Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению учебных занятий

Поиск

Лекционные занятия по дисциплине «Социология» проводятся с применением материалов, представленных в данном учебно-методическом комплексе, а также используются авторские материалы «Социология (Курс лекций в схемах)» (Тюмень, ТГИМЭУП, 2002), Грошева И.А. Социология: уч. пособие (УМК с курсом лекций).–Тюмень: ТГИМЭУП, 2006. На семинарских и практических занятиях используются задания учебно-методического комплекса и настоящего практикума.

 

Перечень специализированных аудиторий, кабинетов и лабораторий для проведения учебных занятий

Проведение аудиторных занятий по дисциплине «Социология» не требует специализированных аудиторий и учебно-лабораторного оборудования. В процессе текущего контроля используется компьютерное тестирование.

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

Цель занятия: дать общее представление о социологии как науке, определить объект и предмет науки, обсудить особенности социологического знания в сравнении с другими видами гуманитарного знания, рассмотреть основные вопросы социологии и выявить общее и особенное в их постановке и решении представителями различных теоретических традиций.

 

Основные положения

 

1. Анализ имеющихся точек зрения, концепций, теорий позволяет выделить основные подходы, имеющиеся в отечественной социологической литературе. Во-первых, достаточно широко распространена точка зрения, которая не различает объект и предмет социологии, в результате чего предметом, социологии объявляется общество или акцент делается на «общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации в действиях и взаимодействиях людей, их общностей и общества в целом» (Социология. Учеб. пособие/Под ред. Э.В. Тадевосяна. М., 1995. с. 7.). Во-вторых, получил распространение функциональный подход, согласно которому объектом социологии объявляются многообразные социальные системы, т.е. так или иначе упорядоченные совокупности взаимоотношений людей, в том числе, и такая социальная система, как общество. Исходя из этого, задачей социологии объявляется «типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого социального объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах действия и формах проявления этих закономерностей в различных социальных системах для целенаправленного управления их поведением» (Социология. Учебник // Г.В. Осипов, А.В. Кабыща, М.Р. Тульчигин и др. М., 1995. с. 60-61). Другой подходвыражен в работе В.А. Ядова, мнение которого разделяют многие социологи. «Социология - это наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения» (Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.,1998, с. 36).

Еще один подход восходит к работам В.П. Рожина и В.П. Тугаринова, которые выделили сферу социального как самостоятельную наряду с экономической, политической, духовной. На этой базе была выдвинута концепция исследования социальных отношений и всей социальной сферы как объекта и предмета социологии. Данная концепция была связана с желанием придать социологии социально-прикладную функцию (Иванов В.Н. Социология в системе научного управления обществом. М., 1984. с. 8-9.). Эта точка зрения сохраняет своих сторонников и в настоящее время. Так, в учебнике, выпущенном в Харькове, утверждается, что «закономерности и тенденции социальных отношений и составляют основной предмет изучения социологии» (Социология. Наука об обществе. Учеб. пособие/Под ред. В.П. Андрущенко. Харьков, 1996, с. 19).

По мнению Ж.Т. Тощенко, все без исключения осуществленные исследования (и теоретиче­ские, и прикладные), независимо от провозглашенных целей, как правило, начинают анализировать социальные процессы, и явления, выясняя состояние реально функционирующего общественного сознания и поведения людей. Прежде всего, нужно отметить, что реальное сознание, вырастая из непосредст­венно практической деятельности, не отделено от общественного бытия. Более того, оно отражает (и мы думаем, вполне обоснованно) не только случайные, стихий­ные связи и отношения, но и устойчивые закономерности и тенденции развития обще­ства (пусть и в несовершенном виде). Реальное сознание по своему содержанию представляет собой сочетание рацио­нального и эмоционального, переплетение мировоззренческих элементов, устоявшихся традиционных связей и привычек. Кроме того, реальное сознание присуще не только отдельной личности или слу­чайным группам людей. Оно - продуктколлективного творчества, характерного как для всего общества, так и для социальных групп, слоев и общностей. Возникая как реакция на непосредственное восприятие действительности, как отражение сложив­шихся условий существования, реальное сознание приобретает самостоятельную роль, выражаясь в общественном мнении, умонастроениях людей.

