Социально-философская характеристика сектантства 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-философская характеристика сектантства



А. В. ТОНКОНОГОВ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СЕКТАЛОГИЯ

 

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

научно-исследовательский институт

уголовно-исполнительной системы

 

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СЕКТАЛОГИЯ

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

МОСКВА — 2004

 

Научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

Рецензенты:

 

Поздняков А.И. — доктор философских наук, профессор.

Филимонов О.В. — доктор юридических наук, профессор.

Тонконогов А.В. Пенитенциарная секталогия. Учебно-практическое пособие. Москва, НИИ УИС Минюста России, 2004 — 121 с.

 

В учебно-практическом пособии рассмотрены — причины возникновения, условия развития и сущность феномена сектантства в его исторической эволюции; предложены меры социального и правового характера по профилактике социально опасных форм сектантства в современном обществе в целом и в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы в частности; на основании проведённых исследований выявлена специфика и доказана возможность развития данного феномена в пенитенциарной системе.

Впервые в пенитенциарной литературе раскрыты понятия — «секта», «сектантство»; дана характеристика и классификация религиозного, псевдорелигиозного, светского сектантства и различного рода сект.

Пособие предназначено — для студентов, адъюнктов, преподавателей гуманитарных и юридических факультетов пенитенциарных образовательных учреждений, а также использования в служебной деятельности сотрудниками уголовно-исполнительной системы.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Часть I. Социально-философская характеристика сектантства

1.1. Понятие, признаки и классификация сектантства

1.2. Сектантство как форма социально опасной деятельности личности в обществе

1.3. Социальная роль сектантства в обществе

Часть II. Сектантство в современной России

2.1. Эволюция сектантства в России

2.2. Профилактика сектантства в России

Заключение

 

«Введение»

Система исполнения уголовных наказаний как один из институтов государства имеет свою специфику. Главной задачей уголовно-исполнительной системы является обеспечение в соответствии с международными правовыми актами, законодательством Российской Федерации отбывания наказания лицами, содержащимися в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, а также создание условий способствующих реализации общечеловеческих прав осуждённых, в том числе права на свободу совести и свободу вероисповедания. При этом соблюдается принцип: не должны ущемляться права, как верующих, так и лиц, не исповедующих никакой религии. Реализация общечеловеческих прав осуждёнными должна происходить при безусловном соблюдении мер безопасности, исключающих возможность возникновения нештатной ситуации и дестабилизации обстановки в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Одним из дестабилизирующих факторов в мировом социуме и российском обществе являются — секты, адепты которых всё чаще совершают преступления и отбывают наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы; также адептами различных религиозных, псевдорелигиозных, светских сект всё чаще, к сожалению, становятся и сотрудники уголовно-исполнительной системы. Деятельность адептов, направленная на создание внутри учреждений сектантских групп на данный момент носит латентный характер. Но как свидетельствует международная практика — секты открыто выступают, активизируя свою антисоциальную деятельность, в соответствии со своей тайной доктриной в сроки, которые известны только узкому кругу, так называемых, «посвящённых» (в основном руководителям секты). Предупреждение создания сект в среде осуждённых, а также в среде сотрудников уголовно-исполнительной системы, профилактика преступлений, совершаемых адептами сект, является необходимым условием поддержания стабильности в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.

Отрицать факт существования сект (наиболее опасная форма — тоталитарные секты) как реальной антисоциальной силы и их влияния на все сферы деятельности в мировом сообществе может лишь тот, кто отказывается думать, и поэтому (сам того не осознавая) попадает в число потенциальных жертв какого-либо объединения или группы, которые чаще всего скрывают от непосвящённых свои истинные цели и тайны вероучения и являются — религиозными, псевдорелигиозными и светскими сектами.

