Общее представление о социально-психологических отношениях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее представление о социально-психологических отношениях



 

Общественные отношения возникают в системе «индивид-общество». Эти отношения выражаются в том, в какие общности, в силу каких объективных причин включается в процессе жизни тот или иной конкретный индивид (Б.Ф. Ломов).

В рамках общественных отношений выделим социально-психологические отношения. Социально-психологические отношения - это, прежде всего, от­ношения человека с человеком. Суть их в том, что они - взаимоотношения - результат взаимных усилий партнеров по совместной деятельности и общению. Именно эту мысль подчеркивал и В.Н. Мясищев, когда рассуждал о предмете социальной психологии через понятие «психические отношения», в которых «применительно к людям выступает двусторонний взаимный характер этих отношений. Они выступают не только как отношения субъекта-человека к другому человеку как объекту-субъекту, но и как взаимоотношения двух субъ­ектов». Принципиально новое качество социально-психологических отношений состоит в том, что они - всегда продукт взаимодействия, взаимосвязи, взаимоустремления, взаимовлияния, взаимопознания, взаимовыражения, взаи­моотношения.

Это «взаимо» интегрируется в групповые эффекты сотрудничест­ва - соперничества, дружбы - вражды, любви - ненависти, добра - зла, лидерства - конформизма и др. Каждый из участников взаимо­действия вносит свой личный вклад в групповые эффекты взаимоотношений. Однако групповой эффект не сумма вкладов, а нечто третье, преобразованное из личных отношений, знак которых меняется смыслом взаимодействия.

Групповые эффекты в виде взаимоотношений - это интеграция всего много­образия человеческих отношений, включая и общественные отношения, заданные социальной организацией. Взаимоотношения формируются в совместной жизне­деятельности посредством общения через межличностное отражение и под влиянием отношений, сложившихся в обществе.В.Н. Мясищев считает, что все разнообразие взаимоотношений можно систематизировать по четырем наиболее общим основаниям психической деятельности человека (табл.2).

Два из них связаны с внутренней структурой психической деятельности как единством отражения и отношения. Два других — с основными формами внешнего проявления психической деятельности (общением и внешней деятельностью). По этим основаниям были определены десять классов взаимо­отношений и их основные виды, которые предполагают неопределенное число разновидностей взаимоотношений.

Как считают В.Н. Куницына, В.Н. Панферов (1992), приведенная классификация дает системное представление о предметной области социально-психологических отношений и позволяет их успешно дифференцировать в конкретных исследованиях.

Общественные отношения заключают в себе содержание социальной организации жизнедеятельности людей (экономическое, правовое, политическое, нравственное, эстетическое, религиозное и др.). Все это содержание входит в структуру личности в виде различных социально-психологических качеств че­ловека, которые он сумел проявить в своей общественной деятельности.

Общественные отношения существуют в виде реальных социально-психологических связей людей в каждодневных процессах их со­вместной деятельности. Поэтому они не могут быть раскрыты без анализа единства личности как продукта, носителя и созидателя всех общественных отношений. А это требует учета и понимания субъективной стороны человеческих отношений. Эмпирический анализ общественных отношений возможен через изучение социально-психологических форм взаимодействия человека с человеком.

Таблица 2

Классификация взаимоотношений

(В.Н. Мясищев)

Основания класси-фикаций     Взаимоотношения
КЛАССЫ ВИДЫ
Деятельность Предметно-практические Ролевые Сотрудничество - соперничество Ведущий - ведомый
Общение Коммуникативные Коллективистские Общительность - замкнутость Дружба - вражда
Отражение Когнитивные Эмоциональные Волевые Понимание - непонимание Любовь - ненависть Независимость - подчинение
Отношение Правовые Моральные Нравственные Свобода - необходимость Добро - зло Справедливость-несправедливость

 

Социально-психологические формы взаимодействия людей возникают и развиваются в процессах общения, которые и являются потоками субъективной реальности. В этих потоках социально-психологические связи приобретают вид межличностных и общественных отношений. Межличностныеотношения обяза­тельно предполагают персонифицированный контакт, тогда как общественные отношения закрепляются в социальных институтах, регламентирующих индиви­дуальное поведение извне в виде прав и обязанностей, норм, правил, ритуалов, обычаев и т.п.