Реальное сознание включает в себя здравый смысл, который не отрицает возмож­ности познания глубинных сущностных процессов, оно даже предполагает его постоян­ное обогащение и использование в практической жизни человека. Реальное сознание не является результатом какой-то специализированной деятельности (в отличие от конкретных ее форм - политической, эстетической, нравственной и т.д.) и воспроиз­водится всеми видами деятельности человека. Так как любая деятельность несет в себе принципиальные, сущностные моменты общественной деятельности, то можно сказать, что сознание, порождаемое этой деятельностью, способно фиксировать общую линию развития. То, что это сознание оперирует «первичными мыслительными формами», ни в коей мере не означает, что сфера реального, практического сознания ограничивается только «мелкими» вопросами бытия. Именно это противоречие - отра­жение непосредственно окружающей действительности и возможность глубинного, а не поверхностного ее восприятия - и характеризует состояние реального сознания и соответствующее поведение людей.

2. Различные точки зрения на соотношение теории, методологии и методов в структуре социологического знания определяются в зависимости от научных принципов, которых придерживаются авторы в исследованиях социальной реальности. Несмотря на многообразие трактовок исходных положений реально существуют в и функционируют в социологической науке три парадигмы, методологические стратегии: социологический реализм (объект исследования – общество, социальные системы, социальные структуры, социальные институты), социологический номинализм (объект исследования – индивид, личность, человек, социальные группы и общности), социологический конструктивизм (объект исследования – общественное сознание и поведение в условиях конкретной среды). В зависимости от того, какой аспект социальной реальности, социальной жизни был избран предметом анализа, основополагающим исходным понятием выступают общество или человек как личность, или синтез того и другого и их органическая целостность. Традиция социологического реализма восходит к О.Конту, Г. Спенсеру и практически ко всем исследователям социологии XIX века, включая отечественных. Затем ориентация на общество претерпела определенную модификацию в работах Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона, Р. Дарендорфа и др. Социологический номинализм получил четкое оформление в трудах М. Вебера, Дж. Мида, Дж. Хоманса и др. Эта парадигма обращается к человеку, ориентируется на то, что решающая роль в реальной жизни принадлежит человеку, его деятельности. В центре анализа – личность как исходное понятие социологии. Социологический конструктивизм учитывает взаимосвязи между макро- и микросоциологией, между структурно-функциональной и конфликтологической ориентациями. В основе этой методологической стратегии лежат концепции К. Маркса и Г. Зиммеля.

Структура социологического знания – не просто совокупность информации, представление и научных понятий об общественных явлениях и процессах. Это, прежде всего определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Важной частью структуры социологического знания являются знания о социальном составе населения страны и социальной структуре общества. Речь идет о классах, больших и малых социальных, профессиональных и демографических группах, их месте и взаимодействии в системе экономических, социальных и политических отношений, а также о нациях, народностях, других этнических группах и их отношениях между собой.

Еще одна составляющая структуры социологического знания – научные представления, взгляды, теории, относящиеся к так называемой политической социологии. Здесь внимание социолога направлено на уяснение реального положения различных социальных групп общества в системе политических отношений и прежде всего в системе отношений власти. Следующей стороной структуры социологического знания выступают научные представления и выводы социологов о деятельности существующих в обществе социальных институтов, таких, как государство, право, церковь, наука, культура, институты брака, семьи и т.д.

Структура социологического знания может рассматриваться как теоретическая и эмпирическая – разрабатывается базовый, исходный уровень социологического знания, т.е. теория и методология, применяются общенаучные и специальные методы. Назначение теоретической социологии – осуществляется типологизация и классификация имеющейся социальной информации, опираясь на накопленное научное знание. Выявляются закономерности, тенденции и перспективы развития как изучаемых процессов и явления, так и самой социологической науки. Эмпирическая социология – приобретает ценность информация как регистрация происходящих явлений и процессов, их последствий. Формы эмпирической социальной информации – статистические и социологические данные, документы, публикации, сведения личного характера (письма, дневники, воспоминания) и т.д. Методы получения – опросы, интервью, контент-анализ, экспертные оценки и т.д.

Классификация социологического знания на фундаментальные и прикладные призвана ответить на вопрос: каков способ не только получения, но и решения актуальных проблем, ставших предметом социологической науки.

Социологическое знание может быть представлено по уровню и степени осмысления всего объекта и предмета социологии.

Общесоциологические теориикасаются, как правило, глубинных или, как говорят в социологии, сущностных моментов развития того или иного общества и в целом исторического процесса. На уровне общесоциологических теорий делаются научные обобщения и выводы о наиболее глубоких причинах возникновения и функционирования тех или иных социальных явлений, о движущих силах развития общества и т.п. Важным разделом общетеоретической социологии являются теории общественных отношений, раскрывающих природу и содержание экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и других отношений между социальными субъектами.