Секты объединяют лиц, признающих только своё учение и резко отрицающих любое инакомыслие; во главе секты всегда — либо харизматический лидер, либо некий совет («отцов», «пророков», «посвящённых»), которые почитаются как «дети бога», его «посланники» или просто как «боги», чей глас — есть закон. Сектанты отвергают морально-этические нормы общества, отрицательно относятся к институту государства как гаранту соблюдения прав и свобод личности, рядовые адепты ведут аскетический образ жизни, исполняя трудовые и материальные повинности. Считая себя избранными, сектанты стараются оградить себя и близких от окружающего мира (самые радикальные основывают поселения в безлюдных местах). Во всех сектах осуществляется контроль (в тоталитарных сектах — полный контроль) над личностью, применяются методы психологического давления и принуждения. Главный же признак, объединяющий все секты, — это стремление духовно уничтожить человека как саморазвивающееся существо, лишить любых индивидуальных черт, и в конечном итоге (характерно в основном для тоталитарных сект) довести до состояния невменяемости и физической смерти через коллективное самоубийство, жертвоприношение или гибель во имя веры на тяжёлых работах, во время участия в террористических актах или войнах. Превратить человека в скотоподобное, бездуховное, безумное существо, разрушить мировой порядок и создать хаос беззакония — вот истинная цель, к достижению которой тайно или явно стремятся руководители сект, увлекая за собой адептов, и попутно приобретая различные материальные блага за их счёт.

 

 

История возникновения и развития сектантства не исчисляется годами, десятилетиями и даже веками, хотя многие исследователи связывают этот феномен с появлением мировых религий: таких как иудаизм, буддизм, ислам и, прежде всего, — христианства. Правильнее же будет говорить в этом случае о разных видах сект, например, — христианского, исламского толка. Сектантство как социальный феномен существует с момента появления первого религиозного учения, светской идеологии, как их агрессивный антисоциальный антипод.

Можно назвать три основных признака сект, отличающих их от иных организаций:

1. применение к неофитам и адептам агрессивных методов манипулирования (контроль и деформация сознания);

2. наличие тайной доктрины (двойственность учения — официальное и для избранных),

3. наличие высшего круга посвящённых (манипуляторов) — хранителей тайного знания (учения), причиняющих вред рядовым адептам.

Исследуя вопрос возникновения сект, можно сделать вывод о том, что их появление, видимо, связано с развитием представлений человека о мире и разделении культа (изначально только религиозного, а затем и светского) на культ поклонения злу (в дальнейшем — ваалу, сатане, иблису) и культ поклонения добру (Саваофу, Христу, Аллаху).

Культ поклонения добру, скорее всего, был воспринят людьми по-разному, поэтому первоначально созданное учение не могло не найти критиков, которые предложили свою интерпретацию учения о добре и пути к совершенству, извратив первичные понятия в угоду своим интересам. Принятое большинством учение о добре, следование которому не ущемляло права личности и помогало создавать духовные и материальные блага, было основой развития государственности, переросло в ту или иную мировую религию или светскую идеологию.

Учения, культивируемые лицами, не желающими участвовать в позитивных процессах мировой истории, которые противопоставили себя обществу и приняли за благо — деградацию, стали идейной основой сектантства, которое, в сущности, является негативной формой духовного развития общества. Следует отметить, что антисоциальные учения также могут использоваться в качестве идеологической базы при создании государств, но государств тоталитарных.

На данный момент можно констатировать, что научно-технический прогресс намного опередил наше духовно-нравственное развитие, и этот дисбаланс может привести к трагическим последствиям. Знания, накопленные человечеством универсальны, их используют (как и много веков назад) и те, кто желает мира, и те, кому нужна война. В современном социуме при наличии существующего потенциала вооружений потребуется немного усилий для уничтожения всего человечества. Представьте себе, что в цепи тех чиновников и военных, которые вправе отдать приказ о ядерной атаке, все являются членами секты сатанистов — матери всех сект (главные мечты сатанистов о торжестве зла и царстве хаоса совпадают с тайными целями любой секты, создавшей своё асоциальное учение, или извратившей идеи традиционного социального учения). Секты сатанистов — пропагандируют явный культ зла, возникший одновременно с культом добра. Преследуя цель — уничтожить Божий мир и утвердить власть сатаны, адепты сект (в данном случае имеются в виду сатанисты) не упустят возможность развязать мировую бойню. К, сожалению, это жестокая реальность.

В США сатанизм — официально признанная религия, распространяющая своё влияние на все сферы общественной жизни, имеющая даже своих капелланов в вооружённых силах. Многие из приверженцев сатанизма служат в ВВС и ВМФ армии США, имеют доступ к ядерному вооружению. Окормлению сатанистами подвергаются и заключённые в американских тюрьмах.

