Социально-психологические аспекты личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологические аспекты личности



 

Проблема личности представлена и рассматривается в разных областях психологии и во многих других науках, в том числе в социологии. Есть соответственно и свой аспект изучения личности в социальной психо­логии. Его, прежде всего, необходимо выделить и уточнить, сравнивая между собой то, как ставится и решается проблема личности в близких к социальной психологии науках: общей психологии и социологии.

В общей психологии личность изучается в основном безотноситель­но к тем отношениям, которые у нее складываются с окружающими людьми. Общепсихологический анализ личности обычно ограничива­ется постановкой и решением следующих вопросов.

• Что такое личность?

• Чем личностные свойства человека отличаются от других его психологических свойств?

• Какова структура личности?

• Как возникают личностные свойства человека?

• Как формируется и развивается человек как личность?

• Существуют ли устойчивые типы личностей и что они собой пред­ставляют?

Социологический анализ личности, в свою очередь, предполагает рассмотрение личности с позиций общества и в ее отношениях с об­ществом. В процессе социологического анализа личности ставятся и решаются следующие вопросы.

• Что в личности характеризует человека как типичного предста­вителя определенной социальной группы?

• Какова социальная типология личностей?

• Что представляет собой динамика становления типичной соци­альной личности в зависимости от процессов, происходящих в об­ществе?

В социологии, таким образом, личность представлена через ее свое­образный социальный тип, и социологи, изучая личность, обычно аб­страгируются от индивидуальных психологических особенностей че­ловека. Главные проблемы социологии личности — это построение социальной типологии личностей, уточнение характера и последствий социальных влияний, оказываемых обществом на личность.

В социальной психологии личность рассматривается иначе, чем в об­щей психологии и социологии. Собственно социально-психологичес­кий аспект изучения личности заключается в том, чтобы, представляя личность как некоторого рода индивидуальность, вместе с тем подчерк­нуть в ней и социальное начало. Соответственно в социальной психоло­гии относительно личности ставятся и решаются следующие вопросы.

• Каковы стороны личности, в которых выражается ее отношение к обществу и окружающим людям?

• Какое влияние на личность оказывает ее непосредственное соци­альное окружение, в частности — малые группы, в жизни и дея­тельности которых она принимает участие?

• Каким образом взаимодействуют между собой личность и малая группа?

• Что представляет собой социальное поведение человека как лич­ности?

• Какова мотивация социального поведения личности?

По мнению Г. М. Андреевой, социальная психология опирается на то определение личности, которое имеется в общей психологии, но выясняет, каким образом личность формируется и развивается в раз­личных социальных группах, каким образом реализуется (организу­ется) ее деятельность в разнообразных социальных группах.

Таким образом, основное внимание социальных психологов в изу­чении личности направлено на выяснение закономерностей, кото­рым подчиняются психика и деятельность человека в социальных группах.

В структуре личности можно выделить различные стороны, или ас­пекты, которые изучаются в разных отраслях психологии: общей, воз­растной, дифференциальной, клинической, социальной и других. В общей психологии представлена психология личности как отдельно взятого человека (индивида) вне его социальных связей и отношений, а также в абстрагировании от тех аспектов личности, которые специ­ально выделяются и рассматриваются в других областях психологии. В возрастной психологии акцентируется внимание на формировании и развитии человека как личности, а также на возрастных особеннос­тях личности. Предмет исследования дифференциальной психологии — индивидуальные, личностные психологические различия людей, их выявление, описание и объяснение. В клинической психологии изу­чаются в основном отклонения личности от нормы (в данном случае — медицинской), порождаемые теми или иными заболеваниями, а также способы их устранения (коррекции).

В социальной психологии представлены и изучаются те стороны личности, которые характеризуют социальные связи и отношения че­ловека. Это, прежде всего, Я-концепция, социальные установки, ценности, нормы, формы социального поведения, его мотивы и мотива­ция и ряд других специальных явлений, характеризующих личность со стороны ее взаимоотношений и взаимодействий с обществом и дру­гими людьми. Это, например, локус контроля, каузальная атрибуция, самопрезентация, самоуничижение, самовосхваление и ряд других.

