Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Какие факторы влияют на формирование различных видов доверия.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Во-первых, доверие к другому можно рассматривать как частный случай доверия к миру. Оно является фундаментальным условием формирования таких взаимоотношений между людьми, как дружба, любовь, уважение, вражда и ненависть. Без доверия одного человека другому трудно представить формирование отношения к нему как к авторитетной, значимой личности, без доверия не формируется внутригрупповая сплоченность, невозможно оказать влияние на другого, убедить его иди что-либо внушить ему. Таким образом, одна из первых, фундаментальных характеристик доверия заключается в том, что оно выступает исходным условием межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений. Доверие выступает условием формирования всех видов и форм отношений людей и одновременно входит в качестве компонента во все виды и формы отношений человека к миру и к самому себе. Во-вторых, доверие возникает тогда, когда существует готовность к проявлению доверия хотя бы у одного из двух взаимодействующих людей. Такая готовность формируется, если другой человек является значимым, надежным и безопасным партнером. Если хотя бы одно из названных качеств (значимость, надежность, безопасность) отсутствует у партнера, то это существенно повлияет на основные характеристики доверия (мера, глубина, тема, длительность, интенсивность и т.д.). В-третьих, человек одновременно обращен в мир и в себя, т.е. человек доверяет, с одной стороны, миру, а с другой - самому себе. Можно сказать, что существуют два вида доверия: доверие к другому и доверие к себе как самоценному суверенному субъекту активности. Уровень доверия к себе всегда связан с уровнем доверия к другому. Тот, кто способен относиться)К себе как к самоценности, как к самостоятельному, суверенному субъекту активности, тот способен так же относиться и к другим. Тот, кто не боится доверять себе, тот способен доверять и другому. Таким образом, следующей причиной возникновения доверия к другим является доверие к себе. В-четвертых, доверие существует как личностная или социальная установка, как аттитюд, как эмоционально-оценочное отношение к другому и к самому себе. Взаимодействие (гармоничное — дисгармоничное) между личностными и социальными аспектами доверия, его эмоциональными, оценочными, поведенческими компонентами определяет качество, дифференцированность доверия. Таким образом, одним из условий возникновения определенного качества доверия является степень гармоничности его собственных компонентов (эмоционально-оценочных, когнитивных, поведенческих). В-пятых, в каждом акте общения всегда присутствует определенное количество, или мера, доверия, без которой общение вообще невозможно. Выход за ее пределы «необходимой меры» доверия и по отношению к себе, и по отношению к другим приводит к негативным последствиям в общении. Подлинная личностная гармония заключается в умении чувствовать эту меру и в то же время быть открытым как миру, так и самому себе и другим людям. В-шестых, существующий уровень, мера доверия, соотношение его основных характеристик (эмоционально-оценочных, поведенческих, когнитивных) также может изменяться в процессе самого взаимодействия под влиянием различных переменных. Количество, или мера, доверия в общении определяются, с одной стороны, тем, каковы у человека сложившиеся установки, аттитюды относительно доверия к другому и к самому себе, а с другой — тем, какие условия появляются в процессе взаимодействия (кто партнер, какие у него сформировались установки на доверие, безопасен ли он, владеет ли субъектным, личностным общением, где протекает общение, каково содержание и цели взаимодействия и т.д.). Таким образом, важной характеристикой доверия является динамичность меры доверия, которая определяет вид общения (личностное или социально-ориентированное; диалогическое или монологическое; глубинное или поверхностное и т.