Общественные отношения проявляются в межличностных отношениях. В этом смысле межличностные отношения можно рассматривать как частные эмпирические виды проявления общественных отно­шений. Но проявления не в виде прямой проекции, а в виде социально-психо­логических установок, ценностных ориентаций, позиций и убеждений личности, выработанных в первичной среде общения.

Межличностные отношения

 

Понятие «межличностные отношения» призвано внести новый смысл и дополнительные оттенки в описание и объяснение процесса непосредственного взаимодействия между людьми.

А.В. Петровский разрабатывал «теорию деятельностного опосредования межличностных отношений». В этой теории принцип деятельности образует центральное звено общепсихологического понимания человека. В основе лежит представление о том, что в любой реально развитой (не диффузной) группе межличностные отношения опосредуются содержанием, целями и задачами социально значимой деятельности этой группы. Группа, осуществляя свою цель, изменяет себя, свою структуру и внутренние отношения. Характер и направление этих преобразований зависят от степени опосредования их содержанием деятельности и социальной ценности самой совместной деятельности.

Безусловно, психологическая теория деятельности внесла значительный вклад в развитие психологической мысли, особенно в нашей стране. Однако считаем, что не все формы человеческого бытия поддаются объяснению с позиции деятельностного подхода. В частности, в нем не учитывается эмоционально-чувственный компонент (состояния и настроения) человека, который, как было показано выше, доминирует в психологических, в том числе и межличностных, отношениях.

В отношениях между людьми проявляются, обозначаются и взаимодействуют свойства их психических реальностей, что создает пространство межличностных отношений (Г.С. Абрамова). «Межличностные отношения - система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности, и ценностями, на которых основывается общение людей» (В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша, 2001, с.194).

В отношении человека к человеку следует различать объективные и субъективные аспекты, аспекты осознания и переживания личностью тех объективных отношений, в которых она находится с другими (Я.Л. Коломинский, 2000).

Термин «межличностные» указывает не только на то, что объектом отношения выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений. Тем самым межличностные отношения отличаются от таких видов, как самоотношение, отношение к предметам, межгрупповые отношения.

В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша (2001) рассматривали межличностные отношения в контексте межличностной коммуникации. При этом они обращали внимание на следующие моменты.

1. Анализ межличностных отношений - это обращение не к случайным кратковременным ситуативным контактам между людьми, а к относительно устойчивым длительным взаимоотношениям (для их анализа в общем даже неважно, соприсутствуют ли партнеры в данной ситуации).

2. Долгосрочный характер личных взаимоотношенийпредполагает рассмотрение фактора времени в качестве их базовой характеристики. Динамика отношений, их переход от одной стадии к другой, сопровождающийся драматическими изменениями чувств и эмоций, неопределенностью, переговорами и т.п., - это принципиальные вопросы теории межличностных отношений.

3. Единицей анализа межличностных отношенийвыступает чувство как устойчивое эмоциональное отношение одного человека к другому. Рассмотреть содержание эмоций и чувств становится возможным именно в рамках изучения межличностных отношений.

4. Ядро отношений составляют сознательные усилия партнеров, направленные на то, чтобы сделать свои чувства понятными или, напротив, скрыть их; чтобы достичь согласия относительно того, кем они хотят быть друг для друга. Чувства и сопровождающие их действия задают матрицу отношений, в соответствии с которой строится общение. Тем самым межличностные отношения, рассмотренные как система определенных шаблонов поведения, структурируют общение, обеспечивают его преемственность между данными партнерами.

Таким образом, «межличностныеотношенияможно определить как взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте» (В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша, 2001, с.195).

Г.С. Абрамова определяет межличностные отношения как пространственно-временное образование, которое простирается как в прошлое истории человечества, так и обращено к его далекому и реальному будущему времени. Содержанием межличностных отношений выступает ожидание людьми друг от друга взаимно известных форм активности.

«Межличностные отношения – это реализация известных, знакомых, узнаваемых, понятных, ожидаемых форм активности. В них как бы минимален риск неизвестности, они вводят в индивидуальное и коллективное сознание людей такое содержание, как долженствование, как большую вероятность присутствия будущего в настоящем, как осуществление будущего, его потенциальную реальность, как воплощение надежды» (Г.С. Абрамова, 2001, с.233).

