Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научные и прикладные задачи социальной психологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под научными задачами (их иногда также называют теоретическими, хотя это не вполне правильно, так как наука только к теории не сводится) социальной психологии понимают задачи, связанные прежде всего с разработкой и обоснованием теорий, объясняющих перечисленные выше группы социально-психологических явлений. В свою очередь, теоретические задачи, если их рассматривать отдельно, включают в себя решение следующих частных вопросов, характерных для современной науки в целом и социальной психологии в частности: 1) поиск и нахождение точных определений изучаемых явлений; 2) классификация этих явлений с уточнением специфики тех из них, которые включаются в ту или иную классификационную группу; 3) научное объяснение природы соответствующих явлений; 4) изучение происхождения (генезиса) соответствующих явлений; 5) исследование динамики этих явлений (их формирования и изменения в процессе развития); 6) выяснение связей, существующих между различными социально-психологическими и другими, психологическими и не психологическими, явлениями. Точные определения изучаемых в социальной психологии явлений необходимы, как и в любой другой науке, но, к сожалению, не всегда возможны по следующим причинам: • во-первых, это определяется статусом психологии как гуманитарной, а не естественной (то есть по своей природе не точной) науки1; • во-вторых, большинство явлений, изучаемых в социальной психологии, сложны и их суть трудно полностью выразить в единственном предложении или кратком определении; • в-третьих, среди самих ученых не существует установки на поиск и признание единственно правильного определения того или иного явления. Каждый считает вправе предложить свое определение, если определение, предложенное другими, его почему-то не устраивает; • в-четвертых, отсутствуют общепринятые критерии правильности или неправильности того или иного определения, помимо, разумеется, чисто формальных (не содержательных) логических требований. Г. М. Андреева, обсуждая эту проблему, справедливо пишет о том, что строгие физические требования операционализации и верификации с трудом применимы, если применимы вообще, к понятиям, используемым в социальной психологии. По указанным выше причинам многие социально-психологические феномены, и в этом легко убедиться из приложенного к учебнику словаря, имеют не одно, а несколько различных определений. Чаще всего эти определения альтернативными не являются и скорее дополняют, чем отрицают друг друга. Они разные потому, что характеризуют представленное в них явление с различных сторон. Примерно так же, как с определением понятий, в социальной психологии обстоит дело с классификацией изучаемых явлений. Точная классификация исследуемых явлений возможна только в точных науках, то есть тогда, когда сами эти явления имеют точные и однозначные научные определения. При построении классификации необходимо исходить из признаков, указываемых в соответствующих определениях. Неточность, приблизительность и многозначность признаков, указываемых в определениях понятий, порождает серьезные трудности, связанные с их классификацией. Поэтому, например, в социальной психологии существуют многие классификации одних и тех же явлений, например классификации малых групп по различным основаниям. Главная методологическая проблема, связанная с научной классификацией социально-психологических явлений, заключается в том, что не всегда можно выбрать нужное основание, доказать, что именно оно является самым главным, и добиться того, чтобы выделяемые классы явлений между собой не пересекались. Нередко — и это характерно для большинства классификаций социально-психологических явлений — одно и то же явление по разным основаниям попадает сразу в несколько классов. ______ 1 Точными принято называть науки, существование и разработка которых без современной математики невозможны. Это, к примеру, физика, химия, механика и технические науки. Другие науки, где математические знания применяются лишь эпизодически, к группе точных наук не относятся. Таковой является и психология. Это не создает особых проблем для научного исследования до тех пор, пока мы находимся в пределах научной теории. Однако как только мы переходим от теории к экспериментальным исследованиям, имеющиеся недостатки в определениях и классификациях явлений неизбежно сказываются на получаемых результатах, делая их спорными и неточными. Поэтому к тем понятиям, которые используются в экспериментальных исследованиях, к