В России также как и во всём мире появляется всё больше сект. Секты отечественного происхождения в основном — неоязыческие. Из-за рубежа под видом «благотворительных организаций», «фондов» и других объединений проникают различные асоциальные псевдорелигиозные и светские секты. Их интерес к органам исполнительной, законодательной и судебной власти очевиден. Многие высшие должностные лица оказывают сектам покровительство.

 

Адепты сект, оказавшись в местах лишения свободы, пропагандируют свои учения, в некоторых случаях пытаются создавать группы последователей на первый взгляд благопристойных идей. Только по глупости или злому умыслу можно утверждать, что говорить об опасности сект несерьёзно, ибо уже сейчас некоторые сотрудники правоохранительных органов вступают в сомнительные и даже запрещённые организации. Также уже имеются факты гибели государственных служащих, являвшихся членами тоталитарных сект или сталкивавшихся с их деятельностью.

Современное общество не может игнорировать факт угрозы, исходящей от сект. Для осуществления мер по предупреждению, пресечению, раскрытию и профилактике преступлений, совершаемых адептами сект, а также преступлений, связанных с их деятельностью, необходимо вполне определённо в законодательных актах выделить такие понятия, как — «секта», «ритуальное убийство», «сатанизм», «контроль и деформация сознания». Необходим Федеральный закон о противодействии развитию любых видов экстремизма, должен быть создан антисектантский комитет или комиссия при Президенте России — всё это позволит вести эффективную борьбу с социально опасным явлением — религиозными, псевдорелигиозными и секулярными сектами.

Распространению сект в немалой степени способствует тот факт, что сектантство как социальный, а точнее антисоциальный феномен является малоизученным, несмотря на то, что существует научная дисциплина «Сектоведение», которую преподают в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте (Русской Православной Церкви).

Всёвозрастающее количество преступлений, связанных с деятельностью сект, их негативное влияние на социальные процессы в России и во всём мире требуют от общества более серьёзного отношения к феномену сектантства. Необходимо провести всестороннее исследование данного явления как в обществе в целом, так и в уголовно-исполнительной системе в частности. Эту задачу может выполнить светская научная дисциплина — «Секталогия», а в её рамках — «Пенитенциарная секталогия», изучающая специфику развития сектантства в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. В основе Пенитенциарной секталогии будут исследования феномена сектантства в среде осуждённых, лиц, содержащихся в следственных изоляторах, а также в среде сотрудников уголовно-исполнительной системы.

«Пенитенциарная секталогия» сочетает в себе элементы нескольких областей знания и является частью — социологии, социологии религии, философии, религиоведения, истории, истории религии, психологии, уголовного и уголовно-исполнительного права. Пенитенциарный сектолог изучает сектантство как социальный феномен, доступный наблюдению; эмпирическим методом исследования социального поведения личности (социальных групп и объединений) он выясняет: как создаются секты, при каких условиях они сохраняются и прекращают своё существование, каковы методы профилактики их деятельности, на чём основана антисоциальная направленность сект, в чём причины совершения адептами ритуальных и иных преступлений.

«Пенитенциарная секталогия» — единственная наука, которая изучает феномен сектантства в одном из его аспектов: в условиях уголовно-исполнительной системы. Сектантство — явление многогранное, сложное, интегрированное в различные сферы общественной жизни, это и определяет необходимость разных подходов, методов его исследования. Основное направление исследования пенитенциарной секталогии — взаимодействие религиозных, псевдорелигиозных, светских сект и общества (уголовно-исполнительной системы); влияние сект на социальное поведение сотрудников уголовно-исполнительной системы и лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

«Пенитенциарная секталогия» — эмпирическая наука, которая основывает свои выводы на конкретных фактах (моментах социальной действительности). Предметом «Пенитенциарной секталогии» является доступное наблюдению поведение индивидуумов — их деятельность (действия, отказ от действий), среда обитания (уголовно-исполнительная система).

В области методологии исследования «Пенитенциарная секталогия» использует применяемые социологией в изучении социальных процессов и феноменов методы, к которым относятся: статистический анализ, наблюдение, эксперимент, анализ письменных источников и исторических документов.

 

 

На современном этапе исследований «Пенитенциарной секталогии» основное место занимают вопросы профилактики антисоциальной (криминальной) деятельности религиозных, псевдорелигиозных и секулярных сект в уголовно-исполнительной системе.

Часть I.

Часть II.

