Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-психологические аспекты личностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблема личности представлена и рассматривается в разных областях психологии и во многих других науках, в том числе в социологии. Есть соответственно и свой аспект изучения личности в социальной психологии. Его, прежде всего, необходимо выделить и уточнить, сравнивая между собой то, как ставится и решается проблема личности в близких к социальной психологии науках: общей психологии и социологии. В общей психологии личность изучается в основном безотносительно к тем отношениям, которые у нее складываются с окружающими людьми. Общепсихологический анализ личности обычно ограничивается постановкой и решением следующих вопросов. • Что такое личность? • Чем личностные свойства человека отличаются от других его психологических свойств? • Какова структура личности? • Как возникают личностные свойства человека? • Как формируется и развивается человек как личность? • Существуют ли устойчивые типы личностей и что они собой представляют? Социологический анализ личности, в свою очередь, предполагает рассмотрение личности с позиций общества и в ее отношениях с обществом. В процессе социологического анализа личности ставятся и решаются следующие вопросы. • Что в личности характеризует человека как типичного представителя определенной социальной группы? • Какова социальная типология личностей? • Что представляет собой динамика становления типичной социальной личности в зависимости от процессов, происходящих в обществе? В социологии, таким образом, личность представлена через ее своеобразный социальный тип, и социологи, изучая личность, обычно абстрагируются от индивидуальных психологических особенностей человека. Главные проблемы социологии личности — это построение социальной типологии личностей, уточнение характера и последствий социальных влияний, оказываемых обществом на личность. В социальной психологии личность рассматривается иначе, чем в общей психологии и социологии. Собственно социально-психологический аспект изучения личности заключается в том, чтобы, представляя личность как некоторого рода индивидуальность, вместе с тем подчеркнуть в ней и социальное начало. Соответственно в социальной психологии относительно личности ставятся и решаются следующие вопросы. • Каковы стороны личности, в которых выражается ее отношение к обществу и окружающим людям? • Какое влияние на личность оказывает ее непосредственное социальное окружение, в частности — малые группы, в жизни и деятельности которых она принимает участие? • Каким образом взаимодействуют между собой личность и малая группа? • Что представляет собой социальное поведение человека как личности? • Какова мотивация социального поведения личности? По мнению Г. М. Андреевой, социальная психология опирается на то определение личности, которое имеется в общей психологии, но выясняет, каким образом личность формируется и развивается в различных социальных группах, каким образом реализуется (организуется) ее деятельность в разнообразных социальных группах. Таким образом, основное внимание социальных психологов в изучении личности направлено на выяснение закономерностей, которым подчиняются психика и деятельность человека в социальных группах. В структуре личности можно выделить различные стороны, или аспекты, которые изучаются в разных отраслях психологии: общей, возрастной, дифференциальной, клинической, социальной и других. В общей психологии представлена психология личности как отдельно взятого человека (индивида) вне его социальных связей и отношений, а также в абстрагировании от тех аспектов личности, которые специально выделяются и рассматриваются в других областях психологии. В возрастной психологии акцентируется внимание на формировании и развитии человека как личности, а также на возрастных особенностях личности. Предмет исследования дифференциальной психологии — индивидуальные, личностные психологические различия людей, их выявление, описание и объяснение. В клинической психологии изучаются в основном отклонения личности от нормы (в данном случае — медицинской), порождаемые теми или иными заболеваниями, а также способы их устранения (коррекции). В социальной психологии представлены и изучаются те стороны личности, которые характеризуют социальные связи и отношения человека. Это, прежде всего, Я-концепция, социальные установки, ценности, нормы, формы социального поведения, его мотивы и мотивация и ряд других специальных явлений, характеризующих личность со стороны ее взаимоотношений и взаимодействий с обществом и другими людьми. Это, например, локус контроля, каузальная атрибуция, самопрезентация, самоуничижение, самовосхваление и ряд других. Одно из понятий, используемых в современной социальной психологии личности и характеризующих так называемую Я-концепцию человека, — это понятие самоэффективности. Оно определяется как уверенность человека в том, что он компетентен, способен достичь высоких