Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция сектантства в РоссииСодержание книги Поиск на нашем сайте
Рассматривая историю развития сектантства в России, можно выделить несколько периодов: дохристианский, христианский и современный (советский, постсоветский). Следует сразу отметить, что, изучая дохристианский период, приходится принимать во внимание лишь косвенные свидетельства о наличии сект. Это обусловлено тем, что самые ранние письменные упоминания даже о наших предках-славянах относятся к VI в.н.э. и не содержат сведений по исследуемому вопросу. К первым известным проявлениям сектантства в России можно отнести — языческие секты. Не все языческие религиозные организации до принятия на Руси христианства были сектами, большая часть из них были религиозными группами, выполняющими в обществе интегрирующую функцию на уровне семьи, рода, общины, княжества. В дохристианский период на Руси языческие секты характеризовались стремлением создать крайние формы язычества — с кровавыми жертвоприношениями, высокой степенью экзальтации верующих, являясь частью общего языческого учения. После крещения Руси языческие секты разделись на два вида: первый вид — это секты, которые являлись частью языческого учения, но отделились от него, желая создать более жесткое учение; второй вид — это секты, которые являясь языческими религиозными группами, не способными уже выполнять в обществе социальные функции, стали пассивно противостоять насаждению новой для Руси религии. Существуют «яркие свидетельства, не вызывающие сомнений, о борьбе на Руси» уже «в 70-е г.г. X в. между язычниками и христианами». С момента признания Православного христианства государственной религией России появляются еретические христианские секты отечественного и иностранного происхождения, с которыми государство вело активную борьбу. После 1917 года на короткий период сектантам было позволено легально осуществлять свою деятельность. В 50-е г.г. и до конца 80-х г.г. были предприняты попытки полного искоренения сектантства как социального феномена. Постсоветский и современный период стал «золотым» для отечественных и иностранных сект всех видов, их открытая экспансия продолжается до настоящего времени.
Более подробное изучение истории сектантства позволяет выделить семь периодов эволюции сектантства в России: 1. До X в.н.э. (существовали только языческие, сатанинские секты). Некоторые исследователи считают, что первые секты появились на Руси в X в. как противопоставление христианству, однако, в данном случае речь может идти просто о ярком проявлении языческих сект, которые существовали задолго до X в. н. э.. 2. XI век — первая половина XVII века (появились христианские еретические учения и как следствие — религиозные организации, объединяющие еретиков и язычников — христианские и псевдохристианские секты — стригольники, жидовствующие). 3. Вторая половина XVII века — первая половина XVIII века (появление старообрядческих сект разного толка, иностранных христианских и псевдохристианских сект, псевдохристианских сект отечественного происхождения — хлысты, скопцы, субботники). 4. Вторая половина XVIII века — первая половина XIX века (появление новых псевдохристианских сект отечественного происхождения — духоборы, молокане). 5. Вторая половина XIX века — конец XIX века (активное развитие и распространение протестантских сект зарубежного происхождения). 6. Начало XX века (1917 год) — конец XX века (1985 год) — советский период (активное развитие сектантства при поддержке государства в первые годы советской власти, а затем преследование и репрессии в отношении представителей сект любых направлений). 7. С 1985 года — по настоящее время (активная экспансия иностранных сект разных направлений, развитие отечественных неоязыческих, сатанинских сект). Достоверных сведений в период до X века о языческих сектах не существует, но то сопротивление, которое они оказывали христианизации Руси убедительно доказывает, что как явление — русское сектантство (в виде Языческих — волховских сект) существовало и в дохристианский период Российского государства. «Убийство и ограбление христианских священнослужителей» и людей, «принявших крещение» у сектантов — язычников «выглядели как богоугодные действия». Многие руководители сект — волхвы были иностранцами, которые представляли своего бога как живущее в бездне крылатое, хвостатое существо, очень напоминающее русского "народного чёрта". Поклоняться этому богу следовало, жертвуя собой. Активные выступления язычников "были ничтожны". Большинство языческих сект действовали латентно. Хотя «летописное сообщение» подтверждает факт значительного «усиления разбоев в государстве» в конце X века, направленных, главным образом на людей, принадлежащих к христианской вере. Открытые выступления язычников происходили в неблагоприятные для Руси периоды, во время народных бедствий (в частности, в неурожайные годы, в 1024 и 1071 г.