Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6 Социальная мобильность в обществеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1.Сущность и основные типы мобильности. 2.Показатели мобильности. 3.Особенности мобильности в современном казахстанском обществе Материалы к лекции 1.Социальная мобильность – изменение положения индивида или группы в социальном пространстве, т.е. переход от одной социальной позиции к другой. Основные виды мобильности: - межпоколенная (изменение положения детей относительно родителей); - внутрипоколенная (изменение положения индивида вне сравнения с родителями на протяжении жизни). Основные типы мобильности: - вертикальная (перемещение из одной социальной группы в другую, находящуюся на различных уровнях: выше - восходящая мобильность, ниже- нисходящая мобильность); - горизонтальная (перемещение из одной социальной группы в другую, находящуюся на одном уровне). - индивидуальная мобильность (перемещение каждого члена общества независимо от других); - групповая мобильность (перемещение социальных групп); - организованная мобильность (перемещение члена общества или социальной группы управляется государством с их согласия, так и без согласия); - структурная мобильность (вызывается изменениями в структуре народного хозяйства помимо воли и сознания отдельных индивидов). 2.Социальная мобильность характеризуется количественной оценкой. Для этого используется: - скорость мобильности - «…число страт – экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени»; - интенсивность мобильности – число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Для анализа процесса социальной мобильности в целом, применяется совокупный индекс мобильности для данной социальной общности, видами деятельности или общества в целом. 3.При изучении социальной мобильности учитываются следующие моменты: - число и размер классов и статусных групп; - объем мобильности индивидов и перехода из одной группы в другую; - степень разграничения социальных страт по типам поведения (стилю жизни) и уровню классового самосознания; - вид или размер собственности, которой владеет индивид, род занятий, а также ценности, которые определяют тот или иной статус; - распределение власти между классами и статусными группами. Изменение мобильности по отдельным социальным группам описывается следующими показателями: -коэффициент мобильности выхода из социальной группы; -коэффициент мобильности входа в социальную группу; -дистанция мобильности – количество позиций, на которые поднялся или опустился индивид. 4. Каналами социальной мобильности выступают: -изменение образа жизни; -развитие типичного статусного поведения; -изменение социального окружения; -использование социальных институтов (армия, церковь, школа, семья, собственность). 5.Особый вид мобильности - миграция (процесс изменения постоянного места проживания индивидов или социальных групп при перемещении в другой регион или страну). В механизм миграции входит: -выталкивание; -притяжение; -пути миграции.
Тема 7 Личность в системе социальных отношений 1.Основные концепции личности. 2.Процесс социализации. Социальные типы личности. 3 Особенности формирования социального типа личности в современном Казахстане Материалы к лекции 1.При рассмотрении личности как общесоциологической категории существует несколько социологических подходов: -ролевая концепция личности (Дж.Мид, Т.Парсонс и др.) рассматривает личность как функцию от множества социальных ролей, присущих индивиду в обществе. Личность обладает собственной внутренней структурой (идеи, желания, установки), которая располагает их к определенным ролям, сами «ролевые ожидания» вытекают из требований социальной системы; -поведенческая (бихевиористская) концепция (Б.Скиннер, Дж.Хоманс) основное внимание уделяет непосредственно наблюдаемому поведению людей, рассматривает личность как систему реакции на различные стимулы; -деятельностный подход (Л.С.Виготский) рассматривает личность как деятельностное существо. Главное для индивида- это усвоение социальных, стратегически сложившихся видов и форм деятельности, что преобразуется во внутренние процессы личности. -фрейдистская концепция (З.Фрейд, Э.Фраин, К.Хорни) выделяет 3 уровня в сущности личности, создавая иерархию бессознательности, подсознательного и сознательного в ее поведении. 2.Личность выступает, с одной стороны, как конкретный индивид в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей; с другой стороны, как совокупность социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими личностями. Личность – это член общества, выполняющий основные нормы общества. 3.Эти качества личность приобретает в процессе социализации. Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются жизненный опыт, определенная система знаний, норм, ценностных ориентаций, присущих той или иной группе людей или всему обществу, к которому он принадлежит. Это процесс формирования социальных качеств человека, превращения его в личность, полноправного члена общества. 4.Основные стадии социализации: 1.дотрудовая, 2.трудовая, 3.