Одно из понятий, используемых в современной социальной пси­хологии личности и характеризующих так называемую Я-концепцию человека, — это понятие самоэффективности. Оно определяет­ся как уверенность человека в том, что он компетентен, способен достичь высоких результатов в том или ином виде социальной дея­тельности.

Самоэффективность отличается от чувства собственного достоин­ства или самоуважения, которые также входят в структуру Я-концепции человека (личности). Чувство собственного достоинства — это чув­ство удовлетворенности собой, гордости за себя. Самоуважение — это положительное отношение человека к себе, принятие себя таким, ка­кой есть, включая не только собственные достоинства, но и недостат­ки. Человек может низко оценивать свою самоэффективность, но тем не менее быть вполне довольным собой, иметь чувство собственного достоинства и с уважением относиться к себе.

Под самопрезентацией понимают представление человеком себя дру­гим людям или выбор человеком таких форм социального поведения, которые позволяют произвести впечатление на окружающих людей, сформировать у них определенное представление о себе (образ «Я» для других).

Самоуничижением (самоунижением) называется такое социальное поведение человека, когда он недооценивает, осуждает, унижает само­го себя, представляя себя в невыгодном свете в глазах окружающих людей. Самовосхвалением называется противоположная форма пове­дения, при которой человек переоценивает себя, представляет себя в глазах окружающих людей лучшим, чем он есть на самом деле. Мож­но, соответственно, утверждать, что, занимаясь самоуничижением, че­ловек создает о себе неблагоприятное впечатление, а занимаясь само­восхвалением — благоприятное впечатление. Однако и в том, и в другом случаях впечатление, складывающееся о данном человеке в глазах окру­жающих его людей, является неправильным.

Еще одно явление, относящееся к социальной психологии личнос­ти, получило название самомониторинга. Под ним понимается созна­тельное, целенаправленное изучение и выбор человеком способов пред­ставления себя как личности другим людям с целью произвести на них желаемое впечатление.

Изучая процесс самомониторинга, многие ученые отмечают его слож­ность и тонкость. К примеру, указывается, что большинство людей, представляя себя другим, стремятся к тому, чтобы окружающие люди воспринимали их как способных и в то же время как честных и скром­ных. Указывается также на то, что процедуры представления себя для других людей существенно зависят от культуры. Так, например, в Ки­тае и Японии в практике самопрезентации личности ценятся скром­ность и самоограничение. В Японии детей с первых лет жизни учат принимать на себя ответственность за неудачи и разделять с другими людьми ответственность за личные успехи. В западных странах (США и некоторых европейских), напротив, детей приучают к тому, чтобы, не стесняясь, гордиться собой, выставлять свои успехи напоказ, приписы­вать успехи себе, а неудачи списывать за счет внешних обстоятельств.

Кроме описанных выше аспектов личности, выделяемых и изучае­мых в социальной психологии, в ней сложилась и своя типология лич­ностей, также отражающая взгляд на личность именно социальных психологов. В рамках этой типологии называются следующие типы личностей: авторитарная, базовая, маргинальная, личность типа А, лич­ность типа Б и некоторые другие.

Понятие «авторитарная личность» характеризует человека, кото­рый желает и активно стремится к созданию авторитарной социаль­ной системы, а также того, кто требует послушания, строгой субор­динации во взаимоотношениях людей и призывает к поклонению авторитетам. Данное понятие, однако, не относится к людям, кото­рые уже находятся у власти и по своей должности или социальному положению вынуждены в какие-то моменты времени вести себя авто­ритарно.

