Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Переживание в философско-психологической концепции С.Л. РубинштейнаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рассмотрение переживания с позиции философии жизни, представляет собой своего рода онтологию переживания. Это предполагает его рассмотрение в контексте системы отношений «Человек-Мир», которые стали предметом детального анализа С.Л.Рубинштейна. Анализ переживания и его роли в отношениях человека к миру должен идти сначала не в психологическом и субъективно-этическом, а в онтологическом плане, что предполагает раскрытие способа существования человека в мире – переживания человеком мира. Исходным положением является то, что человек, переживающий «находится внутри бытия, а не только бытие внешне его сознанию. В этом смысле бытие обступает нас со всех сторон, и нам из него никуда «не уйти». Мир бытия, в котором мы находимся, - это его непосредственная данность, неотступность, очевидность, его неустранимость, со всех сторон нас объемлющая, его неотменяемость» (С.Л. Рубинштейн, 1973, с.262-263). Бытие человека в мире выступает одним из первофеноменов жизни. Так, К. Ясперс (1997) отмечал, что физическое (соматическое) бытие не может быть адекватно исследовано, если рассматривать его как анатомическую структуру и физиологическую функцию, произвольно локализованную в пространстве. Наличное бытие надо рассматривать как активную вовлеченность в окружающий мир; именно благодаря этой вовлеченности оно обретает форму и реальность, адаптируясь к стимулам, отчасти получаемым извне, отчасти творимым самим человеком. Этот исходный, объединяющий процесс жизни, как наличного бытия в собственном мире и сосуществования с ним присутствует в человеческой жизни. Именно человек выводит бытие на новую ступень, благодаря осознанной способности к различению и активному воздействию на свой мир и далее благодаря обобщенному знанию о своем мире. Исходное утверждение бытия – это испытание и принятие бытия человеческим существом как объекта его потребностей и действий, это взаимоотношение человека с тем, что ему противостоит, во что он «упирается», с чем он сталкивается как с препятствием (С.Л.Рубинштейн, 1973). Бытие человека в мире выступает в качестве исходного пункта философско-психологической концепции человека и включает в себя «естественноисторический процесс становления человечества в ходе преобразования природы и общества, очеловечивания мира, поступки человека как автора и действующего лица своей жизненной драмы, восхождение в истории общества и истории каждого человека к свободной индивидуаьности» (А.Г. Асмолов, 2001, с.61).
Человек – конечное существо – включается в мир, в его бесконечное бытие как бытие: 1) преобразующее реальность и 2) преходящее в форму идеального существования. Процесс осознания бытия есть переход бытия вне человека в идеальную форму сущности субъекта (переход «вещи в себе» в «вещь для нас») (С.Л. Рубинштейн, 1973, с.344). Эта проблема сознания, сознательного способа существования выступает как проблема приобщения конечного человека к бесконечному бытию и идеального представительства бытия человека, перехода первого во второе. Вторая проблема выступает как проблема изменения, преобразования бытия сознательно действующим существом. «Так, идеально бесконечное бытие включается в конечное – человека, а реально конечное включается в бесконечное. И одно, и другое существуют в движении, в становлении. Конечное человеческое бытие выступает как «очаг», из которого исходят «взрывные реакции», распространяющиеся на все бытие» (С.Л. Рубинштейн, 1973, с.344). Посредством переживания бытия происходит переход «вещи в себе» в «вещь для нас»; осуществляется переход объективного содержания бытия в субъективный образ (картину) мира. Кроме этого, переживание, выступая как динамический процесс, ведет к изменению, преобразованию бытия и самого человека. Посредством переживания происходит переход жизненного смысла вещей, событий объективного мира в личностный смысл и место во внутреннем мире личности. Тем самым переживание выступает своего рода «буферной зоной» и объективируется в отношениях человека, в его поведении и деятельности. Первоначально переживание возникает в отношениях «Человек-Мир». С.Л. Рубинштейн (1973) понимал мир как совокупность вещей и явлений, соотнесенных с людьми; мир есть организованная иерархия различных способов существования, точнее, сущих с различным способом существования. В переживании происходит утверждение бытия, или другими словами – утверждение бытия происходит через его переживание, выражением которого (его атрибутом) являются отношения, деятельность, испытание, принятие. В переживании происходит факт встречи одного сущего с другим; происходит переживание этого факта.
