Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человек, переживающий в трудах В.ДильтеяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наиболее полно и психологично рассмотрены понятия «жизнь» и «переживание» в трудах немецкого философа, психолога и историка культуры – Вильгельма Дильтея. Под «философией жизни» он понимает определенные переходные ступени между философией и религиозностью, литературой и поэзией; это более свободные формы философии, которые отвечают на запросы и потребности человека. Философия должна понять жизнь изнутри самой жизни, что предполагает гуманитарный подход к изучению человека, который основывается на принципах: историзма, системности и развития. Фундаментальной категорией научного мышления В.Дильтея является понятие «жизнь» в связи с ее принципиальной проблематичностью и недоопределенностью, не позволяющими человеку познать ее в должной мере. Понятия «жизнь» и «историческая действительность» используются им как равнозначные, поскольку жизнь составляет по своему материалу одно с историей. История – всего лишь жизнь, рассматриваемая с точки зрения целостного человечества. Жизнь для человека во многом является непонятной, не может быть им объяснена на основе имеющегося у него опыта и поэтому никогда не может быть осознана полностью. Таким образом, жизнь – способ бытия человека в культурно-исторической реальности, а также сама эта реальность. Жизнь – всеобъемлющая, творящая из себя все новые формы духа, нуждающаяся в понимании себя и продуктов своей деятельности. Жизнь – это взаимодействие, существующее между личностями в определенных внешних условиях, постигаемое независимо от изменений места и времени. В.Дильтей использовал слово жизнь применительно к человеческому миру; тем самым уже определена область применения этого слова и исключается его неверное толкование. Жизнь заключается во взаимодействии живых существ. Ведь психофизический процесс, который, согласно нашему пониманию, имеет начало и конец во времени, для внешнего наблюдателя является чем-то самотождественным благодаря автономности телесных проявлений. Вместе с тем, этот психофизический процесс характеризуется удивительными чертами, когда каждому его элементу присуща сознательная связь с другими элементами благодаря какому-то типическому переживанию непрерывности, взаимосвязанности и самотождественности процесса. Выражение «взаимодействие» обозначает переживание. Оно может быть представлено как отношение импульса и сопротивления, давления, освоения, радости за других и т.п. Импульс обозначает здесь переживание содержания, каким - то образом укорененного в живых существах и позволяющего человеку испытывать интенцию к осуществлению движений, направленных на достижение какого-то внешнего результата. Так возникают переживания, которые вообще-то выражаются во взаимодействии различных лиц. Итак, жизнь – это взаимосвязь, в которой находятся эти взаимодействия при определенных условиях отношений между собой объектов природы, подчиняющихся закону причинности и охватывающих также и область психических процессов, присущих живым телам. Жизнь всегда и везде определена пространственно и во времени – как бы локализована в пространственно-временной организации процессов, присущих живым существам. Жизнь тесным образом связана с наполненностью временем. Ее целостный характер, присущие ей процессы распада, и то, что одновременно образует взаимосвязь и единство (самость), - это все определено временем. Жизнь существует во времени как некая взаимосвязь. Таким же образом сопережитое дано в понимании. Жизнь и сопереживаемое обладают специфическим отношением элементов к целому. Элементы значимы для целого. Кроме того, человек схватывает в переживании то, что структурно связано в воспоминании, даже если эта структурная связь различается в переживании в соответствии с моментами времени. Принцип переживания – все, что существует для нас, как таковое дано лишь в настоящем. Даже если переживание относится к прошлому, оно дано нам как переживание в настоящем. Полагаем, что под переживанием В.Дильтей понимает эмоцию, которая вызывается каким-либо воспоминанием, либо выступает в «инактуальной форме» (П.Я. Якобсон), – когда живая эмоциональная реакция отсутствует и заменяется оценочным суждением, за которым стоит в данный момент не актуализированное устойчивое чувство, свернутая, в определенное время пережитая эмоциональная реакция. Отношение к принципу сознания: принцип переживания является более полным и общим; ведь он охватывает и то, что не является действительным. Категория «значение» характеризует отношение элементов жизни к целому, коренящемуся в сущности жизни. Значение становится значимым как форма постижения жизни. Любой жизненный план – это выражение понимания значения жизни. Значение – это особый вид соотношения, которое имеют внутри жизни ее элементы с целым. Это значение человек постигает через воспоминания и возможности будущего. Сущность соотношений значения заключена в отношениях, которые присущи формированию процесса жизни, происходящему во времени и на основе структуры жизни при определенных условиях среды. Понятие «значение» используется, прежде всего, в процедуре понимания. Оно включает в себя только отношение внешнего, чувственного с чем-то внутренним, выражением чего