г.). Около 1071 года в Ростовской земле на Белоозере около трёхсот язычников под предводительством волхвов во время сбора княжеской дружиной дани устроили погромы, во время которых убивали пожилых и богатых женщин, разворовывая их имущество. По приказу князя Святослава Ярославича активные участники смуты (в основном волхвы) были казнены. Подобно представителям иностранных сект, придерживающихся апокалипсического взгляда на мир, российские волхвы тоже часто предсказывали "за измену старым богам" великие катастрофы (в частности в Киеве в 1071 году), после которых по их утверждениям все, кто, отрёкся от язычества, должны были погибнуть. Государственная власть всячески противодействовала появлению и развитию языческих сект. Понимая, что "князья не допустят их деятельности", в дальнейшем язычники предпочитали открыто не вступать в конфликт с государством. Некоторые религиозные мыслители, в какой-то мере справедливо предполагают, что базой русского сектантства следует считать стремление людей к праведной жизни по божьим заповедям, а различие сект состоит в том, какой подход в учении преобладает — рационалистический или мистический. Также исследователи (в частности Н. Симаков) справедливо полагают, говоря о появлении отечественных сект и влиянии из-за рубежа на процесс развития сектантства в России, что "насаждение сектантства было... сильным средством для ослабления духовного и государственного организма России". Деятельность различных организаций после принятия на Руси в качестве государственной религии христианства можно считать во многих случаях антисоциальной и даже преступной, когда речь идёт о противостоянии этих организаций и официальной Церкви.
Во второй половине XIV века в новгородско-псковских землях возникла секта Стригольников — стрижников (название происходит, вероятно, либо от особой стрижки адептов секты, либо связано с ремеслом одного из основателей секты Карпа — "стригаля сукна", т.е. ремесленника — суконщика). Официально эта секта и ей подобные строили свою идеологию на осуждении негативных явлений в Православной церкви и попытках примирить язычество с христианством. Истинное же учение, по мнению некоторых историков (например, К.Н. Тихонравова) заимствовано у западной секты бичевальщиков — фанатиков, призывавших истязать себя во искупление грехов. Бичевальщики возникли во время одной из эпидемий чумы в Европе и протестовали против учения и обрядов Католической церкви. Одни исследователи считают учение (ересь) стригольников реформаторской, другие предостерегают от принятия этой секты и сектантства в целом как исключительно «прогрессивного явления». Социально опасная во многих случаях деятельность стригольников позволяет считать их сектой не только с точки зрения богословия, но и с точки зрения светской науки. В 1337-1340 г.г. секта устраивала антицерковные, антиправительственные выступления-бунты в Новгороде Великом и в 1370 году в Пскове, осуждая всех не стригольников, противопоставляя себя государству, "себя лишь считая правоверными", а "всех еретиками". В 1380 году многие сектанты во главе с одним из лидеров секты были казнены. Однако секта не прекратила своё существование, и некоторые элементы учения стригольников нашли своё отражение в учении секты Жидовствующих. В конце XV века в Новгороде киевский еврей Схария (астролог и каббалист) из Литвы принёс учение, представляющее собой смесь иудейства и христианства, и создал псевдохристианскую секту Жидовствующих, адепты которой проникли ко двору даже Московского князя. Секту характеризует высокая степень самоорганизации и стремление к общинному хозяйствованию, что позволило адептам выживать в крайне неблагоприятных политических и экономических условиях. Одним из главных постулатов учения секты была идея — антитринитарии (отвергающая догмат о Божественной Троице), возникшая во II-III в.