результатов в том или ином виде социальной деятельности. Самоэффективность отличается от чувства собственного достоинства или самоуважения, которые также входят в структуру Я-концепции человека (личности). Чувство собственного достоинства — это чувство удовлетворенности собой, гордости за себя. Самоуважение — это положительное отношение человека к себе, принятие себя таким, какой есть, включая не только собственные достоинства, но и недостатки. Человек может низко оценивать свою самоэффективность, но тем не менее быть вполне довольным собой, иметь чувство собственного достоинства и с уважением относиться к себе. Под самопрезентацией понимают представление человеком себя другим людям или выбор человеком таких форм социального поведения, которые позволяют произвести впечатление на окружающих людей, сформировать у них определенное представление о себе (образ «Я» для других). Самоуничижением (самоунижением) называется такое социальное поведение человека, когда он недооценивает, осуждает, унижает самого себя, представляя себя в невыгодном свете в глазах окружающих людей. Самовосхвалением называется противоположная форма поведения, при которой человек переоценивает себя, представляет себя в глазах окружающих людей лучшим, чем он есть на самом деле. Можно, соответственно, утверждать, что, занимаясь самоуничижением, человек создает о себе неблагоприятное впечатление, а занимаясь самовосхвалением — благоприятное впечатление. Однако и в том, и в другом случаях впечатление, складывающееся о данном человеке в глазах окружающих его людей, является неправильным. Еще одно явление, относящееся к социальной психологии личности, получило название самомониторинга. Под ним понимается сознательное, целенаправленное изучение и выбор человеком способов представления себя как личности другим людям с целью произвести на них желаемое впечатление. Изучая процесс самомониторинга, многие ученые отмечают его сложность и тонкость. К примеру, указывается, что большинство людей, представляя себя другим, стремятся к тому, чтобы окружающие люди воспринимали их как способных и в то же время как честных и скромных. Указывается также на то, что процедуры представления себя для других людей существенно зависят от культуры. Так, например, в Китае и Японии в практике самопрезентации личности ценятся скромность и самоограничение. В Японии детей с первых лет жизни учат принимать на себя ответственность за неудачи и разделять с другими людьми ответственность за личные успехи. В западных странах (США и некоторых европейских), напротив, детей приучают к тому, чтобы, не стесняясь, гордиться собой, выставлять свои успехи напоказ, приписывать успехи себе, а неудачи списывать за счет внешних обстоятельств. Кроме описанных выше аспектов личности, выделяемых и изучаемых в социальной психологии, в ней сложилась и своя типология личностей, также отражающая взгляд на личность именно социальных психологов. В рамках этой типологии называются следующие типы личностей: авторитарная, базовая, маргинальная, личность типа А, личность типа Б и некоторые другие. Понятие «авторитарная личность» характеризует человека, который желает и активно стремится к созданию авторитарной социальной системы, а также того, кто требует послушания, строгой субординации во взаимоотношениях людей и призывает к поклонению авторитетам. Данное понятие, однако, не относится к людям, которые уже находятся у власти и по своей должности или социальному положению вынуждены в какие-то моменты времени вести себя авторитарно. Понятие «базовая личность» представляет собой этнопсихологическую характеристику человека, выявляющую основной тип личности, формируемый культурой того или иного народа (этноса). Базовая личность в этом ее понимании — это совокупность психологических свойств, которая делает человека максимально восприимчивым к освоению соответствующей культуры и порождает у него состояние удовлетворенности порядками, существующими в рамках данной культуры. Маргинальной личностью называют человека, который по своей психологии и особенностям поведения находится как бы между несколькими разными, несовместимыми или трудно совместимыми друг с другом культурами, но полностью не принадлежит ни к одной из них. В его личности, соответственно, причудливым и противоречивым образом сочетаются свойства и признаки, относящиеся к людям различных культур. Маргинальными личностями нередко становятся, например, те люди, которые долгое время жили в одной культуре (стране), а затем на значительную часть жизни переселились в другую страну, культура которой существенно отличается от культуры прежней страны пребывания. Маргинальная личность сталкивается с необходимостью выбора одной из двух разделяемых ею культур и не представляет себе, какой из них нужно следовать. Эта сложная социально-психологическая ситуация нередко порождает у человека неприятные переживания, внутренние противоречия и конфликты. Личностью типа А называют такую личность, чей характер отличается чрезмерной