Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общения влияют на взаимопонимание.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Взаимопонимание тесно связано с процессами восприятия, понимания и познания людьми друг друга. Многочисленные работы отечественных психологов, посвященные изучению этих Процессов, показали, что возникающие в процессе познания другого человека образы и понятия о нем являются сложными психическими образованьями. Впоследствии они включаются в процесс понимания партнерами друг друга, определяя уровень взаимопонимания. На формирование образов, понятий о другом человеке влияют практически все индивидно-личностные особенности партнеров по общению. На результаты восприятия и понимания людьми друг друга накладывают отпечаток их социальная принадлежность, национальность, возраст, образ жизни. Так, способность «видеть» в другом человеке не сумму отдельных черт, а целостную систему, комплекс элементов появляется только в старшем школьном возрасте, С возрастом увеличивается удельный вес процессов осмысления, понимания знаний о воспринимаемом партнере, появляется стремление оценить его личностные качества. На особенности взаимопонимания также влияют половые различия: женщины глубже понимают волевые качества и черты характера, выражающие отношение человека к другим людям (например, доброта, отзывчивость) и к себе (эгоизм — альтруизм), а мужчины лучше понимают черты характера, связанные с отношением к труду (целеустремленность, дисциплинированность, добросовестность и т.п.). Это означает, что во взаимопонимании мужчины выделяют прежде всего его когнитивную, интеллектуальную сторону, а для женщин на первый план выступает та его сторона, которая обусловлена межличностными отношениями. На процесс взаимопонимания оказывают влияние профессиональные особенности участников взаимодействия. При формировании понятий о другом человеке как личности профессия познающего оказывает непосредственное влияние на избирательность отражения различных сторон и элементов внутреннего мира познаваемого человека и тем самым предопределяет возможность взаимопонимания. Не менее важным условием взаимопонимания являются отношения между партнерами. Недостаток времени общения и близости между партнерами ограничивает получение нужной информации о личности партнеров. Вместе с тем длительное и близкое знакомство может искажать точность взаимопонимания в сторону переоценки положительных черт общающихся личностей. На результатах взаимопонимания сказывается опыт общения партнеров. Негативный опыт общения (особенно в раннем детстве) уменьшает интенсивность контактов, сужает сферу взаимодействия, приводит к развитию изолированного типа личности. Непонимание эмоционального состояния другого человека, нарушение развития способности к сопереживанию значительно усложняют процесс взаимопонимания либо приводят к его отсутствию. На процесс взаимопонимания влияют также социально-статусные и ролевые особенности участников общения. Технократический подход к человеку, свойственный многим руководителям, актуализирует эффекты дегуманизации, деперсонификации взаимодействий между людьми, формирует отношение к Партнеру как к существу действующему, но мало переживающему, подменяет глубокий, разносторонний его психологический анализ эмоционально-оценочными суждениями. На взаимопонимание партнеров оказывают влияние оценочные эталоны, стереотипы понимания других людей. Они выполняют как позитивные, так и негативные функции. Например, наличие стереотипов облегчает понимание, но нередко выводимая из стереотипа схема суждений о другом человеке действует как предубеждение, что приводит к неадекватности понимания партнера. Из личностных особенностей, оказывающих наибольшее влияние на взаимопонимание с другими людьми, можно указать следующие: отношение к себе (особенности Я-концепции); Особенности личности как субъекта общения; особенности ценностно-смысловой сферы личности. Процесс взаимопонимания, хотя это и может показаться парадоксальным, начинается с понимания себя. Это особенно важно, так как подчеркивает осознанный характер человеческого общения и взаимопонимания. Чем лучше человек осознает себя, свое «бытие в мире», тем лучше он осознает собственные цели, мотивы, отношение к другому человеку или группе людей и тем легче достигается взаимопонимание с ними. Процесс понимания себя осуществляется благодаря самопознанию (осознание и знание себя: своих достоинств, недостатков, слабостей), через самоактуализацию (актуализация внутренних потенций и способностей), посредством самореализации (проявление их в реальных формах жизнедеятельности). Достижению взаимопонимания с другими людьми способствуют такие особенности отношения к себе, как низкая внутриличностная конфликтность, открытость, ощущение ценности собственной личности, самопринятие, уверенность в себе, самоуважение. В целом положительное отношение к себе (позитивная Я-концепция) формирует такое же отношение к другому, уважение себя способствует уважению другого, принятие себя развивает навыки принятия другого, ощущение ценности и уникальности собственной личности позволяет и в другом человеке увидеть то же самое. Поэтому самопознание и понимание себя — это путь к познанию и пониманию других. Кроме высокого уровня самопознания человеку необходимо развивать у себя коммуникативную компетентность, т.е. способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. В структуру коммуникативной компетентности входит совокупность знаний, умений, обеспечивающих эффективность протекания общения. Они позволяют организовывать собственное поведение и обеспечивают взаимопонимание с другими людьми. Вместе с тем коммуникативная компетентность представляет собой необходимое условие взаимопонимания, но недостаточное. Для того чтобы лучше понимать человека, необходимо развивать у себя сензитивность — особую, имеющую эмоциональную природу чувствительность к психическим состояниям других, к их стремлениям, ценностям и целям. Сензитивность лежит в основе эмпатии, которой К. Роджерс придавал особое значение, полагая что ее наличие — одно из необходимых условий взаимопонимания. Понять другого человека ещё не значит вступить с ним в диалогические отношения. Коммуникативная компетентность, сензитивность могут быть использованы в корыстных целях, принести вред другому человеку. Поэтому для взаимопонимания важно совпадение целей, мотивов, установок, ценностных ориентации партнеров, т.е. сходство или просто созвучие взглядов на мир и жизненных ценностей у различных людей. В процессе взаимопонимания важную роль играют ценностные ориентации партнеров, в первую очередь совокупность более или менее осознанных личностных смысловых установок в сфере межличностного общения, которые получили название направленности в общении. Но не всякая направленность способствует полному и даже частичному взаимопониманию. Легче достичь взаимопонимания, если, вступая в общение, человек уже ориентирован на взаимное уважение и доверие, взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество, готов к сотворчеству; даже если диалогическая направленность присуща только одному из партнеров, возможно достижение взаимопонимания высокого уровня, так как желание и умение понять другого вызывают соответствующий отклик и у партнера. Если же оба партнера ориентированы на диалог, то они, как правило, достигают высокого уровня взаимопонимания, вырабатывая совместный язык» и говоря каждый на «своем языке», понимая «язык» другого. Партнеры не подстраиваются друг к другу (они равноправны), не вырабатывают «общего языка» (он нивелирует их индивидуальность), а стремятся понять другого, сохранив свой индивидуальный словарь. Все остальные направленности б общении (например, авторитарная) способствуют достижению частичного уровня взаимопонимания, за исключением манипулятивной направленности, при которой взаимопонимание оказывается невозможным либо имеет низкий уровень. Итак, для глубокого познания и понимания друг друга необходимы достаточно высокий уровень доверия, открытость и готовность делиться своими мыслями, откровенность в суждениях относительно того, что происходит в процессе общения, А готовность быть открытым в значительной степени зависит от того, насколько партнеры осознают и принимают самих себя. Человеку, не очень хорошо понимающему, что с ним происходит, не осознающему свои мысли и намерения, не удастся передать свои переживания партнеру, и тому придется довольствоваться только собственными фантазиями и интерпретациями относительно того, что «внутри» у его собеседника. Человек, не принимающий себя таким, какой он есть, постарается скрыть от другого свой внутренний мир или навязать окружающим превратное представление о себе. Надо уметь взглянуть на людей и различные события глазами человека, которого мы хотим понять. Чтобы достичь и частичного, и полного взаимопонимания, нужно прежде всего иметь желание, взаимную заинтересованность обеих сторон. Приобрести навыки, умения выразить себя, понять другого и найти наиболее приемлемые для партнеров способы самовыражения могут помочь многообразные формы оказания психологической помощи людям — тренинги, консультирование, психотерапия.
ЛИТЕРАТУРА 1.Бодалее АА. Восприятие и понимание человеком человека. М. 1982. С. 56— 110,145—156. 2.Братченко СЛ., Рябченко СА. Авторитарный стиль педагогического общения—а что же дальше?//Магистр. 1996. № З.С 83—90. 3. Жуков ЮМ., Петровская Л А.. Растянников ПВ. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие. Киров, J991.C. 3—10. 4. Знаков ВВ. Понимание в познании и общении. М, 1994. С 120—142. 5. Кукосян ОГ. Профессия и познание людей. Ростов н/Д 1981. С. 115—154. 6.КроникАА Методика экспериментального исследования взаимопонимания в диаде// Психологический журнал. 1985. Т. б. № 5. С. 124—130. 7.МелибрудаЕ.Я — Ты - Мы. М., 1986. С. 123-124. 8. Эмоциональные и познавательные характеристики общения. Ростов н/Д 1990.С.91-И5.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.168.71 (0.011 с.) |