![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-психологические аспекты личностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблема личности представлена и рассматривается в разных областях психологии и во многих других науках, в том числе в социологии. Есть соответственно и свой аспект изучения личности в социальной психологии. Его, прежде всего, необходимо выделить и уточнить, сравнивая между собой то, как ставится и решается проблема личности в близких к социальной психологии науках: общей психологии и социологии. В общей психологии личность изучается в основном безотносительно к тем отношениям, которые у нее складываются с окружающими людьми. Общепсихологический анализ личности обычно ограничивается постановкой и решением следующих вопросов. • Что такое личность? • Чем личностные свойства человека отличаются от других его психологических свойств? • Какова структура личности? • Как возникают личностные свойства человека? • Как формируется и развивается человек как личность? • Существуют ли устойчивые типы личностей и что они собой представляют? Социологический анализ личности, в свою очередь, предполагает рассмотрение личности с позиций общества и в ее отношениях с обществом. В процессе социологического анализа личности ставятся и решаются следующие вопросы. • Что в личности характеризует человека как типичного представителя определенной социальной группы? • Какова социальная типология личностей? • Что представляет собой динамика становления типичной социальной личности в зависимости от процессов, происходящих в обществе? В социологии, таким образом, личность представлена через ее своеобразный социальный тип, и социологи, изучая личность, обычно абстрагируются от индивидуальных психологических особенностей человека. Главные проблемы социологии личности — это построение социальной типологии личностей, уточнение характера и последствий социальных влияний, оказываемых обществом на личность. В социальной психологии личность рассматривается иначе, чем в общей психологии и социологии. Собственно социально-психологический аспект изучения личности заключается в том, чтобы, представляя личность как некоторого рода индивидуальность, вместе с тем подчеркнуть в ней и социальное начало. Соответственно в социальной психологии относительно личности ставятся и решаются следующие вопросы.
• Каковы стороны личности, в которых выражается ее отношение к обществу и окружающим людям? • Какое влияние на личность оказывает ее непосредственное социальное окружение, в частности — малые группы, в жизни и деятельности которых она принимает участие? • Каким образом взаимодействуют между собой личность и малая группа? • Что представляет собой социальное поведение человека как личности? • Какова мотивация социального поведения личности? По мнению Г. М. Андреевой, социальная психология опирается на то определение личности, которое имеется в общей психологии, но выясняет, каким образом личность формируется и развивается в различных социальных группах, каким образом реализуется (организуется) ее деятельность в разнообразных социальных группах. Таким образом, основное внимание социальных психологов в изучении личности направлено на выяснение закономерностей, которым подчиняются психика и деятельность человека в социальных группах. В структуре личности можно выделить различные стороны, или аспекты, которые изучаются в разных отраслях психологии: общей, возрастной, дифференциальной, клинической, социальной и других. В общей психологии представлена психология личности как отдельно взятого человека (индивида) вне его социальных связей и отношений, а также в абстрагировании от тех аспектов личности, которые специально выделяются и рассматриваются в других областях психологии. В возрастной психологии акцентируется внимание на формировании и развитии человека как личности, а также на возрастных особенностях личности. Предмет исследования дифференциальной психологии — индивидуальные, личностные психологические различия людей, их выявление, описание и объяснение. В клинической психологии изучаются в основном отклонения личности от нормы (в данном случае — медицинской), порождаемые теми или иными заболеваниями, а также способы их устранения (коррекции). В социальной психологии представлены и изучаются те стороны личности, которые характеризуют социальные связи и отношения человека. Это, прежде всего, Я-концепция, социальные установки, ценности, нормы, формы социального поведения, его мотивы и мотивация и ряд других специальных явлений, характеризующих личность со стороны ее взаимоотношений и взаимодействий с обществом и другими людьми. Это, например, локус контроля, каузальная атрибуция, самопрезентация, самоуничижение, самовосхваление и ряд других.