активностью, стремлением к соревнованию, к конкуренции с другими людьми, нереальным чувством хода времени, неадекватными амбициями, отсутствием склонности к критическому самоанализу, тенденцией ориентироваться на количество, а не на качество выполненной работы и потребностью во внешнем контроле поведения. Личность типа Б обозначается как личность, чей характер, напротив, отличается легким и поверхностным подходом к жизни. В центре внимания такой личности находится качество, а не количество проделанной работы. У нее отсутствует склонность к конкуренции, к соревнованию с людьми, а также тенденция к самоанализу, самоконтролю или рефлексии. Много внимания в последней четверти XX века социальные психологи уделили изучению того, что получило название «локус контроля» (это понятие было введено Ю. Роттером). Локус контроля рассматривается как устойчивая личностная особенность человека, проявляющаяся в том, где он ищет и находит объяснение поведению людей: в них самих или вне их, в окружающей обстановке. По характеру локуса контроля людей как личностей делят на два типа: интерналов и экстерналов. Интерналами называют людей, у которых преобладает внутренний локус контроля, а экстерналами — тех, у кого доминирует внешний локус контроля. Интерналы обычно берут ответственность за совершенные ими действия и поступки на себя, а экстерналы возлагают ответственность на других людей и на сложившиеся, не зависящие от них обстоятельства. По мнению Ю. Роттера, локус контроля как устойчивая черта личности формируется в детстве на базе того, как значимые для ребенка люди: родители, учителя, воспитатели — обращаются с ним. Родители, обладающие внутренним локусом контроля, чаще стараются помогать своим детям, последовательны в предъявляемых им требованиях, не являются авторитарными в обращении с ними. Родители с внешним локусом контроля обычно ведут себя противоположным образом. В результате у ребенка складывается тот локус контроля, который характерен для его родителей и их стиля общения с ребенком.
Социальные установки
Одной из основных социально-психологических характеристик личности являются ее социальные установки. Социальная установка (social attitude — англ.) определяется как устойчивое отношение человека к людям, социальным группам, организациям, процессам и событиям, происходящим в обществе. Если в связи с другими аспектами личности возникают определенные сомнения по поводу того, являются ли они собственно социально-психологическими, то по отношению к социальным установкам такого вопроса не возникает. Все специалисты сходятся во мнении, что изучение социальных установок представляет собой именно социально-психологический подход к пониманию личности. Несмотря на существование единого определения социальной установки как устойчивого отношения человека к социальным событиям, объектам и фактам, термин «социальная установка» имеет в психологии несколько различных, отличающихся своими особенностями значений. В своем исходном, первоначальном значении термин attitude, от которого и произошло название социальной установки, на русский язык переводится словами «пригодность» или «соответствие». Следовательно, под социальной установкой первоначально понималась готовность человека к решению какой-либо задачи. Объектами социальной установки (или тем, к чему она как внутреннее устойчивое состояние человека относится) могут быть сам человек, окружающие его люди, группы людей, социальные процессы и события, предметы материальной или духовной культуры и т. п. Так называемая социальная установка выступает как важный элемент социально-психологической характеристики личности, как способ объяснения ее поведения в обществе. В процессе дальнейшего употребления термина «социальная установка» его значение изменилось. В социальной психологии под социальной установкой стали понимать устойчивое отношение человека или группы людей к кому-либо или к чему-либо. Внимательное изучение социальной установки показало, что она представляет собой сложное явление, которое не только можно отнести к разряду психических состояний, но и рассматривать как психологическое свойство личности. Как состояние, социальная установка выражает собой готовность человека к определенным социальным действиям, а как свойство — внутренне характеризует человека как личность. В 1942 году М. Смит предложил и описал трехкомионентную структуру социальной установки, выделив в ней когнитивный, аффективный (эмоциональный) и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент социальной установки включает в себя знания человека об объекте, к которому относится его социальная установка. Аффективный компонент содержит эмоции, переживаемые человеком в связи с данным объектом. Наконец, поведенческий компонент социальной установки включает в себя реальные (действительно совершаемые человеком) или потенциальные (те, которые он готов совершить) действия в отношении соответствующего объекта. В структуре одной и той же социальной установки названные выше ее