д.) и выступает причиной его проявления к другому. В-седьмых в каждом виде общения всегда присутствует мера взаимности доверия. Известно, что человек ориентируется на свое отношение к другому, рассчитывая на взаимность, на симметричность или конгруэнтность. ЯЛ. Коломинский, один из ведущих психологов, такое стремление человека назвал «презумпция взаимности». Полное взаимное доверие возникает в жизни довольно редко. Человек лишь предполагает, что другой тоже испытывает по отношению к нему доверие, но эти предположения жизнь часто опровергает. Несоответствие меры доверия партнеров (неконгруэнтность) обусловлено как личностными особенностями партнеров, например видом установок по отношению к другим людям, их ценностными ориентациями, чертами характера (подозрительность, агрессивность, стремление доминировать и т.д.), социально-психологическими обстоятельствами общения (статусы, роли партнеров, история их отношений, степень знакомства и субъективной значимости друг для друга и т.д.), так и объективными условиями взаимодействия. В целом, лишь для взаимоотношений с ярко выраженным эмоционально-оценочным компонентом характерна симметричность или конгруэнтность меры доверия партнеров (например, дружба — вражда, любовь — ненависть, уважение — презрение и т.д.). В основе других видов взаимоотношений лежит нарушение конгруэнтности. Так, манипуляции одного человека другим возможны потому, что в такой паре манипулятор отличается низким уровнем доверия, а манипулируемый, наоборот, проявляет высокий уровень доверия. Итак, сущность доверительных взаимоотношений сводится к переживанию актуальной значимости (ценности) и априорной надежности объекта, с которым предполагается взаимодействие, и собственной субъективной значимости и безопасности. Несоответствие этих взаимопозиций по отношению друг к другу и по отношению к самим себе у взаимодействующих людей становится причиной возникновения различных видов взаимоотношений, типов общений. Именно они выступают «пусковым механизмом».неустойчивых, «текучих» И постоянно изменяющихся межличностных отношений, в основании которых всегда лежит определенная мера доверия к себе и к другому. Степень взаимности меры доверия к себе и к другому определяет формирование различных видов доверительных отношений. На основе сочетания показателей меры взаимности доверия и соотношения доверия к себе и другому формируются шесть различных видов доверительных отношений: Первый вид доверительных отношений: «оба взаимодействующих субъекта в равной мере доверяют и себе, и партнеру» (другой актуально значим и потенциально надежен, так же как значим Я и надежны мои собственные действия). Взаимодействие, основанное на таких взаимоотношениях, способствует возникновению личностного, диалогического общения. Второй вид доверительных отношений: «каждый из взаимодействующих субъектов доверяет только себе и не доверяет другому». Поскольку каждый имеет в виду только себя самого, то результат такого взаимодействия, как правило, соперничество и конфронтация. Здесь речь идет об отсутствии доверия. Третий вид доверительных отношений: «оба партнера по взаимодействию друг другу доверяют больше, чем себе», Такой вид доверия становится рискованным для обоих и сопровождается перекладыванием ответственности друг на друга. В конечном итоге это приводит к безответственности и к ненасыщаемости потребности в доверии. Четвертый вид доверительных отношений: «один партнер по взаимодействию доверяет в равной мере себе и другому, а другой -г- только себе». Такая взаимосвязь меры доверия приводит к манипуляции и к принуждению со стороны того, кто доверяет только себе. Пятый вид доверительных отношений: «один партнер по взаимодействию доверяет в равной мере себе и другому, а второй доверяет первому более, чем самому себе». Такое сочетание меры доверия порождает отношение к первому, как к авторитетной личности. Шестой вид доверительных отношений: «один доверяет только себе, а второй — только другому». Такое сочетание меры доверия порождает зависимость от того, кто доверяет лишь себе, и способствует использованию другого в качестве средства.
ЛИТЕРАТУРА 1.Данилин КЕ. Восприятие межличностных предпочтений в малой группе // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987. С. 177—188. 2.РюмшинаЛЦ.}\№лот — игра — манипуляция // Психологический вестник. Ростов н/Д, 1996. С. 206-222. 3. Скрипкина ТЛ. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ). Ростов н/Д, 1997. С. 85—108.