в., и, возродившаяся в эпоху Реформации в Европе, подрывающая идеологическую базу официальной церкви — государственной религии. Некоторые исследователи считают учение секты — первым русским проявлением протестантизма. В 1448, 1490 и 1504 г.г. состоялись Соборы Русской Православной Церкви против жидовствующих, на последнем из которых не раскаявшихся сектантов не только предали церковному проклятию, но и осудили на смертную казнь. В 1666 году на церковном Соборе было принято "Наставление благочиния церковного", которое призывало придерживаться новых обрядов — это было первым большим итогом церковной реформы, проводимой патриархом Никоном в 1652-1658 г.г. и одобренной церковным Собором в 1654 году. Нововведения стали причиной раскола в Русской Православной Церкви. Лидеров раскола: протопопа Аввакума Петрова, епископа Коломенского Павла, боярыню Морозову и княгиню Урусову, а также других представителей боярства и феодального духовенства (по повелению царя Алексей Михайловича) выслали из Москвы в Сибирь. Однако, как справедливо считают некоторые исследователи, старообрядческое движение ещё не было (необходимо добавить — в целом и в последствии не стало) сектантским. Старообрядчество разделилось на два направления: поповщину (тех, кто признавал необходимость священников), которую вполне обоснованно считают конструктивной формой старообрядчества, и беспоповщину (тех, кто отвергал необходимость существования священников). Именно в беспоповщине (лидерами которого были братья Андрей и Семён Денисовы) образовались согласия по своей сути являющиеся сектами, пропагандирующие крайние формы спасения от антихриста (государственной власти) — путём самосожжения или закапывания себя в землю (как во время переписи 1897 года). По данным некоторых исследователей до 1690-х годов «не меньше двадцати тысяч человек покончили самоубийством», количество жертв в отдельных «гарях» доходило до 2,5 тысяч». Пропаганда идеи допустимости самосожжений в случае преследования со стороны власти велась беспоповцами вплоть до XX века (самосожжения отмечались на Саянах ещё в 1940 году).
В конце XVII века из беспоповского старообрядчества выделились по определению правоохранительных органов "вреднейшие секты" поморского, федосеевского и филипповского толков, отвергавшие брак и нетерпимо относящиеся к государственной власти. Поморскую секту основал на реке Выге в Поморье Данила Викулин в 1694 году, поэтому сектантов называли ещё и "даниловцами". С 1702 года главой секты стал Андрей Денисов. Секта имела свои филиалы по всей России, во главе которых стояли местные лидеры. Учение секты не позволяло вступать в брак, который потерял по учению секты смысл (так же как и наличие личного имущества и отдельной пищи) в связи с ожиданием скорого конца света. Государственную власть сектанты отрицали. В секте поддерживалась строгая дисциплина и аскеза. Пользуясь постоянными хлебными недородами, Андрей Денисов, став во главе Выговской обители, со своим братом Семёном "завязал сношения со всеми концами раскольничьяго мира и дал первый образец широкого торгово-промышленного союза", использовавшего бесплатный труд адептов секты. Из поморской секты выделились одни из самых радикальных толков беспоповщины — федосеевский и филипповский. Федосеевская секта организована новгородским беспоповцем Феодосием Васильевым, проповедовавшим в 90-х годах XVII века в среде старообрядцев, переселившихся в Польшу. В 1706 году на "решительном диспуте", организованном лидерами поморской секты, Феодосий резко выступил против нововведений, касающихся уступок государственной власти и ревизии учения. В секте в духе агрессивной беспоповщины проповедовался строгий аскетизм, непримиримое отношение к государственной власти и иным вероисповеданиям. От адептов секты требовали соблюдать обет безбрачия, при этом считалось, что "разврат, несомненно, лучше брака вне церкви", "не согрешишь — не покаешься, не покаешься — не спасёшься". За чадородие сектантов отлучали от общины. Секта получала новых адептов из числа представителей других конфессий, укрывательства беглых, а в XIX веке путём прямого взращивания прижитых блудно ребят "девками", жившими в домах- молельнях секты, созданных при фабриках. Такие дома-молельни были у фабриканта федосеевца Ефима Гучкова, у него их насчитывалось 32 (в поморских сектах этим занимались фабриканты — Морозов, Зенков, Макаров и др.). Дети, выращенные в секте, "привязывались к фабриканту узами религиозного гипноза". В старообрядческих сектах открыто и широкомасштабно использовали "религиозную организацию в целях набора наиболее дешёвой и наиболее тесно привязанной к фабрике рабочей силы". Благочестивые съезды сектантов в XIX веке превращались в биржевые съезды. Капитал сект приумножался, но их полному процветанию мешала идеология самих сект, устанавливающая запрет на брак, поэтому законных наследников представители сект не имели, это разрушало их организацию. Только в период с 1920 по 1950 г.