Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интеракционные чувства личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(Л.В. Куликов, 2004)
Рассмотрев, что представляет собой гармония межличностных отношений, обратимся к раскрытию того, что представляет собой их дисгармония. В словаре русского языка приставка «дис-» обозначает разделение, отделение, отрицание и соответствует по значению: «раз-», «не-», сообщает понятию, к которому прилагается, отрицательный или противоположный смысл [124, с.402]. Соответственно дисгармония определяется как несогласованность, нарушение соответствия чего-либо, с чем-нибудь [124, с.402]. Заметим, что дисгармония чаще употребляется в теории музыки. Однако и понятие «компенсация» первоначально употреблялось в медицине, и только в «индивидуальной психологии» А.Адлера получило психологическое наполнение. Поэтому считаем, что понятие «дисгармония» можно также использовать в психологии как в теоретическом плане, так и в практике. Центральной коллизией дисгармоничности является поиск форм бытия в условиях онтологической (социальный и социоприродный хаос) и экзистенциональной (разорванное сознание) дисгармонии [103]. Дисгармония предполагает отсутствие единства и нарушение соотношений между его (отношения) частями. Полагаем, что дисгармония межличностных отношений связана преимущественно с бытием личности в социальном пространстве. Однако переживание дисгармонии включает в себя все сферы человеческого бытия; это субъективное чувство неблагополучия в основных жизненных сферах. Дисгармония выступает как предконфликтная ситуация межличностных отношений. Под такими ситуациями, согласно А.Я. Анцупову и А.И. Шипилову (1999), понимаем такие, в которых субъекты возможного конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии) или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу. Дисгармония межличностных отношений представляет собой: • ослабление взаимосвязи между субъектами отношений, отсутствие единства, согласия между ними; • ослабление позитивных эмоциональных связей между субъектами отношений, преобладание удаляющих чувств над сближающими чувствами; • дисбаланс (нарушение равновесия) между познавательным (когнитивным), эмоциональным и поведенческим компонентами отношений; • гиперболизированное доминирование сближающих чувств, их «симбиоз» (по Э.Фромму). Дисгармоничные отношения выступают как напряженные. Остановимся на напряженности в межличностных отношениях как проявлении дисгармонии более подробно. В психологии термин «напряжение» в основном использовался в работах, посвященных изучению психической напряженности (Н.И. Наенко, 1976), а также состояний нервно-психического напряжения (Т.А. Немчин, 1983). Общим для них является рассмотрение напряжения как стресс-реакции в контексте адаптации к различным экстремальным, трудным условиям. Так Н.И. Наенко (1976) пишет, что «состояние психической напряженности возникает при выполнении человеком продуктивной деятельности в трудных условиях и оказывает сильное влияние на ее эффективность. Характер этого влияния определяется как самой ситуаций, так и особенностями личности, ее мотивацией и т.д. Психическая напряженность – психическое состояние в сложных условиях вообще независимо от вызываемых ими эффектов» [97, с.8]. В своей работе автор употребляет понятия «стресс» и «психическая напряженность» как синонимы, характеризующие особенности психической деятельности в сложных условиях. Т.А. Немчин (1983) отмечает, что «состояние нервно-психического напряжения является весьма сложным клинико-психологическим феноменом, представляющим собой одно из основных звеньев в общем адаптационном процессе» [100, с.21]. «Нервно-психическое напряжение, таким образом, является особым, тотальным состоянием целостного организма, развивающимся как общесистемный процесс, подчиненный соответствующим закономерностям функционирования системы. Состояние нервно-психического напряжения в связи с этим следует рассматривать как активное состояние системы адаптации в условиях экстремальной ситуации, включающей в себя те составные элементы, которые в целом формируют определенную структурно-функциональную организацию с иерархическим, однако не только субординационным, но и координационным принципом регуляции» [100, с.134]. Таким образом, напряжение – это состояние, возникающее в сложных, трудных условиях и выступающее как проявление стресса. Однако остается непонятным, что представляет собой напряженность, каково психологическое содержание этого понятия. Также довольно неоднозначным является представление о том, что следует считать сложными условиями, каковы критерии сложности и чем они определяются. Тем не менее, в психологии на основании большого количества эмпирического материала (в основном это психофизиологические исследования) выявлены физиологические, психосоматические индикаторы напряжения (стресса), однако психологические, на наш взгляд, прописаны недостаточно. Особенно это касается напряжения, которое возникает в межличностных отношениях. То, что состояние нервно-психического напряжения имеет место в отношениях, – факт, достаточно подробно описанный Э.Г. Эйдемиллером, В.В. Юстицким (1990), в контексте изучения семьи. В частности, среди семейно-обусловленных травматизирующих переживаний авторы выделяли состояние глобальной семейной неудовлетворенности и семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое напряжение [160]. Считаем, что в межличностных отношениях вообще, а не только в семейных, могут возникать состояния нервно-психического напряжения. Кроме того, сами межличностные отношения, выступая как дисгармоничные, могут характеризоваться как напряженные и, в свою очередь, вызывать состояние напряжения у субъектов отношений. У субъектов отношений могут возникать как минимум три варианта состояния нервно-психического напряжения (Т.А. Немчин, 1983) по критерию общей реактивности: гиперреактивный, нормореактивный, гипореактивный. Характеристика трех степеней состояний нервно-психического напряжения (НПН), выделенных Т.А. Немчиным, представлена в таблице 4. Таблица 4. Характеристика трех степеней состояний нервно-психического напряжения (НПН) по Т.А. Немчину (1983)
Примечание: М – мужчины; Ж – женщины. Рассмотрим, что представляют собой напряженные межличностные отношения. Но вначале обратимся к словообразовательному словарю русского языка [133] для уточнения того, что представляет собой слово «напряжение», «напряженный» (см. схему1).