компоненты могут быть как согласованными, так и рассогласованными. Согласованными называют такие социальные установки, в которых их составляющие не противоречат друг другу. Например, согласованной будет считаться такая социальная установка, которая содержит позитивные знания, благоприятное эмоциональное отношение и положительные действия в отношении объекта установки. Несогласованной, или рассогласованной, будет считаться социальная установка, в которой, например, отрицательная информация об объекте сочетается с положительным к нему отношением и нейтральными действиями в отношении его. Согласованная социальная установка по отношению к человеку вызывает последовательные (непротиворечивые), положительные или отрицательные действия по отношению к нему. Рассогласованная социальная установка, напротив, порождает противоречивое отношение, амбивалентные чувства и непоследовательные (противоречивые) действия по отношению к человеку. Считается, что исследования социальных установок в социальной психологии прошли через три этапа. Первый этап относится к началу XX века (первые три десятилетия), когда было введено в научный оборот понятие социальной установки и ученые приступили как к теоретическим, так и к экспериментальным исследованиям социальных установок1. ______ 1 Введение понятия «социальная установка» в научный оборот связывается с работой американских социологов У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке», опубликованной в 1918 году. В этой работе было показано, что изменения в психологии и поведении польских крестьян после их иммиграции в США касались именно их отношений к тому, что происходит в обществе. Эти отношения и были названы социальными установками. Уже к 1935 году только в американской научной литературе насчитывалось около 20 различных определений социальных установок. Эти исследования были стимулированы применением еще в годы Первой мировой войны средств так называемой «психологической войны», то есть пропаганды и агитации для оказания психологического воздействия на противника и на население воюющих друг с другом стран. Эти воздействия были направлены на формирование и изменение социальных установок противника. В годы, предшествовавшие началу Второй мировой войны, и в первые годы после ее завершения соответствующие исследования практически не проводились (были свернуты). С конца 50-х годов (второй этап) они возобновились и не прекращаются до сих пор. Если до начала последней четверти XX века социальные установки были в основном предметом научного изучения или же касались только пропаганды и агитации, то сейчас социальными установками интересуются во многих прикладных областях социальной психологии, например в тех, которые связаны с рекламой. Такое применение научных знаний о социальных установках представляет третий, современный, этап их исследования. В ходе изучения социальных установок были выделены и описаны три основные функции, которые они выполняют в обществе. 1. Познавательная. Данная функция проявляется в том, что установки (если они верные) позволяют человеку оперативно получать знания о социальных объектах до того, как эти объекты будут познаны. Познавательная функция социальной установки реализуется через ее когнитивную составляющую. 2. Выразительная. Эта функция проявляется в том, что социальные установки представляют человека как личность в его отношениях к людям и к обществу в целом. Данная функция в основном реализуется через эмоциональный компонент социальной установки. 3. Приспособительная. Эта функция состоит в том, что социальные установки, если они соответствуют реальному состоянию общества (социальной группы) и существующим в нем отношениям, позволяют индивиду адаптироваться в соответствующем обществе (в данной социальной группе). Соответствующая функция социальной установки реализуется в основном через ее поведенческий компонент. Значительный вклад в исследования процесса формирования и изменения социальных установок внес американский ученый К. Ховланд. Он показал, что на социальные установки людей оказывают влияние три группы факторов, связанные соответственно с источником информации, направленной на изменение социальных установок, содержанием информации и аудиторией, которой эта информация адресована. От источника информации формирование и изменение социальных установок может зависеть следующим образом. 1. При положительном отношении людей к источнику информации их социальные установки изменяются больше, чем при нейтральном отношении. 2. При отрицательном отношении к источнику информации социальные установки людей могут измениться противоположным ожидаемому образом (эффект бумеранга). 3. Если источник информации воспринимается людьми как свой (между ним и людьми не существует социально-психологической дистанции или она сравнительно небольшая), то такой источник в состоянии оказать большее влияние на социальные установки людей. 