Социология СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ



ОСАДЧАЯ Г.И., КИРЕЕВ Е.Ю.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Социология СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Направление подготовки

Теология (бакалавр)

Степень выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная,

Заочная

Москва

 

УДК 364:316

ББК 60.561.7р-2

О-72

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Социология социальной работы» подготовлена д.с.н., профессором, зав. кафедрой социологии социальной работы Осадчей Г.И., преподавателем кафедры социологии социальной работы Киреевым Е.Ю.

 

Рецензенты:

1. Родина И.В., доктор социологических наук,

профессор

2. Ковалев В.Г., кандидат педагогических наук, доцент

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Социология социальной работы» утверждена на заседании кафедры социологии социальной работы (Протокол № 11 от «27» марта 2012 г.).

 

1. Цели освоения дисциплины

Целями учебной дисциплины является введение в предметное поле социологии социальной работы, формирование навыков использования социологического знания для повышения эффективности социальной работы

Задачи изучения дисциплины

· усвоение теоретических основ социологического анализа социальной эффективности социальной работы

· углубление представлений о качестве социального обслуживания населения

· овладение методическими навыками социологического анализа эффективности социальной работы

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Социология социальной работы» относится к базовой (вариативной) части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП.

Данная дисциплина находится в логической взаимосвязи с дисциплинами «Социология» и «Социальная работа».

Дисциплина знакомит студентов с возможностями социологического анализа эффективности социальной работы и дает первые навыки использования социологического инструментария. Она развивает и углубляет знания, полученные студентами в ходе изучения дисциплины «Социология», способствует выполнению организационно-управленческих и исследовательских профессиональных задач. Для профиля «Социология социальной работы» является вводным курсом в дисциплины профиля.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

готов пользоваться нормативными документами, определяющими параметры и стоимость проведения работ в разных сферах социокультурной деятельности ПК-10
способен представлять освоенное знание, системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры; готов к участию в экспертно-консультационной работе ПК-11

 

 

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

 

ЗНАТЬ* Основные социологические школы социологии социальной работы, основные концепции социологии личности, семьи, молодежи, методы сбора первичной информации ПК- 10, 11    
УМЕТЬ* Давать объективную оценку социальным явлениям и процессам, учитывать специфику анализируемого явления, социального факта, логически обосновывать высказанное положение, понимать потребности общества, личности, группы в решении возникающих проблем, использовать социологический инструментарий как механизм регулирования социальных действий ПК- 10, 11    
ВЛАДЕТЬ* Понятийным аппаратом социологии социальной работы, методами социологического анализа ПК- 10, 11  

 

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

 

Количество часов по учебному плану

(очная форма обучения)

Всего 72 часа

Аудиторные занятия* 48 часов, в том числе интерактивных занятий _ часа**

Самостоятельная работа 24 часа

 

 

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего Самос- тоят. работа Аудиторные занятия
Всего Лекционные Групповые (семинары, практические) Лабораторные Конт. раб. Рефераты / эссе Курсов. раб/ проект Расчетно-графическая работа Зачет* Экзамен Контр. точки по мод.-рейтинг. системе
Тема 1. Генезис и развитие идей о социальном равенстве и элементов социального законодательства. Идеология и философия социальной работы -                            
Тема 2. Социальные проблемы и развитие социальной работы                
Тема 3. Социология и социальная работа                
Тема 4. Дети и подростки как объект социальной работы и социологического анализа   -                            
Тема 5. Семья как объект социальной работы и социологического анализа   -                            
Тема 6. Пенсионеры и инвалиды как объект социальной работы и социологического анализа     -                            
Тема 7. Количественная стратегия в оценке эффективности социальной работы -              
Тема 8. Качественная стратегия в оценке эффективности социальной работы -              
Общая трудоемкость часы   -                          
Всего с экз.                        
з.е.2                          
                               

 

