Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Какими психологическими особенностями обладает манипулятор?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Манипулирование — сложный способ общения, и для его успешного осуществления манипулятор должен обладать определенными качествами, важнейшими из которых являются: гибкость, хорошая адаптивность, отсутствие явной психической патологии; низкий уровень эмпатии, эмоциональная отстраненность от собеседника; беспринципность, аморальность, цинизм и ориентация на прагматические интересы. Таким образом, вырисовывается следующий психологический портрет манипулятора: личность закрытая, недоверчивая, неуверенная в себе, с низким ощущением самоценности (с негативной Я-концепцией), нецельная (манипулятор дробит себя на части «хорошие», которые выпячивает, и «плохие», которые во взаимодействии скрываются), к людям относится ритуально, интимности в отношениях избегает, эмоционально отстранен, но хорошо приспосабливается, так как обладает социально-психологическими знаниями. Как отмечают зарубежные исследователи, манипулятор живет не только «вне», но и «внутри нас», т.е. у каждого человека есть склонность к манипулированию, хотя и выраженная в разной степени. Люди не рождаются манипуляторами, а становятся ими. В определенной степени формирование манипулятивных склонностей связано с борьбой за выживание, и их развитие провоцирует сама жизнь. Они являются результатом взаимодействия с социальной средой, угрожающей человеку. Таким образом, в качестве первой причины, вынуждающей человека манипулировать, становятся риск и неопределенность современной жизни, приводящие к возникновению чувства беспомощности. Вторая причина — это страх перед затруднительным положением, выход из которого ищет человек, используя других людей. Это происходит тогда, когда человек не верит в себя, в свои способности и возможности справиться с данной ситуацией. Человек манипулирует, использует других не потому, что его переполняют силы, а от бессилия. Манипулятор не верит другим, поэтому все время как бы держит их «на привязи» и контролирует их поведение. Недоверие — главная причина манипулирования. Не доверяя себе, своему опыту, знаниям, человек становится добычей манипулятора. Не доверяя другим, не веря в то, что его поймут, он сам становится манипулятором. Такие люди все время ждут неприятностей от других (насмешек, обмана, унижения, оскорбления). Страх становится неизменным спутником недоверия. Он сковывает, ослепляет людей, приводит к приписыванию негативных чувств, поступков и мыслей партнеру, к постоянному контролю за собой и другими. Например, учитель узнает, что скоро авторитетная комиссия будет проверять успеваемость его учеников. Он просит учеников повторить правила, быть внимательными и т.д. Но не веря, что они хорошо усвоили материал (не веря в свои профессиональные способности) и не доверяя ученикам (предполагая, что они ленивые, неспособные), собирает родительское собрание и требует, чтобы родители занимались воспитанием своих детей и усилили свои контролирующие функции. Третья причина формирования склонностей к манипулированию видится в том, что истинный личностный контакт тоже связан с риском. Чтобы честно говорить о том, что хочешь, что нравится или не нравится, нужно иметь смелость. Прятаться за социальной ролью безопаснее, так как это не требует раскрытия истинных чувств и намерений. Всегда можно сказать: «Я не это имел в виду» или «Я этого не говорила». Именно страх осуждения, разоблачения уловок не позволяет манипулятору устанавливать и поддерживать личностные контакты. В результате он не вступает в беседу, а контролирует ее, выбирает тему разговора, постоянно просчитывает свои шаги и шаги партнера. Манипулятор скорее оценивает, чем слушает, скорее убеждает, чем понимает. В качестве четвертой причины можно назвать систему отношений в семье. Как утверждают многие исследователи, развитие манипулятивных склонностей начинается в семье. Этому способствует представление родителей об их долге, которое включает контроль за каждым шагом ребенка, напоминания ему о том, что он «должен» делать; удержание «на привязи», вызывая то чувство вины («Как тебе не стыдно так себя вести», «Мне неловко за тебя»), то страх перед людьми; запугивание («Если будешь плакать — дядя тебя заберет») или использование собственной любви как манипулятивного средства («Раз так — я не буду тебя любить»). В школе продолжается «обучение» манипуляциям, потому что усиливается и ожесточается контроль. Наряду с этим появляется еще один механизм манипулирования — усреднение человека. Средства учителей мало отличаются от средств родителей-манипуляторов. В общении с детьми они используют пристальный взгляд, резкое замечание, наказание, угрозы оставить на второй год и т.д. Вырастая под воздействием манипуляций, дети сами становятся манипуляторами. Пятая причина формирования манипулятивных склонностей связана с рыночными отношениями, приводящими к формированию такой суммы знаний о человеке, которая необходима лишь для управления им и контролирования его поведения. Как известно, в условиях рынка человек уже не столько человек, сколько потребитель. Рынок стремится обезличить людей, лишить их индивидуальности. Манипуляции дают выигрыш, хотя и кратковременный, но большая часть манипуляций в межличностном общении пагубно сказывается на личности как манипулятора, так и его близких. Удачная манипуляция позволяет манипулятору быть внешне достаточно эффективным и успешным во взаимодействии (побеждать противника, самоутверждаться, создавать нужный имидж и т.д.). Вместе с тем она имеет негативные психологические последствия для обеих сторон. Так, отмечаются для объекта манипулирования ограничение свободы развития, формирование иллюзий, разрушение психической организации и т.д., а у манипулятора в связи с постоянным применением манипулятивных воздействий формируются подозрительность, боязнь близких отношений, отчужденность от других люд ей, внутренний дискомфорт. При этом неискренность, ложь, контроль, свойственные манипуляциям, приводят к непомерному психическому напряжению и пагубно сказываются на здоровье манипулируемого и манипулятора. Итак, манипулятивные воздействия могут быть связаны с борьбой за выживание, тогда они используются эпизодически и адекватно ситуации. Но они не должны стать стилем жизни ни общества, ни отдельных его граждан, так как унижают достоинство человека, разрушают межличностные и общественные отношения и могут негативно сказываться на здоровье людей. Манипулятору может противостоять актуализатор — личность зрелая, уважающая и принимающая себя. Такой человек не попадается на лесть (он же знает себе цену), не позволяет себя овеществлять (он же индивидуальность), уважает себя и других, поэтому не манипулирует.
