II. Механизмы и условия социализации личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Механизмы и условия социализации личности



СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЛИЧНОСТИ

В вопросах и ответах

под редакцией В.А. Лабунской

 

 

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

 

 

Москва 1999.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

I. Представление о личности и ее компонентах в психо­логии

1.Что такое быть личностью?

2.Что такое индивидуальность?

3.Какие представления о структуре личности существуют в отечественной психологии?

4.Что такое социогенные потребности и как они формируются?

5.Что такое способности и одаренность личности?

6.Как развивается самосознание и формируется лич­ностная и социальная идентичность человека?

II. Механизмы и условия социализации личности

7.Что такое социализация личности?

8.С помощью каких механизмов реализуется процесс социализации?

9. Какие факторы оказывают значимое влияние на процессы социализации личности?

10.Почему одним из основных факторов социализа­ции признается семья?

11.Какое влияние на процессы социализации личности ребенка оказывает его общение со сверст­никами?

12.Как влияют особенности этноса на процессы социализации личности?

13.Какая связь между социализацией личности и природной средой?

III. Психофизиологические механизмы психических процессов и регуляции поведения личности

14.Что изучает психофизика?

15.Что понимается под психофизиологическими механизмами ощущений и восприятий, мышления и речи.

16.Каковы психофизиологические механизмы эмоций?

17. Что такое межполушарная специализация и латерализация психических функций? 18 Как соотносятся различные виды асимметрий?

19. Какими мозговыми механизмами обеспечивается асимметрия действий разной степени сложности?

IV. Периоды развития личности и ее возраст

20. Как понимается в психологии возраст личности?

21. Каким образом взаимосвязаны психическое разви­тие личности и ее основная деятельность?

22. В чем суть основных положений концепции раз­вития личности А.В. Петровского?

23. Что такое развитие личности с точки зрения антропологической психологии?

24. Какие подходы к построению периодов развития личности существуют в зарубежной психологии?

25. По каким критериям можно определить психоло­гический возраст личности?

V. Гуманистическая психология о личности

26. Что такое гуманистическая психология?

27. Из каких принципов исходит гуманистическая психология, рассматривая личность человека?

28. Как трактуются понятия «личность», «общение», «развитие» в гуманистической психологии?

29. Каковы теоретические представления о личности, выдвинутые основоположниками гуманистической психологии А. Маслоу и К. Роджерсом?

30. Какие пути выбора методов изучения личности существуют в гуманистической психологии?

31. Какие эмпирические методы используются в гума­нистической психологии при изучении личности и оказании ей помощи?

VI. Психоаналитический подход в психологии личности

32. Что такое психоаналитический подход в психологии личности?

33. Как в психоанализе понимается личность?

34. Какое представление о взаимосвязи сознания и бессознательного личности существует в психоанализе

35. Как объясняют представители психоаналитичес­кого направления особенности развития и пове­дения личности?

36. Как в психоанализе понимается психологическая защита и ее типы?

37. Какие методы используются в психоанализе для изучения личности?

VII. Концепция отношений личности

38. Что такое отношения личности?

39. Кто стоит у истоков отечественной психологии отношений?

40. На основе каких критериев выделяются виды отношений?

40. Под влиянием каких факторов формируется и из­меняется система отношений личности?

VIII. Экспрессия личности

42. Чем занимается психология экспрессивного поведения личности?

43. Как происходило становление отечественной психологии экспрессивного поведения личности?

44. Что такое экспрессивное поведение человека?

45. Какие объяснения взаимосвязи «души и тела», экспрессии и психических состояний личности су­ществуют в психологии экспрессивного поведения?

46. На основе каких характеристик экспрессии лица и взгляда можно судить о личностных особеннос­тях человека?......................................................................

47. Какие характеристики позы и походки человека несут объективную информацию о его личности?

48. О каких особенностях личности свидетельствуют жесты?