4. Тот источник информации, который людьми воспринимается как чужой (между ним и людьми существует большая социально-психологическая дистанция), не способен оказать существенного воздействия на их социальные установки. От содержания и порядка поступления информации процесс формирования и изменения социальных установок людей может зависеть следующим образом. 1. Та информация, которая поступает к людям первой по порядку, способна больше повлиять на социальные установки, чем информация, воспринимаемая второй или следующей по порядку (соответствующее явление получило название «эффект первичности»). Это происходит при следующих условиях: а) люди получают соответствующую информацию непрерывным потоком; б) она поступает к ним в течение времени, когда у людей начинает наблюдаться физическая и психологическая усталость от ее восприятия (отключение внимания, утрата интереса к ней и т. п.). 2. Информация, которая поступает к людям второй или следующей по порядку, больше воздействует на социальные установки при таких обстоятельствах: а) ее люди получают частями, с большими интервалами времени между ними; б) эта информация поступает к людям в течение очень длительного времени, и они в конце концов забывают то, что услышали вначале. 3. Если до получения информации людям дается аргументированное предупреждение о том, что ей нельзя доверять, или если воздействующую информацию они получают заранее, хоть и в небольшом объеме (явление прививки), то люди становятся уже невосприимчивыми к соответствующей информации, когда она поступает к ним в полном объеме, и не изменяют свои социальные установки. 4. Если предупреждение о недоверии к источнику информации запаздывает и люди его получают уже в то время, когда процесс восприятия информация начался или закончился, то такое предупреждение уже никак не влияет на формирование и изменение социальных установок. 5. В большинстве случаев сложная и противоречивая информация хуже влияет на социальные установки, чем простая и непротиворечивая. Например, если людям представляются две разные точки зрения по одному и тому же вопросу, в которых непосвященному человеку трудно разобраться, то они, скорее всего, не изменят свои социальные установки в ответ на данную информацию. Если же людям предлагается только одна простая и ясная точка зрения, а вторая просто не упоминается, то они, скорее всего, примут предлагаемую им точку зрения, несмотря на то что знают о существовании прямо противоположной ей. От особенностей аудитории восприятие и оценка информации (формирование и изменение социальных установок) может зависеть следующим образом. 1. Люди, заранее положительно настроенные по отношению к источнику информации, примут его точку зрения даже в том случае, если она недостаточно логична, непоследовательна и слабо аргументирована. 2. Люди, заранее настроенные по отношению к источнику информации отрицательно, скорее всего, не примут его точку зрения даже в том случае, если она убедительна, последовательна и логична. 3. Люди, имеющие высокий уровень интеллекта, образования и культуры, больше реагируют на разумные доводы, чем на эмоции. 4.Люди с низким уровнем интеллекта, образования и культуры, напротив, с большей готовностью реагируют на эмоции, чем на разумные доводы.
Социализация
Социализация в ее широком понимании определяется как процесс и результат усвоения человеком социального опыта. Это также приобщение людей к достижениям человеческой цивилизации, усвоение и воспроизводство людьми человеческой культуры. В результате социализации люди становятся образованными и культурными, с социально-психологической точки зрения — личностями, приобретают свойства, знания, способности, умения и навыки, характерные для современного человека и необходимые ему для нормальной жизни в обществе. В более узком, специальном смысле слова под социализацией может пониматься следующее. 1. Процесс и результат освоения отдельно взятым человеком доступного и необходимого ему социального опыта, превращение человека в полноценного члена общества или какой-либо социальной группы. К социализации в этом понимании относится, например, освоение человеком норм права, морали, культуры человеческих отношений, правил поведения в обществе, различных видов человеческой деятельности и форм общения с людьми, разнообразных социальных ролей и многого другого. 2. В промышленной и организационной психологии социализация — это процесс, посредством которого новый член соответствующей организации адаптируется к нормам и ролям в данной организации. Понятие социализации введено в научный оборот и используется главным образом в социологии и социальной психологии. То, что здесь понимается под социализацией, близко к тому, что в общей психологии и психологии развития трактуется как формирование личности, а в педагогике и педагогической психологии — воспитание человека как личности. Вместе с тем, как подчеркивает Г. М. Андреева, социализация имеет свою специфику по сравнению с формированием, воспитанием и общим развитием личности. В специальном, узком смысле слова, характерном для социологии и социальной