классификациям явлений, на которые эти исследования опираются, в социальной психологии предъявляются более строгие научные требования, чем в чисто теоретических рассуждениях. Когда мы говорим об изучении происхождения тех или иных социально-психологических явлений, то речь идет об исследовании процесса возникновения соответствующего явления, о выяснении порождающих его причин и условий. К примеру, в теориях лидерства ставится и обсуждается вопрос о происхождении лидера и лидерства, то есть об условиях его возникновения в группе и причинах выхода в лидеры того или иного человека. Аналогично ставится и решается вопрос о происхождении тех или иных мотивов социального поведения, например агрессивности. Непросто в социальной психологии дело обстоит с научным объяснением природы изучаемых в ней явлений. Во-первых, предлагаемые здесь объяснения могут быть как психологическими, так и социальными. Во-вторых, они могут выступать как редукционистские (сведение сложных явлений к более простым) или дедукционистские (выведение простых явлений из более сложных), элементарные (объяснение одного явления на основе другого, частного явления) или системные (объяснение явления как порождаемого взаимодействием множества факторов). В-третьих, могут существовать не только теоретические объяснения, даваемые на уровне умственных рассуждений, гипотез или предположений, но и экспериментально проверяемые объяснения (на уровне экспериментально установленных, достоверных, не вызывающих сомнения фактов). Специфика современного социально-психологического знания такова, что оно допускает все указанные выше виды научных объяснений, но, к сожалению, не предлагает точного критерия: какое из них в том или ином случае следует предпочесть. Выяснение связей, существующих между различными социально-психологическими и другими явлениями — это теоретическая задача, которая предполагает ориентацию в данной науке на системный подход к изучению социально-психологических явлений. Такой подход соответствует природе социально-психологических явлений, так как они имеют множественные, системные связи с другими социальными и психологическими феноменами. Среди прикладных задач социальной психологии (их называют практическими, поскольку речь идет об использовании социально-психологических знаний в практике) выделим следующие: 1) выявление проблем социально-психологического характера, с которыми люди сталкиваются в их повседневной жизни; 2) разработка методов диагностики этих проблем; 3) создание и апробация методов социально-психологического воздействия; 4) поиск, обоснование и разработка способов практического решения соответствующих проблем; 5) квалифицированная оценка успешности решения соответствующих проблем; 6) подготовка практических социальных психологов (психологов, работающих в социальной сфере) в высших учебных заведениях; 7) взаимодействие социальных психологов с другими специалистами в решении практических проблем. Хотя популярность социальной психологии и повышенный интерес к ней в современном мире вызваны тем, что предмет исследования здесь соответствует многим проблемам, с которыми люди реально сталкиваются в своей жизни, задача целенаправленного выявление этих проблем с самих социальных психологов не снимается. Это связано с тем, что пользователи социально-психологических услуг — это в основном непрофессионалы. Они зачастую не видят проблем там, где они на самом деле имеются, или, напротив, придумывают такие проблемы, которые не существуют. В качестве примера можно сослаться на следующий общеизвестный факт: у всех людей, несомненно, имеются психологические барьеры в общении или недостатки в развитии коммуникативной компетентности, но далеко не все они это осознают и соответственно изъявляют желание решать такие проблемы с помощью социальных психологов. Выявление и классификация данных проблем необходимы по двум причинам: • во-первых, это откроет реальные перспективы для новых фундаментальных и прикладных исследований в социальной психологии; • во-вторых, позволит максимально полно и эффективно использовать в практике уже имеющиеся социально-психологические знания. Разработка методов психодиагностики социально-психологических проблем необходима для того, чтобы решать следующие практические задачи (и соответственно не допускать связанных с ними ошибок): 1)не искать проблему там, где ее на самом деле нет; 2)не упускать проблему в том случае, если она существует; 3)ставить правильный диагноз имеющейся проблемы. Приведем примеры практических ошибок всех трех обозначенных выше типов. Иллюстрацией ошибки первого типа является