Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сектантство как форма социально опасной деятельности личности в обществе

Поиск

 

Изучив латентные механизмы, побуждающие личность действовать социально — созидающе или асоциально — разрушающе, возможно дать ответ на вопрос — что же явилось причиной возникновения и функционирования сектантства в социуме и как следует осуществлять профилактику социально опасных форм этого феномена.

Человек — существо социальное. Для развития (личностного роста), для удовлетворения материальных и духовных потребностей, формирования социальной структуры личности — человеку нужен человек, другая личность, социальная среда, общество. Всё, что способствует интеграции и развитию общества — есть благо для личности. Институт государства должен осуществлять организующую функцию и обеспечивать безопасность, как в отношении каждой личности, так и в отношении общества в целом. Вне зависимости от периода исторического развития, форм хозяйствования, состояния в области науки и техники, любое даже самое примитивное социальное образование, в той или иной степени, подвержено антагонистическим процессам, к которым относятся — борьба за выживание между индивидуумами, семьями, родами, борьба между кастами и классами за материальные и духовные блага. Жажда быть выше других — неотъемлемая черта большинства индивидуумов любой эпохи, поэтому деление общества на классы неизбежно. То мышление, та форма сознания, которые присущи человеку современной цивилизации, не позволят человечеству создать гармоничное общество; сама система государства основана на разделении функций между людьми. Стремление большинства к развитию и саморазвитию при наличии разных возможностей и способностей также гарантируют существование неравенства. Без тех, кто организует труд, без тех, кто трудится, кто контролирует и обеспечивает безопасность, современное общество существовать не может, так как только при такой системе может функционировать государство, призванное искать и поддерживать все средства и методы, способствующие интеграции и развитию общества. Государство, обеспечивая стабильность во всех сферах общественной жизни, гарантирует тем самым безопасное существование и реализацию всех прав и свобод личности.

Существующая в любом обществе система сдержек и противовесов препятствует возникновению непреодолимых противоречий, способных привести к необратимым последствиям, решение которых возможно лишь жёсткими силовыми методами, что неизбежно ведёт к материальным и духовным потерям для всех членов общества. Дезинтегрированное (разобщённое), дезорганизованное (раздираемое противоречиями) общество, не способно создать для своей защиты мощное государство, которое призвано создать условия для развития каждой личности. Э. Дюркгейм справедливо обозначал такое состояние в обществе термином — аномия (безнормативность), состояние, при котором законы, традиции, нормы морали перестают выполнять регулирующую функцию, что всегда ведёт к разрушению общественных связей, уничтожению государства, а в масштабах мирового социума — исчезновению цивилизации. История развития человеческого общества позволяет сделать вывод: всё, что способствует дезинтеграции и дезорганизации в социуме опасно и для отдельного индивидуума (когда речь идёт об обществе не тоталитарных государств). Развитие каждой личности и человечества в целом без социальной среды и государства невозможно, ибо сознание, присущее от рождения каждому человеку и имеющее скрытые первопричины (одни, например, от рождения агрессивны, другие пассивны), формируется под влиянием не только внутренних (врожденных) факторов, но и внешних факторов. Характер зафиксирован в биологической природе человека. Несмотря на то, что его развитие и определяется в значительной степени условиями жизни, необходимо учитывать, что человеческая природа имеет свою собственную динамику, являющуюся «активным фактором социальной эволюции». Направление развития, позитивный или негативный характер деятельности отдельной личности и социальной группы (общества) неразрывно связаны и в значительной степени зависят от того, носителями какой формы сознания они являются (следует также отметить, что, кроме сознания каждый человек также осуществляет свои действия под влиянием бессознательной, инстинктивной основы). Как справедливо отмечал Н.А. Стручков — истинные причины деятельности человека следует искать, в том числе и в сфере сознания: «все побудительные силы, вызывающие действия человека, неизбежно должны пройти через его голову, должны превратиться в побуждения его воли».

