Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная роль сектантства в обществе

Поиск

 

История эволюции сектантства — это, по сути, история социально опасной деятельности сект. Именно противостояние с окружающим миром, выражающееся в тайном или явном неприятии общества и государства, не разделяющих воззрения сектантов, антигуманное отношение руководителей сект к рядовым адептам, применение к ним методик агрессивного манипулирования (контроля и деформации сознания) при вербовке в секту и для удержания в ней, отличают секты от иных экстремистских, криминальных организаций. Недостаток исторических документов не позволяет провести исследование феномена сектантства раньше десятого века до нашей эры. Следует ещё раз особо отметить, что ошибочно мнение о возникновении сектантства в противовес христианству. Сектантство — явление всеобъемлющее, не ограниченное временными рамками, особенностями какой-либо религиозной или светской идеи, территорией какого-либо государства и формой общественного строя. К первым известным проявлениям сектантства можно отнести — языческие секты. Не все языческие религиозные организации были сектами, большая часть из них были религиозными группами, выполняющими в обществе интегрирующую функцию на уровне семьи, рода, общины, княжества. В дохристианский период языческие секты характеризовались стремлением создать крайние формы язычества — с кровавыми жертвоприношениями, высокой степенью экзальтации верующих, являясь частью общего языческого учения. После I в.н.э. языческие секты разделись на два вида: первый вид — это секты, которые являлись частью языческого учения, но отделились от него, желая создать более жесткое учение, эти секты можно назвать тоталитарными; второй вид — это секты, которые являлись языческими религиозными группами, не способными уже выполнять в обществе социальных функций.

Рассматривая развитие сектантства в мировом социуме, можно выделить — пять периодов:

1. до I века нашей эры существовали языческие, сатанинские, секты древних религий;

2. с I века нашей эры по VI век появились христианские еретические секты;

3. с VII века по XV век появились исламские секты;

4. с XVI века по XVIII век появились секты, возникшие после Реформации;

5. с XIX века по начало XXI века появилось большое количество секулярных сект; активно стало развиваться синкретическое и тоталитарное сектантство. Недостаток источников, в которых упоминается о существовании сект, не позволяет детально и поэтапно, опираясь на неоспоримые факты, проследить процесс их появления и развития. Тем не менее, известные исторические факты позволяют представить общую картину эволюции мирового сектантства на примере самых известных сект, оказывавших и оказывающих определённое влияние на социальные процессы в отдельных государствах и во всём мире. Некоторые исследователи справедливо считают, что структура сект искажённо отражает историю расслоения общества в процессе становлении любой цивилизации. Однако, утверждение, что древние общества Египта или Ассирии были единой тоталитарной сектой, возглавляемой пророками и жрецами-психологами, вербовавшими неофитов, конечно же, не соответствует действительности. История развития сектантства, как уже указывалось, знает примеры, когда представители сект захватывали власть в государстве и контролировали все сферы общественной жизни, как, например,- языческие оккультные секты жрецов в Египте (несколько тысячелетий до нашей эры), секта Манихеев в Уйгурском царстве (III век нашей эры), универсальная оккультная сатанинская секта Германенорден, объединяющая несколько локальных сект (таких как Национал- социалистическая рабочая партия Германии) в Германии (XX век). Но это не значит, что всё общество можно назвать единой сектой. Необходимо отметить, что все без исключения секты выполняют в социуме определённые функции, такие как:

 

 

1. Мировоззренческо-идеологическая — снабжает человека набором идей, взглядов, которые подменяют научное мировоззрение. Сектанты дают человеку то, что он хочет получить, при этом незаметно для потенциального адепта навязывая ему свои взгляды и идеи, скрывая от человека истинные идеи и цели секты.

2. Познавательно-развлекательная — в основе новое знание (учение), которое может заинтересовать человека, ищущего различные способы личного самосовершенствования и преобразования окружающего мира.

3. Дезинтегрирующая — деятельность сект способствует делению общества на отдельные группы, провоцирует противостояние между группами и социумом.

4. Субкультурологическая — в сектах опираются на интересы узкого круга (группы) людей и создают для них специфические культурные ценности.

5. Ценностно-ориентирующая — в сектах задаются определённые ценностные установки, формируется соответствующая система ценностей, определяются антисоциальные цели. Специальные нормы (обязательные для исполнения адептами) являются важнейшим регулятором общественных отношений и проявляются во взаимодействии и взаимопонимании людей. Любая секта выполняет в социуме несколько вышеуказанных функций, при этом одну из функций для каждой отдельно исследуемой секты можно выделить как приоритетную.