Одно из понятий, используемых в современной социальной психологии личности и характеризующих так называемую Я-концепцию человека, — это понятие самоэффективности. Оно определяется как уверенность человека в том, что он компетентен, способен достичь высоких результатов в том или ином виде социальной деятельности. Самоэффективность отличается от чувства собственного достоинства или самоуважения, которые также входят в структуру Я-концепции человека (личности). Чувство собственного достоинства — это чувство удовлетворенности собой, гордости за себя. Самоуважение — это положительное отношение человека к себе, принятие себя таким, какой есть, включая не только собственные достоинства, но и недостатки. Человек может низко оценивать свою самоэффективность, но тем не менее быть вполне довольным собой, иметь чувство собственного достоинства и с уважением относиться к себе. Под самопрезентацией понимают представление человеком себя другим людям или выбор человеком таких форм социального поведения, которые позволяют произвести впечатление на окружающих людей, сформировать у них определенное представление о себе (образ «Я» для других). Самоуничижением (самоунижением) называется такое социальное поведение человека, когда он недооценивает, осуждает, унижает самого себя, представляя себя в невыгодном свете в глазах окружающих людей. Самовосхвалением называется противоположная форма поведения, при которой человек переоценивает себя, представляет себя в глазах окружающих людей лучшим, чем он есть на самом деле. Можно, соответственно, утверждать, что, занимаясь самоуничижением, человек создает о себе неблагоприятное впечатление, а занимаясь самовосхвалением — благоприятное впечатление. Однако и в том, и в другом случаях впечатление, складывающееся о данном человеке в глазах окружающих его людей, является неправильным. Еще одно явление, относящееся к социальной психологии личности, получило название самомониторинга. Под ним понимается сознательное, целенаправленное изучение и выбор человеком способов представления себя как личности другим людям с целью произвести на них желаемое впечатление. Изучая процесс самомониторинга, многие ученые отмечают его сложность и тонкость. К примеру, указывается, что большинство людей, представляя себя другим, стремятся к тому, чтобы окружающие люди воспринимали их как способных и в то же время как честных и скромных. Указывается также на то, что процедуры представления себя для других людей существенно зависят от культуры. Так, например, в Китае и Японии в практике самопрезентации личности ценятся скромность и самоограничение. В Японии детей с первых лет жизни учат принимать на себя ответственность за неудачи и разделять с другими людьми ответственность за личные успехи. В западных странах (США и некоторых европейских), напротив, детей приучают к тому, чтобы, не стесняясь, гордиться собой, выставлять свои успехи напоказ, приписывать успехи себе, а неудачи списывать за счет внешних обстоятельств.
Кроме описанных выше аспектов личности, выделяемых и изучаемых в социальной психологии, в ней сложилась и своя типология личностей, также отражающая взгляд на личность именно социальных психологов. В рамках этой типологии называются следующие типы личностей: авторитарная, базовая, маргинальная, личность типа А, личность типа Б и некоторые другие. Понятие «авторитарная личность» характеризует человека, который желает и активно стремится к созданию авторитарной социальной системы, а также того, кто требует послушания, строгой субординации во взаимоотношениях людей и призывает к поклонению авторитетам. Данное понятие, однако, не относится к людям, которые уже находятся у власти и по своей должности или социальному положению вынуждены в какие-то моменты времени вести себя авторитарно. Понятие «базовая личность» представляет собой этнопсихологическую характеристику человека, выявляющую основной тип личности, формируемый культурой того или иного народа (этноса). Базовая личность в этом ее понимании — это совокупность психологических свойств, которая делает человека максимально восприимчивым к освоению соответствующей культуры и порождает у него состояние удовлетворенности порядками, существующими в рамках данной культуры. Маргинальной личностью называют человека, который по своей психологии и особенностям поведения находится как бы между несколькими разными, несовместимыми или трудно совместимыми друг с другом культурами, но полностью не принадлежит ни к одной из них. В его личности, соответственно, причудливым и противоречивым образом сочетаются свойства и признаки, относящиеся к людям различных культур. Маргинальными личностями нередко становятся, например, те люди, которые долгое время жили в одной культуре (стране), а затем на значительную часть жизни переселились в другую страну, культура которой существенно отличается от культуры прежней страны пребывания. Маргинальная личность сталкивается с необходимостью выбора одной из двух разделяемых ею культур и не представляет себе, какой из них нужно следовать. Эта сложная социально-психологическая ситуация нередко порождает у человека неприятные переживания, внутренние противоречия и конфликты. Личностью типа А называют такую личность, чей характер отличается чрезмерной активностью, стремлением к соревнованию, к конкуренции с другими людьми, нереальным чувством хода времени, неадекватными амбициями, отсутствием склонности к критическому самоанализу, тенденцией ориентироваться на количество, а не на качество выполненной работы и потребностью во внешнем контроле поведения.
