Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Социальные изменения в обществе
Цель занятия: Ознакомить с основными концепциями социальных изменений в обществе. Рассмотреть виды социальных движений. Дать понятие социального конфликта как одного из видов социальных изменений.
Основные положения
1. Выдающиеся социологи XIX века рассматривали социальные движения как совокупность усилий, действий, направленных на поддержку социальных изменений. Другими словами, социальные движения должны способствовать нововведениям в различных сферах социальной жизни. Современные социологи, однако, считают, что социальные движения представляют собой усилия, направленные не только на поддержку социальных изменений, но и против них. Например, Р. Тернер определяет социальное движение как «совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе». Это определение объединяет широкий круг социальных движений: религиозные, эмигрантские, молодежные, революционные, политические и др. Социальные движения имеют следующие характеристики: они высокодинамичны, имеют неопределенный жизненный цикл, не имеют устойчивого институционального статуса, большинство членов общества не втянуто в них и относится к ним равнодушно или с неприязнью. Если же какое-либо движение получает более или менее общую поддержку со стороны членов общества, его деятельность в виде социального движения обычно заканчивается и оно превращается в социальный институт, становится необходимым элементом общественной жизни. Социальные движения могут включать в себя социальные организации, но основой их служат добровольные усилия людей (а не официальное членство), поддерживающих и сочувствующих им. Значительная часть социальных движений полностью лишена признаков организованности и устойчивых стереотипов поведения. Если же они в своем развитии достигают –стадии формальной организации и обрастают формальными правилами поведения, то они превращаются в организации. Иногда социальные движения могут выполнять функции групп давления (например, движения в поддержку президента и т.д.), имея своей целью воздействовать на институты управления в обществе.
Существует несколько распространенных социологических способов их изучения: 1) изучение внутреннего содержания; 2) изучение истории, зарождения и развития социального движения; 3) анализ поведения членов движений; 4) изучение с помощью контент-анализа отчетов и речей их лидеров. На основе выделения «идеальных типов» используют следующую типологию социальных движений. 1. Экспрессивные движения. Они возникают внутри ограниченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться и которую не могут изменить. Его члены, не имея возможности модифицировать реальность, модифицируют свое отношение к ней. К ним относятся современные молодежные движения, движения ветеранов войны, монархические движения. Экспрессивные движения связаны с различными формами «выхода» эмоций, использованием символики и ритуалов. 2. Утопические движения. Такого рода движения могут носить как религиозный, так и светский характер. Например, идеология мирских утопических движений основывалась на концепции доброго, альтруистичного, кооперативного человека (коммуны П. Оуэна, современные коммуны типа «альтернативных обществ», движение первых христиан, религиозные секты Востока и т.д.). 3. Движение реформ можно рассматривать как попытки изменить отдельные стороны общественной жизни и структуры общества без полной его трансформации. В качестве примеров здесь можно назвать аболиционистские (движения за отмену какого-либо закона), феминистские (движения за равноправие женщин), запрещающие (порнографию, строительство атомных электростанций и т.д.) движения. Подобного рода движения не могут развиваться в условиях тоталитарных режимов, при которых попытка любых социальных изменений расценивается как угроза существующей системе власти. В отличие от социальной революции, социальная реформа есть частичное обновление социальной системы или одной из ее функциональных систем. 4. Революционные движения. Под революцией в данном случае мы понимаем неожиданное, стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов. Революции следует отличать от государственных или дворцовых переворотов, которые совершаются людьми, стоящими у руля правления и оставляющими институты и систему власти в обществе неизменными. Революционеры же стремятся полностью разрушить старую социальную систему и установить новый социальный порядок в отличие от реформаторов, которые стремятся исправить лишь некоторые недостатки и дефекты в существующем социальном порядке.
