Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что такое «авторитет» и каковы основные направления его изучения в психологии?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В повседневной речи слово «авторитетный» употребляется как одно из возможных обозначений, фиксирующих факт социальной влиятельности личности или группы людей, и в этом плане выступает по сути дела синонимом определений «важный», «значительный», «уважаемый» и т.п. Подобная ситуация, характеризующаяся тем, что обыденное сознание смешивало и смешивает понятие «авторитет» с близкими по смыслу, родственными ему, но никак не содержательно тождественными терминами, не могло не отразиться на четкости собственно научного понимания этого феномена. Например, нередко и в отечественной, и в зарубежной специальной литературе понятия «авторитет» и «лидер» в содержательном плане сливаются. Они употребляются в текстах рядом друг с другом не для того, чтобы подчеркнуть специфику каждой из двух психологических реальностей, лежащих за этими терминами, а лишь для того, чтобы при изложении мысли избежать тавтологии. Данное явление наблюдается, хотя в многочисленных исследованиях демонстрируются различия между понятиями «лидер» и «авторитет», указывается на их специфическое соотношение, состоящее в том, что лидер всегда является авторитетом хотя бы в какой-то одной достаточно значимой для группы сфере ее жизнедеятельности, но «авторитет» далеко не всегда выступает в роли лидера, так как может не управлять сообществом и не брать на себя решение какой-либо групповой задачи. Но факт нечеткости, размытости границ в определении феномена авторитета не может быть объяснен до конца влиянием неструктурированности обыденного сознания на понятийное содержание научного тезауруса. Одной из причин сложившихся представлений об авторитете является сама история исследования феномена авторитета и отношений авторитетности в реально функционирующей малой группе. Она достаточно продолжительна и состоит из трех взаимосвязанных и взаимообусловленных, но при этом вполне самоценных этапов. На первом, начальном, этапе своей проработки проблематика авторитета, так же как и практически все остальные аспекты многогранного феномена социального влияния, была жестко привязана к основной цели - оптимизировать взаимоотношения в управленческой системе руководитель — исполнители, начальник — подчиненные. Подобная установка, а также объективная сложность вычленения собственно отношений авторитетности, которые оказываются закамуфлированными при реальном соединении в одном лице властных полномочий и авторитета в глазах подчиненных, обусловили вполне объяснимое, но неоправданное смещение акцента исследований с собственно феномена авторитета на будто бы его единственно возможного носителя — руководящее звено управленческой системы. Таким образом, довольно продолжительное время господствовал взгляд на авторитет Как на своего рода функцию тех или иных индивидуально-психологических особенностей руководителя. Подобный подход к рассмотрению авторитета является не просто аналогией, а по существу результатом прямой экспансии на данную область науки теории «черт лидерства». Принципиальное положение данной теории состоит в том, что в основе доминирования лежит конечный по своему объему набор врожденных, личностных свойств и качеств, как бы ниспосланных в виде некой благодати («харизмы») и «обрекающих» определенного человека стать и быть лидером. С позиций этой теории было проведено большое количество исследований, результатом которых стали списки личностных свойств, якобы обусловливающих лидерство. Исследования проводились и в лабораторных, и в реально функционирующих группах, среди взрослых, подростков и детей, в условиях деятельности, различающихся по своей структуре, содержанию и целям. Естественно, что количество выделенных будто бы особых черт «прирожденных лидеров» росло, закономерно порождая путаницу и противоречия. Уже с конца 20-х гг. высказывались серьезные сомнения по поводу правомерности подхода к лидерству, как к феномену, проявление которого обусловлено в решающей степени наличием определенного набора врожденных индивидуально-психологических черт. В 1940 г. американский психолог К. Бэрд и в 1948 г. его коллега Р. Стогдилл провели сопоставительный анализ наборов будто бы необходимых любому лидеру свойств и качеств, выделенных конкретными исследователями. В результате со всей очевидностью было показано разительное несовпадение сравниваемых списков, Например, в них соседствовали такие взаимоисключающие характеристики, как непреклонность и умение пойти на компромисс, дружелюбие и жестокость, красноречие и немногословность. Это опровергло основополагающий постулат «теории черт». Так как лидер всегда является авторитетным лицом, то результаты многочисленных исследований, выполненных с позиции «теории черт», имеют прямое отношение к проблематике авторитета. Несмотря на критику основных выводов «теории черт», нельзя отрицать тот факт, что в реальности существуют связи между психологическими качествами индивида и его статусной позицией в группе. Более того, определенные качества личности, реализация которых осуществляется в условиях совместной деятельности и общения, либо благоприятствуют, либо затрудняют завоевание лидерской, а значит, и авторитетной позиции, Принципиальное возражение вызывает лишь трактовка этих качеств как определяющих, детерминирующих возникновение, становление, развитие и реализацию отношений авторитетности во всех типах малых групп. Достигнутые в 70—80-х гг. определенные позитивные сдвиги в анализе самого феномена авторитета и отношений авторитетности в группе в основном связаны с интериндивидным подходом, развитым отечественными социальными психологами. Одна из сложившихся тогда теорий — теория деятельного опосредования