I. Мировоззренческо-идеологическая функция является приоритетной для секты — Теософов.

В 1875 году в Нью-Йорке Е.П. Блаватской была основана синкретическая псевдонаучная псевдорелигиозная секта, получившая название — Теософское общество. Идейную основу секты составило мистическое учение, обосновывавшее возможность постижения посвящёнными таинственной реальности, божественных тайн с помощью мистического опыта. Теософское учение вобрало в себя «всю теорию и практику оккультных, мистических ритуалов, иудейской каббалы, восточных культов и тайных учений — от «астрального путешествия» до дзен-буддизма, включая астрологию, реинкарнацию, карму, гуру, свами, трансцендентальную медитацию, мистическое вегетарианство». Русский философ Н.А. Бердяев справедливо отмечал, что в духовной настроенности теософов «есть ложная возвышенность и ходульность», Блаватская в своей «чудовищной по стилю книге «Тайная доктрина» вульгаризирует древние индусские учения в духе современного натурализма». В целях популяризации теософии и привлечения неофитов Е.П. Блаватская практиковала "чудесные деяния", изобличённые впоследствии как ловкие фокусы. В 1884 году в Англии Общество психологических исследований организовало комиссию для проверки деятельности Теософского общества, в 200 страничном отчёте комиссии сделан однозначный вывод о не научности данного «научного» общества. После смерти Е.П. Блаватской учение секты разрабатывалось Анной Безант, которая объявила некоего Рудольфа Штайнера — новым спасителем человечества (Кришнамурти).

Разработанная А. Безант и Р. Штайнером доктрина является смесью мистики буддизма, оккультизма и неортодоксального христианства.

II. Познавательно-развлекательная функция является приоритетной для секты — Саентологов.

В 1950 году Рон Хаббард издал книгу "Дианетика: современная наука душевного здоровья". В 1954 году им была создана секта, которую он назвал — Церковь Саентологии. Религия сектантов основана на вере в некое Высшее Существо и представляет собой смешение идей буддизма, христианства, ислама, брахманизма и каббалы. Рон Хаббард, восприняв идеи Алистера Кроули (одного из самых известных пропагандистов сатанизма в XX веке), предложил "гуманные" методы духовного и физического уничтожения личности путём дианетической терапии, которая заключается в том, что некий "одитор" выслушивает откровения пациента, используя специальный прибор "Е-метр" и рекомендует ему, в сущности, опасные для здоровья процедуры, приводящие часто к травмированию психики и летальному исходу. Следует отметить, что, как и во многих других сектах, адептам-саентологам запрещено использовать многие медикаменты даже в случае угрозы жизни. Все члены секты обязаны проходить обучение, обучаться и обучать "великой науке", изобретённой Хаббардом. Стоимость обучения столь высока, что многие адепты оказываются в долгах и вынуждены распродавать своё имущество. В странах западной Европы секту обвиняют в практике "промывания мозгов", а также в насильственных методах принуждения к членству в секте. Всех не сектантов саентологи не считают людьми, Хаббард открыто заявлял: «… человек, который не разделяет веры в Верховное Существо, не является человеком в полном смысле этого слова».

 

В секте сохраняется строгая иерархия членов. Высшая степень посвящения — «члены Морской организации — братского религиозного ордена, насчитывающего более чем 5000 членов во многих странах мира». Секта осуществляет активный сбор средств, пытается прикрыть свою антисоциальную деятельность работой организаций, использующих псевдонаучные методики для лечения наркоманов (организация «Нарконон») и реабилитации заключённых (организация «Криминон»). Практически во всех странах, где существуют подразделения секты, государственные органы занимаются расследованием её преступной деятельности. В Австралии специальная комиссия штата Виктория сделала категоричный вывод о том, что применяемые в секте техники и приёмы представляют серьёзную «опасность для общества с медицинской, нравственной и социальной точек зрения».