В онтологическом аспекте переживание непрерывно; оно имманентно бытию. Это обусловлено тем, что в переживании «непрерывно совершается «общение», взаимодействие сущих, их взаимопроникновение и сопротивление друг другу» (С.Л. Рубинштейн, 1973, с.276). Таким образом, имманентность переживания бытию, отношениям «Человек-Мир», его непрерывность в них означает, что бытие – есть переживание в широком смысле. Однако человек не всегда осознает его как таковое, не всегда осознает полноту и глубину своей жизни: «…и не подсчитываем миги, что составляют нашу жизнь» (Л. Филатов, 2000). На основе этого полагаем что у человека имеются неосознаваемые переживания. Неотъемлемым моментом бытия человека в мире выступает «субъективная картина мира», как результат переживания объективных отношений, образующих ту реальность, в которой живет человек. Собственный мир личности (способности, характер, темперамент) – те свойства личности, которые определяют его поведение, придавая ему своеобразие, - включается в бытие, тем самым его детерминируя. Но, как отмечает С.Л. Рубинштейн (1999), – в более специфическом смысле своим, относящимся к его «Я» человек признает только то, что было им пережито, войдя в историю его жизни. «Не каждую мысль, посетившую его сознание, человек в равной мере признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а освоил, продумал, т.е. такую, которая явилась результатом собственной его деятельности [117, с.639]. Таким образом, атрибутом переживания является деятельность и поведение человека. Тем самым в онтологическом аспекте переживание выступает опосредствующим звеном в отношениях «Человек-Мир»; в качестве результативного выражения переживания выступает осознание человеком мира, его жизненного смысла, а также осознание, понимание себя в контексте собственной жизни, собственного мира, следовательно, личностного смысла всего происходящего с ним. Как отмечает С.Л. Рубинштейн (1973), со становлением психики как высшей формы (уровня) бытия в новых качествах выступают и все нижележащие уровни или слои. Соответственно встает вопрос о человеческих предметах как особых модусах бытия. «Мир» предполагает в качестве своего ядра «мир», соотносительный, с человеком, поэтому должна быть раскрыта историчность этого мира. Переживание, выступая как особый модус бытия человека, также обладает историчностью. Это значит, что в нем (переживании) отражается культурно-исторический опыт предшествующих поколений. В онтологическом аспекте переживание есть существование человека. Существовать – значит длиться и переходить, изменяться и пребывать; это участие в процессе жизни. Существующее – это живущее и движущееся, становящееся и преходящее, изменение и пребывание в процессе изменения. Рассматривая переживание как существование, укажем, что «в этом едином диалектическом процессе выделяются две стороны его: существование как процесс изменения, становления, действия, взаимодействия и существование как способ бытия вещей, явлений и их пребывания [118, с.282]. Следовательно, встает вопрос о динамике процесса переживания, о его закономерностях, что также является одним из направлений изучения феномена переживания. В этом случае на переживание распространяется общее положение о природе всякого реального процесса (выделенное С.Л. Рубинштейном, 1958). Речь идет об основной зависимости, соотношении, которое складывается в ходе самого процесса, - зависимости его результатов от хода самого процесса (здесь встает вопрос – как это изучить эмпирическим путем?).