59. Что такое доверие к себе? Доверие к миру невозможно осмыслить без анализа другой стороны этого явления доверия к себе. Оба этих явления имеют лишь относительно самостоятельный статус; человек и мир — это всегда одна система, одна онтология. Поэтому доверие к себе и доверие к миру является частным случаем проявления доверия как целостного социально-психологического феномена. Формирование оптимального уровня доверия к себе зависит от того, насколько человек способен становиться в ценностную позицию по отношению к себе, т.е. относиться к своей субъектности, как к ценности, и одновременно соответствовать миру, в котором он живет. Вопрос о наличии доверия к себе впервые был поставлен и отрефлексирован в литературе, касающейся различных техник психотерапии и психокоррекции. Из этих работ следует, что доверие к себе необходимо прежде всего для того, чтобы человек мог самостоятельно определять масштабы своей деятельности, принимая решения и выбирая цели. Человек будет доверять себе самому, если он познает себя и свои возможности. Но человек не может познать себя до конца, поэтому в процессе жизни человек вновь и вновь испытывает себя с целью проверки своих возможностей, в существование которых он должен поверить. Именно для этой цели становится необходимым доверие к себе. Доверие к себе относится к числу явлений, связанных с активностью личности, способной действовать как целетворящий, суверенный субъект, поэтому в любой активности проявляется определенный уровень доверия к себе, которое играет важнейшую роль в реализации возможности человека быть истинным субъектом активности. Уровень доверия к себе связан с субъективно воспринимаемыми собственными возможностями поступать определенным способом. Далее, доверие к себе проявляется в способности личности «выходить за пределы» себя, своего опыта или конкретной ситуации, не вступая при этом в противоречие с самим собой. Соотношение степени <?выхода за пределы» собственного опыта и содержания определенных личностных смыслов и ценностей обеспечивает целостность, устойчивость личности, ее саморазвитие и самоосуществление. Поэтому сложившийся уровень доверия к себе можно считать одним из показателей зрелости личности. Доверие к себе проявляется в бесчисленных поступках человека. Если предполагаемый поступок противоречит внутреннему Я человека или системе его внутренних смысловых образований, он вступает в противоречие с самим собой (обычно это тяжелое эмоциональное переживание). Человек не может находиться сколько-нибудь долго в таком состоянии и стремится выйти из него. Для этого он может использовать несколько способов: отказ от деятельности, от поступка; принятие решения совершить поступок с использованием любого способа психологической защиты, что выглядит как самообман; изменение меры доверия к самому себе посредством честного признания самому себе своей неправоты или самораскрытия самому себе, Таким образом, внутренние изменения личности могут быть направлены в противоположные стороны — в сторону творческого развития (увеличение меры доверия к себе) и в сторону саморазрушения (отказ от деятельности, использование психологических защит). Доверие к себе, так же как и доверие к другому, не может быть одинаковым во всех ситуациях общения. В одних сферах жизнедеятельности у человека может быть сформирована установка на доверие к себе, а в других — нет. Все зависит от того, как оценивает свои возможности человек, насколько адекватна его самооценка и уровень притязаний, каково его самоотношение и насколько удовлетворены его базовые социальные потребности (потребность в достижении, потребность в любви, признании, потребность во влиянии и, наконец, в доверии). Доверие к себе не является величиной постоянной, его уровень определяется мерой соответствия между ним и доверием к миру. Итак, доверие к себе есть форма доверия, относительно самостоятельный феномен. Доверие к себе представляет одну из личностных установок человека, направленных на себя, и включает когнитивный компонент (знание о себе и своих возможностях, Я-концепцию), эмоционально-оценочный компонент (самооценка возможностей, принятие — непринятие себя, любовь — ненависть к самому себе), поведенческий компонент, выражающийся в мере доверия себе, в избирательности доверия к себе в различных ситуациях жизнедеятельности. Доверие к себе выступает фундаментальным условием полноценного овладения собой, входит в структуру способности прогнозировать результаты своей жизнедеятельности, определяет уровень адекватности ^критических позиций по отношению к самому себе, влияет на выбор стратегий достижения целей в соответствии с внутренними личностными смыслами. Доверие к себе и доверие к миру — это две стороны одного и того же явления. Мера соответствия доверия себе и миру постоянно нарушается, что и приводит к саморазвитию личности, к познанию и преобразованию мира.
