Роль социальной мобильности и ее тенденции в современном обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль социальной мобильности и ее тенденции в современном обществе.



Положительные следствия социальной мобильности:

Социальная мобильность предоставляет возможности более полного раскрытия индивидуальных дарований. Этому способствует сложившаяся система образования в современных индустриальных странах.

Социальная мобильность является достаточно достоверным показателем уровня "открытости" или "закрытости" общества. Общество с закрытыми социальными группами препятствует проявлению человеческой индивидуальности и не дает талантливым людям возможности активно участвовать в общественной жизни. Ярким примером "закрытого" общества может служить кастовый строй в Индии. Высокая степень закрытости характерна для феодального общества. Напротив, буржуазно-демократическое общество, будучи открытым, характеризуется высоким уровнем социальной мобильности. Такое общество не способно обойтись без постоянного притока на ключевые позиции "мозгов", поступающих из всех социальных слоев общества. Из этого следует, что открытая классовая система - это необходимость для современного общества.

Убеждение в том, что социальная мобильность полезна и необходима, служит неотъемлемой частью культуры в любом современном демократическом обществе.

Социальная мобильность отражает степень реализации различными обществами идеала равных возможностей.

Социальная мобильность является самостоятельным показателем «прогресса» общества.

Первый показатель – это усложнение социальной системы, ее структуры и организации.

Второй – повышение внутренней мобильности общества, причем не столько реальных социальных перемещений, сколько стабильных возможностей их осуществить. Иначе говоря, в той мере, в какой развита сеть каналов для социальных перемещений людей и образования новых социальных групп, мы можем говорить о продвинутости общества к современному состоянию, при котором социум в большей степени поощряет развитие человека и его индивидуальности. Там, где есть мощная вертикальная мобильность, есть жизнь и движение. Затухание мобильности порождает застой.

Отрицательные следствия социальной мобильности.

В современном обществе с высокой мобильностью возможны и неприятные последствия.

Появление аномии (разрушения старых, привычных норм общественной жизни). Высокий уровень вертикальной мобильности приводит к индивидуальной и общественной аномии. В период аномии индивид чувствует себя изолированным от общества и испытывает беспокойство; в контексте же всего общества наблюдается ослабление или исчезновение общепринятых убеждений и стандартов поведения. В обществе с относительно открытыми границами между социальными слоями одни люди могут иметь высокую скорость социальной мобильности и сделать блестящую карьеру, другие же могут быть так деморализованы, что будут пытаться находить утешение в вине, наркотиках, играх.

Статусная нестабильность. Средневековый сапожник имел мало шансов подняться по социальной лестнице, но для него практически не существовало и опасности опуститься ниже своего статуса. Он чувствовал себя спокойно, занимаясь сапожным ремеслом и будучи свободным от честолюбивых амбиций и страха перед неудачей. Он мог работать, не ощущая стыда или унижения достоинства, либо находить удовольствие в своем скромном комфорте, не испытывая жажды в роскошной жизни. Общество с открытыми границами между социальными группами дает человеку шанс подняться, но оно же порождает в нем страх социального падения. Он не может порицать общество за свой низкий статус, но берет всю ответственность за низкое положение на себя. Нет никакой гарантии, что его статус не станет еще более низким, но даже если он останется на прежнем уровне, это не означает, что индивид выполняет свои социальные обязанности, так как в эти обязанности входит не просто поддержание данного статуса, но и повышение его. Другие люди низкого происхождения могут иметь высокий статус, а почему же не он? Это статусное беспокойство во многих странах Европы и Америки традиционно в большей степени проявлял средний класс. В нашей же стране к группе, испытывающей наибольшее беспокойство, можно отнести, пожалуй, руководителей среднего и низшего уровня в системе управления. Представители высшего статусного уровня не нуждаются в борьбе за более высокий статус и редко боятся потерять его. В то же время среди индивидов, представляющих нижние уровни, очень немногие надеются на социальный подъем и немногие участвуют в борьбе за более высокий статус.

Напряжение при принятии новых социальных ролей. Восходящая вертикальная социальная мобильность приводит не только к получению новых благ и привилегий, но и к появлению большей ответственности и к новым ограничениям. Случается, что некоторые люди отклоняют предложенное повышение статуса потому, что при занятии новой должности возникают добавочная напряженность и новые обязанности, увеличивающие неудовлетворенность. Нервная дрожь и стрессы среди вновь назначенных на более высокие должности - далеко не исключение. Кроме того, напряжение возникает из-за достаточно трудного процесса обучения образцам новой для индивида субкультуры: новым манерам, этикету, типам взаимоотношений. Процесс приспособления к новой субкультуре бывает очень сложным. Это иногда проявляется так сильно, что грозит нервными расстройствами и резким снижением мотивации исполнения своей роли.

