ТОП 10:

Кафедра социально-гуманитарных наук



СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социально-гуманитарных наук

 

«Утверждаю»

 

Первый проректор_________Л.М.Гура

 

_____ _________________ 2008 г.

 

Учебная программа дисциплины

«Социология» в КМСОУП

Севастополь

 

 

I. ОПИСАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИОЛОГИЯ»

 

Группы П – 2, А, АН, УА, АР-3

 

Направление, специальность, образовательно-квалификационный уровень     Характеристика учебной дисциплины
Направления: 0401 Психология 0305 Филология Количество кредитов, соответствующих ECTS: 1,5 кредита Общее количество часов: 54 часа Тип: обязательная Год подготовки: 2,3 Семестр: I Лекции: 20 часов Семинары: 8 часов Самостоятельная работа: 21 час Индивидуальная работа: участие в конференциях, круглых столах, написание рефератов – 7 часов Модулей: 1 Содержательных модулей: 3 Вид контроля: дифференцированный зачет
Специальности: 6.040100 Психология 6.030500 Украинский язык и литература. Язык и литература (английский, русский) 6.030500 Язык и литература (английский, немецкий, русский)
Образовательно-квалификационный уровень: бакалавр

 

Группа УП-3

Направление, специальность, образовательно-квалификационный уровень     Характеристика учебной дисциплины
Направление: 0101 Педагогическое образование Количество кредитов, соответствующих ECTS: 2 кредита Общее количество часов: 72 часа Тип: обязательная Год подготовки: 1 Семестр: I Лекции: 20 часов Семинары: 8 часов Самостоятельная работа: 37 часов Индивидуальная работа: участие в конференциях, круглых столах, написание рефератов – 7 часов Модулей: 1 Содержательных модулей: 3 Вид контроля: дифференцированный зачет
Специальность: 7.010103Педагогика и методика среднего образования. Украинский язык и литература. 7.040101 Психология.
Образовательно-квалификационный уровень: бакалавр

 

 

II. ЦЕЛЬ КУРСА

Социология читается в настоящее время практически во всех высших учебных заведениях страны. Социологическое образование является неотъемлемой составляющей социально-гуманитарной подготовки специалистов любого профиля. Опираясь на факты, конкретные данные, оно позволяет дать объективный научный анализ социальной реальности, выходя на самые актуальные проблемы общественной жизни.

Данный курс подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом для высших и средних специальных учебных заведений. Вместе с тем курс написан на основе Программы для педагогических институтов и имеет профессиональную направленность. Это нашло отражение и в разработке тематики курса, и в его содержании. Достаточно широко раскрыты темы "Социология личности", "Социология семьи", "Социология воспитания", "Регулирование общественной жизни: управление и самоорганизация", которые представляются важными для любого специалиста, но для учителя - особенно.

В лекциях широко использован фактический материал. При раскрытии тем особое внимание уделяется анализу современных социальных проблем в Украине, России и других странах.

Цель курса - проследить основные этапы развития социологии, ознакомиться с ведущими отраслями социологической науки, а также узловыми проблемами современного общественного развития.

 

III. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Задачи курса:

- освоение категориального аппарата социологической науки;

- изучение основных этапов истории отечественной и зарубежной социологии;

- ознакомление с основными положениями о структуре общества, закономерностях развития социальных отношений;

- изучение основ отраслевой социологии и специальных социологических теорий;

- ознакомление с основными видами и методами социологического исследования;

Структура курса

Курс состоит из трех разделов. В первом разделе особое внимание уделено обществу как единой социальной системе и ее отдельным структурным составляющим. В ходе изучения учебного материала студенты приобретают знания по истории отечественной и зарубежной социологии, а также знакомятся с основами теоретической социологии. Второй раздел посвящен изучению отраслевой социологии. В третьем разделе на основе изученного по основным отраслям социологии материала, студенты получают знания и практические навыки по прикладной социологии.