49. Какие методы используются при изучении экспрессивного поведения личности?

IX. Эмпатия личности

50. Что такое эмпатия?

51. Какие виды и формы эмпатии существуют?

52. Под влиянием каких факторов развивается и про­является эмпатия личности?

53. В чем состоят функции эмпатии в межличностном общении?

54. Какими характеристиками личности обладает эмпатииный человек?

55. Какие методы определения степени эмпатийности личности существуют?

X. Психология доверительного поведения личности

56. Что такое вера и доверие в психологии и какие различия существуют между ними?

57. Какие функции в жизни человека выполняет доверие?

58. Какие факторы влияют на формирование различных видов доверия?

59. Что такое доверие к себе?

60. Каковы психологические особенности личности, доверяющей себе и другому, и какие методы изучения этих особенностей существуют?

XI. Психологические особенности уверенной в себе личности

61. Каковы характерные черты уверенной в себе личности?

62. Что такое уверенное.или неуверенное поведение?

63. Какие объяснения формирования уверенной или неуверенной в себе личности существуют?

64. Какие способы измерения и коррекции неуверенности в себе существуют?

Тест уверенности в себе

XII. Авторитет личности и отношения авторитетности между людьми

65. Что такое «авторитет» и каковы основные направления его изучения в психологии?

66. Каковы основные стадии становления авторитета одного человека для другого?

67. Какие различия существуют между авторитетом личности и авторитетом ее статуса и роли?

68. Как с помощью теории авторитета личности объяснять человеческие взаимоотношения?

XIII. Когнитивные и мотивационные аспекты межлич­ностного общения

69. Как определяются в психологии когнитивные и мыслительные стили личности?

70. Что такое когнитивная сложность и как она влияет на межличностное общение? Какова структура и основные характеристики социально-перцептивных оценок личности?

71. Какие характеристики присущи мотивации меж­личностного общения?

72. Что такое самораскрытие личности в общении и какие функции оно выполняет?

XIV.Взаимопонимание в общении

74. Что такое взаимопонимание?

75. Какие механизмы взаимопонимания в общении существуют?

76. Какие характеристики общения определяют особенности взаимопонимания?

77. Какие индивидно-личностные особенности участников общения влияют на взаимопонимание?

78. Какие методы изучения взаимопонимания существуют?

XV. Манипулятивное общение и личность манипулятора

79. Что такое манипуляции и манипулирование людьми?

80. Какие характеристики присущи «играм-манипуля­циям»?

81. Каковы средства и способы манипулирования людьми в общении?

82. Какими психологическими особенностями обла­дает манипулятор?

83. Какие методы определения склонности к манипулятивной деятельности существуют в психологии?.

XVI. Поведение личности в конфликтном общении

84. Что такое конфликт и какие основные функции в жизни человека и общества он выполняет?

85. Как в психологии понимается структура конфликта и динамика его развития

86. Какие стратегии взаимодействия (типы поведения) существуют в конфликте?

85. Какие личностные предпосылки и особенности влияют на выбор стратегии сотрудничества и организацию совместной деятельности?

86. Какие особенности характеризуют личность, склонную к деструктивному, конфронтационному поведению?

87. Какие рекомендации дают психологи для кон­структивного разрешения конфликта?

Предисловие

Цель данного учебного пособия — показать в едином ключе личность, особенности ее общения и поведения. Главным об­разом личность представлена как социальное качество, свой­ство индивида, появляющееся на определенных этапах его развития. В этом контексте изложены сведения о компонен­тах личности, о механизмах ее социализации, об этапах ее развития, о биологических детерминантах формирования по­ведения. Акцент сделан на изложении сведений о тех качест­вах, свойствах личности, особенностях ее поведения, которые по своей природе являются социально-психологическими, т.е. формируются в процессе отношений между людьми, проявля­ются в них и оказывают влияние на возникновение новых от­ношений, определенных типов взаимодействия.