Разрыв связей в первичных группах. Многие люди ориентированы на вертикальную мобильность и достигают значительно более высоких статусов, чем их родители. Если, например, родители индивида принадлежат к рабочему классу, а он сам "выбился" в слой творческой интеллигенции и занимает там достаточно высокую позицию, то очевидно, что индивид и его родители должны вращаться в разных субкультурах, в двух различных социальных и интеллектуальных сферах. Общаясь со своими родителями, этот индивид будет находить все меньше точек соприкосновения, общих тем для беседы, общих взглядов на окружающую действительность. Таким образом, родители, столько сделавшие для того, чтобы их сын или дочь поднялись наверх, убеждаются в том, что между ними и детьми появилась пропасть. Для обеих сторон это очень болезненно.

Социальная мобильность ставит индивида в условия необходимости адаптации в новой социокультурной среде. Процесс этот может быть весьма непростым. Человек, утративший привычный для него социокультурный мир, но не сумевший воспринять нормы и ценности новой группы, оказывается как бы на грани двух культур, становится маргиналом. Это характерно также для мигрантов, как этнических, так и территориальных. В таких условиях человек испытывает дискомфорт, стрессы. Массовая маргинальность порождает серьезные социальные проблемы. Она, как правило, отличает общества, находящиеся на крутых переломах истории. Именно такой период переживает в настоящее время Россия.

Казалось бы, не существует людей, которые бы не хотели жить лучше, а тем более — не хотели бы, чтобы их дети жили лучше, нежели они сами. Между тем, это заблуждение.

Обратившись к истории, можно найти немало подтверждений тому, что большинство членов почти всех слоев общества, включая и самые обездоленные, были в достаточной мере удовлетворены условиями своей жизни и не рвались ее улучшить. Они возмущались, поднимали бунты и мятежи лишь в случае значительного ухудшения этих условий, а отнюдь не в целях повышения своего социального статуса. Лишь в элитных стратах, чей уровень жизни был значительно выше, доля людей, устремленных к повышению своих социальных позиций, был гораздо больше. Лишь в близких к самых высшим стратам кругах, находились честолюбцы, которые могли созерцать, "примерять на себя", образ жизни высших страт, ощущать некоторую ущемленность собственного положения, формировать в себе комплекс чувств, именуемый "мотивацией к достижениям".

Важнейшим фактором возникновения «мотивации к достижениям», а значит и к восходящей социальной мобильности, являются демонстрационные эффекты.

Понятие "демонстрационных эффектов" ввел в своей книге "Почему люди бунтуют" Т. Гарр. Под ним понимается достаточно широкий и постоянный показ низшим слоям общества или членам менее развитых обществ (или слоев) некоторых привлекательных подробностей образа жизни более высоких страт либо более высокоразвитых обществ.

В ХХ веке огромную роль в усилении демонстрационных эффектов сыграло колоссальное развитие средств массовой коммуникации (в особенности – телевидения), а также рекламы.

Основные тенденции социальной мобильности в современном обществе.

классовая система западных индустриальных обществ претерпела коренные изменения благодаря созданию в годы после завершения Второй мировой войны эффективной системы социального обеспечения;

наблюдается повышенная социальная мобильность благодаря росту уровня жизни; в каждой стране, о которой имеются статистические данные, значительная часть граждан достигала более высокого или низкого статуса в сравнении с предыдущим поколением;

многие круги пытаются защитить свой статус, создавая институциональные образования, снижающие свободу вертикальной социальной мобильности (профсоюзы, союзы предпринимателей, общества актеров, юристов и т.п., создают некоторые социальные барьеры на пути свободной социальной мобильности);

серьезным фактором, ограничивающим свободную социальную мобильность, могут стать требования к состоянию здоровья работающих в тех или иных областях;

повышенная мобильность свела классовые различия к минимуму, так что современные западные страны развиваются в направлении относительно бесклассового (или среднеклассового) общества;

вместе с тем в настоящее время формируется новый высший класс, новая верхушка, состоящая из организаторов производства и менеджеров как государственного, так и частного секторов экономики;

в индустриальном обществе структура народного хозяйства определяет мобильность (например, профессиональная мобильность в США, Великобритании, России или Японии зависит не столько от индивидуальных способностей людей, сколько от структурных особенностей экономики, отношения отраслей и происходящих здесь сдвигов);

ни одно из современных обществ не приблизилось к тому, чтобы дать всем своим членам равные шансы для получения желаемого статуса;

во всех индустриальных обществах классовое положение семьи играет важную роль в определении статуса детей;

ни одно современное общество не отказывает мужской части населения в возможности продвижения вверх по социальной лестнице;

Маргинальность и маргиналы.

