Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что такое экспрессивное поведение человека?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В современной психологии под экспрессивным поведением личности понимается совокупность устойчивых и динамических средств выражения, организующихся в пространственно-временные структуры и перестраивающихся по ходу развития психологических и социально-психологических образований личности. Данная совокупность выразительных средств состоит из элементов, имеющих различную динамику изменений и отличающихся степенью прилагаемых для этих целей усилий. Таким образом, в структуре экспрессивного поведения человека имеют место компоненты, обладающие высокой степенью изменчивости (динамические — мимика, жесты, позы, интонации) и средней; низкой степенью изменчивости, К последним относят физиогномические составляющие экспрессии; прическу, одежду причисляют к компонентам, обладающим средней степенью изменчивости. Экспрессивное поведение — это личностное образование. Как писал русский психолог, исследователь выразительного поведения князь Сергей Волконский в своих книгах «Выразительный человек» (1913), «Человек на сцене» (1912), выразительное поведение — это выявление внутреннего Я путем внешнего Я. «Это есть самоизваяние, притом вечно изменяющееся». Еще в более поэтической форме писал о выразительном поведении как личностном образовании В. Классовский в своей книге «Теория и мимика страстей» (1849). Он восклицал, что «наше тело, поставленное между душою и внешнею природою, — зеркало, отражающее в себе действие их обоих, рассказывает всем желающим и умеющим понимать. Эти рассказы — не только наши склонности, волнения, чувства, мысли, но и повреждения, которые оно само получило от судьбы, страстей, болезней». Д. Авербух в заключении своей замечательной книги «Душа и внешность» (1901) приходит примерно к таким же выводам. Он пишет, что внутренние перемены человека влекут за собой перемены и в его внешности. Поэтому внешность не есть случайное сочетание форм, а строгое отчетливое выражение родовых и индивидуальных особенностей, присущих субъекту. В современной экспериментальной психологии экспрессивного поведения предпочтение отдает изучению динамических компонентов экспрессии — совокупности выразительных движений, которые постоянно изменяются в соответствии с состояниями и отношениями человека. Эти движения отражаются преимущественно с помощью оптической системы. К визуальным средствам общения в англо-американской психологии относят также кинесику — зрительно воспринимаемый диапазон движений, несущих различную информацию с точки зрения либо одного партнера, либо другого, либо для обоих. В структуру кинесики входят только выразительные движения рук (жестов), движения глаз (контакт глаз), движения тела человека (позы), которые имеют достаточно четкую семантику. В отечественной психологии принята классификация выразительных движений, имеющих как четкое, так и размытое поле психологических значений, предложенная С.Л. Рубинштейном: мимика, или экспрессия лица («разительные движения лица), пантомимика (выразительные движения всего тела — позы, походка, жесты) и «вокальная мимика» (выражение эмоций в интонации и тембре голоса- просодика). Мимика, жесты, позы, походка, интонации образуют экспрессивный репертуар личности, который в той или иной степени осознается индивидом, управляется им, носит характер программы экспрессивного поведения личности. Таким образом, экспрессия включена психологическую структуру личности и сообщает о ней «бито», а именно: то, что всегда сопряжено с психологическими социально-психологическими свойствами человека и особенностями взаимодействия его с другими людьми. В этом смысле экспрессивное поведение — это ядро внешнего Я личности. С целью маскировки своего Я человек использует различные «экспрессивные маски». Но как бы успешно он ни маскировал свои действительные переживания, они непременно заявят о себе в неконтролируемых комплексах движений, в используемых «экспрессивных штампах», в «экспрессивных привычках», даже в «экспрессивном косноязычии», Например, у одного есть скверная привычка в задумчивости почесывать затылок, у другого — тереть нос, у третьего — кривить губы или по-особенному прищурить глаза и т.