ЛИТЕРАТУРА 1.Братченко СЛ. Диагностика личностно-развивающего потенциала. Псков, 1997. С. 56-59. 2.Доцвнко ЕЛ. Психология манипуляции. М., 1996, С. 286—314. 3.РктшинаЛИ. Игры и манипуляции в межличностном общении. Ростов н/Д, 1997. С. 26- 32-. 4.Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск, 1992.С. 25— 38; 41— 76,
83. Какие методы определения склонности к манипулятивной деятельности существуют в психологии? Практически нет специальных методов, способных зафиксировать манипулятивное воздействие и определить склонности к манипулятивной деятельности. Это связано как с неразработанностью проблемы, так и со сложностью изучения самой манипуляции. Для изучения этого психологического явления наиболее часто используются следующие методы: анализ жизненных ситуаций, свободное истолкование художественных текстов; контент-анализ; наблюдение за поведением партнеров; беседа; метод экспертной оценки. Реже используются опросники. Примером последних может служить методика «Макевиаллизм-II», разработанная группой американских психологов во главе с Ричардом Кристи и адаптированная к отечественной действительности Санкт-Петербургскими учеными. Методика имеет два варианта — взрослый и детский. В оригинале опросник содержит 71 утверждение, но после перевода и пилотажного обследования были оставлены 50 наиболее информативных, например такие утверждения: «ложь во спасение — часто хорошая вещь»; «нет смысла держать слово, если выгодно его нарушить»; «каждый, кто абсолютно доверяет другому, поступает неосторожно»; «безопаснее, чтобы тебя боялись, чем чтобы тебя любили». Для оценки высказываний испытуемым предлагается шкала от «+2» (согласен) до «-2» (не согласен). Отечественный психолог С.Л. Братченко, рассматривая склонность к манипулятивной деятельности как один из видов направленности в общении, предлагает ее изучать с помощью методики «Направленность личности в общении». Методика создана на основе идей М.М. Бахтина, М. Бубера, А.У. Хараша и др., что позволило автору кроме манипулятивной направленности в общении говорить о диалогической, авторитарной, альтероцентрической, конформной и индифферентной направленностях. Методика относится к проективным (в ее основе лежит метод неоконченных предложений) и, как любая проективная методика, дает важную информацию о глубинных особенностях психики, но ее отличает определенная степень субъективности и высокий уровень сложности в интерпретации полученных результатов. Ее ценность связана с тем, что итоговая оценка («формула») отражает весь спектр обозначенных выше видов направленности и позволяет определить Преобладающую коммуникативную тенденцию, благодаря чему сохраняются целостность, сложность и многогранность личности как субъекта общения. Из работ, в которых применялись различные методы изучения манипулятивных тенденций личности, следует, что существует несколько путей повышения сопротивляемости манипулятивным воздействиям со стороны партнера: 1) развитие самосознания, постоянная саморефлексия, диалогичность мышления; 2) развитие способности распознавать манипулятивные воздействия и желание противостоять им; 3) стремление лучше понять себя (в том числе и собственные манипулятивные склонности); 4) развитие у себя способности слушать и понимать других людей. Большое значение имеют также «социальный отпор» манипулированию как явлению, развитие в общественном сознании понимания содержания и последствий манипуляций, отказ от использования манипулятивных техник и приемов в средствах массовой информации и др.
ЛИТЕРАТУРА 1. Братченко СЛ. Диагностика личностно-развивающего потенциала. Псков,1997. С. 34-62. 2.Доценко ЕЛ. Психология манипуляции. М., 1996. С. 231—264.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.66 (0.007 с.) |