Социальная мобильность ставит индивида в условия необходимости адаптации в новой социокультурной среде. Процесс этот может быть весьма непростым.

Особое внимания социологов вызывают социальные общности, члены которых живут как бы в двух и более мирах одновременно, не принадлежа ни к одному из них. Человек, утративший привычный для него социокультурный мир, но не сумевший воспринять нормы и ценности новой группы, оказывается как бы на грани двух культур, становится маргиналом. Такое пограничное состояние социологи называют «маргинальностью» (от лат. marginalis находящийся на краю, margo – край), а группы и их членов – маргинальными группами и, маргинальными личностями. Маргинал – человек, лишенный прежнего статуса, но не сумевший адаптироваться к новой социокультурной среде другой страты; это человек находящийся между несколькими социальными статусами, между двумя культурами.

Основная предпосылка маргинальности – «оди­ночество», утрата связей с иными общностями или индивидуальными субъектами. Это характерно также для мигрантов, как этнических, так и территориальных. В таких условиях человек испытывает дискомфорт, стрессы. Массовая маргинальность порождает серьезные социальные проблемы. Она, как правило, отличает общества, находящиеся на крутых переломах истории. Именно такой период переживает в настоящее время Россия.

Впервые понятие маргинальности ввел американский социолог Р.Парк по отношению к мулатам. Он обратил внимание, что мулаты (в Америке потомки от браков представителей европеоидной расы с неграми) не могут идентифицироваться ни с белыми, ни с черными. В связи с эти у них обнаруживается ряд характерных черт: беспокойность, агрессивность, честолюбие, стесненность, эгоцентризм и т.п.

Маргинал, компенсируя свое промежуточное положение, спо­собен носить маску и принимать облик представителя той или иной нации, культуры или религии. Не имея собственных данных цен­ностей жизни и культуры, маргиналы имитируют чужой образ жизни, обычно искажая его, ибо в сущности не обладают его внутренним потенциалом. Находясь в обществе, они пребывают фактически вне его, вне социальных связей и процессов. У маргинальных групп это выражается в состоянии и чувстве потерянности, претенциозности, отчаяния и цинизма.

Конечно, маргинальность гораздо более широкое явление, чем характеристика свойств личностей, стоящих на грани различных рас, маргинальность проявляется всегда там, где человека оказывается в ситуации неопределенной идентификации. Маргинальность в смысле Р.Парка может быть сближена с аномией у Э.Дюркгейма, которая характеризует состояние общества, в котором одни нормы уже потеряли силу, а другие еще не установились. В марксизме и в ряде других социалистических учениях важную роль играло понятие деклассированных элементов, например, люмпен-пролетариат (от нем.: Lumpen - лохмотья), которое также близко к понятию маргинальности.

Явление маргинальности противоречиво:

с одной стороны, это разрушение социальности, деградация, депрофессионализация, дезорганизованность;

с другой стороны, это механизм и одно из слагаемых прогресса общества (всякое движе­ние по пути формирования новых общественных структур, об­щностей тоже связано с маргинальностью).

Миграция и ее причины.

Необходимо провести разграничение между социальной и географической мобильностью. Последнее относится просто к перемещениям людей в географическом пространстве (совокупность таких перемещений именуется миграцией) и не имеет какого-то особого отношения к социальной мобильности, которая описывает передвижения субъектов в социальном пространстве. Хотя определенная связь и взаимное влияние между ними, конечно, имеется. Так, повысив свой экономический статус (то есть, получив в свое распоряжение больше средств), человек может сменить место своего постоянного проживания — переехать в другую квартиру, более престижный район или даже город. Повышение по службе нередко сопряжено с переездом в другой город или, может быть, в другую страну. Американцы с гордостью отмечают в качестве одной из своих национальных черт высокую мобильность населения (имея в виду именно географическую мобильность), что называется, "легкого на подъем", и считают, что это качество весьма способствуют решению проблем занятости, а также структурных перестроек экономики.

Миграция представляет собой процесс изменения постоянного места проживания индивидов или социальных групп, выражающийся в перемещении в другой регион, географический район или другую страну. К миграции относится также переезд на жительство из деревни в город и обратно.

