Тема 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ



 

Цель занятия: Определить понятие институционализации и её значение для формирования социального института. Изучить виды и функции социальных институтов. Особое внимание уделить социальному институту семьи.

Основные положения

 

1. Определённый тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институциональными, а социальные системы - социальными институтами. Последние действуют от имени общества как целого. Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни.

Процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией. Процесс институционализации включает в себя ряд моментов:

1) Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей; институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т.д.

2) Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он не сводится к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры. Элементами этой системы выступают ценности, нормы, идеалы, образцы деятельности и поведения людей. На их основе формируются системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий.

3) Организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию.

Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей.

Каждый социальный институт имеет:

А) Установки и образцы поведения.

Для института семьи – это привязанность, лояльность, ответственность, уважение. Для института государства – послушание, лояльность, субординация. Для института образования – любовь к знаниям, посещаемость.

Б) Символические культурные признаки.

Для института семьи – обручальное кольцо, брачный ритуал. Для института государства – флаг, герб, национальный гимн, печать. Для института образования – школьная эмблема, школьная песня.

В) Утилитарные культурные признаки.

Для института семьи – дом, квартира, мебель. Для института государства – общественные здания, общественные работы, бланки и формы. Для института образования – классы, библиотеки, стадионы.

Г) Кодекс устный и письменный.

Для института семьи – семейные запреты и допущения. Для института государства – конституция, законы. Для института образования – правила учащихся.

Д) Идеологию.

Для института семьи – это романтическая любовь, совместимость, индивидуализм. Для института государства – государственное право, демократия, национализм. Для института образования – академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.

Институализированные социальные связи могут быть формальными и неформальными. Так, институт дружбы имеет многие признаки социального института. Дружба – один из элементов, характеризующих жизнь любого общества, становится обязательным, устойчивым явлением человеческого общества. Регламентация в дружбе достаточно полная, четкая и подчас даже жестокая. Обида, ссора, прекращение дружеских связей – своеобразные формы социального контроля в институте дружбы. Но эта регламентация никак не оформлена в виде законов, административных указаний. У дружбы есть ресурсы (доверие, симпатия, продолжительность знакомства), но нет учреждений. Она отличается от любви, от взаимоотношений с коллегами по работе, от братских отношений, но здесь нет четкого профессионального закрепления статуса, прав и обязанностей партнера. Формальные социальные институты имеют общий признак: взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов, положений. Если социальные институты – «могучие канаты» системы социальных связей, то формальные социальные институты – это «металлический каркас», определяющий прочность общества.

2. Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами: 1) Экономическо-социальные институты – собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа - обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни. 2) Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры. 3) Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм. 4) Нормативно-ориентирующие – механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель – придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения. 5) Нормативно-санкционирующие – собственно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций. 6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

 

Основная литература:

1. Грошева И.А. Социология: уч. пособие (УМК с курсом лекций). –Тюмень: ТГИМЭУП, 2006.

2. Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ООО «ТК Велби», 2003.

3. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

4. Фролов С.С. Социология: Учебник. – М.: Гардарики, 1999.

5. Шафранов-Куцев Г.Ф. Социология: курс лекций: уч. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Университетская книга, Логос, 2008.

 

Дополнительная литература:

 

1. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. – М., 2000.

2. Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Брачный договор в России: от прошлого к будущему//Социс. -2008.- №1.-http://www.isras.ru/socis­_2008_1.html.

3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник/ под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2006.

4. Голод С.И. Что было пороками, стало нравами. Лекции по социологии сексуальности. – М.: Научно-изд. центр «Ладомир», 2005.

5. Грошева И.А. Социология: Уч. пособие (курс лекций в схемах). – Тюмень: ТГИМЭУП, 2002.

6. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Практикум по социологии/ Уч. пособие для вузов. Под общ. ред. проф. Батыгина Г.С. – М.: «NOTA BENE», 1999.

7. Казначеев В.П., Акулов А.И., Кисельников А.А., Мингазов И.Ф. Выживание населения России. Проблемы «СфинксаXXI века», 2-е изд, перераб и доп./Под общей ред. академика В.П. Казначеева. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 2002.

8. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. - Ростов-на-Дону, 1996.

9. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. – Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 2001.