Личность типа Б обозначается как личность, чей характер, напротив, отличается легким и поверхностным подходом к жизни. В центре внимания такой личности находится качество, а не количество проделанной работы. У нее отсутствует склонность к конкуренции, к соревнованию с людьми, а также тенденция к самоанализу, самоконтролю или рефлексии. Много внимания в последней четверти XX века социальные психологи уделили изучению того, что получило название «локус контроля» (это понятие было введено Ю. Роттером). Локус контроля рассматривается как устойчивая личностная особенность человека, проявляющаяся в том, где он ищет и находит объяснение поведению людей: в них самих или вне их, в окружающей обстановке. По характеру локуса контроля людей как личностей делят на два типа: интерналов и экстерналов. Интерналами называют людей, у которых преобладает внутренний локус контроля, а экстерналами — тех, у кого доминирует внешний локус контроля. Интерналы обычно берут ответственность за совершенные ими действия и поступки на себя, а экстерналы возлагают ответственность на других людей и на сложившиеся, не зависящие от них обстоятельства. По мнению Ю. Роттера, локус контроля как устойчивая черта личности формируется в детстве на базе того, как значимые для ребенка люди: родители, учителя, воспитатели — обращаются с ним. Родители, обладающие внутренним локусом контроля, чаще стараются помогать своим детям, последовательны в предъявляемых им требованиях, не являются авторитарными в обращении с ними. Родители с внешним локусом контроля обычно ведут себя противоположным образом. В результате у ребенка складывается тот локус контроля, который характерен для его родителей и их стиля общения с ребенком.
Социальные установки
Одной из основных социально-психологических характеристик личности являются ее социальные установки. Социальная установка (social attitude — англ.) определяется как устойчивое отношение человека к людям, социальным группам, организациям, процессам и событиям, происходящим в обществе. Если в связи с другими аспектами личности возникают определенные сомнения по поводу того, являются ли они собственно социально-психологическими, то по отношению к социальным установкам такого вопроса не возникает. Все специалисты сходятся во мнении, что изучение социальных установок представляет собой именно социально-психологический подход к пониманию личности. Несмотря на существование единого определения социальной установки как устойчивого отношения человека к социальным событиям, объектам и фактам, термин «социальная установка» имеет в психологии несколько различных, отличающихся своими особенностями значений. В своем исходном, первоначальном значении термин attitude, от которого и произошло название социальной установки, на русский язык переводится словами «пригодность» или «соответствие». Следовательно, под социальной установкой первоначально понималась готовность человека к решению какой-либо задачи.
Объектами социальной установки (или тем, к чему она как внутреннее устойчивое состояние человека относится) могут быть сам человек, окружающие его люди, группы людей, социальные процессы и события, предметы материальной или духовной культуры и т. п. Так называемая социальная установка выступает как важный элемент социально-психологической характеристики личности, как способ объяснения ее поведения в обществе. В процессе дальнейшего употребления термина «социальная установка» его значение изменилось. В социальной психологии под социальной установкой стали понимать устойчивое отношение человека или группы людей к кому-либо или к чему-либо. Внимательное изучение социальной установки показало, что она представляет собой сложное явление, которое не только можно отнести к разряду психических состояний, но и рассматривать как психологическое свойство личности. Как состояние, социальная установка выражает собой готовность человека к определенным социальным действиям, а как свойство — внутренне характеризует человека как личность. В 1942 году М. Смит предложил и описал трехкомионентную структуру социальной установки, выделив в ней когнитивный, аффективный (эмоциональный) и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент социальной установки включает в себя знания человека об объекте, к которому относится его социальная установка. Аффективный компонент содержит эмоции, переживаемые человеком в связи с данным объектом. Наконец, поведенческий компонент социальной установки включает в себя реальные (действительно совершаемые человеком) или потенциальные (те, которые он готов совершить) действия в отношении соответствующего объекта. В структуре одной и той же социальной установки названные выше ее компоненты могут быть как согласованными, так и рассогласованными. Согласованными называют такие социальные установки, в которых их составляющие не противоречат друг другу. Например, согласованной будет считаться такая социальная установка, которая содержит