г. произошёл стихийный переход сект федосеевского толка к брачному состоянию. Филипповская секта получила название по имени своего лидера Филиппа, который обвинил руководство поморской секты в сговоре с государственной властью. Отделившись, от Выговской обители, не став приемником Андрея Денисова и главой секты, он "увлёк за собой некоторое количество её членов", которые были недовольны "нововводствами" по примирению с миром. Филипповцы упрекали даже федосеевцев в том, что они "не спешат пострадать за веру, не стремятся к мученической смерти" подобно поморцам. В 1873 году 70 адептов секты сожгли себя при попытке военного отряда прекратить её деятельность. Однако история секты на этом не закончилась, подобно поморцам и федосеевцам, филипповцам пришлось "по неволе... подчиниться некоторым условиям общежития, представлявшимся, со строгой точки зрения, делом антихриста". Относительное примирение с миром требовало идеологического объяснения в учении, должен был появиться новый лидер, обладающий волей и способный предотвратить развал секты. Таким лидером стал "бродяга, крестьянин и беглый солдат Евфимий". В XVIII веке Евфимий, убедившись в "существовании скрытаго компромисса" и разладе "между теорией и практикой" поморцев и федосеевцев, создал секту Странников-бегунов, получившую позднее официальное название — «Истинно православные христиане странствующие». Итогом двадцатилетних скитаний и поиска истины стал съезд его последователей в Ярославле в 1784 году. Исходной точкой его учения "был протест против примирения с миром" и "всё содержание его учения сводилось к систематическому отрицанию существующего порядка". Сектанты пропагандировали идеи спасения от "антихриста", под которым подразумевалась государственная власть, путём разрыва социальных связей.
"Чтобы избегнуть соприкосновения со слугами дьявола, остаётся одно: не признавать никаких общественных обязанностей и отношений, отречься от семьи и собственности, бежать из политического и гражданского общества". Совершённые на благо секты преступления (воровство, грабительство и даже убийство) не считались грехом. Странники-бегуны не признавали никаких компромиссов. Однако, "постепенно они стали склоняться к признанию собственности", а затем и брака "в форме фактическаго сожительства, а потом и в форме благословеннаго сектой". На смену радикальному сектантству пришло сектантство рациональное, что привело к ревизии учений практически всех сект беспоповского направления. Старообрядчество в целом нельзя назвать сектантским явлением, но отдельные согласия и толки беспоповщины несомненно представляют собой секты, социально опасная деятельность которых не вызывала и не вызывает сомнений у большинства исследователей. От отдельных проявлений сектантства в старообрядчестве мы переходим непосредственно к сектантству, иначе говоря, от "охранителей церковной старины к проповедникам новаго взгляда на веру". Некоторые исследователи считали сектантство чуждым русскому человеку, привнесённым из вне явлением, причины которого не во внутренних "условиях народно-психологического развития", а во внешних. Эта позиция верна лишь в том, что многие секты, действительно, имеют иностранное происхождение и в России только получили своё новое развитие. Но, как справедливо, заметил П. Милюков: "Везде и всюду развитие религиозной (следует добавить и светской) мысли и чувства совершалось более или менее однообразно...". Религиозное движение в Европе не могло не отразиться на развитии российского общества. Это движение прошло две ступени своего развития: первая — это Евангелические секты, в которых считали возможным, отрицая церковное предание, построить религию "по непосредственным указаниям ея Основателя: на Евангелии". Русское евангельское христианство получило развитие благодаря людям