случай, когда к социальному психологу с просьбой включить его в терапевтическую группу (например, в группу социально-психологического тренинга) обращается человек, который или сознательно придумал, или бессознательно приписал себе проблему, которой на самом деле нет. В его мотивации участия в работе психотерапевтической группы может доминировать любопытство или мотив участия «на всякий случай» (он где-то от кого-то слышал, что это, вообще говоря, полезно всем). Примером ошибки второго типа выступает тот случай, когда к практическому психологу обращается клиент, у которого обнаруживается какая-либо проблема, и они совместно начинают работать над ней, предполагая, что эта проблема единственная. На самом деле у данного человека может оказаться целый комплекс взаимосвязанных друг с другом проблем социально-психологического характера, которые требуют совместного решения. Акцентирование в данном случае внимания только на одной из этих проблем может не принести клиенту пользы. Ошибка третьего типа в работе практического социального психолога возникает, к сожалению, довольно часто по причине недостаточной валидности многих применяемых в социальной психологии психодиагностических методик. В вопросе разработки и апробации методов социально-психологического воздействия на людей практическая социальная психология за последние годы достаточно продвинулась вперед. Однако нельзя сказать, что для всех проблем, с которыми люди реально сталкиваются в своей повседневной жизни, у социальных психологов имеются удовлетворительные решения на уровне конкретных и эффективных способов работы. Здесь реальная жизнь нередко опережает профессиональную практику. К примеру, уже несколько лет многие жители России, работающие в госучреждениях социальной сферы (учителя, врачи, работники культуры и другие), испытывают большие трудности в адаптации к быстро меняющимся социальным, экономическим и другим условиям жизни. Однако психологи мало чем могут им в этом деле помочь, поскольку в социальной психологии не хватает соответствующих «инструментов» для эффективной работы с подобного рода человеческими проблемами. То же самое касается и многих социально-психологических проблем, возникающих в современной семье. Как и другие фундаментальные психологические науки, социальная психология «страдает» общим для них недостатком: «чистые» научные знания, в которых прежде всего заинтересованы ученые, не всегда полезны для практики. Поэтому задача поиска, научного обоснования и разработки способов решения практических социально-психологических проблем людей была и остается актуальной для современной социальной психологии. В качестве примера можно сослаться на практику использования многочисленных тренингов или видов групповой психотерапии для решения человеческих социальных и психологических проблем. Почти все виды тренингов возникли и разрабатывались вне официальной науки. Их разработчики или вообще были далеки от социальной психологии как науки, или же сознательно игнорировали ее, ошибочно полагая, что наука ничего полезного не в состоянии дать для практики. В результате разработка большинства этих методов оказалась в своеобразном «теоретическом и методологическом тупике», а практика их применения даже породила серьезные сомнения в их эффективности. Возьмем в качестве примера популярное среди психологов-практиков нейролингвистическое программирование. Нет сомнения в том, что эта методика может дать и, наверное, реально дает практически полезные результаты в плане решения некоторых социально-психологических проблем, с которыми люди в повседневной жизни сталкиваются. Однако теоретическое обоснование данной методики, предлагаемое ее авторами, с точки зрения науки не выдерживает критики. Отсутствие научно обоснованной теории не позволяет совершенствовать эту методику далее, и ее разработчики продвигаются вперед лишь на основе здравого смысла, облекая порой его в наукообразную терминологию. Как-то один известный психолог, критикуя здравый смысл как возможное подспорье в науке и практике, мудро заметил: «У здравого смысла хороший нюх, но старческие зубы». Действительно, отсутствие серьезного научно-теоретического обоснования многих пришедших к нам из-за рубежа методик не позволяет проверить их практическую эффективность. Их пользователям остается лишь платить немалые деньги «тренерам» и полагаться на собственные ощущения или верить на слово тем, кто их убеждает в том, что подобные методики действительно дают полезные результаты. Задача точной оценки успешности практического решения социально-психологических проблем относится почти ко всем