 

В ходе изучения курса студенты должны знать:

- методы и функции социологии, ее объект и предмет;

- место социологии в системе гуманитарных наук и ее практическое значение;

-основные этапы истории отечественной и зарубежной социологии;

- основы теоретической социологии;

- специфику отраслевой социологии и специальных социологических теорий;

- методику и технику проведения эмпирических социологических исследований.

 

Уметь:

- разбираться в закономерностях функционирования и взаимодействия социальных общностей различного типа;

- применять социологические знания как инструмент анализа общественных отношений;

- анализировать специфику социальных явлений и процессов в обществе, трудовых коллективах, семье;

- выявлять постоянные источники напряженности и определять типы социальных конфликтов;

- понимать, как процесс социализации влияет на поведение и самооценку личности;

- применять методы сбора первичных данных, обработки и анализа результатов социологических исследований, подготовки отчета;

- вырабатывать в ходе проведения социологических исследований практические рекомендации.

 

IV. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержательный модуль 1. Социология как наука.

Тема 1. Предмет, структура и функции социологии

Объект, предмет социологии, методы социологического анализа. Понятие социального. Социологические законы и категории. Структура и функции социологии.

Социологические исследования как инструмент изучения общества, социальных групп и личности. Фундаментальные и прикладные исследования в социологии. Функции социологии: методологическая, познавательная, описательная, прогностическая. Место социологии в структуре современного научного знания. Социология и ее отношение с другими науками об обществе.

 

Тема 2. Основные этапы становления и развития социологии

Социальные условия и теоретические предпосылки становления и развития социологии. Концепция О.Конта. Три этапа развития научной мысли О.Конта. Социология как наука о человечестве. Человеческая природа и социальный порядок. Социология Г. Спенсера. Учение Э.Дюркгейма о разделении общественного труда. Социология и социализм. Социология и философия. Марксистская социология. Социально-экономический анализ капитализма. Социология и экономика. Кризисы в марксизме. "Понимающая социология" Г. Зиммеля и М. Вебера. История и социология.Отечественная социология и ее развитие до и после 1917 года. Теоретическая социология. Учение П. Сорокина (1889-1968 гг.). Концепция социокультурной динамики - анализ источников и движущих сил социальных изменений и их диалектика в обществе. Концепция Т. Парсонса (1902-1979 гг.). Теория социального действия и структурно-функционального анализа. Соединение эмпирического с теоретическим в социологии Р. Мертона. Теория функционального анализа и "среднего уровня".

 

Содержательный модуль 2. Личность и общество.

Тема 4. Общество как целостная социокультурная система

Общество как субъект социальной жизни, как совокупность способов взаимодействия индивидов и как определенный этап в развитии человечества. Системный подход к анализу общества. Структура общества, социальные общности и группы; этнос, класс, сословие, семья, социально-демографическая группа, социально-профессиональная группа, территориально-поселенческая общность. Социальные общности как источник самодвижения, социальных изменений. Основные функции общества как системы: экономическая, социальная, политическая, духовно-культурная, демографическая.

 

 

Тема 8. Социология личности

Личность и общество. Понятие личности в социологии. Биологическое и социальное в человеке. Индивид, человек. Аристотель, Платон, Гегель, Фейербах и русские философы о природе человека и социальной среде. Понятие отчуждения. Отчуждения в политической, экономической, социальной и духовной жизнедеятельности людей. Ролевые теории личности. Свобода человека: понятие, сфера развития, связь с ответственностью. Социальный статус личности (социальная позиция, материальное положение, самосознание, роль). Понятие социального поведения индивида как его взаимодействие с окружающей средой. Социальное поведение-отражение совокупности общественных отношений. Понятие девиации и конфронтации. Компоненты девиации, типы и факторы.