 

 

Следует отметить, что некоторые исследователи не совсем обоснованно считают основной причиной того или иного поведения, направления деятельности личности только — её характер, темперамент или даже строение тела. Например, Г. Рименшнейдер в своих работах утверждает, что преступление — есть сочетание предрасположения субъекта к преступной деятельности и влияния окружающей среды, отдавая предпочтение биологическому фактору. При этом, он не даёт ответа на вопрос — почему же всё-таки личности с похожими темпераментами (например, по теории К.Г. Юнга, развитой К. Леонгардом, экстраверты — общительные, а интроверты — замкнутые; а согласно теории И. Канта: сангвиники — весёлые, меланхолики — мрачные) иногда диаметрально противоположны друг другу: одни являются асоциальными личностями (преступниками), другие социально адаптированные, уважаемые люди. Применительно к характеру Э. Фромм объяснял это специфическими отношениями личности с миром, процессами ассимиляции и социализации, которые зависят от ориентаций типов характера. Однако, при этом им не были раскрыты причины позитивных (социальных), в том числе девиантно-конструктивных, и негативных (антисоциальных) ориентаций. Исследователи не вполне обоснованно рассматривают девиацию как, в общем, негативное явление и объясняют её существование не совокупностью факторов, а отдельными факторами-первопричинами. Например, Э. Кречмер утверждал, что физические черты — формы строения тела напрямую связаны с определёнными психическими предрасположениями. З. Фрейд, основываясь на своей психоаналитической теории, считал, что конфликты свойственны личности, и они вызывают девиацию. Э. Дюркгейм был склонен видеть причину девиаций (в частности, самоубийств) в нарушении или отсутствии ясных социальных норм. Наиболее интересная типология девиации разработана Р. Мертоном, в соответствии с его теорией — девиация нарастает при разрыве между социально одобряемыми целями и социальными способами их достижения. Р. Мертон справедливо выделил конформизм как единственный тип не девиантного поведения, но не разделил его на два типа — позитивный и негативный (если личность принимает правила тоталитарной группы, государства — её конформизм негативен), но оба этих типа не способны к активному творческому развитию, личностному росту. Р. Мертон также справедливо считал, что конформизм и девиация — это две чаши одних весов. Однако он не сделал вывода о существовании двух видов девиации — конструктивной (созидающей) и деструктивной (социально опасной), хотя и утверждал, что «девиация не является продуктом абсолютно негативного отношения к общепринятым стандартам». Согласно его теории существуют следующие виды девиации:

- инновация «отрицает социально одобряемые способы… достижения» социально одобряемых целей;

- ритуализм — это «отрицание целей данной культуры, но согласие (порой доведённое) до абсурда использовать социально одобряемые средства»;

- ретреатизм (бегство от действительности) — это отрицание и целей и социально одобряемых средств их достижения;

- бунт — характеризуется теми же чертами, что и ретреатизм («одновременно отрицает и культурные цели, и социальные одобряемые средства их достижения»), но при этом бунт приводит к рождению чего-то нового, развивается новая идеология.

Следуя предложенной Р. Мертоном типологии, прогресс зависит только от бунтарей, отрицающих социально одобряемые цели и средства их достижения, однако, это вызывает большие сомнения. Например, проявление гениальности не всегда бунт. Между тем, гении — девиантны, но их девиантность конструктивна (гении созидают, предлагая в большинстве случаев новые социально одобряемые цели и социально одобряемые средства их достижения). Рассмотрев вышеизложенные теории развития и поведения личности можно сделать вывод о том, что на формирование сознания, мышления, характера, темперамента, направленность деятельности личности влияют множество факторов: от биологических до социальных. Рассматривая сознание человека как сознание социального существа можно выделить следующие формы: негативную (асоциальную) и позитивную (социальную). Следует отметить, что общественное сознание также может быть негативным (дезинтегрирующим) и позитивным (интегрирующим). Существует вполне определённое количество индивидуумов с негативной формой сознания, которых многие исследователи "ненаучно", но вполне обоснованно, называют — нелюдями.

