Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6 Социальная мобильность в обществе

Поиск

 

1.Сущность и основные типы мобильности.

2.Показатели мобильности.

3.Особенности мобильности в современном казахстанском обществе

Материалы к лекции

1.Социальная мобильность – изменение положения индивида или группы в социальном пространстве, т.е. переход от одной социальной позиции к другой.

Основные виды мобильности:

- межпоколенная (изменение положения детей относительно родителей);

- внутрипоколенная (изменение положения индивида вне сравнения с родителями на протяжении жизни).

Основные типы мобильности:

- вертикальная (перемещение из одной социальной группы в другую, находящуюся на различных уровнях: выше - восходящая мобильность, ниже- нисходящая мобильность);

- горизонтальная (перемещение из одной социальной группы в другую, находящуюся на одном уровне).

- индивидуальная мобильность (перемещение каждого члена общества независимо от других);

- групповая мобильность (перемещение социальных групп);

- организованная мобильность (перемещение члена общества или социальной группы управляется государством с их согласия, так и без согласия);

- структурная мобильность (вызывается изменениями в структуре народного хозяйства помимо воли и сознания отдельных индивидов).

2.Социальная мобильность характеризуется количественной оценкой. Для этого используется:

- скорость мобильности - «…число страт – экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени»;

- интенсивность мобильности – число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени.

Для анализа процесса социальной мобильности в целом, применяется совокупный индекс мобильности для данной социальной общности, видами деятельности или общества в целом.

3.При изучении социальной мобильности учитываются следующие моменты:

- число и размер классов и статусных групп;

- объем мобильности индивидов и перехода из одной группы в другую;

- степень разграничения социальных страт по типам поведения (стилю жизни) и уровню классового самосознания;

- вид или размер собственности, которой владеет индивид, род занятий, а также ценности, которые определяют тот или иной статус;

- распределение власти между классами и статусными группами.

Изменение мобильности по отдельным социальным группам описывается следующими показателями:

-коэффициент мобильности выхода из социальной группы;

-коэффициент мобильности входа в социальную группу;

-дистанция мобильности – количество позиций, на которые поднялся или опустился индивид.

4. Каналами социальной мобильности выступают:

-изменение образа жизни;

-развитие типичного статусного поведения;

-изменение социального окружения;

-использование социальных институтов (армия, церковь, школа, семья, собственность).

5.Особый вид мобильности - миграция (процесс изменения постоянного места проживания индивидов или социальных групп при перемещении в другой регион или страну). В механизм миграции входит:

-выталкивание;

-притяжение;

-пути миграции.

 

Тема 7 Личность в системе социальных отношений

1.Основные концепции личности.

2.Процесс социализации. Социальные типы личности.

3 Особенности формирования социального типа личности в современном Казахстане

Материалы к лекции

1.При рассмотрении личности как общесоциологической категории существует несколько социологических подходов:

-ролевая концепция личности (Дж.Мид, Т.Парсонс и др.) рассматривает личность как функцию от множества социальных ролей, присущих индивиду в обществе. Личность обладает собственной внутренней структурой (идеи, желания, установки), которая располагает их к определенным ролям, сами «ролевые ожидания» вытекают из требований социальной системы;

-поведенческая (бихевиористская) концепция (Б.Скиннер, Дж.Хоманс) основное внимание уделяет непосредственно наблюдаемому поведению людей, рассматривает личность как систему реакции на различные стимулы;

-деятельностный подход (Л.С.Виготский) рассматривает личность как деятельностное существо. Главное для индивида- это усвоение социальных, стратегически сложившихся видов и форм деятельности, что преобразуется во внутренние процессы личности.

-фрейдистская концепция (З.Фрейд, Э.Фраин, К.Хорни) выделяет 3 уровня в сущности личности, создавая иерархию бессознательности, подсознательного и сознательного в ее поведении.

2.Личность выступает, с одной стороны, как конкретный индивид в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей; с другой стороны, как совокупность социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими личностями.