В соответствии с этой целью выстраивается содержание и последовательность вопросов и ответов в каждом из разделов. Здесь отсутствуют традиционные сведения об общении, о психических процессах (ощущение, восприятие, мышление и т.д.), так как они приведены во многих учебных изданиях. В отличие от других учебных изданий студенты познакомятся в этом пособии с теми психологическими феноменами, осо­бенностями общения, взаимодействия человека, его поведе­ния, информация о которых либо отсутствует в подобных из­даниях, либо представлена скудно.

«Вопросно-ответная» форма изложения материала позво­лит каждому студенту лучше ориентироваться в потоке психо­логической информации. Кроме учебных целей авторы учеб­ника ставят перед собой задачу помочь студентам в их соци­альном и личностном самоопределении. Поэтому практичес­ки в каждом разделе приводятся сведения либо о том, какие черты, особенности поведения присущи той или иной личности, либо предлагаются методы для самодиагностики, самонаблюдения, либо даны приемы, принципы, рекомендации по развитию тех или иных характеристик личности. Много внимания уделяется рассмотрению вопросов формирования лич­ности, ее поведения, стилей взаимодействия; особенностям взаимопонимания и стратегиям взаимодействия, способам Манипулирования, системе отношений личности и ее экспрессивному поведению; излагаются сведения о формировании эмпатии, уверенного поведения, доверительного отношения, рассматриваются характеристики конфликтогенной личнос­ти или личности, добившейся больших успехов в своей дея­тельности, и т.д. Все это, по замыслу авторов, должно способст­вовать более глубокому проникновению студентов в свой соб­ственный психологический мир и мир окружающих их людей.


Что такое быть личностью?

Понятие «личность» относится к числу самых неопределен­ных и спорных в психологии. Можно сказать, сколько сущест­вует теорий личности, столько имеется и ее определений. Есть ли в них что-то общее; с чем согласились бы большинство пси­хологов?

Рассмотрим несколько определений личности, данных ве­дущими специалистами в этой области, Б.Г. Ананьев отмечал, что «личность — прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологи­ческих свойств», К их числу он относил принадлежность лич­ности к определенному классу, национальности, профессии и пр. А.В. Петровский охарактеризовал личность в системе межличностных отношений, в связи с чем им были выделены три аспекта личности: интраиндивидный, который отражает свойства, присущие самому субъекту; интериндивидный, рас­сматривающий особенности взаимодействия личности с дру­гими людьми; и метаиндивидный, описывающий воздействие данной личности на других людей. Л.И Анцыферова определя­ет личность «как способ бытия человека в обществе, в конкрет­но-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений». Существует множество книг, посвященных теории личности, на­пример, в книге И.Б. Котовой «Психология личности в России» анализируются высказывания отечественных философов и психологов по этому вопросу.

Все психологи согласны с тем, что личностью не рождают­ся, а становятся и для этого человек должен предпринять нема­лые усилия: вначале овладеть речью, а затем с ее помощью многими моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками. Личность рассматривается как результат социа­лизации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентации, выработанных человечеством. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социа­лизации, тем более развитую личность он собой представляет.