 

Необходимо особо отметить, что следует понимать под вышеперечисленными терминами:

сознание — это способность воспринимать и отражать в образах объективно существующее или воображаемое;

позитивное сознание — это склонность отражать объективно существующее или воображаемое только в конструктивных образах; позитивное сознание определяет социально-созидающий характер поведения личности, деятельности социальной группы, общества;

негативное сознание — это склонность отражать объективно существующее и воображаемое только в деструктивных образах; негативное сознание определяет асоциальный, разрушающий характер поведения личности, деятельности социальной группы, общества.

Можно различать следующие формы и виды индивидуального и коллективного сознания (а также бессознательного) и как следствие соответствующие типы личности и типы социальных групп, характеризующихся определённым видом направленности их деятельности.

 

Схема № 4.

Формы сознания

I. Позитивная форма существует в виде:

1. инновационного (новообразующего) сознания;

2. конформистского (нейтрального) сознания.

Позитивное сознание характеризуется созданием личностью материальных и духовных благ или пассивным, но не отрицательным отношением к процессу развития, то есть конструктивной деятельностью, не отклоняющейся от принятых социальных норм демократического общества и конструктивным поведением, характеризующимся участием личности в создании материальных и духовных благ, стремлением к достижению социально одобряемых целей социально одобряемыми средствами. Позитивное инновационное сознание определяет характер поведения личности, направленность её деятельности, которая способствует общественному прогрессу и творческому индивидуальному саморазвитию личности, а также развитию отдельной социальной группы и общества в целом.

1. Позитивное инновационное сознание существует в виде:

девиантно — конструктивного сознания (позитивный инновационный девиантно — конструктивный тип личности) и выражается в девиантно — конструктивном, отклоняющемся от нормы, активно позитивно преобразующем, революционном, творческом, одобряемом демократическим обществом, но не антисоциальной группой или тоталитарным образованием, поведении и деятельности.

2. Позитивное конформистское сознание определяет поведение личности, направленность её деятельности, которая характеризуется пассивным принятием социально одобряемых целей в демократическом обществе и согласием с социально одобряемыми средствами их достижения.

Позитивное конформистское сознание существует в виде: консервативно-конструктивного сознания (позитивный конформистский консервативно-конструктивный тип личности) и выражается в консервативно-конструктивном, не отклоняющемся от общепризнанных социальных норм демократического общества, социальной группы, нейтральном и пассивном поведении и деятельности.

 

II. Негативная форма сознания (негативный тип личности) существует подобно позитивной форме в виде:

1.инновационного сознания;

2. конформистского сознания;

и выражается в негативном инновационном и конформистском поведении и деятельности.

Негативное сознание характеризуется причинением личностью вреда (материального, морального) самой себе (в некоторых случаях) и другим личностям, социальным группам и обществу в целом. Негативное инновационное сознание — характеризуется активным стремлением личности к созданию условий для социального регресса и прямого причинения материального и морального вреда, как самой себе, так и другим личностям, социальным группам и обществу в целом.

1. Негативное инновационное сознание существует в виде девиантно-деструктивного и делинквентного сознания (негативный инновационный девиантно-деструктивный и негативный инновационный делинквентный тип личности). Негативное инновационное сознание определяет тип личности, характер её поведения и направленность деятельности, которые выражаются в соответствии с видом сознания и типом личности: в девиантно-деструктивном, отклоняющемся от нормы, антисоциальном, но не преступном, способствующем созданию и существованию благоприятной среды для развития антисоциальных процессов, характеризующемся причинением личностью вреда (часто) самой себе поведении; в делинквентном — антисоциальном, открыто преступном поведении и активной деятельности.

2. Негативное конформистское сознание характеризуется покорным согласием и приспособлением к условиям тоталитарного режима, любой антисоциальной группы, в том числе и преступной и существует в виде консервативно — деструктивного сознания (негативный конформистский консервативно-деструктивный тип личности).

