Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления исследований в зарубежной социальной психологии, ее основные проблемы

Поиск

 

В первой половине XX века социальная психология за рубежом раз­вивалась в обстановке, когда в общей и других областях психологии происходила дифференциация психологических наук, а также разделе­ние психологических исследований на ряд направлений и школ. Исто­рически обстоятельства сложились таким образом, что социальной психологией стали одновременно заниматься представители разных, уже сформировавшихся школ и направлений, и это, несомненно, ска­залось на особенностях их подходов к постановке и решению социаль­но-психологических проблем за рубежом. Эти подходы в основном определились к середине XX века и окончательно оформились в нача­ле его второй половины.

Уже в последней четверти XX века зарубежные социальные психо­логи, пытаясь осмыслить путь, пройденный их наукой за несколько десятилетий, отмечали, что этот процесс шел в соответствии со многи­ми сложившимися в психологии к этому времени ведущими направ­лениями и школами. Однако далеко не все эти направления внесли одинаковый вклад в развитие социально-психологических знаний.

Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова и Л. А. Петровская в одной из не­многих исторических работ на эту тему, опубликованных на русском языке1, называют следующие ведущие направления социальной пси­хологии первой половины XX столетия: необихевиористское, когни­тивное, психоаналитическое и интеращионистское.

Необихевиористское направление возникло в русле последнего ва­рианта бихевиоризма, который сейчас принято называть неонеобихе-виоризмом, или социальным бихевиоризмом2.

Это направление, как и бихевиоризм в целом, отличалось строгой приверженностью к экспериментированию, точному определению по­нятий, ориентацией на естественнонаучный образец научного иссле­дования. Оно было в основном представлено в работах Б. Скиннера, А. Бандуры, Н. Миллера, Д. Долларда, Р. Уолтерса и ряда других аме­риканских ученых.

Общей мотивационной концепцией социального поведения в данном направлении считался гедонизм, а главным объяснительным принци­пом — оперантное (по Скиннеру) или викарное социальное (по Банду­ре) научение. В качестве внутреннего источника социального поведения в первоначальном варианте социального бихевиоризма, как и бихевио­ризма в целом, выступал «драйв», а внешние стимулы трактовались как «социальные подкрепления».

 

______

1 Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная пси­хология на Западе. — М., 1978.

2 С этой точки зрения наименование направления «необихевиористское» не совсем правильное, так как необихевиоризм возник в 30-е годы и просуществовал до вто­рой половины XX века. Далее он был заменен названным выше неонеобихевиоризмом, или социальным бихевиоризмом.


Затем акцент оказался смещенным с биологического (внутреннего) на социальное (внешнее) объяснение поведения. На начальном этапе разработки этого направления схема оперантного научения по Скин­неру заняла ведущее место, однако затем она была дополнена принци­пами социального научения по Бандуре и рядом других идей. Вначале бихевиористы рассматривали социальное поведение человека вне груп­пы, однако позднее (поскольку социальная психология — это в основ­ном психология групп) им пришлось переключить свое внимание на групповые процессы. Работа Д. Тибо и Г. Келли «Социальная психо­логия групп» (1959) стала одной из немногих попыток применения необихевиористских принципов к анализу процессов, происходящих в малых группах. Эти процессы, по мнению авторов, основаны на об­мене социальными подкреплениями или социальными «вознагражде­ниями и наказаниями» между участниками группового процесса.

Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова и Л. А. Петровская пишут, что в теоретическом плане Д. Тибо и Г. Келли опирались на идею «эконо­мического человека», который, действуя рационально, выбирает для себя способ поведения, обеспечивающий ему максимальный выигрыш и минимальные потери. В соответствии с этим для каждого участника группы определяются формы поведения и вероятности получения

связанных с ними «вознаграждений» или «наказаний». Далее на этой основе создается и анализируется «матрица исходов», которой, по мне­нию авторов данной концепции, определяется (в соответствии с гедо­нистическим принципом) поведение членов группы в их непосред­ственном взаимодействии друг с другом. Более подробно процесс взаимного обмена «награждениями» и «наказаниями» в группе-диаде, опираясь на идею оперантного научения, рассмотрел в своих трудах Г. Хоуманс. Его концепция получила название теории социального об­мена «награждениями» и «наказаниями».

Главной проблемой социально-психологического анализа в работах необихевиористов стал поиск объяснения агрессивного поведения, со­циальной привязанности и беспомощного поведения. К примеру, Н. Мил­лер, Р. Доллард и другие сформулировали и обосновали фрустрационную теорию агрессии и вместе с А. Бандурой заложили основы общей теории социального научения, в которой главная роль была отведена наблюдению и подражанию другим людям. В своих работах А. Бандура, труды которого стали особенно популярными в последней четверти XX века, когда в США сложилась и стала ведущим направлением ког­нитивная психология, пытался также учесть и когнитивно-психологи­ческие факторы в объяснении социального поведения человека.