Социологи выделяют несколько исторических разновидностей миграции:

завоевательные походы (особое значение имело Великое переселение народов, т.е. массовые миграции гуннских, германских, славянских и др. племен в IV-VII вв.н. э., сокрушивших Римскую империю);

урбанизация - регулярное перемещение населения из деревень в города и (более редко) в обратном направлении;

колонизация, освоение пустующих и малонаселенных территорий;

исход, бегство или изгнание народов (в результате вынужденного или добровольного исхода больших групп населения с исторической родины на новой территории образуются этнические анклавы – диаспоры).

Среди видов миграции важное место занимают два - иммиграция и эмиграция.

Эмиграция - выезд за пределы страны на постоянное место жительства или на длительное проживание.

Иммиграция - въезд в данную страну на постоянное место жительство или на длительное проживание. Таким образом, иммигранты - вселяющиеся, а эмигранты - выселяющиеся (добровольно или вынуждено).

В конце XX века наблюдалось значительное и постоянное увеличение масштабов миграции, вовлечение в мировой миграционный круговорот практически всех стран мира, иными словами, глобализация международной миграции. На начало 1996 г. в мире насчитывалось более 125 миллионов мигрантов, которые по существу образовали своеобразную «нацию мигрантов».

Эксперты ООН выделяют пять категорий мигрантов:

иностранцы, допущенные в страну въезда для получения образования и обучения;

мигранты, приезжающие на работу;

мигранты, приезжающие по линии объединения семей, создания новых семей;

мигранты, въезжающие на постоянное местожительства;

иностранцы, допущенные в страну въезда из гуманитарных соображений (беженцы, лица, ищущие убежища и др.).

Миграционный процесс тесно связан как с горизонтальной, так и с вертикальной мобильностью, поскольку каждый мигрирующий индивид, помимо перехода в другую социальную группу, стремится найти на новом месте лучшие экономические, политические или социальные условия существования.

Пути миграции - это характеристика непосредственного передвижения мигранта из одного географического места в другое. Пути миграции включают в себя доступность попадания мигранта, его багажа и семьи в другой регион, наличие или отсутствие барьеров на пути, информацию, помогающую преодолеть финансовые препятствия.

Столичные города всегда отличались особой притягательностью для мигрантов. Здесь лучше условия жизни, выше благополучие, больше возможностей заняться бизнесом или подыскать работу. Кроме того, мигранты восполняют численность этих городов, которая без притока иногородних резко пошла бы на убыль. Приезжие дают крупным городам новые рабочие руки и новые таланты.

Крупные города, в которых сосредоточены ведущие научные центры и интеллектуальный потенциал страны, притягивают к себе талантливых бизнесменов, руководителей, политиков, артистов, ученых. Они приезжают сюда, обретают работу и жилье, делают подчас головокружительную карьеру и обогащают духовную жизнь чужого города или второй родины.

Однако у миграции есть и серьезные минусы. Мегаполисы превратились в отстойники, особенно Москва. Именно здесь скапливаются массы вынужденных мигрантов, беженцев, нелегалов-иностранцев и лиц без гражданства, представителей частного бизнеса, теневой экономики, бомжей, преступников.

Обычно различают миграцию международную (т.е. переезд из одного государства в другое) и внутреннюю (переезд в пределах одной страны). И тот и другой виды миграции считаются естественными и нормальными до определенных пределов.

В том случае, если число мигрантов превышает некий уровень (который имеет различные значения для разных стран и регионов), говорят, что миграция становится избыточной, и рассматривают ее как негативное явление. Избыточная миграция может привести к изменению демографического состава региона (например, выезд молодежи и "старение" населения, преобладание мужчин или женщин в регионе, что сказывается на рождаемости), к недостаче или, наоборот, к избытку рабочей силы, к неконтролируемому росту городов, негативным изменениям в культуре региона и многим другим последствиям.

Согласно данным Международной организации по миграции (MOM), с 1990 по 1996 г. население России увеличилось за счет миграции на 3,3 миллионов человек. А за 14 лет советской власти (1976–1990 гг.) – на 2,4 миллионов человек. Количество мигрантов может достичь 1,2– 1,5 миллионов человек в год. Основной поток переселенцев из бывших союзных республик – русские.

Современную эмиграцию из России составляют три основные группы: а) безвозвратные эмигранты, то есть лица, уезжающие по разным причинам на постоянное место жительства в другую страну, нередко со сменой гражданства; б) лица, мигрирующие в поисках временной работы за границей на контрактной основе и по истечении срока договора обязанные выехать из страны въезда (хотя часть из них пытается продлить контракт или заключить новый, выйти замуж за иностранца, жениться); в) лица, выезд которых за рубеж связан с поездками по частным приглашениям, учебой, туризмом, отдыхом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 5738; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.87.156 (0.028 с.)