Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экзистенциальные составляющие личностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Человек как индивид Мы можем говорить о человеческой личности, прежде всего потому, что человек является индивидом, обладающим определенной характерной природой: подобно остальным возможностям во вселенной, он стремится к тому, чтобы его собственное существование строго соответствовало индивидуальному, особенному существованию. Итак, личность - это не чистое проявление универсального, а всегда нечто незавершенное, то, что невозможно вывести из силлогизма, в главную посылку которого входит понятие "человек". Говорить о личности, значит говорить о самоосознании, о существе - для - себя, о существе не коммуникабельном. Любое действие личности несет на себе отпечаток тождественности самому себе, в которой человек себя определяет, утверждает, обнаруживая свою уникальность и незаменимость. Индивид и личность Прежде всего, следует обратить внимание на то различие, которое хотели ввести некоторые современные философы, - на различие между индивидом и личностью. Все философы персоналистского толка противопоставляют человека как индивида и человека как личность. Эти авторы считают, что индивид - это человек, взятый в физическом аспекте, т.е. человек как часть материальной вселенной, замкнутый в себе и противопоставленный любому другому индивиду. Напротив, личность - это человек, обладающий душой, личность в своей свободе выходит за пределы физической вселенной, она открыта миру, как и другие личности. Действительно, если бы, уточняя понятия "индивид" и "личность", мы попытались представить себе четкие границы этих понятий, то оказалось бы, что понятие "индивид" шире понятия "личность", оно будет как бы родом, а "личность" - его видом. С другой стороны, очевидно, что человека можно рассматривать в двух аспектах, соответствующих этим понятиям, так же, как его можно рассматривать с одной точки зрения, согласно которой он является индивидом, подобный всем остальным, и с другой, согласно которой он является личностью. Отсюда следует, что было бы неверно превращать различие в противопоставление и особенно - отождествлять индивидуальность с телом, а личность с душой. Понятие "индивид" может отличаться от понятия "личность" только тогда, когда рассматривается индивид вообще безотносительно определенному виду. Но, когда речь идет о человеческом виде, представляющем вид разумных существ, рассуждения об индивидуальных или личных свойствах равносильны, так как в любом случае речь будет идти об особых свойствах рациональной природы. Поэтому лучше всего было бы просто отбросить противопоставление личности индивиду и утверждать, что человек - это личность, т.е. индивид, имеющий рациональную природу.
Концепция человеческого одиночества Говорить об индивидуальности - значит говорить об одиночестве, о дистанции, отделяющей человека от всех остальных существ, находящихся рядом с ним. Поэтому, определяя индивидуальность человека, следует обратиться к его одиночеству. Сегодня человек одинок, как никогда. Эти слова парадоксальны, но они отражают действительное положение вещей. Население Земли сейчас велико, как никогда. Демографические показатели в некоторых странах вызывают серьезную озабоченность и беспокойство их жителей. День ото дня умножаются новые формы обществ, пытающихся связать человека с другими людьми, как, например, группировки различного характера, профсоюзы, политические партии и т.д. Но когда человек приостанавливает свою деятельность и сталкивается с подлинной реальностью своего существования, он в самых сокровенных тайниках своей души чувствует всю глубину неразделенного одиночества. По мнению Бубера, это одиночество - результат кризиса современного человека, который наметился вслед за тем, как человек потерпел неудачу в трех разных сферах деятельности. а) Первой такой сферой была техника. Во все времена и эпохи человек в постоянных столкновениях с природой обнаруживал свою слабость. Руководствуясь разными намерениями, человек приспосабливал и изменял окружающие его предметы, пока, наконец, не изобрел машину. Но, к несчастью, машины, изобретенные, чтобы помогать человеку в труде, заставили его обслуживать себя; они уже не являются продолжением его руки, человек сам превратился в простое продолжение машины, можно сказать, в ее специфический и вспомогательный орган. Когда мы используем технические средства, они влияют на нас, пожалуй, сильнее, чем мы на них. Сегодня уже нельзя говорить, как это обычно делалось, о "нейтральности" техники. По словам Маркузе, техника как таковая неотделима от того использования, которое она получает. Отсюда крайне пессимистическое высказывание Маркузе: "Одиночество, которое было условием, способным защитить человека от общества и поставить его вне сферы общественного влияния, сделалось технически невозможным". б) Второй сферой стала экономика. Чтобы снабдить человека всем необходимым, производство необычайно выросло, но не смогло достичь рациональной координации. С увеличением численности населения Земли значительно расширились зоны голода и нищеты, а в это время хорошо обеспеченные продовольствием страны не умножают, а скорее уничтожают имеющиеся у них в изобилии излишки. Кажется, что производство и потребление также вышли из-под контроля, и человек здесь находится на "чужой территории". в) Третья сфера - политическая деятельность. Политическая наука, которая должна заниматься регулированием отношений между людьми, постепенно превращается в игру словами и "благими намерениями" или, что еще хуже, становится ареной, на которой защищаются "интересы" меньшинства. Здесь и там забывают основу любой истинной политики - конкретного человека. Лишь интересы немногих имеют значение в этой школе разговоров. Остальные должны принимать события в готовом виде, никак не вмешиваясь в их формирование.