напрячься напрягаться напрягать напряжение напряженно НАПРЯЧЬ напряженный напряженность
перенапрячься перенапрячь перенапрягать перенапряжение
Схема1. Область однокоренных родственных слов
Напрячь – сделать упругим, натянуть; прилагая усилия повысить степень действия чего-либо. Напрячься – собрать все свои силы (делая, производя что-либо); усилиться в своем проявлении; стать принужденным, неестественным. Напряжение – сосредоточение сил, внимания; затрудненное, стесненное положение, состояние. Напряженный – требующий больших усилий, сосредоточения сил, внимания; находящийся в состоянии напряжения, требующий разрешения, выхода, готовый разразиться в чем-либо; принужденный, неестественный. На основе этого, напряженность в межличностных отношениях - это излишняя сосредоточенность (гиперрефлексия) на них, повышенная озабоченность отношениями, которые являются неустойчивыми, трудными – доставляющими беспокойство. Обычно субъекты отношений прилагают усилия для избежания эмоционального дискомфорта, неудовлетворенности отношениями. Часто имеет место ожидание того, что все изменится в лучшую строну. Напряженность в межличностных отношениях может результировать в конфронтацию, конфликты между субъектами отношений и приводить к разрыву и прекращению отношений. Для классификации напряжения в межличностных отношениях используем два признака – характер и силу, стойкость нарушений, выделенные В.Л. Марищуком и соавторами (1969). Но применительно к изучению дисгармонии межличностных отношений вместо слова «нарушение» будем использовать слово «изменение». Это определяется тем, что нарушение – то, к чему может привести (но может и не привести) дисгармония. По характеру изменений в отношениях выделим: • импульсивную форму напряженности – имеет место склонность к малоосмысленным, импульсивным действиям, ошибки в дифференцировке поступающих сигналов, неоправданная спешка, суетливость; • генерализованную форму напряженности – снижение интенсивности отношений, их глубины; человек испытывает чувство безразличия, обреченности и депрессии; • тормозную форму напряженности – затруднение в формировании новых навыков и переделке старых; страдает переключение внимания; ухудшается способность выполнять привычные действия в новых условиях. По силе, стойкости изменений в отношениях выделим: • незначительную, быстро исчезающую напряженность; • длительную напряженность, заметно сказывающуюся на качестве и характере отношений; • длительную, резко выраженную, практически не исчезающую напряженность, несмотря на профилактические меры. Напряженность в межличностных отношениях должна рассматриваться как помеха, и ни в коем случае не может смешиваться с состоянием напряжения, неизбежно сопутствующим любой сложной деятельности, тем более такой, которая выполняется на уровне, близком к пределу данного человека. Считаем, что у человека должно быть, если так можно сказать, «некоторое количество дисгармонии» (напряжения), так как это выступает мотивационным фактором к ее преодолению. Тем самым осуществляется личностный рост человека, качественное преобразование межличностных отношений, их переход на иной – более высокий уровень. Это и есть приближение к гармонии – как к некоторой универсальной - конечной цели, выступающей мотивационной силой и для дисгармонии, и для личностного роста. Достаточно близкую позицию можно найти у Acredola Curt (1991), которая писала, что постоянная неопределенность, в свою очередь, формирует устойчивую мотивацию и повышает чувствительность к открытиям, стимулируя рост и развитие. Для развития необходима некоторая неуверенность и неопределенность. Принимая во внимание отмеченные выше составляющие психологического отношения, в том числе и межличностного, можно выделить виды дисгармонии и связанного с ней напряжения в межличностных отношениях. К ним относятся: 1. Эмоциональная дисгармония предполагает отсутствие эмоциональной стабильности в отношениях. Это происходит в силу преобладания удаляющих чувств (таких, как одиночество, неприязнь, злость, вина, раскаяние, зависть, стыд, обида) над сближающими (единство, общность, дружелюбие, добросердечие, уверенность в собственной правоте, признательность, самодостаточность, уважение, любовь) или гиперболизированной выраженности сближающих чувств. 