А может ли человек не быть личностью? Является ли лично­стью годовалый ребенок, психически неполноценный чело­век или изощренный преступник? Эти вопросы неоднократно становились предметом не только психологических дискуссий, но и волновали философов, медиков и юристов. На них трудно ответить однозначно, поскольку каждый случай требу­ет конкретного рассмотрения, тем не менее большинство уче­ных склонно признавать за всеми людьми право называться личностью, хотя иногда — с определенными оговорками. Ре­бенка, подростка и юношу корректнее называть формирую­щейся личностью, так как в эти возрастные периоды имеются только задатки зрелой личности, которые должны далее раз­виться и оформиться в целостную систему свойств. Что касает­ся психически неполноценных людей, то степень сохраннос­ти их личности может быть очень разной: от небольших от­клонений от нормы при неврозах до значительных разруше­ний личности при тяжелых случаях шизофрении. Их мировос­приятие, мотивация поведения, особенности мышления каче­ственно отличаются от аналогичных характеристик здорово­го человека, поэтому правильнее в таких случаях пользоваться понятием «патологическая» или «аномальная» личность. Пре­ступники, признанные психически здоровыми, являются асо­циальными личностями, поскольку все накопленные ими зна­ния, умения и навыки были обращены против общества, кото­рое их сформировало. Личность может быть утрачена человеком вследствие тяжелой болезни или глубокой старости, что проявляется в отсутствии способности осознавать себя как субъект деятельности, ориентироваться в пространстве и вре­мени и т.п. В этом случае можно говорить о деградировавшей личности.

Л.И. Анцыферова считает основным способом существова­ния личности постоянное развитие, направленное на реали­зацию своих возможностей в деятельности и общении. Как только человек прекращает усилия по развитию своих психи­ческих функций, социальных и профессиональных навыков и умений, сразу начинается регресс личности.

Каковы же критерии для определения уровня зрелости личности? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к тео­рии И.М. Палея и B.C. Магуна о трех сторонах личности. Пер­вая сторона личности описывает внутреннее строе­ние личности через такие характеристики, как иерархич­ность и целостность. Под иерархичностью понимается под­чинение в процессе развития низших функций (процессов, свойств) более высшим. Например, удовлетворение витальных потребностей у зрелого человека подчиняется его воле и системе ценностных ориентации. Целостность означает еди­нообразие поведения человека в меняющихся условиях и об­стоятельствах. Следовательно, зрелая личность действует не под влиянием сиюминутных факторов, а на основе своей сис­темы ценностей, которая складывалась годами.

Вторая сторона личности раскрывает особеннос­ти ее взаимодействия с предметным миром через характерис­тики ее активности и самостоятельности. Зрелая личность всегда занимает активную жизненную позицию в любой дея­тельности, которой она занимается. Она сама определяет для себя смысл, цели и задачи деятельности и ищет оптимальные способы их выполнения. Иногда она даже не ждет вознаграж­дения за свою работу, если эта работа принесла ей удовлетво­рение. Это отличает ее от незрелой личности, которая ждет указаний, поощрений и не выходит в процессе выполнения работы за установленные рамки. Зрелая личность способна осуществлять деятельность даже под угрозой наказания (на­пример, со стороны властей) и потерей многих жизненных благ. Примеров самоотречения во имя дела своей жизни в ис­тории России достаточно, начиная с декабристов и кончая диссидентами 60—80-х гг.

Третья сторона личности характеризует особен­ности ее взаимоотношений с другими людьми. И.М. Палей и B.C. Магун выделяют в качестве критерия зрелости только од­ну, но очень существенную способность личности — возмож­ность содействовать росту и развитию личности других лю­дей. Личность, по словам С.Л. Рубинштейна, «определенностью своего отношения» к жизни «заставляет и других самоопреде­ляться». Чтобы оказывать влияние на мировоззрение других людей, человек должен накопить в себе большой запас мудрос­ти и приобрести власть над окружающими (духовную, религи­озную, политическую и пр.). Пространственно-временная ши­рота этого влияния в конечном счете определяет масштаб лич­ности. Чаще всего это влияние распространяется только на ближайшее окружение человека, Некоторые личности воздей­ствуют на умы людей в течение определенного промежутка времени в какой-то стране. Но есть личности всемирного мас­штаба, влияющие на человечество примером своей незауряд­ной жизни и дел сквозь толщу веков и даль географических расстояний. Эти люди и являются для нас примером наивыс­шего развития личности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев БГ. О проблемах современного человекознания. М, 1971. С. 229— 252. 2.Анцыферова ЛИ. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 3— 19.

3.АсмоловАГ. Психология личности. М,, 1990. С. 8—25; 152—170.