ЛИТЕРАТУРА 1.Абульханова-СлавскаяКА Стратегия жизни. М., 1991. С, 109—125. 2.БратусьБ.С. Аномалии личности. М., 1988. С. 24—61. 3..Скрипкина 777. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ). Ростов н/Д, 1997. С. 134-193.
60. Каковы психологические особенности личности, доверяющей себе и другому, и какие методы изучения этих особенностей существуют? Исследования, проведенные в нашей стране, и данные, накопленные зарубежными исследователями, позволяют описать некоторые личностные характеристики индивида, способного доверять себе и другим, и личностные особенности человека, у которого нарушена гармония между доверием к себе и доверием к другим. Сначала остановимся на личностных свойствах человека, способного доверять себе: это человек независимый, уверенный в себе, ориентированный на достижения в различных сферах жизни, способный к позитивному самопринятию, характеризующийся высоким уровнем самоуважения, способный учитывать свой прошлый опыт и соотносить его с планами на будущее. Такой человек умеет управлять собой, одобряет собственные планы и желания, верит в их безусловное осуществление. Он не склонен к наличию и переживанию внутренних конфликтов, лишен склонности к рефлексивному самокопанию, самоанализу. Вместе с тем чрезмерная абсолютизация названных признаков приводит к деформациям личностного развития и функционирования, так как человек, ориентированный только на достижение собственных целей, превращается в функциональный орган этих целей и направляет свою активность лишь на поддержание собственных амбиций, в результате чего готов игнорировать обстоятельства и использовать других людей в качестве средства для достижения собственный; целей. В конечном итоге это приводит к разрыву личностных связей с миром людей, к стагнации способности доверять другим. Результатом становится формирование таких негативных личностных качеств, как подозрительность и лживость. К личностным свойствам человека, у которого недостаточно развито доверие к себе, прежде всего следует отнести неспособность нести ответственность за себя и свою жизнь, постоянное обращение за поддержкой вовне — в обстоятельствах и других людях. Такой человек оказывается неспособным к самостоятельному принятию решений. Для него доверие превращается в ненасыщаемую потребность и проявляется в бесконечном самораскрытии перед другими. В результате человек становится удобным объектом для манипуляции со стороны других, по отношению к которым он чувствует зависимость, так как его самооценка зависит от оценки окружающих людей, Описанные свойства, характерные для выделенных крайних типов личности, подтверждают, что главное качество в доверии как к другим, так и к себе — это мера, т.е. способность к гармоничному распределению доверия, направленного на себя и на окружающий человека социальный мир. Учет этой меры позволяет человеку быть аутентичным, уметь самостоятельно ставить цели и принимать решения, строить планы на жизнь, нести за нее персональную ответственность, относиться к себе как к самоценности и в то же время не разрывать связи с окружающим социальным миром, не использовать людей в собственных целях, а относиться к ним как к ценности, равной себе, демонстрировать поддерживающее поведение и уметь планировать, «кому» и «что» можно доверять. К настоящему времени в психологической науке уже накоплен достаточно обширный арсенал способов, измерительных процедур для изучения и измерения уровня доверия к себе и к другим, что дает возможность более или менее целостно описать типы личностей с разным уровнем выраженности доверия к себе и к другим. В современной зарубежной психологии существуют два направления изучения межличностного доверия. Первое направление связано с изучением межличностного доверия и разбилось на основе интеракционизма, где межличностное общение рассматривается как обмен «приобретениями* и «потерями», соотношение между которыми влияет на общение. В эффективном общении «приобретения» и «потери» должны справедливо распределяться, т.