Личность – это член общества, выполняющий основные нормы общества.

3.Эти качества личность приобретает в процессе социализации. Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются жизненный опыт, определенная система знаний, норм, ценностных ориентаций, присущих той или иной группе людей или всему обществу, к которому он принадлежит. Это процесс формирования социальных качеств человека, превращения его в личность, полноправного члена общества.

4.Основные стадии социализации: 1.дотрудовая, 2.трудовая, 3.послетрудовая.

5.В процессе социализации личность выступает не только как объект, испытывающий на себе воздействие всего механизма социализации, но и как субъект, определяющий свою социальную принадлежность и социальную роль. Это проявляется в основных сферах жизнедеятельности- в самосознании, общении, деятельности.

4.Выделяются следующие социальные типы личности:

-нормативная личность (идеальный тип личности данного общества);

-модальная личность (отклоняющаяся от идеального типа личности);

-традиционалисты (ориентированы на ценностях долга, дисциплины, законопослушания при низком уровне самостоятельности и самореализации);

-идеалисты (критически относятся к традиционным нормам, высокий уровень саморазвития);

-реалисты (сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга) и др.

5.Вступая во взаимодействие, личность реализует свои социальные функции, обусловленные социальным статусом.

Социальный статус – совокупный показатель положения личности или социальной группы в обществе. Статус определяет содержание и характер, продолжительность и интенсивность социальных отношений, это отражается в системе статусного набора (личный статус, главный статус, социальный статус, достигаемый статус и т.п.)

Социальная роль – модель поведения, ожидаемая от того, кто имеет определенный социальный статус. Все социальные роли личности подразделяются на предписанные (определяемые полом, возрастом, происхождением, национальностью и т.п.) и достигаемые (связанные с условиями в процессе приобретения социальных статусов).

6. В социологии рассматриваются основные типы социальных ролей:

-представляемая роль– система определенных ожиданий индивидов и социальных групп, ориентированных на субъекты ролевого поведения;

-субъективно воспринимаемая роль – субъективное представление личности о том, как он должен поступать в соответствии с социальным статусом;

-играемая роль – реальное поведение данной личности.

7.Квалификация выполнения социальных ролей (Т. Парсонс) по критериям:

-эмоциональность; способность получения роли; масштаб выполнения роли; формализация роли; мотивация выполнения роли.

 

 

Тема 8 Социальное поведение

1.Основные типы социального поведения.

2.Социальный контроль и его формы.

3.Девиантное поведение, причины девиации в современном Казахстане

Материалы к лекции

1. Социальное поведение - это система взаимосвязанных действий, осуществляемых личностью с целью реализации определенной социальной роли. Социология исследует поведение в терминах деятельность, общение, вознаграждение, ценности и вознаграждение.

Микросоциология изучает поведение индивидов в малых группах (семья, группа сверстников, трудовой коллектив и т.п.).

Макросоциология исследует поведение в процессах взаимодействия крупных социальных общностей (этносов, социальных институтов, государств).

Поведение личности в обществе является социальным, если оно, во-первых, мотивированно, во-вторых, ориентировано на поведение других людей (М. Вебер).

2.Существует несколько теорий социального поведения:

- М.Вебер выделял 4 типа социального поведения личности:

1.целерациональное (осознаны цели действия и рациональность средств достижения поставленной цели); 2.ценностно-рациональное (подчинено определенным ценностям, нормам); 3.аффективное (эмоциональное); 4.традиционное (поведенческое);

- в бихевиористском подходе (Э.Торндайн, Д.Уотсон и др.) поведение базируется на 3 формах реакции на окружающую среду: 1.эмоциональная (чувство и эмоции); 2.компетентная (знания и размышления); 3.прямое реагирование (стимул – реакция).

- в теории обмена ( Дж, Хоманс) социальное поведение выступает как система обмена поведенческими актами;

- Ч.Кун вводит термин «зеркального я», согласно которому наше поведение зависит от отношений с другими индивидами;

- Т.Парсонс исследовал поведение как взаимодействие социальных субъектов, связанных между собой «системой взаимных ожиданий».