4.Котова ИБ. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов н/Д, 1994. С. 45-103; 147-268.

5.Палей ИМ., Магун B.C. Психологические характеристики личности и предпосылки ее социальных потенциалов // Социальная психология. Л., 1979. С. 90—106.

6.ПетровскийАВ. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. С. 213—252.

 

Что такое индивидуальность?

В большинстве словарей и учебников по психологии индиви­дуальность определяется как совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобра­зие его психики и личности. Это определение оставляет без четкого ответа ряд вопросов. Например, любая ли характерис­тика человека может быть отнесена к его индивидуальности? Можно ли отнести к свойствам индивидуальности особеннос­ти протекания психических процессов или способности? Как быть, если одна и та же черта личности является предметом сходства для одних людей и различием для других?

Очевидно, понятие индивидуальности требует более со­держательного анализа. Он был сделан отечественными психологами. B.C. Мерлин разработал теорию интегральной ин­дивидуальности, согласно которой индивидуальность челове­ка складывается из индивидуальных особенностей, относя­щихся к разным уровням его организации — от биохимичес­кого до социального. В частности, он выделил три иерархиче­ских уровня. Нижний уровень индивидуальности состав­ляют биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства организма. Средний уровень представлен индивидуальными психическими свойствами (особенности темперамента и черты личности). Высший уровень индивидуальности занимают социально-психологические свойст­ва, составляющими которых являются социальные роли дан­ного человека в малых (семья, коллектив) и больших (класс, народ) группах.

Такое понимание индивидуальности снимает вопрос о том, с какого возраста человек становится индивидуальностью. Ког­да ребенок рождается, его индивидуальность ограничивается только свойствами его организма, но по мере того, как у него проявляются особенности темперамента, формируются черты личности, его индивидуальность расширяется и распространя­ется на все более высокие уровни. Когда зрелый человек зани­мает определенное общественное положение, вся иерархия уровней его индивидуальности уже представлена в его поведе­нии, но это не означает, что она больше не будет изменяться. Человек будет приобретать новый опыт, выполнять новые ро­ли и его индивидуальность тоже будет отчасти меняться.

Индивидуальность характеризуется не только совокупнос­тью индивидуальных свойств, но и своеобразием взаимосвя­зей между ними. Таким образом, если два человека имеют два одинаковых набора свойств (что очень маловероятно), то они все равно будут непохожи по поведению, поскольку связи между свойствами будут разные. Надо сказать, что не все психологи согласны с таким миропониманием индивидуальности. А.Г. Асмолов локализует индивидуальность на уровне свойств личности и связывает ее смысловыми отношениями и установками человека. «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают», — утверждает А.Г. Асмолов. Этим он подчеркивал, что индивидуальность отвечает за решение бытовых вопросов, связанных со смыслом жизни, ценностными ориентациями, жизненной позицией человека. При решении этих вопросов обычно возникают конфликты как внутренние (внутриличностные), так и внешние (между личностью и окружающими). В процессе этой борьбы создается индивидуальность и определяются ее стойкость и масштаб.

В 90-е гг. понятие «индивидуальность» вышло за Пределы личности. B.C. Мерлин ввел понятие «метаиндивидуальность», под которым он понимал «психологическую характе­ристику отношений окружающих людей к данной конкретной ситуации». Иными словами, метаиндивидуальность представляет собой индивидуальность человека в глазах ок­ружающих его людей. Л.Я. Дорфман, развивая в своей книге «Метаиндивидуальный мир» идеи B.C. Мерлина, вводит но­вые понятия «трансиндивидуальность» и «экоиндивидуаль-ность». Трансиндивидуальность охватывает все явления, свя­занные с реализацией индивидуальности в окружающем ми­ре: в творчестве, во влиянии на других людей, в конкретных делах и т.п. Экоиндивидуальность описывает процессы, ко­торые зарождаются вне индивидуальности, но ведут к ее из­менению, что находит свое отражение во взаимодействии со средой.