оно и является. Любое проявление жизни обладает значением, поскольку оно, подобно знаку, выражает нечто, указывает, будучи выражением, на нечто, что принадлежит жизни. Жизнь сама по себе не означает чего-то иного. В ней нет разобщения, на чем и могло бы основываться то, что она значит что-то иное, внешнее ей самой. То, что ищет человек, – это способ взаимосвязи, присущий самой жизни. Человек ищет его исходя из отдельных событий самой жизни. Во всем, что должно быть полезно для этой взаимосвязи, должно заключаться и то, что свидетельствует о значении жизни. Человек понимает жизнь, лишь постоянно приближаясь к ней. В природе понимания и в природе жизни заключено то, что жизнь, будучи постигнута с совершенно различных точек зрения, в которых постигается ее временное течение, открывает человеку совершенно различные стороны. В воспоминании впервые и появляется категория значения. Любое настоящее наполнено реальностью; ему человек приписывает негативную или позитивную ценность. Когда же человек стремится навстречу будущему, возникают категории цели, идеала. Категории, которые позволяют постичь жизнь с точки зрения будущего, предполагают категорию «ценность»; они развертываются в возможностях, направленных вперед – в будущее. Только в соотношении значения жизненных процессов с пониманием и смыслом жизненного целого взаимосвязь, которая содержится в самой жизни, получает адекватное воплощение. В.Дильтей (1995) пишет, что для понимания жизни исходной является антропологическая рефлексия. Выявляемая ей взаимосвязь основана на таких взаимосвязях действия, как страдание, и т.д.; она предполагает их типологию и фиксирует значимость взаимосвязей в целостности жизни. Поскольку взгляд на собственную жизнь связан с рассмотрением жизни других лиц, а переживание и понимание собственной самости – с пониманием других людей и постижением жизни человечества, постольку возникают обобщения, в которых по-новому выражены ценность, смысл и цель жизни. Они образуют особый слой между самой жизнью и ее изображением в искусстве и всемирной истории. Кроме этого, автор считает, что жизнь и процесс жизни являются комплексом взаимосвязей. Эти взаимосвязи образуются благодаря постоянному обретению новых переживаний на основе прежних переживаний. В.Дильтей это обозначил как «приобретенные взаимосвязи души». Следствием природы этого процесса является определенная длительность и непрерывность взаимосвязей при всей их изменчивости. Это состояние, присущее всей духовной жизни, В.Дильтей обозначил категорией «сущность». Сущность постоянно изменяется. В этом уже содержится то, что изменение, возникающее вследствие внешних воздействий на единую жизненную взаимосвязь, вместе с тем определено этой взаимосвязью. Таким образом, возникает характер любого процесса жизни. В.Дильтей ставит вопрос: «Каков же этот процесс, проявляющийся во всем?» Определенность единичного существования, любого его отдельного состояния включает в себя его пределы. Эти пределы следует отличать от пространственных границ. Природа их заключена в духовном. Единичное существование – это индивидуальность. Из этого предела и проистекают страдания и стремление избавиться от них. В этом трагичность конечности и одновременно стремление превзойти ее. Предел внешнего не обнаруживается как давление мира на субъекта. Оно может быть так усилено силой отношений и природой души, что затруднит движение вперед. Однако в большинстве случаев конечная природа способна преодолеть давление новых жизненных обстоятельств и других отношений к людям. И поскольку любое новое состояние в себе обладает конечным характером, постольку и в нем возникает та же самая воля к внутренней свободе, которая проистекает из внутренних границ. Все это, однако, удерживается вместе внутренней силой и внутренней границей, которые обнаруживаются в определенности единичного существования и приобретенной взаимосвязи, обладающей какой-то длительностью. Итак, во всем действенна та же самая сущность. Во всем существует определенный предел возможностей, и все же существует свобода выбора между ними, а вместе с этим возникает чувство, что можно двигаться вперед и реализовывать новые возможности в собственном бытии. Эту внутренне определенную взаимосвязь в процессе жизни, определяющую прогресс изменений, В.Дильтей обозначил развитием. Первоначальныепереживания имеют индивидуально-типологические особенности, находящие свое внешнее выражение в типе мировоззрения человека: «мировоззрения представляют собой правильные системы, в которых проявляется строение нашей душевной жизни». Переживание объективируется в мировоззрении субъекта и должно именно через него изучаться. Развившееся из определенной структуры переживаний мировоззрение внедряется в человеческую жизнь, во внешний мир и в глубину самой души. Мировоззрение становится созидательным, реформирующим. Позволяет человеку обрести свободу, преобразовывать мир и самого себя. Мировоззрение является наиболее полным выражением переживания, которое может оказывать обратное влияние на свою собственную основу, первоначальное переживание. Душевная жизнь человека имеет определенную внутреннюю структуру, «архитектонику», в которой связанность между стремлениями, страстями, страданиями и всей его судьбой поддерживается и опосредуется первоначальными (непосредственными) переживаниями. Эта структура охватывает не только всю осознаваемую сферу, но включает взаимоотношения индивида с его культурно-исторической средой, выходит за пределы «чистой сознательности». Кроме того, переливы душевных состояний из одного в другое относятся к области внутреннего опыта; они носят имя «структурной связи» и переживаются человеком. Развитие душевной жизни каждого человека имеет универсальный (общечеловеческий) характер и происходит под воздействием трех классов условий: 1. Состояние и развитие тела. 2. Влияние окружающей – физической среды. 