Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отрицательное влияние группы на личностьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Если о положительном воздействии группы на индивида (коллектива на личность) много и хорошо написано и в педагогической, и в социологической, и в психологической литературе, то о фактах отрицательного воздействия известно немного. В этой связи мы уделим рассмотрению и анализу этих фактов несколько больше внимания, чем выше было отведено на представление и обоснование положительного влияния группы на индивида. Поначалу социальные психологи, заинтересованные в решении данного вопроса, в качестве объекта своего исследования брали только большие социальные общности — толпу и массу, однако затем их внимание переключилось на изучение влияния малых групп на индивида, поскольку в психологическом развитии человека они играют более существенную роль, чем большие социальные группы. Поскольку основные факты, касающиеся отрицательного влияния большой социальной группы (толпы) на индивида, уже были представлены и обсуждены в десятой главе, в данном параграфе мы сосредоточим внимание лишь на соответствующих воздействиях на индивида малой социальной группы. Добавим к ранее сказанному только краткую характеристику возможных отрицательных последствий влияния большой социальной группы на человека, которые приводят к тому, что было ранее обозначено как «обезличивание». На рис. 4 приведены возможные причины обезличивания (деиндивидуализации), а также ее психологические и поведенческие следствия. Один из наиболее впечатляющих экспериментов был проведен еще в начале 1960-х годов американским психологом С. Милгрэмом. Он показывает, насколько далеко может зайти обычный человек в своих
Рис. 4. Возможные причины и следствия деиндивидуализации (обезличивания)
действиях, бездумно и слепо подчиняясь давлению со стороны авторитетных лиц или социальных групп, которых эти лица представляют. Этот эксперимент заключался в следующем. Через объявление, сделанное в газете, за плату 4 доллара в час добровольцы были приглашены принять участие в научном психологическом эксперименте, якобы предназначенном для изучения памяти. Каждому из людей, согласившемуся принять участие в данном эксперименте, говорили, что в ходе его он будет исполнять роль «учителя». Его задача будет заключаться в том, чтобы зачитывать «ученику» пары слов и затем, напоминая по одному слову из каждой пары, просить «ученика» правильно вспомнить второе слово из соответствующей пары (процедура классического эксперимента, часто проводимого в целях изучения ассоциативной памяти людей). Если «ученик» в ходе эксперимента ошибался, то «учитель» должен был наказывать его ударами электрического тока, последовательно повышая его за каждую следующую ошибку шагами по 15 V. Эксперимент и использованная в нем электрическая аппаратура допускали изменения напряжения в сети от 15 до 450 V. Никаких ограничений на применение тока высокого напряжения во время эксперимента не вводилось, то есть напряжение в нем могло расти непрерывно вплоть до верхнего предела — 450 V. Роль «учителя» в данном эксперименте выполнял настоящий испытуемый, а роль «ученика» — подставное лицо, специально подготовленный для данного эксперимента актер. Общая схема данного эксперимента представлена на рис. 5. Рис. 5. Схема обстановки во время эксперимента С. Милгрэма
«Учителя» и «ученика» во время эксперимента разделяла тонкая фанерная перегородка, так что «учитель» не мог видеть «ученика», но хорошо слышал все, что происходило за перегородкой. «Ученик» сидел в кресле 3, привязанный к нему крепкими кожаными ремнями, а на его руках находились браслеты, имеющие открытые контакты от электрических проводов, идущих со стороны пульта. Само кресло 3, кроме того, было крепко привинчено к полу. При возникновении тока в электрической цепи зажигалась лампочка 6 и звучал электрический звонок 5. Непосредственно перед «учителем» находилась панель с электрическими кнопками, градуированными от 15 до 450 V. Цифра 300 V была выделена красным цветом, и рядом с ней было написано слово «шок», что свидетельствовало о том, что такое напряжение смертельно