Как же соотносятся понятия «личность» и «индивидуаль­ность», какое из них является более широким? Графически их можно изобразить как два круга. Наложим их друг на друга та­ким образом, чтобы они не совпадали полностью, но имели какую-то общую площадь. Данная площадь — это те свойства личности, которые составляют основу ее индивидуальности. Оставшаяся площадь круга, символизирующего личность, со­ответствует тем ее свойствам, которые являются социально-типичными и характеризуют ее как представителя многих больших и малых групп. «Остаток» индивидуальности пред­ставляют биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства, не входящие в структуру личности. Таким об­разом, можно сказать, что оба понятия являются равновелики­ми и не совпадающими по содержанию.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Асмолов АГ. Психология личности. М., 1990. С. 307 — 364. г.Дорфман ЛЯ. Метаиндивидуальный мир. М., 1993. С, 79—120; 198—209; 252-256.

3. Индивидуальность в современном мире. В 3 ч.: Смоленск, 1995.

4. Индивидуальность как субъект и объект современной жизни: В 2 т.: Смо­ленск, 1996.

5. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1 986. С. 22-51; 110— 139.

 

3. Какие представления о структуре личности существуют в отечественной психологии?

Если проанализировать историю изучения личности, то мож­но обнаружить, что почти все ученые, пытавшиеся вникнуть в суть этого сложного психического образования и понять ме­ханизм его функционирования, приходили к мысли о необхо­димости выделения отдельных элементов и анализа взаимо­связей между ними. Критерии деления личности на отдельные блоки были различны и вызывали дискуссии, но всеми учены­ми признавалась необходимость изучения структуры личнос­ти. В Философском энциклопедическом словаре «структура»1 [1]определяется как совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность, т.е. со­хранение основных свойств при различных внешних и внут­ренних изменениях. Таким образом, чтобы провести струк­турный анализ какого-то сложного объекта, надо: 1) выде­лить элементы, из которых он состоит; 2) изучить характер связи между этими элементами; 3) выявить механизм целост­ности структуры, позволяющий ей не изменяться при измене­нии среды. При выделении элементов необходимо руководст­воваться некоторыми правилами: элементы должны содер­жать в себе основные характеристики целого, а не быть просто его частями; их количество должно быть достаточным для полного описания личности, но не быть чрезмерным.

Существуют два основных способа построения структуры юности: эмпирический и теоретический. Эмпирический способ основан на выделении элементов структуры с помощью применения методов математической статистики (чаще всего факторного анализа) к большому массиву эмпирических данных. Выделенные в процессе обработки кластеры, или фактуры служат элементами структуры личности (например, (5 факторов в структуре личности, предложенной Р. Кеттеллом). Теоретический способ построения структуры личности основан на выдвижении теоретического принципа, который связывает между собой отдельные уровни и элементы.

В отечественной психологии представлены оба способа построения структуры личности. Эмпирический подход реализован в работах B.C. Мерлина, который на основе эмпириче­ских исследований пришел к трехуровневой структуре личности. Нижний уровень представлен свойствами личности, кото­рые являются ее элементами. Второй уровень образуют симптомокомплексы — группы свойств личности, связанные между собой вероятностными связями. Третий уровень составляют три вторичных фактора, которые вбирают в себя все симптомокомплексы.

Теоретический подход к построению структуры личности реализован К.К. Платоновым, который в качестве основы для выделения уровней структуры выбрал принцип соотношения социального и биологического. На этом основании нижний уровень оказался представленным теми компонентами лично­сти, которые имеют только биологическую детерминацию: темперамент, половые и возрастные свойства. Второй уровень включает в себя личностные особенности протекания психи­ческих процессов (восприятия, мышления и др.). Он детерми­нирован и биологическими, и социальными факторами. Тре­тий уровень, обусловленный преимущественно социальными факторами, состоит из привычек, умений, навыков и знаний личности. Наконец, четвертый уровень имеет исключительно социальную детерминацию и представлен такими характери­стиками личности, как убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания.