Понятие «базовая личность» представляет собой этнопсихологи­ческую характеристику человека, выявляющую основной тип личнос­ти, формируемый культурой того или иного народа (этноса). Базовая личность в этом ее понимании — это совокупность психологических свойств, которая делает человека максимально восприимчивым к осво­ению соответствующей культуры и порождает у него состояние удов­летворенности порядками, существующими в рамках данной культуры.

Маргинальной личностью называют человека, который по своей психологии и особенностям поведения находится как бы между не­сколькими разными, несовместимыми или трудно совместимыми друг с другом культурами, но полностью не принадлежит ни к одной из них. В его личности, соответственно, причудливым и противоречивым обра­зом сочетаются свойства и признаки, относящиеся к людям различ­ных культур.

Маргинальными личностями нередко становятся, например, те лю­ди, которые долгое время жили в одной культуре (стране), а затем на значительную часть жизни переселились в другую страну, культура которой существенно отличается от культуры прежней страны пребы­вания. Маргинальная личность сталкивается с необходимостью выбо­ра одной из двух разделяемых ею культур и не представляет себе, ка­кой из них нужно следовать. Эта сложная социально-психологическая ситуация нередко порождает у человека неприятные переживания, внутренние противоречия и конфликты.

Личностью типа А называют такую личность, чей характер отлича­ется чрезмерной активностью, стремлением к соревнованию, к конку­ренции с другими людьми, нереальным чувством хода времени, не­адекватными амбициями, отсутствием склонности к критическому самоанализу, тенденцией ориентироваться на количество, а не на ка­чество выполненной работы и потребностью во внешнем контроле поведения.

Личность типа Б обозначается как личность, чей характер, напро­тив, отличается легким и поверхностным подходом к жизни. В центре внимания такой личности находится качество, а не количество проде­ланной работы. У нее отсутствует склонность к конкуренции, к сорев­нованию с людьми, а также тенденция к самоанализу, самоконтролю или рефлексии.

Много внимания в последней четверти XX века социальные психо­логи уделили изучению того, что получило название «локус контроля» (это понятие было введено Ю. Роттером). Локус контроля рассматри­вается как устойчивая личностная особенность человека, проявляюща­яся в том, где он ищет и находит объяснение поведению людей: в них самих или вне их, в окружающей обстановке.

По характеру локуса контроля людей как личностей делят на два типа: интерналов и экстерналов. Интерналами называют людей, у ко­торых преобладает внутренний локус контроля, а экстерналами — тех, у кого доминирует внешний локус контроля. Интерналы обычно бе­рут ответственность за совершенные ими действия и поступки на себя, а экстерналы возлагают ответственность на других людей и на сложив­шиеся, не зависящие от них обстоятельства.

По мнению Ю. Роттера, локус контроля как устойчивая черта лич­ности формируется в детстве на базе того, как значимые для ребенка люди: родители, учителя, воспитатели — обращаются с ним. Родите­ли, обладающие внутренним локусом контроля, чаще стараются по­могать своим детям, последовательны в предъявляемых им требова­ниях, не являются авторитарными в обращении с ними. Родители с внешним локусом контроля обычно ведут себя противоположным образом. В результате у ребенка складывается тот локус контроля, ко­торый характерен для его родителей и их стиля общения с ребенком.

 

Социальные установки

 

Одной из основных социально-психологических характеристик лич­ности являются ее социальные установки. Социальная установка (social attitude — англ.) определяется как устойчивое отношение человека к людям, социальным группам, организациям, процессам и событиям, происходящим в обществе.

Если в связи с другими аспектами личности возникают определен­ные сомнения по поводу того, являются ли они собственно социаль­но-психологическими, то по отношению к социальным установкам та­кого вопроса не возникает. Все специалисты сходятся во мнении, что изучение социальных установок представляет собой именно социаль­но-психологический подход к пониманию личности.

