![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6 Социальная мобильность в обществеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1.Сущность и основные типы мобильности. 2.Показатели мобильности. 3.Особенности мобильности в современном казахстанском обществе Материалы к лекции 1.Социальная мобильность – изменение положения индивида или группы в социальном пространстве, т.е. переход от одной социальной позиции к другой. Основные виды мобильности: - межпоколенная (изменение положения детей относительно родителей); - внутрипоколенная (изменение положения индивида вне сравнения с родителями на протяжении жизни). Основные типы мобильности: - вертикальная (перемещение из одной социальной группы в другую, находящуюся на различных уровнях: выше - восходящая мобильность, ниже- нисходящая мобильность); - горизонтальная (перемещение из одной социальной группы в другую, находящуюся на одном уровне). - индивидуальная мобильность (перемещение каждого члена общества независимо от других); - групповая мобильность (перемещение социальных групп); - организованная мобильность (перемещение члена общества или социальной группы управляется государством с их согласия, так и без согласия); - структурная мобильность (вызывается изменениями в структуре народного хозяйства помимо воли и сознания отдельных индивидов). 2.Социальная мобильность характеризуется количественной оценкой. Для этого используется: - скорость мобильности - «…число страт – экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени»; - интенсивность мобильности – число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Для анализа процесса социальной мобильности в целом, применяется совокупный индекс мобильности для данной социальной общности, видами деятельности или общества в целом. 3.При изучении социальной мобильности учитываются следующие моменты: - число и размер классов и статусных групп; - объем мобильности индивидов и перехода из одной группы в другую; - степень разграничения социальных страт по типам поведения (стилю жизни) и уровню классового самосознания; - вид или размер собственности, которой владеет индивид, род занятий, а также ценности, которые определяют тот или иной статус;
- распределение власти между классами и статусными группами. Изменение мобильности по отдельным социальным группам описывается следующими показателями: -коэффициент мобильности выхода из социальной группы; -коэффициент мобильности входа в социальную группу; -дистанция мобильности – количество позиций, на которые поднялся или опустился индивид. 4. Каналами социальной мобильности выступают: -изменение образа жизни; -развитие типичного статусного поведения; -изменение социального окружения; -использование социальных институтов (армия, церковь, школа, семья, собственность). 5.Особый вид мобильности - миграция (процесс изменения постоянного места проживания индивидов или социальных групп при перемещении в другой регион или страну). В механизм миграции входит: -выталкивание; -притяжение; -пути миграции.
Тема 7 Личность в системе социальных отношений 1.Основные концепции личности. 2.Процесс социализации. Социальные типы личности. 3 Особенности формирования социального типа личности в современном Казахстане Материалы к лекции 1.При рассмотрении личности как общесоциологической категории существует несколько социологических подходов: -ролевая концепция личности (Дж.Мид, Т.Парсонс и др.) рассматривает личность как функцию от множества социальных ролей, присущих индивиду в обществе. Личность обладает собственной внутренней структурой (идеи, желания, установки), которая располагает их к определенным ролям, сами «ролевые ожидания» вытекают из требований социальной системы; -поведенческая (бихевиористская) концепция (Б.Скиннер, Дж.Хоманс) основное внимание уделяет непосредственно наблюдаемому поведению людей, рассматривает личность как систему реакции на различные стимулы; -деятельностный подход (Л.С.Виготский) рассматривает личность как деятельностное существо. Главное для индивида- это усвоение социальных, стратегически сложившихся видов и форм деятельности, что преобразуется во внутренние процессы личности. -фрейдистская концепция (З.Фрейд, Э.Фраин, К.Хорни) выделяет 3 уровня в сущности личности, создавая иерархию бессознательности, подсознательного и сознательного в ее поведении.