Системные (обобщающие) социологические теории, которые иногда называют отраслевыми – это экономическая социология (исследуются социальные проблемы экономической жизни, удовлетворение потребностей и интересов людей), социология социальной жизни (изучается социальная структура, социальные институты, социальные общности), политическая социология (обращена ко всему спектру чувств, мнений, суждений в отношении людей к процессам функционирования властных организаций, политическое сознание, политическая культура), социология духовной жизни (изучается деятельность людей по освоению имеющихся культурных ценностей, созданию новых, процесс социализации личности, массовая информация, наука и т.д.), социология управления (исследуется механизм регулирования социальных процессов, специфические особенности управления в конкретной области сознания и поведения людей).

Специальные социологические теории, предметом исследования которых являются общественные процессы и явления, специфические связи с другими явлениями и процессами, в целостности образуя составную часть той или иной сферы общественной жизни. Например, в экономической социологии это социология труда, рынка, города, миграционные процессы и т.д.; в социальной жизни – этносоциология, социология молодежи, семьи и т.д.; в политической социологии – социология права, военная социология, социология власти, политических партий; в социологии духовной жизни – образование, наука, культура и т.д.

Частные (вспомогательные) концепции, объектом которых выступают конкретные, отдельные явления и процессы, производные от более «объемных» процессов и социальных феноменов. Например, в рамках социологии молодежи – молодежные движения, группы по интересам, в рамках социологии образования – дошкольное воспитание, высшее образование, непрерывное образование и т.д.

Поскольку современная социология представляет собой многоуровневый комплекс теорий, типов знания, которые взаимосвязаны между собой, встречается деление на макросоциологические, микросоциологические теории и теории «среднего уровня» (термин был введен Р. Мертоном в 1947 году). Макросоциологические теории исходят из того, что лишь поняв общество в целом, можно понять личность. Макроуровень изучает крупномасштабные социальные явления (нации, государства, социальные институты и организации, социальные группы и т.д.). В современной западной социологии к макросоциологии относятся преимущественно теоретические концепции, такие как структурный функционализм, неомарксизм, теория конфликта, функционализм и др. Микросоциологические теории (символический интеракционизм, этнометодология, теории обмена и др.) сосредоточены на сфере непосредственного социального взаимодействия (межличностных отношениях и процессах социальной коммуникации в группах, сфере повседневной реальности, социального поведения и его мотивации, социализации личности и т.д.). Сюда же включаются и эмпирические исследования. Теории «среднего уровня» играют роль посредников в структуре социологического знания: с одной стороны, они всегда существуют в рамках той или иной более общей теории общества, откуда они черпают свои методологические установки для интерпретации эмпирических фактов и другие подходы, а с другой стороны, они сами выступают в качестве теоретической базы более конкретных социологических исследований. В последние годы эта схема модифицируется. Особенно большому сомнению ее существование подвергается в российской социологии, где на роль общей социологической теории претендовал исторический материализм, отрицая при этом за социологией какой-либо статус самостоятельной науки и отводя ей лишь область конкретных эмпирических исследований.

3. Каково же место социологии в системе общественных наук? До недавнего времени место социологии среди других общественных дисциплин выяснялось главным образом при обсуждении ее соотношения с историческим материализмом. От полного отождествления с истматом до роли обслуживающей дисциплины, от трактовки истмата как методологической основы социологии до отрицания ее полной самостоятельности – вот спектр мнений, который был предметом обсуждения в 60 – 80-х гг. Социальная философия концентрирует внимание на крупномасштабных общественных явлениях, нацелена на установление закономерностей развития человеческого общества. Социология, используя знание этих общих закономерностей, осуществляет анализ роли и места человека в жизни общества, его взаимодействия с другими членами общества в рамках различных социальных институтов. Философия изучает такие понятия как материя и сознание, социология – социальную структуру, социальные институты, культуру и т.п. Философия изучает сущность человека, личности, то социология – личность как социальный тип. Социология осуществляет задачу, непосильную общей философии – непосредственно перерабатывает конкретные данные общественной жизни. По многим вопросам, касающимся производства, распределения, потребления и обмена, социология имеет много общего с экономическими науками. Взаимодействуя с ними, социология участвует в анализе поведения работника в решении всех без исключения экономических, организационных, технических, управленческих и других задач, связанных с функционированием форм собственности. В последнее время актуализировался вопрос о соотношении социологии с политическими науками, с политологией. Имея общий предмет исследования, они между тем – серьезно отличаются друг от друга. Социология по сравнению с политологией, не претендует на всеобщий анализ проблем власти, в центр своего внимания ставит более определенную задачу – выявить роль и позицию людей, социальных групп и слоев в сфере политических отношений.