позитивные знания, благоприятное эмоциональное отношение и положительные действия в отношении объекта установки. Несогласованной, или рассогласованной, будет считаться социальная установка, в которой, например, отрицательная информация об объекте сочетается с положительным к нему отношением и нейтральными действиями в отношении его. Согласованная социальная установка по отношению к человеку вызывает последовательные (непротиворечивые), положительные или отрицательные действия по отношению к нему. Рассогласованная социальная установка, напротив, порождает противоречивое отношение, амбивалентные чувства и непоследовательные (противоречивые) действия по отношению к человеку. Считается, что исследования социальных установок в социальной психологии прошли через три этапа. Первый этап относится к началу XX века (первые три десятилетия), когда было введено в научный оборот понятие социальной установки и ученые приступили как к теоретическим, так и к экспериментальным исследованиям социальных установок1. ______ 1 Введение понятия «социальная установка» в научный оборот связывается с работой американских социологов У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке», опубликованной в 1918 году. В этой работе было показано, что изменения в психологии и поведении польских крестьян после их иммиграции в США касались именно их отношений к тому, что происходит в обществе. Эти отношения и были названы социальными установками. Уже к 1935 году только в американской научной литературе насчитывалось около 20 различных определений социальных установок. Эти исследования были стимулированы применением еще в годы Первой мировой войны средств так называемой «психологической войны», то есть пропаганды и агитации для оказания психологического воздействия на противника и на население воюющих друг с другом стран. Эти воздействия были направлены на формирование и изменение социальных установок противника. В годы, предшествовавшие началу Второй мировой войны, и в первые годы после ее завершения соответствующие исследования практически не проводились (были свернуты). С конца 50-х годов (второй этап) они возобновились и не прекращаются до сих пор. Если до начала последней четверти XX века социальные установки были в основном предметом научного изучения или же касались только пропаганды и агитации, то сейчас социальными установками интересуются во многих прикладных областях социальной психологии, например в тех, которые связаны с рекламой. Такое применение научных знаний о социальных установках представляет третий, современный, этап их исследования. В ходе изучения социальных установок были выделены и описаны три основные функции, которые они выполняют в обществе. 1. Познавательная. Данная функция проявляется в том, что установки (если они верные) позволяют человеку оперативно получать знания о социальных объектах до того, как эти объекты будут познаны. Познавательная функция социальной установки реализуется через ее когнитивную составляющую. 2. Выразительная. Эта функция проявляется в том, что социальные установки представляют человека как личность в его отношениях к людям и к обществу в целом. Данная функция в основном реализуется через эмоциональный компонент социальной установки. 3. Приспособительная. Эта функция состоит в том, что социальные установки, если они соответствуют реальному состоянию общества (социальной группы) и существующим в нем отношениям, позволяют индивиду адаптироваться в соответствующем обществе (в данной социальной группе). Соответствующая функция социальной установки реализуется в основном через ее поведенческий компонент. Значительный вклад в исследования процесса формирования и изменения социальных установок внес американский ученый К. Ховланд. Он показал, что на социальные установки людей оказывают влияние три группы факторов, связанные соответственно с источником информации, направленной на изменение социальных установок, содержанием информации и аудиторией, которой эта информация адресована. От источника информации формирование и изменение социальных установок может зависеть следующим образом. 1. При положительном отношении людей к источнику информации их социальные установки изменяются больше, чем при нейтральном отношении. 2. При отрицательном отношении к источнику информации социальные установки людей могут измениться противоположным ожидаемому образом (эффект бумеранга). 3. Если источник информации воспринимается людьми как свой (между ним и людьми не существует социально-психологической дистанции или она сравнительно небольшая), то такой источник в состоянии оказать большее влияние на социальные установки людей. 4. Тот источник информации, который людьми воспринимается как чужой (между ним и людьми существует большая социально-психологическая дистанция), не способен оказать существенного воздействия на их социальные установки. От содержания и порядка поступления информации процесс формирования и изменения социальных установок людей может зависеть следующим образом. 