3. Влияние духовного мира. Понятие «переживание» (erlebnis) является в концепции В.Дильтея фундаментальным – исходным при анализе душевной жизни человека. «Переживание не противостоит мне как воспринятое и представляемое, оно нам не «дано»; реальность переживания для нас налична в силу того, что мне в каком-то смысле сопринадлежало». Признание переживания основной формой психической жизни субъекта позволяет считать, что «ощущения доставляют нам лишь многообразие единичных данных», а в переживании дана их взаимосвязь как между собой, так и с жизненным миром субъекта. Причем, дана непосредственно, а не опосредованно. Особенно важным В.Дильтей считал сочетание подготовки к переживанию и самого переживания со становлением деятельности (что может выступать также и как переживание и как предвосхищение). С помощью переживания происходит интеграция реальности. Переживание (внутренний опыт или опыт переживания) становится органом понимания человека и его мира. Переживание включает почти все содержание сознания и во многом совпадает с жизнью как таковой. Через понятие «переживание» элементы объективного внешнего мира включаются в индивидуальное восприятие субъекта, что выступает попыткой ослабления противостояния по линии «субъект-объект». Переживание – это жизненное, а не познавательное отношение к миру, так как в нем полнота жизни не расчленяется на субъект и объект. В.Дильтей преложил применять в педагогике и понимающей психологии триаду «переживание – выражение – понимание» (вместо общепризнанной ранее дидактической триады «созерцание-мышление-действие»). Всякое переживание выражает себя, а любое выражение есть выражение переживания. Выражение – это объективизация творческого действия, в основе которого лежит переживание. Понимание – творческое действие, которое может быть объективировано в качестве нового выражения. Понимание - это процесс, в котором индивиды распознают себя в других индивидах, выступающий как особое длительное, целостное душевно-духовное переживание. Понимание выступает главным во всей триаде – «переживание-выражение-понимание». Именно оно замыкает цепь саморазвития жизни. Речь идет о своеобразном круге отношений переживания, выражения и понимания, так как переживание уже есть одновременно осознание переживаемого, но это осознание непроясненное, ибо жизнь здесь не доведена еще до сознания. Это доведение осуществляется только через понимание, которое есть процесс, в котором от чувственно данных проявлений духовной жизни последняя приходит к самопознанию. В отечественной психологии эта идея нашла свое дальнейшее развитие в трудах Н.А. Бердяева и А.В. Петровского. Так, Н.А. Бердяев пишет, что реализация личности предполагает видение других личностей. Личность предполагает различение, установку разности личностей. Солипсизм, утверждающий, что ничего, кроме «Я», не существует и все есть лишь мое «Я», есть отрицание личности. «Личность исчезает в беспредельности самоутверждения, в нежелании знать другого и трансцендировать к высшему» (Н.А. Бердяев, 2003, с.452). «Эгоцентризм означает двойное рабство человека – рабство у самого себя, у своей затверделой самости и рабство у мира, превращенного исключительно в объект, извне принуждающий» (Н.А. Бердяев, 2003, с.462). А.В. Петровский (1984) писал, что личность выступает как идеальная представленность индивида в других людях, как его «инобытие» в них (и, между прочим, в себе, как «другом»). Сущность этой идеальной представленности, этих «вкладов» - в тех реальных смыслообразованиях, действенных изменениях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы личности другого человека, которые производят деятельность индивида и его участие в совместной деятельности. «Инобытие» индивида в других людях – это не статический отпечаток, - это активный процесс, своего рода «продолжение себя в другом». Таким образом, переживание обусловлено проблематичностью и недоопределенностью жизни. Но, благодаря переживанию, жизнь становится непрерывной, взаимосвязанной и самотождественной. В переживании представлена духовная жизнь в ее целостности, внутренний мир человека, его индивидуальная и коллективная психика. Переживание связано с психологическим временем человека, – благодаря переживанию прошлое и будущее живет в настоящем. Человек, переживая, использует опыт прошлого и ориентирован на цели будущего, но в настоящем. Кроме того, благодаря категории значения и понимания, переживание приобретает другой характер – информационный (когнитивный). В переживании осуществляется акт проживания и познания мира. При этом переживание предполагает выход человека за границы себя – трансцензус.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.49 (0.013 с.) |