опасно для человека и вызывает у него состояние шока. Перед началом эксперимента сам «учитель» на короткое время садился в кресло «ученика», для пробы получал удары электрического тока 15 V и лично убеждался в том, что ток по цепи действительно идет, что удары электрического тока даже минимального напряжения достаточно болезненные. После этого начинался сам эксперимент. На самом деле «ученик» в ходе эксперимента никаких ударов электрического тока не получал. С помощью скрытого маневра экспериментатор переключал ток на замаскированную электрическую сеть, в которой также были включены лампочка и звонок. В качестве «ученика» в эксперименте участвовал специально подготовленный человек — актер, который умело имитировал поведение и переживания лица, подвергаемого ударам электрического тока разной силы (напряжения). По мере того как «росло» напряжение в сети, «ученик» должен был вести себя все более беспокойно, а при напряжении более 300 V прекращать подавать какие бы то ни было признаки жизни: не отвечать на вопросы, не производить никаких звуков. До этого момента он должен был выражать свой протест движениями, ворчанием, криками, ударами ногами в перегородку и другими естественными способами. Свои «переживания» и «протест» против наказания ударами электрического тока «ученик» в этом эксперименте мог выражать (и реально выражал) следующим образом (это ему было предписано условиями эксперимента): • при напряжении от 75 до 105 V он восклицал «Ой!», как обычно восклицает человек, испытывающий неприятное болевое ощущение. При этом сила восклицания возрастала пропорционально увеличению напряжения в сети; • в случае, когда напряжение в сети достигало 120-150 V, к этому восклицанию добавлялось слово «больно!» с тем же самым усиливающим эффектом в зависимости от возрастания напряжения; • при достижении напряжения от 150 до 180 V «ученик» эмоционально выразительно выкрикивал примерно следующие слова: «Выпустите меня! У меня с сердцем плохо! Я не хочу дальше участвовать в этом эксперименте!»; • при напряжении 165-225 V он уже громко кричал: «Я не могу больше терпеть эту боль! Прекратите эксперимент и отвяжите меня! Вы не имеете права держать здесь меня!» При увеличении напряжения сила крика и протест «ученика» соответственно, возрастали; • когда напряжение достигало 270-285 V, то это был уже полный отчаяния крик агонизирующего человека; • при напряжении 330 V крики прекращались и человек за перегородкой («ученик») переставал подавать какие-либо признаки жизни (демонстрация шока, наступившего от электрического тока). Для того чтобы убедить «учителя» продолжать эксперимент (продолжать как можно дольше наносить «ученику» удары электрического тока), экспериментатор использовал все усиливающиеся аргументы от имени себя самого и различных социальных групп, употребляя, например, следующие слова: —Пожалуйста, продолжайте! —Условия эксперимента требуют, чтобы вы продолжали! —Чрезвычайно важно, чтобы вы продолжали дальше! —У вас нет другого выбора, вы обязаны продолжать! Если все способы убеждения были исчерпаны, то экспериментатор резко вставал и, изображая из себя строгого армейского офицера, просто командовал: «Сидеть!», «Продолжать!» Наконец, если уже ничего не помогало заставить «учителя» продолжать дальше наносить «ученику» удары электрического тока, эксперимент прекращался и отмечалось напряжение, до которого через соответствующие убеждения и принуждения удалось довести «учителя». Результаты эксперимента (рис. 6), проведенного со многими американцами — добровольными участниками данного эксперимента, оказались обескураживающими. Обнаружилось, что почти 65 % всех «учителей» довели напряжение тока до максимальной величины 450 V. Ни один из них не прекратил эксперимент до того, как напряжение на приборе достигло 300 V, то есть той критической точки, за которой у «ученика» должен был последовать шок. С. Милгрэма, как экспериментатора, заинтересовал не только факт подобного поведения людей, но и его возможные объяснения. Часть таких объяснений он получил от самих испытуемых, к другим пришел в результате проведения дополнительных исследований, в которых варьировались условиях эксперимента.
