Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этика творчества и экзистенциальная диалектика
(О поздних произведениях Бердяева) Необходимо подчеркнуть, что между работами, написанными в России, и произведениями философа, которые были созданы в эмиг- рации в 20-40-х годах, существует связь и преемственность. Пробле- мы свободы, творчества, человека, человеческой личности в филосо- фии Бердяева всегда оставались на переднем плане. Постоянно сохра- нялось и религиозно-идеалистическое основание его антроподицеи. Найденные уже в ранних работах экзистенциально-персоналистские акценты тоже были сохранены и в значительной степени усилены. Этому способствовали те процессы, которые в 20-40-х годах про- изошли в западной философии: экзистенциалистская, персоналистс- кая философская мысль именно тогда приобрела более ясные очерта- ния и стала если не единым, то во всяком случае заметным в филосо- фии и культуре направлением. Иногда философы этого направления признавали, что испытывали влияние идей Бердяева. В основном же российские предвосхищения экзистенциалистской и персоналисткой философии жизни - прежде всего учения Бердяева и Шестова, мало- известные западным философам, не оказывали прямого и определяю- щего воздействия на формирование экзистенциалистских концепций. А сам Бердяев с большим интересом наблюдал за оформлением экзи- стенциализма и персонализма на Западе. Отстаивая в книге "О назна- чении человека" свою давнюю идею, согласно которой "математичес- кая физика, самая совершенная из наук, дальше всего отстоит от тайн бытия, ибо тайны эти раскрываются только в человеке и через челове- ка", - Бердяев делает примечание: <Так, Гайдеггер в "Sein und Zeit", самой замечательной философской книге последнего времени, всю свою онтологию строит на познании человеческого существования. Бытие, как забота (Sorge) открывается лишь в человеке>^. Из всего предше- ствующего рассмотрения ясно, какой большой вклад в обоснование идеи человеческого существования как бытия и открытости бытия как такового именно через человеческое бытие внес Бердяев уже в своих ранних работах. Поэтому он имел все основания увидеть в экзистен- циализме если не прямое развитие, то известное подкрепление идей своей экзистенциальной, персоналистской философской антропологии.
Экзистенциализм, как и другие новейшие тогда течения западной фи- лософии (например, психоанализ), Бердяев использует также и для того, чтобы вновь и вновь утвердить важнейшую для него идею о необходимости постоянно реформировать христианскую мысль. "Ис- тория европейской души была очень динамична, и в ней происходили большие изменения. Совсем не та уже душа стоит ныне перед христи- анством, какая стояла перед христианством средних веков или перво- христианством, совсем иная чувствительность в ней раскрылась... Нельзя не считаться с опытом, который раскрывается в наиболее по- казательных умственных течениях нашей эпохи. Таковы Гейдеггер и экзистенциальная философия, Фрейд и психоанализ, К. Барт и диа- лектическая теология, Гуссерль и феноменология, расизм и тоталита- ризм, марксизм и коммунизм. Властителями душ, оказывающими наи- большее влияние, являются Ницше, Маркс, Киркегард. На новую проблематику, на новое беспокойство не могут дать ответа старые хри- стианские катехизисы"^.