По мнению К.К. Платонова, все известные свойства личнос­ти могут быть отнесены к этим четырем подструктурам. Ис­ключение составляют только характер и способности, которым он отводит особую роль. Характер является «не самостоя­тельной подструктурой, а наложенным на них (подструкту­ры. — Лет.) общим качеством личности». Аналогично он рас­сматривал и способности, утверждая, что «любое свойство личности, входящее в любую из четырех подструктур личнос­ти, может и должно рассматриваться как элементарная спо­собность... если это свойство личности профессионально по­ложительно или отрицательно значимо».

Надо отметить, что пик исследований и дискуссий, посвя­щенных структуре личности, приходится на 70-е гг., когда структурный и системный анализ был популярен и в других науках.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Мерлин В,С. Структура личности: характер, способности, самосознание, Пермь, 1990. С. 51 —78.

2.Платонов КК. Структура и развитие личности, М., 1985. С. 118—145.

3.Роговин М.С. Развитие струкгурно-уровневого подхода в психологии // Сис­темные исследования. М., 1974. С. 187—224.

4.Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

 

4. Что такое социогенные потребности и как они формируются?

Большинством психологов потребность определяется как пе­реживаемая или осознаваемая человеком необходимость в ка­ком-нибудь жизненном благе. Потребности принято разде­лять на две большие группы. Первая группа потребностей свя­зана с благами, обеспечивающими жизнь и существование че­ловека, они называются биологическими, или витальными. К ним относятся потребности в пище, отдыхе, безопасности, сексуальные потребности. Вторая группа потребностей по­рождена участием человека в социальной жизни и ее благами. Они называются социальными, или социогенными и включа­ют в себя все потребности, связанные с общением и разными видами человеческой деятельности (игрой, познанием, тру­дом). Ш.Н. Чхартишвили определяет социогенную потреб­ность как «потребность в социальных взаимодействиях кон­кретного содержания».

Существуют более развернутые классификации потребнос­тей. Так, П.Н. Симонов в качестве самостоятельных по происхождению и базисных по своим характеристикам выделяет три вида потребностей: витальные, социальные и идеальные. Социальные в свою очередь подразделяются им на потребности «для себя», которые воспринимаются субъектом как права, потребности «для. других» (обязанность делать что-либо для других людей) и потребности в норме и идеологии. Идеальные потребности направлены на духовные объекты и включают в себя познавательные, эстетические, этические, религиозные и другие подобные потребности. Наряду с ними существуют две вспомогательные потребности: потребность в вооруженнос­ти, или компетентности, и потребность в преодолении пре­пятствий на пути к цели. Первую из них П.Н. Симонов рассмат­ривает как стремление к мастерству, к развитию способнос­тей, к накоплению знаний, позволяющих контролировать внешнюю среду, а вторую связывает с волей и считает ее, как и первую, инструментальной, т.е. проявляющейся во всякой дея­тельности человека и связанной со способом ее выполнения.

Витальные и социогенные потребности нельзя противопо­ставлять друг другу, поскольку первые также несут на себе от­печаток культурных традиции. Это видно на примере даже та­кой простой витальной потребности, как потребность в пище, удовлетворение которой обросло разными традициями, смыс­лами и иногда превращается в целый ритуал, В то же время со­циогенные потребности качественно отличаются от витальных. Например, социогенные потребности, как правило, явля­ются ненасыщаемыми, т.е. в их динамике трудно зафиксиро­вать фазу, после которой потребность исчезает. Но главное от­личие состоит в том, что социогенным потребностям человек научается в процессе социализации и они не могут возникнуть у него сами по себе без влияния окружающих его людей. По мнению X. Хекхаузена, мотив является не чем иным, как гипо­тетическим конструктом, которым люди пользуются для объ­яснения своего или чужого поведения, Из этого следует, что личность не может использовать те объяснения, которым она не была обучена. Так, до описания А. Адлером комплекса не­полноценности никто не мог сказать, что он испытывает по­требность избавиться от комплекса неполноценности. В связи с этим является не совсем корректной интерпретация поведе­ния людей прошедших эпох в терминах современности.