Рис. 6. Предполагаемое (нижняя кривая) и действительное (верхняя кривая) количество людей, подчинившихся просьбам и приказам экспериментатора в эксперименте Милгрэма (по Г. Бьербрауэру, 1973)
Чрезвычайное послушание испытуемых в данном эксперименте объясняется следующими причинами (ниже представлены обобщения ответов самих испытуемых, выступивших в данном эксперименте в роли «учителя»). 1. Попадание в ловушку. Эксперимент был задуман и начинался невинно, как рядовое исследование памяти, а затем незаметно для самого испытуемого напряжение в нем постепенно нарастало. Испытуемые, начавшие повышать напряжение, не имели естественной точки, барьера, подойдя к которому следовало остановиться. По ходу эксперимента не вводилось никаких новых требований, и испытуемые просто продолжали делать то, что уже начали. К тому времени, когда у них впервые возникало желание выйти из эксперимента, они в своих действиях уже заходили слишком далеко, были уже как бы в ловушке, из которой не было выхода. Поэтому, обескураженные, они дальше продолжали действовать чисто механически (им «терять было нечего»). 2. Этикет ситуации. В своеобразной психологической ловушке испытуемые оказались еще и потому, что сначала согласились, причем добровольно, участвовать в данном эксперименте и подчиняться требованиям экспериментатора. Человеку, давшему добровольное согласие что-либо сделать другому лицу, неловко отказаться от обещанного. Такой отказ должен был бы означать выражение сомнения в порядочности и компетентности экспериментатора, а также прямое обвинение его в издевательстве над человеком («учеником»). Кроме того, человек, обещавший, но не выполнивший своих обещаний, роняет свой авторитет в глазах окружающих людей: его считают ненадежным. В одном из следующих экспериментов подобного рода, проведенном в измененных условиях, вместо одного было три «учителя» (на самом деле настоящим испытуемым из них был только один). Два дополнительных «учителя» делали следующее: один лишь зачитывал пары слов, второй называл допущенные ошибки. Третий, настоящий испытуемый, должен был нажимать электрические кнопки, увеличивая напряжение. Когда оно достигало 150 V, то «учитель», зачитывавший пары слов своему «ученику», заявлял, что отказывается дальше работать, покидал свое рабочее место и пересаживался в стоявшее неподалеку свободное кресло. Он вел себя так, несмотря на то что экспериментатор оказывал на него давление и настаивал на продолжении работы. В тот момент времени, когда напряжение достигало 210 V, аналогичным образом поступал и второй «учитель». После этого экспериментатор обращался к оставшемуся третьему «учителю» (настоящему испытуемому) и просил его одного продолжать эксперимент, более того, даже приказывал это делать. Выяснилось, однако, что в этих условиях приказу экспериментатора подчинились только 10 % людей, участвовавших в эксперименте в роли «учителей». В другой модификации этого же эксперимента вместо двух дополнительных «учителей» в опыт вводили двух экспериментаторов. Вскоре после того как «ученик» получал первые несколько ударов электрическим током, экспериментаторы начинали спорить уже между собой. Один из них требовал немедленно прекратить эксперимент, другой, напротив, настаивал на его продолжении. В этих условиях ни один из настоящих испытуемых не изъявил желания продолжить эксперимент, несмотря на то что второй экспериментатор настаивал на этом. 3. Смягчающие обстоятельства. Испытуемые в данном эксперименте понимали, что совершают акт насилия, но для их действий были некоторые оправдания — смягчающие обстоятельства. Например, оправдывая свое поведение, «учитель» мог сказать, что будто бы не видел «ученика», находящегося за перегородкой, и, следовательно, не мог по-настоящему оценить, насколько «ученику» больно. Действительно, было обнаружено, что в том случае, если «учитель» и «ученик» находились в одном помещении и могли видеть друг друга, число послушных приказу экспериментатора снижалось до 30 %. Чем меньше для испытуемого было смягчающих его вину обстоятельств, тем меньше послушания он демонстрировал. Однако в тех ситуациях, где «учитель» не сам должен был нажимать кнопки, а только давал распоряжение делать это другому, количество послушаний вновь резко возрастало — до 93 %, причем на этот раз «учитель» уже без стеснения использовал всю шкалу напряжений, до 450 V включительно. Поразительно, замечает по этому поводу С. Милгрэм, насколько снижается эффект послушания, если человеку приходится совершать акт насилия собственной рукой, и насколько он возрастает, если за него это делает кто-то другой. 4. Надзор. Очевидным фактом, оказавшим влияние на поведение испытуемых в обсуждаемом эксперименте, было личное присутствие экспериментатора во время опыта. В тех случаях, когда он на время покидал лабораторию (так было задумано) и отдавал свои распоряжения по телефону, процент послушных приказу «учителей» падал с 65 до 21 %. Многие из испытуемых в этих условиях начинали хитрить, используя для наказания «ученика» ток гораздо меньшего напряжения, чем предписывалось инструкцией. 