образованным, сумевшим систематизировать учение для использования его в России, но, превращаясь в веру народную, учение "много потеряло в содержательности". Вторая ступень религиозного движения в Европе — это, так называемое, духовное христианство, разорвавшее "всякую связь с преданием и с писанием", став псевдохристианским и «чисто народным» в России движением. Формирование российского религиозного сектантства создало предпосылки для активного развития протестантских сект в России и евангелических российских сект. В отличие от лютеранства и кальвинизма, которые пришли в Россию, имея в Западной Европе статус церквей, "баптизм, евангельское христианство и адвентизм представляли собой религиозные образования сектантского типа". Переходным типом от старообрядческой беспоповщины к "духовному христианству" стало христоверие (хлыстовщина), из которого в последствии образовались две секты — духоборов и молокан. Секты хлыстов, молокан, духоборцев, скопцов представляют собой яркий пример псевдохристианских сект: "У них своя самовымышленная вера, чуждая всего христианского". Христоверы (самоназвание) или иначе Хлысты от "хлестать" с целью — самоистязанием довести себя до состояния религиозного экстаза. Название «хлысты» сами сектанты считали оскорбительным, утверждая, что являются истинными последователями "веры Христовой". Секта возникла в середине XVII века. По преданию сектантов: в деревне Старой Костромской губернии в тело крестьянина Данилы Филипповича (Филиппова) вселился сам Господь Саваоф. В секте существовали степени посвящения: руководители секты называли себя "христами" (высшая степень), следующими в иерархии были "богородицы ", "пророки и пророчицы", остальные братья и сёстры обязаны были беспрекословно подчиняться "стяжавшим Святого Духа". Свои общины сектанты называли "кораблями", руководителей "кормщиками". В основе учения хлыстов идея мистического возрождения через стяжание Святого Духа, для этого подобно крайним течениям беспоповщины в секте исполняли 12 заповедей, в соответствии с которыми от адептов требовали отречения от всего мирского — от пожеланий, страсти, ограничения плоти во всём, "холостые не женитесь, женатые разженитесь", брак — есть блуд и в тоже время внебрачные отношения — "христова любовь". Адептам внушалось, что «должно отречься от мира, от отца с матерью, ото всего рода, племени». В 1733 году был начат первый судебный процесс против хлыстов, к ответственности было привлечено 50 сектантов. Несмотря на это, секта хлыстов стала активно развиваться: к 1750 году в Москве было 8 общин, немало общин существовало в провинции, особенно в Поволжье.
Развивая своё учение, сектанты выдвинули тезис о том, что удовлетворение плоти — есть кратчайший путь к её умерщвлению, следование этому постулату привело к расколу в секте. Многие хлысты выступили против распущенности и за строгий аскетизм. Протестующие адепты развили учение, по которому "всё зло, все препятствия к спасению души заключаются в женщине", поэтому нужно лишить людей возможности грешить. В начале XX века хлысты разделились на несколько течений. Общины секты существуют и в настоящее время в Сальском районе Ростовской области (Северный Кавказ). В конце 60-х годов XVIII века с проповедью нравственной и плотской чистоты и аскетизма выступил Кондратий Селиванов (хлыстовской пророк), который основал секту Cкопцов, приняв имя Бога и Петра III Фёдоровича, пообещав адептам секты "водворить в Питере своё земное царство". Селиванов лично назначал или утверждал кормщиков — руководителей отдельных общин секты, сохраняя тем самым строгую централизацию управления сектой и иерархию. Учение секты требовало отречения от чувственных наслаждений, сладострастия в пользу приобщения к Богу. Селиванов требовал "убить змею — похоть" путём операции (оскопления), которая лишила бы человека самого органа похоти. Вступавшие в секту должны были разорвать прежние социальные, в том числе и семейные связи. Новых членов секта вербовала из числа беглых крестьян, детей-сирот, бывших солдат. Культ скопцов в основном аналогичен культу хлыстов и повторяет принятые у них собрания-радения до полного экстаза. Секты скопцов, осуществляющие свою деятельность на территории одного района, часто объединялись в ассоциации, однако, Всероссийскую организацию им создать не удалось из-за преследований со стороны правительства. Но это не мешало скопцам создавать купеческие и фабрикантские "корабли", эксплуатируя "покорное стадо" рядовых адептов. В 1778 году Селиванов был осуждён и сослан на Камчатку, а в 1797 году по указанию Павла I он был переведён в петербургский дом умалишённых. Но уже в 1802 году Селиванов был представлен Александру I и обратил камергера Елянского в свою веру. В 1818-1819 г.