Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XI. Психологические особенности уверенной в себе личности

Поиск

Каковы характерные черты уверенной в себе личности? Что такое уверенное и неуверенное поведение? Какие объяснения формирования уверенной или не­уверенной в себе личности существуют? Какие способы измерения и коррек­ции неуверенности в себе существуют?

 

61. Каковы характерные черты уверенной в себе личности?

В том или ином виде проблему уверенности в себе, доверия к себе и к своим способностям можно обнаружить практически в любой психологической теории, так или иначе касающейся психологии личности. Совершенно очевидно, что люди раз­личаются по степени уверенности в себе. Понятие «уверен­ность» присутствует в большинстве языков мира, в некоторых даже встречается несколько слов для обозначения этого каче­ства личности. Однако как психологическое понятие «уверен­ность в себе» (английское assertiveness, немецкое Selbstsicher-heit) появилось в учебниках психологии сравнительно недав­но в связи с задачами психологической коррекции и психоте­рапии. Экспериментальному психологическому изучению уверенности в себе предшествовала практика «тренинга уве­ренности» в клиниках неврозов и в обычных больницах. Этот факт указывает на источник интереса психологов к пробле­мам уверенности. Практические психологи и психотерапевты в ходе своей работы обнаружили, что большинство невроти­ческих больных и большая часть обычных больных (особенно с сердечно-сосудистой патологией) в той или иной степени страдают от скованности, одиночества, от неуверенности в се­бе и своем будущем.

Психологи попытались обнаружить причины неуверен­ности в себе и найти пути коррекции, лечения или ослабле­ния ее невротизирующего влияния. Первым серьезно занялся этой проблемой Андре Сальтер, владелец и Главный врач до­вольно крупной и богатой клиники неврозов в США. Начав работу с неуверенными клиентами в 40-е гг., Сальтер обоб­щил свой опыт и попытался дать ему теоретическое обосно­вание в книге «Условно-рефлекторная терапия». Опираясь на теорию И.П. Павлова, Сальтер предположил, что причиной неуверенности может быть преобладание процессов тормо­жения над процессами возбуждения, приводящее к формиро­ванию «тормозной» личности, не способной к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и потребно­стей, ограниченной в самореализации И испытывающей вследствие этого затруднения в контактах с другими людьми. По мнению Сальтера, большинство его современников в той или иной степени страдали от такого рода нарушения нерв­ного баланса. На основе своего клинического опыта Сальтер выделил и описал шесть характеристик здоровой, уверенной в себе личности.

1. Эмоциональность речи, что соответствует открытому (уверенный человек называет чувства «своими именами» и не заставляет партнера (партнеров) по разговору догадываться,
какое именно чувство стоит за его словами; это тем более важ­но, что партнер поглощен своими собственными чувствами и будет реагировать на контекст беседы), спонтанному (уверенный в себе человек выражает чувства спонтанно, т.е. в тот мо­мент, когда они возникли) и подлинному (уверенный человек говорит именно о тех чувствах, которые он испытывает; он не стремится скрыть или «смягчить» проявления своих как пози­тивных, так и негативных чувств) выражению в речи всех ис­пытываемых чувств.

2. Экспрессивность и конгруэнтность поведения и речи, что означает ясное проявление чувств в невербальной плоско­сти и соответствие между словами и невербальным поведени­ем. (Психологи, занимающиеся изучением уверенности в себе, много внимания уделяют изучению особенностей невербаль­ного поведения уверенных в себе людей.)

 

3. Умение противостоять и атаковать, проявляющееся в прямом и честном выражении собственного мнения, без ог­лядки на окружающих.

4. Умение не «прятаться» за неопределенными формули­ровками; чаще, чем другие люди, уверенные в себе используют местоимение Я.

5. Неприятие самоуничижения и недооценки- своих сил и качеств, способность без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес.

6. Способность к импровизации, т.е. к спонтанному выраже­нию чувств и потребностей.

