Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
XXI. Психологическая помощь личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
110.Какие формы и виды психологической помощи человеку существуют? 111.В какие периоды жизни человек больше всего нуждается в психологической помощи? 112.Какими могут быть последствия несвоевременного обращения за психологической помощью? 113.Каковы права личности, обратившейся за психологической помощью? 114.Как использовать наблюдение для оказания психологической помощи самому себе в стрессовых ситуациях? 115.Как с помощью опросника определить тип поведения в стрессовой ситуации с целью самодиагностики и оказания себе психологической помощи? 116. Какие упражнения позволяют человеку изменить свое поведение в стрессовых ситуациях и тем самым оказать себе психологическую помощь?
Предисловие Цель данного учебного пособия — показать в едином ключе личность, особенности ее общения и поведения. Главным образом личность представлена как социальное качество, свойство индивида, появляющееся на определенных этапах его развития. В этом контексте изложены сведения о компонентах личности, о механизмах ее социализации, об этапах ее развития, о биологических детерминантах формирования поведения. Акцент сделан на изложении сведений о тех качествах, свойствах личности, особенностях ее поведения, которые по своей природе являются социально-психологическими, т.е. формируются в процессе отношений между людьми, проявляются в них и оказывают влияние на возникновение новых отношений, определенных типов взаимодействия. В соответствии с этой целью выстраивается содержание и последовательность вопросов и ответов в каждом из разделов. Здесь отсутствуют традиционные сведения об общении, о психических процессах (ощущение, восприятие, мышление и т.д.), так как они приведены во многих учебных изданиях. В отличие от других учебных изданий студенты познакомятся в этом пособии с теми психологическими феноменами, особенностями общения, взаимодействия человека, его поведения, информация о которых либо отсутствует в подобных изданиях, либо представлена скудно. «Вопросно-ответная» форма изложения материала позволит каждому студенту лучше ориентироваться в потоке психологической информации. Кроме учебных целей авторы учебника ставят перед собой задачу помочь студентам в их социальном и личностном самоопределении. Поэтому практически в каждом разделе приводятся сведения либо о том, какие черты, особенности поведения присущи той или иной личности, либо предлагаются методы для самодиагностики, самонаблюдения, либо даны приемы, принципы, рекомендации по развитию тех или иных характеристик личности. Много внимания уделяется рассмотрению вопросов формирования личности, ее поведения, стилей взаимодействия; особенностям взаимопонимания и стратегиям взаимодействия, способам Манипулирования, системе отношений личности и ее экспрессивному поведению; излагаются сведения о формировании эмпатии, уверенного поведения, доверительного отношения, рассматриваются характеристики конфликтогенной личности или личности, добившейся больших успехов в своей деятельности, и т.д. Все это, по замыслу авторов, должно способствовать более глубокому проникновению студентов в свой собственный психологический мир и мир окружающих их людей. I. Представление о личности и ее компонентах в психологии Что такое быть личностью? Что такое индивидуальность? Какие представления о структуре личности существуют в отечественной психологии? Что такое социогенные потребности и как они формируются? Что такое способности и одаренность личности? Как развивается самосознание и формируется личностная и социальная идентичность человека? Что такое быть личностью? Понятие «личность» относится к числу самых неопределенных и спорных в психологии. Можно сказать, сколько существует теорий личности, столько имеется и ее определений. Есть ли в них что-то общее; с чем согласились бы большинство психологов? Рассмотрим несколько определений личности, данных ведущими специалистами в этой области, Б.Г. Ананьев отмечал, что «личность — прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических свойств», К их числу он относил принадлежность личности к определенному классу, национальности, профессии и пр. А.В. Петровский охарактеризовал личность в системе межличностных отношений, в связи с чем им были выделены три аспекта личности: интраиндивидный, который отражает свойства, присущие самому субъекту; интериндивидный, рассматривающий особенности взаимодействия личности с другими людьми; и метаиндивидный, описывающий воздействие данной личности на других людей. Л.И Анцыферова определяет личность «как способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений». Существует множество книг, посвященных теории личности, например, в книге И.Б. Котовой «Психология личности в России» анализируются высказывания отечественных философов и психологов по этому вопросу. Все психологи согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия: вначале овладеть речью, а затем с ее помощью многими моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками. Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентации, выработанных человечеством. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет. А может ли человек не быть личностью? Является ли личностью годовалый ребенок, психически неполноценный человек или изощренный преступник? Эти вопросы неоднократно становились предметом не только психологических дискуссий, но и волновали философов, медиков и юристов. На них трудно ответить однозначно, поскольку каждый случай требует конкретного рассмотрения, тем не менее большинство ученых склонно признавать за всеми людьми право называться личностью, хотя иногда — с определенными оговорками. Ребенка, подростка и юношу корректнее называть формирующейся личностью, так как в эти возрастные периоды имеются только задатки зрелой личности, которые должны далее развиться и оформиться в целостную систему свойств. Что касается психически неполноценных людей, то степень сохранности их личности может быть очень разной: от небольших отклонений от нормы при неврозах до значительных разрушений личности при тяжелых случаях шизофрении. Их мировосприятие, мотивация поведения, особенности мышления качественно отличаются от аналогичных характеристик здорового человека, поэтому правильнее в таких случаях пользоваться понятием «патологическая» или «аномальная» личность. Преступники, признанные психически здоровыми, являются асоциальными личностями, поскольку все накопленные ими знания, умения и навыки были обращены против общества, которое их сформировало. Личность может быть утрачена человеком вследствие тяжелой болезни или глубокой старости, что проявляется в отсутствии способности осознавать себя как субъект деятельности, ориентироваться в пространстве и времени и т.п. В этом случае можно говорить о деградировавшей личности. Л.И. Анцыферова считает основным способом существования личности постоянное развитие, направленное на реализацию своих возможностей в деятельности и общении. Как только человек прекращает усилия по развитию своих психических функций, социальных и профессиональных навыков и умений, сразу начинается регресс личности. Каковы же критерии для определения уровня зрелости личности? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к теории И.М. Палея и B.C. Магуна о трех сторонах личности. Первая сторона личности описывает внутреннее строение личности через такие характеристики, как иерархичность и целостность. Под иерархичностью понимается подчинение в процессе развития низших функций (процессов, свойств) более высшим. Например, удовлетворение витальных потребностей у зрелого человека подчиняется его воле и системе ценностных ориентации. Целостность означает единообразие поведения человека в меняющихся условиях и обстоятельствах. Следовательно, зрелая личность действует не под влиянием сиюминутных факторов, а на основе своей системы ценностей, которая складывалась годами. Вторая сторона личности раскрывает особенности ее взаимодействия с предметным миром через характеристики ее активности и самостоятельности. Зрелая личность всегда занимает активную жизненную позицию в любой деятельности, которой она занимается. Она сама определяет для себя смысл, цели и задачи деятельности и ищет оптимальные способы их выполнения. Иногда она даже не ждет вознаграждения за свою работу, если эта работа принесла ей удовлетворение. Это отличает ее от незрелой личности, которая ждет указаний, поощрений и не выходит в процессе выполнения работы за установленные рамки. Зрелая личность способна осуществлять деятельность даже под угрозой наказания (например, со стороны властей) и потерей многих жизненных благ. Примеров самоотречения во имя дела своей жизни в истории России достаточно, начиная с декабристов и кончая диссидентами 60—80-х гг. Третья сторона личности характеризует особенности ее взаимоотношений с другими людьми. И.М. Палей и B.C. Магун выделяют в качестве критерия зрелости только одну, но очень существенную способность личности — возможность содействовать росту и развитию личности других людей. Личность, по словам С.Л. Рубинштейна, «определенностью своего отношения» к жизни «заставляет и других самоопределяться». Чтобы оказывать влияние на мировоззрение других людей, человек должен накопить в себе большой запас мудрости и приобрести власть над окружающими (духовную, религиозную, политическую и пр.). Пространственно-временная широта этого влияния в конечном счете определяет масштаб личности. Чаще всего это влияние распространяется только на ближайшее окружение человека, Некоторые личности воздействуют на умы людей в течение определенного промежутка времени в какой-то стране. Но есть личности всемирного масштаба, влияющие на человечество примером своей незаурядной жизни и дел сквозь толщу веков и даль географических расстояний. Эти люди и являются для нас примером наивысшего развития личности.