5. Авторитет и прикрывающая (защищающая) идеология. Наиболее важный фактор из числа тех, которые могут порождать добровольное и бездумное послушание, связан с так называемой «прикрывающей идеологией». Это укоренившаяся в данном обществе или данной социальной группе система взглядов (социальных установок, убеждений, стереотипов и т. п.), которая юридически и морально заранее оправдывает тех, кто им следует. В эксперименте С. Мил-грэма в роли такой идеологической инстанции, заранее снимающей ответственность с испытуемых, выступал авторитет науки (фраза «наука требует жертв» использовалась в эксперименте для убеждения «учителя» в необходимости его продолжать). К примеру, когда в одном из повторных экспериментов ссылка на научные интересы в оправдание получения человеком ударов электрического тока была снята, число послушных «учителей» упало с 65 до 48 %. Обратим внимание еще на одно обстоятельство, связанное с данным экспериментом. Оно показывает, что нередко люди о себе и себе подобных думают лучше, чем они есть на самом деле. В одном из подобных исследований, осуществленном Г. Бьербауэром по методике С. Мил-грэма, испытуемых до начала эксперимента просили предсказать, как другие люди (не они сами) поведут себя в данном эксперименте. Затем тех, в отношении которых они предварительно делали предсказание, включали в реальный эксперимент и проверяли, как они ведут себя на самом деле. Эти данные показывают, что вместо ожидаемых по предсказанию примерно 30 % людей, которые способны были довести напряжение до 315 V, таких на самом деле оказалось 100 %. Вместо приблизительно 10 % ожидаемого числа людей, способных нанести другому человеку удар электрического тока напряжением 450 V, в действительности таковых оказалось более 60 %. Обсуждая и комментируя результаты своего эксперимента в одной из телепередач, С. Милгрэм высказал следующие мысли: «Если бы в Соединенных Штатах была создана система лагерей смерти по образцу нацистской Германии, то подходящий персонал для этих лагерей можно было бы набрать в любом американском городе». «...Наиболее важный урок наших опытов состоит в том, что обычные люди, просто выполняя свою работу и не проявляя никакой особой враждебности, смогли стать участниками ужасных злодеяний». Наверное, и название страны, и социальную принадлежность людей в этих высказываниях Милгрэма можно было бы заменить названием любой другой страны и любого народа в современном мире. «Под властью злых сил даже лучшие люди иногда меняются в худшую сторону»1. В итоге ученый делает следующие выводы, касающиеся причин подобного поведения и степени жестокости, проявляемой обычными людьми по отношению к своим реальным или потенциальным жертвам. 1.Эмоциональная удаленность наказывающего от его жертвы. Если человек непосредственно воспринимает эмоциональные реакции своей жертвы, то он действует по отношению к ней менее жестоко и более осторожно. 2.Авторитет и социальный статус того, кто заставляет наказывать. В том случае, если это делает авторитетный человек, имеющий высокий социальный статус, индивид будет следовать указаниям этого человека в прямой зависимости от авторитета и статуса последнего. 3.Мера принятия на себя ответственности за содеянное. Чем больше ответственности за содеянное берет на себя наказывающий, тем менее он будет склонен применять суровые наказания. Неприятные последствия, которые применение наказания может иметь для того, кто это делает. Чем большими могут быть неприятные последствия после применения наказания для того, кто наказывает, тем менее он будет склонен это делать. 5. Наличие или отсутствие обстоятельств, смягчающих вину наказывающего. Если человек, применяющий наказание, уверен в том, что его действия будут оправданы, он с большей готовностью применит наказание, чем в том случае, если он не уверен в оправдании своего поступка или если у него нет убеждения, что его вина будет смягчена. Все то, о чем говорилось в эксперименте С. Милгрэма, действует на человека в реальных социальных группах, как малых, так и больших. 4.Еще одним примером отрицательного группового влияния на индивида может быть воздействие, которое группа оказывает на одаренных, творческих личностей, превосходящих остальных членов группы по тем или иным психологическим качествам, например по культуре или интеллекту. На это обстоятельство в свое время обратил внимание известный российский ученый В. М. Бехтерев.
______ 1 МайерсД. Социальная психология. — СПб., 1977. — С. 291.
Проведя ряд индивидуальных и групповых экспериментов, в результате которых сравнивались показатели творческой работы группы и индивида, В. М. Бехтерев показал, что в творчестве группа может уступать особо одаренным личностям. Выяснилось, в частности, что коллективное творческое решение, если оно принимается методом простого голосования, нередко оказывается более низкого качества, чем частное творчество особо одаренных личностей, включенных в данную группу. Их оригинальные идеи отвергаются потому, что непонятны большинству. В результате такие личности, находясь под сильным психологическим давлением «квалифицированного» (а на самом деле некомпетентного) большинства, сдерживаются, подавляются в своем творческом развитии. Последний факт, который здесь следует еще раз напомнить (мы его уже рассматривали в одной из предыдущих глав), касается конформного поведения. Конформизм — это феномен, выражающий собой безусловно отрицательное влияние группы на личность.