 

Основная литература:

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник/ под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2006.

2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2006.

3. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

4. Тощенко Ж.Т. Парадигмы, структура и уровни социологического анализа//Социс.-2007.-№9.-С. 5-16.

5. Фролов С.С. Социология: Учебник. – М., 1999.

6. Шафранов-Куцев Г.Ф. Социология: курс лекций: уч. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Университетская книга, Логос, 2008.

7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: ИКЦ «Академкнига», «Добросвет», 2003.

 

Дополнительная литература:

 

1. Бурдьё П. Оппозиция современной социологии//Социс.-1996.-№5.

2. Вебер М. Основные социологические понятия// Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

3. Заславская Т.И. Роль социологии в преобразовании России// Социс. 1996.-№3.

4. Кирдина С.Г. Современные социологические теории: актуальное противостояние? // Социс. -2008.- №8.-http://www.isras.ru/socis­_2008_8.html.

5. Рывкина Р.В. Социология российских реформ: социальные последствия экономических перемен: Курс лекций. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.

6. Сорокин П.А. Система социологии. – М., 1993. Т.1.

 

Тесты, задания и упражнения

 

1. В человеке психолога интересуют его внутренний мир, его душа, врача – тело, социолога - ……………..

Предложите окончание фразы.

2. Прокомментируйте приведенные выше точки зрения, подходы к определению объекта и предмета социологической науки. Чья точка зрения, на Ваш взгляд, отражает современную социальную реальность?

3. Соотнесите объект исследования и методологические стратегии в социологии.

 

Методологические стратегии, парадигмы Объект исследования
1. Социологический реализм а)общественное сознание;
  б)человек; в)социальные группы;
  2. Социологический конструктивизм     3. Социологический номинализм г)личность; д)поведение в условиях конкретной среды; е)социальные системы; ж)общности; з)общество; и)социальные структуры; к)социальные институты; л)семья; м)паника; н)революция; о)образование; п)право; р)индивид.

 

4. Ирвинг Гофман полагал, что люди ведут себя как актеры в театре: они играют определенные роли и стараются произвести определенное впечатление, воздействовать на других. Какая теория в социологии рассматривает «драматургические» проблемы взаимодействия в социальных группах?

5. «Весь мир – театр, и люди в нем актеры» (Шекспир У.), «Вся жизнь – игра, а люди в ней – актеры», «Что наша жизнь? Игра!» О чем свидетельствует фраза знаменитого афоризма и появившиеся позже результаты народного творчества? Выявите спектр социологических понятий, позволяющих осмыслить приведенные фразы.

 

6. Выявите предмет изучения каждого уровня социологической теории.

 

Уровни социологической теории Предмет изучения
1. Общесоциологические теории а) трудовая мобильность населения;
2.Системные (обобщающие) социологические теории 3. Специальные социологические теории б)манипулирование в СМИ; в)сословно-иерархическое деление в обществе; г) прогноз социально-экономического развития страны;
4. Частные (вспомогательные) концепции д) рейтинг популярности политического лидера; е)социальные системы; ж)общности; з)общество; и)социальные структуры; к)социальные институты; л)семья; м)паника; н)революция; о)образование; п)право; р)индивид; с)скинхеды; т)миграция.

 

7. На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить …………... Также называется и функция социологии.

8. Социологическое знание развивает социологическое воображение, которое позволяет в малом увидеть присутствие больших тенденций, также можно гармонично и оперативно спроектировать микроуровень явления. Например, приглашение девушки на чашечку кофе. Что можно сказать с социологической точки зрения о таком незначительном фрагменте нашего поведения?

9. Любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает традиционная российская схема: хотели как лучше, а получилось как всегда. Какая функция социологии здесь отражена?

10. К категориям социальной структуры в социологии относятся социальная общность, социальная группа, …………….. Продолжите этот ряд.

11. К категориям социальной динамики, социального развития можно отнести социальное действие, социальное изменение, …………... Продолжите этот ряд.

