Тема 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА



 

Цель занятия: Дать понятие социальной структуры общества.

Рассмотреть виды социальных общностей. Ознакомить с теориями социальной стратификации и социальной мобильности.

 

Основные положения

 

1. Понятие социальная структура в социально-политической литературе рассматривается в нескольких аспектах. В широком смысле под социальной структурой понимается строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. Более точно социальная структура характеризует различные виды социальных общностей и отношения между ними: социально-классовые, социально-де­мографические, социально-этнические. В узком смысле под социаль­ной структурой общества понимаются социально-классовые, соци­альные группы образующие те и другие социальные слои, а также отношения между ними. Поэтому часто говорят о социально-классовой структуре общества.

В социологии идеи расслоения иногда исчезали, но не полностью, потому и не находили должного развития. Причинами социального расслоения, разделения, в том числе и устойчивых, типовых форм социальных общностей выступают, во-первых, сохранившаяся необходимость закрепления соци­альных общностей за неодинаковым объемом полномочий по распоряжению собственностью на средства производства в ее различных формах и ма­териально-вещественных проявлениях; во-вторых, необходимость закрепле­ния групп работников за социально и экономически неравномерными ви­дами труда и трудовыми позициями; в-третьих, сохраняющаяся неравно­мерность в уровнях развития разных регионов страны, неравная мера участия социальных общностей, слоев и групп в производстве, распре­делении, обмене и потреблении материальных социальных, культурных и духовных благ; неравная мера влияния на принятие решения, участия в реализации экономической и социальной власти. Наличие устойчивых форм социальных общностей дает возможность вычленить исторические типы общества, подразделить их на группы, исследовать специфику со­циальных отношений и их закономерности, историзм и объективизм в об­щественном развитии и т. п.

Первым крупным общественным разделением труда стало выделение пастушеских племен, из общей массы племен, что привело к заметному повышению производительности труда и создало материальные предпосылки возникновения частной собственности и раскола общества на определенные непри­миримые социальные классы.

Второе крупное общественное разделение труда — отделение ремесла, которое раньше составляло подсобное занятие земледельца. Это привело к новому значительному расслоению общества, выделению в нем новых coциальных общностей: знати и простых земледельцев, ремесленников и т. п. Возникают потребности. в рыночном обмене продуктами трудовой деятельности людей и формированию крупной социальной общности —купцов.

Третье крупное общественное разделение труда — на труд сельский и городской. В результате непростые социальные отношения городского и сельского населения яркая черта любого общества, каким бы развитым экономически оно не было. Наряду с разделением населения на городское и сельское происходит также одоление умственного и физического труда и соответственно разделение населения на определенные социальные слои.

К основным элементам социальной структуры общества можно отнестиклассы, которые занимают различное место в системах об­щественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продук­та. С таким их пониманием согласны социологи разных на­правлений; люди города и деревни; представители умственного и физического труда; сословия; социально-демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение); национальные общности (нации, народности, этнические группы).

2. Среди многих видов социальных общностей особое значение с точки зрения влияния на поведение имеют такие, как семья, трудовой коллектив, группы совместного проведения досуга, а также различные социально-территориальные общности (поселок, небольшой город, крупные города, регион и т. д.). Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса: массовые и групповые. Массовые общности характеризуются следующими признаками:

1. Представляют собой образования с расплывчатыми границами и неопределенным качественным и количественным составом, не имеют точного принципа вхождения в них.

2. Ситуативный способ существования, существуют в рамках конкретной деятельности и невозможны вне ее, и поэтому оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями.

3. Присуща разнородность состава, межгрупповая природа, т.е. эти общности не придерживаются классовых, этнических, групповых или других границ.

4. Не способны выступать в составе более широких общностей в качестве их структурных единиц, вследствие аморфности образования.