Переживание как существование человека выразим как «бытие-в-мире присутствия» (М. Хайдеггер, 1993), которое раскололось с его фактичностью на определенные способы «бытия-в». Эти способы «бытия-в» имеют образ озабоченности, которая и выступает как переживание. Согласно М.Хайдеггеру (1993), бытие – есть забота, следовательно, бытие есть переживание. Переживание, выступая в онтологическом плане как забота, «не имеет отношение к «тяготам», «омраченности» и «житейским заботам», онтически находимым в каждом присутствии. Подобное, равно как «беззаботность» и «веселость», онтически возможно лишь поскольку присутствие онтологически понятное есть забота» (М.Хайдеггер, 1993, с.76). Таким образом, переживание как забота есть бытие; оно (переживание) имеет свое выражение – проявляет себя и в «тяготах», и в «радостях». В онтологическом аспекте различные переживания человека составляют его жизнь. Жизнь – это встреча с миром, который для человека выступает реальностью, это борьба и воздействие на окружающее, творческая деятельность; это столкновение с миром, адаптация к миру, процесс приумножения знаний о мире. В переживании осуществляется жизнь человека, которая, говоря словами К.Ясперса, есть «осуществление возможностей, достигаемое благодаря процессам творчества и адаптации, благодаря борьбе и смиренью, благодаря компромиссам и повторным усилиям, направленным на интеграцию. При этом крайности – сохранение за собой своего пространства и уступка его другим – объединяются в целое и не распадаются на взаимоисключающие оппозиции… Любая конечная жизнь двойственна. С одной стороны, она реагирует на ситуации, факты и людей; с другой же стороны, ее реакции носят активный и креативный (творческий) характер в применении к конкретной ситуации» (К. Ясперс, 1997, с.398). Содержание бытия определяется переживаниями человека, их содержанием и направленностью. Переживание приводит к образованию индивидуального опыта человека, проявлению и развитию его уникальности. Теперь перейдем к вопросу о механизме переживания. Его работа выступает как внутренняя основа изменений, как основа определений единичного существующего, из которой при соотнесении с изменением условий могут быть выведены все изменения вещи, явления. Следовательно, переживание как элемент бытия человека имеет свои закономерности, выявление и обоснование которых является одним из направлений изучения проблемы человеческого переживания.
Человек выступает как часть бытия, сущего, сознающая в принципе все бытие. «Это капитальный факт в структуре сущего, в его общей характеристике: осознающий - значит как-то охватывающий все бытие, созерцанием его постигающий, в него проникающий, часть, охватывающая целое» [118, с.341]. Человек, выступает как часть бытия, его переживающая, в процессе чего происходит познание, понимание мира, рефлексия на самого себя и на мир. Схожую позицию находим у С.Л. Рубинштейна, выделившего такое соотношение человека и бытия, в ходе которого происходит приобщение человека к бытию через его познание и эстетическое переживание – созерцание. «Эта созерцательность не должна быть понята как синоним пассивности, страдательности, бездейственности человека. Она есть (в соотношении с действием, производством) другой способ отношения человека к миру, бытию, способ чувственного эстетического отношения, познавательного отношения» (С.Л. Рубинштейн, 1973, с.343). Таким образом, переживаниекак созерцание, кроме чувственного (преимущественно эмоционального) момента, предполагает деятельность и познание. Онтологическая сущность переживания также заключается в том, что, переживая что-либо (состояние, событие и т.п.), человек его проживает. «Человек способен отличать эмпирически переживаемое нами состояние от действительности» (М.К. Мамардашвили, 2001, с.184). В переживании осуществляется индивидуальное событие человека. В этом плане переживаниевыступаеткак нечто неделимое и в этом смысле простое, но в то же время состоящее из какого-то множества частей, которые вместе могли бы сойтись только один раз. «Это индивидуальное событие, поскольку не представимо сцепление этого второй раз. И тем более это непосильно человеку – воссоздание уникальной координации множества сил, которые давали бы один результат» (М.К. Мамардашвили, 2001, с.443). В процессе онтологического анализа переживания акцент ставился на бытие человека как существа, обладающего сознанием. Однако, как справедливо замечает М. Хайдеггер (1993), бытие личности не может сводиться к тому, чтобы быть субъектом разумных поступков известной законосообразности. Поэтому считаем, что у человека имеются бессознательные переживания – те, в которых не осознан ни предмет, ни причины, их вызывающие. Такие переживания, в частности, могут объективироваться в феномене «тлеющей неудовлетворенности» или «беспричинной радости». Таким образом, переживание есть непосредственный атрибут человеческого бытия; по своей природе оно онтологично и связано с жизненным опытом человека. Переживание возможно только в отношениях «Человек-Мир». Понимание и выражение выступают атрибутами переживания, обеспечивают осмысление, осознание переживаемого и объективацию его в отношениях «Человек-Мир». Переживание, являясь неотъемлемой частью специфически человеческого бытия, характеризуется интенциональностью и длительностью. Выступая связующим звеном в триаде «переживание-выражение-понимание», оно приобретает гносеологический (познавательный) характер. Это связано с тем, что в переживании всегда присутствует некоторое знание. Переживание связано с верой человека: суть в том, что человек убежден в существовании того, что он переживает.
