Социальная мобильность: понятие и разновидности. Маргинализация индивидов и групп. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная мобильность: понятие и разновидности. Маргинализация индивидов и групп.



Основные понятия теории социальной стратификации общества. Модели стратификационных систем.

Социальная мобильность: понятие и разновидности. Маргинализация индивидов и групп.

Особенности социальной стратификации и мобильности в российском обществе.


Социальное неравенство в обществе чаще всего понимается как стратификация.

СТРАТИФИКАЦИЯ (лат. stratum - слой, пласт + facere – делать) - распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака).
Сам термин ввел в научный оборот П.А.Сорокин, заимствовавший это понятие из геологии.

 

Социальная стратификация выражает универсальность расслоения, неравенства и неоднородности общества.

ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

 

1) естественное неравенство индивидов, находящее выражение в способностях людей, особенностях их биологической, физической и психической организации;  
2) общественное разделение труда, связанное со структурированием трудового процесса, в результате которого осуществляется взаимосвязь его частей в форме обмена результатами деятельности;  
3) уклад жизни и статусно-ролевые позиции, складывающиеся в связи со спецификой выполняемых отдельными группами функций в рамках той или иной социальной системы;  
4) господствующая в обществе система ценностей и культурных стандартов, определяющих значимость той или иной деятельности и узаконивающих складывающееся социальное неравенство;  
5) институционализация механизмов организации (поддержания, охраны, регулирования) социального неравенства

Сегодня существует множество трактовок социальной стратификации. К наиболее влиятельным из них следует отнести четыре: классовую теорию К. Маркса, системы стратификации М. Вебера и П.А. Сорокина, функционализм.

Классовая теория К. Маркса

Основные положения теории Маркса:
1. Класс понимается как группа людей, находящихся в одинаковом отношении к средствам производства.
2. Классовые различия заключаются в том, что одни классы обладают средствами производства, а другие лишены их и в силу этого подвергаются эксплуатации.
3. Для одних классов наличие либо отсутствие собственности оказывается условием доступности власти, образования, культуры, для других, наоборот, - недоступности указанных позиций.
4. Означенные факторы влияют на формирование у этих групп противоположных по своей направленности классовых интересов, а их противоречие проявляется в форме классового конфликта и борьбы классов.
5. Классовая борьба затрагивает все сферы жизни общества (экономику, политику, идеологию и т.д.), что в конечном счете ведет к захвату власти ранее угнетенным классом и изменению способа производства, включая отношения собственности.

 


Статусная теория М. Вебера

 

М.Вебер выделил три основных признака, исходя из взаимодействия которых представляется возможным охарактеризовать положение группы и индивида.

Ø Экономический критерий. Подобно Марксу, он активно использует понятие класса, но придает ему более широкий и вариативный смысл. Главными источниками формирования экономических классов Вебер считал: а) богатство; б) профессию; в) квалификацию.
Ø Социальный критерий, согласно Веберу, представлен понятием статуса, получившего признание не только в сфере социологии, но и политологии, социальной психологии, прочих наук. Социальный статус есть положение индивида или социальной группы относительно иных индивидов, групп, устанавливаемое по социально значимым для данной общественной системы признакам (возраст, пол, профессия и др.). Статус связан с другими позициями через систему прав и обязанностей. Немецкий социолог указал также на связь статусной дифференциации общества с субъективной оценкой социального положения, т.е. престижем. В престиже (фр. prestige - обаяние, очарование) как оценочной категории выражается степень уважения субъектами тех или иных социальных позиций. Вебер считал, что престиж и уважение дефицитны сами по себе: их за деньги не купить, они всегда относительны.
Ø Властный критерийсвязан с возможностью проводить внутри данных социальных отношений собственную волю вопреки сопротивлению других людей или групп. По мнению Вебера, благодаря своему богатству либо высокому престижу в обществе или используя оба фактора может достичь вершин власти. Отправление властных полномочий способно уже само по себе стать высокопрестижным занятием, обеспечить богатство и перераспределение доходов.

Функционализм

 

Функционалисты объясняют причину социального неравенства дифференциацией функций, выполняемых для общества различными группами, слоями, классами на основе разделения труда, их значимостью и престижем.

 

Неравный доступ к благам приводит к тому, что разные страты пользуются неодинаковым престижем и уважением.

Э.Дюркгейм выводит социальное неравенство на основе механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации) разделения труда

 

Данный подход приемлем для стабильных обществ.

 


Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования по объективным показателям – стратификационным критериям (доминантам). Таковыми считают:

 

¨ К.Маркс - собственность; ¨ Э.Райтсобственность, положение в системе управления; ¨ М.Вебер - богатство, престиж, власть; ¨ У.Уорнер - богатство и престиж; ¨ П.Сорокинпривилегии, власть, собственность, профессия; ¨ О.Тоффлер, Д.Белл, А.Турен, Ю.Хабермас - образование, знания, информация.

