Научные и прикладные задачи социальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научные и прикладные задачи социальной психологии



Под научными задачами (их иногда также называют теоретическими, хотя это не вполне правильно, так как наука только к теории не сводится) социальной психологии понимают задачи, связанные прежде всего с разработкой и обоснованием теорий, объясняющих перечисленные выше группы социально-психологических явлений. В свою очередь, теоретические задачи, если их рассматривать отдельно, включают в себя решение следующих частных вопросов, характерных для современной науки в целом и социальной психологии в частности:

1) поиск и нахождение точных определений изучаемых явлений;

2) классификация этих явлений с уточнением специфики тех из них, которые включаются в ту или иную классификационную группу;

3) научное объяснение природы соответствующих явлений;

4) изучение происхождения (генезиса) соответствующих явлений;

5) исследование динамики этих явлений (их формирования и изменения в процессе развития);

6) выяснение связей, существующих между различными социально-психологическими и другими, психологическими и не психологическими, явлениями.

Точные определения изучаемых в социальной психологии явлений необходимы, как и в любой другой науке, но, к сожалению, не всегда возможны по следующим причинам:

• во-первых, это определяется статусом психологии как гуманитарной, а не естественной (то есть по своей природе не точной) науки1;

• во-вторых, большинство явлений, изучаемых в социальной психологии, сложны и их суть трудно полностью выразить в единственном предложении или кратком определении;

• в-третьих, среди самих ученых не существует установки на поиск и признание единственно правильного определения того или иного явления. Каждый считает вправе предложить свое определение, если определение, предложенное другими, его почему-то не устраивает;

• в-четвертых, отсутствуют общепринятые критерии правильности или неправильности того или иного определения, помимо, разумеется, чисто формальных (не содержательных) логических требований. Г. М. Андреева, обсуждая эту проблему, справедливо пишет о том, что строгие физические требования операционализации и верификации с трудом применимы, если применимы вообще, к понятиям, используемым в социальной психологии. По указанным выше причинам многие социально-психологические феномены, и в этом легко убедиться из приложенного к учебнику словаря, имеют не одно, а несколько различных определений. Чаще всего эти определения альтернативными не являются и скорее дополняют, чем отрицают друг друга. Они разные потому, что характеризуют представленное в них явление с различных сторон.

Примерно так же, как с определением понятий, в социальной психологии обстоит дело с классификацией изучаемых явлений. Точная классификация исследуемых явлений возможна только в точных науках, то есть тогда, когда сами эти явления имеют точные и однозначные научные определения. При построении классификации необходимо исходить из признаков, указываемых в соответствующих определениях. Неточность, приблизительность и многозначность признаков, указываемых в определениях понятий, порождает серьезные трудности, связанные с их классификацией. Поэтому, например, в социальной психологии существуют многие классификации одних и тех же явлений, например классификации малых групп по различным основаниям.

Главная методологическая проблема, связанная с научной классификацией социально-психологических явлений, заключается в том, что не всегда можно выбрать нужное основание, доказать, что именно оно является самым главным, и добиться того, чтобы выделяемые классы явлений между собой не пересекались. Нередко — и это характерно для большинства классификаций социально-психологических явлений — одно и то же явление по разным основаниям попадает сразу в несколько классов.

______

1 Точными принято называть науки, существование и разработка которых без современной математики невозможны. Это, к примеру, физика, химия, механика и технические науки. Другие науки, где математические знания применяются лишь эпизодически, к группе точных наук не относятся. Таковой является и психология.


Это не создает особых проблем для научного исследования до тех пор, пока мы находимся в пределах научной теории. Однако как только мы переходим от теории к экспериментальным исследованиям, имеющиеся недостатки в определениях и классификациях явлений неизбежно сказываются на получаемых результатах, делая их спорными и неточными. Поэтому к тем понятиям, которые используются в экспериментальных исследованиях, к классификациям явлений, на которые эти исследования опираются, в социальной психологии предъявляются более строгие научные требования, чем в чисто теоретических рассуждениях. Когда мы говорим об изучении происхождения тех или иных соци­ально-психологических явлений, то речь идет об исследовании процес­са возникновения соответствующего явления, о выяснении порождаю­щих его причин и условий. К примеру, в теориях лидерства ставится и обсуждается вопрос о происхождении лидера и лидерства, то есть об условиях его возникновения в группе и причинах выхода в лидеры того или иного человека. Аналогично ставится и решается вопрос о проис­хождении тех или иных мотивов социального поведения, например аг­рессивности.