Несколько позже Джозеф Вольпе, один из учеников и со­трудников Сальтера, обнаружил, что существенную роль в воз­никновении чувства неуверенности играет социальный страх, испытываемый человеком в определенных ситуациях. Однаж­ды возникнув, социальный страх прочно ассоциируется с оп­ределенными социальными ситуациями и затем подкрепляет сам себя. Страх «вхождения» в ситуацию снижает шансы на ус­пех, а неуспех в свою очередь усиливает страх; иными словами, страх создает почву для неудач в вызывающих его социальных ситуациях, а неудачи еще больше подкрепляют страх. Таким образом, страх и связанное с ним поведение выучивается, ав­томатизируется, поддерживается и воспроизводится, распро­страняясь на смежные социальные ситуации. Социальный страх проявляется в самых различных формах и в самых раз­ных ситуациях: страх критики, страх быть отвергнутым, страх оказаться в центре внимания, страх показаться неполноцен­ным, страх начальства, страх новых ситуаций, страх предъяв­лять претензии или не суметь отказать в Требовании, Страх не суметь сказать «нет». В той или иной степени эти страхи, ко­нечно, присутствуют в психике любого человека. Проблема неуверенных в том, что у них социальный страх становится доминирующим чувством, блокирующим их социальную ак­тивность. Позже немецкие психологи Рита и Рюдигер Ульрих в сложном эксперименте с использованием факторного анали­за обнаружили, что чувства вины и стыда также играют суще­ственную роль в возникновении неуверенности наряду с дефицитом навыков социального поведения.

К началу 70-х гг. сформировалось представление об уве­ренности как о комплексной характеристике человека, включающей в себя эмоциональные (страх и тревожность), пове­денческие (дефицит навыков социального поведения) и когнитивные компоненты. Но общепринятого определения уве­ренности в себе на сегодняшний день не существует. Большин­ство зарубежных психологических словарей ограничивается описанием различных подходов к уверенности.

Одним из самых часто используемых определений уверен­ности в себе является определение, данное Рюдигером и Ритой Ульрих. Под уверенностью в себе они понимают способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимо­действии с социальным окружением и добиваться их осуще­ствления. Кроме того, к уверенности относится способность разрешать себе иметь запросы и требования (установки по от­ношению к самому себе), осмеливаться их проявлять (соци­альный страх и заторможенность) и обладание навыками их осуществления (социальные навыки),

В представлении В. Вендландта и Х.В. Хеферта неуверен­ность в себе проявляется на самых разных этапах процесса ре­гуляции поведения — при постановке цели поведения, при планировании действий, при выполнении действий, а также в результатах действий и в их оценке, Они обозначили неуве­ренность как состояние, которое возникает, если «нарушает­ся» привычный или запланированный ход деятельности или что-то происходит непривычным или незапланированным образом. Такого рода нарушения чаще всего вызываются неяс­ными формулировками целей поведения, неполноценными планами поведения, нереалистичными притязаниями, невер­ной оценкой результатов действий, неумением использовать позитивные последствия в качестве «подкреплений» и недо­статочной коррекцией планов поведения на основе результа­тов совершенных в прошлом действий,

Р, Зигмунд, подчеркивая ключевую роль самооценок в уверенном поведении, показывает, что социальный страх при оп­ределенных условиях провоцирует некоторые негативные самовербализации («Я с этим не справлюсь...», «Это выше моих сил» и т.д.). Внимание концентрируется на этих установках и тормозит уверенное поведение. Появляющееся вследствие этого переживание неуспеха закрепляется. В случае недостат­ка навыков возникает ситуация неуспеха, негативный опыт снижает доверие к себе, что в свою очередь вызывает неуверенность. Прошлый опыт также определяет способ оценки се­бя. Человек задает себе вопрос: как я выгляжу, как я хотел бы выглядеть, как, предположительно, меня воспринимают дру­гие. Неуверенность в себе возникает как следствие негативных оценок, «нарушенного образа себя», собственные достижения недооцениваются в сравнении с другими. В результате инди­вид начинает привычно негативно оценивать себя, свои до­стижения, способности и цели. Неуверенность характеризует­ся также недостаточно ясными формулировками намерений; неполными планами действий; негативной оценкой результа­тов действий, приводящих к возникновению «дефектных» или «дефицитных» стереотипов поведения. Таким Образом, по мнению Р. Зигмунда, установки по отношению к собственной персоне, самовербализации и самооценки человека решаю­щим образом влияют на поведение человека, формируют тип уверенного или неуверенного поведения.