 

Тема 10. Социология семьи

Семья как социальный институт. Исторические формы семьи. З.Фрейд о сознательной и подсознательной мотивации поведения женщины и мужчины. Сущность, структура и функции современной семьи. Общественная ценность семьи ("производство и воспроизводство" жизни, воспитание детей, формирование их индивидуального сознания и т.д.) Женщина и семья. Дети, семья и социальное окружение. Положительные и отрицательные эмоции в воспитании человека. Кризис семейных отношений и пути выхода из него. Семья и семейные отношения в российском обществе: основные проблемы.

 

Литература

 

1. Дюркгейм Э. Метод социологии. - М., 1991.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. / Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.

3. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. / Вебер М. Избранное. Образ общества. - М., 1994.

4. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. - М..1998, гл 1.

5. Кравченко А. И. Социология. Общий курс. – М, 2002, гл.1.

6. Маркс К. Критика политической экономии. Введение./ Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.13.

7. Маркс К. Капитал.- гл.24 / К.Маркс, Ф. Энгельс. Соч.,т.23.

8. Парсонс Т. Система современных обществ. - М., 1997.

9. Мертон Р. Социальная структура и аномия. / Социологические исследования. 1992, N 2-4.

10. .Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М., 1995.

11. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

12. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия. Т.1. / Вестник МГУ. Серия 7. Философия.1993.N 4.

13. Американская социологическая мысль. Хрестоматия. Под ред. В.И.Добренькова. - М., 1994.

14. Современная социологическая теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас.- Новосибирск.1995.

15. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс.- М., 1991.

16. Современная западная социология. Словарь. – М,1990.

 

Литература

1. Астафьев А. У. Экономика любви: формирование гендерных стереотипов//Социс, № 2, 2002

2. Бауман З. Мыслить социологически. М., 1996.

3. Бергер П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива. М., 1996.

4. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М..1998, гл.3,4.

5. Голицын Г.А. Информация и творчество. М., 1997.

6. Иванова Е. И. Новые тенденции в процессе формирования семьи// Российское общество на рубеже веков: штрихи к портрету — М., 2000. – С.17-32.

7. Кравченко А. И. Социология. Общий курс. – М, 2002, гл.3.,5,6.

8. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

9. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.,1976.

10. Пригожин A.И. Современная социология организаций. - М., 1995.

11. Фролов С.С. Социология. М.,1996, раздел 3, гл. 2,3.

 

 

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996.

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М..1998., гл.6

3. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.). - СПб., 2000.
Коссов Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие. - М., 2000.
Кон И.С. Социология личности. - М., 1976.
Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. - М., 1996.

4. Кравченко А. И. Социология. Общий курс. – М, 2002, гл.4,6.

5. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в современной России//Социс № 2, 2002

6. Социальный контроль над девиантностью в современной России. - СПб., 1998.

7. Фролов С.С. Социология.- М.,1996, раздел 2, гл. 2,3.

Семинар 4. Трансформация постсоветского социального пространства.

 

  1. Социальное содержание модернизационного процесса.
  2. Постсовременное общество: парадигмальный сдвиг в социальном развитии.
  3. Современное украинское и российское общество между тремя эпохами.
  4. Динамика социально-групповой идентификации населения Украины и России.

Литература

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. М.,1998.

3. Бляхер Л.Е. Модель открытого общества в нестабильных системах// Российское общество на рубеже веков: штрихи к портрету — М., 2000. – С.105-120.

4. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М..1998., гл.3

5. Жижко Е.В. Российская трудовая этика в контексте экономической реформы// Российское общество на рубеже веков: штрихи к портрету — М., 2000. – С.202-218.

6. Здравомыслов А.К. Социология конфликта. М., 1996.

7. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.

8. Кравченко А. И. Социология. Общий курс. – М, 2002, гл.7.

9. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.

10. Советский простой человек. / Под ред. Ю.А. Левады. - М., 1993.

11. Судьбы людей. Россия. ХХ век. М., 1996.

12. Тоффлер О. Третья волна. М., 1995.