Несмотря на существование единого определения социальной уста­новки как устойчивого отношения человека к социальным событиям, объектам и фактам, термин «социальная установка» имеет в психоло­гии несколько различных, отличающихся своими особенностями зна­чений. В своем исходном, первоначальном значении термин attitude, от которого и произошло название социальной установки, на русский язык переводится словами «пригодность» или «соответствие». Следо­вательно, под социальной установкой первоначально понималась го­товность человека к решению какой-либо задачи.

Объектами социальной установки (или тем, к чему она как внут­реннее устойчивое состояние человека относится) могут быть сам че­ловек, окружающие его люди, группы людей, социальные процессы и события, предметы материальной или духовной культуры и т. п. Так называемая социальная установка выступает как важный элемент со­циально-психологической характеристики личности, как способ объяс­нения ее поведения в обществе.

В процессе дальнейшего употребления термина «социальная уста­новка» его значение изменилось. В социальной психологии под соци­альной установкой стали понимать устойчивое отношение человека или группы людей к кому-либо или к чему-либо. Внимательное изуче­ние социальной установки показало, что она представляет собой слож­ное явление, которое не только можно отнести к разряду психических состояний, но и рассматривать как психологическое свойство личнос­ти. Как состояние, социальная установка выражает собой готовность


человека к определенным социальным действиям, а как свойство — внутренне характеризует человека как личность.

В 1942 году М. Смит предложил и описал трехкомионентную струк­туру социальной установки, выделив в ней когнитивный, аффектив­ный (эмоциональный) и поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент социальной установки включает в себя зна­ния человека об объекте, к которому относится его социальная установ­ка. Аффективный компонент содержит эмоции, переживаемые челове­ком в связи с данным объектом. Наконец, поведенческий компонент социальной установки включает в себя реальные (действительно со­вершаемые человеком) или потенциальные (те, которые он готов совер­шить) действия в отношении соответствующего объекта.

В структуре одной и той же социальной установки названные выше ее компоненты могут быть как согласованными, так и рассогласованны­ми. Согласованными называют такие социальные установки, в которых их составляющие не противоречат друг другу. Например, согласован­ной будет считаться такая социальная установка, которая содержит по­зитивные знания, благоприятное эмоциональное отношение и положи­тельные действия в отношении объекта установки. Несогласованной, или рассогласованной, будет считаться социальная установка, в которой, на­пример, отрицательная информация об объекте сочетается с положитель­ным к нему отношением и нейтральными действиями в отношении его.

Согласованная социальная установка по отношению к человеку вы­зывает последовательные (непротиворечивые), положительные или отрицательные действия по отношению к нему. Рассогласованная со­циальная установка, напротив, порождает противоречивое отношение, амбивалентные чувства и непоследовательные (противоречивые) дей­ствия по отношению к человеку.

Считается, что исследования социальных установок в социальной психологии прошли через три этапа. Первый этап относится к началу XX века (первые три десятилетия), когда было введено в научный обо­рот понятие социальной установки и ученые приступили как к теоре­тическим, так и к экспериментальным исследованиям социальных уста­новок1.

______

1 Введение понятия «социальная установка» в научный оборот связывается с работой американских социологов У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Евро­пе и Америке», опубликованной в 1918 году. В этой работе было показано, что измене­ния в психологии и поведении польских крестьян после их иммиграции в США каса­лись именно их отношений к тому, что происходит в обществе. Эти отношения и были названы социальными установками. Уже к 1935 году только в американской научной литературе насчитывалось около 20 различных определений социальных установок.


Эти исследования были стимулированы применением еще в годы Первой мировой войны средств так называемой «психологической вой­ны», то есть пропаганды и агитации для оказания психологического воздействия на противника и на население воюющих друг с другом стран. Эти воздействия были направлены на формирование и измене­ние социальных установок противника.

В годы, предшествовавшие началу Второй мировой войны, и в пер­вые годы после ее завершения соответствующие исследования прак­тически не проводились (были свернуты). С конца 50-х годов (второй этап) они возобновились и не прекращаются до сих пор.