3. Негативное конформистское сознание выражается:

в консервативно — деструктивном поведении и деятельности, которые не противоречат нормам, принятым отдельной деструктивной антисоциальной группой или обществом в целом (в тоталитарном государстве), и не противоречат антигуманным одобряемым ими целям и способам их достижения. Некоторые исследователи не вполне обоснованно считают, что различные формы мышления (как высшей ступени познания) соответствуют различным этапам развития общества, основным считается исторический аспект. По их мнению, существует: первобытное мышление и мышление цивилизованных обществ, то есть существует — элементарное и развитое сознание (уместнее в данном случае говорить о разуме). Но для того, чтобы выяснить первопричины различных общественных явлений следует учитывать не только исторический, но и социологический и психологический аспекты. Сообразно своему мировосприятию (позитивному или негативному сознанию) человек всегда ведёт себя либо социально (созидательно), либо анти(а)социально, также как и социальная группа, общество — либо стремится к интеграции в мировое сообщество, либо к конфронтации. Следует отметить, что конформистско — консервативное (покорно-приспособленческое) поведение по отношению к тоталитарному режиму, государству, является негативным — асоциальным по отношению к мировому сообществу и наоборот — девиантно — деструктивное поведение по отношению к тоталитарному режиму, государству является позитивным — социальным по отношению к мировому сообществу. Рассматривая конструктивные и деструктивные типы личности, можно сделать вывод о том, что руководителями — создателями и активными участниками (так называемыми — «посвящёнными») в сектах являются деструктивные (делинквентные) личности, в тоже время нельзя сказать, что такими являются все адепты сект. Существует три вида сектантов: создатели, вербовщики и вовлекаемые последователи. При наличии определенной социально-экономической обстановки, использовании агрессивных методов манипулирования в отношении конструктивных (в том числе девиантно-позитивных) личностей, находящихся в состоянии психологического дисбаланса, они тоже могут быть вовлечены в секту.

 

Теоретически в неё может попасть любой человек: как люди с психическими расстройствами, так и люди с уравновешенной психикой, «от нищих» до тех, кто обладает «громадными богатствами» (это обусловлено рядом объективных и субъективных причин).

К объективным можно отнести следующие причины:

- коренные (часто негативные) изменения в социальной и экономической сферах общественной жизни;

- противоречия, проявляющиеся в процессе общественного развития, требующие от личности выработки новой определённой схемы поведения (действий).

Субъективными являются следующие причины:

- неспособность личности разобраться в быстроменяющейся социальной обстановке, что приводит к внутренним и внешним противоречиям при её взаимодействии с окружающим миром;

- конфликтогенные мотивы поведения как устойчивые качества личности (заниженная самокритичность, неуравновешенный темперамент, повышенная импульсивность, возбудимость, несдержанность, предубеждения в отношении других личностей и социальных групп);

- психологическое стремление личности к спокойствию и гармонии, которые она не нашла в обычной среде, взаимодействие с которой привело к диссонансу (пытаясь редуцировать диссонанс, личность стремится избегать ситуаций и даже информации, способные его увеличить), поэтому личность, не соглашаясь с убеждениями своей социальной группы, ищет понимания в любой другой социальной группе, способной хоть в какой-то степени принять её взгляды;

- душевный и духовный кризисы, вызванные несоответствием стремлений и реальных результатов (развивающаяся, творческая личность имеет морально-нравственные насущные потребности, которые выражаются в стремлении совершенствоваться, создавать нечто новое и искать истину, разобраться в себе и окружающей действительности, однако, бессистемное восприятие информации и стремление к активной деятельности при отсутствии чётких жизненных ориентиров и приоритетов, а также дефицит общественного внимания приводит к душевному и духовному кризису, выход из которого личность ищет с помощью некоего «учителя» — или группы, обладающей, по её мнению «истинным знанием»);

