Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактика сектантства в России

Поиск

 

За свою многотысячелетнюю историю человечество прошло в сфере социально-правового регулирования общественных отношений, а именно регулирования отношений между государством и различными религиозными и общественными организациями (объединениями, группами) путь от тотального контроля за ними, до утверждения принципа разумного (до определённых пределов) невмешательства в процесс их появления и развития, тем самым гарантируя каждому человеку соблюдение права на свободу совести и свободу вероисповедания. Основными этапами развития государственно — конфессиональных отношений можно считать четыре периода:

- до I века нашей эры — идеологическое многообразие, при практически полном слиянии светской власти с религиозными институтами, или их активном и значительном совместном воздействии на все процессы, происходящие в обществе;

- начиная с I в.н.э. до второй половины XIX века — пресечение любого инакомыслия, которое могло бы составить конкуренцию господствующей религиозной или светской идеологии (чаще всего государственной, чей статус был закреплён законодательно);

- в течении XX века — произошёл переход от моно-идеологизированной к поли-идеологизированной системе;

- в настоящее время — в большинстве стран мира отмечается законодательное утверждение идеологического многообразия. Первые два периода характеризуются жестокими репрессиями, которым подвергались представители религиозных и светских организаций, не разделяющих господствующие в обществе идеи, или открыто противопоставлявших себя обществу и государству, в том числе представители науки и искусства. В 1951 году британский парламент последним из цивилизованных государств отменил принятые в минувшие века законы против колдовства. Таким образом, 500-летняя история гонений на ведьм закончилась, чем умело, и безнаказанно воспользовались сектанты всех мастей для активной антисоциальной, а зачастую и преступной деятельности.

В результате Европейский парламент в своих резолюциях и решениях вынужден был признать, что секты и «сектоподобные союзы» превратились в постоянно расширяющийся феномен, «который в различных формах можно наблюдать по всему миру» (п. С. Решение Европейского парламента от 12 февраля 1996 года). Постановление Европарламента «О сектах в Европе» указывает, что в сектах «нарушают права человека и совершают преступные деяния, как то: жестокое обращение с людьми, сексуальные домогательства, подстрекательство к насилию... торговля оружием и наркотиками, незаконная врачебная деятельность» и другие. В целях усиления контроля за соблюдением прав человека в сектах Постановление Европарламента «О сектах в Европе» содержит рекомендации государствам-членам, в числе которых:

 

1. судам и правоохранительным органам действенно использовать существующие «на национальном уровне правовые акты и инструменты», «для того, чтобы противостоять нарушениям основных прав, ответственность за которые несут секты»;

2. «усилить взаимный обмен информацией… о феномене сектантства»;

3. государства-члены должны проверить, «являются ли действующие их налоговые, уголовные и судебно-процессуальные законы достаточными, чтобы предотвратить возможность совершения такими группами противоправных действий»;

4. предотвращать «возможность получения сектами государственной регистрации»;

5. выявлять и использовать «лучшие методы по ограничению нежелательной деятельности сект».

