Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Переживание и психологическая устойчивостьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Начнем с того, что переживание, и особенно его эффективность и качество в плане воздействия и влияния на личность, будет определяться психологической устойчивостью личности. Переживание внутриличностных и межличностных конфликтов, кризисов и различных жизненных драм, с одной стороны, будет зависеть от психологической устойчивости личности, а с другой – будет развивать, формировать ее, обеспечивая человеку внутреннюю гармонию, ровное настроение. Куликов Л.В. (2004) пишет, что в психологической устойчивости, как качестве личности, объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений. Автор выделяет три аспекта психологической устойчивости: - стойкость, стабильность – это способность противостоять трудностям, сохранять веру в критических ситуациях, а также постоянный, достаточно высокий уровень настроения; - уравновешенность – соразмерность силы реагирования, активности поведения силе раздражителя, значению события (величине положительных или отрицательных последствий, к которым оно может привести); - сопротивляемость (резистентность) – способность к противостоянию тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора. Таким образом, психологическая устойчивость – это «качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях» (Л.В. Куликов, 2004, с.92). К этому добавим, что успешность противостояния трудностям, а также сохранение здоровья будут определяться переживанием этих событий (ситуаций) человеком. Переживание и психологическая устойчивость тесным образом связаны друг с другом. С одной стороны, психологическая устойчивость определяет особенности переживания человеком различных жизненных - экзистенциальных ситуаций (которые, как будет показано ниже, могут быть разных модальностей – от негативных, экстремальных, до положительных), а с другой, -переживание определяет и формирует психологическую устойчивость личности, поэтому факторы психологической устойчивости личности, выделенные Л.В. Куликовым (2004), значимы и в отношении переживания. Рассмотрим их. Факторы социальной среды: - факторы, поддерживающие самооценку; - условия, способствующие самореализации; - условия, способствующие адаптации; - психологическая поддержка социального окружения. Однако для переживания социальные факторы играют «вспомогательную», поддерживающую роль. Тогда как главными, - наиболее существенными, выступают личностные факторы: - оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом; философское (ироничное) отношение к трудным ситуациям; - уверенность, независимость в отношениях с другими людьми; терпимость к другим; - чувство общности – социальной принадлежности; - согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого (Я-реального и Я-идеального); - вера (в разных ее формах – вера в достижимость поставленных целей, религиозная вера, вера в общие цели); - экзистенциальная определенность – понимание, ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и поведения; - установка на то, что ты можешь распоряжаться своей жизнью; - доминирование стеничных позитивных эмоций; - понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозировать; рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуации (отсутствие иррациональных суждений); - структурированный опыт преодоления трудных ситуаций; использование эффективных способов преодоления трудностей. Перечисленные (не все, а только наиболее значимые в отношении переживания, с нашей точки зрения) личностные факторы психологической устойчивости являются внутренними ресурсами, обеспечивающими эффективность переживания. При этом полюсами переживания будет выступать преодоление, с одной стороны, и псевдопреодоление – с другой. Позитивное переживание понимается как средство, повышающее адаптивные возможности субъекта; как реалистическое, гибкое, большей частью осознаваемое, активное, включающее в себя произвольный выбор. Такое переживание ведет к развитию, самоактуализации, становлению личности и её бытия. Оно предполагает использование внутренних личностных ресурсов человека и связано с психологической устойчивостью личности. Такое переживание приводит к внутренней гармонии, высокой работоспособности, полноценному психическому здоровью. Негативное переживание выступает как ригидное, автоматическое, вынужденное, непроизвольное, действующее не реалистически, без учета целостной ситуации и долговременной перспективы. В этом случае происходит дезинтеграция личности – «потеря организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей» (Л.В. Куликов, 2004, с.87).
