Содержательный модуль 1. Социология как наука. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Содержательный модуль 1. Социология как наука.



Тема 1. Предмет, структура и функции социологии

Объект, предмет социологии, методы социологического анализа. Понятие социального. Социологические законы и категории. Структура и функции социологии.

Социологические исследования как инструмент изучения общества, социальных групп и личности. Фундаментальные и прикладные исследования в социологии. Функции социологии: методологическая, познавательная, описательная, прогностическая. Место социологии в структуре современного научного знания. Социология и ее отношение с другими науками об обществе.

 

Тема 2. Основные этапы становления и развития социологии

Социальные условия и теоретические предпосылки становления и развития социологии. Концепция О.Конта. Три этапа развития научной мысли О.Конта. Социология как наука о человечестве. Человеческая природа и социальный порядок. Социология Г. Спенсера. Учение Э.Дюркгейма о разделении общественного труда. Социология и социализм. Социология и философия. Марксистская социология. Социально-экономический анализ капитализма. Социология и экономика. Кризисы в марксизме. "Понимающая социология" Г. Зиммеля и М. Вебера. История и социология.Отечественная социология и ее развитие до и после 1917 года. Теоретическая социология. Учение П. Сорокина (1889-1968 гг.). Концепция социокультурной динамики - анализ источников и движущих сил социальных изменений и их диалектика в обществе. Концепция Т. Парсонса (1902-1979 гг.). Теория социального действия и структурно-функционального анализа. Соединение эмпирического с теоретическим в социологии Р. Мертона. Теория функционального анализа и "среднего уровня".

 

Тема 3. Методология и методика социологических исследований

Методология анализа социологических проблем – социальные факты и антифакты. Программа социологического исследования, ее структура. Определение цели и задач исследования. Выделение объекта и предмета социологического исследования. Гипотеза в социологическом исследовании. Специфика социологического исследования малых групп, метод социометрии. Виды социологических исследований: разведывательное, описательное, аналитическое. Метод, методика, техника и процедура в социологическом исследовании. Социальные показатели, их измерения, выборка в социологическом исследовании. Методы сбора социальной информации и приемы проведения опроса общественного мнения. Правила обеспечения представительности данных, способы анализа данных, получения эмпирически обоснованных обобщений.

Содержательный модуль 2. Личность и общество.

Тема 4. Общество как целостная социокультурная система

Общество как субъект социальной жизни, как совокупность способов взаимодействия индивидов и как определенный этап в развитии человечества. Системный подход к анализу общества. Структура общества, социальные общности и группы; этнос, класс, сословие, семья, социально-демографическая группа, социально-профессиональная группа, территориально-поселенческая общность. Социальные общности как источник самодвижения, социальных изменений. Основные функции общества как системы: экономическая, социальная, политическая, духовно-культурная, демографическая.

 

 

Тема 5. Социальные группы и общности

Понятие "социальная группа". Виды социальных групп (квази-группы, референтные группы). Первичные и вторичные социальные группы. Малые группы. Американский социолог Ч.Х. Кули - основоположник учения о малых группах. Социолог Т.М. Миллз о четырех направлениях, определяющих изучение малых групп (прагматическое, социально-психологическое, социологическое и микросистема как четвертое направление). Размеры малой группы, нормативное поведение и групповая сплоченность. Понятие "лидер" и типы лидерства. Социальные общности как формы социальной организации общественной жизни индивидов. Польский социолог Ян Щепаньский о двух классах общностей (естественные и нормативные). Альтернативные концепции общностей Ф. Тенниса (1855-1936) и Дж.Морено.

 

Тема 6. Социальные институты и социальные организации

Понятие социального института. Классификация и функции. Социальные институты в сфере экономики. Институт собственности. Система экономических институтов и моделей поведения. Институты в сфере политики. Феномен власти. Политическая власть. Осуществление политической власти. Слагаемые политической системы. Институты государства. Брачно-семейные отношения и институт семьи. Религия и институт церкви. Другие элементы процесса институционизма. Понятие "социальная организация". Признаки социальной организации. Способы социальной организации: формальная и неформальная. Структура формальной социальной организации.

 

Тема 7. Социальные связи и взаимодействия

Внутреннее строение социальной связи. Основные элементы структуры связи: субъекты связи, предметы связи, механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами ("правила игры"). Характер взаимосвязи: формальный и неформальный, непосредственный и опосредованный. Социальный контакт и социальные взаимодействия как вид социальной связи. Социальное взаимодействие как основа социальных явлений. Типы социального взаимодействия: соревнование, приспособление, ассимиляция, конфликт. Структура социального взаимодействия членов группы (ролевая, коммуникативная, ценностная, нормативная,

аффективная). Основные варианты социального взаимодействия: социальные отношения, социальные институты и социальные общности. Классификация социального взаимодействия П.А. Сорокиным.

 

Тема 8. Социология личности

Личность и общество. Понятие личности в социологии. Биологическое и социальное в человеке. Индивид, человек. Аристотель, Платон, Гегель, Фейербах и русские философы о природе человека и социальной среде. Понятие отчуждения. Отчуждения в политической, экономической, социальной и духовной жизнедеятельности людей. Ролевые теории личности. Свобода человека: понятие, сфера развития, связь с ответственностью. Социальный статус личности (социальная позиция, материальное положение, самосознание, роль). Понятие социального поведения индивида как его взаимодействие с окружающей средой. Социальное поведение-отражение совокупности общественных отношений. Понятие девиации и конфронтации. Компоненты девиации, типы и факторы.

 

Тема 9. Социология воспитания

Общие типы человеческого поведения: эффективное, традиционное, рациональное. Варианты поведения в зависимости от отношения к цели и средствам (подчинение, инновация, ритуализм, мятеж и т.д.). Социальная аномия как разрушение чувства принадлежности индивида к обществу: типы и параметры. Объективная и субъективная детерминация поведения индивида. Ценностные ориентации - установки на формирование социального поведения. Возможности прогнозирования социального поведения личности. Факторы, механизм и средства социализации личности: ценности, нормы, символы, средства народной педагогики (фольклор, традиции, обычаи) и социальной педагогики (система народного образования, институты социологии). Девиантное поведение. Анализ криминогенной мотивации в современных условиях.

 

Тема 10. Социология семьи

Семья как социальный институт. Исторические формы семьи. З.Фрейд о сознательной и подсознательной мотивации поведения женщины и мужчины. Сущность, структура и функции современной семьи. Общественная ценность семьи ("производство и воспроизводство" жизни, воспитание детей, формирование их индивидуального сознания и т.д.) Женщина и семья. Дети, семья и социальное окружение. Положительные и отрицательные эмоции в воспитании человека. Кризис семейных отношений и пути выхода из него. Семья и семейные отношения в российском обществе: основные проблемы.

 

Содержательный модуль 3. Социальная структура и типы взаимодействия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.156.200 (0.005 с.)