Типичным образцом массовых общностей являются участники широких политических или экологических движений, поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций по интересам. Существует два основных типа общностей: социальный круг и социальная группа. Социальный круг – люди, между которыми осуществляются определенные контакты, общение. Можно говорить о круге соседей, круге коллег. Социальная группа – это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Это общность, в основе которой лежат связи типа взаимодействия по поводу объединения, солидарности, согласования совместных усилий. Р. Мертон выделяет в социальной группе три основных черты: взаимодействие, членство и единство. Социальные группы в отличие от массовых общностей характеризуются:

1. устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени;

2. относительно высокой степенью сплоченности;

3. отчетливо выраженной однородностью состава;

4. вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.

Под большими группами имеются ввиду многотысячные группы людей, разбросанные на обширных пространствах. Особое значение здесь приобретает солидарное взаимодействие. К большим группам можно отнести демографические (молодежь, женщины), национальные общности, профессиональные, классы, сословия, интеллигенцию.

Классы – это большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов. Сегодня много говорится о так называемом среднем классе. Главными признаками выделения класса у немарксистских теоретиков служат: отношение людей к средствам производства, характер присвоения благ в условиях рыночных отношений. На этой основе выделяют верхний класс – собственники экономических ресурсов общества, низший класс (промышленные наемные рабочие) и средний класс или средние классы – поначалу достаточно аморфная группа работников, не включаемых ни в верхний, ни в низший классы. Однако во второй половине ХХ в. этот аморфный слой не только возрастает и по численности превышает два указанных выше класса, но и внутри него выделяется иерархия достаточно дифференцированных групп («белые воротнички», «синие воротнички», представители свободных профессий и др.) В средний класс включаются мелкие и средние по уровню доходов предприниматели, фермеры, торговцы, высоко оплачиваемые рабочие и служащие. Сословия – это социальные группы, место которых в обществе определяется не только их положением в системе социально-экономических отношений, но также сложившимися традициями и правовыми актами. В России, как сказано в советском энциклопедическом словаре, существовали такие сословия как дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство. На поздних этапах развития феодального общества появились буржуазия и пролетариат.

К малым социальным группам относятся политические партии, профсоюзные и молодежные организации, научные общества, клубы по интересам, группы друзей. Малая социальная группа малочисленна по составу, члены ее объединяются общей деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивом, личном общении. Характерными чертами малой социальной группы являются:

1. малочисленный состав;

2. пространственная близость членов;

3. длительность существования;

4. общность групповых ценностей, норм и образцов поведения;

5. добровольность вступления в группу;

6. неформальный контроль за поведением членов.

Ч. Кули ввел термин «первичные группы». Характерный признак – межличностный контакт ее членов, характеризующийся высоким уровнем эмоциональности. Примером является семья, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда, группа друзей. Вторичная группа образуется из людей, между которыми сложились лишь незначительные эмоциональные отношения. Их взаимодействие подчинено лишь достижению определенных целей – организация (политическая, производственная, религиозная и т.д.). Группы могут быть формальными (преобладает безличностная связь) и неформальными (преобладает личностная связь). Среди социальных групп можно выделить целевые группы, т.е. группы, созданные специально, образованные для решения той или иной групповой (единой) задачи, цели.

3. Стратами называются слои общества, которые различаются по критериям власти, профессии, дохода, образования и т.д. В западной социологии весьма высоко ценится концепция социальной стратификации П.А. Сорокина (1889-1968), русско-американского ученого. Социальная стратификация – понятие, обозначающее, во-первых, структуру общества, во-вторых, систему признаков социального расслоения, неравенства. Основой стратификационной структуры является естественное и социальное неравенство людей. Естественное неравенство – это сила, ум, красота, талант. Социальное неравенство порождается социальными факторами – разделением труда (работники умственного и физического труда), укладом жизни (городское и сельское население), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т.д. Социальные различия могут накладываться на естественные, когда, к примеру, ученым становится умный, талантливый человек, но могут взаимно и не пересекаться. Нередки случаи, когда в ученые мужи пролезает бездарность, когда физически слабые люди обретают силу благодаря оружию. Основы современного подхода к изучению социальной структуры общества заложены Максом Вебером. Теории социального статуса – составная часть концепции социальной стратификации.