٭٭٭٭٭ Начнем с того, что проблема человеческого переживания волновала умы многих мыслителей, результатом чего является достаточно большое количество работ, посвященных этой проблеме. Однако в настоящий момент ни философия, ни тем более психология не обладают достаточно полными представлениями о том, что же на самом деле есть переживание, какова его природа, характер и особенности. Проведенный теоретический анализ проблемы переживания, его сущности и значения для человека позволяет выделить ряд, на наш взгляд, принципиальных положений, которые легли в основу авторской позиции по данной проблеме, изложенной в следующей главе. Прежде всего, переживание есть атрибут психического. Оно возникает и существует только в отношениях «Человек-Мир», предполагающих также отношение человека к самому себе и к окружающим людям. Процесс переживания носит динамичный характер; оно всегда интенционально, что определяет ориентацию и направленность отношений человека с самим собой и с миром в целом. Интенциональность переживания связана с познавательной активностью (ориентацией) человека либо на себя самого, либо на окружающий мир. В связи с этим переживание имеет как минимум три вектора: ориентация на человека – витальные переживания, ориентация на окружение (на других людей) – социальное переживание, и ориентация на жизнь как целое – экзистенциальное переживание. Переживание возникает там, где есть своего рода проблемность, недоопределенность жизни. При этом оно выполняет интегрирующую, связующую роль – жизнь становится самотождественной, взаимосвязанной, непрерывной. Переживание - это духовно-экзистенциальный акт, сопряженный с выходом человека за пределы самого себя, - так совершается «второе рождение» человека. В переживании представлена духовная жизнь в ее целостности, внутренний мир человека, его индивидуальная и коллективная психика. В зависимости от своего исхода и значения для человека переживание имеет два противоположных полюса: 1) переживание, ведущее к инволюции, деградации человека, 2) переживание, приводящее к становлению личности; происходит своего рода «второе рождение» человека в переживании. Это положение лежит в основе идеи «полюсности-двойственности» психических процессов. Переживание имеет длительность и носит иррационально-рациональный (инстинктивно-интеллектуальный) характер. Характер переживания определяет характер отношений человека с миром, характер его бытия в мире. Переживание – есть активность субъекта, предполагающая «акт откровения», в ходе чего происходит понимание человеком себя и мира, в котором он существует. Переживание связано со смысловой сферой человека. В процессе переживания происходит изменение, трансформация, порождение смысла. Но может происходить и утрата смысла, порождающая у человека новую задачу – «задачу» переживания. Понимание и выражение выступают атрибутами переживания, обеспечивают осмысление, осознание переживаемого и объективацию его в отношениях «Человек-Мир». Выступая связующим звеном в триаде «переживание-выражение-понимание», оно приобретает гносеологический (познавательный) характер. Это связано с тем, что в переживании всегда присутствует некоторое знание. Интегрирующая роль переживания реализуется в психологическом времени личности. Посредством переживания «осуществляется» жизнь и прошлого, и будущего, и настоящего человека. Таким образом, феномен человеческого переживания представляет собой сложную и многогранную психологическую реальность, принимающую различные формы и проявляющуюся в различных психологических эффектах. Это предполагает комплексный (междисциплинарный) подход к изучению данной проблемы, в центре которой стоит раскрытие психологической природы переживания. ГЛАВА 2
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.84 (0.012 с.) |