10. Лещенко В.Ю. Семья и русское православие (XI-XIX вв.).- СПб.: Изд-во Фроловой Т.В., 1999.

11. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России: Уч. пособие. – СПб.: СПбГУП, 2000.

12. Макаревич Э.Ф., Карпухин О.И., Луков В.А. Социальный контроль масс: Уч. пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2007.

13. Постсоветский институционализм: Монография/Под ред. Р.М. Нуреева, В.В. Дементьева. – Донецк: Каштан, 2005.

14. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика/ Пер. с англ. В.В. Сапова. – М.: Астрель, 2006.

 

 

Тесты, задания и упражнения

 

1. Какова разница между явными и латентными функциями социальных институтов?

2. Найдите общее между социальными институтами в обществе и биологическими инстинктами в природе.

3. Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, подразумевая главные институты. Им соответствует пять потребностей. Назовите потребности и соответствующие им институты.

4. Институты возникли в древности. Производству около 2 миллионов лет, семье антропологи отводят второе место – 500 тысяч лет; государству, столько же и образования – 5-6 тысяч лет; религии – 30-40 тысяч лет. У каждого из них существует система наработанных практик, методов, приёмов, процедур. Назовите их применительно к каждому социальному институту.

5. Можно ли назвать очередь в магазине, взятие заложников, импичмент социальными институтами? Поедание вождя в племени и импичмент Президенту – это одно и то же?

6. Назовите общее и отличное между социальным институтом и социальной организацией.

7. Исследователи тоталитарных систем отмечают огромную роль радио в их становлении. С какими особенностями функционирования радио как СМИ может быть связан этот вывод?

8. Женщины, вступающие в брак, ориентируются на две достаточно противоречивых модели ролевого взаимодействия в семье. Для одной модели характерны традиционные ролевые установки: «Мягкая, эмоционально-чувствительная, романтическая женщина занимает пассивную, подчинённую позицию в семье, отдаёт себя материнству. Муж - материальная и моральная опора семьи, яркий лидер, волевой и независимый». Вторая модель сформировалась в условиях современного социума: «Женщина – самостоятельная, активная, социально смелая личность, имеющая собственные интересы, стремящаяся к активной роли в обществе. Воспитание детей и ведение домашнего хозяйства осуществляется совместно с мужем. Супруг – мягкий, терпеливый, выполняющий в семье роль эмоционально-психологического лидера» (Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России: Уч. пособие. – СПб.: СПбГУП, 2000, с. 448). Откуда появились эти модели? Реальны ли они в настоящее время? Можно ли их считать идеальными типами?

9. В апреле 2003 года автором было проведено пилотажное исследование в трех Тюменских вузах (Тюменский государственный институт мировой экономики, управления и права (ТГИМЭУП), Тюменский юридический институт МВД РФ (ТЮИ МВД РФ), Тюменский филиал Академии права и управления (ТФ АПУ)). Было опрошено 147 студентов вторых и третьих курсов, 70 из которых – юноши. Им было предложено выделить ряд качеств, которые должны быть присущи девушке или юноше соответственно, а также распределить роли в семье. В результате оказалось, что девушки предпочитают ставить себя на вторые роли. Муж должен обеспечивать семью, заботиться о жене. С точки зрения девушек должен помогать воспитывать детей. Жена должна воспитывать детей (кроме сыновей, которых хотят воспитывать будущие мужчины), хлопотать по хозяйству, обеспечивать «тыл». Иногда встречаются утверждения подобно «зарплата жены для семьи не лишняя», «жена должна работать хотя бы и на маленькой зарплате, для себя». Но у молодежи присутствует все же понимание того, что весь перечень обязанностей по дому надо делить. Девушка должна быть красивой, умной (в меру), доброй, хозяйственной. Юноша – умный, красивый, верный, целеустремленный, состоятельный и самостоятельный, с чувством юмора. Это те качества, которые чаще всех упоминались. Такие качества как предприимчивость, решительность, целеустремленность с образом девушки ассоциировались лишь в единичных случаях. Прокомментируйте результаты исследования.