5. Содержание дисциплины

№ п/п Наименование разделов и тем дисциплины Содержание темы
Раздел 1 Социальная работа в рамках социологической теории
Тема 1. Генезис и развитие идей о социальном равенстве и элементов социального законодательства. Идеология и философия социальной работы Классический либерализм и проблема бедности (Т.Мальтус, Г.Спенсер). Модели интерпретации бедности в западной социологической мысли. Концепция отчуждения и проблема дегуманизации человека ( К.Маркс). Улучшение материального благосостояния нуждающихся в рамках государственной и частной благотворительности. Традиции, нравы и обычаи. Концепция собственного выживания. Регуляция социокультурного контекста. Улучшение качества социальных отношений и рациональный альтруизм. Социальная справедливость и социальный порядок. Взаимная социальная ответственность. Концепция прав человека – базовая модель противодействия явлениям стихийности и незащищенности. Аксиологическая концепция отношения общества к определенным категориям объектов социальной работы. Активная социализация и адаптация к меняющимся жизненным условиям и способность к самоорганизации. Антидискриминационная направленность социальной работы (борьба с эйджизмом, сексизмом, инвалидизмом и пр.)  
Тема 2. Социальные проблемы и развитие социальной работы Понятие социальной проблемы в контексте социальной работы.Индивидуальная и семейная дезорганизация. Проблемы бедности и нуждаемости. Стигматизация, инвалидизация, виктимизация. Коммуникации на уровне проблем. Регулирующая роль национальных и наднациональных органов в выработке и осуществлении мер социальной защиты. Институционализация социальной работы. Социальная работа как механизм/инструмент по реализации социальной политики государства.  
Тема 3. Социология и социальная работа   Взаимосвязь социологии и социальной работы. Критерии социологического знания в применении к социальной работе. Определение "масштабов" социальной работы: индивид, общества, сообщества, глобальное человечество. Способность увидеть общее в частном. Индивидуальность в социальном контексте. Понятия «социальные факт», «социальная реальность» и «социальное действие». Проблема социального взаимодействия в социальной работе. Макроуровневые взаимодействия в социальной работе: социальные структуры, перемены, конфликты интересов основных социальных групп. Микроуровневые взаимодействия в социальной работе: личность, семья, возрастные группы, адресная помощь/защита и др. Теоретико - методологические основания социологических концепций социальной работы. Системно- теоретическая концепция, концепция социального действия, социолого-ориентированный подход (марксистско-социологический), кризисная концепция социальной работы, теоретическая концепция социальных сетей, социальная работа как явление и профессиональная деятельность, опирающаяся на традиции, нормы и ценности общества, концепции социальной работы как теории организации взаимодействия социального работника и клиента, практической деятельности.  
Раздел 2 Социологические проблемы социальной работы с различными категориями населения
Тема 4. Дети и подростки как объект социальной работы и социологического анализа Понятия «человек», «индивид», «индивидуум», «личность», личность как активный субъект. Структура и факторы формирования личности; социальный статус и социальная роль; ролевые концепции личности; социально-ролевой конфликт; социальные неравенство, мобильность, маргинальность личности; социализация, инкультурация, аккультурация, интернализация/интериоризация культурного опыта и социальная адаптация личности; механизм социальной адаптации, типология личности. Социальные общности и группы, отклоняющегося поведения школьника. Проблема «причин» преступности. Состояние и динамика подростковой преступности в мире и в России. Регистрируемая и латентная преступность. Виды преступности: корыстная, экономическая и насильственная. Социально-демографический состав лиц, совершивших преступления. Социальные, экономические проблемы лиц, совершивших преступления. Малолетние преступники. Первичная и вторичная девиации. «Девиантная карьера». Потребление алкогольных напитков, злоупотребление алкоголем, пьянство, алкоголизм в подростковой среде. Причины возникновения бродяжничества и попрошайничества несовершеннолетних.  
Тема 5. Семья как объект социальной работы и социологического анализа Семья как социальный институт и малая группа, структура и функции социального института семьи, социокультурная природа девиаций семейных отношений, общесоциологические предпосылки исследования социально-дезадаптированной семьи, специально-социологические основания изучения социально-дезадаптированной семьи, социально-дезадаптированная семья как объект социологического исследования, типологический анализ социально-дезадаптированных семей, показатели эффективности социальной работы социально-дезадаптированных семей.  
Тема 6. Пенсионеры и инвалиды как объект социальной работы и социологического анализа Пенсионеры как особая социально-демографическая группа, факторы социальной дезадаптации, компенсаторные поведенческие реакции, позитивное конструирование старосты, ресоциализация пожилых людей, направления социальной работы с социальной группой, показатели эффективности. Семья инвалида в социальной структуре общества, социальная дифференциация, механизмы социальной эксклюзии и инклюзии инвалидов. функциональная система эффекта эксклюзии и социальная интеграция, социальные индикаторы выявления уязвимых категорий населения, методики измерения, оценки и интерпретации социальных показателей и индикаторов (бедность, нуждаемость, безработица, сиротство и т.п.).  
Раздел 3 Социологический анализ эффективности социальной работы
Тема 7. Количественная стратегия в оценке эффективности социальной работы Основы социологического исследования в социальной работе. Обоснование категорий социальной работы в социологическом анализе. Понятия, переменные и измерение. Исследование с помощью вопросов: опрос. Полевое исследование: включенное наблюдение. Проверка гипотезы: эксперимент. Использование уже имеющихся данных: вторичный и исторический анализ. Мониторинг как повторное социологическое исследование. Взаимодействие теории и метода. Интерпретативные и критические координаты социологического исследования социальной работы. Особенности количественной методологии в социологии, обусловленность позитивными, классически рациональными представлениями о возможности измерения общества и общественных отношений. Понятие и виды социологических исследований. Проблематика количественных исследований. Показатели эффективности социальной работы. Измерение и типы шкал. Количественные методы сбора первичной информации. Программа социологического исследования Понятие и построение выборки в классическом исследовании.Обработка и обобщение социологической информации в количественном исследовании. Оценка качества социологического исследования в количественном подходе. Требования к отчету по итогам социологического исследования.  
Тема 8. Качественная стратегия в оценке эффективности социальной работы Качественная методология как изучение микропроцессов, практики повседневной жизни, социальной реальности производится с позиции действующего индивида, интерпретирующего мир вместе с другими людьми и действующего в нем в соответствии со своими интерпретациями. Проблематика качественных исследований в социальной работе. Показатели эффективности и их измерение. Качественные методы сбора первичной информации. Программа качественного социологического исследования Организация качественного исследования,интерпретация и уровни репрезентации информации. Анализ и представление результатов качественного исследования. Истина и качество в качественном исследовании.  
       

