Социальный контроль и девиантное поведение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальный контроль и девиантное поведение.



1. Определение и виды социального контроля.

2. Нормы как эталон социального поведения. Многообразие социальных норм.

3. Санкции как императивные средства социального контроля. Виды санкций.

4. Девиантное поведение. Относительность (условность) девиации.

5. Теории девиации.

1. Социальный контроль – это система социальной регуляции поведения людей, поддержания общественного порядка. Социальный контроль бывает внешним контролем и внутренним контролем. Внешний контроль представляет собой совокупность институтов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм и правил поведения. Внутренний контроль (самоконтроль) предусматривает регулирование самим индивидом своего поведения (фактором такого регулирования является совесть).

2. Система социального контроля основана на нормах и санкциях. Социальные нормы – это предписания, требования, правила, которые определяют границы допустимого поведения. Социальные нормы выполняют в обществе роль регулирования общего хода социализации, роль включения индивида в социальное окружение, служат эталоном поведения и контролируют отклоняющееся (девиантное) поведение.

Социальная норма – своего рода образец, которому должно соответствовать поведение любого человека. Нормативность охватывает многие важные параметры поведения: мысли, чувства, действия, слова.

Норма предполагает ожидание правильного поведения, поэтому не может существовать без согласия и более или менее сильного принуждения. Нормы выполняют важные функции: объединяют членов группы и помогают пройти социализацию ее новым членам.

Социальные нормы не всегда являются универсальными. Любая социальная группа может выработать свои нормы, получившие название «групповых привычек». Нормы, принятые в больших общностях, принято называть «общими правилами» (например, существующее долгое время в нашем обществе осуждение стремления зарабатывать как можно больше денег). В ряде европейских обществах - обратная тенденция: среди протестантов труд и умножение богатства считаются основными добродетелями (см. теорию М. Вебера).

Существует несколько видов социальных норм: 1) моральные нормы (основаны на коллективном авторитете и рациональном обосновании); 2) правовые нормы, закрепленные в законах и нормативных актах, изданных государством. Они более четко регламентируют права и обязанности граждан и предписывают наказания за нарушения; 3) политические нормы, которые касаются властных отношений, согласования интересов между группами и государствами и проч.; 4) религиозные нормы – действуют в определенной сфере и сочетают черты моральных и правовых норм, а также традиций и обычаев; 5) эстетические нормы, закрепляющие представления о прекрасном и безобразном.

Наиболее жесткими, требующими неукоснительного выполнения, являются нормы, сформулированные в виде законов и табу (в религиозной сфере).

Менее жесткие правила поведения задают нравы, традиции и обычаи. Их нарушение вызывает просто осуждение со стороны общества. Самые «слабые» нормы – привычки (автоматизированный способ выполнения действий).

3. Социальные санкции – это меры поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы и правила поведения. Существуют четыре типа санкций: Формальные санкции – публичное одобрение со стороны властей, официальных учреждений (правительственные награды, продвижение по службе и т. д.); неформальные позитивные санкции – публичное одобрение, исходящее от неформального окружения (похвала, комплименты); формальные негативные санкции – наказания, предусмотренные юридическими законами, официальными указами (штраф, увольнение, арест и др.); неформальные негативные санкции – наказания, не предусмотренные правовой системой общества (замечание, порицание, разрыв дружеских связей и др.).

Применение правовых санкций обеспечивается государственным принуждением, моральных – силой нравственного воздействия со стороны общества, группы, церкви.

Социальный контроль способствует интеграции и стабилизации общества. Особенно наглядно эта роль проявляется в предотвращении девиантного поведения.

4. Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поступки или действия, которые не соответствуют принятым в данном обществе (или данной группе) нормам и правилам поведения.

В социологии чаще всего под этим термином понимают различные типы негативного поведения: преступность, алкоголизм, наркоманию, самоубийство и проч. С точки зрения американского социолога Н. Смелзера, девиантным является поведение, которое является отклонением от норм социальной группы и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление и проч.

Нужно различать девиантное и делинкветное (преступное) поведение. Делинкветное поведение представляет собой нарушение закона.

Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки, называют группами риска.