Одиночество и самоуглубление Самоуглубление - существенный признак, отличающий человека от животного. Животное знакомится с внешним миром, но не может стать объектом своего познания. Как и животное, человек окружен вещами и другими существами, но не растворяется в них, подобно животному, а может отгородиться от них, углубившись в себя. В этом и заключается отличительная особенность одиночества человека: оно очевидно для самого себя, оно себя осознает. Сознание, влекущее за собой рефлексию, поворот человека к себе, осознание себя перед миром, придает человеческой личности то внутреннее единство и онтологическое подобие, благодаря которым она занимает особое привилегированное место среди остальных существ во вселённой.
Свободный человек Почему мы считаем свободу одной из трех экзистенциальных составляющих? а) Хотя и свобода, и разумность являются отвлечёнными понятиями, мы позволим себе утверждать, что свобода подводит нас ближе к экзистенциальной реальности. Именно здесь, в метафизической сфере личности, исследованием которой мы и занимаемся, было бы правильнее говорить об экзистенциальном источнике рационального, проявляющемся через свободу. Если определяя "человека", мы употребили бы слово- "разумный", то, определяя личность, должны говорить и о ее свободе. б) Таким образом, мы приближаемся к тем современным философским трудам, авторы которых не стремятся приписывать человеку какую-либо одну основную черту, чтобы избежать статичности. Они хотят видеть основу динамизма человека не в главном, "a priori", а в самой его экзистенции. в) И, наконец, в психологическом плане поведения при определении степени индивидуальности человека наиболее существенным и почти решающим фактором является степень его свободы.
Природа и свобода Пытаясь решить вопрос о свободе как об экзистенциальной составляющей личности, мы сразу же сталкиваемся с двумя абсолютно противоположными тезисами. Первый пережил свой расцвет в эпохе, когда человек с гордостью смотрел на быстрое развитие экспериментальных наук. Второй пытаются представить основным тезисом современной философии, берущей начало от экзистенциализма. Согласно первому тезису человек - чудо, но рожденное природой точно так же, как и остальные существа. Он совершенно схож с ними и в своем существовании, и в своих действиях. В нем так же, как и в животных, заложен принцип действия, детерминирующий его поступки. Отсюда не следует, что человек свободен. Сказать, что человек свободен, значит заявить, что человек не часть природы, т.е. впасть в противоречие. Во втором случае позиция прямо противоположная. Свобода - основная характеристика существа человека: каждый человек в своей сущности свободен. Человек брошен в мир с ношей экзистенции. И в зависимости от того, как он ее употребит, сложится его сущность. Человек будет тем, кем он хотел бы стать. Поэтому мы не можем говорить о чем-то детерминированном, предварительном, определяющем сущность человека. Поэтому мы не можем говорить о природе в человеке. Вот эти два тезиса. И как таковые они не глубоки, поверхностны. Нет ни свободы без природы, ни природы без свободы: есть природа и свобода. Органы животного строжайшим образом соответствуют характерным условиям и требованиям его жизни. Органам человека, напротив, совершенно чужда специализация. Это доказывает, что даже в телосложении человека выражена его свободная сущность. Человек с самого начала предназначался быть существом духовным. Поэтому его соматическая часть не зависит от случайностей, а полностью подчинена закону, диктующему его духовную структуру. По мнению фон Юкскюлля, животному, как и человеку, мир представляется в виде потока универсальных и объективных данных, из которых оно выбирает лишь небольшую часть, имеющую отношение к его жизни. Именно внутри этой части мира животное должно развиваться. Из мира в целом оно знает лишь окружающую среду. И дело не в том, что животное просто не обращает внимания на то, что выходит за пределы его мира или безразлично к нему, просто у животного нет адекватного органа, чтобы установить с ним контакт. Органы чувств животного являются в определенном смысле фильтрами, пропускающими лишь то, что имеет значение для его жизни. Недостаток специализации в человеке следует понимать в положительном для свободы смысле и при этом двояко: "быть свободным от" (т.е. от влечения своих инстинктов) и "быть свободным для" (т.