межличностных отношений в группах — положила начало целому циклу экспериментальных исследований. Целью этих работ стало выявление и описание социально-психологических феноменов, наличие которых характеризует группы низкого уровня развития, или диффузные сообщества. В рамках данной теории групп понятие «авторитет» интерпретировалось как осознанная внутренняя готовность делегировать другой личности право на принятие ответственного решения и оценку значимых обстоятельств совместной деятельности. Таким образом, уже сама теоретическая позиция здесь в корне отлична от понимания авторитета как простой функции свойств и качеств индивида. Данная позиция не ограничивает изучение авторитетных лиц лишь кругом руководителей и лидеров. Напри-. мер, анализ особенностей авторитета подчиненного в глазах руководителя в системе управления деятельностью органами внутренних дел.показал, что в группах высокого уровня развития руководители склонны авансировать доверие, по существу побуждая подчиненных его оправдывать. В Группах относительно невысокого уровня развития руководители, оценивая участие своих подчиненных в деловой и эмоциональной интеграции группы, демонстрируют, как правило, обратную тенденцию — занижают оценку по сравнению с той, которую группа дает сама себе. Кроме работ, непосредственно направленных на изучение авторитета, в конце 70-х — начале 80-х гг. был осуществлен ряд экспериментальных исследований, косвенно затрагивающих эту проблематику. Понятие «авторитет» нередко использовалось авторами как объяснительное при интерпретации результатов исследования лидерства, руководства, референтности, характера межличностного восприятия, статусно-ролевого ожидания и т.д. Несмотря на такое широкое обращение к феномену авторитета, на этом этапе его изучения еще недостаточно четко была выявлена специфика данного явления. Авторитет личности рассматривался (и совершенно справедливо) как феномен, характерный для групп достаточно высокого уровня развития. Проблема формирования отношений авторитетности оказалась как бы несколько в стороне за рамками экспериментальной практики, нацеленной преимущественно на выявление и описание уже сложившихся отношений авторитетности. Данный факт объясняется тем, что и формирование отношений авторитетности, и их реализация происходят в совместной деятельности и общении. Это затрудняет разделение двух принципиально различных стадий становления авторитета — стадии апробации отношений авторитетности (проверке кандидатов на право занимать эту позицию) и стадии реализации уже сложившихся, зрелых отношений авторитетности. Кроме того, в совместной деятельности и общении отношения авторитетности лишь складываются, формируются и реализуются. Но основания авторитета находятся вне актуальных деятельностных связей субъектов отношений авторитетности. Интраиндивидные качества (черты, особенности личности) не могут претендовать на роль этих оснований, о чем Свидетельствует анализ данных, набранных в русле теории «черт лидерства». Появление третьей координаты измерения и определения отношений авторитетности связано с новым «прорывом» в исследовании групп, суть которого заключается в научно выверенной экстраполяции основных принципов и идей социальной психологии в сферу изучения личности (в частности, концепция персонализации). Применительно к отношениям авторитетности это означает принятие следующей модели: индивидуальные особенности авторитетного лица — процесс отработки, формирования авторитетных отношений в условиях совместной деятельности и общения — идеальная (внеактуальная) представленность авторитетного лица в сознании другого — реализация отношений авторитетности в совместной деятельности и общении. Таким образом, учитываются четыре аспекта отношений интраиндивидный — интериндивидный и через призму метаиндивидного — интериндивидного. Конкретизацией данной схемы может служить структурно-компонентное описание отношений авторитетности: а) индивидуальные качества и свойства референтного лица (51), либо благоприятствующие, либо затрудняющие завоевание им авторитетной позиции в группе или диаде партнеров (52) по взаимодействию); б) отношения межличностного предпочтения, с одной стороны, являющиеся своего рода проверкой кандидата на право занимать авторитетную позицию, а с другой—представляющие собой важнейший канал трансляции личности этого кандидата; в) идеальная представленность 51 в сознании 52, обусловленная значимостью для 52 тех изменений «смысловых образований», которые были произведены 51 на предыдущем, непосредственно деятельностном этапе формирования отношений авторитетности, и готовность 52 признать право первого на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности; г) реализация отношений авторитетности, т.е. практическое предоставление подобного права и практическое его осуществление в условиях совместной деятельности. Итак, можно выделить три основных этапа разработки проблематики авторитета: господство интраиндивидного подхода; преобладание интериндивидного подхода с учетом интраиндивидного аспекта; комплексный подход к изучению авторитета и отношений авторитетности с учетом трех (интра-, интер-, мета-) координат анализа. При этом именно третий, «синтетический» по своему характеру способ анализа феномена авторитета позволяет построить его структурно-компонентную схему, раскрывающую подлинную специфику той психологической реальности, которая лежит за понятием «авторитет».
ЛИТЕРАТУРА 1.Валков ИЛ, Емельянов Ю.Н. К критике теории «черт лидерства» //Человек и общество. Л,, 1973- Вып. XI.. 2.Петровский АВ. Трехфакторная модель значимого другого //. Вопросы психологии. 1991. № 1. 3.Кондратьев МЮ. Подросток в системе межличностных отношений закрытых учреждений. М, 1994. С. 1 5- 16.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.186.56 (0.006 с.) |