Однако следует отметить, что девиация может быть не только в виде негативного отклонения от норм, но и в виде позитивного отклонения. Это – девиация в сторону максимально одобряемого поведения. Геройство – это тоже девиация, но девиация одобряемая.

Большинство девиаций имеет относительный характер. Например, в некоторых примитивных обществах каннибализм является нормой, тогда как европейского человека он приводит в ужас. Второй пример: однополая любовь в СССР каралась тюремным заключением, в настоящее время эта мера отменена, да и общество к таким проявлениям относится более терпимо.

5. Теории девиантного поведения. 1. Концепция аномии. Созданная Дюркгеймом, данная теория объясняет девиацию распадом существующей системы ценностей и норм, регулирующих деятельность людей. Аномия подрывает социальные связи, которые становятся неустойчивыми, провоцируя девиацию (например, самоубийство). Современное толкование аномии дал американский социолог Р. Мертон, который понимал ее как рассогласование между общественно значимыми целями и законными средствами их достижения. На основании соотношения целей и средств он выделил четыре типа девиантного поведения: а) «инновация» (принятие социально одобряемых целей, но отрицание законных средств их достижения; б) «ритуализм» (отрицание целей данной культуры при безусловном согласии с социально одобряемыми средствами); в) «ретритизм» (отрицание целей и средств как «бегство от действительности»); г) бунт (отказ от существующих целей и средств с одновременной заменой их новыми). 2. Теория «стигматизации» (от греч. stigma – клеймо, ярлык), авторами которой являются американские социологи Э. Леметр и Г. Беккер. По их мнению, девиация определяется групповой оценкой и применением санкций в отношении тех, кого считают «нарушителями» установленных норм. Девиация в данной теории делится на первичную и вторичную. При первичной девиации индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особого значение. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человека ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми. Стигматизированные люди исключаются из процесса социального общения и в конце концов сами себя начинают считать девиантами.

Существуют психологические объяснения девиации, связанные в личностными особенностями людей, а также биологические трактовки (генетическая предрасположенность к отклонениям). В культурологических концепциях нарушение норм является результатом усвоения субкультурных ценностей, противостоящих культуре большинства членов общества.

Ни в одном обществе невозможно полное искоренение девиации. Социальное воздействие на девиантов в современных условиях предполагает организацию разных видов социальной помощи (открытие кризисных центров, домов для бездомных и проч.) и

жесткие запретительные меры при делинкветном поведении.

Общество как система

1. Определение общества в западной и отечественной литературе, его основные характеристики.

2. Типология обществ.

3. Социальная система и социальная структура.

1. Существует множество трактовок общества, например, определение общества как способа организации социальной жизни, локализованной на определенной территории. Так, современный американский социолог Н. Смелзер определяет общество как «объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность».

С точки зрения «сетевой» теории, общество представляет собой совокупность связей (сетей), возникающих в процессе социального взаимодействия и коммуникации людей.

В теориях «социальных групп» общество определяется как совокупность различных пересекающихся групп как разновидностей одной доминирующей группы.

Согласно институциональному подходу общество – это система социальных институтов и организаций, в рамках которой осуществляется жизнедеятельность людей. Именно институты формируют структуру всевозможных форм коллективной жизни, гарантируют воспроизводство социальных отношений и устойчивость общественного развития.

Общество, с точки зрения американского социолога Э. Шилза, обладает рядом конкретных признаков 1. объединение не является частью какой-либо более крупной системы; 2. браки заключаются между представителями данного объединения; 3. пополнение последнего происходит главным образом благодаря деторождению; 4. объединение имеет собственную территорию; 5. у него есть свое название и своя история; 6. объединение обладает собственной системой управления; 7. оно существует дольше средней продолжительности жизни человека; 8. объединение скрепляет общая система культурных норм, образцов и ценностей.

В отечественной социологии общество часто определяется как исторически сложившаяся относительно устойчивая система социальных связей и отношений больших и малых социальных групп, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, основывающаяся на определенном способе производства.