Реализуя данные рекомендации, во Франции, где с начала 80-х годов исследовали проблемы распространения сектантства, была создана Межминистерская миссия по борьбе с сектами при премьер-министре Франции. Гибель во Франции «16 человек, среди которых были 3 ребёнка, 23 декабря 1995 года…в Веркоре» в результате деятельности одной из сект, заставили французских законодателей принять меры к ограничению свободы «исповедовать религию или убеждения…для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц» — как это и рекомендуется в Международном пакте о гражданских и политических правах (статья 18), и принять в 2001 году антисектантский закон. В МВД Франции существует специальное полицейское подразделение по выявлению и пресечению преступлений, совершаемых в связи с деятельностью сект. Даже в США, славящейся своей терпимостью по отношению к любым сектам (в том числе сатанистам), в Национальном управлении юстиции создан отдел по культово-ритуальным преступлениям, а разработанное этим отделом пособие «Контроль преступлений на культово-ритуальной почве: Законодательная основа для расследования, анализа и предотвращения» используется в качестве учебника Национальной ассоциацией инспекторов полиции США. В России с конца 80-х годов провозглашённое идеологическое многообразие привело к сектантской вакханалии, при которой секты, запрещённые во многих странах мира, получили государственную регистрацию и беспрепятственно осуществляют свою деятельность. Некоторые исследователи взялись утверждать, что использование понятий «секта» и «сектанты» некорректно, хотя в законодательстве России не существует этих понятий, отражающих их негативный смысл. При этом публицистов, осмеливающихся писать на тему сектантской экспансии в России, стали прямо и недвусмысленно предупреждать о негативных последствиях отрицательного отзыва о деятельности сект. Причём подобные угрозы звучат на фоне продолжающегося роста преступлений, совершаемых адептами сект (в особенности ритуальных преступлений), желания сект влиять на социально-политическую жизнь и экономику России, вербуя новых членов в государственных органах и общественных организациях, что может повлечь за собой дестабилизацию общественной жизни, обострение обстановки в стране. Данная ситуация требует скорейшего чёткого правового регулирования отношений государства с религиозными, псевдорелигиозными и светскими сектами. Начало этому процессу положено Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 года), а также постановлением Правительства России, утвердившим целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». Однако, проблема правовой регламентации деятельности асоциальных сект остаётся в должной мере нерешённой. Ретроспективный анализ истории противодействия российского государства сектантству показывает, что в России издревле преступления в религиозной сфере (в частности, против церкви) считались самыми тяжкими, виновных почти во всех случаях предавали смертной казни (сожжению): так было уже при Иване III, при Иване Грозном, и в эпоху Петра Великого. В последующем власть также жёстко боролась с преступлениями против веры, которые посягали не только на государственную религию и выражались в виде богохульства, ереси и святотатства, но и посягали на права и здоровье граждан. При совершении ряда преступлений против веры и религии в сектах прямо причиняли вред здоровью и самих адептов, как, например, при «оскоплении» в секте скопцов (за это преступление с 1822 по 1833 годы было осуждено и сослано в Сибирь — 375 человек).

 

 

В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 года — 6 глава так и называлась «О тайных обществах и запрещённых сходбищах». В соответствии со статьёй 351 в самостоятельную норму выделялась ответственность лиц за предоставление места для собрания «зловредных обществ»; имущество тайных обществ согласно статьи 352 подлежало конфискации или уничтожению. В конце XIX века в России в сфере правоохранительной теории и практики сложилось понятие «ритуальное преступление»: в 1844 году чиновником по особым поручениям МВД В.И. Далем (автором «Толкового словаря русского языка») было подготовлено и издано «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении их крови» (было зарегистрировано 13224 таких факта), в котором он отмечал, что «изуверский обряд этот не только не принадлежит всем вообще евреям, но даже, без всякого сомнения, весьма немногим известен. Он существует только в секте хасидов или хасидым». Необходимо отметить, что судебные процессы, в ходе которых рассматривали дела о ритуальных преступлениях, в большинстве случаев носили политический характер и заканчивались оправдательными приговорами. Например, в 1892-1896 годах расследовалось дело о ритуальном убийстве гражданина Матюнина одиннадцатью «вотяками» — удмуртами Вятской губернии, в результате обвиняемых оправдали после вмешательства «видных либерально-демократических деятелей и правозащитников». В 1903 году по делу об убийстве подростка Михаила Рыбальченко, после осмотра места происшествия и медицинского исследования трупа, был сделан вывод «об инсценировке ритуального преступления»; в последующем было выяснено, что убийца (родственник потерпевшего) инсценировал ритуальное преступление «в целях обвинения местной еврейской общины». В советский период также проходили судебные процессы, в ходе которых, рассматривали дела о ритуальных преступлениях: в 1935 году расследовалось дело о ритуальных убийствах около 60 адептов (путём утопления в реке, болоте и сожжения на костре) в секте зыряновцев под руководством их лидера — Христофорова (Зырянова). Исторический опыт России по правовому противодействию сектантскому экстремизму и проявлениям преступности с участием членов сект необходимо учитывать при разработке системы превентивных мер, направленных на предупреждение и пресечение подобных негативных явлений в современной общественной жизни. В настоящее время многие представители общественности, осознающие всю опасность, которая исходит от деятельности различных деструктивных организаций, прямо заявляют о необходимости усиления правового противодействия развитию сектантского экстремизма в любых его проявлениях. В частности, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, выступая на научно-практической конференции «Государство и религиозные объединения» 25 января 2002 года, высказал следующее мнение: «Деятельность ряда новых религиозных движений … нельзя квалифицировать иначе, чем экстремистскую … необходимо ограничить распространение деструктивных псевдорелигиозных организаций …. Для противодействия религиозному экстремизму, необходимо развивать законодательную базу…». Поддержал представителя исполнительной власти депутат Государственной Думы, председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Зоркальцев: «Страну заполонили всевозможные псевдорелигиозные организации, оккультно-мистические группы … пришло время создать ряд дополнительных нормативных актов, которые бы позволили обогатить законодательство в этой сфере». Нам представляется, что эта система нормативных актов, противодействующая распространению сект, должна устанавливать чёткий порядок их регистрации на основе предварительного изучения их идеологии и типа направленности, систематического общественного и государственного контроля за деятельностью сект, представления соответствующей документации об источниках финансирования и численности адептов. Правовой регламентации требует также деятельность сект, использующих различные прикрытия, в том числе в виде псевдонаучных учреждений. Подобные учреждения созданы и функционируют в ряде зарубежных стран. Например, «в США возник университет Махариши, деятельность которого весьма мало похожа на научную».