Когнитивистская ориентация в социальной психологии, в свою оче­редь, отличалась стремлением объяснить социальное поведение с исполь­зованием понятий, относящихся к познавательным процессам. Прин­ципиальная схема объяснения, характерная для данного направления, выглядела следующим образом: знания и представления человека о мире, его отношения и социальные установки организуются в некоторую сис­тему, которая затем используется для управления его поведением.

Базовой теоретической предпосылкой для разработки когнитивистской ориентации в социальной психологии стали теория поля К. Ле­вина и другие идеи представителей гештальтпсихологии: В. Келера и М. Вертгеймера, эмигрировавших из Германии в США в годы фа­шизма. Ученики К. Левина Л. Фестингер и Ф. Хайдер заложили осно­вы когнитивистской ориентации в социальной психологии. «Весь тра­диционный набор идей гештальтпсихологии, — пишут Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова и Л. А. Петровская, — (был) широко представлен в работах социальных психологов когнитивистской ориентации»1.

Главным объяснительным понятием в этой ориентации стала когни­тивная организация, или когнитивная структура. Р. Зайонц определил ее как динамическую систему когнитивных элементов, которые порож­дают мотивационные, социально-установочные или поведенческие след­ствия. В когнитивных социально-психологических теориях, кроме того, широко использовалось понятие «значение» (Ч. Осгуд).

К теориям, представляющим это направление, относятся концеп­ции когнитивного соответствия (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд и другие), а также социально-психологические концепции С. Аша, Д. Креча, Р. Кратчфилда. Концепции когнитивного соответ­ствия основаны на идее того, что когнитивная структура человека и ее актуальное состояние определяют поведение человека. В норме дан­ная структура должна быть сбалансированной, и если этого нет, то воз­никает стремление человека (социальной группы) изменить ее таким образом, чтобы она стала сбалансированной (теории структурного ба­ланса Ф. Хайдера, коммуникативных актов Т. Ньюкома, когнитивно­го диссонанса Л. Фестингера, конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума). Основная идея Хайдера, например, заключалась в утверждении, что люди склонны формировать и сохранять в своем сознании упоря­доченный и связный взгляд на мир. По мнению Ньюкома, тенденция к балансу характеризует не только внутренний, психологический мир человека, но и сферу межличностных отношений.

Концепция когнитивного диссонанса Л. Фестингера стала наиболее популярной в рамках когнитивистской ориентации в социальной пси­хологии. Она получила широкое распространение, и ее приложения оказались настолько значительными, что соответствующие идеи про­никли во многие области социальной психологии, включая малые груп­пы, социальные установки, межгрупповое взаимодействие, массовые коммуникации и другие.

 

 

______

1 Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психо­логия на Западе. — М., 1978. — С. 94.


Кратко охарактеризуем основные идеи теории когнитивного диссо­нанса.

1. Нормальное состояние когнитивной системы (или системы когниций группы взаимодействующих людей) — консонанс, или со­ответствие. Такое состояние является устойчивым, и к нему ког­нитивная система в конечном счете стремится. Оно, кроме того, вызывает у людей положительные эмоции.

2. Аномальное состояние когнитивной системы — диссонанс. Дан­ное состояние связано с неприятными эмоциональными пережи­ваниями, и от него люди стараются избавиться.

3. Стремясь к устранению когнитивного диссонанса (к достижению когнитивного консонанса), люди могут менять или свои знания, или свое поведение.

4. Внутри когнитивной системы индивида (или социальной груп­пы) всегда имеется определенное несоответствие. Оно является источником динамических, в том числе прогрессивных измене­ний данной системы.

Взгляды Д. Креча и Р. Кратчфилда несколько отличаются от тех, которые характеризуют теорию Фестингера. Эти ученые включили в процесс объяснения социального поведения такие когнитивные пе­ременные, как образ, ожидание, идея и ряд других.

Сравнивая между собой бихевиористскую и конгнитивистскую ори­ентации, Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова и Л. А. Петровская констати­руют, что они формально противостоят друг другу по многим позициям, касающимся объяснения социального поведения. Это, в частности, про­является в том, что для социального бихевиоризма главное в понимании поведения — научение через оперантное обусловливание или социаль­ное подкрепление, то есть его объяснение со стороны внешне воздейству­ющих сил. В когнитивизме, наоборот, поведение объясняется на основе внутренних, психологических детерминант — когнитивных образований.

Психоаналитическая ориентация в социальной психологии вначале исходила из учения 3. Фрейда, которое в США получило широкое при­знание. Однако более глубокий анализ данной ориентации показывает, что в действительности она оказалась связанной не столько с ортодок­сальным психоанализом, сколько с глубинной психологией в том ее виде, который сложился во второй половине XX века. Поэтому эту на­учную ориентацию правильнее называть не психоаналитической, а глу­бинной, или неофрейдистской. Она, в частности, представлена в теориях развития и функционирования группы В. Байона, В. Бенниса и Г. Ше-парда, а также в теории межличностных отношений В. Шутца.

