Копинг-стратегии при переживании дисгармонии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Копинг-стратегии при переживании дисгармонии



 

На сознательномуровнепереживание дисгармонии выступает в форме совладающего поведения (копинг-стратегий) как осознанных вариантов бессознательных защит. Однако Ulich D., Mairing Ph., Strehmel P. (1982) считают, что стратегии совладания можно также рассматривать как родовое, более широкое понятие по отношению к ним, включающее в себя как бессознательные, так и осознанные защитные техники. Таким образом, в рамках этого подхода механизмы психологической защиты выступают только как один из возможных способов реализации копинг-поведения.

Копинг-стратегиями (совладающим поведением) обозначают сознательные усилия личности в ситуации психологической угрозы для совладания со стрессом и другими порождающими тревогу событиями (Lasarus R.S., 1966).

И.М. Никольская, Р.М. Грановская (2000) считают, что для совладания необходимо соблюдать, по крайней мере, три условия: 1) достаточно полно осознавать возникшие трудности; 2) знать способы эффективного совладания именно с ситуацией данного типа; 3) уметь своевременно применить их на практике. Исследователи считают, что «…эффективность совладания зависит от того, является ли срабатывание данной защиты ситуативным или это уже элемент стиля личного реагирования на трудности» (И.М. Никольская, Р.М. Грановская, 2000, с.70).

Н.С. Видерман (2000), рассматривая основные подходы в исследовании копинг-поведения, выделяет три подхода к пониманию его определения.

Первыйподходхарактерен для психоаналитической школы. Копинг-процессы рассматриваются как эго-процессы, в своей основе направленные на продуктивную адаптацию личности в затруднительных ситуациях. Функционирование копинг-процессов предполагает включение моральных, социальных и мотивационных структур личности для совладания с проблемой. В случае неспособности личности к адекватному преодолению проблемы включаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации. Защитные механизмы определяются как ригидные, дезадаптивные способы совладания с проблемой, препятствующие адекватной ориентации индивида в реальности. Копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессов, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем (Haan N., 1977).

Второйподходопределяет копинг, как качества личности, которые предполагают использование относительно постоянных вариантов ответа на стрессовые ситуации. Billings A.G., Moos R.H. (1984) выделили три способа совладания со стрессовой ситуацией: 1) оценка ситуации; 2) вмешательство в ситуацию; 3) избегание ситуации.

Третийподход–копинг выступает как динамический процесс, который определяется субъективностью переживания ситуации. Lazarus R.S., Folkman S. (1984) обозначили психологическое преодоление, как когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на снижение влияния стресса. Авторы выделили активное и пассивное копинг-поведение.

Активная форма копинг-поведения (активное преодоление) является целенаправленным устранением или изменением влияния стрессовой ситуации, ослаблением стрессовой связи личности с окружающей средой.

Пассивное копинг-поведение (пассивное преодоление) – интрапсихические способы совладания со стрессом с использованием различных техник психологической защиты, которые направлены на редукцию эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации. Lazarus R.S. (по Л.И. Вассерман с соавт., 1998) выделил три типа стратегии совладания с угрожающей ситуацией: 1) механизмы защиты Эго; 2) прямое действие – нападение или бегство, которое сопровождается гневом или страхом; 3) совладание (копинг) без аффекта, когда реальная угроза отсутствует, но потенциально существует.

Murphu L.B., Moriarty A. (1976) выделяли: копинг, имеющий целью активное разрешение проблемы, достижение адекватного ответа на требования среды, и копинг, нацеленный на мобилизацию личностных ресурсов для сохранения внутреннего равновесия и поддержания внутренней интеграции в стрессовом состоянии.

Lazarus R.S., Folkman S. (1987) выделили две функции копинга, которые использует человек для преодоления ситуаций: 1) копинг, «сфокусированный на проблеме», направлен на устранение стрессовой связи между личностью и средой; 2) копинг, «сфокусированный на эмоциях», ориентирован на управление эмоциональным стрессом. Авторы подчеркивают необходимость учета обеих функций при оценке психологического преодоления. Это связано с тем, что в переживании стресса выделяются когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, образующие различные комбинации. Аналогичный подход можно найти в работе Vitaliano P.P. (1990), где также выделяется проблемно-ориентированный и эмоционально-ориентированный копинг с соответствующим использованием различных способов психологического преодоления.