Контрольные вопросы
1. Что называют социальной фасилитацией? 2. Как определяется эффект социальной ингибиции? 3. Как часто проявляются феномены социальной фасилитации и ингибиции в поведении людей в группе? 4. Что представляют собой возможные объяснения эффектов социальной фасилитации и ингибиции? 5. Какова суть психофизиологического объяснения этих эффектов Р. Зай-онцом? 6. Каким образом эффекты социальной фасилитации и ингибиции объясняются посредством закона Йеркса-Додсона? 7. Как эффекты социальной фасилитации и ингибиции зависят от силы давления, оказываемой группой на индивида? 8. Что представляют собой градации силы психологического давления группы на индивида? 9. Каким образом толпа влияет на психологию и поведение человека (по Г. Лебону)? 10. Что такое деиндивидуализация? 11. Что представляет собой деиндивидуализированная личность? 12. Что объединяет психологию и поведение деиндивидуализированной личности с человеком, чье состояние сознания изменено? 13. Является ли деиндивидуализация феноменом, характерным только для толпы? 14. Что такое коллективизация мышления? 15. Какие социально-психологические явления связаны с коллективизацией мышления? 16. Что называют иллюзией неуязвимости? 17. В чем проявляется феномен излишнего оптимизма, связанный с коллективизацией мышления? 18. Что обозначают как безусловную моральную справедливость принимаемых групповых решений? 19. Что такое рационализация как явление, характерное для коллективизации мышления? 20. Что такое стереотипизация как признак коллективизации мышления? 21. Каким образом с коллективизацией мышления связан конформизм? 22. Что обозначают как самоцензуру в процессе коллективизации мышления? 23. Что понимают под иллюзией единомыслия? 24. Что такое групповая психологическая самозащита? 25. Что представляет собой такой феномен, связанный с коллективизацией мышления, как наличие «образа врага»? 26. Почему при коллективизации мышления возникают стереотипные, в основном негативные, социальные установки, касающиеся людей, несогласных с мнением большинства? 27. В чем проявляется при коллективизации мышления феномен группового давления на несогласных? 28. Каким образом при коллективизации мышления осуществляется внешний контроль над мышлением и поведением отдельных членов группы? 29. Какие типичные недостатки отмечаются в групповых решениях, принимаемых в условиях коллективизации мышления? 30. В каких социальных условиях возникает и проявляется коллективизация мышления? 31. Каковы способы предупреждения коллективизации мышления и устранения связанных с ней негативных социально-психологических следствий? 32. Что такое дискриминация как социально-психологическое явление? 33. Что называют предрассудками? 34. Каковы характерные психологические и поведенческие проявления предрассудков? 35. Чем отличаются предрассудки от предубеждений? 36. Что обозначают как социальный стереотип? 37. Чем социальные стереотипы отличаются от предубеждений и предрассудков? 38. Каким образом различия в социальном статусе влияют на предубеждения людей относительно друг друга? 39. Как зависят предрассудки от религиозной веры? 40. Почему вопрос о том, поддерживает современная религия предрассудки или борется с ними, нельзя однозначно решить в настоящее время? 41. Каким образом с предрассудками и предубеждениями связан внутри-групповой фаворитизм? 42. Может ли патриотизм служить основой предубеждений и предрассудков? 43. Как связаны предрассудки с индивидуалистической и коллективистической культурой? 44. Имеют ли социальные нормы отношение к предрассудкам? 45. Всегда ли существующие предрассудки проявляются в реальном поведении людей? 46. При каких условиях существующие предрассудки будут проявляться в реальных отношениях людей? 47. Каким образом конкурентная борьба людей влияет на их предрассудки? 48. Зависят ли предрассудки от личности человека? 49. Каким образом предрассудки могут быть связаны с авторитаризмом (авторитарностью личности)? 50. Что представляют собой когнитивные предпосылки социальных стереотипов, предубеждений и предрассудков? 51. При каких психологических условиях возникают и действуют социальные стереотипы? 52. Что такое категоризация мышления, как она влияет на социальную сте-реотипизацию? 53. Как влияет эффект групповой гомогенности на социальную стереоти-пизацию? 54. Как воздействует на социальные стереотипы имплицитная теория личности? 55. Каким образом на формирование стереотипов влияет социальная и психологическая дистанция между людьми? 