И все-таки симпатии Бердяева - не на стороне хайдеггеровского экзистенциализма, пусть он и истолковывается как одно из философ- ских знамений времени. Более сочувственно относится он к религиоз- ному экзистенциализму К. Яснерса^. Но еще важнее для него фило- софское учение Кьеркегора. <Киркегард - один из истоков экзистен- циальной философии. Это видно из того, что для него человек и его существование не могут быть объектом. Экзистенциальная филосо- фия связана с религиозным беспокойством, и у самого Киркегарда она определяется христианским опытом... Сам Киркегард имел хрис- тианский опыт, но это был опыт религиозной натуры, проходящей через раздвоение, через разрыв богочеловечности, через богоотстав- ленность. У Гейдеггера, самого сильного из современных "экзистенци- альных" философов, мы видим уже иное состояние. Киркегард имел влияние на его проблематику, но Бог заменен у него миром, и безна- дежность не прорывается ни. к чему иному. Он хочет построить онто- логию, и построить ее таким же путем, каким строит ее рациональная
академическая философия. Это противоречит коренным образом эк- зистенциальной философии, которая не допускает возможность онто- логии, всегда основанной на объективации и рационализации>^. В экзистенциалистской философии Хайдеггера Бердяев, правда, нахо- дит ценные идеи - например, указание на обезличивающую силу по- вседневности, das Man. Но его решительно не устраивает безысход- ность атеистического экзистенциализма. "Мысль Гейдеггера подавле- на объектным миром заботы. У него нет духа, нет свободы, нет лично- сти... Метафизика Гейдеггера связана с конечностью человеческого существования... Пессимизм Гейдеггера более последовательный и страшный, чем пессимизм Шопенгауэра, который знал утешение"^.
Но самым главным возражением против хайдеггеровского экзис- тенциализма, как, впрочем, и против гуссерлевской феноменологии, и в поздних работах Бердяева остается привычный тезис о несостоя- тельности всякой философии, прибегающей к объективации. "Гуссерль хочет исследовать феноменологическим методом эссенции. Гейдеггер хочет исследовать методом экзистации. Но экзистации при этом исче- зают, и происходит объективация, которая закрывает тайну жизни человека, мира и Бога"^. Борьба с философией объективации в по- здних работах Бердяева приобретает поистине программное значение. Мыслитель исследует (например, в работе "Опыт эсхатологической метафизики", 1947) глубинные истоки "раздвоения" духа и находит их в его способности и обращаться на самое себя (интериоризация), и порождать внешние объективации (экстериоризация). Результат ин- териоризации - рождение духовного царства подлинной свободы; результат экстериоризации - порождение неподлинного "падшего" мира объективаций, мира необходимостей. <Характеризуя мир объек- тивации, Бердяев устанавливает такие его признаки: "1) отчужден- ность объекта от субъекта; 2) поглощенность неповторимо-индивидуаль- ного, личного общим безлично-универсальным; 3) господство необхо- димости, детерминации извне, подавление и закрытие свободы; 4) при- способление к массивности мира и истории, к среднему человеку, со- циализация человека и его мнений, уничтожающая его оригиналь- ность"... Общество как объективация предстает господством коллек- тива, где положение человека опосредовано безличными нормами и законами, исключающими "свободную интимность", а отношение че- ловека к человеку определяется через его отношение к коллективу. Высшим проявлением антиперсоналистского духа общества является государство, занявшее место субъекта социальной жизни>^.
Бердяев развертывает столь широкое полотно критики объекти- визма, философии объективации, что подавляющее большинство фи- лософских учений прошлого, как и новых концепций XX в., попадают под стрелы его критики. Внимательно отнесясь к новой философской антропологии (например, высоко оценив анализ любви у Макса Ше- лера), Бердяев и в ней обнаружил принижение свободы духа и неуме- ние вскрыть активность жизни, пробужденную именно духом^. Не составляет исключения и христианская мысль, в том числе и совре- менная Бердяеву христианская философия (неотомизм, религиозный
экзистенциализм), которые обвинены не просто в забвении, но даже в "уничтожении" человека, в ослаблении веры в него. "Как сын свобо- ды, - писал Бердяев в Предисловии к книге "Экзистенциальная диа- лектика божественного и человеческого", - я признаю свободную критику исторического христианства и свободную критику открове- ния, которая должна быть подобна критике чистого разума"^. (Мыс- литель посвятил этим темам свою книгу "Истина и откровение. Про- легомены к критике откровения", опубликованную на французском языке после смерти автора в 1954 г.)Характерно, что поздний Бердя- ев ополчается даже на... некогда излюбленную категорию бытия. <Бунт против всего, что не есть Я, - пишет П. Гайденко, - принимает у Бердяева форму афоризма: "Рабство у бытия и есть первичное раб- ство человека", - пишет Бердяев в работе "О рабстве и свободе чело- века">^.