Pearlin L.I., Schoolter C. (1978) выявили три варианта копинг-поведения - психологического преодоления: 1) копинг, направленный на стимул, или на устранение стрессора как такового; 2) копинг, направленный на эмоциональный ответ, в частности, на редукцию эмоционального напряжения; 3) копинг, направленный на оценку или нацеленный на изменение восприятия и оценки стрессора с использованием механизмов психологической защиты.

Weber H. (1992) считает, что совладающее поведение – это все попытки субъекта приспособиться к внешним или внутренним стрессовым влияниям: овладеть или адаптироваться, ослабить или уклониться от них. Автор выделил следующие способы совладающего поведения (решения проблем): реальное поведенческое или когнитивное решение проблемы; поиск социальной поддержки; интерпретация ситуации в свою пользу; защита и отвержение проблем; избегание; чувство сострадания к самому себе; снижение самооценки; эмоциональная экспрессия.

Terry Deborah J. (1991) на основе когнитивно-феноменологической теории стресса (Lazarus R.S., Folkman S., 1984) выдвинула две гипотезы:

· совладающее поведение зависит от возможностей преодоления стресса – локуса контроля, самооценки, невротизма, отрицания социальной поддержки;

· совладающее поведение зависит от оценки ситуации индивидом, на которую влияют сила стресса, ситуативный локус контроля, представления о самоэффективности и значимости событий.

Согласно Lazarus R.S. (1993), оценка является когнитивным медиатором реакции на стресс, опосредствуя требования среды и иерархию целей индивида. Процесс совладания влияет на стрессовую реакцию двояко: 1) меняет отношения индивида с окружением и стрессовой ситуацией – при «проблемно-ориентированном» совладании; 2) меняет способ интерпретации – при «эмоционально-ориентированном» совладании.

Таким образом, совладание при переживании дисгармонии в отношениях может осуществляться посредством когнитивной переоценки: если ситуация оценена как та, которую можно изменить, то обычно имеет место «проблемно-ориентированное» совладание; в противном случае – «эмоционально-ориентированное».

В связи с этим Е.С. Мазур, В.Б. Гельфанд, П.В. Качалов (1992) выделили совладающее смысловое приписывание. Эти действия выражаются в способности людей приписывать своей настоящей, жизненной ситуации такой смысл, который помог бы им преодолеть случившееся, овладеть негативными психотравмирующими переживаниями. Авторы выделяют при этом две стратегии совладающего поведения:

1.Отнесение события и связанных с ним переживаний в прошлое для того, чтобы они перестали быть актуальными и не могли оказывать влияние на «настоящее» человека.

2.Расширение смыслового поля ситуации, которое возникает при изменении смысла ситуации, что может сопровождаться появлением чувства общности с другими людьми. Однако у подростков на фоне этого может формироваться реакция группирования со сверстниками, в связи с чем поведение человека детерминируется групповыми целями и направленностью.

Н.А. Сиротой (1994) при изучении подростков, воспитывающихся в семье, детском доме, и подростков с аддиктивным поведением разработано три теоретические модели копинг-поведения подростков.

I. Модель активного адаптивно-функционального копинг-поведения. Она основана на результатах исследования здоровых социально-адаптированных подростков и позволяет сформулировать исходные позиции для проведения первичной копинг-профилактики психосоциальных расстройств.

Активное, адаптивное копинг-поведение включает в себя:

· сбалансированное использование соответствующих возрасту копинг-стратегий с преобладанием активных проблем – разрешающих и направленных на поиск социальной поддержки копинг-стратегий;

· сбалансированность когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов копинг-поведения и достаточное развитие его когнитивно-оценочных механизмов;

· преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудач, готовность к активному противостоянию среде и осознанная направленность копинг-поведения на источник стресса;

· личностно–средовые ресурсы, обеспечивающие психологический фон для преодоления стресса и способствующие развитию копинг-процессов.