13. Фролов С.С. Социология.- М.,1996, раздел 5, гл. 1.

VII. Самостоятельная работа студентов

Темы для СРС.

Содержательный модуль 1.

1. Прикладное социологическое исследование: основные этапы и их краткая характеристика.

2. Программа и план социального исследования.

3. Основные типы выборки.

4. Сравнительный анализ основных методов сбора социальной информации.

5. Особенности обработки социальной информации. Анализ данных социальных исследований.

6.Техника социометрического исследования.

7.Методика и техника социологического опроса.

8.Основные виды интервью ( экспертные, нарративные, фокус-групповые ).

9.Анализ документов в количественной и качественной социологии.

10.Возможности эмпирической типологизации в современной социологии.

11.Биографический метод в социологии.

Литература

1.Батыгин Г.С Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.

2.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.

3.Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.,1998.

4.Основы прикладной социологии. Под ред. Шереги Ф.Э, Горшкова М.К.

5.Татарова Г.Г Методология анализа данных в социологии.Введение. М., 1998.

6.Рабочая книга социолога. М., 1983.

7.Белановский С.А. Метод фокус-групп. М., 1996.

8.Макаревич М.Н. Игровые методы в социологии. М. МГУ. 1984.

9.Биографический метод: история, методология, практика. / Под ред. Мещеркиной Е. и Семеновой В.- М., ИС РАН, 1994.

Содержательный модуль 2

1.Концепция "социального характера" Э. Фромма.

2.Т. Адорно. " Авторитарная личность".

3." Советский простой человек".

4.Личность в постсовременном обществе.

5.А. Маслоу. Гуманистическая концепция личности.

6.Личность в различных типах социальных систем.

7.Личность и толпа.

8.Биологическое и социальное в человеке.

Литература

1.Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

2.Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1997.

3.Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1998.

4.Й. Хейзинга. Homo Ludens . В тени завтрашнего дня. М., 1992.

5.Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб, 1997.

6.Московичи С. Век толп. М.,1996.

7.Канетти Э. Масса и власть. М.,1997.

8.Советский простой человек. / Под ред. Ю.А. Левады. - М., 1993.

9.Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.

10.Судьбы людей. Россия. ХХ век. М., 1996.

11.Левантин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.. 1993.

Содержательный модуль 3

1.Информационное общество.

2.Альтернативная цивилизация.

3.Постмодернизм как самосознание современного западного общества.

4.Бюрократизм как форма "современной" хозяйственной организации.

5.Социальное содержание модернизационного процесса.

6.Постсовременное общество: парадигмальный сдвиг в социальном развитии.

5.Смена управленческих парадигм.

6.Типы конфликта и способы их разрешения в различных типах социальных систем.

7.Власть и лидерство. Типы лидерства.

Литература

1.Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2.Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.

3.Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. М.,1998.

4.Тоффлер О. Третья волна. М., 1995.

5.Тоффлер О. Футурошок. М., 1997.

6.Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.

7.Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.

8.Шаститко А.Е Новая теория фирмы. М., 1996.

9.Друкер П. Эффективный управляющий. М., 1994.

10.Оучи У.Г. Методы организации производства: японский и американский подходы. М., 1991.

11.Здравомыслов А.К. Социология конфликта. М., 1996.

12.Фишер Р., Ури У. Путь к согласию. Или переговоры без поражений. М., 1990

VIII. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Формой отчетности по индивидуальной работе в курсе «Социология» является либо подготовка и представление презентации, либо подготовка и защита реферата по одной из предложенных тем:

1. Социально-теоретические предпосылки возникновения социологии.

2. Объект и предмет социологии.

3. Понятие «социальное» в социологическом познании и его свойства.

4. Структура социологического знания.

5. Функции социологии.

6. Специфика социологического метода и ступени социологического познания.

7. Социальные законы: сущность, типы и особенности.

8. Социология в системе социо-гуманитарных наук.