Заключение

 

Развитие феномена сектантства в мировом социуме во многих случаях представляет собой реальную угрозу как национальной безопасности отдельных стран (в том числе и России), так и стабильности во всём мире. Для своевременной профилактики социально опасных форм сектантства требуется разработка эффективных средств и методов социального и правового характера по нейтрализации религиозных, псевдорелигиозных, светских сект, необходимо изучение основных причин появления и активного развития сектантства в условиях процесса глобализации в экономике и политике. Сектантство как социальный феномен не является чем-то принципиально новым, присущим только современной цивилизации, также его нельзя рассматривать исключительно в виде религиозного сектантства (как это делают некоторые исследователи), а, исследуя лишь религиозное сектантство, обращают внимание на один предмет исследования — христианские и псевдохристианские секты. Сектантство до сих пор остаётся малоизученным явлением, несмотря на возрастающее влияние этого феномена на все сферы общественной жизни.

Сектантство — это один из негативных типов духовно-нравственного развития общества, одно из проявлений деструктивной девиации и делинквентности, результат деструктивного духовного развития отдельной личности, социальных групп и общества в целом.

Распространение сект в современной России связано с кризисом в духовной жизни общества, вакуумом в идеологии и отсутствием общегосударственной национальной политики. Люди пытаются найти в сектах защиту от всего негативного, что их окружает в повседневной жизни, сохранить ту соборность, которая исторически присуща менталитету народов России, и которая утрачивается в период реформ. Развитие сект в России вступило в новый период своего развития: они не стремятся расширить круг своих членов, а занимаются укреплением своей социальной ниши: скупают недвижимость, обзаводятся политическим лобби, своими журналистами, экспертами, юристами. Делают всё, чтобы заявить о себе как непреходящем факторе в Российской действительности, и, закрепившись на данном плацдарме, сделать новый рывок по наращиванию количества адептов. Всё больше сект используют для легализации в социуме беспроигрышный фактор — активно выступают за борьбу против наркотиков, предлагая свои оригинальные методы лечения и антинаркотические программы, как, например, саентологи и мунисты. К сожалению, многие государственные деятели не видят опасности в распространении сектантства даже в его наиболее опасных формах — в деструктивно-девиантной и делинквентной деятельности. Противостоят сектантству сегодня либо представители традиционных для России конфессий, либо разрозненные активисты и родители детей (дети родителей), попавших в секты. Консультациями по выводу из сект занимаются буквально единицы, а реабилитацией людей, сумевших избавиться от сектантской зависимости, практически не занимается никто. Отсутствие чётких критериев преступлений сектантского типа не позволяет создать эффективную систему профилактики по предупреждению преступной деятельности сект, в частности, в среде осуждённых к лишению свободы, которые могут использовать традиции сектантства, методы и средства, применяемые сектами, в целях дестабилизации обстановки в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Предотвратить активную социально опасную деятельность сект в современном Российском обществе возможно только сообща, используя весь ресурс правоохранительных органов, различных государственных и общественных структур. Необходимо выработать единую систему мер по профилактике социально опасных форм сектантства, выявления, предупреждения, пресечения преступлений, совершаемых адептами сект, в том числе, в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В рамках отдельных дисциплин, в частности, социологии, социологии религии, религиоведения, психологии исследование практических и теоретических проблем сектантства не может избежать узкопредметности и необъективности. Необходимо целостное, многостороннее исследование данного сложного феномена в рамках светской научной дисциплины «Секталогии» («Пенитенциарной секталогии). Эта научная дисциплина продолжит разработку социально-философской концепции сектантства, в том числе в его наиболее опасных формах проявления как криминологического и дестабилизирующего фактора в развитии Российского социума.

 

 

Религиозный терроризм, криминальность с религиозной мотивацией должны пресекаться законом так же, как и любое преступление. Именно государство должно защищать людей, особенно детей, от экономической, идеологической, сексуальной эксплуатации, от подавления их прав со стороны подобных организаций. Искоренение социально опасных форм сектантства на данном этапе развития мирового социума практически невозможно, однако принятие срочных мер по профилактике криминального проявления сектантства, как в России, так и во всём мире жизненно необходимо. Противостояние сектантству призвано обеспечить соблюдение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод личности, укрепление государственной безопасности. Необходимо выработать комплекс теоретических и практических проблем совершенствования законодательства Российской Федерации, формы взаимодействия субъектов правоохранительной деятельности между собой и другими государственными организациями в вопросах предупреждения и пресечения криминальной деятельности сект. Сектантству можно и нужно противостоять, и это требование должно быть учтено при формировании системы национальной безопасности России.

