Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Переживание дисгармонии межличностных отношений↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Курганский государственный университет С.В. Духновский ПЕРЕЖИВАНИЕ ДИСГАРМОНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Монография Курган 2005 УДК 159.9 ББК Ю 954 Д 85 Рецензенты Доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета И.Н. Гурвич; доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач России А.М. Аранович. Печатается по решению научного совета Курганского государственного университета Научный редактор – доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета Л.В.Куликов.
Д 85 Духновский С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений: Монография. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. – 175с. В книге с привлечением обширного теоретического материала обсуждается проблема переживания дисгармонии в отношениях, влияние особенностей личности и поведения. Автор, используя ряд продуктивных с его точки зрения идей, вычлененных в ходе детального анализа, обобщает представленные, в литературе данные и выстраивает собственную концепцию. В книге раскрыта эмоционально-информационная природа переживания, его процессуальный характер, общие и специфические функции. Описаны виды дисгармонии в отношениях. Рассмотрены ситуации дисгармонии в отношениях и поведенческие проявления их переживания. Рис. – 2, библиограф. – 195 назв.
ББК Ю 954 УДК 159.9
ISBN 5-86-328-755-1 Ó Курганский государственный университет, 2005 Ó С.В. Духновский СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………..5 Глава 1. Проблема переживания в философии…...............7 Проблема переживания в «философии жизни»………………..7
Иррациональная философия С.Кьеркегора и Ф.Ницше………9
Человек, переживающий в трудах В.Дильтея ……..………13
Философия интуитивизма А.Бергсона………………………….19
Философия С.Л. Франка и проблема переживания…………..22
Феноменологическая философия Ф.Брентано и Э.Гуссерля…………………………………………25
Переживание в философско-психологической концепции С.Л. Рубинштейна…………………………………….30
Глава 2. Проблема переживания в психологической науке: история и теория вопроса……………………………..38 Представления о переживании в психологической науке…..38
Значение слова «переживание» в русском языке……………47
Переживание как атрибут психического: природа и характер переживания………………………………………………………...49
Функции переживания……………………………………………..59
Переживание и смысл……………………………………………..67
Взаимосвязи переживания с состояниями и настроениями личности……………………………………………………………...71
Переживание и психологическая устойчивость……………….73 Глава 3. Гармония и дисгармония межличностных отношений………………………………………………………….79 Категория «отношение» в психологии………………………….79
Соотношение понятий «отношение», «установка» и «аттитьюд»…………………………………………………………..86
Общее представление о социально-психологических отношениях………………………………………………………….87
Межличностные отношения………………………………………90
Характеристика дисгармонии межличностных отношений и ее переживания…………………………………………………..95
Глава 4. Переживание дисгармонии в отношениях……………………………………………………….108 Восприятие ситуации дисгармонии……………………………108
Дисгармония отношений как критическая ситуация………...119
Трудные и проблемные ситуации как проявление дисгармонии в отношениях……………………………………..122
Следствия дисгармонии в отношениях……………………….124
Глава 5. Совладание с дисгармонией в отношениях…..130 Психологическое время личности при переживании дисгармонии в межличностных отношениях…………………130
Психологическая защита личности при переживании дисгармонии……………………………………………………….142
Компенсация и «техники жизни» как формы переживания дисгармонии……………………………………………………….150
Психотрансформация как форма переживания дисгармонии……………………………………………………….153
Копинг-стратегии при переживании дисгармонии…………..155 Заключение……………………………………………………….162 Библиографический список ……...…………….……………164 Само бытие человека устроено так, что индивид в принципе не имеет возможности обозреть, изучить целое и принять «общую» точку зрения, и, поэтому, обречен иметь только «частные взгляды». С. Кьеркегор ВВЕДЕНИЕ
Человек не изолированное существо, он связан с окружающим миром и нуждается в нем. Для продолжения себя, своего рода человек нуждается в отношениях с другими людьми. Только таким образом может произойти и происходит его полноценное развитие и становление как личности. Все это связано с необходимостью не только глубокого изучения личности человека, его характера, способностей и т.