10. В 1924 году обывательское сообщество было шокировано правилами «пролетарской» любви известного психиатра А. Залкинда. Он считал, что сексуальные отношения «революционного рабочего класса» подлежат регуляции в соответствии с двенадцатью заповедями. Приведу некоторые из них:

- не должно быть слишком ранней половой жизни в среде пролетариата;

- необходимо половое воздержание до брака, брак – лишь в состоянии полной социальной и биологической зрелости;

- половая связь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви;

- не надо часто менять половой объект, поменьше полового разнообразия;

- любовь должна быть моногамной…;

- при всяком половом акте всегда надо помнить о возможности рождения ребёнка – и, вообще, помнить о потомстве;

- не допустимы какие-либо извращения (Голод С.И.Что было пороками, стало нравами. Лекции по социологии сексуальности. – М.: Научно-изд. центр «Ладомир», 2005, с. 50).

Как эти правила согласуются с жизнью современной молодёжи? Как Вы думаете, почему они были предложены сообществу в 20-е годы? Не противоречат ли они сексуальной свободе, провозглашённой в 1918 г.?

11. Семья не может выполнять эффективную воспитательную функцию, формировать детей умственно и нравственно, поскольку она легко распадается. А значит, теряется исключительное значение семьи как основания для социального размещения индивидов. Появляются договорные отношения, которые ограничены по интенсивности и экстенсивности, продолжительности взаимодействия. В договорных отношениях стороны в значительной степени свободны друг от друга. По мнению П. Сорокина, «с точки зрения какой-нибудь договорной «вертихвостки» тот факт, что мать остается с детьми вместо того, чтобы ходить по гостям, проводит много бессонных ночей вместо того, чтобы самой комфортно отдыхать, тратит деньги на самое необходимое вместо того, чтобы купить себе новое платье, - для такой «вертихвостки» все это «ужасное» рабство, крепостное право, страшное ограничение свободы» (Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика/ Пер. с англ. В.В. Сапова. – М.: Астрель, 2006, с. 562).

12. Прочитайте отрывок из интервью, опубликованной в книге Антонова А.И. и Сорокина С.А. «Судьба семьи в России XXI века». Каковы перспективы развития современной семьи? Прокомментируйте высказанные точки зрения. Согласны ли Вы с ними? Напишите эссе, посвящённое комментарию интервью.

Журналист. Но нельзя же отрицать важности программ планирования семьи?

Демограф. Для чего? Для уменьшения абортов эти программы имеют смысл, т.к. способствуют распространению современных средств среди тех, кто нуждается в контрацепции. Но не для снижения бедности…. Поймите, в развивающихся странах рождаемость и так падает гораздо быстрее, чем ожидают некоторые учёные… Ведь не просто так в этих аграрных странах сохраняется ещё потребность в многодетности. Дети там пока ещё, слава богу, и экономически и социально выгодны с малолетства. А энтузиастам планирования семьи хочется, чтобы контрацепцию там применяли не ПОСЛЕ, а ДО ТОГО как полностью удовлетворена потребность семьи в детях. Хотят, чтобы при строе жизни, продолжающем ещё всесторонне поддерживать наличие нескольких детей в семье, вдруг сразу за один день стала выгодна малодетность, и чтобы тут же начали практиковать контрацепцию, как в странах Европейского Союза… Это пример политики, пренебрегающей наукой и принципами демократии. Вот как нарушается право человека иметь то число детей, какое хочется. Так ущемляется свобода выбора любого типа семьи, так навязывается репродуктивный европоцентризм.

Журналист. А что это такое?

Демограф. Вера, что западные стандарты рождаемости наилучшие и что образцы, паттерны репродуктивного, контрацептивного и сексуального поведения – тоже наилучшие. Вера, что западная модель семьи способствует прогрессивному развитию, а «восточная модель» – тормозит её.

Журналист. Можно ли назвать некоторые из депопулирующих стран?

Демограф. На первом месте по убыли населения, разумеется, Россия – мы теряем свыше 26 млн. После нас идёт Япония, теряющая 21 млн., потом Италия – 16 млн., Украина – 11,5 млн., Германия – 10 млн., Испания – 9 млн. и Румыния – 6 млн.

Журналист. Как оценить размеры этой убыли населения – большие это или малые потери?