А. В. ТОНКОНОГОВ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СЕКТАЛОГИЯ

 

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

научно-исследовательский институт

уголовно-исполнительной системы

 

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СЕКТАЛОГИЯ

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

МОСКВА — 2004

 

Научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

Рецензенты:

 

Поздняков А.И. — доктор философских наук, профессор.

Филимонов О.В. — доктор юридических наук, профессор.

Тонконогов А.В. Пенитенциарная секталогия. Учебно-практическое пособие. Москва, НИИ УИС Минюста России, 2004 — 121 с.

 

В учебно-практическом пособии рассмотрены — причины возникновения, условия развития и сущность феномена сектантства в его исторической эволюции; предложены меры социального и правового характера по профилактике социально опасных форм сектантства в современном обществе в целом и в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы в частности; на основании проведённых исследований выявлена специфика и доказана возможность развития данного феномена в пенитенциарной системе.

Впервые в пенитенциарной литературе раскрыты понятия — «секта», «сектантство»; дана характеристика и классификация религиозного, псевдорелигиозного, светского сектантства и различного рода сект.

Пособие предназначено — для студентов, адъюнктов, преподавателей гуманитарных и юридических факультетов пенитенциарных образовательных учреждений, а также использования в служебной деятельности сотрудниками уголовно-исполнительной системы.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Часть I. Социально-философская характеристика сектантства

1.1. Понятие, признаки и классификация сектантства

1.2. Сектантство как форма социально опасной деятельности личности в обществе

1.3. Социальная роль сектантства в обществе

Часть II. Сектантство в современной России

2.1. Эволюция сектантства в России

2.2. Профилактика сектантства в России

Заключение

 

«Введение»

Система исполнения уголовных наказаний как один из институтов государства имеет свою специфику. Главной задачей уголовно-исполнительной системы является обеспечение в соответствии с международными правовыми актами, законодательством Российской Федерации отбывания наказания лицами, содержащимися в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, а также создание условий способствующих реализации общечеловеческих прав осуждённых, в том числе права на свободу совести и свободу вероисповедания. При этом соблюдается принцип: не должны ущемляться права, как верующих, так и лиц, не исповедующих никакой религии. Реализация общечеловеческих прав осуждёнными должна происходить при безусловном соблюдении мер безопасности, исключающих возможность возникновения нештатной ситуации и дестабилизации обстановки в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Одним из дестабилизирующих факторов в мировом социуме и российском обществе являются — секты, адепты которых всё чаще совершают преступления и отбывают наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы; также адептами различных религиозных, псевдорелигиозных, светских сект всё чаще, к сожалению, становятся и сотрудники уголовно-исполнительной системы. Деятельность адептов, направленная на создание внутри учреждений сектантских групп на данный момент носит латентный характер. Но как свидетельствует международная практика — секты открыто выступают, активизируя свою антисоциальную деятельность, в соответствии со своей тайной доктриной в сроки, которые известны только узкому кругу, так называемых, «посвящённых» (в основном руководителям секты). Предупреждение создания сект в среде осуждённых, а также в среде сотрудников уголовно-исполнительной системы, профилактика преступлений, совершаемых адептами сект, является необходимым условием поддержания стабильности в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.

Отрицать факт существования сект (наиболее опасная форма — тоталитарные секты) как реальной антисоциальной силы и их влияния на все сферы деятельности в мировом сообществе может лишь тот, кто отказывается думать, и поэтому (сам того не осознавая) попадает в число потенциальных жертв какого-либо объединения или группы, которые чаще всего скрывают от непосвящённых свои истинные цели и тайны вероучения и являются — религиозными, псевдорелигиозными и светскими сектами.