е. для того, чтобы определить и создать себя как личность). Так человек превращается в уникальное существо, перед которым открыт путь к действию. Человек не только может быть творцом, но и обязан быть им. Хотя природа помещает его в мир незавершенным, однако, она же дает ему творческие силы, чтобы завершить свое создание самому. Кроме того, продолжив наши размышления об отсутствии специализации у человека, мы столкнемся со следующим примечательным фактом. То, что животные с самого начала получают свою сущность в законченном виде, означает, что любой представитель вида подобен другим. Его жизнь лишь зеркало, отражающее жизнь вида. Индивидуальное, таким образом, полностью совпадает с видовым. Вне всякого сомнения, в человеке все происходит противоположным образом. То, что человек должен стремиться к полноте своей сущности, означает, что индивид не может быть только представителем вида. Точнее говоря, представлять свой вид здесь означает выйти за его пределы.
Свобода и ее границы Освободившись от действия законов природы, человек осуществляет себя за пределами физической сферы. Его деятельность развертывается в области культуры и личной жизни. На первый взгляд кажется, что произошла лишь перемена мест, простая трансформация из сферы физической необходимости в сферу необходимости моральной. Свобода, говорят некоторые, это не более, чем условие для выполнения законов морали... следовательно, она имеет функцию не цели, а лишь средства; истинная свобода заключается в строгом следовании этим законам, иначе она превращается в распущенность, которая как раз и есть разрушение свободы... Эти мысли представляются нам лишь частично соответствующим истине. Моральный закон в отличие от закона физического не заключает в себе необходимости и обязательности, ибо субъекты этих законов различны. Исходя из разумности и свободы своего субъекта, моральный закон пытается подсказать ему такое решение, которое считалось бы человеческим и поэтому наиболее подходящим, но при этом всегда подразумеваются возможности противоположного действия. Именно здесь и кроется сущность свободы личности. Итак, свобода - не только лучший из даров, полученных человеком, но и часть его сущности. Отрицать свободу человека - значит превращать его в вещь, обесчеловечивать. Конечно, свобода должна иметь свои границы, что мы скоро увидим, обсуждая временную и пространственную обусловленность, что это всегда будут ограничения сферы действия, а не самой свободы. Свобода как таковая всегда будет экзистенциальной характеристикой любой человеческой личности и, следовательно, ее неотъемлемым правом.
К о м м у н и к а б е л ь н о с т ь Биолого - психологические корни Сначала мы определим основные черты личности в ее индивидуальном, конкретном и некоммуникабельном проявлении. Но эта некоммуникабельность, проявляясь в существе ограниченном, конечном, по словам Ортеги, "из глубин своего одиночества с меньшим томлением стремится к общению". Создается впечатление, что человек познал свое "я" раньше, чем приобрел способность к познанию других людей. Согласно этому первому опыту, полученному от внешнего мира, "я" как бы противостоит личностям и предметам и должно переступить границу, устанавливая общественные контакты. Общественная сущность, таким образом, представляется в виде хотя и важного, но все же дополнения к человеческой личности. Человек никогда не рождается одиноким, заброшенным, чем-то случайным, возникшим из ничего. Нас всегда окружают другие, не являющиеся моим "я", находящиеся вне "я" и составляющие совокупность отношений, без которых "я" не могло бы естественно развиваться как личность. Человек в отличие от животного не может выжить в одиночестве. Он не так силен, его ноги не так быстры, его зубы не так крепки, слух не так тонок, зрение не так остро, как у некоторых животных. Очевидно, он может существовать лишь в очень благоприятных условиях, которые и были предоставлены общественной жизнью. Более того, люди связаны друг с другом не только внешне, когда "я" находится вне других, а другие - вне "я"; все люди связаны и внутренне. Нашему образу жизни мы учимся у других. Итак, начало и продолжение жизни для человека является чем-то социальным, чем-то таким, что должно осуществляться в связи с другими. Поэтому Адлер считает чувство, которое он называет "чувством общности", первоначальным стремлением каждого человека. Человек не только стремится узнать других, но и хочет, чтобы другие его узнали. Мы не считаем, что страх - изначальное чувство, правильнее было бы сказать, что он вызывается одиночеством. Человек, чувствующий, что он исчез для других, стремится исчезнуть и для себя, и его истинное состояние не может быть ничем иным, кроме существования для смерти.
