Тема 4. Основы общественной жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Основы общественной жизни



 

Цель занятия: вывить особенности социологического подхода к изучению общества, ознакомить с основными подходами к рассмотрению общества, рассмотреть общество как социокультурную систему и определить роль культуры в общественной жизни

 

Основные положения

 

1. Э. Дюркгейм определял общество, как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.

М. Вебер определял общество, как взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, то есть ориентированных на других действий.

К. Маркс видел общество, как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий.

Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

1. Оно не является органической частью какой-либо более крупной системы

2. Браки заключаются между представителями данной общности

3. Оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности

4. Оно имеет свою территорию

5. У него есть самоназвание и своя история

6. Оно обладает своей системой управления

7. Оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида

8. Его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Признакам Э. Шилза отвечает следующее определение: общество- это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей. Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.

Детерминизм – это выделение основания общества, определяющего его облик в целом. Согласно детерминистскому подходу (марксизм) общество состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической, каждую из которых можно рассматривать как систему. Чтобы отличить эти подсистемы от собственно социальной, их называют социетальными. Главную роль здесь играют причинно-следственные связи. Преувеличение роли и места техники и науки в современном социальном развитии является теоретической основой технологического детерминизма и счиентизма. Экономический детерминизм кладет в основу социального развития экономические отношения. Существуют и другие разновидности детерминизма в рассмотрении общества: культурный (М. Вебер, П. Сорокин и др.), политический (Платон, Аристотель и др.) и т.д. Недостатками жестко-детерминистского подхода к рассмотрению общества является тот факт, что в изучении общества и анализе социальных отношений очень трудно выделить конечные основания тех или иных социальных процессов вследствие взаимосвязанности и даже взаимопереплетения функционирования всех подсистем общества, невозможности его существования без такого нормального функционирования каждой из них. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса. Функция – это наблюдаемые следствия частей (подсистем) по отношению к более широким системам, в которые они входят. Методологическая специфика функционального подхода состоит в том, что функция элемента (части) объекта задается исходя из характеристик и потребностей более широкого целого. Отсюда функционализм – это поиск значения факта, исходя из его отношения к общественному целому. Североамериканская ветвь системно-структурных и функциональных представлений формирует новый подход в социологии: структурный функционализм. В отличие от функционализма он идет от анализа различных структур к обнаружению выполняемых ими функций. Понятие было введено Толкоттом Парсонсом. Он вывел набор из четырех основных функциональных категорий: адаптации, целедостижения, интеграции и воспроизводства структуры.

2. Нетрудно заметить, что различные типологические признаки образуют ряд исторических ступеней, каждой из которых присущ определенный способ накопления и передачи знаний, коммуникации, средств жизнеобеспечения и сложности общественных структур. На этом основаны попытки ввести обобщенные (сложные) типологии. Одной из первых попыток построения такой типологии является типология К. Маркса, который предложил выделить ряд ступеней развития (общественно-экономических формаций) в соответствии с уровнем развития производительных сил и производственных отношений (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая). Современный социолог Д. Белл предложил трехступенчатую систему типологии (традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество). Созданная на этой основе теория постиндустриального развития является сегодня ведущей социологической доктриной на западе.

Ориентиры развития индустриального общества:

- рост материального благосостояния на основе приоритета в развитии технико-экономических структур и потребления, как центра жизни

- частное предпринимательство и рыночное хозяйство

- правовое государство и плюралистическая демократия

- «трипартизм» - социальное партнерство

- корпоративизм - наднациональный характер развития

Постиндустриальное общество - это стратегическое приспособление к новой постмодернисткой культуре и цивилизации, которые формируются в результате глубокой трансформации социального мира.

Показателями нового исторического состояния являются:

1. Информационная цивилизация - электронная революция создает новый тип социальных связей, открывает безграничные возможности приобщения человека к знаниям, формирует «компьютерную демократию», основанную на власти общественного мнения.