Если до начала последней четверти XX века социальные установки были в основном предметом научного изучения или же касались толь­ко пропаганды и агитации, то сейчас социальными установками инте­ресуются во многих прикладных областях социальной психологии, на­пример в тех, которые связаны с рекламой. Такое применение научных знаний о социальных установках представляет третий, современный, этап их исследования.

В ходе изучения социальных установок были выделены и описаны три основные функции, которые они выполняют в обществе.

1. Познавательная. Данная функция проявляется в том, что установ­ки (если они верные) позволяют человеку оперативно получать знания о социальных объектах до того, как эти объекты будут по­знаны. Познавательная функция социальной установки реализу­ется через ее когнитивную составляющую.

2. Выразительная. Эта функция проявляется в том, что социальные установки представляют человека как личность в его отношениях к людям и к обществу в целом. Данная функция в основном реали­зуется через эмоциональный компонент социальной установки.

3. Приспособительная. Эта функция состоит в том, что социальные установки, если они соответствуют реальному состоянию общества (социальной группы) и существующим в нем отношениям, позволя­ют индивиду адаптироваться в соответствующем обществе (в данной социальной группе). Соответствующая функция социальной уста­новки реализуется в основном через ее поведенческий компонент.

Значительный вклад в исследования процесса формирования и из­менения социальных установок внес американский ученый К. Ховланд. Он показал, что на социальные установки людей оказывают вли­яние три группы факторов, связанные соответственно с источником информации, направленной на изменение социальных установок, со­держанием информации и аудиторией, которой эта информация адре­сована.

От источника информации формирование и изменение социальных установок может зависеть следующим образом.

1. При положительном отношении людей к источнику информации их социальные установки изменяются больше, чем при нейтраль­ном отношении.

2. При отрицательном отношении к источнику информации соци­альные установки людей могут измениться противоположным ожидаемому образом (эффект бумеранга).

3. Если источник информации воспринимается людьми как свой (между ним и людьми не существует социально-психологичес­кой дистанции или она сравнительно небольшая), то такой ис­точник в состоянии оказать большее влияние на социальные уста­новки людей.

4. Тот источник информации, который людьми воспринимается как чужой (между ним и людьми существует большая социально-пси­хологическая дистанция), не способен оказать существенного воз­действия на их социальные установки.

От содержания и порядка поступления информации процесс фор­мирования и изменения социальных установок людей может зависеть следующим образом.

1. Та информация, которая поступает к людям первой по порядку, способна больше повлиять на социальные установки, чем инфор­мация, воспринимаемая второй или следующей по порядку (соот­ветствующее явление получило название «эффект первичности»). Это происходит при следующих условиях:

а) люди получают соответствующую информацию непрерывным потоком;

б) она поступает к ним в течение времени, когда у людей начинает наблюдаться физическая и психологическая усталость от ее вос­приятия (отключение внимания, утрата интереса к ней и т. п.).

2. Информация, которая поступает к людям второй или следующей по порядку, больше воздействует на социальные установки при та­ких обстоятельствах:

а) ее люди получают частями, с большими интервалами времени между ними;

б) эта информация поступает к людям в течение очень длитель­ного времени, и они в конце концов забывают то, что услышали вначале.

3. Если до получения информации людям дается аргументированное предупреждение о том, что ей нельзя доверять, или если воздей­ствующую информацию они получают заранее, хоть и в небольшом объеме (явление прививки), то люди становятся уже невосприим­чивыми к соответствующей информации, когда она поступает к ним в полном объеме, и не изменяют свои социальные установки.

4. Если предупреждение о недоверии к источнику информации запаз­дывает и люди его получают уже в то время, когда процесс воспри­ятия информация начался или закончился, то такое предупрежде­ние уже никак не влияет на формирование и изменение социальных установок.