Спорным, на наш взгляд, является утверждение Г.С. Абрамовой о том, что межличностные отношения имеют в своей основе механизм проекции, как уподобление другого человека или его отдельных качеств своим собственным. Далее она утверждает, что благодаря проекции настоящее находит связь с прошлым и трансформируется в будущее. В межличностных отношениях люди проецируют «концепцию Другого человека» (термин Г.С. Абрамовой). Она будет обосновывать позицию в отношении с другим человеком, дистанцию взаимодействия, ее обоснование и меру воздействия на другого человека.

Но традиционно в психологии под проекцией понимается «бессознательное приписывание субъектом имеющихся у него неосознаваемых мыслей, переживаний, черт и мотивов другим людям; это обусловленность восприятия человеком и других людей собственными потребностями и личностными чертами» (Большой психологический словарь, 2004, с.414). Если действительно механизм проекции доминирует в межличностных отношениях, то мы постоянно обращаемся к себе самому, но проецированному в другого человека, мы относимся к самому себе, но в другом. Кроме того, должен быть некий «оптимум уподобления, проекции», иначе это приведет к «симбиозу» (в понимании Э.Фромма - как в подчинении, так и обладании), к потере собственной личности, индивидуальности. Кроме того, может быть так, что у человека сформирована неправильная, некорректная, неточная «концепция Другого человека», приводящая к дисгармонии отношений и даже к их разрыву.

Е.В. Андриенко (2000) определяет межличностные отношения как внутригрупповые, имеющие формальную и неформальную структуру, которые определяются:

а) социальным статусом человека;

б) его позицией в системе формальных отношений;

в) чувствами, которые испытывают люди друг к другу в процессе совместной деятельности.

Безусловно, отмеченные Е.В.Андриенко детерминанты имеют место и их нужно учитывать в процессе анализа межличностных отношений. Но встает вопрос - а все ли социальные (общественные) отношения будут межличностными, обязательно ли они предполагают совместную деятельность? Если все это так, то какова же специфика именно межличностных отношений (выделено мной – С.Д.).

В психологической литературе можно найти такое понятие, как «близкие отношения», которое по своему смысловому содержанию приближается к межличностным отношениям. Так, John Welwood (1990) отмечал, что в «близких отношениях» доминируют внутренние личностные факторы, основную роль играют чувства и близость. Такие отношения пробуждают глубинные возможности человека, направляют его на путь личностного и духовного развития. Главными чертами таких отношений выступают: осознанность, открытость, отказ от социальных и ролевых стереотипов, традиций, защит. Это предполагает большую личностную работу по созданию отношений, которые не даются в готовом виде, а формируются самим человеком.

В книге Я.Л.Коломинского «Психология взаимоотношений в малых группах» можно встретить такой вид отношений, как «взаимоотношения». Под ними автор понимает «специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного личностного отношения» (Я.Л.Коломинский, 2000, с.33). Можно утверждать, что термин «взаимоотношения» является синонимом межличностных отношений, т.к. проблематично и даже невозможно представить межличностные отношения без взаимоотношений между людьми. Этому мы находим подтверждение в самой книге Я.Л.Коломинского, который пишет, что «взаимоотношения – это обязательные прямые межличностные отношения» (Я.Л.Коломинский, 2000, с.32).

Таким образом, можно констатировать, что в психологической литературе встречаются довольно разнообразные и порой, в некотором смысле, противоречивые и неоднозначные представления о том, что представляют собой межличностные отношения.

Считаем, что межличностные отношения (это вытекает из самого словосочетания) предполагают и представляют собой отношения между личностями. Таким образом, личностный компонент становится в них доминирующим. Такие отношения предполагают не только реальное – объективное бытие людей друг для друга, но и их идеальное бытие, их субъективную представленность в отношениях. В противном случае межличностные отношения должны исчезать как только люди расстанутся: допустим, это может быть длительная командировка или автономное плавание.

В работе под межличностными отношениями будем понимать реализацию субъективных отношений людей друг к другу, изменяющую их состояния и настроения. Это взаимодействие по типу обмена (который может быть односторонним и обоюдным) и сотрудничества. Здесь акцент ставится именно на «взаимо…», что предполагает взаимную связь между людьми, их обусловленность друг другом, взаимное притяжение, близость между людьми (что не всегда можно наблюдать в совместной деятельности и общении).

Такие отношения могут быть непосредственными или опосредованными, контактными или бесконтактными, одновременными или отсроченными, множественными или единичными, но в них сохраняется действительная возможность взаимности. Следует иметь в виду, что межличностные отношения не обязательно предполагают «симметрическую, актуальную взаимность» (термин Я.Л.Коломинского) между людьми, однако всегда сохраняется реальная возможность какого-то личностного отношения со стороны партнера.