2. Экоразумная цивилизация -переход к экологически чистым технологиям на основе микроэлектроники, биотехнологии и т.д., обеспечивающей сосуществование человека с природой путем возврата к ремесленно-натуральному хозяйству - мелкомасштабной технологии, «котеджная цивилизация» и концепция «электронного дома».

3. Концепция малых дел - переход от централизованных систем управления к локальным с расширением местного самоуправления, разгосударствлением экономики и децентрализацией власти.

4. Досуговая цивилизация (изменение структуры занятости, снижение роли производства материальных благ ведет к повышению роли досуга, концентрируя преобладающую часть экономической жизни в сфере услуг).

Если К.Поппер поделил все общества на два противоположных типа - закрытые и открытые, то И. Валлерстайн разбил их на три типа - «мини-системы», «мировые империи» и «мировые экономики». Первые представляют собою маленькие общества, для которых характерно единство культуры, а вторые - мировые империи, в рамках которых оказывались разные культуры. Под последним же типом общества («исторической системы») И.Валлерстайн имел в виду не что иное, как капитализм («капиталистическую систему»)». Вместо шаблона «третий мир» к будущим экономическим гигантам гораздо уместней применить понятие «полупериферии», которое впервые было введено Иммануилом Валлерстайном. Сам Валлерстайн причислял к Полупериферии сразу несколько десятков государств — Бразилию, Аргентину, Мексику, Венесуэлу, Чили в Латинской Америке; Турцию, Иран, Индию, Индонезию, Китай, Южную Корею, Вьетнам — в Азии; Нигерию, Заир и ЮАР — в Африке; а также Португалию, Испанию, Италию, Грецию, скандинавские страны, восточноевропейские страны и СССР, Алжир, Египет, Саудовскую Аравию, Израиль, Канаду, Австралию. Валлерстайн рассматривал Полупериферию как некое промежуточное (или связующее) звено между Центром и Периферией. Такое положение выражается не только в средних или промежуточных экономических показателях полупериферийной страны по сравнению с «развитыми» странами или «отсталыми». Речь скорее об особой позиции в мирохозяйственной среде. Являясь Периферией по отношению к мировому Центру, полупериферийная страна сама может становиться центром притяжения для окружающей ее Периферии. Такая сомодостаточная страна способна защищать свой внутренний рынок от Центра и, наоборот, вторгаться на рынки менее развитых стран.

Согласно теории мировой системы И. Валлерстайна:

1) Центр – доминирует в мировой экономике и эксплуатирует другие социальные и экономические системы. Это США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада.

2) Периферия – снабжает Центр сырьевыми материалами и подвергается значительной эксплуатации. Сомали, Танзания, Афганистан, Лаос, Камбоджа, Непал, Вьетнам.

3) Полупериферия – находится между эксплуатирующими и эксплуатируемыми секторами мировой экономики. Страны-члены ОПЕК (Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Катар, Индонезия, Алжир, Ливия, Нигерия, Венесуэла; Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (эти четыре страны называют азиатскими тиграми), Малайзия, Тайланд, Индонезия, Россия, Китай.

Российский исследователь А. Неклесса строит свою типологию регионов, переосмысливая традиционные геополитические и геоэкономические категории Севера и Юга, Запада и Востока. Необходимо отметить, что классификация А. Неклессы не является строго географической. Так, Япония по данным классификационным признакам относится к Северо-Западу, являясь при этом важнейшим центром Азиатско-Тихоокеанского региона. Российский учёный считает, что модель современного мироустройства носит гексагональный (шестиярусный) характер. А. Неклесса выделяет:

а) постиндустриальный Север, развивающий несколько довольно различных направлений экономики, к которым относятся создание и реализация схем организации хозяйственной деятельности в планетарных масштабах (штабная экономика); спекулятивная, фантомная финансовая экономика, разработка и производство уникальных, дорогих высокотехнологичных продуктов;