д. Именно эти особенности экспрессивного поведения становятся предметом насмешек со стороны других людей, являются основой для создания дружеских шаржей и едких карикатур. Таким образом, по аналогии с классификацией подструктур личности и с точки зрения изменчивости компонентов экспрессии можно выделить статические, устойчивые и динамические подструктуры в экспрессивном поведении личности. Эти подструктуры состоят из социальных выразительных средств (выразительных движений и оформления внешности), эмоциональных действий и выразительных движений, имеющих генотипическую основу. Экспрессивное поведение является показателем устойчивых индивидно-личностных особенностей (возраст, пол, статус, качества личности) и знаком - индикатором динамических характеристик личности (эмоциональных состояний, отношений). Фундаментальными особенностями экспрессивного поведения являются следующие. Во-первых, оно есть составная часть целостного поведения личности; как и все поведение, оно представляет собой культурно-исторический, интерперсональный феномен. Во-вторых, формирование экспрессивного поведения личности, ее экспрессивного репертуара осуществляется на стыке природных форм выражения состояний, переживаний, отношений и социокультурных способов их предъявления, поэтому экспрессивное поведение относится к биосоциальным системам, как и все поведение человека. В-третьих, экспрессивное поведение неотделимо от личности, оно индивидуально и неповторимо настолько, насколько индивидуальна и неповторима сама личность. В-четвертых, экспрессивное поведение — это инструмент познания внутреннего мира человека, потому что оно и есть часть этого мира, форма его существования. В-пятых, основное свойство экспрессивного поведения — это динамичность и изменчивость совокупности выразительных средств вслед за изменениями личности. В-шестых, экспрессивное поведение представляет собой целостность, состоящую из движений, различающихся степенью интенциональности, направленности, осознанности. Наряду с устойчиво повторяющимися движениями в него входят те элементы, которые соответствуют динамическим состояниям личности, а они в свою очередь накладываются на индивидно-личностные и групповые программы экспрессивного поведения. В-седьмых, в силу этих обстоятельств экспрессивное поведение не является системой кодов с жестко закрепленными значениями, оно имеет поле психологических значении. В-восьмых, совокупность выразительных средств, образующих структуру экспрессивного поведения, — это целостность, трудно разложимая на отдельные единицы, где преобладают непроизвольные движения над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми. В-девятых, экспрессивное поведение частично представлено самому субъекту общения — он не видит напряжения своих мышц, пластики своих поз, экспрессии своего лица (М.М. Бахтин). В-десятых, партнер по взаимодействию, напротив, может наблюдать за экспрессией с помощью оптической, тактильно-кинестетической, акустической, ольфакторной систем отражения и формировать психологически многозначный образ личности другого. В одиннадцатых, экспрессивное поведение относится к полифункциональным явлениям, выполняющим информативные, коммуникативные, эмоциональные, когнитивные, регулятивные функции; оно уточняет, изменяет эмоциональную насыщенность сказанного, нейтрализует нежелательные состояния, отношения (например, агрессию); постоянная представленность экспрессивного поведения другому («осязаемое данное», С.Л. Рубинштейн) привела к развитию функций маскировки своего Я человеком, который использует в этих целях различные «экспрессивные маски». И наконец, экспрессия является не языком тела, а языком души. Экспрессивное поведение как внешнее Я личности, связанное с ее устойчивыми и динамическими подструктурами, является объективным показателем многих характеристик человека. Экспрессивное поведение может рассматриваться как: 1) проявление выразительных компонентов общей, психомоторной активности личности, сопряженной с ее темпераментом (темп, амплитуда, интенсивность, гармоничность движений); 2) экспрессивная структура актуальных психических состояний личности; У) выражение модальности, знака отношения одного человека к другому; 4) средство выражения свойств и качеств личности; 5) показатель развития личности в качестве субъекта общения (экспрессивные программы вступления в контакт, поддержания и выхода из него); 6) проявление экспрессивных компонентов социального статуса личности; 7) средство выражения личностью ее тождества с определенной группой, общностью, культурой; 8) маскировка с помощью «экспрессивных масок» внешнего Я личности; 9) средство демонстрации и создания социально приемлемых форм поведения; 10) показатель личностных способов разрядки, облегчения в стрессогенных ситуациях. Наряду с этими направлениями анализа выражения личности, она (личность) может быть изучена с точки зрения использования ею экспрессивного репертуара (как его статических, так и динамических компонентов): 1) для поддерживания оптимального уровня близости с партнером; 2) изменения взаимоотношений в общении; 3) придания определенной формы взаимодействию с другими (от конфликта до согласия); 4) осуществления социальной стратификации.
ЛИТЕРАТУРА 1.Бодалев АА. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. С. 16—32. 2.ЛавунскаяВА. Психология экспрессивного поведения. М., 1989. С. 3—21. З. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М., 1989. С. 157—164.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1857; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.128.227 (0.01 с.) |