6. Планы групповых занятий и образовательные технологии

Семинар. Тема 1. Генезис развития идей о социальном равенстве и элементов социального законодательства. Идеология и философия социальной работы

Цель занятия: Изучение общефилософских проблем социальной работы.

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Классический либерализм и проблема бедности (Т.Мальтус, Г.Спенсер).

2. Модели интерпретации бедности в западной социологической мысли.

3. Концепция отчуждения и проблема дегуманизации человека ( К.Маркс).

4. Улучшение материального благосостояния нуждающихся в рамках государственной и частной благотворительности.

5. Традиции, нравы и обычаи. Концепция собственного выживания.

6. Регуляция социокультурного контекста. Улучшение качества социальных отношений.

7. Социальная справедливость и социальный порядок. Взаимная социальная ответственность.

8. Концепция прав человека – базовая модель противодействия явлениям стихийности и незащищенности.

9. Аксиологическая концепция отношения общества к определенным категориям объектов социальной работы. Активная социализация и адаптация к меняющимся жизненным условиям и способность к самоорганизации.

10. Антидискриминационная направленность социальной работы (борьба с эйджизмом, сексизмом, инвалидизмом и пр.)

Темы докладов/рефератов:

1. Социологический подход в социальной работе.

2. Социологические парадигмы в анализе социальной работы.

3. Парадигмы социально-исторического детерминизма.

4. Парадигмы социальных фактов.

5. Парадигмы социальных дефиниций.

6. Парадигмы социального поведения.

7. Парадигмы психологического детерминизма.

8. Парадигмы структурно-функциональные.

9. Парадигмы интерпретивные.

10. Парадигмы интегральные.

11. Постмодернистские парадигмы.

12. Основные социологические теории: функционализм, теория конфликта, символический интеракционизм, этнометодология, постмодернистская ментальность, конец социального, потребительское общество, символический обмен, гиперреальность, теория макдонализации общества.

13. Социальная работа как непрерывный процесс символической интеракции.

14. Социологические теории функционализма и практические сценарии социальной работы с различными группами населения.

15. Социологические теории конфликта и практические сценарии социальной работы с различными группами населения.

16. Социологические теории символического интеракционизма и практические сценарии социальной работы с различными группами населения.

17. Социологические теории этнометодологии и практические сценарии социальной работы с различными группами населения.