Таким образом, поведение личности определяется под влиянием сделанного выбора в определенной проблемной ситуации.

3.Социальное поведение личности регламентируется системой социального контроля.

Социальный контроль – это совокупность норм, с помощью которых общество гарантирует конформистское поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям. Формы социального контроля: социализация; групповое давление; принуждение. Социальное поведение упорядочивается и регулируется с помощью социальных норм и ценностей. Для контроля за соблюдением норм и ценностей применяются социальные санкции - реакция общества на выполнение личностью своей социальной роли и соответствие социального статуса. Санкции подразделяются на негативные (наказания, порицания), позитивные (поощрение), формальные (через официальные институты), неформальные (общественное мнение первичных групп).

4.Социальный контроль способствует формированию общественных типов социального поведения:

-конформистский - согласованность целей и средств;

-инновация - стремление к социально значимым целям при отклонении одобряемых средств их достижения;

-мятеж (бунт) - отказ от целей и средств общества, замена их другими.

5.Виды поведения, которые способствуют общепринятым в обществе нормам – нормативные,

виды поведения, которые отклоняются от норм - девиантные.

Основные типы девиантного поведения:

-деструктивное поведение (причиняет вред только самой личности);

-асоциальное поведение (причиняет вред личности и социальным общностям);

-противоправное поведение (нарушение моральных и правовых норм).

Девиантное поведение выражается в трех формах – в поступке, деятельности, образе жизни.

6. При объяснении причин девиантного поведения выдвигаются 5 основных теорий:

- биологическое объяснение (И.Ломбразо, У.Шелдон) устанавливает связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами;

- психологические объяснения (З.Фрейд) учитывает особенности характера личности, его влияние на поведение;

- социологические объяснения (Э.Дюркгейм) связывают девиантное поведение с особенностями социального развития общества;

- культурологические объяснения (А.Миллер, Э.Сатерленд) определяет девиацию как проявление влияния норм и ценностей субкультуры;

- политологические объяснения (Г.Беккер) устанавливают взаимосвязи системы и проявление властных отношений общества с отклоняющимся поведением;

7. В жизнедеятельности людей важное значение имеет не только индивидуальное, но и коллективное поведение, что проявляется в различных нормах социальных движений.

Тема 9 Социальные конфликты


1.Понятие социального конфликта.

2.Основные теории конфликтов.

3.Структура социального конфликта, его причины и проявления в современном Казахстане


Материалы к лекции

1. Социальный конфликт - "борьба за ценности и статусные привилегии, за власть, в которой цели противостоящих сторон состоят не только во владении ими, но и в нейтрализации или устранении соперника" (Л.Козер).

2. Конфликт социальный (от лат. Conflictus - столкновение) -предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей - классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития.

3. Конфликт социальный складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы. Он имеет вполне определенные причины, своих социальных носителей (классы, нации, социальные группы и т. д.), обладает определенными функциями, длительностью и степенью остроты.
4. Основные функции социального конфликта: интеграция социальной структуры; сохранение солидарности внутри групп; укрепление межчеловеческих отношений; управление социальными изменениями

5. Основные конфликтологические теории:

- А.Смит считал, что основой конфликта являются деление общества на классы и экономическое соперничество между классами как движущая сила развития общества,

- Л.Козер обосновал теорию позитивно-функционального конфликта. Конфликт - это борьба за ценности и претензии на определённый статус, власть и ресурсы, целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение противника,
- Г.Зиммель определял конфликт как социализирующую силу, объединяющую противоборствующие стороны,

- Р.Даррендорф считал, что общество постоянно подвержено социальным изменениям, то есть всегда испытывает социальный конфликт.Социальное неравенство членов общества и порождённые им социальные противоречия создают социальную напряжённость и конфликт.