п., но и его межличностных отношений. Характер и качество межличностных отношений будет определять личное, социальное благополучие, здоровье человека, его удовлетворенность – неудовлетворенность жизнью и судьбу - в целом. Межличностные отношения часто выступают как конфронтация между людьми, приобретают конфликтный характер. Важным моментом является переживание своего рода «предконфликтного» состояния межличностных отношений – их дисгармонии. Ранняя диагностика дисгармонии в межличностных отношениях может помочь их развитию в благоприятном направлении. В книге раскрывается эмоционально-информационная природа переживания дисгармонии межличностных отношений, его процессуальный характер. В системе межличностных отношений переживание выступает связующим звеном в триаде «понимание - переживание - выражение». В первой главе рассматривается проблема переживания в контексте «философии жизни». Вторая глава работы посвящена анализу проблемы переживания в психологической науке. Здесь раскрывается природа, характер и функции переживания, а также его связь с настроениями, состояниями, психологической устойчивостью и со смысловой сферой личности. В третьей главе дается представление о гармонии – дисгармонии межличностных отношений, дается характеристика видов дисгармонии межличностных отношений. В четвертой главе раскрывается переживание ситуаций дисгармонии в отношениях. Пятая глава посвящена рассмотрению поведенческих проявлений переживания дисгармонии в межличностных отношениях. Книга является обобщением ряда предшествующих работ автора, а также содержит много нового материала. Выражаю свою благодарность Леониду Васильевичу Куликову – доктору психологических наук, профессору Санкт-Петербургского государственного университета, консультации с которым способствовали написанию работы.
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ПЕРЕЖИВАНИЯ В ФИЛОСОФИИ Нужно носить в себе еще хаос, Чтобы быть в состоянии родить Танцующую звезду Ф.Ницше ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМА ПЕРЕЖИВАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ: ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ВОПРОСА У всех нас есть пафосы, то есть то, Что владеет нашей личностью, связывает ее В нечто более или менее целое и задает Нашу судьбу впереди нас М.К. Мамардашвили Функции переживания Переживание развертывается в пространственно-временной и информационно-энергетической системе и представляет собой динамическую смену состояний и настроений. Выделим ряд общих функций, характерных как для переживания, так и для психических состояний. К ним относятся: а) Организационная функция – благодаря переживанию происходит определенным образом организация бытия и «тогда что-то случается», т.е. осуществляется как событие в жизни человека. В процессе переживания посредством состояний происходит организация психических процессов. Психические состояния в процессе переживания обеспечивают фон психических процессов и влияют на их протекание. б) Интегрирующая функция переживания и состояний способствует устойчивой взаимозависимости психических процессов и психологических свойств, а также формирования единства психического, его целостности. Вследствие этого образуется соответствующая психологическая структура, включающая свойства-состояния-процессы, в едином процессе переживания, необходимом для эффективного функционирования человека. в) Функция дифференциации переживания и психических состояний. Она определяет величину, частоту, устойчивость, выборочность и другие параметры связей психических состояний с процессами и свойствами в переживании. Благодаря этому появляется возможность дифференциации и самих переживаний. г) Регуляторная функция переживания. Складывается в процессе развития личности, и выражается в расширении круга приемов и способов произвольной регуляции психических состояний и настроений. Посредством этой функции обеспечивается уравновешенность субъекта с социальной и предметной средой. д) Интегрирующая функция переживания тесным образом связана с регуляторной и с формированием и закреплением психологической структуры личности. В зависимости от формы переживания и его результативного выражения выделим ряд специфических функций переживания. К ним относятся: • Функция «второго рождения» человека. Суть в том, что человек – это существо, возникающее вторым рождением. И оно уже не случайно: если это происходит, то не случайно, а в той мере, в какой трансцендируются или преодолеваются при этом эмпирические обстоятельства. Человек как личность, как Человек рождается в переживании. Благодаря этому, события прошлого, настоящего и будущего «обретают жизнь» в сознании человека. Второе рождение, которое происходит в переживании, связано с драматизмом человеческой жизни, с драматизмом бытия человека в целом. В этом отношении Х.Ортега-и-Гассет писал, что «судьба всегда драматична, и в ее глубинах вечно зреет трагедия» (Х.Ортега-и-Гассет, 2002, с.24-25). Автор также отмечает, что «жизнь – это прежде всего наша возможная жизнь, то, чем мы способны стать, и как выбор возможного – наше решение, то, чем мы действительно становимся» (Х.