психологии, социализация представляет собой процесс вхождения индивида в социальную среду, его становление как личности через социальные влияния, а также приобщение индивида к системе социальных связей и отношений — словом, превращение человека из биологического существа в полноценного члена общества, в личность, хорошо адаптированную к нему. Социализация происходит в результате взаимодействия человека с другими людьми в разнообразных социальных группах. Следовательно, это двухсторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом в этих группах социального опыта и, свою очередь, обогащение этого опыта за счет собственной социальной активности — общения и деятельности в этих группах. Так называемый процесс социализации начинается фактически с первых дней существования человека и непрерывно продолжается в течение всей его жизни. В социальной психологии традиционно выделяются три сферы, в которых реализуется процесс социализации. Это — деятельность, общение и самопознание. В плане деятельности социализация означает включение человека в различные виды социальной деятельности и их освоение. Данный аспект социализации хорошо представлен в теории деятельности А. Н. Леонтьева, особенно в его работе «Деятельность. Сознание. Личность». С точки зрения общения социализация представляет собой формирование компетентности в общении или развитие коммуникативных способностей человека, позволяющих ему хорошо понимать людей и умело взаимодействовать с ними. Важная сторона этой области социализации — включение человека в различные социальные группы. Самопознание как аспект социализации — это становление образа «Я» человека, или его Я-концепции. Наряду с описанными выше сферами (аспектами или сторонами) социализации выделяются и обсуждаются ее стадии. Данный вопрос пересекается с периодизацией психического развития человека, представленной в возрастной психологии. Выделение стадий социализации человека в социальной психологии происходит, однако, на других основаниях, чем определение периодов развития в психологии развития. Возрастная периодизация развития опирается на внутреннюю характеристику личности или на межличностные отношения, но не всегда принимает в расчет отношения человека с обществом или социальными группами. Периодизация социализации, напротив, делает акцент именно на социальных аспектах отношений человека с людьми и обществом. Несомненно, что главными периодами жизни, в которых происходит социализация человека, являются детство, отрочество и юность. Здесь периодизация возрастного развития в основном совпадает с периодами социализации. Последние неплохо представлены и описаны в концепции периодизации развития человека как личности, предложенной Д. И. Фельдштейном. Что касается периодов социализации взрослого человека (этот процесс, по признанию большинства ученых, активно продолжается и за пределами детства или юности), то в их выделении и понимании среди ученых нет единства. Один из подходов к решению данного вопроса заключается в том, чтобы выделить основные сферы в жизни общества и в соответствии с ними рассмотреть процесс освоения человеком тех видов деятельности, через которые он включается в данные социальные сферы. Такими сферами могут быть, например, семейно-бытовая, трудовая, политическая, правовая и другие. Соответственно в каждой из них можно выделить определенные этапы социализации личности. К примеру, в трудовой деятельности можно выделить следующие стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую, если иметь в виду включение человека в трудовую деятельность, его участие в ней и уход на пенсию. Правда, в современных условиях послетрудовая стадия выделяется весьма условно, так как многим людям, достигшим пенсионного возраста, по материальным и другим соображениям приходится продолжать работать в каких-либо учреждениях или организациях. Кроме того, труд пенсионера дома или в быту продолжается и, как правило, является не менее активным, чем в социальных учреждениях. Стадии политической социализации могут включать в себя начальную стадию политической жизни после получения права участия в выборах в органы власти, продолжение политической жизни в той или иной форме (например, работа в выборных или иных политических органах) и прекращение активного участия в политической жизни, отход от нее в связи с уходом на пенсию или по каким-либо другим причинам. Особенность социологического и социально-психологического понимания социализации заключается в том, что, кроме процесса и стадий (периодов) социализации, здесь выделяются и рассматриваются институты социализации, то есть те социальные учреждения и структуры, которые обеспечивают полноценную социализацию индивида или его адаптацию в обществе. Важнейшим институтом социализации является семья. Ее значение особенно велико на ранних стадиях социализации, однако и позднее семья продолжает играть существенную роль в процессе социализации. Вторым по степени значимости социализирующим институтом является система