Согласно определению П. Сорокина, под социальной мобильностьюпонимается любой переход индивида, группы или социального объекта от одной социальной позиции к другой, в результате чего социальное положение индивида или группы меняется. П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социального объекта от одной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например, переход индивида из одной семьи в другую, смена места жительства.

Вертикальная мобильность – совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность) или переход в более высокий социальный слой на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).

Коллективной (или групповой) мобильностью называется изменение социального положения социальной группы или общности. Примерами коллективной мобильности может служить «социальное падение» ранга аристократии как социальной группы, приход большевиков к власти. Групповая мобильность вносит в стратификационную структуру большие изменения, нередко влияет на соотношение основных социальных пластов и, как правило, связана с появлением новых групп, чей статус перестает соответствовать сложившейся системе иерархии. К середине ХХ столетия такой группой, например, стали управляющие, менеджеры крупных предприятий.

Интергенерационная мобильность – сдвиг социального статуса от родителей к детям.

Существует несколько способов, к которым прибегают индивиды в процессе социальной мобильности для преодоления культурного барьера и барьера общения.

1. Изменение образа жизни. Для усвоения нового статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.п. – все это должно соответствовать новому, более высокому статусу.

2. Развитие типичного статусного поведения. Аспирант, становясь постепенно профессором, или исполнитель, превращаясь в директора, должен изменить свое поведение, чтобы быть принятым в новой для себе среде.

3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями (социальными группами, социальными кругами) того статусного слоя, в который социализируется мобильный индивид.

4. Брак с представителем более высокого статусного слоя во все времена служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Такой брак может в значительной степени способствовать проявлению талантов, если он дает материальное благополучие. Он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней. В значительной степени разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего статусного слоя. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения.

 

Основная литература:

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник/ под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2006.

2. Грошева И.А. Социология: уч. пособие (УМК с курсом лекций). –Тюмень: ТГИМЭУП, 2006.

3. Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ООО «ТК Велби», 2003.

4. Руткевич М.Н. Социальная структура. – М.: Альфа –М., 2004.

5. Социология. Наука об обществе. Учебное пособие /Под ред. проф. В.П. Андрущенко, проф. Н.И. Горлача. – Харьков. Институт востоковедения и международных отношений. Харьковский коллегиум, 1996.

6. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

 

Дополнительная литература:

 

1. Голенкова З.Т., Игиханян Е.Д. Социальная структура общества: в поиске адекватных ответов//Социс. -2008.- №7.-http://www.isras.ru/socis­_2008_7.html.

2. Грошева И.А. Социология: Уч. пособие (курс лекций в схемах). – Тюмень: ТГИМЭУП, 2002.

3. Заславская Т.И. Структура российского общества через призму трансформационного процесса // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2002.-№4(60).-С. 7-19.

4. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Практикум по социологии/ Уч. пособие для вузов. Под общ. ред. проф. Батыгина Г.С. – М.: «NOTA BENE», 1999.

5. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. - Ростов-на-Дону, 1996.

6. Макаревич Э.Ф., Карпухин О.И., Луков В.А. Социальный контроль масс: Уч. пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2007.

7. Парсонс Т. О социальных системах/ Под ред. В.Ф. Чесноковой И С.А. Белановского. – М.: Академический Проект, 2002.

8. Россия как цивилизация: сибирский ракурс/ В.Г. Костюк, М.А. Абрамова и др. – Новосибирск: Сибирское Научное Издательство, 2008.

9. Руденко Р.И. Практикум по социологии: Уч. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

10. Рывкина Р.В. Социология российских реформ: социальные последствия экономических перемен: Курс лекций. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.

11. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика/ Пер. с англ. В.В. Сапова. – М.: Астрель, 2006.

12. Сорокин П.А. Социальная мобильность/ Пер.с англ. М.В. Соколовой. По общ. ред. В.В. Сапова. – М.: Academia; LVS, 2005.