II. Модельпсевдоадаптивного дисфункционального копинг-поведения (выявленная на основе результатов исследования аддиктивного поведения). Эта модель предполагает два крайних варианта исходов (положительный и отрицательный), определяемых различной эффективностью функционирования копинг-стратегий и копинг-ресурсов. Признаками модели выступают:

· использование как активных, так и пассивных копинг-стратегий; ведущей является копинг-стратегия поиска социальной поддержки;

· несбалансированное функционирование когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих копинг-поведения;

· дефицит навыков активного использования стратегии разрешения проблем, замена её на копинг-стратегию избегания и фармакологический механизм реализации данной стратегии;

· неустойчивость мотивации – направленность то на достижение успеха, то на избегание неудач. Преимущественная направленность совладающего поведения на редукцию психоэмоционального напряжения; подчиненность среде и псевдокомпенсаторный характер поведенческой активности;

· низкая эффективность блока личностно-средовых копинг-ресурсов.

III. Модель пассивного, дисфункционального, дезадаптивного копинг-поведения (определена на основе исследования воспитанников детского дома). Реализация модели предполагает исход в виде дезадаптации, социальной изоляции в результате неэффективного функционирования копинг-стратегий и копинг-ресурсов. Модель характеризуется следующими признаками:

· преобладание пассивных копинг-стратегий над активными, использование базисной копинг-стратегии «избегания» в качестве ведущей с применением ситуационно специфических копинг-стратегий, направленных на уход от проблемы;

· несбалансированное функционирование когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов копинг-поведения, неразвитость его когнитивно-оценочных механизмов;

· дефицит социальных навыков решения проблем;

· преобладание мотивации избегания неудач над мотивацией достижения успеха; отсутствие готовности к активному противостоянию среде; негативное отношение к проблеме, оценка её как угрожающей; псевдокомпенсаторный характер поведенческой активности;

· отсутствие направленности копинг-поведения на стрессор, как причину негативных влияний, с целью его редукции; низкое функционирование блока личностно-средовых ресурсов.

С.К. Нартова-Бочавер (1997) выделила следующие характеристики копинга: 1) ориентированность или локус копинга (на проблему или на себя); 2) область психического, в которой развертывается преодоление (внешняя деятельность, представления или чувства); 3) эффективность (приносит желаемый результат по разрешению затруднений или нет); 4) временная протяженность полученного эффекта (разрешается ли ситуация радикально или требует возврата к ней); 5) ситуации, провоцирующие копинг-поведение (кризисные или повседневные).

D’Zurilla T.J., Nezu A. (1982) выделили пять компонентов копинг-процесса:

1.Ориентация в проблеме, в процессе которой подключаются когнитивный и мотивационный компоненты с целью общего ознакомления с проблемой.

2.Определение и формулирование проблемы – описание проблемы в определенных терминах и идентификация специфических целей.

3.Генерация альтернатив, где определяются варианты решения проблемы.

4.Принятие решения посредством развития цепи действий. Рассмотрение последствий принятия различных альтернатив решения проблемы и выбор среди них наиболее оптимальных.

5.Выполнение решения с последующей проверкой его эффективности.

Petrosky M., Brikmer J. (1991) в ходе исследований установили, что физическое и психическое самочувствие во многом определяется выбором копинг-стратегии в момент столкновения с психотравмирующей ситуацией. Авторы отмечают, что использование личностью активных, совладающих с проблемой копинг-стратегий ведет к снижению психопатологической симптоматики, тогда как использование пассивных копинг-стратегий (избегание проблем) ведет к её усилению. Отметим также, что D’Zurilla T.J., Nezu A. (1982) считают, что активное разрешение проблем является когнитивно - поведенческим процессом, в ходе которого формируется общая социальная компетентность личности.

Рассмотрение совладающего поведения как процесса переживания ситуации показывает, что качественный характер её преодоления будет во многом определяться сознательно выбранными и используемыми копинг-стратегиями. Активно-поведенческая борьба с критической ситуацией ведет к снижению негативных переживаний (хотя внутренняя напряженность при этом может возрастать) и способствует развитию личности посредством преодоления ситуации. Использование псевдоадаптивных, пассивных копинг-стратегий, возможно, будет приводить к редукции психоэмоционального напряжения, но при этом не затрагивая конфликтообразующую почву (это псевдопреодоление ситуации), способствуя тем самым появлению защитно-компенсаторных образований.