методам практической социальной психологии и, несомненно, требует своего решения. Это решение, в принципе, возможно, поскольку в научной психологии психодиагностика давно уже выделилась и сложилась как наука. В нашей стране уже несколько десятков лет существуют психологические службы в различных областях деятельности. Вакантные места в этих службах, как правило, занимают профессиональные психологи, оканчивающие высшие учебные заведения. Во многих учебных заведениях их готовят по стандартным университетским программам, а эти программы в основном рассчитаны на подготовку ученых и преподавателей психологии. В дипломах выпускников факультетов психологии так и написано: «психолог, преподаватель психологии». Здесь первое слово характеризует психолога как специалиста так называемого широкого профиля — того, кто может работать практическим психологом, а не только вести научные исследования или преподавать психологию. Между тем ни для кого не секрет, что выпускники вузов зачастую не полностью готовы именно к практической, социально-психологической работе. Есть немало причин, в том числе объективных и уважительных, которые объясняют такое положение дел. Их наличие и признание, однако, не снимает вопроса о необходимости целенаправленной подготовки в высших учебных заведениях в первую очередь именно практических социальных психологов, а не «универсальных» психологов широкого профиля. Проблемы социально-психологического характера сравнительно редко возникают у людей изолированно от других их жизненных проблем. Поэтому, оказывая практическую помощь людям, социальному психологу приходится взаимодействовать со специалистами разных профилей, например со служащими госучреждений, социальными работниками, педагогами, юристами и врачами. Это требует от практического социального психолога соответствующей подготовки, отличающейся от профессиональной подготовки психолога-исследователя или преподавателя психологии. Будущего практического социального психолога необходимо специально учить взаимодействию с другими специалистами в решении конкретных проблем людей.
Контрольные вопросы
1. Как определяется предмет исследования в современной социальной психологии? 2. Какие группы явлений изучает социальная психология? 3. Какие явления характеризуют общение и взаимодействие людей? 4. Что представляют собой феномены, относящиеся к малым социальным группам? 5. Какие вопросы ставят и решают социальные психологи, изучая взаимодействие и взаимовлияние индивида и группы? 6. Что такое массовидные явления психики — феномены, возникающие в больших социальных группах? 7. Под каким углом зрения социальных психологов интересуют межличностные отношения людей? 8. Что называют социальным поведением людей, почему оно входит в предмет социальной психологии? 9. Что интересует социальных психологов при исследовании восприятия и понимания людьми друг друга? 10. Каковы основные социально-психологические проблемы, связанные с изучением социальных установок? 11. Каким образом социальные психологи изучают руководство и лидерство? 12. Что является предметом исследования в разделе социальной психологии, посвященном межгрупповым отношениям? 13. Чем объясняется динамичность определений предмета современной социальной психологии? 14. Что представляют собой основные научные задачи современной социальной психологии? 15. В чем состоит специфика прикладных проблем и задач современной социальной психологии? 16.По каким причинам основные прикладные задачи социальной психологии пока нельзя считать удовлетворительно решенными?
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2006. — С. 10-27. 2. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе (теоретические ориентации). — М., 2002. 3. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. — СПб., 2004. — С. 33-52. 4. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. — М., 1994. 5. Битянова Н. Р. Социальная психология. — М., 2001. — С. 43-46. 6. Донцов А. И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. — М., 1987. 7. МайерсД. Социальная психология. — СПб., 1997. — С. 30-40. 8. Основы социально-психологической теории / Под ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. - М., 1995. - С. 13-45. 9. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М, 1971. — С. 26-51. 10. Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2002. - С. 8-24. 11. Шихирев П. Н. Современная социальная психология.— М., 2000. — С. 26-39, 181-199,355-391. 12. Чалдини Р., КенрикД., Нейберг С. Агрессия. - СПб., 2002. - С. 221-229. Глава 3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.211.173 (0.009 с.) |