Секты объединяют лиц, признающих только своё учение и резко отрицающих любое инакомыслие; во главе секты всегда — либо харизматический лидер, либо некий совет («отцов», «пророков», «посвящённых»), которые почитаются как «дети бога», его «посланники» или просто как «боги», чей глас — есть закон. Сектанты отвергают морально-этические нормы общества, отрицательно относятся к институту государства как гаранту соблюдения прав и свобод личности, рядовые адепты ведут аскетический образ жизни, исполняя трудовые и материальные повинности. Считая себя избранными, сектанты стараются оградить себя и близких от окружающего мира (самые радикальные основывают поселения в безлюдных местах). Во всех сектах осуществляется контроль (в тоталитарных сектах — полный контроль) над личностью, применяются методы психологического давления и принуждения. Главный же признак, объединяющий все секты, — это стремление духовно уничтожить человека как саморазвивающееся существо, лишить любых индивидуальных черт, и в конечном итоге (характерно в основном для тоталитарных сект) довести до состояния невменяемости и физической смерти через коллективное самоубийство, жертвоприношение или гибель во имя веры на тяжёлых работах, во время участия в террористических актах или войнах. Превратить человека в скотоподобное, бездуховное, безумное существо, разрушить мировой порядок и создать хаос беззакония — вот истинная цель, к достижению которой тайно или явно стремятся руководители сект, увлекая за собой адептов, и попутно приобретая различные материальные блага за их счёт.

 

 

История возникновения и развития сектантства не исчисляется годами, десятилетиями и даже веками, хотя многие исследователи связывают этот феномен с появлением мировых религий: таких как иудаизм, буддизм, ислам и, прежде всего, — христианства. Правильнее же будет говорить в этом случае о разных видах сект, например, — христианского, исламского толка. Сектантство как социальный феномен существует с момента появления первого религиозного учения, светской идеологии, как их агрессивный антисоциальный антипод.

Можно назвать три основных признака сект, отличающих их от иных организаций:

1. применение к неофитам и адептам агрессивных методов манипулирования (контроль и деформация сознания);

2. наличие тайной доктрины (двойственность учения — официальное и для избранных),

3. наличие высшего круга посвящённых (манипуляторов) — хранителей тайного знания (учения), причиняющих вред рядовым адептам.

Исследуя вопрос возникновения сект, можно сделать вывод о том, что их появление, видимо, связано с развитием представлений человека о мире и разделении культа (изначально только религиозного, а затем и светского) на культ поклонения злу (в дальнейшем — ваалу, сатане, иблису) и культ поклонения добру (Саваофу, Христу, Аллаху).

Культ поклонения добру, скорее всего, был воспринят людьми по-разному, поэтому первоначально созданное учение не могло не найти критиков, которые предложили свою интерпретацию учения о добре и пути к совершенству, извратив первичные понятия в угоду своим интересам. Принятое большинством учение о добре, следование которому не ущемляло права личности и помогало создавать духовные и материальные блага, было основой развития государственности, переросло в ту или иную мировую религию или светскую идеологию.

Учения, культивируемые лицами, не желающими участвовать в позитивных процессах мировой истории, которые противопоставили себя обществу и приняли за благо — деградацию, стали идейной основой сектантства, которое, в сущности, является негативной формой духовного развития общества. Следует отметить, что антисоциальные учения также могут использоваться в качестве идеологической базы при создании государств, но государств тоталитарных.

На данный момент можно констатировать, что научно-технический прогресс намного опередил наше духовно-нравственное развитие, и этот дисбаланс может привести к трагическим последствиям. Знания, накопленные человечеством универсальны, их используют (как и много веков назад) и те, кто желает мира, и те, кому нужна война. В современном социуме при наличии существующего потенциала вооружений потребуется немного усилий для уничтожения всего человечества. Представьте себе, что в цепи тех чиновников и военных, которые вправе отдать приказ о ядерной атаке, все являются членами секты сатанистов — матери всех сект (главные мечты сатанистов о торжестве зла и царстве хаоса совпадают с тайными целями любой секты, создавшей своё асоциальное учение, или извратившей идеи традиционного социального учения). Секты сатанистов — пропагандируют явный культ зла, возникший одновременно с культом добра. Преследуя цель — уничтожить Божий мир и утвердить власть сатаны, адепты сект (в данном случае имеются в виду сатанисты) не упустят возможность развязать мировую бойню. К, сожалению, это жестокая реальность.

В США сатанизм — официально признанная религия, распространяющая своё влияние на все сферы общественной жизни, имеющая даже своих капелланов в вооружённых силах. Многие из приверженцев сатанизма служат в ВВС и ВМФ армии США, имеют доступ к ядерному вооружению. Окормлению сатанистами подвергаются и заключённые в американских тюрьмах.