5. В большинстве случаев сложная и противоречивая информация хуже влияет на социальные установки, чем простая и непротиво­речивая. Например, если людям представляются две разные точки зрения по одному и тому же вопросу, в которых непосвященному человеку трудно разобраться, то они, скорее всего, не изменят свои социальные установки в ответ на данную информацию. Если же людям предлагается только одна простая и ясная точка зрения, а вторая просто не упоминается, то они, скорее всего, примут пред­лагаемую им точку зрения, несмотря на то что знают о существо­вании прямо противоположной ей.

От особенностей аудитории восприятие и оценка информации (фор­мирование и изменение социальных установок) может зависеть следу­ющим образом.

1. Люди, заранее положительно настроенные по отношению к источ­нику информации, примут его точку зрения даже в том случае, если она недостаточно логична, непоследовательна и слабо аргументи­рована.

2. Люди, заранее настроенные по отношению к источнику информа­ции отрицательно, скорее всего, не примут его точку зрения даже в том случае, если она убедительна, последовательна и логична.

3. Люди, имеющие высокий уровень интеллекта, образования и куль­туры, больше реагируют на разумные доводы, чем на эмоции.

4.Люди с низким уровнем интеллекта, образования и культуры, на­против, с большей готовностью реагируют на эмоции, чем на ра­зумные доводы.

 

Социализация

 

Социализация в ее широком понимании определяется как процесс и ре­зультат усвоения человеком социального опыта. Это также приобщение людей к достижениям человеческой цивилизации, усвоение и воспро­изводство людьми человеческой культуры. В результате социализации люди становятся образованными и культурными, с социально-психо­логической точки зрения — личностями, приобретают свойства, знания, способности, умения и навыки, характерные для современного челове­ка и необходимые ему для нормальной жизни в обществе.

В более узком, специальном смысле слова под социализацией мо­жет пониматься следующее.

1. Процесс и результат освоения отдельно взятым человеком доступ­ного и необходимого ему социального опыта, превращение чело­века в полноценного члена общества или какой-либо социальной группы. К социализации в этом понимании относится, например, освоение человеком норм права, морали, культуры человеческих отношений, правил поведения в обществе, различных видов чело­веческой деятельности и форм общения с людьми, разнообразных социальных ролей и многого другого.

2. В промышленной и организационной психологии социализация — это процесс, посредством которого новый член соответствующей организации адаптируется к нормам и ролям в данной организации.

Понятие социализации введено в научный оборот и используется главным образом в социологии и социальной психологии. То, что здесь понимается под социализацией, близко к тому, что в общей психоло­гии и психологии развития трактуется как формирование личности, а в педагогике и педагогической психологии — воспитание человека как личности. Вместе с тем, как подчеркивает Г. М. Андреева, социа­лизация имеет свою специфику по сравнению с формированием, вос­питанием и общим развитием личности.

В специальном, узком смысле слова, характерном для социологии и социальной психологии, социализация представляет собой процесс вхождения индивида в социальную среду, его становление как лично­сти через социальные влияния, а также приобщение индивида к систе­ме социальных связей и отношений — словом, превращение человека из биологического существа в полноценного члена общества, в личность, хорошо адаптированную к нему.

Социализация происходит в результате взаимодействия человека с другими людьми в разнообразных социальных группах. Следователь­но, это двухсторонний процесс, включающий в себя усвоение индиви­дом в этих группах социального опыта и, свою очередь, обогащение этого опыта за счет собственной социальной активности — общения и деятельности в этих группах. Так называемый процесс социализа­ции начинается фактически с первых дней существования человека и непрерывно продолжается в течение всей его жизни.

В социальной психологии традиционно выделяются три сферы, в которых реализуется процесс социализации. Это — деятельность, об­щение и самопознание.

В плане деятельности социализация означает включение человека в различные виды социальной деятельности и их освоение. Данный ас­пект социализации хорошо представлен в теории деятельности А. Н. Ле­онтьева, особенно в его работе «Деятельность. Сознание. Личность».