III. Дезинтегрирующая функция является приоритетной для такой секты, как — Фа-лун-гун.

В 1992 году в Китае (КНР) Ли Хун Чжи была создана секта — Фа-лун-гун или Фалунь Дафа. Учение секты представляет собой попытку соединения идей буддизма и даосизма, а также традиционные для Китая философские учения. Адепты применяют особую дыхательную гимнастику. В 1999 году зафиксированы свыше 500 случаев душевного помешательства, самоубийств, необъяснимых преступлений на бытовой почве с участием адептов секты. Всего после воздействия на психику погибло около 1500 адептов. 22 июля 1999 года секта была запрещена, Госсовет КНР потребовал от чиновников (в том числе высокопоставленных партийных функционеров) покинуть ряды секты, представляющей "угрозу общественной безопасности". На XII-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей было принято постановление по предупреждению и борьбе с религиозными сектами, угрожающими имуществу и жизни граждан, наносящими ущерб экономическому развитию страны. Секте предъявлены обвинения в попытке совершить государственный переворот, "использовании суеверий для обмана людей, совершении развратных действий в отношении женщин и вымогательстве ценностей". Глава секты проживает в США, которые отказываются выдать его китайской стороне. В 1999 году Китай обратился в Интерпол за содействием в его задержании. К 2000 году по официальным данным в секте насчитывалось около 2 миллионов членов, по непроверенным данным в мире насчитывается около 10 миллионов адептов Фа-лун-гун.

IV. Субкультурологическая функция является приоритетной для сект, пропагандирующих Тантризм. В VII в.н.э. как духовный вызов буддизму и индуизму сформировалось учение — Тантризм, корни которого в доарийских культах жителей Индии. Наибольшего развития тантризм получил в восточной Индии и между 700 и 1200 г.г. укоренился в пограничных районах с Афганистаном и Кашмиром. В XII — XVII в.в. учение через адептов секты стало проникать в другие страны, а в XVIII-XX в.в. распространилось по всему миру. Тантризм, в сущности, является прототипом йоги и других магических действий, тесно связан с оккультизмом, включая дьяволизм и чёрную магию. Из принятого в тантризме культа современными сатанистами используются — сексуальные извращённые игрища, магические слова и буквы, магические диаграммы, некрофилические ритуалы и церемониальные проклятия. Основным элементом психологии тантристов является — страх. В секте поклоняются богине зла Кали и богу Шиве, якобы открывшему для неё особые тексты — тантры, рассматриваемые сектантами как источник истинного знания (в отличие от Вед), скрытого от непосвящённых. С VII в.н.э. тантры постоянно обновляются, но наиболее почитаемые были написаны между XII и XVII в.в. Тантризм справедливо называют паниндийским феноменом, учение которого оказало влияние на все универсальные секты.

V. Ценностно-ориентирующая функция является приоритетной для секты — Народный Храм.

Одним из ярких примеров следования тайной доктрине, манипулирования общественным мнением, политическими деятелями и СМИ является псевдохристианская секта — Народный храм. Основал секту в 1957 году в Индианаполисе (США) Джим Джонс, практиковавший ритуалы «массовых исцелений» на собраниях секты, которые были ловким мошенничеством (исцеленными оказывались нанимаемые сектантами здоровые люди). К началу семидесятых секта приобрела множество последователей, на деньги которых лидер секты устраивал бесплатные обеды, открывал приюты для бездомных. Политики и журналисты хвалили Джонса за активное участие его «церкви» в христианско — просветительской деятельности и в программах социальной помощи.

 

 

В 1976 году во время предвыборной президентской кампании видные политические деятели США общались с главой секты в целях улучшения своего рейтинга, а жена кандидата от демократической партии Розалин Картер встречалась с Джонсом на неофициальном обеде. Всё это происходило, несмотря на то, что уже в 1975 году бывшие адепты секты — супружеская пара Миртл, которые были членами «Народного храма» вместе со своими детьми с 1969 года, дали показания под присягой, утверждая, что глава секты призывает своих последователей к массовому самоубийству и осуществляет тотальный контроль над адептами. В 1977 году после разоблачительного материала в журнале «Нью Уэст», глава секты объявил о необходимости переселения в Гайану.