Демограф. Отвечая на вопрос, следует признать на примере России, что убыль окажется гораздо большей с учётом социологической коррекции. Сокращение числа детей в семье будет намного больше, чем предполагается в среднем варианте. Поэтому реализуется низкий прогноз, по которому в 2050 г. будет не 9,4, а 7,3 млрд. Это значит, что население России уменьшится в 2025 г. не на 20, а на 25-27 млн., и на 50-55 млн. в 2050 г. – при условии отказа от мощной политики укрепления института семьи с несколькими детьми, или политики поощрения иммиграции из пограничных стран.

Журналист. А что доказывают социологические данные?

Демограф. Прогнозное число детей с учётом социологических исследований будет не 1,3, а уменьшится к 2010 г до 1,0, и далее будет колебаться в пределах 0,8-0,9, что увеличит убыль населения как минимум на треть.

Журналист. Всё-таки ценность семьи держится тысячелетиями, и даже в своём малодетном виде семья оказывается для большинства предпочтительней многих и многих благ. Но это предмет забот, как я понимаю, для социологов, изучающих кризис семьи.

Социолог. Не все знают, что причиной спада рождаемости является ценностный кризис семьи и семейности, семейной формы жизни. Люди перестали жить большими семьями не просто так. Теперь всё больше склоняются к одиночно-холостяцкому бытию, к удобствам независимости. Но и для тех, кто ещё отважно решается на семейное «бремя» - брак получается какой-то походно-туристический: быстренько собрали- разобрали палатку и, оставив одиночку-феминистку у потухшего костра семейной страсти, двигаются дальше, к следующей «переночёвке». Тут уж не до детей – один ребёночек на трёх-четырёх кочующих друг от друга взрослых.

Журналист. Получается, будто общество не способно разглядеть социальную опасность, что оно слабее, чем отдельный человек со здравым смыслом, чётко различающим, где гибель и где спасение.

Социолог. Никто не предполагал, что наступит время, когда придётся оценивать эффективность социального строя по его способности обеспечить воспроизводство населения…. Давайте займёмся……алгеброй. Какие экономические показатели уровня жизни контролирует государство, или о чём пекутся профсоюзы, политические партии? О величине прожиточного минимума, минимальной зарплаты, о душевом доходе. Допустим, что усилия правительства направлены на то, чтобы минимальный (не средний!) душевой доход равнялся 500 рублям в месяц. Тогда при четырёх детях работающие отец и мать должны минимально получать 500 х 6 = 3000 : 2 = 1500 рублей каждый. При трёх детях = 1250 руб., при 2-х=1000 руб., при одном ребёнке = 750 руб. Государству выгодно, чтобы детей было меньше, поэтому при фиксированном душевом доходе распространение малодетности позволяет уменьшать и минимальную и среднюю – вообще любую зарплату работающих. Однако с точки зрения семьи, фиксированным является уровень получаемой зарплаты, поэтому супруги могут варьировать душевой доход в зависимости от числа детей. В этом случае малодетность позволяет повысить уровень жизни семьи.

13. В исследовании, проведенном автором в Тюменской области в 2005 г. (Выборочная совокупность составила 1146 человек, из них: 53% мужчин и 47% женщин) обращает на себя внимание большой разрыв между фактором «счастливая семейная жизнь» и «чувственные удовольствия, наслаждение» при расстановке приоритетов. Если «счастливая семейная жизнь» занимает в основном, 1-2 ранг, то «чувственные удовольствия» помещались респондентами на 9-12 места. О чём это может свидетельствовать?

14. Тест.

1. Какие функции присущи СМИ как социальному институту (более одного варианта):

а) идеологическое и политическое влияние;

б) создание и распространение новейших систем индивидуальной и коллективной связи.

в) социальная депривация;

г) социальная адаптация

2. Семья, когда молодожёны проживают совместно с родителями жены относится к типу:

а) матрилокальная в) нуклеарная
б) патрилокальная г) билатеральная

3. Тип поведения членов общества, который достигается благодаря социальному контролю – это…

а) аффективное поведение в) аддиктивное поведение
б) конформное поведение г) девиантное поведение

4. Социальный институт – это…

а) совокупность социальных групп;

б) исторически сложившаяся форма деятельности людей;

в) совокупность социальных агрегатов;

г) социальная организация

5. Полиандрия – это:

а) один мужчина состоит в браке с несколькими женщинами;

б) одна женщина состоит в браке с несколькими мужьями;

в) несколько мужчин и женщин состоят в браке;

г) фактически не существующий брак

6. Конкубинат – это….