Поздние работы Бердяева замечательны не только яркой и беском- промиссной критикой традиционной и новейшей тогда философии, обвиненной в грехе объективизма и объективации, а также критикой всех социальных, нравственных, духовных устоев, помогающих ут- вердить "неправедное", "неподлинное", "греховное" господство над личностью изобретенных людьми порабощающих "объективаций". Бердяев продолжает дальнейшую разработку позитивной, религиозной, персоналистской по своему характеру концеп- ции свободы и творчества. В частности, он уделяет особое внима- ние разработке этики творчества, основанной на защите, переосмыс- лении и обновлении принципа свободной личности, творческой ин- дивидуальности. "Этика творчества, - пишет Бердяев, - утверждает ценность индивидуального и единичного. И это есть новое явление в нравственном мире. Ценность индивидуального и индивидуальности этика раскрывает с большим трудом, и только в сознании XIX века все это было завоевано. Тут огромную роль сыграли такие люди, как Достоевский, Ницше, Ибсен, Киркегардт. И христианская этика дол- го не понимала значение индивидуального, ей нравственная жизнь представлялась подчиненной общеобязательному закону. Индивиду- альное и единичное имеет двоякое значение для этики. Прежде всего нравственная оценка и нравственный акт должны исходить от конк- ретной, единичной личности и быть индивидуальными и неповтори- мыми в своей индивидуальности нравственными актами и оценками.
Каждый индивидуальный человек должен нравственно поступать, как он сам, а не как другой человек, его нравственный акт должен выте- кать из глубины его нравственной совести,...индивидуальное и инди- видуальность должны быть признаны нравственной ценностью выс- шей иерархической ступени. Личность, неповторимая, единичная лич- ность, есть высшая ценность, она не есть средство для торжества об- щего, хотя бы это общее было обязательным нравственным законом"^.
Апофеоз личностного начала тем более важен, что Бердяев писал эти строки в начале 30-х годов, когда на его родине уже утвердился, а в Германии поднимался тоталитаризм, идеология которого неизменно требовала и требует подчинить личность государству, обществу. Впро- чем Бердяев отнюдь не отрицал, что творческая свободная личность, ведущая борьбу за свое "первородство", должна уметь "пребывать в духе соборности". Но и здесь решающими принципами должны стать свобода и добровольность. "Через свободу своей совести личность свя- зана с соборным духом, а не через общественное принуждение и обще- ственный авторитет. Этика творчества есть всегда профетическая, об- ращенная к будущему этика и потому идущая от личности, а не от коллектива, но направленная coциaльнo"'". (Нацеленность этики твор- чества на проблему будущего Бердяев подробно проанализировал в книге "Философия свободного духа. Проблематика и апология хрис- тианства" 1927-1928, ч. 1, П.)
Этика творчества, согласно Бердяеву, своим главным измерением полагает не конечную жизнь человека, а вечность, которая должна одержать победу над временем. Но здесь заключена "трагедия творче- ства": оно стремится к вечному и к вечности, но создает "культуру во времени, в истории"^. В этом пункте Бердяев снова полемизирует с Хайдеггером. Последний видит только одно: творческий акт связан с заботой, страхом смерти в "падшем" мире, мире времени и необходи- мости. А вот выход к свободе и вечности атеистическому экзистенциа- лизму объяснить не под силу. Тем не менее именно экзистенциализм побуждает Бердяева глубоко и по-новому проанализировать феноме- ны и проблемы страха (ужаса), тоски, заботы, страдания, смерти, "падения" в обыденность, создания бессознательным "фантасмагори- ческих" миров. В ходе этого анализа неоднократно воздается должное Хайдеггеру, Ясперсу, Фрейду, Юнгу, Адлеру, Сартру и др.