г. в петербургском гарнизоне начались массовые оскопления солдат, принявших скопчество, что вызвало гнев царя. В 1820 году Селиванов был вновь арестован и сослан в Суздальский монастырь, где и умер в 1832 году. Правительство Николая I в 1834 году объявило скопчество "особо вредной сектой". С 1842 года и вплоть до 1917 года за оскопление было назначено уголовное наказание в виде каторги. Следует отметить, что секта активно действовала и после революции: в Ленинграде и Ленинградской области в 1929-1930 г.г. прошли показательные судебные процессы над членами секты скопцов. В XIX веке в России под одним названием существовали две секты: одна российского происхождения, другая американского. Российская секта Свидетелей Иеговы была создана в 40-х годах XIX века в среде уральских горно-заводских рабочих и крепостных крестьян, приписанных к заводам, Николаем Сазонтовичем Ильиным. В своём учении он пропагандировал идею соединения знания с верой и объединения человечества одним общим языком и одной общей верой. Иеговистами сектантов стали называть за то, что они признавали главенство над всем миром высшего Бога — Иеговы. Ильин проповедовал близость скорой "брани" с сатаной и сатанистами, подразумевая под ними государственную и духовную власть, за что 20 лет содержался в монастырских тюрьмах. К концу XIX века общины секты иеговистов-ильинцев действовали не только на Урале, но и в Сибири, и на Украине, Северном Кавказе, во Владимирской, Самарской и Вятской губерниях. В начале XX века из-за противоречий в среде российских иеговистов, вызванных существенным имущественным расслоением, секта распалась на мелкие группы и фактически прекратила свою деятельность. Некоторые исследователи считают, что американские иеговисты были знакомы с учением Ильина, хотя это и отрицают адепты американской секты Свидетели Иеговы. В 20-е годы XX века в Западной Белоруссии крестьянин И. Мурашко, объявил, что Бог провозгласил его "пророком Илией", "ангелом завета и отцом Сиона" и создал свою секту Мурашковцев. Своё учение Мурашко построил на апокалипсических идеях, проповедовал скорое наступление "конца света" и "страшного суда", запугивал адептов и заставлял их в ожидании скорой гибели отдавать имущество в распоряжение секты. Обряды секты многими исследователями справедливо названы "изуверскими", в частности, один из обрядов — "снятие семи печатей" предполагал срезание с тела адептов кусочков кожи, стекавшей при этом кровью "причащались" другие члены секты (этот обряд напрямую связывает мурашковцев с сатанистами).
Адепты секты не имели права посещать общественные места, читать книги, общаться с людьми, исповедующими иную веру и вступать с ними в брак. За нарушение сектантских "заповедей" адепты подвергались физическому и психологическому наказанию (детей пороли розгами, взрослых подвергали арестам в подвалах). Апогеем развития секты стало (как и во многих других сектах отечественного и иностранного происхождения) "великое переселение": Мурашко убедил сотни своих последователей покинуть родные места и уехать на постоянное место жительства в организованное им хозяйство в Западной Украине "Новый Иерусалим". Адепты продавали свои дома, имущество и вносили деньги в секту. Таким образом, Мурашко получил значительные материальные средства, после чего, присвоив их, а также доходы хозяйства, бежал в Америку. В предвоенный период Мурашковцы приняли название "Евангельские христиане — святые сионисты" или "Субботствующие пятидесятники". Современный этап развития секты является, видимо, завершающим: лишь в нескольких сельских районах на границах с Украиной и Грузией существуют небольшие группы Мурашковцев. Стремительному развитию сектантства в начале XX века способствовали революции 1905 и 1917 г. г. Свободы, дарованные в 1905 году царским режимом, а затем в 1917 году и советской властью, использующей финансовый и людской потенциал сект, а также «ненависть сектантской России к православию», позволили большинству сект активно участвовать в общественно-политической жизни России. В 1919 году, несмотря на тяжёлую для Советской республики ситуацию на фронтах, В.