 


Наиболее важными являются власть, доход, образование, и престиж, определяющие совокупный социально-экономический статус или главные измерения стратификации.

Власть - степень влияния на других людей или их группы. Здесь ключевое значение принадлежит распоряжению ресурсами, что позволяет властвующему субъекту подчинять себе других людей.
Доход - количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год) - зарплата, пенсии, пособия, алименты, отчисления от прибыли. Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они высоки, то накапливаются и превращаются в богатство. Богатство - накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег. Оно может быть движимым (автомобиль, ценные бумаги и т.п.) и недвижимым (дом, произведения искусства, сокровища).
Образование - источник приращения социального капитала личности, возможность получить хорошую профессию, обеспечить более высокий уровень жизни, обрести новый статус.
Особенность - количество лет, затраченных на обучение.Так, неполная средняя школа - 9 лет, полная средняя школа - 11, колледж - 4 года, университет - 5 лет, аспирантура - 3 года, докторантура -3 года. Т.о., профессор имеет за спиной более 20 лет формального образования, а сантехник может не иметь и 8.  
Престиж - общественная оценка того или иного статуса.

 


Единицами стратификационного анализа являются понятия «страта», «социальный слой», «социальная группа», «класс», «социальный состав» и др.

 

1. СТРАТА (лат. strata - настил, слой) - большая группа людей, отличающаяся по своему положению в социальной иерархии общества.

 

2. СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИсоциальные общности, выделяемые по одному или нескольким близким признакамдифференциации общества (доходам, престижу, уровню образования, культуры и т.п.).
Они могут рассматриваться как составные части классов и больших социальных групп.
Базовые признаки стратификационного деления
связанные с экономическим положением людей - наличие частной собственности, виды и величина доходов, уровень материального благосостояния. Выделяют слои: богатые, среднеобеспеченные и бедные;
связанные с разделением труда - сферой приложения, видами и характером труда, иерархией профессиональных статусов. Выделяют слои: работники тяжелой промышленности; работники сферы обслуживания; лица со средним специальным образованием и др.;
связанные с объемом властных полномочий - оказание влияния на окружающих: через должностное положение, виды управленческой деятельности, обладание социально значимой информацией др. Слои: рядовые работники на предприятии; менеджеры на предприятиях малого бизнеса; руководители высшего государственного звена управления; должности местного звена управления;
связанные с социальным престижем, авторитетом, влиянием и пр.

II.

 

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - изменение положения индивида или группы в социальном пространстве, т.е. переход от одной социальной позиции к другой.

 

Термин “ социальная мобильность ” был введен в социологию П.А.Сорокиным. Им выделялось два типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная.

 

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации
Скажем, когда сельский житель становится городским, однако профессия и уровень доходов у него остаются прежними.

Горизонтальная мобильность может быть связана с изменением места проживания (миграция), переходом в иную религиозную группу (смену вероисповедания) и т.д. Разновидность горизонтальной мобильности - географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (напр., международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню, переход с одного предприятия на другое).

ВЕРТИКАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - это переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке. Напр., из низшего слоя общества в более высокий или же обратно.

 

Вертикальная мобильность в зависимости от направления перемещения делится на восходящую мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящую мобильность (социальный спуск, движение вниз).

 


На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения.

¨ Для молодых свойственна профессиональная,

¨ для взрослых - экономическая,

¨ для пожилых – политическая мобильность.

 

Социальная мобильность измеряется при помощи двух главных показателей:

 

ОБЪЕМ МОБИЛЬНОСТИ - число индивидов или социальных слоев, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени.

 

ДИСТАНЦИЯ МОБИЛЬНОСТИ - это количество ступеней, по которым удалось подняться или пришлось опуститься индивиду или группе.

 

Нормальная дистанция - перемещение на 1-2 ступеньки вверх (вниз).

Ненормальная дистанция - неожиданный взлет по социальной лестнице на ее вершину (падение к ее основанию).

 

СОЦИАЛЬНАЯ КЛАУЗОЛА - возведение социальных барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самих себе.