5. Движения сопротивления – это усилия определенных групп людей, направленные на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений. Они всегда сопровождают движение реформ и революционные движения. Примером здесь может служить современная политическая оппозиция реформам в России. Жизненные циклы социальных движений включают в себя следующие стадии: 1. Стадия беспокойства – если люди попадают в ситуации, которые они не могут объяснить в терминах традиционной идеологии, они начинают испытывать неудобства, неуверенность, которые переходят в устойчивое чувство социального беспокойства. 2. Стадия возбуждения – возникают побуждения к активным действиям, появляются собрания сторонников, среди них выдвигаются агитаторы и лидеры. Заканчивается эта стадия либо активными действиями, либо затуханием интереса к этому движению. 3. Стадия институционализации – движение становится настолько организованным, что практически превращается в организацию. Агитаторов заменяют бюрократы, появляются разработанная символика, кодексы и идеология. 4. Стадия распада движения – движение может прекратиться на любой стадии своего развития. Под влиянием внешних условий, внутренних сил или после достижения поставленных целей многие движения распадаются или превращаются в социальные институты или организации. В случае распада движение может превратиться в ряд автономных конфликтующих между собой образований. 2. Социальный конфликт – это столкновение различных социальных групп в стремлении удовлетворить свои потребности, реализовать несовпадающие или даже противоположные интересы. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта. Каждая сторона воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой проблемы в разрешении которой преобладающее значение имеют три главных момента: 1. во-первых, степень значимости более широкой системы связей, преимущества и потери, вытекающие из предшествующего состояния и его дестабилизации - все это может быть обозначено как оценка доконфликтной ситуации; 2. во-вторых, степень осознания собственных интересов и готовность пойти на риск ради их осуществления; 3. в-третьих, восприятие противостоящими сторонами друг друга, способность учитывать интересы оппонента. Используя схематику, предложенную Н. Смелзером, можно выстроить следующий ряд уровней конфликтующих сторон, поднимаясь от простых ко все более сложным субъектам действия: 1. Межиндивидуальные конфликты. 2. Межгрупповые конфликты, при этом в числе групп можно выделить: а) группы интересов, б) группы этнонационального характера,
в) группы, объединенные общностью положения. 3. Конфликты между ассоциациями (партиями). 4. Внутри и межинституциональные конфликты. 5. Конфликты между секторами общественного разделения труда. 6. Конфликты между государственными образованьями. 7. Конфликт между культурами или типами культур. Важно обратить внимание на то, что каждый из субъектов действия может выступать стороной конфликта, при этом применительно к данному субъекту конфликт может развертываться во всех сферах его жизнедеятельности и со всей полнотой мотивации или с включением всей совокупности его движущих сил.
Основная литература:
1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник/ под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2006. 2. Грошева И.А. Социология: Курс лекций. – Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2003. 3. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М.: Аспект пресс, 1996. 4. Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. 5. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования)/ Под ред. Е.И. Степанова. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. 6. Социология: Курс лекций/ А.А. Радугин, К.А. Радугин. – М.: Владос, 1995. 7. Фролов С.С. Социология: Учебник. – М.: Гардарики, 1999.
Дополнительная литература:
1. Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д., Дмитриев А.В. Уровень конфликтности в российских регионах// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.-2008.-№3(87).- С. 117-125. 2. Грошева И.А. Социология: Уч. пособие (курс лекций в схемах). – Тюмень: ТГИМЭУП, 2002. 3. Ионин Л.Г. Социология в обществе знаний: от эпохи модерна к информационному обществу. Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 4. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Практикум по социологии/ Уч. пособие для вузов. Под общ. ред. проф. Батыгина Г.С. – М.: «NOTA BENE», 1999. 5. Россия в глобальных процессах: поиски перспективы/ Отв. ред. член-корреспондент РАН М.К. Горшков. – М.: Институт социологии РАН, 2008. 6. Рывкина Р.В. Социология российских реформ: социальные последствия экономических перемен: Курс лекций. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. 7. Яковлев И.П. Социология: Учебное пособие. – СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2000. 8. Харчева В. Основы социологии. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: «Логос», 1997. 9. Узланер Д.А. Секуляризация как социологическое понятие (по исследованиям западных социологов// Социс. -2008.- №8.-http://www.isras.ru/socis_2008_8.html.
10. Шафранов-Куцев Г.Ф. Социология: курс лекций: уч. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Университетская книга, Логос, 2008.