И. Лениным был подписан декрет об освобождении представителей ряда сект от военной службы и затем вторично подтверждён 14 декабря 1920 года декретом — "Об освобождении от воинской обязанности по религиозным убеждениям". В 1921 году по согласованию с В.И. Лениным составлено и опубликовано в газетах воззвание, в котором признаётся положительная роль в строительстве новой жизни сект: "В России имеется много сект, приверженцы которых, согласно их учению, издавна стремятся к общинной, коммунистической жизни". В 1924 году на XIII съезде РКП (б) была принята резолюция, в которой содержался призыв "направить в русло советской работы, имеющиеся среди сектантов значительные хозяйственно-культурные элементы". Позитивное влияние сект на политическое развитие масс неоднократно подчёркивалось многими руководителями советского государства (в частности, об этом писал В.Д. Бонч-Бруевич). В 1925 году в газете "Безбожник" было опубликовано открытое письмо представителей сектантских общин, адресованное ВЦИК, под названием "Социально-революционная роль сектантства". Сектанты пытались с максимальной для себя выгодой использовать идеологический союз с большевиками: «Громадное число сектантов в своих проповедях громко уверяют о наступлении коммунизма только при условии массового вступления в секту». Советский исследователь религиозного сектантства А.И. Клибанов высказывал мнение об идеологической связи сектантства с коммунистическим движением, называя секты «коммунистическими образованиями», чьи «коммунистические стремления облеклись в силу исторических условий в религиозную форму». Апофеозом сотрудничества сект с новой государственной властью в сфере "строительства новой жизни на селе" можно считать решение образовать в 1925 году при Наркомземе "Комиссию по заселению совхозов, свободных земель и бывших имений сектантами и старообрядцами" (сокращённо ОРГКОМСЕКТ). По данным, собранным сотрудниками НКВД «Количество молитвенных зданий в РСФСР (без автономных республик) в 1926-1928 г.г. по отдельным верованиям» составляло в 1928 году — 38 442, из них сектантам принадлежало — 714 молитвенных зданий. Во время Великой Отечественной войны представители традиционных для России религий вели активную работу и призывали верующих выступить на защиту родины; представители сект в большинстве своём не желали брать в руки оружие — это запрещала их вера, однако, были и те, кто осуществлял пропаганду среди верующих по мобилизации сил сопротивления. И.В. Сталин, учитывая деятельность сектантов внутри страны, в годы репрессий приравнял сектантов к "врагам народа" (8 апреля 1929 года принято постановление ВЦИК РСФСР "О религиозных объединениях"); но с 1942 года решил использовать потенциал сектантов, которые активно выступали за борьбу с фашизмом. В мае 1942 года был создан временный «Всесоюзный совет евангельских христиан и баптистов», который призывал верующих "быть лучшими воинами на фронте и лучшими тружениками в тылу".
После окончания Великой Отечественной войны большинство общин баптистов, евангельских христиан, пятидесятников и других сект действовали официально. Однако в 1954 году ЦК КПСС — принял два постановления по вопросам научно-атеистической пропаганды. С этого момента "сектантство стало рассматриваться как наиболее вредное проявление религии и подверглось самым жёстким преследованиям". Это было обусловлено тем, что материальный и моральный потенциал сект перестал быть нужным существующему режиму, сотрудничество с сектантами стало идеологически невыгодно. Современное российское сектантство, главным образом, представлено религиозными, псевдорелигиозными, неоязыческими, псевдохристианскими, сатанинскими сектами, которые в большинстве своём являются тоталитарными и синкретическими. К ним относятся следующие секты: «Белое братство», «Церковь Последнего Завета» (Виссариона), «Православная церковь Божьей Матери "Державная" (Богородичный центр) и другие. В начале XX века великий русский мыслитель И.