 


ТИПЫ МАРГИНАЛЪНОСТИ

 

Маргинальностъ социальной роли возникает, напр., при действии в роли, которая лежит между двумя рядом расположенными ролями, находящихся на окраине социальной жизни (напр., бомжи).  
Культурная маргинальностъ относится к процессам межкультурных контактов. В основе этого типа маргинальности лежат взаимоотношения систем ценностей различных культур, в которые включен индивид и результатом которых становится неопределенность его положения  
Структурная маргиналъность возникает в ситуации социального, экономического, политического неравенства, когда некоторые группы в обществе ставятся в невыгодное положение  
Естественная маргинализация связана со спонтанной социальной мобильностью и потому существует в любом обществе. Как правило, она ограниченна и не затрагивает основ существующей стратификационной системы.  
• В отличие от нее предписанная маргинализация носит принудительный характер и сопровождается понижением социального статуса целых социальных групп и слоев. Обычно этот тип обусловлен действиями элитных слоев или крупными историческими событиями.  
Экстремальная маргинализация - индивиды или группы лишаются своих традиционных социальных позиций. Причины возникновения - войны, революции, структурные сдвиги в экономике и т.д.  

КЛАССИФИКАЦИЯ МАРГИНАЛОВ

 

• этномаргиналов- возникает в результате миграций в чужую этническую среду;  
• социомаргиналовсвязана с незавершенностью перемещения социальных групп;  
• экономических маргиналов -вызвана потерей работы, былого материального благополучия  
• политических маргиналов - обусловлена утратой общепринятых политических норм и ценностей политической культуры;  
• религиознуюмаргинальностъ- следствие отказа от традиционных конфессий.  

В развитии СТРАТИФИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА можно условно выделить три этапа:

¨ имперский,

¨ советский

¨ современный.

 

До революции 1917 г. в России было не классовое, а сословноеделение населения.

 

Оно делилось на два сословия – ¨ податных (крестьяне, мещане) ¨ неподатных (дворянство, духовенство)  
Привилегированные сословия ¨ дворянство(1,5%) ü в зависимости от характера получения дворянства: потомственное и личное, ü по роду занятий оно делилось на помещиков /землевладельцы/ и государственных служащих ¨ духовенство - 0,5%.  
Непривилегированное сословие ¨ мещане (10,6%) - средние городские слои (мелкие служащие, ремесленники, кустари, студенты пр.). ¨ купцы - 0,3%. ¨ крестьянство(77,1%) делилось на ü бедняков (34,7%), ü середняков (15%), ü зажиточных (12,9%), ü кулаков (1,4%), ü мало- и безземельных крестьян (1/3 всего крестьянства). ¨ Казаки (2,3%) представляли собой привилегированное военное сословие, несшее службу на границе, которым государство предоставляло закрепленные законодательством определенные права. Госаппарат, чиновники регулировали отношения между сословиями.   (По переписи 1897 г. Все население России - 125 млн. россиян.).

Н.М. Римашевская

 

1.«Общероссийские элитные группы», соединяющие обладание собственностью в размерах, сопоставимых с крупнейшими западными состояниями, со средствами властного влияния на общероссийском уровне.  
2. «Региональные и корпоративные элиты», обладающие значительными по российским масштабам состоянием, а также влиянием на уровне регионов и секторов экономики.  
3. Российский «верхний средний класс», имеющий собственность и доходы, которые обеспечивают ему западные стандарты потребления, притязающий на повышение своего социального статуса и ориентирующийся на сложившуюся практику и этические нормы хозяйственных взаимоотношений.  
4. Российский «динамический средний класс», обладающий доходами, обеспечивающими удовлетворение среднероссийских и более высоких стандартов потребления, относительно высокой потенциальной адаптированностью, значительными социальными притязаниями и мотивациями, социальной активностью и ориентацией на легальные способы ее проявления.  
5. «Аутсайдеры», характеризующиеся низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы их получения.  
6. «Маргиналы», характеризующиеся низкой адаптацией и асоциальными или антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности.  
7. «Криминалитет», обладающий высокой социальной активностью и адаптацией, но при этом вполне рационально действующий вопреки легальным нормам хозяйственной практики.  

 


А.В. Дмитриев

взял за основу стратификации три признака

(размер доходов, уровень образования и престиж)

 

1. Административная элита (правящая элита), состоящая из старойпартхозноменклатуры первого и второго эшелонов, а также новая политическая элита.  
2. Рабочий класс, который делится в свою очередь по отраслевым и квалификационным признакам.  
3. Интеллигенция.
4. «Новая буржуазия», которую составляют предприниматели и банкиры.  
5. Крестьянство.

 

Следует заметить, однако, что данное видение стратификации опирается на марксистское представление о классах и не выделяет иных социальных групп внутри вышеперечисленных классов.

 


Т.И. Заславская

на основе данных конкретных социологических исследований

 

Основные понятия теории социальной стратификации общества. Модели стратификационных систем.

Социальная мобильность: понятие и разновидности. Маргинализация индивидов и групп.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.20 (0.029 с.)