18. Социологическая теория постмодернистской ментальности и практические сценарии социальной работы с различными группами населения.

19. Социологические теории потребительского общества и практические сценарии социальной работы с различными группами населения.

20. Социологические теории символического обмена, гиперреальности и практические сценарии социальной работы с различными группами населения.

21. Социологическая теория макдонализации общества и практические сценарии социальной работы с различными группами населения

Образовательные технологии

o Моделирование семинарского занятия с использованием технологии кейс-стади;

o Использование мультимедийных технологий.

Задания для самостоятельной работы студентов

o Подготовка сообщений и докладов

Формы контроля самостоятельной работы студентов

o Опрос

Образовательные технологии

o Моделирование семинарского занятия с использованием технологии кейс-стади;

o Использование мультимедийных технологий.

Задания для самостоятельной работы студентов

o Подготовка сообщений и докладов

Формы контроля самостоятельной работы студентов

o Опрос

Образовательные технологии

o Моделирование семинарского занятия с использованием технологии кейс-стади;

o Использование мультимедийных технологий.

Задания для самостоятельной работы студентов

o Подготовка сообщений и докладов

Формы контроля самостоятельной работы студентов

o Опрос

Образовательные технологии

o Моделирование семинарского занятия с использованием технологии кейс-стади;

o Использование мультимедийных технологий.

Задания для самостоятельной работы студентов

o Подготовка сообщений и докладов

Формы контроля самостоятельной работы студентов

o Опрос

Образовательные технологии

o Использование технологии кейс-стади

o Использование технологии дебатов;

o Использование мультимедийных технологий

Задания для самостоятельной работы студентов

o Подготовка сообщений и докладов

o Разработка программ социологической оценки эффективности социальной работы с социально-дезадаптированными семьями.

Формы контроля самостоятельной работы студентов

o Опрос

Образовательные технологии

o Использование технологии кейс-стади

o Использование технологии дебатов;

o Использование мультимедийных технологий

Задания для самостоятельной работы студентов

o Подготовка сообщений и докладов

o Разработка программ социологической оценки эффективности социальной работы с инвалидами.

Формы контроля самостоятельной работы студентов

o Опрос

Образовательные технологии

o Использование технологии дебаты;

o Использованием метода проектов

Задания для самостоятельной работы студентов

o Подготовка сообщений и докладов

o Разработка проектов социологического анализа проблем социальной работы с использованием количественной стратегии.

Формы контроля самостоятельной работы студентов

o Опрос

Темы докладов/рефератов

1.Теоретико-методологические основания качественного исследования проблем девиации

2. Теоретико-методологические основания качественного исследования маргинальных групп

3.Теоретико-методологические основания качественного исследования репрессивных групп

4.Теоретико-методологические основания качественного исследования одиночества

5.Теоретико-методологические основания качественного исследования насилия в семье

6.Теоретико-методологические основания качественного исследования социальных проблем лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию.

7.Теоретико-методологические основания качественного исследования десоциализации конкретных лиц или групп населения

8.Теоретико-методологические основания качественного исследования этнических особенностей поведения

9.Теоретико-методологические основания качественного исследования наркотизации подростков

 

Образовательные технологии

o Использование технологии дебаты;

o Использованием метода проектов

Задания для самостоятельной работы студентов

o Подготовка сообщений и докладов

o Разработка проектов социологического анализа проблем социальной работы с использованием качественной стратегии.

Формы контроля самостоятельной работы студентов

o Опрос

Формы текущего контроля

 

7.1.Зачет

7.1.1. Примерные вопросы

 

Примерные вопросы к зачету/ экзамену

по учебной дисциплине « Социология социальной работы»

1. Взаимосвязь социологии и социальной работы.

2. Социологическое воображение в социальной работе на контактном и организационном уровне социальной работы.

3. Социологическое знание в социальной работе. Категории индивид, личность, группа, общность, общество. Понятия «социальные факт», «социальная реальность» и «социальное действие».

4. Социологические проблема социального взаимодействия в социальной работе на макро и микро уровнях. Понятия: социальные структуры, социальные изменения, конфликты интересов основных социальных групп, семья, возрастные группы, адресная помощь/защита и др.

5. Социология социальной работы: предметное поле.

6. Социологический подход в социальной работе.

7. Социологические парадигмы в анализе социальной работы.

8. Парадигмы социально-исторического детерминизма.