б) связанный с Севером высокоиндустриальный Запад, обладающий развитой социальной, промышленной, административной инфраструктурой, специализирующийся на производстве сложной, наукоемкой продукции;

в) новый Восток, форсированно развивающий экономику с помощью государственного регулирования, специализирующийся на массовом индустриальном производстве (в том числе наукоемких изделий) и географически расположившийся на просторах Тихого океана, включая как Индостан, так и Латинскую Америку;

г) Юг, специализирующийся на добыче сырьевых ресурсов и включающий в себя преимущественно мусульманские страны тропиков и субтропиков;

д) глубокий Юг территории теневой глобализации, где экономическая деятельность состоит в разграблении природных, государственных, социальных ресурсов, а также в незаконном предпринимательстве, такой, как производство и сбыт наркотиков.

Важным аспектом новой сегментации глобальной экономики является то, что это экономика все же не планетарного масштаба. Ее существование и форма затрагивают лишь отдельные сегменты и экономические структуры, страны и регионы пропорционально конкретному положению страны или региона в международном разделении труда. Как отмечает М. Кастельс, бизнес-агенты, действующие в условиях информационального капитализма, стремятся к увеличению прибыльности, а политические институты, такие как национальные правительства и наднациональные организации, озабочены повышением конкурентоспособности своих экономик.

А. Тоффлер критически оценивал «индустриальную цивилизацию, пошедшую «не той дорогой». Этот путь ведёт к конфликту между природными и социокультурными аспектами человеческого существования. Более совершенное общество, по мнению учёного, возможно на основе «информационного редукционизма). Последний предполагает переход от индустриализма к новой «постиндустриальной» цивилизации с господством информационных технологий. В работе «Третья волна» образно-метафорически А. Тоффлер нарисовал картину перехода к «постиндустриальному» («сверхиндустриальному») обществу, где волны – это волны истории, которые проходит человечество в своём развитии.(http://www.cjtoha.ru)

 

Основная литература:

1. Грошева И.А. Социология: уч. пособие (УМК с курсом лекций). –Тюмень: ТГИМЭУП, 2006.

2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник/ под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2006.

3. Социология. Наука об обществе. Учебное пособие /Под ред. проф. В.П. Андрущенко, проф. Н.И. Горлача. – Харьков. Институт востоковедения и международных отношений. Харьковский коллегиум, 1996.

4. Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ООО «ТК Велби», 2003.

5. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

 

Дополнительная литература:

 

1. Грошева И.А. Социология: Уч. пособие (курс лекций в схемах). – Тюмень: ТГИМЭУП, 2002.

2. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Практикум по социологии/ Уч. пособие для вузов. Под общ. ред. проф. Батыгина Г.С. – М.: «NOTA BENE», 1999.

3. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. - Ростов-на-Дону, 1996.

4. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.

5. Неклесса А.И. Постсовременный мир в новой системе координат // Глобальное сообщество: новая система координат. - СПб.: Алетейя, 2000.

6. Парсонс Т. О социальных системах/ Под ред. В.Ф. Чесноковой И С.А. Белановского. – М.: Академический Проект, 2002.

7. Покровский Н.Е. Одиннадцать заповедей функционализма Роберта Мертона. // Социс.- 1992.- №2.

8. Россия как цивилизация: сибирский ракурс/ В.Г. Костюк, М.А. Абрамова и др. – Новосибирск: Сибирское Научное Издательство, 2008.

9. Роуз Р. Становится ли Россия «нормальным обществом»?// Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. -2008.-№2(94).- С. 8-15.

10. Руденко Р.И. Практикум по социологии: Уч. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

11. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика/ Пер. с англ. В.В. Сапова. – М.: Астрель, 2006.

12. Шафранов-Куцев Г.Ф. Социология: курс лекций: уч. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Университетская книга, Логос, 2008.

13. http://www.cjtoha.ru.