ЛИТЕРАТУРА 1. Ананьев БГ. О проблемах современного человекознания. М, 1971. С. 229— 252. 2.Анцыферова ЛИ. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 3— 19. 3.АсмоловАГ. Психология личности. М,, 1990. С. 8—25; 152—170. 4.Котова ИБ. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов н/Д, 1994. С. 45-103; 147-268. 5.Палей ИМ., Магун B.C. Психологические характеристики личности и предпосылки ее социальных потенциалов // Социальная психология. Л., 1979. С. 90—106. 6.ПетровскийАВ. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. С. 213—252.
Что такое индивидуальность? В большинстве словарей и учебников по психологии индивидуальность определяется как совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его психики и личности. Это определение оставляет без четкого ответа ряд вопросов. Например, любая ли характеристика человека может быть отнесена к его индивидуальности? Можно ли отнести к свойствам индивидуальности особенности протекания психических процессов или способности? Как быть, если одна и та же черта личности является предметом сходства для одних людей и различием для других? Очевидно, понятие индивидуальности требует более содержательного анализа. Он был сделан отечественными психологами. B.C. Мерлин разработал теорию интегральной индивидуальности, согласно которой индивидуальность человека складывается из индивидуальных особенностей, относящихся к разным уровням его организации — от биохимического до социального. В частности, он выделил три иерархических уровня. Нижний уровень индивидуальности составляют биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства организма. Средний уровень представлен индивидуальными психическими свойствами (особенности темперамента и черты личности). Высший уровень индивидуальности занимают социально-психологические свойства, составляющими которых являются социальные роли данного человека в малых (семья, коллектив) и больших (класс, народ) группах. Такое понимание индивидуальности снимает вопрос о том, с какого возраста человек становится индивидуальностью. Когда ребенок рождается, его индивидуальность ограничивается только свойствами его организма, но по мере того, как у него проявляются особенности темперамента, формируются черты личности, его индивидуальность расширяется и распространяется на все более высокие уровни. Когда зрелый человек занимает определенное общественное положение, вся иерархия уровней его индивидуальности уже представлена в его поведении, но это не означает, что она больше не будет изменяться. Человек будет приобретать новый опыт, выполнять новые роли и его индивидуальность тоже будет отчасти меняться. Индивидуальность характеризуется не только совокупностью индивидуальных свойств, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Таким образом, если два человека имеют два одинаковых набора свойств (что очень маловероятно), то они все равно будут непохожи по поведению, поскольку связи между свойствами будут разные. Надо сказать, что не все психологи согласны с таким миропониманием индивидуальности. А.Г. Асмолов локализует индивидуальность на уровне свойств личности и связывает ее смысловыми отношениями и установками человека. «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают», — утверждает А.Г. Асмолов. Этим он подчеркивал, что индивидуальность отвечает за решение бытовых вопросов, связанных со смыслом жизни, ценностными ориентациями, жизненной позицией человека. При решении этих вопросов обычно возникают конфликты как внутренние (внутриличностные), так и внешние (между личностью и окружающими). В процессе этой борьбы создается индивидуальность и определяются ее стойкость и масштаб. В 90-е гг. понятие «индивидуальность» вышло за Пределы личности. B.C. Мерлин ввел понятие «метаиндивидуальность», под которым он понимал «психологическую характеристику отношений окружающих людей к данной конкретной ситуации». Иными словами, метаиндивидуальность представляет собой индивидуальность человека в глазах окружающих его людей. Л.Я. Дорфман, развивая в своей книге «Метаиндивидуальный мир» идеи B.C. Мерлина, вводит новые понятия «трансиндивидуальность» и «экоиндивидуаль-ность». Трансиндивидуальность охватывает все явления, связанные с реализацией индивидуальности в окружающем мире: в творчестве, во влиянии на других людей, в конкретных делах и т.