Важнейшим звеном метафизики и этики позднего Бердяева стано- вятся новые размышления над извечной проблемой зла, в центре ко- торых снова оказывается отстаивание свободы. Еще в книге "Миросо- зерцание Достоевского" Бердяев наметил тему, стержневую и для по- здней этики творчества. "Достоевский не может примириться ни с тем раем, который еще не знает испытания свободы, не прошел еще через свободу, ни с тем раем, который после всех испытаний будет органи-
зован принудительно, без свободы человеческого духа... Ибо Христос есть прежде всего свобода. Но так бросается новый свет на сказание о грехопадении. Дьявольский соблазн не есть соблазн свободы, как не- редко думали, а соблазн отречения от свободы, соблазн блаженства принудительного и насильственного"^.
Исследователи философии Бердяева не без оснований обращают внимание на противоречивость его понимания свободы, подчас пред- стающей в негативном обличье хаоса, ничто, дьявольской ("люцифе- рической") свободы, граничащей с чистым произволом^. Но у Бердя- ева были свои возражения на подобную линию критики. Он полагал, что философия и этика, верные классическим традициям, из-за благо- душия недооценивают дьявольскую силу зла, а также изначальную и грозную противоречивость свободы. Заимствуя у Я. Бёме термин "Ungrund" (его можно перевести как "безосновность", "бездна" - в метафизическом смысле этого слова), Бердяев стремится приподнять завесу над мистически тревожной, давящей сферой изначального зла, предшествующего бытию, творчеству, добру. Постигнуть угрозу зла человек может через страдание, мучение, которому придается поисти- не метафизическое, экзистенциальное значение. "Я страдаю значит, я существую. Это вернее и глубже декартовского cogito. Страдание свя- зано с самым существованием личности и личного сознания. Я. Бёме говорит, что страдание Qual, Quelle, Qualitat есть источник создания вещей"^. Страдание - следствие и низшей, животной, и духовной природы человека, его свободы и осознания им личностного начала.
Бердяев посвящает многие страницы поздних работ "сложной эк- зистенциальной диалектике добра и зла". Он уверен, что философия, этика никак не должны преуменьшать силу, размеры угрозы зла. Призвание этики - не быть "нечувствительной" к вселенскому злу, страданиям и смерти, что, по мнению Бердяева, случилось с этикой XIX и XX в. "Этика должна стать эсхатологической", - утверждает философы. Это значит, что центральной темой философии нашего времени должен быть "апокалиптический опыт" (переживание близ- кого конца мира), требующий, однако, не пассивности и смирения, а активности, творчества, ответственности, небывалого напряжения всех созидательных сил человека и человечества. "Нельзя пассивно, в тос- ке, ужасе и страхе ждать наступления конца и смерти человеческой личности и мира. Человек призван активно бороться со смертоносными силами зла и творчески уготовлять наступление Царства Божьего "", -
эти слова выдающегося русского мыслителя Николая Бердяева можно считать его духовным завещанием нам, его потомкам, которым прихо- дится бороться с невиданно грозными "смертоносными силами зла".
В предшествующих разделах уже достаточно подробно разбира- лись социально-философские, социально-политические идеи Бердяе- ва, его взгляд на специфику русской истории, культуры, философии. Их также важно учесть для того чтобы составить целостное представ- ление о громадном вкладе русского мыслителя в историю философс- кой мысли. Глава 3 ИВАН ИЛЬИН (1883-1954) ЖИЗНЬ, СОЧИНЕНИЯ И ИДЕИ Замечательный русский мыслитель Иван Александрович Ильин' родился в 1883 г. в Москве, в семье чиновника московской судебной палаты, присяжного поверенного округа. По матери его предки были немецкой крови. В семье,.а затем в пятой и первой московской гимна- зиях Ильин получил прекрасное образование и воспитание. Он окон- чил гимназию в 1901 г. с золотой медалью и в том же году поступил на юридический факультет Московского университета. В университете Ильин изучал философию права и вошел в школу П. И. Новгородце- ва. Впоследствии он очень тепло вспоминал, сколь многое дала ему эта школа. В 1909 г. Ильин, сдав экзамены на степень магистра госу- дарственного права, начал преподавание на кафедре энциклопедии права, истории философии права - той самой кафедре, где работал Новгородцев. Одновременно он читал лекции на женских юридичес- ких курсах, вел там семинары. В 1910 г. в Московском университете он начал читать новый курс.