Ортега-и-Гассет, 2002, с.47). Вместо единой траектории человеку задается множество. Таким образом, человек обречен выбирать себя. Жить – значит вечно быть осужденным на свободу, вечно решать, чем ты станешь в этом мире. «Ибо жизнь, одиночная или общественная, частная или историческая, - это единственное в мире, что нерасторжимо с опасностью. Она складывается из превратностей. Строго говоря, это драма» (Х.Ортега-и-Гассет, 2002, с.75). Драматизм жизни заключается в том, что жизнь – это всегда, прежде всего уяснение возможного; удивительное и коренное свойство жизни в том, что у нее всегда несколько дорого, несколько линий развития, и перепутье принимает облик возможностей, из которых человек должен выбирать. В процессе этого выбора и осуществляется переживание человеком своей жизни – происходит своего рода «второе рождение». Это и есть драма человека, в переживании которой рождается личность (Человек); это драма, по сцеплениям и линиям которой сплетается структура истории и души. Этот аспект переживания можно раскрыть словами М.К. Мамардашвили, который писал следующее: «Мы, как конечные смертные существа, всегда живем в ситуации разделенного жизненного времени. Жизненное время разделено, и никакой следующий момент не вытекает из предшествующего. Разделенность жизненного времени означает следующее: то, что я есть сейчас, не есть причина того, что я буду в следующий момент. Утверждение суфийских мистиков: «Беда в том, что люди не верят в новое творение». Новое творение – есть непрерывное рождение. Мир рождается заново в каждой точке. Это значит, что у атрибута субстанции нет второго момента. Это значит, что в следующий момент наличие этого атрибута у предмета не вытекает из того, что он есть в предшествующий момент. Это и есть фундаментальная разделенность жизненного времени. Сказать это в контексте нового творения означает, что в следующей точке я должен возродиться заново, чтобы сомкнулась длительность от предшествующего момента к последующему. Существует некая дуга, связывающая разорванные точки в пространстве и времени, и эта дуга есть мы сами, возрождающиеся в следующий момент. И мы держим собой эту огненную дугу, которая замыкает смысл. Связь есть лишь благодаря дуге, заходящей в другое, вертикальное измерение (боковое или сдвиговое) по отношению к нашей горизонтали. Только на сдвиге в бок есть дуга, смыкающая смыслы, которые в горизонтали не смыкаемы в силу фундаментальной разделенности жизненного времени» (М.К. Мамардашвили, 2001, с.488-489). • Рефлексивная функция переживания. В этом плане она выступает как гносеологический принцип – как способ и метод познания самого себя и объекта; как онтологический принцип – способ и метод развития. При рассмотрении рефлексии как функции переживания речь идет о так называемой «экзистенциальной рефлексии», сутью которой является осознанность и качество проживания человеком своего «Я». Экзистенциальная рефлексия выступает как духовный самоанализ, как способ отношения к жизни и самому себе. Кроме того, экзистенциальная рефлексия включает в себя рефлексию переживанием. Это значит, что экзистенциальная рефлексия переживается эмоционально и телесно. Также экзистенциальная рефлексия расширяет поле опыта, так как, осознавая себя, человек воспринимает и то, что вокруг. Таким образом, углубляя качество «присутствия», человек углубляет качество своего бытия. К этому добавим, что, переживая, «мы фактически удваиваем мир: сначала в нас что-то родилось, потом мы пользуемся вторично своими собственными состояниями, чтобы рассмотреть их в связи с каким-то предполагаемым предметным или причинным на нас воздействием. Если я говорю, что причина – это когда я идентифицирую свое «я» со своим состоянием или свое состояние с собой, то здесь всегда фигурирует сознание. Именно в этом смысле я уже знаю, что какая-то идея во мне порождена определенным предметом или событием. Это можно назвать рефлексивной картиной… (М.К. Мамардашвили, 2001, с.273). Рефлексия в психологии выступает в форме осознания действующим субъектом - лицом или общностью - того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Она - не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», еголичностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления, когда содержанием последних выступает предмет деятельности совместной, развивается особая форма рефлексии - отношения предметно-рефлексивные. В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, четыре позиции, характеризующие взаимное отображение субъектов: 1) сам субъект, каков он есть в действительности; 2) субъект, каким он видит самого себя; 3) субъект, каким он видится другому; 4) те же три позиции, но со стороны другого субъекта. Итак, рефлексия - это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов, содержанием коего выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга. В философском словаре «рефлексия» - термин, означающий отражение, а также исследование познавательного акта. В различных философских системах он имел различное содержание. Локк считал рефлексию источником особого знания, когда наблюдение направляется на внутренние действия сознания, тогда как ощущение имеет своим предметом внешние вещи. Для Лейбница рефлексия не что иное, как внимание к тому, что в нас происходит. По Юму, идеи - это рефлексия над впечатлениями, получаемыми извне. Для Г.