Несмотря на существенные различия, теории общества содержат ряд общих положений, позволяющих выделить ряд устойчивых характеристик современного общества. В первую очередь это - универсальность общества, его всеобъемлющий, разносторонний характер. Общество охватывает все многообразие социальных связей и отношений, всю совокупность социальных групп, институтов и общностей, сложившихся в границах определенного территориального пространства. В силу своей универсальности общество может создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставлять широкие возможности для их самоутверждения и самореализации. Только в обществе человек может заниматься профессиональной деятельностью, знакомиться с достижениями науки и культуры, развивать свои личностные качества.

Вторая важная характеристика общества – автономность, способность существовать самостоятельно, что достигается за счет высокого уровня внутренней саморегуляции, обеспечивающей поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Это происходит благодаря созданию особых институтов (в первую очередь – органов управления), обеспечивающих координацию различных сфер жизни общества.

Третьей сущностной характеристикой общества является интегративность, благодаря которой ему удается включать индивидов в единый контекст социальной жизни, побуждать их воспроизводить в своих действиях сложнейшую структуру общественных отношений.

Таким образом, общество – сложный вид организации совместной деятельности людей, включающий все многообразие устойчивых социальных взаимодействий, все институты и общности, локализованные в рамках конкретных государственно-территориальных границ.

2. Структурная сложность общества предполагает разнообразие способов его классификации. Наиболее устойчивым в социологии является деление общества на традиционное и индустриальное (современное). В разработку этих понятий значительный вклад внесли немецкий социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Арон, американский экономист и социолог У. Ростоу.

Традиционное общество основано на натуральном сельскохозяйственном укладе, примитивном ремесленном производстве, в нем неразвито разделение труда, малоподвижная сословно-корпоративная структура, иерархическая система власти, основанная на традициях, обычаях и религиозных верованиях социокультурная регуляция.

Общество индустриального типа характеризуется ростом промышленности, радикальным изменением методов производства, гибкостью социальных структур. В нем можно выделить следующие черты: 1. развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации; 2. механизация и автоматизация производства и управления: 3.массовое производство товаров на широкий рынок; 4. высокая развитость средств транспорта и коммуникаций; 5. рост урбанизации и социальной мобильности: 6. увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления; 7. формирование гражданского общества.

Теория индустриального общества, получившая популярность в 60-е гг. XX века, дополняется в 70-е гг. концепцией постиндустриального общества, разработанной в американской (Д. Белл, А. Тоффлер) и западноевропейской (А. Турен, Ж. Фурастье) социологии.

Возникновение постиндустриального общества ученые связывают с рядом важных экономических и социальных изменений в развитых странах, каковыми являются: 1. резкое возрастание роли знания и информации, появление и развитие «интеллектуальных технологий», преобразивших профессиональную деятельность человека, его быт и досуг; 2. смена доминантных секторов экономики: вместо индустриального сектора главным становится сфера обслуживания, охватывающая сферы деятельности, непосредственно не связанные с производством, - торговля, финансы, медицина, транспорт, наука, образование, отдых и др.; 3. увеличение в структуре общества тех слоев и групп, которые заняты интеллектуальным трудом; 4. сдвиги в системе социокультурных потребностей населения: охрана окружающей среды и повышение качества жизни.

Данная типология сформирована в рамках социального эволюционизма. Принципиально иной подход существует в рамках марксистской традиции. Основанием для классификации служат способ производства и форма собственности. Выделяются пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Переход от одной формации к другой происходит путем социальной революции, которая является формой разрешения конфликта между растущими производительными силами и устаревшей системой производственных отношений.

Существуют и другие типологии общества. Например, с учетом основного способа добывания средств к существованию, общества делят на 1. живущие охотой и собирательством; 2. основанные на примитивном земледелии и разведении скота; 3. аграрные общества; 4. промышленные общества.

По политическим критериям общества делятся на тоталитарные (полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства), авторитарные (неограниченная власть одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах) и демократические (контроль гражданского общества над властью).

В научной литературе можно встретить деление общества на простые и сложные, дописьменные и письменные, открытые и закрытые, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые и др. Можно классифицировать общество по религиозным признакам

(христианское и мусульманское общество); по этническому составу (мононациональное и многонациональное); по степени распространения языка общения (англоязычное, русскоязычное и т. д.).