образования. На третьем месте по своему социализирующему влиянию находятся средства массовой информации. Если говорить о профессиональном, или трудовом, аспекте социализации, то здесь решающую роль играют те организации и учреждения, в которых человек работает. Нельзя сбрасывать со счетов социализирующее влияние и таких институтов, как учреждения, представляющие культуру. Для определенной части населения, которая принимает участие в их деятельности, социализирующими институтами могут стать армия, другие силовые структуры, спортивные учреждения и организации. Можно выделить общие для всех индивидов институты социализации (большинство из них было названо выше) и специальные институты, в жизни и деятельности которых принимают участие не все члены общества (некоторые из них также были указаны выше). Одной из немногих теорий, представляющих и описывающих в социальной психологии процесс социализации, является социально-когнитивная теория А. Бандуры. В данной теории подчеркивается способность человека научаться путем наблюдения за поведением других людей и подражания им. При этом обучающийся человек имеет дело с когнитивными процессами или способностями, которые наряду со стимулами (подкреплениями) оказывают влияние на процесс его научения. К когнитивным процессам или способностям в данном случае относятся прогнозирование, ожидание, оценивание и представление. Они — эти процессы — опосредствуют связи между поведением человека и социальными подкреплениями его действий. Этим социально-когнитивная теория отличается от теории модификации поведения, разработанной другим представителем необихевиоризма — Б. Скиннером. Согласно социально-когнитивной теории общество задает определенные модели поведения, на основе которых человек обучается. Эти модели в основном представляются людям через средства массовой информации: печать, радио, телевидение, телефон и Интернет. А. Бандура установил, что большинство людей выбирает в качестве объектов для подражания людей своего пола и примерно такого же возраста, как они сами. Главное, по его мнению, заключается в том, что объектами подражания становятся для многих такие люди, которые успешнее, чем они сами, решают характерные для них проблемы. Кроме того, люди чаще подражают тем, кто занимает более высокое положение, и тем, с кем данный человек непосредственно контактирует. Дети, как правило, сначала подражают взрослым, а затем, взрослея, своим сверстникам, чье поведение приводит к достижению желанных целей.
Каузальная атрибуция
Каузальной атрибуцией называется стремление людей найти объяснение тому, что происходит с ними и вокруг них. Такие объяснения необходимы людям по разным причинам. 1. Когда человеку понятно то, что происходит с ним и вокруг него, он в состоянии управлять происходящим и по мере возможности избегать неприятных последствий, непредвиденных событий как для себя самого, так и для близких ему людей. 2. Человек в этом случае избавляется от чувства тревоги, связанного с непониманием происходящего. 3. Понимание происходящего позволяет человеку вести себя разумно в сложившейся ситуации, выбирать рациональный способ действий. По указанным причинам человек ищет и находит для себя хотя бы какое-то объяснение происходящему. Даже если это объяснение в конечном счете окажется неверным, оно тем не менее сможет позволить человеку решить хотя бы одну из обозначенных выше задач, например временно успокоиться и получить возможность решать возникшую проблему в спокойной обстановке на разумной основе. Один из вариантов теории каузальной атрибуции был предложен американским ученым Ф. Фидлером. В ней утверждается, что восприятие одним человеком поведения других людей в значительной степени зависит от того, в чем этот человек усматривает причины поведения воспринимаемых им людей. Предполагается, что существует два основных вида каузальной атрибуции: интернальная (внутренняя) и экстернальная (внешняя). Интер-нальная каузальная атрибуция — это приписывание причин поведения собственным психологическим свойствам и особенностям человека, а экстернальная каузальная атрибуция — приписывание причин поведения человека внешним, не зависящим от него обстоятельствам. Человек, для которого характерна интернальная каузальная атрибуция, воспринимая поведение других людей, видит его причины в их собственной психологии, а тот, кому свойственна экстернальная каузальная атрибуция, усматривает эти причины в окружающей обстановке. Возможна также и комбинированная, интернально-экстернальная атрибуция. Современная атрибутивная теория — это более широкое понятие, чем каузальная атрибуция. Она описывает и объясняет всевозможные атрибутивные процессы, то есть процессы приписывания чего-либо чему-либо или кому-либо, например определенных свойств — некоторому объекту. Общая атрибутивная теория исходит из представления Ф. Хайдера об атрибуции. Эта теория предполагает следующий порядок событий. 1. Человек наблюдает з<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.93 (0.015 с.) |