1. Та информация, которая поступает к людям первой по порядку, способна больше повлиять на социальные установки, чем информация, воспринимаемая второй или следующей по порядку (соответствующее явление получило название «эффект первичности»). Это происходит при следующих условиях: а) люди получают соответствующую информацию непрерывным потоком; б) она поступает к ним в течение времени, когда у людей начинает наблюдаться физическая и психологическая усталость от ее восприятия (отключение внимания, утрата интереса к ней и т. п.). 2. Информация, которая поступает к людям второй или следующей по порядку, больше воздействует на социальные установки при таких обстоятельствах: а) ее люди получают частями, с большими интервалами времени между ними; б) эта информация поступает к людям в течение очень длительного времени, и они в конце концов забывают то, что услышали вначале. 3. Если до получения информации людям дается аргументированное предупреждение о том, что ей нельзя доверять, или если воздействующую информацию они получают заранее, хоть и в небольшом объеме (явление прививки), то люди становятся уже невосприимчивыми к соответствующей информации, когда она поступает к ним в полном объеме, и не изменяют свои социальные установки. 4. Если предупреждение о недоверии к источнику информации запаздывает и люди его получают уже в то время, когда процесс восприятия информация начался или закончился, то такое предупреждение уже никак не влияет на формирование и изменение социальных установок. 5. В большинстве случаев сложная и противоречивая информация хуже влияет на социальные установки, чем простая и непротиворечивая. Например, если людям представляются две разные точки зрения по одному и тому же вопросу, в которых непосвященному человеку трудно разобраться, то они, скорее всего, не изменят свои социальные установки в ответ на данную информацию. Если же людям предлагается только одна простая и ясная точка зрения, а вторая просто не упоминается, то они, скорее всего, примут предлагаемую им точку зрения, несмотря на то что знают о существовании прямо противоположной ей. От особенностей аудитории восприятие и оценка информации (формирование и изменение социальных установок) может зависеть следующим образом. 1. Люди, заранее положительно настроенные по отношению к источнику информации, примут его точку зрения даже в том случае, если она недостаточно логична, непоследовательна и слабо аргументирована. 2. Люди, заранее настроенные по отношению к источнику информации отрицательно, скорее всего, не примут его точку зрения даже в том случае, если она убедительна, последовательна и логична. 3. Люди, имеющие высокий уровень интеллекта, образования и культуры, больше реагируют на разумные доводы, чем на эмоции. 4.Люди с низким уровнем интеллекта, образования и культуры, напротив, с большей готовностью реагируют на эмоции, чем на разумные доводы.
Социализация
Социализация в ее широком понимании определяется как процесс и результат усвоения человеком социального опыта. Это также приобщение людей к достижениям человеческой цивилизации, усвоение и воспроизводство людьми человеческой культуры. В результате социализации люди становятся образованными и культурными, с социально-психологической точки зрения — личностями, приобретают свойства, знания, способности, умения и навыки, характерные для современного человека и необходимые ему для нормальной жизни в обществе. В более узком, специальном смысле слова под социализацией может пониматься следующее. 1. Процесс и результат освоения отдельно взятым человеком доступного и необходимого ему социального опыта, превращение человека в полноценного члена общества или какой-либо социальной группы. К социализации в этом понимании относится, например, освоение человеком норм права, морали, культуры человеческих отношений, правил поведения в обществе, различных видов человеческой деятельности и форм общения с людьми, разнообразных социальных ролей и многого другого. 2. В промышленной и организационной психологии социализация — это процесс, посредством которого новый член соответствующей организации адаптируется к нормам и ролям в данной организации. Понятие социализации введено в научный оборот и используется главным образом в социологии и социальной психологии. То, что здесь понимается под социализацией, близко к тому, что в общей психологии и психологии развития трактуется как формирование личности, а в педагогике и педагогической психологии — воспитание человека как личности. Вместе с тем, как подчеркивает Г. М. Андреева, социализация имеет свою специфику по сравнению с формированием, воспитанием и общим развитием личности. В специальном, узком смысле слова, характерном для социологии и социальной психологии, социализация представляет собой процесс вхождения индивида в социальную среду, его становление как личности через социальные влияния, а также приобщение