В рамках психоаналитической ориентации проводится аналогия между малой социальной группой и семьей. Точно так же, как в свое время Фрейд понимал семейные отношения, социальные психологи этого направления позже трактуют любую малую группу и характер­ные для нее взаимоотношения. При этом роль отца в семье переносит­ся соответственно на роль лидера группы, а взаимоотношения между лидером и остальными членами социальной группы рассматриваются по аналогии с взаимоотношениями между главой и членами семьи.

Классический психоанализ и вся глубинная психология решающую роль в объяснении поведения отводят бессознательному. Подобным же образом — как групповое или коллективное бессознательное — трактуются и базисные процессы, происходящие в группе. В результа­те в научное понимание групповой психологии и процессов оказались внедренными инстинктивные, иррациональные тенденции, характерные для классического и более позднего психоанализа. Многие современ­ные ученые признают, что глубинная психология оказала существен­ное влияние на «движение человеческого потенциала», в частности на теорию и практику работы Т-групп. Приемы, используемые в них, ориентированы, к примеру, на осознание участниками группы того, что находится вне их сознания.

К психоаналитической ориентации в социальной психологии можно также отнести теории, в которых с социально-психологической точки зрения понимается личность или объясняются межличностные отно­шения. К примеру, в основе понимания В. Шутцем интерперсональ­ного поведения лежит одно из фундаментальных положений теории 3. Фрейда, согласно которому социальная жизнь взрослого человека однозначно предопределяется его детским опытом. Сферой продолже­ния этого опыта становятся социальные отношения уже ставшего взрос­лым человека с окружающими людьми. В эту же группу теорий можно включить концепцию авторитаризма и авторитарной личности Т. Адор-но. Такая личность, по мнению Адорно, воспитывается авторитарными родителями, которые используют в семье суровые, жесткие формы на­казания по отношению к ребенку. Став взрослым, человек, воспитан­ный подобным образом в семье, начинает проявлять свои авторитарные склонности по отношению к другим, зависящим от него людям.

Интеракционистская ориентация рассматривает практически все социально-психологические феномены как результат взаимодействия внутриличностных (психологических) и внеличностных (социальных) факторов. Она, в отличие от рассмотренных выше ориентации, возник­ла не в психологии, а в социологии и затем была перенесена на область социальной психологии. Ее главным идейным и методологическим ис­точником стала система взглядов Д. Мида.

Предмет анализа здесь — взаимодействие индивидов, групп и обще­ства, процессы массовых коммуникаций и социальные роли. В социаль­ной психологи интеракционисты решали задачу, в некотором смысле сло­ва противоположную той, над которой размышляли психоаналитики и бихевиористы. Если психоаналитики и бихевиористы пытались понять социальные процессы, исходя из индивида, то интеракционисты, наобо­рот, пытались объяснить личность, исходя из социальных процессов.

Внутри интеракционистской традиции выделяются три частных направления: символический интеракционизм, теория социальных ро­лей и теория референтной группы. Концепция символического интер-акционизма представлена в трудах Г. Блумера, Н. Дензина, М. Куна, А. Роуза, Т. Шибутани и других. В данной концепции утверждается,


что взаимодействие людей друг с другом происходит в символической форме. Под символом в данном случае понимается все, что в культуре имеет определенное значение (смысл) для людей и что выражается с помощью разнообразных средств общения, как вербальных, так и не­вербальных. Основными источниками символов могут выступать лич­ность, социальная роль и референтная группа.

Большое значение для понимания социального поведения человека в интеракционизме имеет анализ ролей, которые предписываются чело­веку или которые он сам берет на себя. Референтная группа также при­сутствует в сознании взаимодействующих друг с другом индивидов как своеобразная точка отсчета — критерий оценок, суждений и образец для подражания. С ней индивид соотносит то, что происходит в процессе его взаимодействия с другими людьми и социальными группами. Таким об­разом, референтные группы (их на самом деле может быть у одного и то­го же человека несколько) выполняют нормативную и сравнительно-оценочную функцию в процессе социального взаимодействия людей.

Оценивая в целом представленные выше ориентации в зарубежной социальной психологии первой и начала второй половины XX века, необходимо отметить, что они отчетливо были представлены в основ­ном только в социальной психологии США. К концу XX века разли­чия между ними и теми направлениями в психологии, на которые они в свое время опирались, сгладились и стали менее заметными. Кроме того, в Европе и России (бывшем Советском Союзе) социально-пси­хологические исследования во второй половине XX века пошли ины­ми путями, чем в США.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.55.69 (0.009 с.)