9. Основные подходы к определению понятия «общество».

10. Понимание общества в истории социологии и современных социологических теориях.

11. Особенности системного и функционального подходов к анализу общества.

12. Понятие социальной структуры, ее виды и иерархия.

13. Общество как социальная система (системный подход к его изучению).

14. Cтруктурная композиция общества.

15. Особенности общества как целостности: основные признаки общества.

16. Условия жизнедеятельности общества.

17. Типология общества.

18. Тенденции и перспективы развития социальной структуры современного украинского общества.

19. Социальное неравенство и теории социальной стратификации.

20. Системы социальной стратификации.

21. Социальная мобильность.

22. Изучение социальной стратификации и мобильности в отечественной социологии.

23. Понятие социальных связей. Социальные контакты.

24. Сущность социального действия и его виды.

25. Понятие социального взаимодействия.

26. Теории социального взаимодействия (теория обмена Дж. Хоманса, символический интеракционизм, этнометодология, теория управления впечатлениями).

27. Социальные отношения.

28. Понятие и виды социальных общностей.

29. Особенности социальных групп, их структура и классификация.

30. Исследования социальных групп в истории социологии.

31. Малые социальные группы и коллективы.

32. Социальная организация, ее структура, виды и управление.

33. Социально-этнические общности и проблемы современных межэтнических отношений.

34. Социально-территориальные общности. Социальные проблемы города и деревни.

35. Социальные институты.

36. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

37. Социальный контроль, его функции и структура.

38. Понятие личности в социологическом познании: соотношение биологического и социального в человеке, социально-типические черты личности.

39. Социальная структура личности.

40. Социологические теории личности.

41. Социализация личности.

42. Культура в социологическом познании: культура и общество. Виды культуры.

43. Культура: структурный и институциональный характер.

44. Социальные изменения и социальные процессы: сущность и виды.

45. Социальные движения.

46. Социальный конфликт.

47. Социологический подход к инновациям.

48. Теория модернизации и ее роль в понимании общественного развития.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996./Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. - М., 1996.

2. Бауман 3. Мыслить социологически. - М., 1996.

3. Бергер П.Л. Приглашение в социологию. - М., 1996.

4. Богомлова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. - М., 1988.

5. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. - М., 1998.

6. Валентей С.Д., Нестеров Л.И. Развитие общества в теориях социальных альтернатив. - М., 2003.

7. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). - СПб., 2003.

8. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая теория и социальный институт. - СПб.,1996.

9. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России/ Отв. ред. В.Г.Хорос. - М., 1998.

10. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: Уч пособ. - М., 2003.

11. Громов И.А., Стельмашук Г.В. Культура как предмет социально-философского познания. - СПб., 1999.

12. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.). - СПб., 2000.

13. Ельмеев В.Я. Социологический метод: теория, онтология, логика. - СПб., 1995.

14. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.,1996.

15. Зайцев А.К. Социальный конфликт. - М., 2000.

16. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. - М.2002.

17. Ионин Л.Г. Социология культуры - М.2000.

18. Коссов Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие. - М., 2000.

19. Кон И.С. Социология личности. - М., 1976.

20. Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. - М.,1998.

21. Оганов А.А. Теория культуры. Уч. пособ. - М., 2003.

22. Пригожин A.И. Современная социология организаций. - М., 1995.

23. Руткевич М.Н. Общество как система: Социологические очерки. - СПб., 2001.

24. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. - М., 1996.

25. Рабочая книга социолога/ Под ред. Г.В.Осипова. - М, 2003.

26. Социальный контроль над девиантностью в современной России. - СПб., 1998.

27. Теория общества: Сб. /Общ. ред А.Ф.Филиппова. - М.,1999.

28. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. - М., 2000.

29. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.. 1996.

30. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М., 2004.

31. Яковлев A.M. Социальная структура общества. - М., 2003.

32. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М., 1998.