индивида к системе социальных связей и отношений — словом, превращение человека из биологического существа в полноценного члена общества, в личность, хорошо адаптированную к нему. Социализация происходит в результате взаимодействия человека с другими людьми в разнообразных социальных группах. Следовательно, это двухсторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом в этих группах социального опыта и, свою очередь, обогащение этого опыта за счет собственной социальной активности — общения и деятельности в этих группах. Так называемый процесс социализации начинается фактически с первых дней существования человека и непрерывно продолжается в течение всей его жизни. В социальной психологии традиционно выделяются три сферы, в которых реализуется процесс социализации. Это — деятельность, общение и самопознание. В плане деятельности социализация означает включение человека в различные виды социальной деятельности и их освоение. Данный аспект социализации хорошо представлен в теории деятельности А. Н. Леонтьева, особенно в его работе «Деятельность. Сознание. Личность». С точки зрения общения социализация представляет собой формирование компетентности в общении или развитие коммуникативных способностей человека, позволяющих ему хорошо понимать людей и умело взаимодействовать с ними. Важная сторона этой области социализации — включение человека в различные социальные группы. Самопознание как аспект социализации — это становление образа «Я» человека, или его Я-концепции. Наряду с описанными выше сферами (аспектами или сторонами) социализации выделяются и обсуждаются ее стадии. Данный вопрос пересекается с периодизацией психического развития человека, представленной в возрастной психологии. Выделение стадий социализации человека в социальной психологии происходит, однако, на других основаниях, чем определение периодов развития в психологии развития. Возрастная периодизация развития опирается на внутреннюю характеристику личности или на межличностные отношения, но не всегда принимает в расчет отношения человека с обществом или социальными группами. Периодизация социализации, напротив, делает акцент именно на социальных аспектах отношений человека с людьми и обществом. Несомненно, что главными периодами жизни, в которых происходит социализация человека, являются детство, отрочество и юность. Здесь периодизация возрастного развития в основном совпадает с периодами социализации. Последние неплохо представлены и описаны в концепции периодизации развития человека как личности, предложенной Д. И. Фельдштейном. Что касается периодов социализации взрослого человека (этот процесс, по признанию большинства ученых, активно продолжается и за пределами детства или юности), то в их выделении и понимании среди ученых нет единства. Один из подходов к решению данного вопроса заключается в том, чтобы выделить основные сферы в жизни общества и в соответствии с ними рассмотреть процесс освоения человеком тех видов деятельности, через которые он включается в данные социальные сферы. Такими сферами могут быть, например, семейно-бытовая, трудовая, политическая, правовая и другие. Соответственно в каждой из них можно выделить определенные этапы социализации личности. К примеру, в трудовой деятельности можно выделить следующие стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую, если иметь в виду включение человека в трудовую деятельность, его участие в ней и уход на пенсию. Правда, в современных условиях послетрудовая стадия выделяется весьма условно, так как многим людям, достигшим пенсионного возраста, по материальным и другим соображениям приходится продолжать работать в каких-либо учреждениях или организациях. Кроме того, труд пенсионера дома или в быту продолжается и, как правило, является не менее активным, чем в социальных учреждениях. Стадии политической социализации могут включать в себя начальную стадию политической жизни после получения права участия в выборах в органы власти, продолжение политической жизни в той или иной форме (например, работа в выборных или иных политических органах) и прекращение активного участия в политической жизни, отход от нее в связи с уходом на пенсию или по каким-либо другим причинам. Особенность социологического и социально-психологического понимания социализации заключается в том, что, кроме процесса и стадий (периодов) социализации, здесь выделяются и рассматриваются институты социализации, то есть те социальные учреждения и структуры, которые обеспечивают полноценную социализацию индивида или его адаптацию в обществе. Важнейшим институтом социализации является семья. Ее значение особенно велико на ранних стадиях социализации, однако и позднее семья продолжает играть существенную роль в процессе социализации. Вторым по степени значимости социализирующим институтом является система образования. На третьем месте по своему социализирующему влиянию находятся средства массовой информации. Если говорить