 

Тесты, задания и упражнения

 

1. Используйте приведённые ниже данные социологических исследований для характеристики социальной дифференциации современного российского общества. О чём свидетельствуют приведённые факты? Чем обусловлен высокий уровень дифференциации доходов населения?

В конце 90-х гг. доход, получаемый 10% наиболее обеспе­ченных россиян, почти в 27 раз превышал доход 10% наиме­нее обеспеченных. На долю 20% наиболее обеспеченных слоев населения приходится 47,5% общего объема денежных дохо­дов, а на долю 20% самых бедных 5,4%. 4% российских граждан являются сверхбогачами — их доходы примерно в 300 раз превышают доходы основной массы населения. Косвенным по­казателем крайней поляризации общества является структура денежных сбережений населения. Согласно исследованиям рос­сийских социологов, 50% населения вообще не имеет сбереже­ний, а более половины всех сбережений (примерно 70 млрд. долл.) находится у 2% населения.

2. Клановая система неравенства напоминает кастовую, но, тем не менее, имеет существенное отличие. В чём оно заключается?

3. Представители теорий, основывающихся на консервативной традиции (функционалистских), утверждали, что неравное распределение социальных благ служит инструментом для решения главных задач общества, она полезна для общества. Сторонники радикального подхода (теория конфликта), напротив, резко критикуют существующий социальный порядок и считают, что социальное неравенство является механизмом эксплуатации и связано с борьбой за ценимые и дефицитные товары и услуги. С каким подходом Вы согласны и почему? Приведите аргументы «за» и «против».

4. В западной теоретической социологии принято различать в структуре общества высший, средний и низший классы. Согласно гипотезе, выдвинутой академиком РАН Т.И. Заславской, российское общество состоит из четырёх социальных слоёв: верхнего, среднего, базового и нижнего и ещё отдельно – социального дна. В чём заключается принципиальная разница в подходах?

5. Существуют различные методы классификации социальных классов: объективный, самооценочный и репутационный. Каждый из этих методов имеет определённые достоинства и недостатки. (см. подробно Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник/ под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2006). В чём они заключаются?

6. В чём Вы находите разность между понятиями «абсолютная бедность» и «относительная бедность»?Различение абсолютной и относительной бедности – не просто классификационное ухищрение. Эти формы бедности имеют неодинаковую перспективу и для их преодоления нужно использовать различные методы. Какие методы имеются ввиду.

7. Что такое депривация? Существует пять типов депривации: экономическая, социальная, организмическая, этическая и психическая. Определите разницу между ними.

8. Приведите примеры гендерной стратификации.

9. В. Парето утверждал: «В той или иной форме, социальная стратификация существовала во всех обществах, провозглашавших равенство людей». Подтвердите на примерах, или опровергните утверждение великого классика.

10. П. Сорокин как-то заметил: «….наделал своим теоретикам не меньше хлопот, чем национальность. И в этом случае попытки «схватить этого Протея» оказывались не более успешными: «…..» либо ускользает из пальцев своих теоретиков, либо, пойманный, превращается в нечто столь неопределенное и неясное, что становится невозможным отличить его от ряда других кумулятивных групп, либо, наконец, сливается с одной из элементарных группировок». Назовите феномен, доставивший столько хлопот ученым. В чем заключается сложность названного феномена?

11. П. Сорокин утверждал: «За исключением разве что тех редких случаев, когда представители того или иного племени ведут изолированный образ жизни, когда не существует постоянной социальной жизни и социального взаимодействия и потому отсутствует какая-либо социальная организация в подлинном смысле этого слова, как только появляются признаки такой организации, в примитивных социальных группах появляются и признаки стратификации. Они выражаются в различных формах». Как Вы считаете, в каких именно?

12. Р. Парк отмечал, что периоды перехода и кризиса в жизни большинства людей сравнимы с теми, которые переживает иммигрант, когда он покидает родину, чтобы искать счастье в чужой стране. Но в отличие от миграционных переживаний этот кризис является хроническим и непрерывным, в результате он имеет тенденцию превращаться в тип личности. О каком явлении идет речь? Определите причины появления и зоны существования (сферы общества, сегменты рынка труда и др.) этого феномена.