2.Личность выступает, с одной стороны, как конкретный индивид в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей; с другой стороны, как совокупность социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими личностями. Личность – это член общества, выполняющий основные нормы общества. 3.Эти качества личность приобретает в процессе социализации. Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются жизненный опыт, определенная система знаний, норм, ценностных ориентаций, присущих той или иной группе людей или всему обществу, к которому он принадлежит. Это процесс формирования социальных качеств человека, превращения его в личность, полноправного члена общества. 4.Основные стадии социализации: 1.дотрудовая, 2.трудовая, 3.послетрудовая. 5.В процессе социализации личность выступает не только как объект, испытывающий на себе воздействие всего механизма социализации, но и как субъект, определяющий свою социальную принадлежность и социальную роль. Это проявляется в основных сферах жизнедеятельности- в самосознании, общении, деятельности. 4.Выделяются следующие социальные типы личности: -нормативная личность (идеальный тип личности данного общества); -модальная личность (отклоняющаяся от идеального типа личности); -традиционалисты (ориентированы на ценностях долга, дисциплины, законопослушания при низком уровне самостоятельности и самореализации); -идеалисты (критически относятся к традиционным нормам, высокий уровень саморазвития); -реалисты (сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга) и др. 5.Вступая во взаимодействие, личность реализует свои социальные функции, обусловленные социальным статусом. Социальный статус – совокупный показатель положения личности или социальной группы в обществе. Статус определяет содержание и характер, продолжительность и интенсивность социальных отношений, это отражается в системе статусного набора (личный статус, главный статус, социальный статус, достигаемый статус и т.п.) Социальная роль – модель поведения, ожидаемая от того, кто имеет определенный социальный статус. Все социальные роли личности подразделяются на предписанные (определяемые полом, возрастом, происхождением, национальностью и т.п.) и достигаемые (связанные с условиями в процессе приобретения социальных статусов). 6. В социологии рассматриваются основные типы социальных ролей: -представляемая роль– система определенных ожиданий индивидов и социальных групп, ориентированных на субъекты ролевого поведения; -субъективно воспринимаемая роль – субъективное представление личности о том, как он должен поступать в соответствии с социальным статусом; -играемая роль – реальное поведение данной личности. 7.Квалификация выполнения социальных ролей (Т. Парсонс) по критериям: -эмоциональность; способность получения роли; масштаб выполнения роли; формализация роли; мотивация выполнения роли.
Тема 8 Социальное поведение 1.Основные типы социального поведения. 2.Социальный контроль и его формы. 3.Девиантное поведение, причины девиации в современном Казахстане Материалы к лекции 1. Социальное поведение - это система взаимосвязанных действий, осуществляемых личностью с целью реализации определенной социальной роли. Социология исследует поведение в терминах деятельность, общение, вознаграждение, ценности и вознаграждение.
Микросоциология изучает поведение индивидов в малых группах (семья, группа сверстников, трудовой коллектив и т.п.). Макросоциология исследует поведение в процессах взаимодействия крупных социальных общностей (этносов, социальных институтов, государств). Поведение личности в обществе является социальным, если оно, во-первых, мотивированно, во-вторых, ориентировано на поведение других людей (М. Вебер). 2.Существует несколько теорий социального поведения: - М.Вебер выделял 4 типа социального поведения личности: 1.целерациональное (осознаны цели действия и рациональность средств достижения поставленной цели); 2.ценностно-рациональное (подчинено определенным ценностям, нормам); 3.аффективное (эмоциональное); 4.традиционное (поведенческое); - в бихевиористском подходе (Э.Торндайн, Д.Уотсон и др.) поведение базируется на 3 формах реакции на окружающую среду: 1.эмоциональная (чувство и эмоции); 2.компетентная (знания и размышления); 3.прямое реагирование (стимул – реакция). - в теории обмена ( Дж, Хоманс) социальное поведение выступает как система обмена поведенческими актами; - Ч.Кун вводит термин «зеркального я», согласно которому наше поведение зависит от отношений с другими индивидами; - Т.Парсонс исследовал поведение как взаимодействие социальных субъектов, связанных между собой «системой взаимных ожиданий». Таким образом, поведение личности определяется под влиянием сделанного выбора в определенной проблемной ситуации. 3.Социальное поведение личности регламентируется системой социального контроля. Социальный контроль – это совокупность норм, с помощью которых общество гарантирует конформистское поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям. Формы социального контроля: социализация; групповое давление; принуждение. Социальное поведение упорядочивается и регулируется с помощью социальных норм и ценностей. Для контроля за соблюдением норм и ценностей применяются социальные санкции - реакция общества на выполнение личностью своей социальной роли и соответствие социального статуса. Санкции подразделяются на негативные (наказания, порицания), позитивные (поощрение), формальные (через официальные институты), неформальные (общественное мнение первичных групп). 4.Социальный контроль способствует формированию общественных типов социального поведения:
-конформистский - согласованность целей и средств; -инновация - стремление к социально значимым целям при отклонении одобряемых средств их достижения; -мятеж (бунт) - отказ от целей и средств общества, замена их другими. 5.Виды поведения, которые способствуют общепринятым в обществе нормам – нормативные, виды поведения, которые отклоняются от норм - девиантные. Основные типы девиантного поведения: -деструктивное поведение (причиняет вред только самой личности); -асоциальное поведение (причиняет вред личности и социальным общностям); -противоправное поведение (нарушение моральных и правовых норм). Девиантное поведение выражается в трех формах – в поступке, деятельности, образе жизни. 6. При объяснении причин девиантного поведения выдвигаются 5 основных теорий: - биологическое объяснение (И.Ломбразо, У.Шелдон) устанавливает связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами; - психологические объяснения (З.Фрейд) учитывает особенности характера личности, его влияние на поведение; - социологические объяснения (Э.Дюркгейм) связывают девиантное поведение с особенностями социального развития общества; - культурологические объяснения (А.Миллер, Э.Сатерленд) определяет девиацию как проявление влияния норм и ценностей субкультуры; - политологические объяснения (Г.Беккер) устанавливают взаимосвязи системы и проявление властных отношений общества с отклоняющимся поведением; 7. В жизнедеятельности людей важное значение имеет не только индивидуальное, но и коллективное поведение, что проявляется в различных нормах социальных движений. Тема 9 Социальные конфликты
2.Основные теории конфликтов. 3.Структура социального конфликта, его причины и проявления в современном Казахстане
1. Социальный конфликт - "борьба за ценности и статусные привилегии, за власть, в которой цели противостоящих сторон состоят не только во владении ими, но и в нейтрализации или устранении соперника" (Л.Козер). 2. Конфликт социальный (от лат. Conflictus - столкновение) -предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей - классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития. 3. Конфликт социальный складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы. Он имеет вполне определенные причины, своих социальных носителей (классы, нации, социальные группы и т. д.), обладает определенными функциями, длительностью и степенью остроты. 5. Основные конфликтологические теории: - А.Смит считал, что основой конфликта являются деление общества на классы и экономическое соперничество между классами как движущая сила развития общества,
- Л.Козер обосновал теорию позитивно-функционального конфликта. Конфликт - это борьба за ценности и претензии на определённый статус, власть и ресурсы, целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение противника, - Р.Даррендорф считал, что общество постоянно подвержено социальным изменениям, то есть всегда испытывает социальный конфликт.Социальное неравенство членов общества и порождённые им социальные противоречия создают социальную напряжённость и конфликт. Этапы конфликта: выявление сторон конфликта, формирование интересов группы и направленности на их защиту; осознание скрытых (латентных) интересов субъектов и организация групп, имеющих общие интересы; столкновение групп (классов, наций, партий и т.д.) 8. Конфликты классифицируются по сферам жизни (социальный конфликт, национальный конфликт т.п.), а также в зависимости от субъектов и зон разногласий: - личностный конфликт (происходящий на уровне сознания личности), - межгрупповой конфликт (развивающийся между социальными группами и общностями); - конфликт принадлежности (когда индивиды имеют двойную принадлежность - например, входят в конкурирующие, но преследующие одну цель группы); - конфликт с внешней средой (испытывающий давление со стороны административных, экономических норм и предписаний, конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы) 9. Типы социального конфликта: -конфронтация (пассивное противостояние групп), - соперничество (борьба за признание личных достижений и творческих способностей), - конкуренция (борьба за получение выгоды, прибыли, доступа к благам) -схватка (непримиримые противоречия, где цель – победа), 10. Функции социальных конфликтов могут быть негативными и позитивными. Позитивные функции: -информационно - познавательная, когда социальный конфликт сигнализирует о наличии проблемы, требующей решения, - интегративная, когда возникновение, развитие, а главное, разрешение конфликта сплачивает группы, сообщества, способствует гармонизации общественных отношений и тем самым содействует формированию необходимого равновесия в общественной жизни, 11. Стадии социального конфликта: - начавшийся конфликт - разрастание конфликта длится до первых результатов противоборства, на этой стадии возможен компромисс, -сделать конфликты достоянием гласности; 13. Методы разрешения конфликта: - метод избегания конфликта (конфликт не ликвидируется, так как остаётся его причина); - метод переговоров снижает остроту конфликта, открывает путь к сотрудничеству; - метод третейского разбирательства (арбитраж). При разборе конфликта строго придерживаются норм законов (в том числе международного права).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.80 (0.014 с.) |