п. Экоиндивидуальность описывает процессы, которые зарождаются вне индивидуальности, но ведут к ее изменению, что находит свое отражение во взаимодействии со средой. Как же соотносятся понятия «личность» и «индивидуальность», какое из них является более широким? Графически их можно изобразить как два круга. Наложим их друг на друга таким образом, чтобы они не совпадали полностью, но имели какую-то общую площадь. Данная площадь — это те свойства личности, которые составляют основу ее индивидуальности. Оставшаяся площадь круга, символизирующего личность, соответствует тем ее свойствам, которые являются социально-типичными и характеризуют ее как представителя многих больших и малых групп. «Остаток» индивидуальности представляют биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства, не входящие в структуру личности. Таким образом, можно сказать, что оба понятия являются равновеликими и не совпадающими по содержанию.
ЛИТЕРАТУРА 1.Асмолов АГ. Психология личности. М., 1990. С. 307 — 364. г.Дорфман ЛЯ. Метаиндивидуальный мир. М., 1993. С, 79—120; 198—209; 252-256. 3. Индивидуальность в современном мире. В 3 ч.: Смоленск, 1995. 4. Индивидуальность как субъект и объект современной жизни: В 2 т.: Смоленск, 1996. 5. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1 986. С. 22-51; 110— 139.
3. Какие представления о структуре личности существуют в отечественной психологии? Если проанализировать историю изучения личности, то можно обнаружить, что почти все ученые, пытавшиеся вникнуть в суть этого сложного психического образования и понять механизм его функционирования, приходили к мысли о необходимости выделения отдельных элементов и анализа взаимосвязей между ними. Критерии деления личности на отдельные блоки были различны и вызывали дискуссии, но всеми учеными признавалась необходимость изучения структуры личности. В Философском энциклопедическом словаре «структура»1 [1]определяется как совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Таким образом, чтобы провести структурный анализ какого-то сложного объекта, надо: 1) выделить элементы, из которых он состоит; 2) изучить характер связи между этими элементами; 3) выявить механизм целостности структуры, позволяющий ей не изменяться при изменении среды. При выделении элементов необходимо руководствоваться некоторыми правилами: элементы должны содержать в себе основные характеристики целого, а не быть просто его частями; их количество должно быть достаточным для полного описания личности, но не быть чрезмерным. Существуют два основных способа построения структуры юности: эмпирический и теоретический. Эмпирический способ основан на выделении элементов структуры с помощью применения методов математической статистики (чаще всего факторного анализа) к большому массиву эмпирических данных. Выделенные в процессе обработки кластеры, или фактуры служат элементами структуры личности (например, (5 факторов в структуре личности, предложенной Р. Кеттеллом). Теоретический способ построения структуры личности основан на выдвижении теоретического принципа, который связывает между собой отдельные уровни и элементы. В отечественной психологии представлены оба способа построения структуры личности. Эмпирический подход реализован в работах B.C. Мерлина, который на основе эмпирических исследований пришел к трехуровневой структуре личности. Нижний уровень представлен свойствами личности, которые являются ее элементами. Второй уровень образуют симптомокомплексы — группы свойств личности, связанные между собой вероятностными связями. Третий уровень составляют три вторичных фактора, которые вбирают в себя все симптомокомплексы. Теоретический подход к построению структуры личности реализован К.К. Платоновым, который в качестве основы для выделения уровней структуры выбрал принцип соотношения социального и биологического. На этом основании нижний уровень оказался представленным теми компонентами личности, которые имеют только биологическую детерминацию: темперамент, половые и возрастные свойства. Второй уровень включает в себя личностные особенности протекания психических процессов (восприятия, мышления и др.). Он детерминирован и биологическими, и социальными факторами. Третий уровень, обусловленный преимущественно социальными факторами, состоит из привычек, умений, навыков и знаний личности. Наконец, четвертый уровень имеет исключительно социальную детерминацию и представлен такими характеристиками личности, как убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. По мнению К.