За сотни километров от столицы Гайаны было основано поселение «Джонстаун», порядки в котором напоминали концентрационный лагерь со множеством охранников-надсмотрщиков и заключённых, чей рабочий день начинался в семь утра и заканчивался после двенадцати ночи. Адептов секты наказывали за малейшее непослушание, в избиении и изнасиловании детей участвовал и сам основатель секты. В поселении постоянно проводились репетиции массового самоубийства (так называемые — «Белые ночи»). Информация о зверствах секты, обосновавшейся в Гайане, встревожили общественное мнение США и член Конгресса от округа Сан-Матео, демократ Лео Райан предпринял инспекторскую поездку в «Джонстаун», где был убит охраной главы секты вместе с другими членами комиссии, в число которой входил представитель правительства Гайаны, которое поддерживало морально и материально деятельность секты. После совершения этого преступления Джим Джонс приказал адептам секты совершить акт массового самоубийства. Всего в «Джонстауне» погибло 914 человек, из них 276 детей. Основатель и руководитель секты и его жена тоже покончили с собой (застрелились). Общество США довольно быстро забыло об этой трагедии и до сих пор сатанизм признан там официальной религией, а государственная политика в отношении сект весьма лояльна. Однако, угроза, исходящая от сект, уже давно всерьёз воспринимается в странах Западной Европы, там созданы серьёзные общественные и государственные организации, занимающиеся противодействием социально опасной деятельности сект, реабилитацией пострадавших от сект, в том числе и бывших адептов. Сектантство как социальное явление никогда не прерывало своего существования, более того, — учения большинства древних сект, были восприняты следующими поколениями сектантов, и в несколько иной форме их идеи находят продолжение и в современном сектантстве. Историю развития сектантства в период до XX века можно проследить в основном только на примере универсальных сект, так как сведения о локальных сектах практически не сохранились. Историю развития современного сектантства (период с начала XX века по начало XXI века) тоже следует рассматривать на примере универсальных сект, но не потому, что сведений о локальных сектах не достаточно, а по причине большого количества универсальных и локальных сект, количество которых исчисляется тысячами. Особый интерес представляют псевдонаучные секты, деятельность которых направлена на физическое уничтожение как всего несектантского мира, так и самих адептов. Сектантство всегда было духовной болезнью человеческого общества, но в XX веке и в начале XXI века сектантство превратилось в эпидемию. По данным некоторых исследователей в мире насчитывается около 22 000 различных только протестантских движений, организаций и сект. В XX веке были созданы наряду с многочисленными локальными сектами и наиболее опасные универсальные секты такие как: «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны), «Церковь Объединения» (Муна), «Международное общество сознания Кришны» и многие другие (см. Приложение № 2). Особо следует отметить, что в XX веке активно и открыто (в сравнении с другими периодами развития сектантства) стали действовать многие сатанинские секты. Развитие современного сатанизма характеризуется наивысшей степенью синкретичности учения новых сект и стремлением локальных сект к объединению и созданию универсальных сект.

Современные универсальные и локальные секты, различаясь по количественному составу, главным образом основывают свои учения на антисоциальной идеологии, представляемой непосвящённым в виде синкретических идей и взглядов, заимствованных из уже известных религиозных или светских социальных идеологий или развивают в разных видах асоциальные религиозные или светские идеологии (в частности, асоциальную религию — сатанизм).

 

 

Доказывая социальную (позитивную) значимость деятельности некоторых сект (например, возникших в Европе в период Реформации), исследователи (в частности, С. Франк и Г. Арнольд) делают не совсем верные выводы, приписывая сектам функции генераторов прогрессивных идей, способствовавших формированию нового общественно-экономического строя — капитализма и как следствие повлиявших на стремительное развитие науки и искусства. На самом деле кризис Католицизма привёл к появлению религиозных организаций переходного типа, основывающих свою деятельность на идеях, близких по духу большей части общества, и действительно способствовавших на определённом этапе общественного развития социальному прогрессу. Однако эти организации, в последующем получившие статус государственных (традиционных, пользующихся официальной поддержкой светской власти) не являются и не являлись сектами. В частности, нельзя назвать Евангелистов-лютеран сектой, несмотря на то, что эта религиозная организация переходного типа появилась в процессе отделения части верующих от Католической церкви. В то же время, следует отметить, что деятельность организаций переходного типа в условиях одного общества (государства), исторического периода может быть социальной (позитивной), а в условиях другого асоциально-негативной. Например, для России учение Евангелистов-лютеран не является традиционным, также как и католицизм, и поэтому в специфических условиях деятельность этой организации переходного типа может повлечь антисоциальные последствия, точно также как и деятельность традиционных для России, но нетрадиционных для других стран религиозных организаций, может расцениваться в некоторых случаях в условиях иного общества как социально опасная. Развитие сектантства в разных общественных системах имеет свою специфику, которой не лишён, в частности, процесс эволюции сектантства в России.

Часть II.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 922; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.103 (0.013 с.)