В. Гегеля рефлексия - взаимное отображение одного в другом, например, в сущности - явления. Термин «рефлектировать» означает обращать сознание на самое себя, размышлять над своим психическим состоянием. В философии под рефлексией понимается: 1) способность разума обращать свой «взор» на себя; 2) мышление о мышлении; 3)анализ знания с целью получения нового знания или преобразования знания неявного в явное; 4) самонаблюдение за состоянием ума или души; 5) выход из поглощенности жизнедеятельностью; 6)исследовательский акт, направляемый человеком на себя. Рефлексивная функция переживания осуществляется в четырех основных аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном (С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов, 1985). При этом первые два аспекта выделяются в исследованиях коллективных форм деятельности и опосредствующих их процессах общения, а два другие - в индивидуальных формах проявления мышления и сознания. Такая дифференциация позволяет, с одной стороны, различить коллективную и индивидуальную формы осуществления рефлексии, а с другой - указать области психологии и пограничных с ней наук, в которых преимущественно изучается тот или иной аспект рефлексии. Исходя из этого, рассмотрим наиболее распространенные определения рефлексии, формулируемые в контексте проблематики той или иной области психологии. Выявлению специфики кооперативного аспекта рефлексии посвящены работы Н.Г.Алексеева, О.С.Анисимова, В.В.Рубцова, Г.П. Щедровицкого и др. Психологические знания в кооперативном аспекте рефлексии обеспечивают, в частности, проектирование коллективной деятельности с учетом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, а главное, кооперации их совместных действий. При этом рефлексия трактуется как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, как его «выход» во внешнюю позицию по отношению к ней (Г.П. Щедровицкий, 1974). При таком подходе акцент ставится на результатах рефлексии, ане на ее процессуально - психологических «механизмах» или на индивидуальных различиях в их проявлении. На выявление специфики коммуникативного аспекта рефлексии направлены преимущественно социально - психологические исследования Н.И.Гуткиной, А.В. Петровского, Л.А.Петровской и др. В них рефлексия рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется А.А.Бодалевым как специфическое качество познания человека. Давая социально-психологическое определение понятия «рефлексия», Е.В.Смирнов и А.П.Сопиков отмечают, что размышление за другое лицо, способность понять, что думают другие лица, называется рефлексией. Личностностному аспекту рефлексии посвящены работы Н.И.Гуткиной, И.Н.Семенова и С.Ю.Степанова и др. Центральным длябольшинства этих работ является понимание рефлексии как процесса переосмысления, как механизма «не только дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «Я» его различных подструктур (типа «Я-физическое тело», «Я-биологический организм», «Я-социальное существо», «Я-субъект творчества» и др.), но и интеграция «Я» в неповторимую целостность» (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, 1983). На основе различения в личности функций «Я-исполнителя» и «Я-контролера» Ю.Н.Кулюткин, например, объясняет необходимость в рефлексивной регуляции человеком собственного поведения, когда ему приходится переделывать сложившийся способ действия. Интеллектуальный аспект рефлексии рассматриваетсяв контексте изучения когнитивных процессов Н.Г. Алексеевым, Л.Л.Гуровой, А.З.Заком и др. Ориентированные в этом направлении работы явно преобладают в общем объеме публикаций, отражающих разработку проблематики рефлексии в психологии. В этом контексте В.В.Давыдов определяет рефлексию как умение субъекта «выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия» (1971). Здесь рефлексия, по сути дела, рассматривается в своем иннтелектуальном аспекте. Такое ее понимание служит одним из оснований, позволяющих раскрыть представления о психологических механизмах теоретического мышления и реализовать их в возрастной и педагогической психологии, например, в работах А.В.Захаровой и М.Э. Боцмановой, А.З.