а) сватовство в) многоженство
б) развод г) сожительство

7. Какое событие характеризует такую фазу жизненного цикла семьи как уменьшение (по Антонову А.И.):

а) рождение последнего ребенка;

б) первый ребенок покидает родительский дом;

в) рождение первого ребенка;

г) смерть первого супруга

8. Институт дружбы относится к:

а) политическим социальным институтам;

б) экономическим социальным институтам;

в) формальным институтам;

г) неформальным институтам

9. Отдельный человек, семья или группа людей, совместно живущих и питающихся, но не обязательно имеющих родственные отношения называется:

а) социальной группой в) социальной общностью
б) домохозяйством г) групповой брак

10. Система родства, где отсчет ведется от отца, называется:

а) матрилинейной в) патрилинейной
б) экзогамной г) эндогамной

11. Родство является основной формой социальной организации в таком обществе как:

а) открытое г) индустриальное
б) традиционное д) простое
в) закрытое  

12. Правила, предписывающие заключение брака вне пределов собственной группы, носят название:

а) полигиния в) экзогамия
б) эндогамия г) групповой брак

13. Процесс упорядочивания социальных связей, складывающийся исторически и начинающийся с определения потребностей общества, называется:

а) интернализацией в) организацией
б) институционализацией г) флуктуацией

14. В билатеральной структуре родства дети считаются связанными кровными узами с:

а) мифологическими предками рода в) родственниками отца и матери
б) родственниками отца г) родственниками матери

15. Правительственные учреждения, университеты – это…

а) утилитарные организации в) принудительные организации
б) общественные организации г) тоталитарные организации

16. Каждый из социальных институтов:

а) повышает уровень активности личности;

б) стремится подчинить поведение личности институциональным нормам;

в) создаёт референтные личности;

г) повышает уровень индивидуальности личности

17. По мнению ______бюрократия есть «царство секретности и некомпетентности», средоточие «ужасающего паразитирования»…

а) Т. Парсонса в) К. Маркса
б) М. Ковалевского г) Р. Мертона

18. Под институционализацией конфликта в социологии понимают:

а) научное изучение классовых конфликтов в обществе с целью их предотвращения;

б) развитие особых социальных институтов для урегулирования конфликтов между работодателями и наёмными работниками с целью ограничения их от конфликтов политических;

в) создание специальных судебных и арбитражных учреждений для рассмотрения трудовых и гражданских споров;

г) разработку правил гражданского противостояния

19. Охранительная функция присуща двум социальным институтам:

а) идеологии в) дружбе
б) семье г) религии

20. Образование как социальный институт не включает в себя:

а) общеобразовательную школу;

б) воскресную школу;

в) послевузовское образование;

г) систему переподготовки специалистов;

д) систему дошкольного воспитания и образования

 

 

Тема 8. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Цель занятия: Сформировать представление о соотношении личности и общества. Ознакомить с основными теориями личности. Раскрыть основные проблемы, связанные с социализацией личности.

 

Основные положения

 

1. Особенность социологического подхода заключается в целостном рассмотрении природы человека как биосоциальной. Это означает, что в социальном, хотя оно и вырастает из природного, навсегда сохраняются живые начала. Биологические особенности человека проявляются в двух аспектах: а) биологические особенности человечества, сделавшие возможной социальную жизнь (прямая походка как анатомическая особенность, механизм голосовых связок гортани и губ, длительность срока опеки взрослых, что делает возможным внегенетическую передачу большого объема знаний и навыков, накопленных предыдущими поколениями людей, отсутствие жестких механизмов инстинктов и т.д.); б) биологические особенности конкретного человека, индивида, влияющие на индивидуальность личности. Ведущим признаком социальных явлений чаще всего считают то, что они возникают во взаимодействии индивидов, имеют признак скоординированности, упорядоченности, носят целенаправленный характер. Человеку необходимо осуществление усилий для удовлетворения потребностей, лишь у него эти усилия скоординированы и объединены. Все эти свойства – свойства живого, но лишь наличие сознания придает жизни человека особое состояние – социальное. Сознание – особая, присущая человеку способность отражать и активно преобразовывать мир. Создает логику событий, действий, ожиданий реакций от другого человека. Проблема «личность и общество» в социологии выступает в двух основных относительно независимых, но тесно связанных ракурсах.