Тесты, задания и упражнения
1. Изучение различных сфер социальной жизни — экономики, политики, религии, науки в их кризисных состояниях — обнаруживает некоторые сходные симптомы, предупреждающие о приближении кризиса. Среди них: 1) сокращение социального пространства господствующей культурной системы либо формализм в принятии ее ценностей (так, в науке на приближение кризиса указывает увеличение числа неудач в решении проблем с помощью прежней научной парадигмы; в период нарастания религиозного кризиса отмечается уменьшение числа ортодоксально верующих и т.п.); 2) умножение числа вариантов, интерпретаций, корректировок господствующей системы ценностей (в науке в эти периоды возникает столько вариантов той или иной научной теории, сколько имеется ученых, занимающихся ею; при кризисе планово-централизованной экономики постоянно возрастало количество корректировок плановых заданий и т.д.); 3) усиление взаимного недоверия между участниками социального взаимодействия (например, между правительством и гражданами, на уровне семьи — между мужем и женой, родителями и детьми). Указанные симптомы свидетельствуют о возрастании неустойчивости, неопределенности состояния социальной системы, а множественность оценок, объяснений этого состояния является необходимым условием возникновения так называемого «поля возможностей», т.е. того, без чего последующий выбор был бы просто невозможен. Оцените имеющийся у вас опыт переживания кризисной ситуации (в отношениях с близкими людьми; в профессиональной деятельности; в жизни вашей организации или какой-то иной опыт) с точки зрения наличия симптоматических признаков, которые указывали на приближающийся кризис. Можно ли их отнести к категориям признаков, указанных выше? Могли бы вы указать на какие-то иные симптомы, дополняющие уже перечисленные? 2. На следующем этапе развития кризиса система перестает быть управляемой, кризис разразился. Среди закономерностей этого этапа: 1) осознание в обществе данной ситуации как кризисной; 2) абсолютизация различными социальными группами разделяемых ими систем ценностей, иначе говоря, каждый считает именно себя носителем истины, что приводит к повсеместной дезинтеграции социальных связей и сопровождается разрушением авторитетов; 3) усиление чувства разочарования, безысходности, которые становятся преобладающими в социальной системе, переживающей кризис. Можно ли на основании выделенных закономерностей оценить положение дел в российском искусстве, литературе, кинематографе, политическое, экономическое, финансовое состояние России во второй половине 90-х гг. XX в. как кризисное? Возможна ли ситуация, когда кризис охватывает одни отрасли человеческой деятельности и не поражает другие? Подтвердите ваши выводы примерами.
3. По мнению многих исследователей истории России, борьба восточного и западного начал является той конструктивной и одновременно конфликтной основой, на которой сформировался особый путь России. Эта особенность проявилась в своеобразной цикличности социально-политического развития России. В чем состоял ответ России на «исторический вызов» Востока и «исторический вызов» Запада? 4. Какие социальные изменения могут вызвать такие продукты современной технологической культуры, как Интернет, антибиотики, синтетические наркотики? 5. Многие социологи разделяют убеждение, что идея социального прогресса находится вне сферы науки. Приведите доводы как в защиту этой позиции, так и опровергающие ее. 6. Можно ли выделить универсальные критерии социального прогресса? Ко всем ли сферам жизни можно применять понятие «прогресс»? 7. Что обычно понимают под социальным эффектом инноваций? Каково соотношение понятий «социальное изменение», «социальное развитие», «социальный прогресс»? 8. Какие современные социальные движения Вы знаете? В чем заключается отличие социальных движений от других социальных образований? 9. Что означает понятие «макдоналдизация высшего образования»? 10. Каково соотношение понятий «глобализация» и «глокализация»? 11. Антрополог Ральф Линтон создал сатирическое описание «стопроцентного американца»: «Рассвет застаёт убеждённого патриота, облачённого в пижаму – одеяние, пришедшее из Восточной Индии, - и возлежащего на кровати, изготовленной по образцу, ведущему своё происхождение из Персии или Малой Азии. Он по уши погружён в материалы неамериканского происхождения: хлопок, впервые выработанный в Индии; лён, пришедший с Ближнего Востока; шерсть из Малой Азии; шёлк, возможности использования которого были впервые открыты китайцами… Если наш патриот достаточно старомоден и придерживается традиций так называемого американского завтрака, то на его столе будут соседствовать кофе и апельсин, попавший в Америку из