девочек расходится. Завершающий этап этой фазы называется фаллически-эдипальным и характеризуется полным расцветом и разрешением эдипова комплекса. В итоге происходит формирование Сверх-Я и (обычно) завершается идентификация с родителем того же пола, что и ребенок. Характерными игрушками у мальчиков в этой фазе являются пистолеты, ножи, самолеты, а также увлечения такими играми и фантазиями, которые символически прославляют фаллос. Особое внимание вызывает обнаженное тело; возникает повышенный интерес к противоположному полу, подглядыванию (визионизм), демонстрации своих гениталий (эксгибиционизм). Фаллический или фаллически-нарциссический характер чаще встречается у мужчин, чем у женщин. Он характеризуется преувеличенной эксгибиционистской самоуверенностью (доходящей до уровня высокомерия), надменной сдержанностью, легко уязвимым тщеславием (что приводит к депрессиям), презрением к женщинам и страхом перед ними, отношением к пенису как к символу агрессии, а не любви, безрассудностью. За фаллической фазой следует латентная фаза. Это период относительного затишья, продолжающегося примерно б— 7 лет, в течение которого гормональные и соматические изменения приводят к пубертату (половому созреванию). В этот период инфантильная сексуальность отходит на задний план, а либидо направляется на такие виды деятельности, как интеллектуальные занятия, спорт, увлечения и игры, не связанные напрямую с сексуальностью. Латентный период представляет собой время подготовки и перехода к взрослению, к последней, генитальной стадии психосексуального развития. Генитальная фаза характеризуется возвращением либидо к половым органам и повышением сексуальной активности подростков. Гармоничное психосексуальное развитие приводит к формированию генитального характера, в идеале отличающегося умением личности откладывать удовлетворение, адекватно сублимировать бессознательные импульсы, активно и адекватно подходить к решению жизненных проблем.
ЛИТЕРАТУРА 1. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996. С. 70—71; 105—1 Об; 123; 129—132; 171—175; 180-183; 203—213. 2.КуттерП. Современный психоанализ. СПб., 1997. С. 95—96; 124—131. 3.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997. С. 118— 127. 4.Фрейд А, Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб., 1995. С. 121—156. 5.Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. Минск, 1990. С. 42—70.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.43.27 (0.009 с.) |