о профессиональном, или трудовом, аспекте социализации, то здесь решающую роль играют те организации и учреждения, в которых человек работает. Нельзя сбрасывать со счетов социализирующее влияние и таких институтов, как учреждения, представляющие культуру. Для определенной части населения, которая принимает участие в их деятельности, социализирующими институтами могут стать армия, другие силовые структуры, спортивные учреждения и организации. Можно выделить общие для всех индивидов институты социализации (большинство из них было названо выше) и специальные институты, в жизни и деятельности которых принимают участие не все члены общества (некоторые из них также были указаны выше). Одной из немногих теорий, представляющих и описывающих в социальной психологии процесс социализации, является социально-когнитивная теория А. Бандуры. В данной теории подчеркивается способность человека научаться путем наблюдения за поведением других людей и подражания им. При этом обучающийся человек имеет дело с когнитивными процессами или способностями, которые наряду со стимулами (подкреплениями) оказывают влияние на процесс его научения. К когнитивным процессам или способностям в данном случае относятся прогнозирование, ожидание, оценивание и представление. Они — эти процессы — опосредствуют связи между поведением человека и социальными подкреплениями его действий. Этим социально-когнитивная теория отличается от теории модификации поведения, разработанной другим представителем необихевиоризма — Б. Скиннером. Согласно социально-когнитивной теории общество задает определенные модели поведения, на основе которых человек обучается. Эти модели в основном представляются людям через средства массовой информации: печать, радио, телевидение, телефон и Интернет. А. Бандура установил, что большинство людей выбирает в качестве объектов для подражания людей своего пола и примерно такого же возраста, как они сами. Главное, по его мнению, заключается в том, что объектами подражания становятся для многих такие люди, которые успешнее, чем они сами, решают характерные для них проблемы. Кроме того, люди чаще подражают тем, кто занимает более высокое положение, и тем, с кем данный человек непосредственно контактирует. Дети, как правило, сначала подражают взрослым, а затем, взрослея, своим сверстникам, чье поведение приводит к достижению желанных целей.
Каузальная атрибуция
Каузальной атрибуцией называется стремление людей найти объяснение тому, что происходит с ними и вокруг них. Такие объяснения необходимы людям по разным причинам. 1. Когда человеку понятно то, что происходит с ним и вокруг него, он в состоянии управлять происходящим и по мере возможности избегать неприятных последствий, непредвиденных событий как для себя самого, так и для близких ему людей. 2. Человек в этом случае избавляется от чувства тревоги, связанного с непониманием происходящего. 3. Понимание происходящего позволяет человеку вести себя разумно в сложившейся ситуации, выбирать рациональный способ действий. По указанным причинам человек ищет и находит для себя хотя бы какое-то объяснение происходящему. Даже если это объяснение в конечном счете окажется неверным, оно тем не менее сможет позволить человеку решить хотя бы одну из обозначенных выше задач, например временно успокоиться и получить возможность решать возникшую проблему в спокойной обстановке на разумной основе. Один из вариантов теории каузальной атрибуции был предложен американским ученым Ф. Фидлером. В ней утверждается, что восприятие одним человеком поведения других людей в значительной степени зависит от того, в чем этот человек усматривает причины поведения воспринимаемых им людей. Предполагается, что существует два основных вида каузальной атрибуции: интернальная (внутренняя) и экстернальная (внешняя). Интер-нальная каузальная атрибуция — это приписывание причин поведения собственным психологическим свойствам и особенностям человека, а экстернальная каузальная атрибуция — приписывание причин поведения человека внешним, не зависящим от него обстоятельствам. Человек, для которого характерна интернальная каузальная атрибуция, воспринимая поведение других людей, видит его причины в их собственной психологии, а тот, кому свойственна экстернальная каузальная атрибуция, усматривает эти причины в окружающей обстановке. Возможна также и комбинированная, интернально-экстернальная атрибуция. Современная атрибутивная теория — это более широкое понятие, чем каузальная атрибуция. Она описывает и объясняет всевозможные атрибутивные процессы, то есть процессы приписывания чего-либо чему-либо или кому-либо, например определенных свойств — некоторому объекту. Общая атрибутивная теория исходит из представления Ф. Хайдера об атрибуции. Эта теория предполагает следующий порядок событий. 1. Человек наблюдает з<
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1821; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.116.31 (0.017 с.) |