- различные психологические проблемы, болезненные переживания, связанные с неудачами в семейной жизни, конфликтами с окружающими, и в то же время желание верить в лучшее, избежав в дальнейшем жизненных трудностей, приводят личность к поиску обстановки, ограждающей её от внешнего мира, причинившего ей боль, близкой к структуре семьи, позволяющей личности забыть о неприятностях;

- интеллектуальные потребности к получению новых знаний (элементарное любопытство) заложены в любой динамично развивающейся личности;

- психически больные люди поддаются быстрому внушению и психологической обработке, ими быстрее «овладевает восторг на радениях», им быстрее являются «призраки и виденья», «громче и ясней слышатся неведомые голоса» (следует отметить, что психически больные часто сами являются создателями сект);

- сознание всякого человека религиозно, хотя сама психика не определяет возникновение религиозной веры, но взаимодействие с окружающим миром способствует созданию определённых психических состояний, при которых личность стремится к усвоению религиозного опыта из среды его существования, верующий (и при этом думающий) человек ищет истинную (правильную) веру, в том числе и в сектах; искание Бога Ф.М. Достоевский справедливо считал «началом эстетическим, нравственным началом», выбранный личностью объект почитания «концентрирует и направляет» её энергию, придаёт «жизни определённый смысл»;

- человек испытывает психологическую потребность чувствовать себя принадлежащим «к кругу избранных» (это позволяет осознавать свою исключительность).

 

Основной причиной ухода человека в секту является — неудовлетворённость своей жизнью, стремление что-то изменить в себе и окружающем мире. Исследуя причины потребности к созданию и вовлечению (в том числе насильственному) одними личностями и уход в секты (по разным причинам, в том числе и в результате обмана) других личностей, можно сделать вывод о том, что на данный процесс (процесс развития сектантства) в равной степени влияют социально-экономические и психологические факторы. Количество адептов секты зависит, главным образом, от степени владения манипуляторами (руководителями секты) техниками тотального контроля сознания, подавления личности, то есть агрессивного манипулирования. Высокая степень подготовки манипуляторов обеспечивает привлечение и удержание большого количества неофитов; низкая подготовка позволяет вербовать в секту только особо уязвимые категории людей: лиц пожилого возраста, детей, лиц с неразвитой и нарушенной психикой. Лица, создающие секты, являются агрессивными манипуляторами, деятельность которых мотивирована маниакальным стремлением к власти. Мотив власти у них направлен на приобретение и сохранение её источников, они используют любые средства и методы ради усиления влияния на поведение и переживания других людей. Многие психиатры, побывавшие на собраниях сектантов, справедливо утверждают, что в сектах применяются научно разработанные психотехники, а руководители сект — это не какие-то самоучки, а «солидно обученные в специальных центрах и прекрасно понимающие, чем они заняты» манипуляторы.

Тотальный контроль, деформация сознания — подавление личности, агрессивное манипулирование открыто выражаются в неосознанных действиях индивидуума, некритичном отношении к учению и деятельности секты, и одновременно с этим в негативном критическом отношении к социальным и государственным институтам, готовности выполнить любой приказ наставников, передать в их пользу материальные ценности и имущество, а также в изменении поведения, характеризующегося тайным или открытым противостоянием с окружающим миром. Как уже отмечалось одним из основных отличий сект от иных групп и объединений (организаций) является использование в сектах по отношению к адептам агрессивных методов манипулирования, подавления личности — тотального контроля и деформации сознания, что выражается в действиях, совершаемых индивидуумом без осознания их истинной сути и цели, приводящих к причинению вреда здоровью, имущественному и социальному положению, духовному состоянию как самого индивидуума, так и окружающих его людей. Агрессивные методы манипулирования и подавления личности — это действия, совершаемые тайно или явно одним индивидуумом (индивидуумами) в отношении другого индивидуума (индивидуумов), направленные на сознание и органы чувств человека, результатом которых является неосознаваемые решения и поступки индивидуумов, подвергшихся манипулированию, несовпадающие с их объективно существующими желаниями, приносящие, как самим индивидуумам, так и лицам их окружающим, социальным группам, общественным и государственным институтам, материальный и моральный вред. В большинстве случаев основу манипуляции составляют действия, направленные на возбуждение низменных и примитивных влечений человека, удовлетворяя которые, он неизбежно искусственно задерживается в своём личностном, духовном развитии. Агрессивная манипуляция во всех проявлениях носит ярко выраженный деструктивный характер.