12. Существуют различные подходы к пониманию социологических законов и закономерностей. Так, например, главный закон развития общества у О.Конта – закон о трех стадиях интеллектуального развития человечества. Согласно К. Марксу, ни одна новая формация не наступает, пока не созреют для этого экономические и социальные условия. Глава итальянской социологии Вильфредо Парето считал важнейшей закономерностью развития общества круговорот элит. Приведите примеры подходов других авторов к пониманию социологических законов.

13. Определите, представителю какой профессии принадлежит следующая фраза: «Вор делает дырку в заборе, или дырка в заборе делает вора?»: психологу, философу, социологу, юристу. Поясните свой ответ.

14. Известный немецкий социолог Макс Вебер в своей работе «Наука как призвание и профессия» утверждал следующее: «Заслуживает ли наука при таких условиях того, чтобы стать чьим-то «призванием», и есть ли у нее самой какое-либо объективное ценное «призвание» – это опять-таки ценностное утверждение, которое невозможно обсуждать в аудитории, ибо утвердительный ответ на данный вопрос является предпосылкой занятий в аудитории. Я лично решаю вопрос утвердительно уже моей собственной работой. И утвердительный ответ на него является также предпосылкой той точки зрения, разделяя которую – как это делает сейчас или по большей части притворяется, что делает, молодежь, – ненавидят интеллектуализм как злейшего дьявола. Ибо тут справедливы слова: «Дьявол стар – состарьтесь, чтобы понять его». Что имел ввиду немецкий мыслитель?

15. Тест.

1. Социология – это наука о поведении:

а) групп, состоящих из небольшого числа людей; в) больших социальных групп;  
б) личности в обществе; г) людей в своей семье.

2. Предметом социологии как научной дисциплины выступают:

а) взаимоотношения и связи людей по поводу производства материальных благ, их обмена и распределения;

б) явления взаимодействия людей и социальных групп друг с другом;

в) события, когда-либо имевшие место, и роль конкретных людей в них;

г) механизмы мотивации и регуляции поведения людей.

3. Какое из перечисленных ниже понятий относится к сфере изучения социологии:

а) симпатия; в) статус;
б) капитал; г) чувство.

 

4. С какими из приведённых ниже суждений Вы согласны:

а) чтобы какое-либо объединение людей называлось обществом, у него обязательно должна существовать такая система ценностей, которую называют культурой;

б) современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, не могут считаться обществом;

в) древние племена, размещавшиеся на территории, равной нынешнему городскому микрорайону, не являлись обществами;

г) общество возникает на определённой стадии развития государства.

5. Статистика отмечает неуклонное сокращение рождаемости с 70-х гг. ХХ в. – вначале в СССР, а затем в России. Особенно заметным оно стало в 90-е годы. Специалисты дали свои варианты объяснений. Из ниже приведённых вариантов только один принадлежит социологу. Какой именно:

а) сокращение рождаемости – это следствие ухудшения экологической обстановки в стране;

б) причину надо искать в повышении уровня образования населения, а также в увеличении ценности досуга и в возрастающих трудностях заботы о ребенке;

в) сокращение рождаемости – следствие изменения физиологического строения женского организма, трудности вынашивания плода;

г) причину надо искать в неэффективности законодательства, регулирующего социальную помощь семье и детям.

6. Какое из приведённых ниже суждений в наибольшей степени применимо к тому, чем занимается общая (теоретическая) социология как научная дисциплина:

а) изучение и составление типологии общественного мнения по самым разнообразным поводам социальной жизни;

б) психология, приложенная к большим и малым группам людей;

в) изучение общества в целом и больших социальных групп без выделения индивидуальных особенностей входящих в них людей;

г) изучение особенностей поведения людей в составе больших и малых групп.

7. Структурный функционализм, теория конфликта, неомарксизм относятся к:

а) микросоциологии; в) специальным социологическим теориям;
б) макросоциологии; г) теориям среднего уровня.

8. На вопрос «Каков способ решения актуальных проблем, ставших предметом социологической науки?» отвечает:

а) теоретическая социология; в) фундаментальная социология;
б) эмпирическая социология; г) прикладная социология.

 

9. Эта парадигма обращается к человеку, ориентируется на то, что решающая роль в реальной жизни принадлежит человеку, его деятельности.

а) социологический номинализм; в) фактуалистическая парадигма;
б) социологический конструктивизм; г) социологический реализм.

10. До середины 60-х годов социология в СССР развивалась как:

а) часть политической экономии; в) самостоятельной науки;
б) часть научного коммунизма; г) часть марксистско-ленинской философии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.214.43 (0.013 с.)