٭٭٭٭٭

Переживание дисгармонии межличностных отношений приводит к изменениям в психологическом времени, а, следовательно, и к изменениям в сфере самосознания, так как оно (время) является его составляющей. Переживание ситуации дисгармонии отражается на временной перспективе и ретроспективе, тем самым формируя или изменяя индивидуальную концепцию психологического времени – временную трансспективу человека. При переживании дисгармонии в психологическом времени личности могут возникать феномены «текущего настоящего», «фиксированного настоящего» и «дезактуализация настоящего». Это проявляется в виде индивидуализации – деиндивидуализации самосознания подростка.

Переживание как «проживание» дисгармонии может осуществляться за счет механизмов «временной децентрации». Таким образом, человек способен к «объемному видению» каждого момента своей жизни, к расширению своей «временной картины» и осмыслению собственной жизни в историческом контексте. При переживании дисгармонии такое «переосмысление» может сопровождаться реактивными образованиями с возможностью их закрепления в индивидуальные паттерны реагирования.

На поведенческом уровне переживание дисгармонии в отношениях выражается в ситуационных и стилевых защитных автоматизмах, копинг-поведении, компенсации, психотрансформации и «техниках жизни». Общая цель – преодоление сложившихся обстоятельств, нахождение выхода из сложившейся ситуации. Это может приводить как к личностному росту, укрепляя тем самым психологическую устойчивость личности, развитию отношений в благоприятном направлении, так и к конфликтам и прекращению отношений, их переходу на качественно иной – формальный уровень.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проделанного теоретического анализа проблемы переживания дисгармонии межличностных отношений, результаты которого изложены в данной книге, следует остановиться на нескольких, на наш взгляд, наиболее важных моментах.

Нам представляется, что в книге осуществлена попытка решения некоторых научно-теоретических задач по проблеме переживания дисгармонии межличностных отношений.

Межличностные отношения представляют собой реализацию субъективных отношений людей друг к другу, изменяющую их состояния и настроения. Это взаимодействие по типу обмена (который может быть односторонним и обоюдным) и сотрудничества. Отношения предполагают взаимную связь между людьми, их обусловленность друг другом, взаимное притяжение, близость между людьми (что не всегда можно наблюдать в совместной деятельности и общении). Такие отношения могут быть непосредственными или опосредованными, контактными или бесконтактными, одновременными или отсроченными, множественными или единичными. Но в них сохраняется действительная возможность взаимности. Следует иметь в виду, что межличностные отношения не обязательно предполагают «симметрическую, актуальную взаимность» между людьми, однако всегда сохраняется реальная возможность какого-то личностного отношения со стороны партнера. В качестве составляющих межличностных отношений выступают: «Я-желаемое» и «Я-воспринимаемое» субъектов отношений, эмоционально-чувственные (состояния, настроения) и установочно-волевые характеристики личности, субъективная позиция человека, его жизненный опыт, межличностная коммуникация, а также особенности его поведения. При этом доминирующим – специфическим для межличностных отношений - является эмоционально-чувственный компонент (состояния и настроения человека), обеспечивающий поддержание отношений даже при отсутствии непосредственного контакта между людьми.

Дисгармония, как и напряженность в межличностных отношениях характеризуется: отсутствием единства, согласия между субъектами отношений; ослаблением позитивных эмоциональных связей между ними, преобладанием удаляющих чувств над сближающими; дисбалансом между познавательным (когнитивным), эмоциональным и поведенческим компонентами отношений; гиперболизированным доминированием сближающих чувств.

Напряженность в межличностных отношениях - это излишняя сосредоточенность (гиперрефлексия) на них, повышенная озабоченность отношениями, которые являются неустойчивыми, трудными – доставляющими беспокойство. Субъекты отношений прилагают усилия для избежания эмоционального дискомфорта, неудовлетворенности ими. Имеет место также ожидание того, что все изменится в лучшую строну.

Напряженность в межличностных отношениях может переходить в конфронтацию, конфликты между людьми, приводить к разрыву и прекращению отношений. При этом значительную роль играет именно переживание их напряженности.

Переживание представляет собой динамический процесс смены состояний и настроений человека, во многом определяемый особенностями психологической устойчивости личности. Глубина, острота и динамика переживания определяется как внешними условиями – природными, физическими, социальными, так и психологической устойчивостью личности.

Переживания отличаются большим разнообразием, но, несмотря на это, они выполняют сходные с психическими состояниями функции: организационную, интегрирующую, регуляторную и функцию дифференциации, а также некоторые специфические функции. К последним относятся: «второе рождение», функция понимания, выражения, предвосхищения, катарсиса, трансцензуса, а также рефлексивная функция.