Так, уверенность в себе есть свойство личности, ядром ко­торого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения зна­чимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Ос­новой для формирования такого рода оценок служит доста­точный поведенческий репертуар, позитивный опыт решения социальных задач и успешного достижения собственных це­лей1 (Удовлетворения потребностей). Для формирования уве­ренности в себе важен не столько объективный жизненный успех, статус, деньги и т.д., сколько субъективная позитивная оценка результатов собственных действий и оценки со сторо­ны значимых людей. Позитивные оценки наличия, «качества» и эффективности собственных навыков и способностей опре­деляют социальную смелость в постановке новых целей и определении задач, а также инициативу, с которой человек бе­рется за их выполнение. Однако позитивные оценки собствен­ного поведенческого репертуара предполагают наличие неко­торого поведенческого «фундамента» этих оценок.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ромек ВГ. Понятие уверенности в себе в современной социальной психоло­гии // Психологический вестник. Ростов н/Д, 1996. Вып. 1. С. 132— 138.

2.РудеСтаам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: тео­рия и практика. М., 1990. С. 291—307.

 

62. Что такое уверенное и неуверенное поведение?

Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности она стремится в макси­мально возможной степени избегать любых форм личного самопроявления. Любая форма презентации личных мнений, достижений, желаний и потребностей для них либо крайне неприятна (вследствие чувств страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках их системы ценностей и представлений. В реальности, конечно, мы чаще всего имеем дело со сложной комбинацией и взаимо­зависимостью этих трех факторов, в совокупности приводя щей к отказу от личного и личностного участия в социальной жизни. Налицо отказ не только от активных действий по до­стижению некоторых целей, но и 6т этих целей как таковых, отсутствие веры в себя и реальность осуществления собствен­ных намерений.

В современной психологии наиболее детально исследова­на «поведенческая» основа уверенности в себе. Изучая причи­ны неуверенности в себе, Арнольд Лазарус предположил, что причиной неуверенности в себе может быть недостаток спо­собов поведения, которые должны обеспечивать полноценное овладение социальной реальностью, ригидность и неадаптивность небольшого количества поведенческих альтернатив. Не­достаток поведенческих альтернатив, навыков поведения Ла­зарус назвал «дефицитом поведения» и основой уверенности в себе предложил считать его отсутствие. Лазарус выделил четы­ре группы навыков, которых» по его мнению, достаточно для полноценной жизнедеятельности, а следовательно, и для уверенности в себе. Согласно А. Лазарусу, взрослый человек дол­жен обладать: способностью открыто.говорить о своих жела­ниях и требованиях; способностью сказать «нет»; способнос­тью открыто говорить о своих позитивных и негативных чувствах; способностью устанавливать контакты, начинать и за­канчивать разговор.

Наличие этих навыков является необходимой, но еще недо­статочной предпосылкой уверенности в себе. Анализируя осо­бенности уверенного в себе поведения, психологи столкнулись С проблемой определения тонкой грани между уверенно­стью и агрессивностью. Некоторые из них, например Дж. Вольпе, вообще не видели разницы между ними, и более того, в ка­честве метода коррекции неуверенности практиковали тре­нинг напористого и агрессивного самоутверждения. Другие (А. Ландж и П. Якубовски) считали, что уверенность представ­ляет собой нечто среднее между агрессивностью и неуверен­ностью, имеющее ясные отличия как от одного, так и от друго­го. Третьи утверждали, что агрессивность и неуверенность по сути являются двумя различными формами проявления отсут­ствия уверенности, при которых нереализованная во внешнем взаимодействии энергия, вызванная актуализацией некото­рых потребностей, либо переносится внутрь самого организ­ма и приводит к аутодеструкции (чаще всего к невротизаций), либо оборачивается против других и приводит к неоправдан­ной агрессивности.

Но большинство авторов считает, что агрессивность И не­уверенность представляют собой два разных свойства личнос­ти. Это подтверждается, в частности, очень низкими корреля­циями по шкалам агрессии и уверенности в себе. Высокая сте­пень уверенности и агрессивности могут совпадать, если аг­рессивными действиями человек легко и надежно достигает осуществления своих потребностей и не видит никаких нега­тивных побочных эффектов. В этом случае агрессивность должна пониматься как еще одна индивидуальная черта лич­ности наряду с уверенностью.