А. Ильин справедливо утверждал, что после «расчленения России», в неё «будут вливаться социальные и моральные отбросы всех стран», в том числе и различного рода «миссионеры». В 1990 году в Киеве Юрием Кривоноговым, взявшим себе имя — Юоанн Свами, (кандидатом технических наук, сотрудником Киевского Института невралгии и психиатрии, занимавщимся "методами воздействия на человеческую личность") была создана секта Белое братство. В период активных выступлений с лекциями, пропагандируя своё учение, Кривоногов встречается с Марией Цвигун (она становится его женой, бросив свою прежнюю семью — мужа и сына). Новый супруг объявляет её "Богом" (по мере развития учения секты Цвигун прошла путь от "Матери Божией" до "Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа, Творца вселенной по имени Мария Дэви Христос"). Суть учения открытого адептам — пропаганда скорого "конца света", после которого спасутся лишь избранные — Белые Братья, 144 тысячи последователей секты Живая Церковь Бога (Великое Белое Братство) "ЮСМАЛОС". В секте существуют степени посвящения (кольца), низшим кольцом являются "крысы" — сочувствующие секте, но не ставшие ещё её адептами. Адептов секты призывают разорвать все социальные связи, отказаться от имущества, женщинам запрещено рожать детей. В обращении к не членам секты употребляются понятия "кровожадные ублюдки", "мерзавцы", "бесы-родители", бестолочи" и т.д. На 10 ноября 1993 года Цвигун (ставшая лидером в секте) назначила "страшный суд", в этот день в Киеве в Софийском Соборе адепты секты пытались совершить массовое самоубийство. Перед этим событием манипуляторы — лидеры секты напрямую и косвенно внушали сектантам неизбежность скорого смертельного исхода: «Сейчас нет смысла работать для себя, учиться, жениться, копить, строить жильё, развлекаться! Всё уже предрешено». Руководители секты (Цвигун и Кривоногов) были арестованы, во время следствия они развелись, Цвигун решила стать единственным главой секты, объявив бывшего супруга Иудой и приказав возненавидеть его всем адептам секты, что и было исполнено (контроль над сознанием сектантов в Белом Братстве абсолютный, по приказу лидера они готовы на любые действия). В 1997 году Цвигун, отбыв срок заключения, вышла на свободу и с новым мужем Виталием Ковальчуком, взявшим имя — Папа Петр II, освобождённым по амнистии, продолжает с частью преданных адептов свою деятельность. Сатанинские секты справедливо считаются наиболее "дикими и криминогенными", их деятельность носит ярко выраженный антисоциальный характер, даже ритуалы требуют совершения разного рода преступлений (в том числе и убийств), поэтому сатанисты хранят тайну своей организации, отличаясь высокой степенью конспиративности. О существовании именно сатанинских сект в России до XX века известно крайне мало, даже о современных сектах нет точных данных. Эксперты МВД считают, что только в Москве действуют около 30 организованных групп, состоящих из различных мелких сект, членами которых являются более 2000 адептов; в целом же в России более 10000 активных (участвующих в ритуалах) сатанистов. Наиболее организованными и крупными, имеющими связи с зарубежными сектами сатанистов, являются секты: «Чёрный ангел», «Южный крест», «Российская церковь сатаны», «Чёрный дракон», группа Чёрной графини (Лауры) — «Чёрное братство», «Хабратц Хэрсе Хэор Бохер». Как уже отмечалось, анализируя исторические факты эволюции сектантства можно сделать вывод о том, что этот феномен никогда не был локальным — присущим только одной стране или социальной группе.
Россия не является в этом случае исключением: как в любом другом общественном и государственном образовании на протяжении всей истории существования нашей страны можно наблюдать появление и развитие (во все исторические периоды) групп и объединений, использующих для обеспечения своего существования и деятельности методы контроля и деформации сознания, преследующих тайные (неизвестные рядовым членам организации) цели, в основе которых желание использовать духовный и материальный потенциал личности в узкогрупповых интересах. Современный этап развития сектантства в России сектанты называют «золотым», а исследователи справедливо сравнивают стремительное развитие данного феномена с «эпидемией». Противоречивая социально-политическая, экономическая обстановка в нашей стране является благоприятной средой для экспансии религиозных, псевдорелигиозных, светских сект. Ещё более благоприятна для этого среда лиц с девиантно-деструктивной и делинквентной направленностью деятельности, в частности, среда осуждённых к лишению свободы, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 801; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.71 (0.012 с.) |