 

 

Подобные тенденции наблюдаются и в России, что, несомненно, беспокоит научную общественность: в 2002 году «…академики Е. Александров, В. Гинзбург, Э. Кругляков направили письмо Президенту России В.В. Путину. В этом письме обращается внимание президента на опасный рост влияния лженауки в стране». Псевдонаучные идеи составляют основу или являются частью учений большинства современных сект, что вызывает озабоченность не только у отдельных представителей Российской науки, но и у Президиума Российской академии наук, который постановлением № 58-А принял обращение «Не проходите мимо!». В нём, в частности говорится: «В настоящее время в нашей стране широко … пропагандируется псевдонаука: астрология, шаманство, оккультизм и т.д … Псевдонаука стремится проникнуть во все слои общества … Эти иррациональные и в основе своей аморальные тенденции бесспорно представляют собой серьёзную угрозу для нормального духовного развития нации...». Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации в своих информационных материалах прямо указывает на опасность деятельности сект в обществе: «Многие секты используют методы воздействия на психику человека», применение больших доз «психотропных средств в отношении своих членов позволяет … руководителям добиться необратимого зомбирования личности адептов, превратить их в слепых фанатичных исполнителей» чужой воли. Сама жизнь заставляет решать вопрос усиления правовой профилактики антисоциальной деятельности сект. В этой связи необходимо вспомнить исторический опыт России, когда ещё в 1876 году был издан специальный нормативный акт — «Свод уставов о предупреждении и пресечении преступлений», в котором, в частности, были главы, направленные на борьбу с непотребными, соблазнительными сборищами. В 320 статьях данного свода содержалась система мер и норм материального, процессуального, исполнительного права, взаимодействия правоохранительных служб с местными светскими властями, религиозными иерархами, культурно-воспитательными центрами, земскими объединениями граждан. Исключительную важность с этой точки зрения имеет Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 23 ноября 1999 года № 16-П «По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвёртого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобами Религиозного общества «Свидетелей Иеговы» в городе Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковь Прославления». Данное постановление поставило точку в спорах о целесообразности и возможности использования термина «секта», прямо указав, что необходимо «не допускать легализации сект». Также в постановлении подчёркивается, что «Законодатель вправе устанавливать … определённые ограничения, затрагивающие конституционные права, но оправданные и соразмерные конституционно значимым целям…». Исходя из указанного Постановления Конституционного суда, необходимо разработать системный комплекс правовых установлений, регламентирующих деятельность сект — этого опасного феномена современной социальной жизни. Прежде всего, в современном Российском законодательстве необходимо сформулировать и дать оценку таким понятиям, как «секта», «антисоциальная идеология», «антисоциальная религия», «ритуальное преступление», «методы подавления личности и манипулирования личностью», «контроль и деформация сознания», несмотря на то, что в законодательстве большинства стран мира эти понятия отсутствуют. Но как справедливо призывал А.Ф. Кони: «Не будем во всём подражать Западу и, где можно, пойдём своим, лучшим путём».