послетрудовая. 5.В процессе социализации личность выступает не только как объект, испытывающий на себе воздействие всего механизма социализации, но и как субъект, определяющий свою социальную принадлежность и социальную роль. Это проявляется в основных сферах жизнедеятельности- в самосознании, общении, деятельности. 4.Выделяются следующие социальные типы личности: -нормативная личность (идеальный тип личности данного общества); -модальная личность (отклоняющаяся от идеального типа личности); -традиционалисты (ориентированы на ценностях долга, дисциплины, законопослушания при низком уровне самостоятельности и самореализации); -идеалисты (критически относятся к традиционным нормам, высокий уровень саморазвития); -реалисты (сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга) и др. 5.Вступая во взаимодействие, личность реализует свои социальные функции, обусловленные социальным статусом. Социальный статус – совокупный показатель положения личности или социальной группы в обществе. Статус определяет содержание и характер, продолжительность и интенсивность социальных отношений, это отражается в системе статусного набора (личный статус, главный статус, социальный статус, достигаемый статус и т.п.) Социальная роль – модель поведения, ожидаемая от того, кто имеет определенный социальный статус. Все социальные роли личности подразделяются на предписанные (определяемые полом, возрастом, происхождением, национальностью и т.п.) и достигаемые (связанные с условиями в процессе приобретения социальных статусов). 6. В социологии рассматриваются основные типы социальных ролей: -представляемая роль– система определенных ожиданий индивидов и социальных групп, ориентированных на субъекты ролевого поведения; -субъективно воспринимаемая роль – субъективное представление личности о том, как он должен поступать в соответствии с социальным статусом; -играемая роль – реальное поведение данной личности. 7.Квалификация выполнения социальных ролей (Т. Парсонс) по критериям: -эмоциональность; способность получения роли; масштаб выполнения роли; формализация роли; мотивация выполнения роли.
Тема 8 Социальное поведение 1.Основные типы социального поведения. 2.Социальный контроль и его формы. 3.Девиантное поведение, причины девиации в современном Казахстане Материалы к лекции 1. Социальное поведение - это система взаимосвязанных действий, осуществляемых личностью с целью реализации определенной социальной роли. Социология исследует поведение в терминах деятельность, общение, вознаграждение, ценности и вознаграждение. Микросоциология изучает поведение индивидов в малых группах (семья, группа сверстников, трудовой коллектив и т.п.). Макросоциология исследует поведение в процессах взаимодействия крупных социальных общностей (этносов, социальных институтов, государств). Поведение личности в обществе является социальным, если оно, во-первых, мотивированно, во-вторых, ориентировано на поведение других людей (М. Вебер). 2.Существует несколько теорий социального поведения: - М.Вебер выделял 4 типа социального поведения личности: 1.целерациональное (осознаны цели действия и рациональность средств достижения поставленной цели); 2.ценностно-рациональное (подчинено определенным ценностям, нормам); 3.аффективное (эмоциональное); 4.традиционное (поведенческое); - в бихевиористском подходе (Э.Торндайн, Д.Уотсон и др.) поведение базируется на 3 формах реакции на окружающую среду: 1.эмоциональная (чувство и эмоции); 2.компетентная (знания и размышления); 3.прямое реагирование (стимул – реакция). - в теории обмена ( Дж, Хоманс) социальное поведение выступает как система обмена поведенческими актами; - Ч.Кун вводит термин «зеркального я», согласно которому наше поведение зависит от отношений с другими индивидами; - Т.Парсонс исследовал поведение как взаимодействие социальных субъектов, связанных между собой «системой взаимных ожиданий». Таким образом, поведение личности определяется под влиянием сделанного выбора в определенной проблемной ситуации. 3.Социальное поведение личности регламентируется системой социального контроля. Социальный контроль – это совокупность норм, с помощью которых общество гарантирует конформистское поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям. Формы социального контроля: социализация; групповое давление; принуждение. Социальное поведение упорядочивается и регулируется с помощью социальных норм и ценностей. Для контроля за соблюдением норм и ценностей применяются социальные санкции - реакция общества на выполнение личностью своей социальной роли и соответствие социального статуса. Санкции подразделяются на негативные (наказания, порицания), позитивные (поощрение), формальные (через официальные институты), неформальные (общественное мнение первичных групп). 4.Социальный контроль способствует формированию общественных типов социального поведения: -конформистский - согласованность целей и средств; -инновация - стремление к социально значимым целям при отклонении одобряемых средств их достижения; -мятеж (бунт) - отказ от целей и средств общества, замена их другими. 