С точки зрения общения социализация представляет собой форми­рование компетентности в общении или развитие коммуникативных способностей человека, позволяющих ему хорошо понимать людей и умело взаимодействовать с ними. Важная сторона этой области со­циализации — включение человека в различные социальные группы.

Самопознание как аспект социализации — это становление образа «Я» человека, или его Я-концепции.

Наряду с описанными выше сферами (аспектами или сторонами) социализации выделяются и обсуждаются ее стадии. Данный вопрос пересекается с периодизацией психического развития человека, пред­ставленной в возрастной психологии. Выделение стадий социализации человека в социальной психологии происходит, однако, на других осно­ваниях, чем определение периодов развития в психологии развития. Возрастная периодизация развития опирается на внутреннюю характе­ристику личности или на межличностные отношения, но не всегда при­нимает в расчет отношения человека с обществом или социальными группами. Периодизация социализации, напротив, делает акцент имен­но на социальных аспектах отношений человека с людьми и обществом.

Несомненно, что главными периодами жизни, в которых происхо­дит социализация человека, являются детство, отрочество и юность. Здесь периодизация возрастного развития в основном совпадает с пе­риодами социализации. Последние неплохо представлены и описаны в концепции периодизации развития человека как личности, предло­женной Д. И. Фельдштейном. Что касается периодов социализации взрослого человека (этот процесс, по признанию большинства ученых, активно продолжается и за пределами детства или юности), то в их выделении и понимании среди ученых нет единства.

Один из подходов к решению данного вопроса заключается в том, чтобы выделить основные сферы в жизни общества и в соответствии с ними рассмотреть процесс освоения человеком тех видов деятельно­сти, через которые он включается в данные социальные сферы. Таки­ми сферами могут быть, например, семейно-бытовая, трудовая, поли­тическая, правовая и другие.

Соответственно в каждой из них можно выделить определенные этапы социализации личности. К примеру, в трудовой деятельности можно выделить следующие стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую, если иметь в виду включение человека в трудовую деятельность, его участие в ней и уход на пенсию. Правда, в современных усло­виях послетрудовая стадия выделяется весьма условно, так как мно­гим людям, достигшим пенсионного возраста, по материальным и дру­гим соображениям приходится продолжать работать в каких-либо учреждениях или организациях. Кроме того, труд пенсионера дома или в быту продолжается и, как правило, является не менее активным, чем в социальных учреждениях.

Стадии политической социализации могут включать в себя началь­ную стадию политической жизни после получения права участия в вы­борах в органы власти, продолжение политической жизни в той или иной форме (например, работа в выборных или иных политических органах) и прекращение активного участия в политической жизни, отход от нее в связи с уходом на пенсию или по каким-либо другим причинам.

Особенность социологического и социально-психологического по­нимания социализации заключается в том, что, кроме процесса и ста­дий (периодов) социализации, здесь выделяются и рассматриваются институты социализации, то есть те социальные учреждения и струк­туры, которые обеспечивают полноценную социализацию индивида или его адаптацию в обществе.

Важнейшим институтом социализации является семья. Ее значение особенно велико на ранних стадиях социализации, однако и позднее семья продолжает играть существенную роль в процессе социализации.

Вторым по степени значимости социализирующим институтом яв­ляется система образования.

На третьем месте по своему социализирующему влиянию находят­ся средства массовой информации.

Если говорить о профессиональном, или трудовом, аспекте социали­зации, то здесь решающую роль играют те организации и учреждения, в которых человек работает. Нельзя сбрасывать со счетов социализиру­ющее влияние и таких институтов, как учреждения, представляющие культуру.

Для определенной части населения, которая принимает участие в их деятельности, социализирующими институтами могут стать армия, дру­гие силовые структуры, спортивные учреждения и организации. Мож­но выделить общие для всех индивидов институты социализации (боль­шинство из них было названо выше) и специальные институты, в жизни и деятельности которых принимают участие не все члены общества (не­которые из них также были указаны выше).