56. Какой вклад в социальную стереотипизацию вносит фундаментальная ошибка атрибуции? 57. Что такое конформизм? 58.Что представлял собой первый классический эксперимент С. Аша по изучению конформизма? 59. Какие вопросы возникают в связи с явлением конформизма? 60. Какие ответы на эти вопросы предлагает современная наука? 61. При каких условиях конформизм проявляется в большей или меньшей степени? 62. Как зависит конформизм от сложности задачи, решаемой человеком в группе? 63. Как влияет уверенность человека в себе на конформное поведение? 64. В чем проявляется воздействие группы, оказывающей психологическое давление на человека, на его конформное поведение? 65. Как влияет на конформизм зависимость человека от социальной группы? 66. Как связаны между собой референтность группы и конформное поведение? 67. Как воздействует на конформное поведение поддержка человека другими членами группы? 68. В чем сказывается влияние положения, занимаемого человеком в группе, на его конформное поведение? 69. Как зависит конформное поведение от сплоченности группы? 70. В чем проявляются тендерные различия в конформном поведении? 71. Как сказываются индивидуальные различия людей на их конформном поведении? 72. Как зависит конформизм от культуры? 73. Что называют групповой поляризацией? 74. Как объясняется явление групповой поляризации? 75. Что представляет собой информационная теория, объясняющая феномен групповой поляризации? 76. Как этот же феномен объясняет нормативная теория? 77. Положительными или отрицательными являются воздействия, оказываемые социальной группой на человека? 78. Какие факты доказывают, что группа является основным источником культуры для индивида? 79. Каким образом через отношения между людьми, складывающиеся в группах, индивидам передаются позитивные социальные нормы и ценностные ориентации? 80. Чем доказывается то, что в группе индивид осваивает необходимые ему для жизни в обществе коммуникативные умения и навыки? 81. Как человек получает от участников различных групп информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать самого себя? 82. Каким образом группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его психологического развития? 83. За счет чего группа обеспечивает человеку возможность приобщения к знаниям, накопленным людьми? 84. Как идет обучение индивида в группе на основе наблюдения и подражания другим людям? 85. В чем заключается положительная роль такой высокоразвитой, как коллектив, группы в становлении человека как личности? 86. По какой причине в процессе изучения отрицательного влияния группы на индивида внимание ученых было переключено с больших на малые социальные группы? 87. Почему деиндивидуализацию (обезличивание) можно рассматривать как основной признак отрицательного воздействия большой социальной группы на личность? 88. Каковы основные причины и следствия деиндивидуализации? 89. Что представляет собой эксперимент С. Милгрэма, каковы его основные результаты? 90. Каким образом испытуемые объясняли свое поведение во время эксперимента? 91. Что такое попадание в ловушку? 92. Как на поведение испытуемых во время эксперимента воздействовал этикет ситуации? 93. Что представляют собой обстоятельства, смягчающие вину испытуемых, в эксперименте Милгрэма? 94. Каким образом на поведение испытуемых в данном эксперименте повлиял надзор? 95. Как поведение испытуемых зависело от авторитета экспериментатора и прикрывающей идеологии? 96. В чем разница между ожидаемым (предполагаемым) и действительным (реальным) поведением испытуемых в эксперименте Милгрэма? 97. Какие комментарии и выводы сделал С. Милгрэм по итогам проведенного им эксперимента? 98. Какие данные из групповых экспериментов, организованных и проведенных В. М. Бехтеревым, свидетельствуют об отрицательном влиянии группы на личность?
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2006. — С. 293-308. 2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. — СПб., 2004. — С. 257-330. 3. Берне Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986. — С. 225-245. 4. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. — СПб., 2001.-С. 7-150. 5. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии.— СПб., 2001.-С. 556-590. 6. Робер М.-А., Тилъман Ф. Психология индивида и группы. — М, 1988. — С. 69-72,93-102, 112-118, 162-170. 7. МайерсД. Социальная психология. — СПб., 1997. — С. 268-310,354-398. 8. Милгрэм С. Эксперимент в социальной психологии. — СПб., 2000. — С. 54-75, 127-243. Глава 13
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.69.107 (0.016 с.) |