Заключение

 

Развитие феномена сектантства в мировом социуме во многих случаях представляет собой реальную угрозу как национальной безопасности отдельных стран (в том числе и России), так и стабильности во всём мире. Для своевременной профилактики социально опасных форм сектантства требуется разработка эффективных средств и методов социального и правового характера по нейтрализации религиозных, псевдорелигиозных, светских сект, необходимо изучение основных причин появления и активного развития сектантства в условиях процесса глобализации в экономике и политике. Сектантство как социальный феномен не является чем-то принципиально новым, присущим только современной цивилизации, также его нельзя рассматривать исключительно в виде религиозного сектантства (как это делают некоторые исследователи), а, исследуя лишь религиозное сектантство, обращают внимание на один предмет исследования — христианские и псевдохристианские секты. Сектантство до сих пор остаётся малоизученным явлением, несмотря на возрастающее влияние этого феномена на все сферы общественной жизни.

Сектантство — это один из негативных типов духовно-нравственного развития общества, одно из проявлений деструктивной девиации и делинквентности, результат деструктивного духовного развития отдельной личности, социальных групп и общества в целом.

Распространение сект в современной России связано с кризисом в духовной жизни общества, вакуумом в идеологии и отсутствием общегосударственной национальной политики. Люди пытаются найти в сектах защиту от всего негативного, что их окружает в повседневной жизни, сохранить ту соборность, которая исторически присуща менталитету народов России, и которая утрачивается в период реформ. Развитие сект в России вступило в новый период своего развития: они не стремятся расширить круг своих членов, а занимаются укреплением своей социальной ниши: скупают недвижимость, обзаводятся политическим лобби, своими журналистами, экспертами, юристами. Делают всё, чтобы заявить о себе как непреходящем факторе в Российской действительности, и, закрепившись на данном плацдарме, сделать новый рывок по наращиванию количества адептов. Всё больше сект используют для легализации в социуме беспроигрышный фактор — активно выступают за борьбу против наркотиков, предлагая свои оригинальные методы лечения и антинаркотические программы, как, например, саентологи и мунисты. К сожалению, многие государственные деятели не видят опасности в распространении сектантства даже в его наиболее опасных формах — в деструктивно-девиантной и делинквентной деятельности. Противостоят сектантству сегодня либо представители традиционных для России конфессий, либо разрозненные активисты и родители детей (дети родителей), попавших в секты. Консультациями по выводу из сект занимаются буквально единицы, а реабилитацией людей, сумевших избавиться от сектантской зависимости, практически не занимается никто. Отсутствие чётких критериев преступлений сектантского типа не позволяет создать эффективную систему профилактики по предупреждению преступной деятельности сект, в частности, в среде осуждённых к лишению свободы, которые могут использовать традиции сектантства, методы и средства, применяемые сектами, в целях дестабилизации обстановки в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Предотвратить активную социально опасную деятельность сект в современном Российском обществе возможно только сообща, используя весь ресурс правоохранительных органов, различных государственных и общественных структур. Необходимо выработать единую систему мер по профилактике социально опасных форм сектантства, выявления, предупреждения, пресечения преступлений, совершаемых адептами сект, в том числе, в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В рамках отдельных дисциплин, в частности, социологии, социологии религии, религиоведения, психологии исследование практических и теоретических проблем сектантства не может избежать узкопредметности и необъективности. Необходимо целостное, многостороннее исследование данного сложного феномена в рамках светской научной дисциплины «Секталогии» («Пенитенциарной секталогии). Эта научная дисциплина продолжит разработку социально-философской концепции сектантства, в том числе в его наиболее опасных формах проявления как криминологического и дестабилизирующего фактора в развитии Российского социума.

 

 

Религиозный терроризм, криминальность с религиозной мотивацией должны пресекаться законом так же, как и любое преступление. Именно государство должно защищать людей, особенно детей, от экономической, идеологической, сексуальной эксплуатации, от подавления их прав со стороны подобных организаций. Искоренение социально опасных форм сектантства на данном этапе развития мирового социума практически невозможно, однако принятие срочных мер по профилактике криминального проявления сектантства, как в России, так и во всём мире жизненно необходимо. Противостояние сектантству призвано обеспечить соблюдение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод личности, укрепление государственной безопасности. Необходимо выработать комплекс теоретических и практических проблем совершенствования законодательства Российской Федерации, формы взаимодействия субъектов правоохранительной деятельности между собой и другими государственными организациями в вопросах предупреждения и пресечения криминальной деятельности сект. Сектантству можно и нужно противостоять, и это требование должно быть учтено при формировании системы национальной безопасности России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.58 (0.014 с.)