Одной из немногих теорий, представляющих и описывающих в соци­альной психологии процесс социализации, является социально-когни­тивная теория А. Бандуры. В данной теории подчеркивается способность человека научаться путем наблюдения за поведением других людей и подражания им. При этом обучающийся человек имеет дело с когни­тивными процессами или способностями, которые наряду со стимула­ми (подкреплениями) оказывают влияние на процесс его научения.

К когнитивным процессам или способностям в данном случае отно­сятся прогнозирование, ожидание, оценивание и представление. Они — эти процессы — опосредствуют связи между поведением человека и социальными подкреплениями его действий. Этим социально-ког­нитивная теория отличается от теории модификации поведения, раз­работанной другим представителем необихевиоризма — Б. Скиннером. Согласно социально-когнитивной теории общество задает определен­ные модели поведения, на основе которых человек обучается. Эти мо­дели в основном представляются людям через средства массовой ин­формации: печать, радио, телевидение, телефон и Интернет.

А. Бандура установил, что большинство людей выбирает в качестве объектов для подражания людей своего пола и примерно такого же возраста, как они сами. Главное, по его мнению, заключается в том, что объектами подражания становятся для многих такие люди, которые успешнее, чем они сами, решают характерные для них проблемы. Кроме того, люди чаще подражают тем, кто занимает более высокое положе­ние, и тем, с кем данный человек непосредственно контактирует. Дети, как правило, сначала подражают взрослым, а затем, взрослея, своим сверстникам, чье поведение приводит к достижению желанных целей.

 

Каузальная атрибуция

 

Каузальной атрибуцией называется стремление людей найти объяс­нение тому, что происходит с ними и вокруг них. Такие объяснения необходимы людям по разным причинам.

1. Когда человеку понятно то, что происходит с ним и вокруг него, он в состоянии управлять происходящим и по мере возможности из­бегать неприятных последствий, непредвиденных событий как для себя самого, так и для близких ему людей.

2. Человек в этом случае избавляется от чувства тревоги, связанного с непониманием происходящего.

3. Понимание происходящего позволяет человеку вести себя разум­но в сложившейся ситуации, выбирать рациональный способ дей­ствий.

По указанным причинам человек ищет и находит для себя хотя бы какое-то объяснение происходящему. Даже если это объяснение в конечном счете окажется неверным, оно тем не менее сможет позволить человеку решить хотя бы одну из обозначенных выше задач, например временно успокоиться и получить возможность решать возникшую проблему в спокойной обстановке на разумной основе.

Один из вариантов теории каузальной атрибуции был предложен американским ученым Ф. Фидлером. В ней утверждается, что воспри­ятие одним человеком поведения других людей в значительной степе­ни зависит от того, в чем этот человек усматривает причины поведе­ния воспринимаемых им людей.

Предполагается, что существует два основных вида каузальной атри­буции: интернальная (внутренняя) и экстернальная (внешняя). Интер-нальная каузальная атрибуция — это приписывание причин поведения собственным психологическим свойствам и особенностям человека, а экстернальная каузальная атрибуция — приписывание причин по­ведения человека внешним, не зависящим от него обстоятельствам. Человек, для которого характерна интернальная каузальная атрибу­ция, воспринимая поведение других людей, видит его причины в их собственной психологии, а тот, кому свойственна экстернальная кау­зальная атрибуция, усматривает эти причины в окружающей обста­новке. Возможна также и комбинированная, интернально-экстернальная атрибуция.

Современная атрибутивная теория — это более широкое понятие, чем каузальная атрибуция. Она описывает и объясняет всевозможные атрибутивные процессы, то есть процессы приписывания чего-либо чему-либо или кому-либо, например определенных свойств — некото­рому объекту.

Общая атрибутивная теория исходит из представления Ф. Хайдера об атрибуции. Эта теория предполагает следующий порядок событий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1737; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.112.111 (0.078 с.)