Общество и индивид Каждый человек по своей природе является существом индивидуальным, конкретным и некоммуникабельным в самой своей индивидуальности; так мы утверждали сначала, приступая к исследованию личности. Но мы только что заявили, что по своей природе человек общителен. Нет ли в этом противоречия? Отнюдь: индивидуальный и социальный аспекты - это экзистенциальные составляющие, укоренившиеся в личности. Общество нужно строить исходя из человека, а не как нечто предварительно устроенное и навязанное ему извне. Общительность рождается из самой индивидуальности, поэтому она нисколько не противостоит ей, а, напротив, дополняет и совершенствует ее в силу своих возможностей. Таким образом, мы не сталкиваемся с явной антиномией. Беря начало в личности, любое общество несет на себе отпечаток личного: оно, так сказать, персонализировано в своей основе. Оба аспекта - социальный и индивидуальный - обусловливают и ограничивают друг друга. Нашей умеренной концепции противостоят как индивидуализм, так и коллективизм. Ни один из них не представляет нам человеческую личность в целом. Индивидуализм видит человека только в отношениях к самому себе. Коллективизм, со своей стороны, не видит человека, он видит лишь "общество". Первый искажает лицо человека, второй скрывает его. Основным фактом человеческой экзистенции является не индивид как таковой и не коллектив как таковой. Оба они, рассматриваемые сами по себе, не более, чем абстракции. Индивид является фактором экзистенции в той мере, в которой он связан живыми отношениям с другими индивидами; коллектив является фактом экзистенции в той мере, в которой живые отношения сочетаются с живыми единствами отношений. Основным фактом человеческой экзистенции является человек вместе с другим человеком.
"Я" и "ты"
Итак, именно здесь и заключено ядро экзистенциального определения человека: человек есть индивид, который в глубине своего существа чувствует необходимость свободных отношений с другими подобными ему существами. Посредством этих межличностных отношений человек учится познавать себя и других. Мы бы сказали, что основой человеческой экзистенции является отношение "я" и "ты". В свете этого межличностного отношения "я" к "ты" бледнеет устаревшая концепция человека как существа, изолированного в своей имманентности, или как "я", видящего в других противопоставленные ему объекты или другой чуждый субъект, познать который можно при помощи аналогии, сравнений и т.д. Таким образом, "другой" уже не выступает здесь только как "другой", а скорее является эмпирическим проявлением самого субъекта. Из основ отношений "ты - я" категорически и четко следует, что они ограничены пространственно - временными координатами "здесь и теперь". Об этих ограничениях и пойдет речь в следующей главе.
"... Которое через свои пространственно – временные измерения..."
Если в конце предыдущей главы мы заявили, что человека можно в основном рассматривать как "существование с кем-то", то в главе пойдет речь о другой экзистенциальной характеристике человеческой личности: "существование в чем-то". Мы имеем дело не просто с игрой слов. Эти два выражения в обобщенной, но верной форме, представляют нам бытие человека. Из глубин человеческого существа слышится голос, призывающий другого; и оттуда же доносятся требования того "где", в котором эти личные отношения станут возможны. Это "существование в чем-то" может рассматриваться как "существование в пространстве" и "существование во времени". Итак, пространство и время будут двумя факторами, обуславливающими как существование, так и деятельность экзистенциального человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.42.41 (0.015 с.) |