 

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Объект и предмет социологии.

2. Понятие «социальное» в социологическом познании и его свойства.

3. Специфика социологического метода и ступени социологического познания.

5. Социальные законы: сущность, типы и особенности

6. Основные подходы к определению понятия «общество».

7. Особенности системного и функционального подходов к анализу общества.

8. Понятие социальной структуры, ее виды и иерархия.

9. Общество как социальная система (системный подход к его изучению).

10. Условия жизнедеятельности общества.

11. Типология общества.

12. Социальное неравенство и теории социальной стратификации.

13. Системы социальной стратификации.

14. Социальная мобильность.

15. Сущность социального действия и его виды.

16. Теории социального взаимодействия (теория обмена Дж. Хоманса, символический интеракционизм, этнометодология, теория управления впечатлениями).

17. Социальные отношения.

18. Понятие и виды социальных общностей.

19. Особенности социальных групп, их структура и классификация.

20. Социальная организация, ее структура, виды и управление.

21. Социально-этнические общности и проблемы современных межэтнических отношений.

22. Социальные институты.

23. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

24. Социальный контроль, его функции и структура.

25. Понятие личности в социологическом познании: соотношение биологического и социального в человеке, социально-типические черты личности.

26. Социологические теории личности.

27. Социализация личности.

28. Социальный конфликт.

IХ. ОЦЕНИВАНИЕ

Учебные пособия

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. - М., 2000.

2. Воронцов А.В. История социологии ХІХ – начало ХХ века: в 2 ч. Ч. 1. Западная социология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540400 «Соц.- экон. образование»/А.В. Воронцов, И.А. Громов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 423 с.

3. Громов. И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. Уч. пособ. - СПб., 2003.

4. Жоль К.К. Соціологія: Навч. посібник/ К.К. Жоль. – Київ: Либідь, 2005. – 440 с.

5. Кравченко А И, Введение в социологию. М., 1994.

6. Погорілий О.І. Соціологічна думка ХХ ст.: Навч. посібник/ О.І. Погорілий. – Київ: Либідь, 1996. – 224 с.

7. Ритцер Дж. Современные социологические теории. - СПб., 2002.

8. Социология в России/Под ред. В.А.Ядова - М., 1998.

9. Социология. Энциклопедия./ Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова. – Минск: Книжный Дом, 2003. – 1312 с.

10. Фролов С.С. Социология. - М., 1996.

11. Ядов В.А. Некоторые проблемы теории и методологии социологических исследований // Стратегия социологического исследования. М., 1998. Гл. 1.

Основная литература

1. Вебер М. Понятие социологии и «смысла» социального действия // Избранные произведения. М., 1990;

2. Дюркгейм Э. Что такое социальный факт? // О разделении общественного труда. Метод социологии (гл. 1). М., 1991;

3. Зиммель Г. Проблема социологии // Западно-европейская социология XIX - начала XX века. Тексты. Под ред. В.И.Добренькова. М., 1996.

4. Ковалевский М.М. Социология. Спб., 1910, т. 1- Введение;

5. Конт О. Курс положительной философии // Западно-европейская социология XIX века. Тексты. Под ред. В.И.Добренькова. М., 1996;

6. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Сочинения, т. 13.

7. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000. Структура социального действия. Гл. 1. Введение;

8. Сорокин ПА. Предмет социологии // Система социологии. 1993. М., т. 1, гл. 1;

9. Спенсер Г. Общество есть организм / Основания социологии // Западно-европейская социология XIX века. Тексты. Под ред. В.И.Добренькова. М., 1996.

Дополнительная литература

1. Американская социологическая мысль: Хрестоматия / Под ред. В. И. Добренькова. М., 1994.

2. Арон Раимон. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

3. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.

4. Бурдье Пьер. Социология политики. М., 1993.

5. Ведерников В. М. Военная социология: вопросы теории, методологии, истории и практики. М., 1994.