2. Когнитивная дисгармония – связана с неточной, некорректной и порой неправильной оценкой, восприятием и пониманием людьми друг друга; с неадекватной интерпретацией своих отношений, что также приводит к нестабильности отношений. Под интерпретацией понимаем осмысление, понимание, оценку происходящего, объяснение его причин и следствий. Субъекты отношений испытывают дискомфорт из-за осознания того, что они действуют или действовали без достаточных на то оснований, в противоречии со своими аттитьюдами и убеждениями, когда личностный смысл деятельности и поступков неясен или же неприемлем для них. Подвидом когнитивной дисгармонии выступает позиционная дисгармония. Онасвязана с рассогласованием, неупорядоченностью субъективных позиций (точек зрения, мнений в каком-нибудь вопросе) людей в континууме межличностных отношений, в основе которых могут лежать выраженные различия в индивидуальном (субъективном) жизненном опыте людей, ведущие к непониманию людьми друг друга, а также противоречия, различия в ценностных ориентациях и смыслах людей. 3. Ролевая дисгармония базируется на представлении о том, что роль – «формы поведения (действия), ожидаемые от субъекта в разных ситуациях в силу его принадлежности к тем или иным группам и социальным позициям» (Большой психологический словарь, 2004, с.479). Это дисгармония, связанная с различными, несовпадающими ожиданиями людей относительно друг друга. Дисгармония возникает из-за несовпадения ролей людей в континууме отношений, а также когда поведение субъектов отношений не соответствует тем ролям, которые они должны исполнять в отношениях. 4. Коммуникативная дисгармония представляет собой рассогласование в общем информационном поле, несоразмерность (или отсутствие) обратной связи, образование коммуникативных барьеров, рассогласование в коммуникативных позициях и каналах передачи информации. Имеет место рассогласование во взаимных действиях участников общения, направленных на соотнесение целей каждой из сторон и организацию их достижения в процессе общения (отсутствие стабильности в инструментально-технологической стороне общения). 5. Дисгармония, связанная со структурой «Я» субъектов отношений. Это рассогласование между «Я»-желаемым и «Я»-воспринимаемым. Так, их полное несходство означает такую степень неблагополучия личности, при которой созидание себя невозможно или крайне затруднено. Л.В. Куликов (1997) отмечает, что и большое, и малое расхождение «Я»-воспринимаемого и желаемого мешает саморазвитию. При большом – возникает чувство неполноценности, неуверенности в себе, снижается активность, энергичность. При малом – имеет место чувство успокоенности, любование собой, что также может снижать активность, особенно направленную на себя, на самоизменения. Опасно оно и тем, что может вести к ослаблению социальной адаптации, напряжению в межличностных отношениях. Переживание дисгармонии представляет собой ориентационный процесс, связанный с динамической сменой состояний и настроений человека и с психологической устойчивостью личности. Глубина, острота и динамика переживания определяется как внешними условиями – природными, физическими, социальными, так и психологической устойчивостью личности. Ориентационный процесс переживания реализуется (проявляется) в выборе определенной поведенческой стратегии в отношениях, а также в выборе позиции как относительно самого себя, так и относительно межличностных отношений в целом. В.Н.Мясищев писал, что психические состояния выступают, по существу, общим функциональным уровнем психической деятельности, на фоне которого развиваются психические процессы, и заключаются в переживании человеком отражения общего фона психической деятельности. «Таким образом, в структуру психического состояния (синдрома) входят определенная модальность переживания, конкретные изменения в протекании психических процессов (психической деятельности) в целом, отражение особенностей личности и характера, а также предметной деятельности и соматического состояния» (Т.А. Немчин, 1983, с.13). В.А. Ганзен, В.Н. Юрченко (1991) отмечают, что психическое состояние – полифункциональное явление; это целостная динамическая уровневая и содержательная характеристика индивидуального сознания, детерминированная: а) предшествующей, наличной и ожидаемой ситуацией, б) набором актуализированных свойств личности, в) предшествующим состоянием психосоматической организации. Психические состояния, отличающиеся единством, уравновешенностью, соподчиненностью, повторяемостью структурных характеристик, адекватностью отражения и регулирования, могут рассматриваться как гармоничное целое. Отсутствие перечисленных параметров делает психические состояния дисгармоничными. Состояния имеют четыре основных измерения: эмоциональное, активационное, тоническое, тензионное. Настроение - относительно устойчивый компонент психических состояний, основное звено взаимосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний – чувствами и эмоциями, переживаниями событий, происходящими в духовной, социальной и физической жизни личности, психическим и физическим тонусом индивида (Л.