Непросто в социальной психологии дело обстоит с научным объяс­нением природы изучаемых в ней явлений.

Во-первых, предлагаемые здесь объяснения могут быть как пси­хологическими, так и социальными.

Во-вторых, они могут выступать как редукционистские (сведе­ние сложных явлений к более простым) или дедукционистские (выве­дение простых явлений из более сложных), элементарные (объяснение одного явления на основе другого, частного явления) или системные (объяснение явления как порождаемого взаимодействием множества факторов).

В-третьих, могут существовать не только теоретические объяс­нения, даваемые на уровне умственных рассуждений, гипотез или предположений, но и экспериментально проверяемые объяснения (на уровне экспериментально установленных, достоверных, не вызываю­щих сомнения фактов).

Специфика современного социально-психологического знания та­кова, что оно допускает все указанные выше виды научных объясне­ний, но, к сожалению, не предлагает точного критерия: какое из них в том или ином случае следует предпочесть.

Выяснение связей, существующих между различными социально-психологическими и другими явлениями — это теоретическая задача, которая предполагает ориентацию в данной науке на системный под­ход к изучению социально-психологических явлений. Такой подход соответствует природе социально-психологических явлений, так как они имеют множественные, системные связи с другими социальными и психологическими феноменами.

Среди прикладных задач социальной психологии (их называют прак­тическими, поскольку речь идет об использовании социально-психоло­гических знаний в практике) выделим следующие:

1) выявление проблем социально-психологического характера, с ко­торыми люди сталкиваются в их повседневной жизни;

2) разработка методов диагностики этих проблем;

3) создание и апробация методов социально-психологического воз­действия;

4) поиск, обоснование и разработка способов практического реше­ния соответствующих проблем;

5) квалифицированная оценка успешности решения соответствую­щих проблем;

6) подготовка практических социальных психологов (психологов, работающих в социальной сфере) в высших учебных заведениях;

7) взаимодействие социальных психологов с другими специалиста­ми в решении практических проблем.

Хотя популярность социальной психологии и повышенный интерес к ней в современном мире вызваны тем, что предмет исследования здесь соответствует многим проблемам, с которыми люди реально сталкива­ются в своей жизни, задача целенаправленного выявление этих проблем с самих социальных психологов не снимается. Это связано с тем, что поль­зователи социально-психологических услуг — это в основном непро­фессионалы. Они зачастую не видят проблем там, где они на самом деле имеются, или, напротив, придумывают такие проблемы, которые не суще­ствуют. В качестве примера можно сослаться на следующий общеизвест­ный факт: у всех людей, несомненно, имеются психологические барьеры в общении или недостатки в развитии коммуникативной компетентнос­ти, но далеко не все они это осознают и соответственно изъявляют жела­ние решать такие проблемы с помощью социальных психологов. Выяв­ление и классификация данных проблем необходимы по двум причинам:

• во-первых, это откроет реальные перспективы для новых фундамен­тальных и прикладных исследований в социальной психологии;

• во-вторых, позволит максимально полно и эффективно исполь­зовать в практике уже имеющиеся социально-психологические знания.

Разработка методов психодиагностики социально-психологических проблем необходима для того, чтобы решать следующие практические задачи (и соответственно не допускать связанных с ними ошибок):

1)не искать проблему там, где ее на самом деле нет;

2)не упускать проблему в том случае, если она существует;

3)ставить правильный диагноз имеющейся проблемы.

Приведем примеры практических ошибок всех трех обозначенных выше типов.