Составляющими межличностных отношений выступают: «Я»-желаемое и воспринимаемое субъектов отношений, эмоционально-чувственные (состояния, настроения) и установочно-волевые характеристики личности, субъективная позиция человека, его жизненный опыт, а также его поведенческие характеристики, но к ним добавляется межличностная коммуникация. Считаем, что доминирующим – специфическим для межличностных отношений - является эмоционально-чувственный компонент (состояния и настроения человека), обеспечивающий поддержание отношений даже при отсутствии непосредственного контакта между людьми.

В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша (2001) считают, что межличностные отношения начинаются (и прекращаются - выделенно мной - С.Д.) с межличностного события. Под ним понимается «значимое для данного человека изменение в жизни, ключевую роль в котором играет другой человек, с которым они находятся (или находились) в непосредственном контакте» [75, с.242].

Авторы выделяют следующие стадии развития отношений:

Стадия сближения, ее основа - поиск и выбор партнера. В качестве факторов межличностной аттракции выступают: внешние данные (пол, возраст, профессия, манера поведения и т.п.); требование определенного сходства между собой и партнером; возможность включения в совместную деятельность. На этой стадии отношения не приобретают характер межличностных. При неблагоприятном сочетании описанных факторов аттракции не возникает и общение не продолжается. Соответственно отношения не приобретают характер межличностных.

Стадия близости. Ее основа – становление пары. Этот процесс включает в себя следующие фазы: люди начинают чаще встречаться во все более разнообразных ситуациях; ищут общества друг друга; становятся более открытыми друг другу; начинают понимать точку зрения и мировоззрение друг друга; люди начинают чувствовать, что благополучие каждого из них связано с устойчивостью и надежностью их взаимоотношений; отношения начинают рассматриваться не только с точки зрения настоящего, но и будущего. Это уровень близких, доверительных отношений.

Стадия дифференциации. Ее основа – стремление противопоставить слишком большой привязанности свою самостоятельность, иметь свои особые интересы, не совпадающие с интересами партнера, думать больше о реализации своих возможностей, чем о партнерстве. Здесь в межличностных отношениях реализуется потребность в автономии, уникальности, неповторимости субъектов отношений.

Стадия отдаления. Ее основа – проведение границы между Я и Ты, стремление освободиться от партнера, и в конечном итоге, расстаться с ним. На этой стадии изменяются суждения о поведении друг друга; взаимные оценки партнеров становятся ниже. Крайней степенью отдаления является избегание контактов друг с другом, чувство исчерпанности отношений.

Стадия распада отношений. В основе этой стадии лежит прекращение отношений. В этом процессе выделяют (S.Duck, 1990) четыре стадии:

а) интрапсихическая – проявляется тогда, когда человек решает, что он или она не может выносить существующих отношений. Внимание сосредоточено на поведении другого и оценке той степени, до которой это поведение можно выносить, а когда терпению наступает конец - необходим разрыв отношений;

б) диадическая – характерны периодически проходящие выяснения отношений между партнерами, экспериментирование со своими отношениями, активный поиск новых форм, склонность к фантазиям о будущем;

в) социальная – происходит информирование значимых людей о намерении разорвать отношения с целью заручиться их поддержкой. Между партнерами происходит постоянный переход от ссор к примерениям, актуализируется сомнение и тревога по поводу своего будущего, страх одиночества;

г) фаза «отделки». Задача этой фазы – распространение собственной версии распада, самооправдание, реинтерпретация происходящего с целью создания наиболее благоприятной и нетравмирующей истории эмоциональных отношений с бывшим партнером.

Подводя итог сказанному, отметим, что межличностные отношения представляют собой сложный процесс, включающий множество сторон и элементов, каждый из которых имеет свое время и место в жизни отношений.

Все компоненты психологических отношений должны находиться в гармоничном развитии и единстве. Нарушение значимой для личности системы отношений человека неизбежно ведет к болезням личности - неврозам. В отношениях личности выделяют «интеракционные (диспозициональные) чувства», регулирующие межличностные отношения. Их подвидами выступают сближающие и удаляющие чувства (Л.В. Куликов, 2004). Отсутствие единства, баланса, оптимума между ними приводит к дисгармонии отношений, в том числе и межличностных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.034 с.)