Зака. Важным во всех приведенных выше дефинициях является то, что они в своей совокупности определяют многообразие содержаний, выступающих в качестве предметов, на которые может быть направлена рефлексия. Таким образом, рефлексивная функция переживания осуществляется: а) в отношении знаний о ролевой структуре и позициональной организации коллективного взаимодействия; б) в представлениях о внутреннем мире другого человека и причинах тех или иных его поступков; в) в отношении своих поступков и образа собственного «я» как индивидуальности; г) знания об объекте и способы действия с ним. • Гармонизация - дисгармонизация личности как функция переживания: суть в том, что в переживании заключено противоречие, благодаря которому переживание выступает как переживание чего-то, определяет значимость какого-то момента (ситуации) жизни человека и выступает как часть – элемент личности. Здесь происходят сопряжения чего-то в одно, хотя действуют при этом разнонаправленные силы. Но именно их противоречие и является условием чего-то позитивного, какого-то реального события или явления. Эта функция является проявлением двойственности как «источника противоречия и характерного признака человека, как целостной личности, субъекта творчества». Здесь, по отношению к переживанию, реализуется идея «двойственности-полюсности» (Л.М. Попов, 2000). Таким образом, полюсами переживания будут выступать позитивность – негативность. Позитивное и негативное переживание было раскрыто выше. • Функция понимания, обеспечивающая осознание, ориентационные процессы (как внутренние, так и внешние) – «когнитивно-информационный» аспект переживания. М.К. Мамардашвили (2002) отмечает, что любое переживание не переживается просто как таковое, оно переживается вместе с осознанием причины переживания. Понятие причины позволяет человеку узнать свое состояние. Таким образом, функция понимания связана с таким процессом, как осознание, а также с состояниями человека. Отметим также, что содержание переживания содержит в себе причину переживания. Чтобы что-то пережить, нужно это понять, в процессе этого как раз и совершается переживание. «Чтобы пережить что-то эмпирически и тем самым иметь испытание, которое уже является частью нашей души и извлеченным опытом, нужно понимать… Действительно испытать, потому что мы все время на грани между намереньем и реализацией вещи, между вещью и ее осуществлением» (М.К. Мамардашвили, 2002, с.346). Нужно понимать, чтобы пережить; нужно создать, чтобы испытать; учитывая, что на нас падают воздействия мира, мы их переживаем, испытываем. «Мы в действительности не можем испытать и пережить то, что мы видим, что на нас воздействует, на что мы реагируем, если относительно предмета нашего переживания мы не создали чего-то (пока не знаем чего). И посредством созданного (назовем это условно конструкцией) мы можем наконец испытать (М.К. Мамардашвили, 2002, с.367). • Функция выражения: эмоционально-поведенческий аспект переживания. Переживание находит свое выражение на трех уровнях: 1) осознаваемое ощущение эмоции, 2) процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной и других системах организма, 3) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы переживания, в частности те, которые выражаются на лице и в поведении человека. Переживание выражается в активности направленной на мир предметов, мир людей и на самого человека. • Функция трансцензуса - в том плане, что человеческое существо есть существо трансцензуса. Трансцензус, трансцендирование означает нашу способность выходить за свои собственные пределы. Чтобы посмотреть на себя, нужно трансцендировать, потому что, только трансцендировав себя, можно иметь представления о вещах, их восприятии, что предполагает существо, способное сказать «я», в отличие от животного, которое не может этого сказать, потому что не может представить и выразить представленное. Представление может быть только у существа, способного сказать «я» и, следовательно, способного трансцендировать. Трансцендирование обусловлено символичностью (возможно, нашей жизни). «Символы - это язык особого рода конструкций, который позволяет нам продолжить наше переживание за точкой, где бы мы не могли бы его иметь (М.К. Мамардашвили, 2002,с.368). Трансцензус в переживании представляет собой форму актуализации того, что не поддается прохождению человеком как конечным эмпирическим существом. • Предвосхищение как функция переживания. Предвосхищающаяфункция реализуется: а) как способность человека представить возможный результат действия до его осуществления, а также возможность субъекта с помощью мышления представить способ решения проблемы до того, как она реально будет разрешена; б) как антиципация, связанная со способностью человека подготовиться к реакции на какое-либо событие до его наступления, обеспечиваемой механизмом акцептора результатов действия (П.К. Анохин, 1962) или образа потребностного будущего (Н.