Началась и авторская работа. Ильин напечатал в журналах свои первые труды. В то время молодые преподаватели российских универ- ситетов обыкновенно получали возможность поехать за границу, провес- ти там несколько лет. Это были своего рода научные стажировки для молодых талантов России. Ильин провел два года в университетах Германии, Италии и Франции, в частности, в Гейдельберге, Фрейбур- ге, Берлине, Париже. Там он продолжил свою авторскую и исследова- тельскую деятельность. Его более всего интересовала история филосо- фии. В начале века Ильин написал многочисленные работы о Фихте, Штирнере, Шлейермахере, о Гегеле и гегельянстве. Вместе с тем он стал пробовать свое перо в эссеистско-философском жанре. Было на- писано эссе "О любезности", сделаны наброски к эссе "О пошлости".
В 1913 г., вернувшись в Москву, Ильин продолжил работу над философией Гегеля. В 1914 г. он прочитал доклад "Учение Гегеля о сущности спекулятивного мышления". Это и была концептуальная основа его будущей диссертации. Диссертация Ильина называлась "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека". Она была опубликована в 1918 г., в двух томах. Первый том - учение о Боге; второй том - учение о человеке. Писал Ильин свою диссерта- цию несколько лет.
Тем временем шла война с Германией, назревала революция. Все эти поворотные события в истории России глубоко затрагивали Ильи- на. Ему было даровано редкое сочетание абстрактного ума, способно- го распутывать сложнейшие периоды гегелевской философии, и обостренное чутье социального мыслителя, который внимательно следил за политикой, за борьбой партий и группировок и активно участвовал в реальной жизни, будь то политические события, размежевания в кругах российских интеллигентов или дискуссии внутри философии.
Революция 1917 г. затронула Ильина весьма глубоко. Он начал переосмысливать проблемы государства, права, закона, личности. Ильин стал одним из идеологов "белого" движения и о своих убежде- ниях говорил вполне открыто. Поэтому он подпал под особый надзор властей. И все-таки до 1918 г. расправы над профессорами, учеными открыто не учинялись. В этих сложных условиях продолжалась и научная работа. 18 мая 1918 г. Ильин защитил свою диссертацию о Гегеле, уже названную двухтомную работу. В это время, правда, сам Ильин и другие профессора Московского университета уже были под надзором ЧК. И например, от П. Новгородцева, которого чекисты уже искали и который мог быть арестован, требовалось большое му- жество, чтобы прийти на защиту Ильина. Но он все-таки пришел и несколько часов дискутировал со своим любимым учеником по про- блемам гегелевской философии права. Несмотря на все то, что буше- вало за стенами университета, защита получилась блестящей. И хотя диссертация была представлена на звание магистра, Ивану Александ- ровичу были присуждены сразу две степени, магистерская и докторс- кая. Но это не спасло Ильина от дальнейших испытаний и ударов судьбы. Его неоднократно арестовывали. В 1922 г. состоялось то су- дилище над Ильиным и другими блестящими умами тогдашней Рос- сии, о котором уже шла речь в связи с Н. Бердяевым. Ильин в числе других был арестован за контрреволюционную деятельность. Ему уг- рожала смертная казнь, однако в конце концов она была заменена высылкой из России. Он был выслан в Германию на так называемом философском корабле.
В 1923 г. И. А. Ильин, невольный эмигрант, начал свою деятель- ность за рубежом. Он стал профессором Русского научного института в Берлине, в котором работал вплоть до 1934 г., читая курсы лекций, проводя семинары на русском и немецкой языках. Ильин принадле- жал к когорте самых выдающихся философов русской эмиграции; он издавал журнал "Русский колокол", "Журнал волевой идеи". Творче- ство Ильина в эмигрантские годы оказалось многосторонним и плодо- творным: появились его крупные работы "Религиозный смысл фило- софии. Три речи" (1924); "О сопротивлении злу силой" (1925); "Путь духовного обновления" (в неполном виде - 1935, полное издание - 1962); "Основы христианской культуры" (1937); "Основы художе- ства", "О совершенном в искусстве" (1937). Ильин немало занимался и политическими проблемами.