٭٭٭٭٭ Подводя итог сказанному, выделим основные теоретические положения, необходимые для построения модели переживания (рис.1). Основными теоретическими положениями модели выступают: 1. Переживание, выступая атрибутом психического, представляет собой внутренний ориентационный процесс, включающий в себя два компонента: энергетический (динамическая смена состояний и настроений) и когнитивно-информационный. 2. Переживание интенционально; в процессе переживания происходит внутреннее моделирование внешнего взаимодействия. 3. Переживание включает в себя информационные процессы отсроченного и немедленного действия. 4. Переживание есть гносеологический акт, в ходе которого происходит познание и понимание человеком себя и окружающего мира. 5. Процессуальная сторона переживания связана с психическими состояниями, настроениями, а также с психологической устойчивостью личности. 6. На поведенческом уровне процесс переживания реализуется в адаптивной и не адаптивной типах активности личности, которая может выступать как активность, направленная на мир предметов (предметная экстраактивность), на мир людей (социальная экстраактивность), на себя (интроактивность). 7. Переживание имеет общие функции, к которым относятся: функция дифференциации, организационная, интегрирующая, регулирующая функции. Также переживание выполняет ряд специфических функций, к которым относим: функцию «второго рождения», рефлексивную функцию, функцию гармонизации-дегармонизации личности, функцию понимания, функцию выражения, трансцензус, катарсис, а также предвосхищающую функцию. Опираясь на проведенный теоретический анализ проблемы, выведем ряд определений переживания, которые раскрывают разные стороны изучаемого феномена, при этом, не противореча, а наоборот, взаимодополняя друг друга. Переживание представляет собой внутренний ориентационный процесс, в рамках которого вычленяются две стороны: энергетическая и когнитивная, включающая построение проективных моделей и соотнесение их с нейрофизиологическим репрезентантом среды. Переживание - динамическая смена состояний и настроений человека. Глубина, острота и динамика переживания определяется как внешними условиями – природными, физическими, социальными, так и психологической устойчивостью личности. С одной стороны, психологическая устойчивость определяет особенности переживания человеком различных, жизненных изменений, а с другой, переживание – определяет и формирует психологическую устойчивость личности. Рис. 1. Динамическая модель переживания человека Пояснение рисунка: бытие человека в мире предполагает включенность в различные жизненные ситуации, в которых реализуются его межличностные отношения. Кроме того, считаем, что можно говорить и о ситуации межличностных отношений, которая может быть напряженной и реализовываться в дисгармонии межличностных отношений. Переживание человека разделим на три блока: БЛОК I. Жизнь в мире – совокупность ситуаций, бытие в которых предполагает присущее всему живому производство энергии, обеспечивающее функционирование различных жизненных (в том числе и психических) процессов. Эта энергия воплощается в определенное доминирующее и актуальное состояние человека (эмоционально-энергетический аспект переживания). БЛОК II. Человек, переживая ситуацию напряженных (дисгармоничных) межличностных отношений производит «выплеск» энергии, которая воплощается в процесс построения проективной модели ситуации отношений, и модели активности человека в этой ситуации. Это отражает когнитивно-информационный аспект переживания. БЛОК III. Соотнесение проективных моделей порождает блокировку активности человека, которая не реализуется либо в силу обстоятельств ситуации, либо в силу личностных установок человека. Это порождает дополнительный «выплеск» энергии, представляющей собой динамическую смену состояний и настроений человека (эмоционально-информационный аспект переживания). В этом случае происходит моделирование иначе направленной активности человека, соответствующей субъективной модели ситуации отношений, которая также корректируется. Однако возможно и то, что человек начинает действовать автоматически; в этом случае предполагаем, что в работу включаются механизмы психологической защиты личности от напряженной ситуации межличностных отношений. При анализе проблемы человеческого переживания перед нами постоянно возникал вопрос – «Что переживает человек?». В качестве отправной точки нами было выбрано такое явление, как дисгармония межличностных отношений, переживание которой имеет большое значение как для самого человека, так и для дальнейшего развития отношений. Суть в том, что конфронтация и конфликты между субъектами отношений не возникают «на пустом месте», часто им предшествует ряд обстоятельств. В качестве такого обстоятельства в нашем исследовании и было выбрано наличие дисгармонии межличностных отношений. Это явление достаточно мало изучено в социальной психологии. ГЛАВА 3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.64 (0.01 с.) |