Переживание напряженности характеризуется «полюсностью». Крайними полюсами переживания напряженности выступают: а) развитие конфликтных отношений либо в силу преобладания удаляющих чувств, либо в силу чрезмерности сближающих чувств; б)«аутичное» переживание, приводящее к снижению социальной чувствительности, коммуникативного потенциала и уровня эмпатии личности; в) преодоление напряженности – результат конструктивного переживания, приводящего к дальнейшему развитию межличностных отношений.

Описаны эмоциональная, когнитивная (подвидом которой является позиционная дисгармония), ролевая, коммуникативная дисгармония, а также дисгармония, связанная со структурой «Я» субъектов отношений.

В книге раскрываются теоретические основы переживания дисгармонии межличностных отношений. Это та основа, которая с привлечением эмпирического материала позволит раскрыть половую, возрастную и профессиональную специфику переживания дисгармонии в отношениях, что также делает возможным дальнейшую разработку проблемы регулирования межличностных отношений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2002. – 496с.

2. Абульханова – Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. – 335с.

3. Абульханова – Славская К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. – М.: Наука, 1973. – 288с.

4. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. – М.: Наука, 1989. – 248с.

5. Августин Аврелий. Исповедь. - М.: Республика, 1992. – 335с.

6. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М., 1993.

7. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 368.

8. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1986. – 150с.

9. Амбрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. – 1985. - №6. – С.107-115.

10. Амбрумова А.Г. Роль личности в проблеме суицида //Актуальные проблемы суицидологии. Тр. Моск. НИИ психиатрии. Т 82, 1981. – 239с.

11. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001. – 416с.

12. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.: Питер, 2001. – 272с.

13. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы // Избр. труды. – М.: Наука, 1978. – 399с.

14. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. – М.: Наука, 1980. – 197с.

15. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. – М., 1973. – С.5-63.

16. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М.: Медицина, 1975. – 477с.

17. Анциферова Л.И. Психологические исследования социального развития личности / АН СССР Институт психологии. – М.: 1993. - С.5-38.

18. Анциферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» её бытия // Психологический журнал. - 1993. - №3. – С.3-16.

19. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999. – 551с.

20. Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. - М.: Мысль, 1966. – 200с.

21. Бассин Ф.В. «Значащие» переживания и проблема собственно психологической закономерности // Вопросы психологии. – 1972. - №3.

22. Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите // Вопросы философии. – 1969. - №2. – С.118-125.

23. Бассин Ф.В., Бурлакова М.К., Волков В.Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал. – 1988. - №3. – С.78-86.

24. Бассин Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова Н.А. К современному состоянию психической травмы и общих принципах её психотерапии: Руководство по психотерапии. - М.: Медицина, 1974.

25. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. - Минск: Харвест, 1999

26. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. – 480с.

27. Бердяев Н.А. Опыт парадоксальной этики. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: Фолио, 2003. – 701с.

28. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993.

29. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. – М.: Республика, 1995.

30. Березин Ф.В., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности (в клинической медицине и гигиене). – М.: Медицина, 1976. – 176с.

31. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576с.

32. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672с.

33. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М:, Воронеж, 1995. – 352с.

34. Болотова А.К. Психология времени в межличностных отношениях. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. – 120с.

35. Больнов О. Философия экзистенциализма. - СПб.: Лань, 1999.

36. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. - М.: Медицина, 1981. – 288с.

37. Братусь Б.С.Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988.

38. Брентано Ф. Избранные работы. - М., 1996.

39. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. – 1991. - № 6. - С.3-12.

40. Бурлачук Л.Ф., Михайлова Н.Б. К психологической теории ситуации // Психологический журнал, 2002 - №1. – С.5-17.

41. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии. – 1988. - №5. – С.27-37.

42. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Изд-во МГУ, 1984. – 200с.

43. Видерман Н.С. Медико-психологические характеристики копинг-поведения больных с зависимостью от алкоголя.: Дис…канд. психол. наук. - СПб. – 2000. – 198с.

44. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2003. – 1136с.

45. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991.

46. Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Систематика психических состояний человека // Вестник ЛГУ. Сер.6. – 1991. - №1. – С.47-55.

47. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – Киев.: Наукова Думка, 1984. – 207с.

48. Горбатов С.В., Лыськов Б.Д. Концепция собственного будущего как фактор регуляции своего социального поведения // Вестн. С.-Петербург. ун-та. Сер.6., бывш. вестн. ЛГУ. Сер.61-92, 1992. - №1. - С.70-72.

49. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. – СПб.: Знание, 1998. – 331с.

50. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1989. – 318с.

51. Грининг Т. Посттравматический стресс с позиций экзистенциально – гуманистической психологии // Вопросы психологии. – 1994. - №1. С.92-96.

52. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии. – 1997. - №1. – С.121-132.

53. Губачев Ю.М., Иовлев Б.Д., Карвасарский Б.Д., и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии. – Л.: Медицина, 1976. – 224с.

54. Гусерль Э. Философия как строгая наука. - Новочеркасск: Сагуна, 1994.

55. Гуссерль Э. Картезианские размышления. - СПб.:Наука, 1998

56. Гуссерль Э. Феноменологическая психология. Амстердамские доклады. – www.phylosophy.ru/library

57. Дильтей В. Описательная психология. - СПб.:Алетейя, 1996.

58. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. - Киев.: Наукова Думка, 1987. – 324с.

59. Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях: Учебное пособие. - Курган, 2003. – 124с.

60. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.Н., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. – Минск.: Издательство «Университетское», 1985.

61. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. – М.: Искусство, 1972.

62. Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения. – Иркутск.: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1976 - 192с.

63. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Грузская А.Г. Восприятие и действие. – М.: Просвещение, 1967. – 323с.

64. История философии: Запад - Россия - Восток. Книга третья: Философия XIX - XX века/Под ред.Н.В. Мотрошиловой и A.M. Руткевича. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина. - 1998

65. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения / Сочинения. В 6 т. Т. 6. - М.: Мысль, 1966. – С.349-531.

66. Карцева Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен // Психологический журнал. – 1988. - №5. – С.121-128.

67. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. – 368с.

68. Ковалев В.В. Неврозы и нарушения характера у детей и подростков. - М.: Медицина, 1973. – 336с.

69. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М.: Медицина, 1985. – 286с.

70. Ковалев В.И. Психологические особенности личностной организации времени. Дисс… канд.психол.наук. - М., 1979.

71. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб.пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 432с.

72. Кочарян А.С. Преодоление эмоционально трудных ситуаций общения, в зависимости от сложности социальной перцепции: Автореф. дис… канд. психол. наук. - Киев, 1986. – 23с.

73. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 464с.

74. Куликов Л.В.Психология настроения. – СПб.: Изд-во С.Петербургского университета, 1997. – 234с.

75. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544с.

76. Кузьмин В.П. Системное качество // Вопросы философии - № 9. – 1973. – С.81-94.

77. Кьеркегор С. Страх и трепет. - М., 1993.

78. Левченко Е.В. История психологии отношений В.Н. Мясищева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Вып.4. - Санкт-Петербург, 1996.

79. Леонтьев А.Д. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2003. – 487с.

80. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 584с.

81. Лингарт И. К вопросу детерминации и направленности в моделях мыслительной деятельности // Психологические исследования посвященные 85-летию Д.Н. Узнадзе /Под ред. А.С. Прангишвили. – Тбилиси, 1973.

82. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации челове­ком. - М., 1974.

83. Логинова Н.А. Развитие личности и её жизненный путь. – В кн.: Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – С.238-246.

84. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. – 1975. - № 2. – С.31-45.

85. Магнуссон Д. Ситуационный анализ: эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций //Психологический журнал. – 1983. - №2.

86. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. - М.: Психоаналитическая ассоциация, 1998. – 496с.

87. Мазур Е.С., Гельфанд В.Б., Качалов П.В. Смысловая регуляция негативных переживаний у пострадавших при землтресении в Армении // Психологический журнал. – 1992. - №2. – С.54-64.

88. Мамардашвили М.К. Философские чтения. – СПб.: Азбука-классика, 2002. – 832с.

89. Марцинковская Т.Д. История психологии. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

90. Мельник Ю.И. Индивидуализация и деиндивидуализация как состояния самосознания в подростковом возрасте // Актуальные проблемы практической психологии. - СПб: Изд-во гос. ун-та., 1992. – С.35-42.

91. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986. – 253с.

92. Мерлин В.С. Социально-типические свойства личности в типологическом конфликте // Вопросы современной психоневрологии / Труды научно-исследовательского психоневрологического института им. Бехтерева. Т. 38. – Л., 1966. - С.93-101.

93. Механизмы деятельности мозга человека. Часть 1. Нейрофизиология человека / Под ред. Н.П. Бехтеревой. – Л.: Наука, 1988. – 677 с.

94. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 456с.

95. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – М.: Медицина, 1960.

96. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. – М.; Воронеж: Институт практической психологии. Изд-во «МОДЭК», 1995. – 356с.

97. Наенко Н.И. Психическая напряженность. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 112с.

98. Нартова-Бочавер С.К. «Coping – Behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. - №5. - С.20-30.

99. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М., 1976.

100. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. – 167с.

101. Никольская И.М., Грановкая Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2000. – 507с.

102. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2004. – 340с.

103. Новейший философский словарь. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. – 1280с. – (Мир энциклопедий).

104. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 57000 слов / Под ред. д-ра филолог. наук проф. Н.Ю. Шведовой. – М.: Сов. Энциклопедия, 1972. – 846с.

105. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М.: Изд-во «АСТ», 2002. – 512с.

106. Петровский В.А. К психологии активности личности // Вопросы психологии – 1975. - № 3. – С.26-38.

107. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. – М.: Педагогика, 1984. – 272с.

108. Попов Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та. – 1990. - 237с.

109. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. – Казань: Изд-во Казанского педагогического института, 1994. – 168с.

110. Прохоров А.О. Функциональные структуры психических состояний // Психологический журнал. – 1996. - № 3. – С. 9-18.

111. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: Пособие для врачей и психологов / Под ред. Л.И. Вассермана. – СПб.: Изд-во ПНИ, 1998.

112. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.- Т.4. От романтизма до наших дней. – СПб.: Петрополис, 1997.

113. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Под общ. ред. О.В. Овчинникова. - М.: Прогресс, 1979. – 392с.

114. Риккерт Г. Науки о природе науки о культуре.- М.: Республика, 1998.

115. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. – СПб.: Речь, 2002. – 416с.

116. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений. - М.: Педагогика, 1957.

117. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. – 720с.

118. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973. – 416с.

119. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997

120. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 336с.

121. Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте / Дисс... докт. мед. наук. – Бишкек; СПб.: Изд-во ПНИ, 1994.

122. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. - М.: Владос, 2000.

123. Славская А.Н. Интерпретация, как способность личности к социально-ориентированному мышлению // Технология исследования социального развития личности / АН СССР. Ин-т психологии. – М., 1991. – С.180-196.

124. Словарь русского языка: В 4т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1981-1984, 1984. – 752с.

125. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 624с.

126. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. – М.: Медицина, 1995. – 335с.

127. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги: В кн.: Стресс и тревога в спорте. – М.: Педагогика, 1983. – С.12-24.

128. Спиноза Б. Избранные произведения. - Ростов – на – Дону: Феникс, 1998. - 608с.

129. Столин В.В. Внутренние преграды и конфликтные личностные смыслы // Тезисы VIII Закавказской конференции психологов. – Ереван, 1980.

130. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. – 286с.

131. Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных с неврозами и психосоматическими расстройствами: Пособие для врачей. – СПб.: СПб Ин-т усов. врачей, 1992. – 157с.

132. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. – Л.: Медицина, Ленинградское отд-ние, 1984. – 191с.

133. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1978. – 727с.

134. Тышкова М. Исследование устойчивости детей в трудных ситуациях // Вопросы психологии. – 1987. - №1. – С.27-34.

135. Ухтомский А.Н. Доминанта, как рабочий принцип нервных центров / Собр. соч. – Л.: Изд-во ЛГУ. – Т1. – 1956. – 328с.

136. Фахрутдинова Л.Р. Переживание как звено, опосредующее взаимоотношения психических процессов и состояний // В.М.Бехтерев и современная психология, психотерапия: Сборник статей к конференции. – Казань: Центр инновационных технологий, 2001. – С.199-204.

137. Фахрутдинова Л.Р. Пространственно-временные и энергетические основания взаимоотношений психических процесс



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.58.220 (0.034 с.)