 

Тесты, задания и упражнения

 

1. Фердинанд Тённис предлагает схему исторического развития общества от состояния с преобладанием отношений типа общины к состоянию с преобладанием отношений типа общества. Каким образом осуществляется это развитие? В какой момент община становится обществом?

2. Что такое гражданское общество? Чем оно отличается от общества и государства?

3. Т. Гоббс считал, что естественное состояние людей – это «война всех против всех». В каком случае эта война прекращается. «Как возможно общество?»

4. Аристотель учил, что несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Согласны ли Вы с высказыванием великого мыслителя? Приведите примеры из истории России, подтверждающие универсальный закон Аристотеля.

5. О.Конт считал, что общество – это функционирующая система, основанная на разделении труда.

По Г. Спенсеру, общество – «композиция всякого рода идей, верований, чувств, которые реализуются через посредство «индивидуумов».

К. Маркс писал: «Общество не состоит из индивидов, а выражает систему тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».

Противоречат ли, на Ваш взгляд, эти определения общества одно другому они дополняют друг друга?

6. Что объединяет таких великих мыслителей как О.Конт, Г. Спенсер, К. Маркс?

7. Россию определяют как страну с запаздывающей модернизацией или называют страной с «рецидивирующей цивилизацией». Как Вы думаете, что это означает и с чем это связано?

8. Иммануил Валлерстайн относит Россию, согласно собственной системе мироустройства, к полупериферии. Обоснуйте причину такого положения дел. Куда бы отнёс Россию русский учёный А. Неклесса, согласно гексагональной системе мироустройства?

9. Владимир Соловьёв утверждал в работе «Духовные основы жизни»: «Человеческое общество не есть простая механическая совокупность отдельных лиц: оно есть самостоятельное целое, - имеет свою собственную жизнь и организацию, и задача христианства с этой стороны состоит в том, чтобы вносить в жизнь и организацию общественных сил христианское начало нравственной солидарности или истинного братства».

Немецкий социолог Макс Вебер в своей работе «Наука как призвание и профессия» утверждал: «Старик Милль – его философию в целом я не похвалю, но здесь он был прав – как-то сказал: если исходить из чистого опыта, то придешь к политеизму. Сказано напрямик и звучит парадоксально, но это правда. Сегодня мы хорошо знаем, что священное может не быть прекрасным, более того, оно священно именно потому и постольку, поскольку не прекрасно». В чём заключается принципиальная разница двух точек зрения?

10. «Общество любителей пива», «общество завсегдатаев кафе», «дурное общество», «элитарное общество», «американское общество»…. Продолжите этот список и объясните, по каким критериям следует различать общества разных типов.

11. Что Вы понимаете под термином «нормальное общество»? Какие критерии «нормального общества» Вы можете выделить?

12. Известный испанский философ и социолог Х. Ортега-и-Гассет отмечал, что взаимодействия культур в принципе могут быть: а) нейтральными (культуры сосуществуют, не мешают друг другу и не смешиваются); б) альтернативными, или контркультурными (культуры активно теснят друг друга, поскольку каждая стремится занять доминирующее положение и насадить в общности свои ценности и стандарты); в) конкурентными, состязательными (в процессе саморазвития и борьбы за привлечение новых сторонников культуры могут смещаться в область конфликтных отношений.

Используя предложенную классификацию, оцените характер взаимодействия между: а) Россией и Прибалтикой; б) Россией и США; в) западным и мусульманским миром; г) театральной культурой и кинокультурой; д) ценностями советского поколения 60-х годов и поколения 90-х годов ХХ в.

13. Что общего Вы можете найти между зеленым сукном, которым покрывали столы должностных лиц государственных канцелярий и социальным организмом, который явился результатом социальных антагонизмов и конфликтов? Каковы основные черты этого феномена, и в какой работе М. Вебер его рассмотрел?