В России также как и во всём мире появляется всё больше сект. Секты отечественного происхождения в основном — неоязыческие. Из-за рубежа под видом «благотворительных организаций», «фондов» и других объединений проникают различные асоциальные псевдорелигиозные и светские секты. Их интерес к органам исполнительной, законодательной и судебной власти очевиден. Многие высшие должностные лица оказывают сектам покровительство.

 

Адепты сект, оказавшись в местах лишения свободы, пропагандируют свои учения, в некоторых случаях пытаются создавать группы последователей на первый взгляд благопристойных идей. Только по глупости или злому умыслу можно утверждать, что говорить об опасности сект несерьёзно, ибо уже сейчас некоторые сотрудники правоохранительных органов вступают в сомнительные и даже запрещённые организации. Также уже имеются факты гибели государственных служащих, являвшихся членами тоталитарных сект или сталкивавшихся с их деятельностью.

Современное общество не может игнорировать факт угрозы, исходящей от сект. Для осуществления мер по предупреждению, пресечению, раскрытию и профилактике преступлений, совершаемых адептами сект, а также преступлений, связанных с их деятельностью, необходимо вполне определённо в законодательных актах выделить такие понятия, как — «секта», «ритуальное убийство», «сатанизм», «контроль и деформация сознания». Необходим Федеральный закон о противодействии развитию любых видов экстремизма, должен быть создан антисектантский комитет или комиссия при Президенте России — всё это позволит вести эффективную борьбу с социально опасным явлением — религиозными, псевдорелигиозными и секулярными сектами.

Распространению сект в немалой степени способствует тот факт, что сектантство как социальный, а точнее антисоциальный феномен является малоизученным, несмотря на то, что существует научная дисциплина «Сектоведение», которую преподают в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте (Русской Православной Церкви).

Всёвозрастающее количество преступлений, связанных с деятельностью сект, их негативное влияние на социальные процессы в России и во всём мире требуют от общества более серьёзного отношения к феномену сектантства. Необходимо провести всестороннее исследование данного явления как в обществе в целом, так и в уголовно-исполнительной системе в частности. Эту задачу может выполнить светская научная дисциплина — «Секталогия», а в её рамках — «Пенитенциарная секталогия», изучающая специфику развития сектантства в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. В основе Пенитенциарной секталогии будут исследования феномена сектантства в среде осуждённых, лиц, содержащихся в следственных изоляторах, а также в среде сотрудников уголовно-исполнительной системы.

«Пенитенциарная секталогия» сочетает в себе элементы нескольких областей знания и является частью — социологии, социологии религии, философии, религиоведения, истории, истории религии, психологии, уголовного и уголовно-исполнительного права. Пенитенциарный сектолог изучает сектантство как социальный феномен, доступный наблюдению; эмпирическим методом исследования социального поведения личности (социальных групп и объединений) он выясняет: как создаются секты, при каких условиях они сохраняются и прекращают своё существование, каковы методы профилактики их деятельности, на чём основана антисоциальная направленность сект, в чём причины совершения адептами ритуальных и иных преступлений.

«Пенитенциарная секталогия» — единственная наука, которая изучает феномен сектантства в одном из его аспектов: в условиях уголовно-исполнительной системы. Сектантство — явление многогранное, сложное, интегрированное в различные сферы общественной жизни, это и определяет необходимость разных подходов, методов его исследования. Основное направление исследования пенитенциарной секталогии — взаимодействие религиозных, псевдорелигиозных, светских сект и общества (уголовно-исполнительной системы); влияние сект на социальное поведение сотрудников уголовно-исполнительной системы и лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

«Пенитенциарная секталогия» — эмпирическая наука, которая основывает свои выводы на конкретных фактах (моментах социальной действительности). Предметом «Пенитенциарной секталогии» является доступное наблюдению поведение индивидуумов — их деятельность (действия, отказ от действий), среда обитания (уголовно-исполнительная система).

В области методологии исследования «Пенитенциарная секталогия» использует применяемые социологией в изучении социальных процессов и феноменов методы, к которым относятся: статистический анализ, наблюдение, эксперимент, анализ письменных источников и исторических документов.

 

 

На современном этапе исследований «Пенитенциарной секталогии» основное место занимают вопросы профилактики антисоциальной (криминальной) деятельности религиозных, псевдорелигиозных и секулярных сект в уголовно-исполнительной системе.

Часть I.

Социально-философская характеристика сектантства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.004 с.)