Одной из главных областей деятельности Ильина было исследова- ние русской литературы и русской философии. Так, он писал полеми- ческие заметки против Л. Толстого, читал лекции и много писал о русской литературе начала века. И все-таки главным его делом оста- вались философские сочинения. Однако вопрос, какого именно типа были эти философские произведения, требует уточнения. Ильин со- здал философские сочинения, которые откликались на весьма про- стые, ясные жизненные цели и ценности. Его темами стали вера, лю- бовь, совесть, ответственность, обновление духа. Он много занимался такими социально-нравственными проблемами, как семья, Родина, национализм, правосознание, государство, частная собственность. Его занимало построение концепции христианской культуры, исследова- ние того, как и почему христианская культура стала переживать кри- зис, возможен ли выход из него.
Все философствование Ильина проникнуто религиозной идеей. Он был не просто глубоковерующим человеком, а религиозным филосо- фом до мозга костей. Его философия начиналась и заканчивалась свет- лым именем Бога, и все, о чем он говорил, имело своей проблемой трагический отход от христианства, от Бога и поклонения Ему, отход, ценой которого и стал самый глубокий кризис в истории человечества.
Ильин был постоянно и активно вовлечен в полемику с коммуниз- мом, с советской властью, со всем тем, что происходило в нашей стра- не еще до революции и после нее. Считая себя идеологом "белого движения", он написал немало статей, книг, брошюр, посвященных борьбе с коммунистической идеологией. Так, в 30-е годы Ильин опуб- ликовал книгу "Большевистская великодержавная политика. Планы третьего интернационала по революционизации мира". Из-под его пера вышли такие, например, брошюры, как "Яд, дух и дело большевиз- ма", "Коммунизм или частная собственность", "Против безбожия", "Наступление на восточную церковь".
После прихода к власти фашистов в Германии Ильин оказался в непростом положении. Репутация стойкого и пламенного антикоммунис- та некоторое время обеспечивали ему благосклонное отношение фашист- ских идеологов. Во всяком случае, Ильина не трогали, полагая, что своей пропагандой антикоммунизма он льет воду на мельницу фашиз- ма. Ильин стал внимательно анализировать доктрину Гитлера. Неко- торое время ему даже казалось, что фашистское движение в чем-то оправдано: люди, говорил он, ищут волевого и государственного вы- хода из тупика безволия. В России таким было, по его мнению, "белое движение", а в других странах оно приняло другие формы, став дви- жением "иного цвета". Но вот каков, собственно, цвет фашистского движения, Ильину стало ясно не сразу. Однако потом он понял опас- ность фашизма и заговорил о ней. Более всего его отталкивали расизм и партийно-заговорщический характер фашизма, чреватые мировой войной. И вскоре оказалось, что Ильину небезопасно жить в Герма- нии. В 1938 г. семье Ильиных пришлось тайно скрыться в Швейцарии.
Поселившись в Швейцарии и не без труда найдя пристанище при покровительстве С. Рахманинова, Ильин начинал новый цикл своей деятельности. Он получил теперь возможность, благодаря патронессе Шарлотте Брейс, публиковать свои работы и читать циклы лекций. Он создал целую серию произведений художественно-философской прозы. Это, например, работа, которая называется так: "Я всматрива- юсь в жизнь. Книга раздумий", или вторая книга, которая имеет при- влекательное название "Поющее сердце. Книга тихих созерцаний", третья книга - "Взгляд вдаль. Книга размышлений и упований". Ильин работал при этом в совершенно особом жанре - тихой мета- физической философии, обращенной к личности. Это работы, напи- санные в стиле художественно-философских размышлений о жизни и смерти человека. Но цель, как заметил один из исследователей твор- чества Ильина, "во всем видеть и показать божий луч"'.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.189 с.) |