13. По оценкам российского социолога Т.И. Заславской, доля лиц, входящих в средний класс российского общества, составляет примерно 11% от экономически активного населения, что значитель­но меньше, чем, скажем, в Венгрии и Чехии, где он составляет, соответственно, 18,5 и 16,9%. К каким социальным, экономическим, политическим последствиям может привести малочисленность и неразвитость среднего класса российского общества? Укажите, ка­кие меры могли бы активизировать процесс формирования средне­го класса в современной России.

14. Что, по мнению П.А. Сорокина влияет на интенсивность индивидуальной и групповой мобильности?

15. Дискуссия: Проблемы происхождения неравенства.

На семинарском занятии по социологии между студен­тами возник спор о происхождении и основах неравенства.

1-й студент: Мне кажется, что неравенство в различ­ных обществах зависит от оценки важности разнообраз­ных видов деятельности. Для того, чтобы поощрить наибо­лее способных членов общества заниматься наиболее зна­чимыми из них, общество открывает им доступ к социально значимым ресурсам, обеспечивает льготы и привилегии, оп­ределяя тем самым высокий престиж.

2-й студент: К сожалению, не могу согласиться с вами. Сплошь и рядом в современных обществах более высокие социальные позиции занимают не столько способные, сколь­ко наиболее богатые и состоятельные члены общества. Я ду­маю, что основой социального неравенства является экономи­ческая дифференциация общества. Те социальные группы, которые контролируют средства производства, занимают более высокое положение в обществе по сравнению с теми, кто не может осуществлять подобный контроль. Именно объем соб­ственности определяет отношение к тому или иному классу.

1-й студент: Безусловно, экономические факторы вли­яют на социальные различия. Однако коренную причину со­циальной дифференциации я усматриваю в необходимости качественного исполнения функций социальной системы. Эта необходимость должна порождать закрепление за опреде­ленными группами специфических ролей и специализа­ции в определенных областях деятельности.

3-й студент: По моему мнению, неравенство не являет­ся одномерным, на него влияют не только экономические аспекты, такие, как богатство и собственность, но и власть и престиж.

4-й студент: Мне кажется, что в современном обще­стве неравенство проистекает из неравного распределе­ния власти и авторитета. Собственность и богатство лишь одни из форм реализации власти. Источниками же ав­торитета могут также выступать знания, образование, ква­лификация, необходимые навыки и умения и многое другое. Поэтому положение об экономических факторах детерминации неравенства можно сегодня считать уста­ревшим и в значительной степени утратившим свою те­оретическую ценность.

2-й студент: Прошу прощения, но ваша аргументация кажется мне весьма не убедительной.

Какие теоретические подходы и концепции были от­ражены участниками дискуссии? Какая точка зрения ка­жется вам наиболее убедительной и аргументированной? Сформулируйте собственную позицию по обсуждаемому воп­росу. Постарайтесь найти новые обоснования занимаемой вами теоретической позиции.

Литература к дискуссии:

1. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенден­ции социальной мобильности // Американская социология. М, 1972.

2. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социоло­гические исследования. 1994. № 5.

3. Дэвис К., Мур У. Некоторые принципы стратификации//Социальная стратификация. М., 1992. Вып.1.

4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991.

16. Дискуссия: Средний класс современной России: реаль­ность или фантом?

«Оптимист»: Средний класс в России начал формиро­ваться с началом рыночных реформ. Он является социальным производным возникших в России рыночных отношений. Именно средний класс является социальной основой демок­ратических процессов в российском обществе. Я думаю, что дальнейшее продвижение общества по пути рыночных ре­форм будет способствовать абсолютному росту среднего класса и увеличению его относительной доли в социальной структуре общества.

«Пессимист»: Реального среднего класса в российском обществе нет. Прежние социальные слои оказались разру­шенными, а новые классы и социальные группы не сложи­лись, поэтому говорить о среднем классе в России не прихо­дится. Существуют лица, занимающие среднее положение по таким показателям, как доход и престиж, однако средний класс еще не оформился. Думается, что реальных перспек­тив для формирования среднего класса у России не будет еще в ближайшие пять лет.