3. Социальная система – целостное образование, состоящее из функционально взаимосвязанных элементов (индивидов, групп, организаций, институтов, общностей). В обществе как целостном образовании принято выделять экономическую, политическую, социальную и духовную (социокультурную) подсистемы.

Экономическая подсистема регулирует отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Она решает три вопроса: 1) что производить (какие товары и услуги), 2) как производить (на основе какой технологии и с помощью каких ресурсов); 3) для кого производить (кому предназначены эти товары и услуги). Главная функция экономической подсистемы – адаптация к изменяющимся условиям природной среды и удовлетворение материальных потребностей и интересов членов общества. Чем выше уровень экономической организации общества, чем выше степень его адаптации, а следовательно, и эффективности функционирования.

Политическая подсистема регулирует отношения, связанные с функционированием публичной власти. Основные элементы этой подсистемы: государство, правовые институты (суд, прокуратура, арбитраж и т. д.), политические партии, общественно-политические объединения и т. д. В ее состав также входят ценностно-нормативные структуры, регулирующие взаимодействия политических субъектов, и средства массовой информации, обеспечивающие взаимосвязь между государством и гражданским обществом. Главная цель данной подсистемы – обеспечение социального порядка, стабильности и интеграции общества, его мобилизации на решение жизненно важных задач и проблем.

Социальная подсистема регулирует взаимодействия различных групп и общностей по поводу социальных условий их деятельности. Социальная сфера в самом широком смысле – это совокупность организаций и институтов, отвечающих за благосостояние всего населения (общественное питание, здравоохранение, транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание и т. д.). Социальная сфера в узком смысле подразумевает только учреждения социальной защиты и социального обеспечения социально-уязвимых слоев населения.

Духовная (социокультурная) подсистема направляет деятельность по созданию, развитию и освоению культурных, духовно-нравственных ценностей. К ней относятся наука, образование, воспитание, мораль, религия, искусство. Главная функция данной подсистемы – социализация личности, образование и воспитание молодого поколения, развитие науки и культуры.

Все четыре подсистемы тесно взаимосвязаны. В настоящее время социологи придерживаются взгляда, что нельзя выделять в качестве ведущей ни одной из подсистем. Недооценка любой из них чревата негативными последствиями для общества.

При определении социальной структуры общества применяют две теоретические модели: нормативно-ценностную и категориальную. Примером первой модели является структурный функционализм. При данном подходе основными элементами социальной структуры являются нормативно-ценностные образования – социальные институты, статусно-ролевые группы и т. п.

Категориальная модель выделяет в качестве элементов социальной структуры крупные социальные категории – классы, социальные слои, профессиональные группы и т. д. При этом социологи-марксисты подчеркивает обусловленность социальной структуры господствующим способом производства, в то время как представители технологического детерминизма полагают, что технический прогресс разрешит все противоречия современного общества.

Наконец, существует предельно широкая трактовка социальной структуры, которая включает в нее различные и разнообразные компоненты: социально-демографические, социально-территориальные и социально-этнические общности. Самым существенным для нас «срезом» социальной структуры общества является социальная стратификация, то есть разделение людей на группы по доходу, власти, образованию, престижу. Это явление по преимуществу социальное, хотя и связанное с природными свойствами (задатками, характером). Социальная стратификация «обрамляет» существующее в любом обществе неравенство социальных позиций.

 

Процессы глобализации.

1. Определение и основные тенденции глобализации.

2. Противоречивость глобализации.

1.Глобализация мира – объективный процесс интернализации всех сторон жизни стран и народов. Она проявляется в огромной взаимозависимости социальных систем, высоким уровнем интегрированности мирового сообщества. Наметились следующие тенденции данного процесса: 1. Формирование единого информационного пространства на основе новейших компьютерных технологий – важный фактор трансформации обществ, изменения структуры повседневности. Это расширило диапазон коммуникации. 2. Усиление экономической интеграции, развитие новых форм транснационального бизнеса, контролирующего мировые финансовые и информационные потоки. Возрастает роль ТНК и тесно связанных с ними наднациональных экономических структур и организаций (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.).