В детстве ребенку окружающие его люди внушают, к чему он должен стремиться и чего он должен избегать, тем самым закладывая систему его ценностных ориентации и соответст­венно иерархию его потребностей. Передача представлений о том, что есть благо, может быть прямой, когда с ребенком ве­дут беседу на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», и ко­свенной: через личный пример, через создание условий, бла­гоприятствующих развитию иерархии потребности. Напри­мер, для развития познавательной потребности у ребенка не­обходимо создание богатой в информационном отношении среды (географическая карта вместо ковра, конструкторы вме­сто дорогих, но малофункциональных игрушек). Помимо ро­дителей и воспитателей большую роль в формировании систе­мы ценностей человека играют средства массовой информа­ции (телевидение, радио, книги, газеты и пр.). По мнению П.Н. Симонова, воздействие на сферу потребностей развиваю­щейся личности имеет следующую закономерность: сначала необходимо обеспечить человека информацией о социально ценных способах удовлетворения социогенных потребнос­тей, которая приведет его к соответствующим видам деятель­ности; тогда на втором этапе происходит возвышение, одухо­творенность потребностей, сформировавшихся ранее. Напри­мер, на основе любознательности ребенка можно формиро­вать у него устойчивую потребность в познании, на основе стремления его к участию в делах других людей — альтруисти­ческую потребность.

Социогенные потребности имеют общественно-историче­скую природу и могут меняться на протяжении длительных отрезков времени. Во-первых, возможно изменение способов удовлетворения потребности, Это можно проследить на при­мере познавательной потребности, которая вначале могла быть удовлетворена через непосредственную передачу ин­формации от одного человека к другому. Но затем (с развити­ем письменности, изобретением радио и телевидения, созда­нием компьютерных сетей) способы ее удовлетворения так видоизменились, что можно уже говорить не об одной, а о це­лой группе потребностей. Во-вторых, потребность может ме­нять свое место в иерархии потребностей, характерных для данного общества. В каждом обществе существует своя иерар­хия ценностей, которая определяется государственным устройством и его идеологией, поэтому одна и та же потребность может иметь разный вес в разных странах. Так, в нашей стране долгие годы ведущими были коллективистские потребности, состоящие в стремлении принадлежать к какой-то группе, не выделяться из нее, отстаивать ее интересы иногда вопреки собственным. В настоящее время в связи с изменением идео­логии большее значение начинают приобретать мотивы лич­ностного самоопределения и самоактуализации.

В мотивационной сфере каждого человека можно выделить социально-типические особенности, характерные для людей его круга, пола, возраста, страны, национальности, и индиви­дуально-своеобразные, обусловленные тем микроклиматом, в котором он рос и формировался: стилем семейного воспита­ния, литературой, которую он читал, влиянием авторитетных лиц. Соотношение этих двух составляющих может быть очень различающимся у разных людей: от типичной структуры мо­тивов до уникального их сочетания.

Социогенные потребности представляют интерес не толь­ко для психологов, но и социологов, культурологов, психоисториков, так как, изучая их, можно лучше узнать, чем живет и к чему стремится тот или иной народ.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. С. 8— 20. 2.Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983. С. 6-37.

3.Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. С. 118-120.

4.Симонов ПН. Междисциплинарная концепция человека: потребностно-информационный подход // Человек в системе наук. М., 1989. С. 58—73.

5.ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т- 1.С. 12—55.

 

VIII. Экспрессия личности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.076 с.)