В. Куликов, 2004). Настроение связано с межличностными отношениями человека, а также с удовлетворенностью процессом жизни. Основными вариантами продолжения дисгармонии являются: а) преодоление дисгармонии – позитивное переживание приводит к развитию межличностных отношений; б) возникновение конфликта отношений либо в силу преобладания удаляющих чувств, либо в силу гиперболизации сближающих чувств; в) изоляция - «аутичное» переживание, приводящее к снижению социальной чувствительности, коммуникативного потенциала и уровня эмпатии личности. Дисгармонию люди переживают, когда субъекты отношений ощущают напряжение, наличие проблемы, несоответствие между имеющимися и желаемыми отношениями. Дисгармоничные межличностные отношения отражают социально-психологический статус личности на оси «напряжение – неудовлетворенность - дискомфорт». ٭٭٭٭٭ Подводя итог сказанному, выделим ряд ключевых моментов, на основе которых в последующем будет проводиться экспериментальное исследование. Межличностные отношения – как реализацию субъективных отношений людей друг к другу, изменяющую их состояния и настроения. Это взаимодействие по типу обмена (который может быть односторонним и обоюдным) и сотрудничества. Отношения предполагают взаимную связь между людьми, их обусловленность друг другом, взаимное притяжение, близость между людьми (что не всегда можно наблюдать в совместной деятельности и общении). Следует иметь в виду, что межличностные отношения не обязательно предполагают «симметрическую, актуальную взаимность» между людьми, однако всегда сохраняется реальная возможность какого-то личностного отношения со стороны партнера. В качестве составляющих межличностных отношений выступают: «Я-желаемое» и «Я-воспринимаемое» субъектов отношений, эмоционально-чувственные (состояния, настроения) и установочно-волевые характеристики личности, субъективная позиция человека, его жизненный опыт, межличностная коммуникация, а также особенности его поведения. При этом доминирующим – специфическим для межличностных отношений - является эмоционально-чувственный компонент (состояния и настроения человека), обеспечивающий поддержание отношений даже при отсутствии непосредственного контакта между людьми. Прежде всего, межличностные отношения, их характер и развитие, выступая частью социальных отношений человека, во многом определяют социально-психологическое благополучие человека. Человек «чувствителен» к своим отношениям, поэтому он переживает любые изменения межличностных отношений. Особое место среди явлений, возникающих в отношениях, занимает их дисгармония. В ее основе лежит напряженность межличностных отношений. Дисгармония представляет собой «предконфликтное» состояние межличностных отношений и при значительном увеличении напряжения реализуется в конфронтации, конфликтах между субъектами отношений, а также может приводить к разрыву, прекращению отношений. Напряженность межличностных отношений представляет собой излишнюю сосредоточенность (гиперрефлексия) на них, повышенную озабоченность отношениями, которые являются неустойчивыми, трудными – доставляющими беспокойство. Обычно субъекты отношений прилагают усилия для избежания эмоционального дискомфорта, неудовлетворенности отношениями. Часто имеет место ожидание того, что все изменится в лучшую строну. Дисгармония отношений предполагает отсутствие единства и нарушение соотношений как между его (отношения) частями, так и между субъектами отношений. Полагаем, что дисгармония межличностных отношений связана преимущественно с бытием личности в социальном пространстве. Однако переживание дисгармонии включает в себя все сферы человеческого бытия; это субъективное чувство неблагополучия в основных жизненных сферах. Видамидисгармониимежличностных отношений, выделенными в ходе теоретического анализа, являются: эмоциональная, когнитивная (подвидом которой является позиционная дисгармония), ролевая, коммуникативная дисгармония, а также дисгармония, связанная со структурой «Я» субъектов отношений. В следующей главе обратимся к анализу ситуаций, «встреча» человека с которыми приводит к дисгармонии межличностных отношений.
ГЛАВА 4
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.77 (0.01 с.) |