6. Гидденс Энтони, Социология (реферат). Челябинск, 1992.

7. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995.

8. Зборовский Г. Е., Орлов Г. П. Введение в социологию. Екатеринбург, 1992.

9. Зборовский Г. Е. Орлов Г. П. Социология. М., 1995.

10. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. Россия на путях преодоления кризиса. 2-е изд. М., 1995.

11. История социологии / Под ред. А. Н. Елсукова и др. Минск, 1993.

12. Капитонов Э. А. История социологии. Ростов-на-Доиу, 1993.

13. Комаров М. С. Введение в социологию. М., 1995.

14. Клементьев Д. С., Панкова Л. Н. Антология русской социологии. М., 1995.

15. Кравченко А. И. Прикладная социология и менеджмент. М., 1995.

16. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М., 1988.

17. Маркович Д. Общая социология. Ростов-на-Дону, 1993.

18. Макаревич В. Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы. М., 1994.

19. Медушевский А. Н. История русской социологии. М., 1993.

20. Монсон Пьер. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб., 1992.

21. Новое в социальной практике / Отв. ред. С. Н. Железко. М., 1996.

22. Очерки по истории теоретической социологии XIX - начала XX в. / Отв. ред. Ю. Н. Давыдов. М., 1994.

23. Плотинский Ю. М. Визуализация информации: Учебное пособие. М.,1994.

24. Политическая социология: Конспекты лекций / Под ред. Н. Ф. Карпенко. Киев, 1991.

25. Практикум по социологии / Ред. И. М. Слепенков, Н. И. Дряхлое и др. М., 1992.

26. Россия в зеркале реформ: Хрестоматия по социологии современного российского общества / Под ред. М. К. Горшкова и др. М., 1995.

27. Руткевич М. Н. Макросоциология: Методологические очерки. М., 1995.

28. Саймон А. Герберт, Смитбург У. Дональд, Томпсон А. Виктор. Менеджмент в организациях. М., 1995.

29. Смелзер Нейл. Социология. М., 1994.

30. Современная зарубежная социология (70-80-е годы): Реферативный сборник. М., 1993.

31. Социальная инженерия. В 2 ч. Ч. 1. Теоретико-методологические проблемы / Под ред. Ю. М. Резника и В. В. Щербины. М., 1994.

32. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

33. Сорокин Питирим. Общедоступный учебник по социологии: Статьи разных лет. М., 1994.

34. Социология. Словарь-справочник в 4 т. / Отв. ред. Г. В. Осипов. Т. 1-2. М., 1990; Т. 3-4. М., 1991.

35. Социология: наука об обществе / Под ред. В. П. Андрущенко, Н. И. Горлача. Харьков, 1996.

36. Сравнительная социология: Избранные переводы. М., 199S.

37. Тексты по истории социологии XIX-XX вв.:Хрестоматия/Отв. ред. В. И. Добренькое. М., 1994.

38. Тощенко Ж. Т. Социология: Общий курс. М., 1994.

39. Шварценберг Роже Жерар. Политическая социология. В 3 ч. М., 1992.

40. Фролов С. С. Социология. М., 1994.

41. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Саратов, 1995.

 

Протокол № от 2008 г.

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социально-гуманитарных наук

 

«Утверждаю»

 

Первый проректор_________Л.М.Гура

 

_____ _________________ 2008 г.

 

Учебная программа дисциплины

«Социология» в КМСОУП

Севастополь

 

 

I. ОПИСАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИОЛОГИЯ»

 

Группы П – 2, А, АН, УА, АР-3

 