3. Процессы экономической глобализации сопровождаются политической глобализацией, сущность которой составляет формирование транснациональной элиты. На смену устойчивым альянсам приходит гибкая система временных элитных альянсов. Происходит постепенное смещение центра принятия решений с национального на наднациональный уровень. Возрастает роль различных интеграционных структур – НАТО, ОБСЕ и др. Это свидетельствует о централизации мировой системы и консолидации политических элит, «выстраивающих» новую модель мира. 4. Глобальные проблемы охватывают также сферу культуры (формируется единое социокультурное пространство). Доминирующей тенденцией становится сближение культур, универсализации образа и стиля жизни, распространение западных культурных образцов.

2. Глобализация носит противоречивый характер: новые возможности для экономического и научно-технического прогресса, развития высоких технологий и новых средств коммуникации, повышение интеллектуального расцвета личности, но, с другой стороны, увеличивается разрыв между богатыми и бедными странами, подрываются национальные валюты и экономики, создаются условия для манипулирования массовым сознанием.

Необходимы демократизация международных отношений, создание мировой системы сдержек и противовесов, развитие экологических и пацифистских движений как основы «глобального гражданского общества». Это будет противовесом социальной безответственности транснационального бизнеса.

 

Социальные группы.

1. Определение и функции социальных групп.

2. Классификации социальных групп.

1. Социальная группа – объединение людей, связанных общими отношениями, имеющими общие цели, нормы, традиции и объединенные общей деятельностью. Основные характеристики социальной группы: 1. устойчивое взаимодействие; 2. однородность состава по ряду признаков, ценных с точки зрения группы; 3. группа принадлежит к более широким группам и общностям. По Н. Смелзеру, группы выполняют следующие функции: а) участвуют в социализации; б) способствуют в организации совместной деятельности людей (инструментальная функция); в) поддерживающая функция; г) эмоциональная функция.

2. Большие социальные группы – нации, религиозные, профессиональные, половые, возрастные группы, классы, расы, политические партии.

Скрепляющий фактор группы – общий интерес, в основе которого могут лежать экономические, духовные или политические потребности. Группы создаются для достижения определенных целей.

Человек усваивает ценности через связь с другими людьми в малых группах.

Социальные группы делятся на малые, средние и большие. Малые группы предполагают непосредственный контакт людей друг с другом.

Средние группы – относительно устойчивые группы людей, имеющих общие цели, связанных общей деятельностью, однако не находящихся между собой в тесном контакте (трудовой коллектив, жители улицы, населенного пункта и др.).

Большие социальные группы – нации, религиозные, профессиональные, половые, возрастные группы, классы, расы, политические партии – объединены, как правило, одним социально значимым признаком. Их называют в социологии социальными общностями. Члены большой группы могут никогда не вступать в контакт друг с другом.

Существуют первичные и вторичные группы (Ч. Кули). Первичные группы – как правило, малые группы. В них взаимодействие между людьми является тесным и непосредственным. Во вторичных группах таких контактов нет, но есть общность целей. Это, как правило, средние и большие группы.

Группы бывают формальными и неформальными. В формальных группах отношения регулируются специальными правовыми актами (законами, инструкциями) и присутствует жесткая иерархия. Отношения людей в них обезличены. Неформальные группы складываются стихийно и не имеют жесткой регламентации отношений. В них присутствуют эмоциональные отношения.

Группы бывают реальные и социальные (в узком значении слова). Реальные группы выделяются по реальному признаку (например, уровню доходов). Социальные группы выделяются по ряду случайных признаков, для целей социологического исследования (например, группа матерей-одиночек).

Группы бывают интерактивные (с непосредственным взаимодействием) и номинальные (каждый член относительно независим от других. Для них характерно косвенное взаимодействие, которое активизируется только в условиях, когда затрагиваются интересы всех членов (например, национальные сообщества).

Существует также референтная группа – наиболее значимая для индивида, в силу авторитета она может оказать наибольшее влияние. Ее можно назвать эталонной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.110 (0.051 с.)