Иллюстрацией ошибки первого типа является случай, когда к социальному психологу с просьбой включить его в терапевтическую группу (например, в группу социально-психологического тренинга) обращается человек, который или сознательно придумал, или бессо­знательно приписал себе проблему, которой на самом деле нет. В его мотивации участия в работе психотерапевтической группы может до­минировать любопытство или мотив участия «на всякий случай» (он где-то от кого-то слышал, что это, вообще говоря, полезно всем).

Примером ошибки второго типа выступает тот случай, когда к практическому психологу обращается клиент, у которого обнаружи­вается какая-либо проблема, и они совместно начинают работать над ней, предполагая, что эта проблема единственная. На самом деле у дан­ного человека может оказаться целый комплекс взаимосвязанных друг с другом проблем социально-психологического характера, которые тре­буют совместного решения. Акцентирование в данном случае внима­ния только на одной из этих проблем может не принести клиенту пользы.

Ошибка третьего типа в работе практического социального психолога возникает, к сожалению, довольно часто по причине недо­статочной валидности многих применяемых в социальной психологии психодиагностических методик.

В вопросе разработки и апробации методов социально-психологи­ческого воздействия на людей практическая социальная психология за последние годы достаточно продвинулась вперед. Однако нельзя сказать, что для всех проблем, с которыми люди реально сталкивают­ся в своей повседневной жизни, у социальных психологов имеются удовлетворительные решения на уровне конкретных и эффективных способов работы. Здесь реальная жизнь нередко опережает профессио­нальную практику. К примеру, уже несколько лет многие жители Рос­сии, работающие в госучреждениях социальной сферы (учителя, вра­чи, работники культуры и другие), испытывают большие трудности в адаптации к быстро меняющимся социальным, экономическим и дру­гим условиям жизни. Однако психологи мало чем могут им в этом деле помочь, поскольку в социальной психологии не хватает соответству­ющих «инструментов» для эффективной работы с подобного рода че­ловеческими проблемами. То же самое касается и многих социально-психологических проблем, возникающих в современной семье.

Как и другие фундаментальные психологические науки, социальная психология «страдает» общим для них недостатком: «чистые» научные знания, в которых прежде всего заинтересованы ученые, не всегда по­лезны для практики. Поэтому задача поиска, научного обоснования и раз­работки способов решения практических социально-психологических проблем людей была и остается актуальной для современной социаль­ной психологии. В качестве примера можно сослаться на практику использования многочисленных тренингов или видов групповой психоте­рапии для решения человеческих социальных и психологических про­блем. Почти все виды тренингов возникли и разрабатывались вне офици­альной науки. Их разработчики или вообще были далеки от социальной психологии как науки, или же сознательно игнорировали ее, ошибочно полагая, что наука ничего полезного не в состоянии дать для практики. В результате разработка большинства этих методов оказалась в свое­образном «теоретическом и методологическом тупике», а практика их применения даже породила серьезные сомнения в их эффективности.

Возьмем в качестве примера популярное среди психологов-практи­ков нейролингвистическое программирование. Нет сомнения в том, что эта методика может дать и, наверное, реально дает практически полезные результаты в плане решения некоторых социально-психо­логических проблем, с которыми люди в повседневной жизни сталки­ваются. Однако теоретическое обоснование данной методики, предла­гаемое ее авторами, с точки зрения науки не выдерживает критики.

Отсутствие научно обоснованной теории не позволяет совершен­ствовать эту методику далее, и ее разработчики продвигаются вперед лишь на основе здравого смысла, облекая порой его в наукообразную терминологию. Как-то один известный психолог, критикуя здравый смысл как возможное подспорье в науке и практике, мудро заметил: «У здравого смысла хороший нюх, но старческие зубы». Действитель­но, отсутствие серьезного научно-теоретического обоснования многих пришедших к нам из-за рубежа методик не позволяет проверить их практическую эффективность. Их пользователям остается лишь пла­тить немалые деньги «тренерам» и полагаться на собственные ощуще­ния или верить на слово тем, кто их убеждает в том, что подобные мето­дики действительно дают полезные результаты. Задача точной оценки успешности практического решения социально-психологических про­блем относится почти ко всем методам практической социальной пси­хологии и, несомненно, требует своего решения. Это решение, в прин­ципе, возможно, поскольку в научной психологии психодиагностика давно уже выделилась и сложилась как наука.