Направление, специальность, образовательно-квалификационный уровень     Характеристика учебной дисциплины
Направления: 0401 Психология 0305 Филология Количество кредитов, соответствующих ECTS: 1,5 кредита Общее количество часов: 54 часа Тип: обязательная Год подготовки: 2,3 Семестр: I Лекции: 20 часов Семинары: 8 часов Самостоятельная работа: 21 час Индивидуальная работа: участие в конференциях, круглых столах, написание рефератов – 7 часов Модулей: 1 Содержательных модулей: 3 Вид контроля: дифференцированный зачет
Специальности: 6.040100 Психология 6.030500 Украинский язык и литература. Язык и литература (английский, русский) 6.030500 Язык и литература (английский, немецкий, русский)
Образовательно-квалификационный уровень: бакалавр

 

Группа УП-3

Направление, специальность, образовательно-квалификационный уровень     Характеристика учебной дисциплины
Направление: 0101 Педагогическое образование Количество кредитов, соответствующих ECTS: 2 кредита Общее количество часов: 72 часа Тип: обязательная Год подготовки: 1 Семестр: I Лекции: 20 часов Семинары: 8 часов Самостоятельная работа: 37 часов Индивидуальная работа: участие в конференциях, круглых столах, написание рефератов – 7 часов Модулей: 1 Содержательных модулей: 3 Вид контроля: дифференцированный зачет
Специальность: 7.010103Педагогика и методика среднего образования. Украинский язык и литература. 7.040101 Психология.
Образовательно-квалификационный уровень: бакалавр

 

 

II. ЦЕЛЬ КУРСА

Социология читается в настоящее время практически во всех высших учебных заведениях страны. Социологическое образование является неотъемлемой составляющей социально-гуманитарной подготовки специалистов любого профиля. Опираясь на факты, конкретные данные, оно позволяет дать объективный научный анализ социальной реальности, выходя на самые актуальные проблемы общественной жизни.

Данный курс подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом для высших и средних специальных учебных заведений. Вместе с тем курс написан на основе Программы для педагогических институтов и имеет профессиональную направленность. Это нашло отражение и в разработке тематики курса, и в его содержании. Достаточно широко раскрыты темы "Социология личности", "Социология семьи", "Социология воспитания", "Регулирование общественной жизни: управление и самоорганизация", которые представляются важными для любого специалиста, но для учителя - особенно.

В лекциях широко использован фактический материал. При раскрытии тем особое внимание уделяется анализу современных социальных проблем в Украине, России и других странах.

Цель курса - проследить основные этапы развития социологии, ознакомиться с ведущими отраслями социологической науки, а также узловыми проблемами современного общественного развития.

 

III. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Задачи курса:

- освоение категориального аппарата социологической науки;

- изучение основных этапов истории отечественной и зарубежной социологии;

- ознакомление с основными положениями о структуре общества, закономерностях развития социальных отношений;

- изучение основ отраслевой социологии и специальных социологических теорий;

- ознакомление с основными видами и методами социологического исследования;

Структура курса

Курс состоит из трех разделов. В первом разделе особое внимание уделено обществу как единой социальной системе и ее отдельным структурным составляющим. В ходе изучения учебного материала студенты приобретают знания по истории отечественной и зарубежной социологии, а также знакомятся с основами теоретической социологии. Второй раздел посвящен изучению отраслевой социологии. В третьем разделе на основе изученного по основным отраслям социологии материала, студенты получают знания и практические навыки по прикладной социологии.

 

В ходе изучения курса студенты должны знать:

- методы и функции социологии, ее объект и предмет;

- место социологии в системе гуманитарных наук и ее практическое значение;

-основные этапы истории отечественной и зарубежной социологии;

- основы теоретической социологии;

- специфику отраслевой социологии и специальных социологических теорий;

- методику и технику проведения эмпирических социологических исследований.

 

Уметь:

- разбираться в закономерностях функционирования и взаимодействия социальных общностей различного типа;

- применять социологические знания как инструмент анализа общественных отношений;

- анализировать специфику социальных явлений и процессов в обществе, трудовых коллективах, семье;

- выявлять постоянные источники напряженности и определять типы социальных конфликтов;







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.223.162 (0.064 с.)