А. Берштейн, 1966). Предвосхищение - это способность (в самом широком смысле) действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых событий. Можно сказать, что предвосхищение как психологический феномен в его разнообразных формах имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека. Эта его универсальность связана с тем, что для человека наиболее типичным является не только отражение настоящего, не только сохранение прошлого, но и активное овладение перспективой будущего. Уже в начале любой деятельности у человека имеется мысленная модель (в форме представления) тех или иных ожидаемых результатов. В этой связи предвосхищение может относиться и распространяться на разные стороны жизнедеятельности субъекта, что в равной мере может касаться как будущих изменений окружающей человека обстановки, так и изменений его социального положения, тех или иных норм поведения, самоконтроля и контроля за своими действиями и действиями других людей. Предвосхищающая функция переживания обеспечивает формирование цели, планирование и программирование поведения (и деятельности), оно включается в процессы принятия решения, текущего контроля и в коммуникативные акты (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, 1980). Таким образом, предвосхищение: а) выступает как идеальное представление результата деятельности, поведения, ситуации; б) предполагает определение стратегий поведения в различных жизненных ситуациях; г) способствует возникновению установки, способствующей актуализации тех качеств, которые необходимы в той или иной жизненной ситуации; д) обеспечивает формирование временной перспективы как составляющей индивидуальной концепции психологического времени личности. Предвосхищение обязательно связано с будущим человека. Предвосхищение будущего - его вероятностное прогнозирование, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации. Прошлый опыт и наличная ситуация дают основание для создания гипотез о предстоящем будущем, причем каждой из гипотез приписывается определенная вероятность. В соответствии с предвосхищением осуществляется «преднастройка» - подготовка субъекта (личности) к соответствующим действиям. На современном уровне научных знаний предвосхищение следуетрассматривать как специфический когнитивно-регулятивный процесс, в основе которого лежат интегральные механизмы работы мозга. Каждый из выделенных подуровней предвосхищения определяется ведущим «звеном» структурирования и системности психических процессов, обеспечивающих тот или иной диапазон его опережающего эффекта. Широта диапазона «разрешающей способности» предвосхищающих процессов, их эффективность по тем или иным критериям всегда базируется на анализе и синтезе прошлого опыта, постоянном сличении с ним текущих событий и, что особенно важно, на избирательном извлечении информации из памяти. Предвосхищение является особой функцией переживания. Предвосхищение - это способность действовать и принимать те или иные решения, представлять возможный результат действия до его осуществления и способность организма человека подготовиться на какое-либо событие до его наступления. О предвосхищающей функции переживания могут свидетельствовать изменения психофизиологического статуса человека, возникающие до момента непосредственного возникновения ситуации. • Катарсис, как функция переживания выступает в форме облегчения, освобождения. Благодаря переживанию происходит внесение умиротворяющей завершенности путем гармонического примирения страстей. В этом плане результатом переживания выступает «знамение». Как отмечает М.К. Мамардашвили, «знамения ставят нас перед задачей познания самих себя, так как знамения – это такого рода впечатления, которые именно потому и впечатляют, что содержат в себе какую-то скрытую истину о реальности и о нас самих. И только движением по мотиву, вариации, по повторению подобных изображений мы можем прийти к тому, что есть на самом деле» (М.К. Мамардашвили, 2002, с.269). В ходе реализации катартической функции переживания происходит определенная закономерность смены эмоциональных состояний, определенная динамика чувств и эмоций. Отрицательные эмоции преодолеваются и вытесняются положительными. В ходе катарсиса противоречивые, порой тяжелые и мучительные эмоции, по выражению Л. С. Выготского, как бы находят свой разряд, что «приводит их к короткому замыканию и уничтожению». В результате возникает эмоциональная разрядка, чувство освобождения, «очищения». Динамический стереотип протекания эмоциональных процессов, отмеченный выше, свойствен любому катарсису. Переживание и смысл