 

Точно также могут сосущество­вать неуверенность и агрессивность, если в репертуаре пове­дения человека присутствует лишь агрессивное поведение. Да­же если агрессивность ничего не приносит, человек продол­жает вести себя агрессивно всегда, когда, преодолевая неуве­ренность, он все же решается на что-либо. Но чаще всего уве­ренные в себе люди крайне редко бывают агрессивны, по­скольку для жизни, которая их устраивает, вполне достаточно неагрессивных действий.

Существуют также вполне очевидные и простые для наблю­дения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей. Методология анализа невербального поведения в ситуациях, вызывающих затруднения в общении, хорошо раз­работана в отечественной психологии и создает надежную ба­зу для дальнейших исследований. Назовем лишь наиболее четкие отличия уверенного, неуверенного и агрессивного поведе­ния. Уверенные в себе люди говорят громко и ясно, но никогда не переходят на крик, часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят собеседника глазами», всегда выдерживают опти­мальную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Они умеют держать паузу в разговоре, редко пере­бивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мыс­ли. На словах (в вербальной плоскости) они открыто говорят о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их крат­ким и четким обоснованием, часто используют местоимение «я», не боятся выражать личное мнение. Оскорбления, упреки, обвинения редко можно услышать от уверенных в себе людей. Все претензии к окружающим они высказывают от своего соб­ственного лица.

Нельзя сказать, что эти особенности формируются сами собой или же что человек уже рождается уверенным в себе. Как и все социально-психологические качества личности, уверен­ность в себе формируется в ходе социализации, т.е. во взаимо­действии с другими людьми и социальным окружением.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Лабунская ВА. От проблемы затрудненного общения к постановке пробле­мы «субъект затрудненного общения» // Психологический вестник РГУ. Рос­тов н/Д, 1997. Вып. 2. Ч. 1. С. 24-41.

2.МайерсД. Социальная психология. СПб., 1997. С. 234,499—502.

3.РамекВГ. Понятие уверенности в себе в современной социальной психоло­гии // Психологический вестник. Ростов н/Д, 1996. Вып. 1. Ч. 2. С. 138—146.

4. Эмоциональные и познавательные характеристики общения. Ростов н/Д, 1990. С. 80—90.

 

63. Какие объяснения формирования уверенной или неуверенной в себе личности существуют?

Относительно причин возникновения неуверенности в себе существует несколько взаимодополняющих объяснений. Са­мое простое объяснение следует из теории «обучения на моде­лях» Альберта Бандуры. В соответствии с этой теорией новый репертуар навыков агрессивного, уверенного или неуверенно­го поведения возникает как результат подражания — копиро­вания ребенком тех стереотипов поведения, которые он имеет возможность наблюдать. Родители, родственники, друзья служат моделями для копирования. В результате уверенная, агрес­сивная или неуверенная в себе личность возникает как некий слепок образцов поведения, доминирующих в среде, окружаю­щей ребенка.

Другим, не менее популярным объяснением неувереннос­ти можно считать теорию «выученной беспомощности» Мар­тина Селигмана. Он предположил, что на формирование лич­ности ребенка влияют не только «модели», служащие для ко­пирования, но и реакция родителей, а шире — всей окружаю­щей социальной среды — на то или иное поведение ребенка. Эта обратная связь позволяет (или не позволяет) ребенку со­отнести разные стереотипы социального поведения с реак­циями социальной среды. Характер связи между образцами поведения ребенка и реакцией окружения (поведением роди­телей) определяет позитивное, здоровое или нарушенное развитие ребенка. Во втором случае может возникнуть так на­зываемая выученная беспомощность. Селигман определяет беспомощность как состояние, возникающее в ситуации, ког­да внешние события от нас не зависят и мы ничего не можем сделать, чтобы их предотвратить или видоизменить, Чувство беспомощности возникает тогда, когда внешние события протекают совершенно независимо от наших произвольных действий (объективные условия беспомощности) или же ес­ли нам кажется, что они протекают независимо от нас (субъ­ективные условия). В результате сопряжения во времени ак­тивных произвольных действий и неконтролируемых по­следствий возникает печальный результат — теряется моти­вация к любым действиям, предполагающим изменения во внешней среде.