Средиземноморья. Затем он съест тарелку каши, изготовленной из зерна, выращиваемого на Ближнем Востоке… А в качестве дополнения к завтраку он может съесть яйцо, снесённое птицей, которую разводят в Юго-Восточной Азии, или же кусочек мяса животных, выращиваемых в том же регионе…» А это описание приезда Индиры Ганди к зданию парламента в тот день, когда решался вопрос о новом парламентском лидере, а следовательно, и новом главе правительства: «Она подъехала к парламенту в скромном автомобиле индийского производства (свидетельство поощрения ею национальной промышленности). На ней было белое сари из домотканой пряжи (знак её верности гандизму как идеологии ненасилия), на плечах – бежевая кашмирская шаль (указывающая на её древний кашмирский род), к которой была приколота живая, едва распустившаяся пурпурная роза (символ Неру)». Сравните два описания. В чём Вы видите разницу? Как это можно объяснить? 12. Известный западный социолог Л. Гумплович указывал на наличие двух фундаментальных, противоположных друг другу средств, при помощи которых человек добивается удовлетворения своих потребностей. Первое из них – труд, второе – грабёж или эксплуатация труда других. Первое – это …………………..средство, второе – это …………………………средство. Поясните, что из них что и почему. 13. Первый передел мира наиболее рельефно проявился в Первой мировой войне, второй передел мира – во Второй мировой войне, причём первый и второй – это территориальные переделы. Третий передел мира имеет свои особенности. Какие? 14. Немецкому социологу Р. Дарендорфу принадлежит следующее выражение: «Кто умеет справиться с конфликтами путём их признания, берёт под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность – получает ритм себе в сопротивление». Прокомментируйте данное высказывание. 15. В журнале «Reader’s Digest» в №3 за 1960 год была приведена фраза: «Это пока ещё не наступило, но уже началось. В течение 5-10 лет мы должны почувствовать трансформацию. Вне зависимости от сроков результат определён. Это будет социальное действие невероятных масштабов». О чём шла речь? Как это сказывается в настоящее время? 16. Тест. 1. Организационный элемент, являющийся необходимым для существования социального движения – это…
2. Примером включения России в глобальные экономические процессы является: а) покупка российским бизнесменом Р. Абрамовичем английского футбольного клуба «Челси»; б) продажа акций «Сибнефти» на Нью-Йоркской фондовой бирже; в) продажа акций «Газпрома» своим сотрудникам; г) покупка российским бизнесменом Вексельбергом ювелирных изделий, принадлежавших семье последнего русского императора 3. Закон Зиммеля-Козера гласит, что внешний конфликт……. а) не зависит от сплочённости группы; б) не влияет на интеграцию группы; в) уменьшает внутреннюю интеграцию группы; г) увеличивает внутреннюю интеграцию группы 4. Социальное движение, выступающее против создания и функционирования наднациональных органов управления обществом называется….
5. В социологии Г. Спенсера рассматривается «промышленная стадия» эволюции общества……….
6. Изобретение автомобиля сыграло значительную роль в деле становления промышленности, создания сети транспортных дорог, реорганизации рыночных отношений, а также изменило систему досуга. Данный пример иллюстрирует _________________ как форму социальных эффектов инноваций.
7. «Нереалистические» конфликты нацелены на: а) нахождение консенсуса; б) достижение конкретных результатов; в) выход накопившихся отрицательных эмоций; г) устранение причины конфликта 8. Росту социальных движений в ХХ веке способствовало распространении…. а) идей религиозного фундаментализма; б) активистской и прогрессистской идеологии; в) авторитарного мышления; г) изотерических знаний 9. К физическим факторам социальных изменений относят:
10. Мировая система – это….(назовите два варианта) а) конгломерат; б) аддитивная система; в) мировое сообщество не обладает признаком целостности; г) неаддитивная система 11. «Когерентность» в рамках социальных изменений означает…. а) рост разнообразия; б) согласование темпов жизни социальных систем и подсистем посредством диссипативных процессов; в) диффузию социальных систем; г) дивергенцию социальных процессов 12. Социальные движения могут быть определены как… а) коллективный акт насилия; б) коллективная попытка добиться общей цели посредством коллективного действия; в) форма массовых пристрастий; г) большая социальная группа 13. В основе конфликта лежит…
14. Процесс, который требует все более и более подготовленных работников, называется:
15. Исходя из основных установок социологического плюрализма, разрабатывал теорию общественного прогресса:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.078 с.) |