В нашей стране уже несколько десятков лет существуют психологи­ческие службы в различных областях деятельности. Вакантные места в этих службах, как правило, занимают профессиональные психологи, оканчивающие высшие учебные заведения. Во многих учебных заведе­ниях их готовят по стандартным университетским программам, а эти программы в основном рассчитаны на подготовку ученых и преподава­телей психологии. В дипломах выпускников факультетов психологии так и написано: «психолог, преподаватель психологии». Здесь первое слово характеризует психолога как специалиста так называемого широ­кого профиля — того, кто может работать практическим психологом, а не только вести научные исследования или преподавать психологию.

Между тем ни для кого не секрет, что выпускники вузов зачастую не полностью готовы именно к практической, социально-психологической работе. Есть немало причин, в том числе объективных и уважительных, которые объясняют такое положение дел. Их наличие и признание, одна­ко, не снимает вопроса о необходимости целенаправленной подготовки в высших учебных заведениях в первую очередь именно практических социальных психологов, а не «универсальных» психологов широкого профиля.

Проблемы социально-психологического характера сравнительно ред­ко возникают у людей изолированно от других их жизненных проблем. Поэтому, оказывая практическую помощь людям, социальному психо­логу приходится взаимодействовать со специалистами разных профи­лей, например со служащими госучреждений, социальными работни­ками, педагогами, юристами и врачами. Это требует от практического социального психолога соответствующей подготовки, отличающейся от профессиональной подготовки психолога-исследователя или препо­давателя психологии. Будущего практического социального психоло­га необходимо специально учить взаимодействию с другими специа­листами в решении конкретных проблем людей.

 

Контрольные вопросы

 

1. Как определяется предмет исследования в современной социальной психологии?

2. Какие группы явлений изучает социальная психология?

3. Какие явления характеризуют общение и взаимодействие людей?

4. Что представляют собой феномены, относящиеся к малым социальным группам?

5. Какие вопросы ставят и решают социальные психологи, изучая взаимо­действие и взаимовлияние индивида и группы?

6. Что такое массовидные явления психики — феномены, возникающие в больших социальных группах?

7. Под каким углом зрения социальных психологов интересуют межлич­ностные отношения людей?

8. Что называют социальным поведением людей, почему оно входит в пред­мет социальной психологии?

9. Что интересует социальных психологов при исследовании восприятия и понимания людьми друг друга?

10. Каковы основные социально-психологические проблемы, связанные с изучением социальных установок?

11. Каким образом социальные психологи изучают руководство и лидерство?

12. Что является предметом исследования в разделе социальной психоло­гии, посвященном межгрупповым отношениям?

13. Чем объясняется динамичность определений предмета современной со­циальной психологии?

14. Что представляют собой основные научные задачи современной соци­альной психологии?

15. В чем состоит специфика прикладных проблем и задач современной со­циальной психологии?

16.По каким причинам основные прикладные задачи социальной психоло­гии пока нельзя считать удовлетворительно решенными?

 

Литература

 

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2006. — С. 10-27.

2. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная соци­альная психология на Западе (теоретические ориентации). — М., 2002.

3. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологи­ческие законы поведения человека в социуме. — СПб., 2004. — С. 33-52.

4. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. — М., 1994.

5. Битянова Н. Р. Социальная психология. — М., 2001. — С. 43-46.

6. Донцов А. И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. — М., 1987.

7. МайерсД. Социальная психология. — СПб., 1997. — С. 30-40.

8. Основы социально-психологической теории / Под ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. - М., 1995. - С. 13-45.

9. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М, 1971. — С. 26-51.

10. Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2002. - С. 8-24.

11. Шихирев П. Н. Современная социальная психология.— М., 2000. — С. 26-39, 181-199,355-391.

12. Чалдини Р., КенрикД., Нейберг С. Агрессия. - СПб., 2002. - С. 221-229.


Глава 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.041 с.)