К. Платонова, все известные свойства личности могут быть отнесены к этим четырем подструктурам. Исключение составляют только характер и способности, которым он отводит особую роль. Характер является «не самостоятельной подструктурой, а наложенным на них (подструктуры. — Лет.) общим качеством личности». Аналогично он рассматривал и способности, утверждая, что «любое свойство личности, входящее в любую из четырех подструктур личности, может и должно рассматриваться как элементарная способность... если это свойство личности профессионально положительно или отрицательно значимо». Надо отметить, что пик исследований и дискуссий, посвященных структуре личности, приходится на 70-е гг., когда структурный и системный анализ был популярен и в других науках.
ЛИТЕРАТУРА 1.Мерлин В,С. Структура личности: характер, способности, самосознание, Пермь, 1990. С. 51 —78. 2.Платонов КК. Структура и развитие личности, М., 1985. С. 118—145. 3.Роговин М.С. Развитие струкгурно-уровневого подхода в психологии // Системные исследования. М., 1974. С. 187—224. 4.Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
4. Что такое социогенные потребности и как они формируются? Большинством психологов потребность определяется как переживаемая или осознаваемая человеком необходимость в каком-нибудь жизненном благе. Потребности принято разделять на две большие группы. Первая группа потребностей связана с благами, обеспечивающими жизнь и существование человека, они называются биологическими, или витальными. К ним относятся потребности в пище, отдыхе, безопасности, сексуальные потребности. Вторая группа потребностей порождена участием человека в социальной жизни и ее благами. Они называются социальными, или социогенными и включают в себя все потребности, связанные с общением и разными видами человеческой деятельности (игрой, познанием, трудом). Ш.Н. Чхартишвили определяет социогенную потребность как «потребность в социальных взаимодействиях конкретного содержания». Существуют более развернутые классификации потребностей. Так, П.Н. Симонов в качестве самостоятельных по происхождению и базисных по своим характеристикам выделяет три вида потребностей: витальные, социальные и идеальные. Социальные в свою очередь подразделяются им на потребности «для себя», которые воспринимаются субъектом как права, потребности «для. других» (обязанность делать что-либо для других людей) и потребности в норме и идеологии. Идеальные потребности направлены на духовные объекты и включают в себя познавательные, эстетические, этические, религиозные и другие подобные потребности. Наряду с ними существуют две вспомогательные потребности: потребность в вооруженности, или компетентности, и потребность в преодолении препятствий на пути к цели. Первую из них П.Н. Симонов рассматривает как стремление к мастерству, к развитию способностей, к накоплению знаний, позволяющих контролировать внешнюю среду, а вторую связывает с волей и считает ее, как и первую, инструментальной, т.е. проявляющейся во всякой деятельности человека и связанной со способом ее выполнения. Витальные и социогенные потребности нельзя противопоставлять друг другу, поскольку первые также несут на себе отпечаток культурных традиции. Это видно на примере даже такой простой витальной потребности, как потребность в пище, удовлетворение которой обросло разными традициями, смыслами и иногда превращается в целый ритуал, В то же время социогенные потребности качественно отличаются от витальных. Например, социогенные потребности, как правило, являются ненасыщаемыми, т.