Этапы конфликта: выявление сторон конфликта, формирование интересов группы и направленности на их защиту; осознание скрытых (латентных) интересов субъектов и организация групп, имеющих общие интересы; столкновение групп (классов, наций, партий и т.д.)
6. В закрытом обществе конфликты разрушают социальные связи, приводят его к революции. В открытом обществе конфликтам даётся выход, они могут способствовать развитию общества.
7. Структурные элементы конфликта - необходимые сущностные параметры явления, без наличия которых конфликт не может развиваться как динамически взаимосвязанная целостная система и как процесс.
Выделяют следующие структурные элементы конфликта:
- Участник социального конфликта- любой человек (группа, организация), не отдающий себе отчёта в целях конфликта, возможно, случайно оказавшийся в зоне конфликта.
- Субъект социального конфликта человек или социальная группа, способные самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами.
– Субъектами конфликта выступают три вида социальных групп:
первичные непосредственные участники конфликта;
вторичные, непосредственно не участвующие в конфликте, но вносящие "вклад" в его разжигание;
третьи группы - силы, заинтересованные в разрешении конфликта (Р.Даррендорф)

8. Конфликты классифицируются по сферам жизни (социальный конфликт, национальный конфликт т.п.), а также в зависимости от субъектов и зон разногласий:

- личностный конфликт (происходящий на уровне сознания личности),
- межличностный конфликт (разногласия и противоречия между членами общества),

- межгрупповой конфликт (развивающийся между социальными группами и общностями);

- конфликт принадлежности (когда индивиды имеют двойную принадлежность - например, входят в конкурирующие, но преследующие одну цель группы);

- конфликт с внешней средой (испытывающий давление со стороны административных, экономических норм и предписаний, конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы)

9. Типы социального конфликта:

-конфронтация (пассивное противостояние групп),

- соперничество (борьба за признание личных достижений и творческих способностей),

- конкуренция (борьба за получение выгоды, прибыли, доступа к

благам)

-схватка (непримиримые противоречия, где цель – победа),
-дебаты (возможны маневры, в итоге возможен компромисс),
- игра (конфликт в рамках правил)

10. Функции социальных конфликтов могут быть негативными и позитивными.

Позитивные функции:

-информационно - познавательная, когда социальный конфликт сигнализирует о наличии проблемы, требующей решения,

- интегративная, когда возникновение, развитие, а главное, разрешение конфликта сплачивает группы, сообщества, способствует гармонизации общественных отношений и тем самым содействует формированию необходимого равновесия в общественной жизни,
- динамическая функция конфликта, когда конфликт может выступать стимулятором и движущей силой социальных изменений.

11. Стадии социального конфликта:
- предконфликтная ситуация - предшествует конфликту, развивается в него. Противоборствующие стороны осознают причину и цель конфликта, оценивают свои возможности, ищут сторонников, вырабатывают стратегию действий,

- начавшийся конфликт - разрастание конфликта длится до первых результатов противоборства, на этой стадии возможен компромисс,
- разрешение конфликта - завершение инцидента. Полное разрешение: борьба сменяется сотрудничеством. Частичное разрешение: сохранены побудительные установки к продолжению конфликта.
12. В социологии выработана технология регулирования и управления конфликтами. Разрешению конфликта способствуют следующие меры:

-сделать конфликты достоянием гласности;
-снизить степень социально-психологического напряжения.

13. Методы разрешения конфликта:

- метод избегания конфликта (конфликт не ликвидируется, так как остаётся его причина);

- метод переговоров снижает остроту конфликта, открывает путь к сотрудничеству;
- метод использования посредничества. Функции посредника могут выполнять частные лица, любые учреждения и организации;
- метод откладывания нередко означает сдачу позиций, но по мере накопления сил при благоприятной ситуации сдавшаяся сторона пытается взять реванш;

- метод третейского разбирательства (арбитраж). При разборе конфликта строго придерживаются норм законов (в том числе международного права).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.29 (0.014 с.)