В рамках теоретических исследований изучение единых механизмов функционирования ценностно-смысловой сферы, во-первых, обусловливает целостное представление о ней как о системе; во-вторых, дает возможность объяснения динамики данной системы. Изучая механизмы функционирования, исследователи пытаются ответить на вопрос о том, как и за счет чего происходит изменение и формирование ценностей и смыслов человека. Ответы на эти вопросы важны для практической психологии, так как позволяют реализовать целостный подход к изучению человека. В отечественной психологии существует ряд работ, где анализируется данный вопрос (Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев и др.). Эти работы внесли значительный вклад в изучение механизмов функционирования ценностно-смысловой сферы и, несомненно, представляют научный интерес. В них освещаются особенности динамики ценностно-смысловой сферы, обозначаются сами механизмы функционирования, ставится вопрос о внутренних, «глубоко интимных структурах», которые задают логику и целостность динамике ценностно-смысловой сферы. К сожалению, в этих работах прямо не указывается сущностное содержание таких «структур» или механизмов, которые бы задавали внутреннюю логику функционирования ценностно-смысловой сферы. В связи с постановкой вышеуказанной проблемы, анализируя исследования Ф.Е. Василюка и Д.А. Леонтьева, важно отметить следующее. Ф.Е. Василюк в качестве механизма функционирования ценностно-смысловой сферы представляет переживание, которое выступает как деятельность, направленная на образование личностных смыслов. За счет переживания происходит перестройка психологического мира человека, установление соответствия между сознанием и бытием, повышение осмысленности деятельности. Внутренняя структура переживания является целостной системой механизмов, которые обозначены как «схематизмы» (Ф.Е. Василюк). Идею о «схематизмах» продолжает Д.А. Леонтьев в своей обобщающей работе «Онтология смысла», где он, систематизируя материалы исследований по данной проблеме, выделяют следующие механизмы функционирования смысловой сферы человека: смыслопорождение, смыслообразование, смыслопонимание, смыслоосознание, смыслостроительство (Д.А. Леонтьев). Данные механизмы большей частью отражают процессуальную сторону динамики «смысловых структур». Их функционирование подчинено логике, которая задается особыми образованиями - «схематизмами», где «схематизмы» - это устойчивые, законченные системы механизмов, которые понимаются как «функциональные органы». Рассматривая проблему механизмов функционирования ценностно-смысловой сферы, авторы указывают на существование внутренних систем механизмов, но не затрагивают вопроса о том, какова природа данных систем механизмов и что они собой представляют. Рассматривая переживание как процесс смыслообразования, важно отметить, что именно рефлексивные механизмы (аффективный и когнитивный) задают ему внутреннюю логику. Переживание в данном случае понимается не только как аффективный процесс, а в более широком контексте - как «соотнесение картины жизнедеятельности человека с его ценностно-смысловыми образованиями в значимом событии с целью найти наиболее оптимальный способ жизнедеятельности». Идея о рефлексивности переживания не нова (В. Дильтей, М.М. Бахтин, Ф.Е. Василюк и др.), но в рамках регулятивного подхода она представляется следующим образом. В процессе переживания за счет рефлексивных механизмов «простраиваются» границы ценностно-смысловой сферы человека. Эти границы оформляются, изменяются в соответствии с представлениями человека о жизни и контекстом жизнедеятельности (А.С. Шаров). Человек как бы обращается к своим основам, к своему «ядру», то есть к ценностно-смысловым образованиям, и соотносит их с ситуацией жизнедеятельности. В процессе переживания аффективный и когнитивный рефлексивные механизмы «работают» одновременно, при этом на первый план может выходить один из них. Например, частью переживания является аффективный компонент, одним из аспектов которого являются эмоции, через которые раскрывается аффективный рефлексивный механизм. Эмоциясама по себе рефлексивна и всегда обращена к человеку, сообщая ему о важном и значимом в жизнедеятельности (Г. Гегель). За счет когнитивного рефлексивного механизма переживание становится осознанным. В процессе переживания от возникновения эмоции до осознания существуют различные варианты переходов, возвратов, цикличных повторений в функционировании рефлексивных механизмов, за счет чего происходит оформление, простраивание ценностно-смысловой сферы. Исходя из вышесказанного, систему механизмов функционирования ценностно-смысловой сферы можно представить таким образом: переживание, как механизм смыслообразования, является глобальным и затрагивает все подсистемы регуляции. В свою очередь, переживание, как процесс, включает в себя более частные механизмы динамики ценностно-смысловой сферы. Они, возможно, могут быть представлены как смыслообразование, смыслопорождение, смыслоосознание, смыслостроительство. Все эти механизмы объединяются в систему за счет рефлексивных механизмов, которые представлены в качестве когнитивного и аффективного, которые характеризуются цикличностью, обратимостью, структурностью, оформленностью. В заключение необходимо отметить, что в рамках регулятивног
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.148.180 (0.012 с.) |