е. в их динамике трудно зафиксировать фазу, после которой потребность исчезает. Но главное отличие состоит в том, что социогенным потребностям человек научается в процессе социализации и они не могут возникнуть у него сами по себе без влияния окружающих его людей. По мнению X. Хекхаузена, мотив является не чем иным, как гипотетическим конструктом, которым люди пользуются для объяснения своего или чужого поведения, Из этого следует, что личность не может использовать те объяснения, которым она не была обучена. Так, до описания А. Адлером комплекса неполноценности никто не мог сказать, что он испытывает потребность избавиться от комплекса неполноценности. В связи с этим является не совсем корректной интерпретация поведения людей прошедших эпох в терминах современности. В детстве ребенку окружающие его люди внушают, к чему он должен стремиться и чего он должен избегать, тем самым закладывая систему его ценностных ориентации и соответственно иерархию его потребностей. Передача представлений о том, что есть благо, может быть прямой, когда с ребенком ведут беседу на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», и косвенной: через личный пример, через создание условий, благоприятствующих развитию иерархии потребности. Например, для развития познавательной потребности у ребенка необходимо создание богатой в информационном отношении среды (географическая карта вместо ковра, конструкторы вместо дорогих, но малофункциональных игрушек). Помимо родителей и воспитателей большую роль в формировании системы ценностей человека играют средства массовой информации (телевидение, радио, книги, газеты и пр.). По мнению П.Н. Симонова, воздействие на сферу потребностей развивающейся личности имеет следующую закономерность: сначала необходимо обеспечить человека информацией о социально ценных способах удовлетворения социогенных потребностей, которая приведет его к соответствующим видам деятельности; тогда на втором этапе происходит возвышение, одухотворенность потребностей, сформировавшихся ранее. Например, на основе любознательности ребенка можно формировать у него устойчивую потребность в познании, на основе стремления его к участию в делах других людей — альтруистическую потребность. Социогенные потребности имеют общественно-историческую природу и могут меняться на протяжении длительных отрезков времени. Во-первых, возможно изменение способов удовлетворения потребности, Это можно проследить на примере познавательной потребности, которая вначале могла быть удовлетворена через непосредственную передачу информации от одного человека к другому. Но затем (с развитием письменности, изобретением радио и телевидения, созданием компьютерных сетей) способы ее удовлетворения так видоизменились, что можно уже говорить не об одной, а о целой группе потребностей. Во-вторых, потребность может менять свое место в иерархии потребностей, характерных для данного общества. В каждом обществе существует своя иерархия ценностей, которая определяется государственным устройством и его идеологией, поэтому одна и та же потребность может иметь разный вес в разных странах. Так, в нашей стране долгие годы ведущими были коллективистские потребности, состоящие в стремлении принадлежать к какой-то группе, не выделяться из нее, отстаивать ее интересы иногда вопреки собственным. В настоящее время в связи с изменением идеологии большее значение начинают приобретать мотивы личностного самоопределения и самоактуализации. В мотивационной сфере каждого человека можно выделить социально-типические особенности, характерные для людей его круга, пола, возраста, страны, национальности, и индивидуально-своеобразные, обусловленные тем микроклиматом, в котором он рос и формировался: стилем семейного воспитания, литературой, которую он читал, влиянием авторитетных лиц. Соотношение этих двух составляющих может быть очень различающимся у разных людей: от типичной структуры мотивов до уникального их сочетания. Социогенные потребности представляют интерес не только для психологов, но и социологов, культурологов, психоисториков, так как, изучая их, можно лучше узнать, чем живет и к чему стремится тот или иной народ.
ЛИТЕРАТУРА 1. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. С. 8— 20. 2.Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983. С. 6-37. 3.Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. С. 118-120. 4.Симонов ПН. Междисциплинарная концепция человека: потребностно-информационный подход // Человек в системе наук. М., 1989. С. 58—73. 5.ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т- 1.С. 12—55.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.72.220 (0.017 с.) |