Итак, выученная беспомощность возникает тогда, когда ре­бенок либо вообще не получает никакого отклика на свои дей­ствия (например, ситуация детского дома, где внимание вос­питателей распределено на большое количество детей); либо получает однообразную негативную («все равно накажут») или однообразную позитивную («маменькин сынок») обратную связь.

Еще одним объяснением неуверенности может быть отсут­ствие или недостаток веры в эффективность собственных дей­ствий. Низкая самоэффективность возникает в результате мас­сированных негативных оценок со стороны близких людей и учителей, которые впоследствии видоизменяются и преобра­зуются в негативные самооценки собственных намерений и возможностей. Эти негативные самооценки, с одной стороны, блокируют социальную инициативу, а с другой — вызывают негативные (неприятные) эмоции.

Из приведенных объяснений причин неуверенности не следует, что уверенность в себе заложена, так сказать, от рож­дения. Ребенок появляется на свет с некоторыми задатками и способностями, возможно, с некоторыми физическими или психическими недостатками. Эти задатки, способности и не­достатки облегчают или усложняют задачу социализации, но не определяют прямо и непосредственно формирования уровня уверенности в себе. На начальном этапе социализа­ции в формировании уверенности играет свою роль множе­ство факторов, но в первую очередь,— разнообразие возмож­ностей приобретения (копирования, обучения) новым соци­альным навыкам и разнообразие адекватной и непосредст­венной реакции на эти навыки социального окружения. В противном случае имеет место «негативный» вариант *- фор­мирование неуверенности. Социальная среда, в которой рож­дается будущий неуверенный в себе человек, крайне бедна впечатлениями и однообразна. Репертуар навыков; которые доступны наблюдению и копированию, очень ограничен. Со­циальная среда, реакции родителей или воспитателей также однообразны и преимущественно негативны. Достижения и успехи в овладении этой средой не очевидны, Отрицаются или подвергаются критике. Негативная обратная связь (или полное отсутствие обратной связи) постоянно вызывает пе­реживание неуспеха. Негативные самооценки и ожидания неуспеха становятся привычными способами внутреннего диалога и приводят к отказу от собственной инициативы в овладении новыми сторонами реальности, к пассивности и несмелости в осуществлении своих намерений. В результате неуверенный человек достигает в жизни меньшего, сама жизнь, любая форма активности у него сопряжена с массой негативных переживаний, которые в свою очередь сказыва­ются на здоровье самого человека и его близких. В более ши­роком контексте обществу или организации, в которой живут и работают неуверенные в себе люди, недостает инициативы его членов. В таком обществе или организации доминируют застойные явления, слишком много энергии тратится на бес­полезные обсуждения и сомнения. Разумная кооперация лю­дей для осуществления общих намерений не возникает, каж­дый живет в рамках собственного (достаточно болезненно­го) мира.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997- С. 7 5—79.

2, Зелшман М. Как научиться оптимизму. М., 1997. С. 10—113.

 

64. Какие способы измерения и коррекции неуверенности в себе существуют?

Существует достаточно много способов измерения уверенности в себе. Практически весь инструментарий психоло­гии получил применение в исследовании уверенности: на­блюдение в естественной среде, стандартизованное наблю­дение, различного рода эксперименты, тесты, Зарубежными психологами разработано более 20 тестов для измерения тех или иных (но чаще всего поведенческих) аспектов уве­ренности,

В практических целях для быстрой оценки степени уверен­ности в себе можно использовать показатели фактора Н из 16-фактррного теста Р. Кэттелла, шкалу самоуверенности из методики исследования самоотношения СР. Пантелеева или шкалу общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ёрусалема (эта шкала также хорошо подходит для кросс-культурных ис­следований — существует 17 ее согласованных национальных форм), Далее можно обратиться к вопросам теста Ратуса, но только для знакомства; тест очень популярен в США, но не адаптирован для России1.

Для самодиагностики уровня уверенности в себе можно ис­пользовать тест уверенности в себе, дающий оценки по трем шкалам — общей уверенности в себе, инициативы и социаль­ной смелости. Получившим по всем этим шкалам 1—3 стандартных балла мы рекомендовали бы попробовать устранить неуверенность одним из описанных ниже способов.