1. Нацелен на осмысление того, как социальные институты, общности, общество в целом соотносятся с потребностями единичной личности; насколько они могут и должны выражать ее интересы или они независимы от нее.

2. Как личность взаимодействует, насколько способна проявить свою независимость, автономность, или общество достаточно жестко программирует ценности.

Взаимодействие личности и социальной среды можно описать по формуле: поиск (личности) – предложения (общества) – выбор (личностью из предложенного обществом).

Основные проблемы отношения личности и общества сводятся к следующим моментам:

1. как соотносятся стабильные социальные институты с подвижными потребностями и интересами отдельной личности;

2. как в конкретном обществе организовано взаимодействие одних личностей с другими;

3. какова степень автономности, независимости личности от социальных институтов.

2. Основные положения ролевой теории личности были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Вот основные положения этой теории.

Ролевая теория личности описывает её социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом. То есть, социальный статус – это определенное место человека, личности в общественной иерархии, обусловленное его происхождением, профессией, возрастом, полом, семейным происхождением. Особую роль играет генеральный (всеобщий) статус. Это, прежде всего статус человека, его права и обязанности. Другой генеральный статус – статус члена данного общества (гражданина). Это фундамент статусной позиции личности. Остальные статусы относятся к особенным. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, ориентациях). Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы. Предписанныйобуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй. Приобретённый (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, генеральный секретарь). Выделяются также естественный и профессионально - должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность). Профессионально - должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и производственное положение (банкир, инженер, адвокат). Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Иерархия социальных статусов фиксируется понятием престижа, отражающим значимость в обществе занимаемых позиций. Престиж выступает побудителем желаний, намерений, действий человека, а престижные оценки – регуляторами поведения людей, определяющими профессиональную занятость, социальные перемещения, структуру потребления и др. Статусная самооценка как сущностная черта целостной личности имеет две крайности. Низкая статусная самооценка обычно связана со слабой сопротивляемостью внешнему влиянию, с конформизмом, неуверенностью в себе и пессимизмом. Высокая самооценка, наоборот, чаще связана с активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным оптимизмом.

Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль - это ожидаемое поведение, ассоциируемое с данным статусом, т.е. типичное (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данном обществе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.

Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается пятью основными характеристиками:

1. эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;

2. способом получения - одни предписываются, другие завоёвываются;

3. масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта;

4. формализацией - действие в рамках строго установленных правил, либо произвольно;

5. мотивацией - на личную прибыль, на общее благо.

Социальную роль следует рассматривать в 2-х аспектах:

- ролевого ожидания

- ролевого поведения.

Между ними никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются, прежде всего, тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Ролевые ожидания – то, чего ждут от той или иной роли. Ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов.

3. Подсоциализациейпонимают процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих определенным социальным ролям восприятия норм и ценностей общества, приобретение навыков и умений для того, чтобы стать дееспособными членами общества.

Выделяют начальную, охватывающую период детства и юности и продолженную социализацию.

Процесс начальной социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностьюсоциальной зрелости, характеризуемой достижением главного социального статуса. Достижение последнего обычно предполагает:

- умение распоряжаться деньгами независимо от других;

- возможность обеспечивать себя средствами к существованию;

- проживание отдельно от родителей;

- самостоятельность в выборе образа жизни.

Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация направлена на освоение межличностных ролей и отношений, вторичная - социальных ролей и отношений.

Социализация проходит этапы, совпадающие с жизненными циклами, связанными с изменением социальных ролей и приобретением новых статусов. В связи с этим часто выделяют следующие этапы: детство, отрочество, юность, зрелость и старость.

Социальный тип личности – продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В современной социологии получило распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций. Ценностями личности выступают предметы человеческих желаний, стремлений, влечений, явления, процессы, факты действительности, которые не оставляют человека равнодушным, способны заставить его действовать определенно. Ценностные ориентации – это разделяемые личностью социальные ценности, выступающие целями жизни и основными средствами их достижения и поэтому приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов. Установка– это общие ориентации личности на определенные объекты, предшествующие действию и выражающие предрасположенность действовать определенным образом.

 

Основная литература:

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник/ под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2006.

2. Грошева И.А. Социология: уч. пособие (УМК с курсом лекций). –



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.207 (0.015 с.)