е. мера доверия друг к другу должна быть взаимной. Экспериментально обоснована идея, согласно которой, если «приобретения» не соответствуют «потерям»,, индивид будет стремиться к прекращению взаимоотношений. В целом это направление исследований имеет давнюю традицию, начало которой было положено известной игрой «Дилемма узника» (см. вопр. 80). В американской социальной психологии применение различных все усложняющихся игровых методов и составление их аналогов с помощью компьютерного моделирования составляют одно из основных направлений исследования роли доверия в ситуациях обмена. На основании полученных результатов известный исследователь Т. Ямагиши пришел к выводу, что люди не в одинаковой степени склонны доверять друг другу в сходных ситуациях взаимодействия, поэтому он предположил, что людей можно дифференцировать по тенденции к проявлению доверия на «низко доверяющих» и на «высоко доверяющих». Составленный им широко известный опросник ориентирован на выявление соответствующих тенденций у людей. Второе направление исследований, которое получило развитие в зарубежной психологии, связано с изучением межличностного доверия в межличностных отношениях и возникло как альтернативное первому направлению, так как именно в его недрах было обнаружено, что если в игровые условия попадают люди незнакомые, они проявляют тенденцию «высоко» или «низко» доверять партнеру, а знакомые, состоящие в дружеских, приятельских или Других отношениях, этой тенденции не проявляют. В рамках этого направления Дж. Роттером были разработаны шкалы, измеряющие меру доверия другим, с помощью которых оценивалась способность доверять другим в двусмысленных, новых или беспорядочных ситуациях. В 1992 г. В. Свэп разработал специальные шкалы для измерения особого межличностного доверия, которые включали фактор надежности, фактор эмоционального доверия и фактор общего доверия. В рамках этого направления исследований в 1993 г. Р. Левиски и Б. Банкером на основе использования различных измерительных процедур была построена трехуровневая модель развития доверия в межличностных отношениях. Авторы пришли к выводу, что на каждом уровне форма доверия имеет свои отличия, а прочность (хрупкость) доверия зависит от стадии развития отношений. В отечественной психологии изучение доверия в межличностных отношениях и совместной деятельности пока не стало традицией, однако некоторые исследователи разработали ряд методик и методических приемов, направленных на изучение Доверия и доверительного общения. Наибольшую известность получила методика B.C. Сафонова «шкала уровня доверительного общения», в которой выделены четыре основных сферы внутреннего мира человека: 1) о себе в прошлом, настоящем и будущем; 2) особенности проведения свободного времени; 3) особенности психологического климата в семье и взгляды на семейную жизнь; 4) особенности жизни коллектива и его отдельных членов. Каждый раздел методики состоит из девяти тем доверительного общения, расположенных по степени углубления качества доверительности в общении, причем обсуждение одной и той же темы с разными лицами может предполагать разную степень самораскрытия: полное доверие, частичное доверие, практическое отсутствие доверия и полное отсутствие доверия. С помощью методики Сафонова можно определить круг доверительного общения испытуемого, а также уровень доверительности с каждым из них. Эта методика является удобным инструментом, который можно использовать как в исследовательских, так и в диагностических целях. Итак, в настоящее время в отечественной и зарубежной психологии накоплено достаточно данных, позволяющих составить представление о качествах людей, чьи позиции способствуют установлению прочных, глубоких отношений, а также тех, чьи позиции глубоко индивидуализированы, ориентированы только на самих себя и собственное благополучие. Имеется также набор измерительных инструментов, который можно использовать как в исследовательских, так и в диагностических целях. Изучение и диагностика способности доверять себе и другим людям составляют важный участок работы в системе различных психологических служб и консультаций. Именно эти свойства личности часто являются причиной таких негативных и трудно переживаемых личностью состояний, как одиночество, неуверенность, подозрительность, внутренняя конфликтность и некоторых других.
ЛИТЕРАТУРА 1.Сафонов В.С. О психологии доверительного общения // Проблема общения 2.СКрипкина ТП. Доверие людей в процессе общения //Эмоциональные и по- 3.Скрипкина ТП. Психолбгия Доверия. Ростов н/Д, 1997. С 40—50,194—209.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.187 (0.012 с.) |