 


Тест уверенности в себе

 
 

 

 
 

 

 

 
 

 

 

 
 

 

 

 
 

Обработка теста

«Сырые» значения по шкалам теста получают простым суммированием баллов по всем вопросам шкалы. Суммируются значения, получаемые по табл. 1.

Таблица 1.

Ответ на бланке По прямым вопросам По «обратным вопросам» (отмечены буквой r в табл 2)
Левый «1» «3»
Средний «2» «2»
Правый «3» «1»

 

К каждой шкале относятся 10 следующих вопросов:

Таблица 2

 

Шкала Вопросы теста
Уверенность в себе Зг; 6г; 9г; 12г; 15г; 18г; 21; 24r; 27; 30
Социальная смелость 2; 5г; 8; 1 1; 14; 17; 20; 23; 26; 29
Инициатива в социальных контактах 1; 4; 7; 10; 13; 16; 19r; 22; 25; 28

 

Полученные суммы служат для сравнения с показателями других тестов или с нормами, приведенными в таблице. 'На ос­новании норм можно Также пересчитать «сырые» значения в стандартные по табл, 3:

Таблица 3

 

Шкала Стандартные значения (стэны)
                       
Уверенность в себе 10-13 14—15 16-17 18-20 21-22 23-24 25—26 27-28    
Социальная смелость 10-13 14-15 16—18 19-20 21-22 23-24 25-26   28-29  
Инициатива в социальных контактах 10-12 13-14 15-16   18--20 21-23   25-26 27-28 29-30

 

Лучше всего, конечно, не создавать условий для возникнове­ния неуверенности, повышать уровень психологической гра­мотности родителей и воспитателей. Имеет смысл также соот­ветствующим образом оснащать дошкольные учреждения и школы, с раннего детства достойно вознаграждать сложные, полезные Для общества виды деятельности, инициативу и но­вовведения. Нужно поощрять или, по меньшей мере, позволять, разнообразие личных и личностных проявлений в той мере, в какой это не вредит личным проявлениям других, Все эти меры в большой степени могут обеспечить раннее предотвращение неуверенности, что полезно для общества и каждого конкрет­ного человека, Возможно, поэтому разработка и публикация программ тренинга уверенности в себе в самых разных вариантах — для детей, взрослых, родителей с детьми, супружеских пар, небольших организаций и т.д. — и подготовка соответству­ющих специалистов поддерживаются в финансовом и органи­зационном плане правительствами и профессиональными ор­ганизациями психологов и педагогов многих стран мира.

Опыт коррекции неуверенности б достаточной степени обобщен, его эффективность, медицинская и социальная бе­зопасность теоретически и практически многократно прове­рены Можно назвать несколько способов такого рода коррек­ции.

Хорошие результаты дает систематическая работа над со­бой, В последнее время появилось много литературы теорети­ческого и практического характера, где помещено описание способов, с помощью которых можно избавиться от присуще­го вам чрезмерного волнения, страха в определенных соци­альных ситуациях, Разобравшись с сутью своих затруднений, можно попробовать на себе и затем целенаправленно трениро­вать уверенные образцы поведения, Если этот путь почему-ли­бо невозможен или для вас неэффективен, примените другой способ— запишитесь в группу тренинга уверенности и вместе с «товарищами по несчастью» тренируйте необходимые навы­ки, одновременно привыкая к новым способам оценки собственных действий и спокойствию в стрессовых ситуациях. Обычно этот путь достаточно эффективен. Большую позитивную роль играет новый опыт социального взаимодействия и влияние группы, Знания об условиях формирования уверен­ности в себе вы можете применять в воспитании собственных детей, в профессиональной педагогической деятельности, в общении с другими людьми,

литература

1. Альберты Р., ЭммонсМ. Самрутверждающее поведение. СПб., 1998. С 190.

2ЛннекенГ. и др. Тренинг уверенности и контакта в группе. Ростов н/Д, 1992. С. 61.

3. Зелигман М. Как научиться оптимизму. М,, 1997. С. 318—407.

4.МайерсД. Социальная психология. СПб., 1997. С 220—221.

5.Ромек ДГ. Проблема диагностики уверенности в зарубежной психологии (методом стандартизированного наблюдения) // Психологический вест-Ник. Ростов н/Д, 1997. Вып. 2. С. 419—439.

6. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990. С. 291-307

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.152.189 (0.012 с.)