14.Антрополог Роберт Х. Лоуи писал, что индейцы из племени кроу наказывали тех, кто совершал поступки, серьезно противоречащие моральным устоям. Вечером любой мог спросить соплеменников: «Вы слышали о таком-то?» Виновный испытывал из-за насмешек своих товарищей такой стыд, что мог покинуть общину и не возвращаться туда до тех пор, пока не искупит свой грех. Прокомментируйте приведенный пример нормативного поведения. Какой вид нормы Вы здесь видите, и чем он отличается от других?

15. Антрополог К. Леви-Строс утверждал, что цель и смысл мифа состоят в том, чтобы предложить логическую модель разрешения жизненных противоречий. Миф присутствует во всех обществах, в том числе и в современном. Приведите аргументы в подтверждение данной точки зрения или опровергните ее. В чем разница между примитивным обществом и современным?

16.Китайский император Чень Лун отправил английскому королю Георгу III следующее послание в ответ на предложение последнего установить между обеими нациями торговые связи: «Наша Небесная империя обладает всем в изобилии и не имеет недостатка в продукции в пределах своих границ… Однако поскольку без чая, шелка и фарфора, которые производятся в Небесной империи, европейские нации и Ваша страна обойтись не могут, мы разрешили в знак расположения снабжать иностранные торговые дома и, таким образом, дать Вашей стране возможность воспользоваться нашей добротой…» Какое явление в сфере культуры отражено в этом послании? Где оно проявляется? В чем его противоречивость?

17. Антрополог Элман Сервис в ходе исследования, проведенного им среди индейцев племени хавасупаи, сделал вывод: «Я искал ключ к культуре хавасупаи, боясь не найти его, и при этом явно упускал из виду истину: понять культуру можно только в ее собственных терминах». Прокомментируйте приведенное высказывание. Какое явление в сфере культуры здесь отражено? Приведите известный Вам пример такого явления.

18.Тест.

1. Общество с аграрным укладом, с преобладанием сельского хозяйства называется:

а) простое в) закрытое
б) традиционное г) индустриальное

2. Понимал общество как совокупность группировок, взаимодействие которых регулируется определенными нормами и правилами:

а) Прудон в) Платон
б) Аристотель г) Монтескье

3. Идеалом общественного развития в социологии Э. Дюркгейма является…

а) нарастание солидарности в) социальное равенство
б) социальная справедливость г) развитие личности

4. Какие из двух перечисленных государств относятся к группе стран «золотого миллиарда»:

а) США в) Норвегия
б) Египет г) Украина

5. К характерным признакам индустриального общества относятся:

а) система ценностей, ориентированная на накопление сокровищ;

б) система ценностей, ориентированная на эффективность и рациональность;

в) система ценностей, ориентированная на брак и семью;

г) система ценностей, ориентированная на непосредственное потребление

6. Фильмы А. Тарковского и А. Сакурова, картины русских авангардистов, музыка А. Шнитке относятся к…

а) элитарной культуре в) популярной культуре
б) массовой культуре г) народной культуре

7. Процесс ускорения интеграции культур в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, благодаря воздействию на людей СМИ, называется:

а) диффузия в) трансформация
б) диверсификация г) глобализация

8. Какие две из перечисленных идей характеризуют протестантизм, как течение христианства:

а) мирская аскеза в) методичный труд
б) учение о реинкарнации г) проповедь ухода от активной деятельности

9. Какие две из перечисленных стран придерживаются в своей международной политике принципа «нейтралитета»:

а) Германия в) Франция
б) Швейцария г) Австрия

10. «Ритуалы перехода» - это средства культуры, которые…

а) приводят к возникновению новой субкультуры;

б) означают изменения эпизодического статуса индивида;

в) составляют ядро господствующей культуры;

г) знаменуют переход индивида из одной роли в другую

11. Установка «сколько благ человек потребляет, столько и должно быть произведено» характерна для общества:

а) индустриального в) традиционного
б) современного г) информационного

12. Мыслитель ______________ выделял следующие циклы восходящего развития общества: 1) анархия и дикость; 2) порядок и цивилизация; 3) упадок и возврат к новому варварству:

а) Г. Спенсер в) Дж. Вико
б) Ф. Энгельс г) О. Конт

13. «Компьютерно-информационная цивилизация» А. Тоффлера отличается:

а) информационными (гибкими) технологиями;

б) транснациональными институтами;

в) автократическими формами организации власти;

г) снижением значения классов

14. Правовой запрет распространённого в Великобритании обычая охоты на лис с использованием гончих собак – это пример нормативной….

а) аномии в) дисфункции
б) асинхронности г) интеграции

15. Социальная подсистема общества включает в себя институт….

а) производства в) науки
б) государства г) семьи

16. «Общественная палата» является институтом в России:

а) Президента в) гражданского общества
б) исполнительной власти г) партии «Единая Россия»

17. Индустриальный прогресс «четырёх Азиатских драконов» (Южной Кореи, Тайваня, Гонконга, Сингапура) сделался возможным благодаря ____________ экономике:

а) смешанной в) плановой
б) рыночной г) феодальной

18. В классификацию транснациональных корпораций Г.В. Перлмуттера не входят _______________ корпорации:

а) конгломеративные в) полицентрические
б) этноцентрические г) геоцентрические

19. Социолог __________________ полагал, что в современном обществе было три революции: промышленная, демократическая, образовательная:

а) Т. Адорно в) Т. Парсонс
б) Г. Маркузе г) Р. Гароди

20. Россия создаёт единое союзное государство с:

а) Белоруссией в) Украиной
б) Молдовой г) Арменией

21. Одна культура принимает другую полностью, это процесс:

а) адаптации в) ассимиляции
б) диффузии г) аккультурации

22. Э. Шиллз рассматривал общество как такое объединение людей, которое (более одного варианта)……

а) является суммой индивидов;

б) не является частью более крупной системы;

в) больше суммы индивидов;

г) состоит более чем из одного индивида

23. Общество как единая система взаимодействия природных (биологических) и социальных факторов рассматривается в теории:

а) К. Маркса в) Э. Дюркгейма
б) Г. Спенсера г) О. Конта

24. Работа «Третья волна» написана:

а) А. Тоффлером в) Г. Мидом
б) А. Турэном г) Дж. Гэлбрейтом

25. Умение связывать всё, что происходит в обществе со структурными, культурными и историческими условиями, а также с субъективными действиями людей Р. Миллс определил как социологическое…

а) впечатление в) воображение
б) понимание г) запоминание

26. О. Шпенглер утверждал, что в основе западной цивилизации находится…

а) мегаполис в) идея прогресса
б) религиозная вера г) технология

27. _____________утверждал, что нематериальные факторы культуры систематически отстают от технических (материальных):

а) Дж. Мид в) У. Огборн
б) М. Мид г) Б. Малиновский

28. В гексагональную («шестиярусную») модель современного мироустройства А.И. Неклессы входят 4 региона и 2 транснациональных пространства. Одним из транснациональных пространств является….

а) «Северная Атлантика» в) «Евразия»
б) «Новый Север» г) «Тихий океан»

29. «Новые индустриальные страны» - это…

а) государства, промышленность которых развивается;

б) государства, в которых зарождается индустрия;

в) государства, успешно осуществившие процесс индустриализации в рамках «модернизации вдогонку»;

г) государства, имеющие собственную индустриальную базу

30. Наиболее точно соотношение между формационным и цивилизационным подходами к изучению общества передаёт суждение:

а) цивилизационный подход является научным, а формационный – обыденным;

б) формация и цивилизация – суть одного и того же;

в) цивилизационный подход является прямым продолжением формационного;

г) цивилизационный подход акцентирует внимание на социокультурных факторах, а формационный – на экономических

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 819; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.102.90 (0.07 с.)