5.Виды поведения, которые способствуют общепринятым в обществе нормам – нормативные, виды поведения, которые отклоняются от норм - девиантные. Основные типы девиантного поведения: -деструктивное поведение (причиняет вред только самой личности); -асоциальное поведение (причиняет вред личности и социальным общностям); -противоправное поведение (нарушение моральных и правовых норм). Девиантное поведение выражается в трех формах – в поступке, деятельности, образе жизни. 6. При объяснении причин девиантного поведения выдвигаются 5 основных теорий: - биологическое объяснение (И.Ломбразо, У.Шелдон) устанавливает связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами; - психологические объяснения (З.Фрейд) учитывает особенности характера личности, его влияние на поведение; - социологические объяснения (Э.Дюркгейм) связывают девиантное поведение с особенностями социального развития общества; - культурологические объяснения (А.Миллер, Э.Сатерленд) определяет девиацию как проявление влияния норм и ценностей субкультуры; - политологические объяснения (Г.Беккер) устанавливают взаимосвязи системы и проявление властных отношений общества с отклоняющимся поведением; 7. В жизнедеятельности людей важное значение имеет не только индивидуальное, но и коллективное поведение, что проявляется в различных нормах социальных движений. Тема 9 Социальные конфликты
2.Основные теории конфликтов. 3.Структура социального конфликта, его причины и проявления в современном Казахстане
1. Социальный конфликт - "борьба за ценности и статусные привилегии, за власть, в которой цели противостоящих сторон состоят не только во владении ими, но и в нейтрализации или устранении соперника" (Л.Козер). 2. Конфликт социальный (от лат. Conflictus - столкновение) -предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей - классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития. 3. Конфликт социальный складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы. Он имеет вполне определенные причины, своих социальных носителей (классы, нации, социальные группы и т. д.), обладает определенными функциями, длительностью и степенью остроты. 5. Основные конфликтологические теории: - А.Смит считал, что основой конфликта являются деление общества на классы и экономическое соперничество между классами как движущая сила развития общества, - Л.Козер обосновал теорию позитивно-функционального конфликта. Конфликт - это борьба за ценности и претензии на определённый статус, власть и ресурсы, целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение противника, - Р.Даррендорф считал, что общество постоянно подвержено социальным изменениям, то есть всегда испытывает социальный конфликт.Социальное неравенство членов общества и порождённые им социальные противоречия создают социальную напряжённость и конфликт. Этапы конфликта: выявление сторон конфликта, формирование интересов группы и направленности на их защиту; осознание скрытых (латентных) интересов субъектов и организация групп, имеющих общие интересы; столкновение групп (классов, наций, партий и т.д.) 8. Конфликты классифицируются по сферам жизни (социальный конфликт, национальный конфликт т.п.), а также в зависимости от субъектов и зон разногласий: - личностный конфликт (происходящий на уровне сознания личности), - межгрупповой конфликт (развивающийся между социальными группами и общностями); - конфликт принадлежности (когда индивиды имеют двойную принадлежность - например, входят в конкурирующие, но преследующие одну цель группы); - конфликт с внешней средой (испытывающий давление со стороны административных, экономических норм и предписаний, конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы) 9. Типы социального конфликта: -конфронтация (пассивное противостояние групп), - соперничество (борьба за признание личных достижений и творческих способностей), - конкуренция (борьба за получение выгоды, прибыли, доступа к благам) -схватка (непримиримые противоречия, где цель – победа), 10. Функции социальных конфликтов могут быть негативными и позитивными. Позитивные функции: -информационно - познавательная, когда социальный конфликт сигнализирует о наличии проблемы, требующей решения, - интегративная, когда возникновение, развитие, а главное, разрешение конфликта сплачивает группы, сообщества, способствует гармонизации общественных отношений и тем самым содействует формированию необходимого равновесия в общественной жизни, 11. Стадии социального конфликта: - начавшийся конфликт - разрастание конфликта длится до первых результатов противоборства, на этой стадии возможен компромисс, -сделать конфликты достоянием гласности; 13. Методы разрешения конфликта: - метод избегания конфликта (конфликт не ликвидируется, так как остаётся его причина); - метод переговоров снижает остроту конфликта, открывает путь к сотрудничеству; - метод третейского разбирательства (арбитраж). При разборе конфликта строго придерживаются норм законов (в том числе международного права).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.159 (0.012 с.) |