«Промывание мозгов» (правильнее применять термин — деформация сознания) — это один из методов агрессивного манипулирования, осуществляемый принудительно (часто с применением прямого насилия), без первичного согласия личности на сотрудничество, характеризующийся явными признаками воздействия на личность, выражающегося в изменении психологических и социальных черт личности за короткий промежуток времени при отсутствии явных причин, приводящих личность к нехарактерным для неё действиям, способным повлечь причинение материального и морального вреда, как самой личности, так и окружающим её индивидуумам, социальным группам, общественным и государственным институтам.

Контроль сознания — это тайное или явное манипулирование сознанием личности, осуществляемое путём обмана при первичном согласии личности на сотрудничество, направленное на эксплуатацию материальных и духовных возможностей личности в интересах манипулятора и в ущерб интересам самой личности, окружающим её индивидуумам, социальным группам, общественным и государственным институтам.

 

Справедливый вывод о средствах и методах манипулирования сделал Р. Дж. Лифтон в своей работе «Реформирование мышления и психология тотализма», основываясь на которой, можно сделать вывод о том, что — контроль и деформация сознания осуществляются путём постоянного контроля над основными сферами жизни и деятельности человека, которая включает в себя несколько элементов:

1. Контроль окружающей обстановки (ограничение общения, регулирование индивидуальной физической реальности, включающее контроль сексуальных отношений, отдыха, сна, финансовую зависимость и придание этому мистического смысла).

2. Контроль информации — использование обмана в освещении событий, утаивание информации, ограничение информации из не сектантских источников, тотальная слежка адептов друг за другом, обязательные исповеди (во многих сектах открытые) о реальных или воображаемых проступках (используются в последствии для шантажа адептов).

3. Контроль мышления — к адептам применяются различные техники: гипноз, медитация, произнесение молитв; при этом у личности формируется отрицательное отношение к любым идеям кроме сектантского учения; доктрина секты считается более реальной, истинной, чем личность и её индивидуальный опыт; запрещается критически думать обо всём, что связано с сектой (особенно о лидерах); поощряется полный переход на новый (сектантский) жаргон не понятный не сектантам; формируется негативное потребительское отношение к окружающему миру (сектантам внушается, что высшая цель — оправдывает средства).

4. Контроль эмоций — у адептов формируются всевозможные комплексы, сужается спектр чувств, главными из которых становится: страх и вина, следствием этого является боязнь адептов покинуть секту, в которой возможно быть защищённым и счастливым даже при своей неполноценности.

Представляет интерес выдвинутая Р. Дж. Лифтоном справедливая гипотеза об «удвоении личности», которую он высказал в своей работе «Нацистские врачи: медицинское убийство и психология геноцида»: у психически здоровых, интеллектуально развитых людей в результате специфической адаптивной реакции в условиях чрезвычайного группового давления и манипулирования базисными человеческими потребностями происходит раздвоение системы собственного «Я», в котором негативное «Я» подавляет позитивное и при этом человек может осознавать, что с ним происходит, поэтому при определённых обстоятельствах он способен освободиться от насильственного влияния. Однако, процесс духовного и психического восстановления личности такой же сложный процесс, как и установление контроля над личностью. Обработка адептов руководителями сект в целях осуществления контроля и деформации сознания состоит из нескольких стадий:

1. Вербовка: используя ложные обещания, вербуемого приглашают на мероприятия часто напрямую не связанные с деятельностью секты в качестве наблюдателя. Вербовка осуществляется руководителями или подготовленными для этого адептами, использующими психотехники для эмоциональной дестабилизации и запутывания в противоречиях потенциального неофита, при этом вербовщик демонстрирует вербуемому желание оказать ему помощь, всем своим поведением, пытаясь доказать, что сообщество, в котором состоит вербовщик, делает его счастливым. Вербовщики скрывают от потенциальных адептов истинное учение секты, о котором сами часто мало что знают, но некоторые секты применяют прямой обман, приглашая потенциальных адептов на семинары различной направленности, не упоминая даже о каких-либо духовных или религиозных целях их посещения.

2. Инициация (посвящение) — многие секты используют методы скрытой инициации, при которой вербуемый подвергается воздействию, употребляя какие-либо вещества или продукты, а также просто находится в качестве наблюдателя при совершении обрядов. Но большинство неофитов проходят через явный ритуал посвящения, используемый для доведения личности до состояния психологической аморфности с помощью гипноза, изменения диеты и сокращения времени сна. Манипуляторы пытаются добиться психологической привязанности и зависимости вербуемого от идеологии, пропагандируемой в секте, при этом вербуемому пытаются навязать ритуальные обязанности, исполняя которые, неофит полностью лишится свободного времени, и у него не останется сил и желания критически осмысливать происходящее.

 

 

3. Альенация (отчуждение от прежних связей) — от неофита требуют разорвать все (или некоторые) социальные связи вне секты и полностью (или частично) сосредоточиться на узкогрупповых интересах, сократив контакты с окружающим миром. Личность лишают времени и сил для критического осмысления происходящего, требуют максимально сократить контакты вне секты, в том числе с близкими и родственниками, воздействуют на психику с помощью всех доступных, не исключая насильственные, средствами и методами (в основном гипноза) с целью формирования у индивидуума новой идентичности.

4. Контроль сознания — манипуляторы осуществляют постоянное воздействие на психику неофита с целью убедить его в непогрешимости пропагандируемого учения секты, усиления зависимости от связей внутри секты, а также для развития у неофита чувства полной идентичности с сектой.

5. Воспитание фанатичного адепта (полная приверженность) — индивидуума убеждают в безоговорочной правоте новых стереотипов, все интересы сосредотачивая на объектах внутри секты; во многих сектах существует обряд отречения от прошлой жизни, от родных и близких.

После прохождения данных этапов «посвящения», человек перестаёт критически мыслить, его сознание находится под контролем руководителей секты, по сути, неофит становится новой личностью, которая думает и чувствует уже в иных категориях, используя иную (нежели до вступления в секту) систему ценностей. Сознательно адептами сект становятся индивидуумы с явной девиантно — деструктивной и делинквентной направленностью, которые сами часто являются создателями сект (ловкими манипуляторами), а также социально адаптированные индивидуумы, разочаровавшиеся в известных (признанных) светских и религиозных идеологиях, стремящиеся к самосовершенствованию, желающие всё познать в этом мире. Из чувства солидарности в секты чаще всего попадают подростки. Следует отметить, что человек как существо социальное стремится к объединению с другими людьми. Однако, основная масса адептов сект — это обманутые люди, не осознающие истинных целей организации, в которую они попали. Вербовщики сект проходят специальную подготовку (в том числе и у профессиональных психологов) и находят людей, испытывающих духовные и материальные трудности. Очень часто первоначально потенциальные неофиты попадают сознательно на некие курсы или семинары, после посещения которых будущим адептам секты обещают решение конкретных духовных и материальных проблем, если же индивидуум вдруг начинает критически мыслить к нему применяют агрессивные методы манипулирования — активные психотехнологии программирования. Какими же средствами и методами манипуляторы — руководители и близкие к ним адепты осуществляют контроль над членами секты? Эти средства и методы таковы:

I. Основным методом воздействия на адептов является внушение (суггестия).

Ещё в XVI веке смысл глагола внушать (согласно краткому оксфордскому словарю 1599 года) понимали как «подстрекать или искушать ко злу». Следует ещё раз отметить, что будущие адепты это не обязательно делинквентные или девиантно — деструктивные личности, стремящиеся к асоциальной деятельности, но и люди социально адаптированные, положительные во всех отношениях. Однако в случае воздействия на них сильного манипулятора, и они могут стать жертвой сектантов. Особенно повышается риск отрицательного воздействия со стороны (и это не зависит от того,- образован ли человек или нет, уравновешен или раздражителен) в случаях, кода индивидуум оказывается в экстремальных ситуациях: при стихийных бедствиях, смерти или болезни близкого человека и т.д.. Конечно же, внушаемость является нормальным свойством психики, но чрезмерная внушаемость может привести к дезорганизации поведения личности и поэтому «расценивается как отрицательное качество». Одним из существенных факторов риска быть подвергнутым манипулированию является (как справедливо отмечал В.М. Бехтерев) пассивность лица, на которое могут воздействовать: «чем пассивнее относится воспринимающее лицо к внушению, тем сильнее и действие внушения, на этом …. и основано особенно могущественное действие внушения в гипнозе, т.е. в состоянии, уподобляющемся сну». Для успешного проведения сеанса внушения неофитов подвергают своеобразной подготовке и создают дополнительные благоприятные условия, цель которых — ослабить организм и нанести вред психике будущего адепта.

 

 

В разных сектах применяют различные методы воздействия, объединяет же их одно: во всех сектах основное воздействие происходит при массовом сборе адептов, это объясняется тем, что массовое воздействие наиболее эффективно — «…массовый гипноз обречён на успех… знай — не знай, умей — не умей, всё равно на кого-нибудь подействует… А далее психология толпы: взаимоподражание, взаимовнушение», «атмосфера коллективного сеанса гипноза всегда способствует повышению внушаемости всех его участников за счёт взаимодействия между ними». Происходит трансформации отдельной личности: «толпа людей… нередко превращается в одну «огромную личность», в которой «психическая инфекция» всех подчиняет общей идее и заставляет действовать как «единое целое». Присутствие на собраниях сект в качестве стороннего наблюдателя также очень опасно: личность не замечает «организованного, преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему», происходит присвоение индивидуумом группового опыта. Среда, в которой находится личность, оказывает значительное влияние, как на её сознание, так и на её бессознательное, заражение сектантскими идеями «происходит во время активизации коллективного бессознательного, когда человек перестаёт быть самим собой». Эффект толпы умело использовали в своих целях ещё нижеамурские шаманы, которые заметили, что «чем больше народа на камлании… тем быстрее достигается состояние экстаза». Для того, чтобы индивидуум как можно быстрее потерял способность к самоидентификации, манипуляторами применяются различные средства. Например, в секте «Белое братство» адептам давали пить так называемую «иорданскую воду», исследовав которую, доктор биологических наук В. Банкова сделала вывод о том, что употребление подобной воды может привести к значительным нарушениям иммунной системы и генетического кода. Доктор медицинских наук Л. Гримак в результате проведённого психолого — суггестологического анализа «звуковых писем» М. Цвигун, сделал вывод о том, что постоянное присутствие рядом с адептами руководителей «Белого братства» в виде фотографий и магнитофонных записей является — гипносуггестией; в случае с фотографиями — гипнопрограммированием посредством очарования (воздействия) взглядом. Просмотр сектантского видео также является средством воздействия на адепта с помощью современных технологий: применения так называемого 25 кадра, отрицательно воздействующего на психику человека. Для ослабления сопротивляемости психики неофитов, их подвергают своеобразной психологической обработке, получившей название «бомбардировка любовью». Суть этого метода заключается в том, что будущему адепту



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.102.79 (0.017 с.)