«Скептик»: Формирование среднего класса было пре­рвано глубоким экономическим кризисом, начавшимся во второй половине 1998 г. В результате даже тот немногочис­ленный слой, который можно было по основным социальным характеристикам сравнивать с западным средним классом, подвергся сильнейшей маргинализации. «Middle class» — это скорее социальный призрак, нежели реальность рос­сийского общества.

Сформулируйте свою позицию относительно современ­ного состояния и перспектив развития среднего класса в России. Какие аргументы из приведенной дискуссии кажут­ся вам убедительными, а какие — нет?

Литература к дискуссии:

1. Авраамова Е. К проблеме формирования среднего класса в России // Вопросы экономики. 1998. №7.

2. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д Средние слои в современ­ной России (опыт анализа проблемы) // Социологичес­кие исследования. 1998. № 7.

3. Исправников В.О. «Теневая» экономика и перспективы об­разования среднего класса // Общественные науки и со­временность. 1998. № 6.

4. Космарская Т. Средний класс и социальная политика //Вопросы экономики. 1998. №7.

5. Умов В.И. Российский средний класс: социальная реальность и политический фантом // Полис. 1993. № 4 .

17. Сравнительное исследование:

 

«Ранжирование прести­жа профессиональных групп».

Проведите в вашей группе исследование престижности различных профессиональных групп (табл.).

Престижность измеряется по шкале от 100 (макси­мальное значение) до 1 (минимальное значение). Опре­делите среднее значение престижности по каждой из указанных профессиональных групп.

Сравните полученные вами данные с результатами опросов, регулярно проводимых в Америке и представ­ленных в таблице.

 

Таблица

Шкала профессионального престижа

 

Виды занятий Баллы согласно американских исследований (по: Кравченко А.И. Социология. Екатеринбург, 1998, с. 211) Баллы
1. Инженер (гражданский)  
2.Социолог  
3. Физик  
4. Адвокат  
5. Банкир  
6. Продавец  
7. Домработница  
8. Специалист по компьютерам  
9. Водитель грузовика  
10. Менеджер в офисе  
11. Министр  
12. Врач  
13. Дантист  
14. Библиотекарь  
15. Учитель начальных классов  
16. Милиционер  
17. Мясник  
18. Дворник  
19. Пожарный  
20. Лётчик  

 

18. «В далеком прошлом возник институт наследования детьми социального положения их родителей: тот, кто рожден в высокопоставленной семье, заслуживает, чтобы его тоже поместили в верхний слой, рожденный же в простой семье должен был занять более скромное положение. Семью сделали первым критерием для суждения об общих и специфических свойствах человека и первичным основанием для определения будущего социального положения индивида. Такая ситуация характерна не только для многих обществ прошлого, такой же она остается и в настоящее время» (Сорокин П.А. Социальная мобильность.- М.: Academia; LVS, 2005, с. 170).Согласны ли Вы с высказыванием автора? Можно ли сказать, что то же самое происходит в настоящее время?

19. Тест.

1. Малая группа отличается…

а) межличностным взаимодействием в) закрытостью
б) официальным признанием г) открытостью

2. Группа людей, оказавшихся в одном месте, в одно и то же время, но не имеющих никаких определенных связей друг с другом, называется…

а) формальной организацией в) социальной группой
б) малой группой г) социальным агрегатом

3. Социальная структура общества – это…

а) социальный состав общества;

б) устойчивая связь элементов социальной системы;

в) набор элементов социальной системы;

г) иерархическая связь элементов социальной системы

4. К малой социальной группе относится:

а) референтная в) реальная
б) номинальная г) толпа

5. Для поведения людей в толпе характерно…

а) подражание в) молчание
б) радостные объятия г) бурный восторг

6. Автомеханик получает работу слесаря. Это пример:

а) вертикальной мобильности в) нисходящей мобильности
б) восходящей мобильности г) горизонтальной мобильности

7. Дочь рабочего И. из города В. вышла замуж за бизнесмена Н. и уехала в город М. Это пример:

а) вертикальной мобильности в) восходящей мобильности
б) горизонтальной мобильности г) нисходящей мобильности
д) внутрипоколенной мобильности  

8. Организмическая депривация связана с…

а) ценностным конфликтом;

б) образованием ценностного вакуума;

в) врожденными или приобретенными индивидуальными недостатками человека;

г) склонностью общества оценивать некоторые качества и способности некоторых индивидов выше, чем других;

д) неравномерным удовлетворением потребностей некоторых индивидов и групп

9. Контактная, внешне не организованная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма, это:

а) масса в) толпа
б) публика г) класс

10. По количественному признаку все общности делятся на два наиболее широких вида…

а) массовые и групповые в) официальные и неофициальные
б) случайные и закономерные г) гражданские и государственные

11. Группу людей, поведение которых укладывается в установленные для данных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного поведения, можно отнести к толпе:

а) действующей в) экспрессивной
б) случайной г) конвенциональной

12. Канал вертикальной циркуляции, не получивший сколько-нибудь подробного описания в работах П. Сорокина – это:

а) школа в) тюрьма
б) армия г) церковь

13. Токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода. Это пример:

а) внутрипоколенной мобильности в) горизонтальной мобильности
б) межпоколенной мобильности г) интергенерационной мобильности

14. Социально-классовая структура общества является основной в теории…

а) марксизма в) О. Конта
б) М. Ковалевского г) фрейдизма

15. Модель стратификации, в которой отсутствует средний класс, называется…

а) западной в) латиноамериканской
б)смешанной г) восточной

16. Географическая мобильность является разновидностью:

а) миграции г) горизонтальной мобильности
б) межпоколенной мобильности д) интергенерационной мобильности
в) вертикальной мобильности  

17. Этническая и социальная общность, которая исторически следует за племенем и предшествует нации:

а) род г) этническое меньшинство
б) народность д) клан
в) этнос  

18. Изменение в структуре народного хозяйства, происходящее помимо воли и сознания отдельных индивидов называют:

а) организованной мобильностью г) горизонтальной мобильностью
б) вертикальной мобильностью д) интергенерационной мобильностью
в) структурной мобильностью  

19. Спонтанное (неустойчивое) образование с кратковременным взаимодействием какого-либо одного вида, называется:

а) публика г) квазигруппа
б) толпа д) агрегация
в) референтная группа  

20. Деление общества на сословия является примером:

а) социальной стратификации в) горизонтальной дифференциации
б) культурной ассимиляции г) социальной сегментации

21. Две социальные группы, которые современные российские социологи относят к категории «новые бедные» - это:

а) работники бюджетной сферы в) работники коммерческой сферы
б) граждане с высокой семейной нагрузкой г) менеджеры среднего звена

22. Кто из современных ученых-социологов занимался проблемами социальной стратификации современного российского общества и ввел термин «базовый социальный слой»:

а) А.Г. Харчев в) А.И. Кравченко
б) В.А. Ядов г) Т.И. Заславская

23. Два признака, характеризующих олигархов как социальную группу:

а) наличие крупной собственности и капитала;

б) политическое влияние;

в) идеологическое влияние;

г) внешний вид

24. К существенным признакам социальных групп не относят…

а) совместная деятельность в) организованность
б) сплоченность г) официальность

25. Компонент организации, который считают самым главным и от которого зависят все составляющие организации:

а) высшее руководство организации в) персонал
б) социальные технологии г) цели организации

26. «Столыпинские реформы» должны были привести к…

а) формированию «среднего класса» на базе мелких землевладельцев;

б) формированию социального слоя «рантье»;

в) демократизации политического строя;

г) развитию тяжелой промышленности.

27. С помощью какой геометрической фигуры можно охарактеризовать профиль социальной стратификации современного российского общества:

а) квадрат в)


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.02 с.)