9. Парадигмы социальных фактов.

10. Парадигмы социальных дефиниций.

11. Парадигмы социального поведения.

12. Парадигмы психологического детерминизма.

13. Парадигмы структурно-функциональные.

14. Парадигмы интерпретивные.

15. Парадигмы интегральные.

16. Постмодернистские парадигмы.

17. Основные социологические теории: функционализм, теория конфликта, символический интеракционизм, этнометодология, постмодернистская ментальность, конец социального, потребительское общество, символический обмен, гиперреальность, теория макдонализации общества.

18. Социальная работа как непрерывный процесс символической интеракции.

19. Познавательные возможности и особенности количественной методологии в социологии в анализе социальной работы.

20. Понятие и виды традиционных социологических исследований.

21. Проблематика социальной работы как социального процесса и вида деятельности в количественных исследованиях.

22. Показатели эффективности социальной работы.

23. Измерение эффективности социальной работы и типы шкал.

24. Количественные методы сбора первичной информации.

25.Программа социологического исследования.

26. Понятие и построение выборки в классическом исследовании.

27. Обработка и обобщение социологической информации в количественном исследовании социальной работы.

28. Оценка качества социологического исследования в количественном подходе.

29. Требования к отчету по итогам социологического исследования.

30. Качественная методология как изучение микропроцессов в практике социальной работы.

31. Проблематика качественных исследований в социальной работе.

32. Показатели эффективности социальной работы в качественной стратегии и их измерение.

33. Качественные методы сбора первичной информации.

34. Программа качественного социологического исследования.

35. Организация качественного исследования.

36. Интерпретация результатов исследования в социальной работе и уровни репрезентации информации.

37. Анализ и представление результатов качественного исследования.

38. Истина и качество в качественном исследовании социальной работы.

39. Социологические исследования социальной работы в регионе. Проблематика, виды, особенности.

40. Категории социальной работы в социологическом анализе. Понятия, переменные и измерение.

41. Прикладное исследование. Работа в поле.

42. Кабинетное исследование. Вторичный и исторический анализ данных.

43. Мониторинг как повторное социологическое исследование социальной работы: методология и методика.

44. Социологическая служба в регионе: структура и функции.

45. Социологическая культура социального работника как фактор повышения эффективности социальной работы.

46. Мониторинг качества социального обслуживания: методологические и методические особенности.

47. Национальные стандарты в области социального обслуживания и типы учреждений социального обслуживания, виды учреждений социального обслуживания.

48. Логическая схема оценки муниципальных программ.

49. Требования к инструментарию мониторинга социальных программ.

50. Рабочий план проведения оценки муниципальных программ.

51. Схема организации оценки муниципальных программ.

52. Внутренняя оценка муниципальных программ.

53. Семья как социальный институт структура и функции социального института семьи.

54. Семья как социальная группа.

55. Социокультурная природа девиаций семейных отношений.

56. Проблемы и категориальный аппарат социологического анализа дезадаптированных семей.

57. Особенности методической стратегии социологического анализа дезадаптированных семей.

58. Типологический анализ социально-дезадаптированных семей.

59. Показатели эффективности социальной работы социально-дезадаптированных семей.

60. Семья инвалида в социальной структуре общества.

61. Социальная дифференциация. Механизмы социальной эксклюзии и инклюзии инвалидов. Функциональная система эффекта эксклюзии и социальная интеграция.

62. Социальные индикаторы выявления уязвимых категорий населения.

63. Методики измерения, оценки и интерпретации социальных показателей и индикаторов (бедность, нуждаемость, безработица, сиротство и т.п.).

64. Социальные общности и группы, отклоняющегося поведения школьника.

65. Понятия «человек», «индивид», «индивидуум», «личность», личность как активный субъект.

66. Методологические подходы к исследованию девиантного поведения. (Основные направления изучения девиантного поведения: биологический, психологический, социологический подходы.

67. Девиантное деструктивное поведение как социальный феномен. Специфика девиантного поведения подростков.

68. Факторы деструктивного девиантного поведения детей и подростков.

69. Социальная среда как фактор влияния на формы и уровень проявления девиантного поведения подростков.

70. Влияние семьи на формы и уровень проявления подростковых девиаций.

71. Пенсионеры как особая социально-демографическая группа.

72. Факторы социальной дезадаптации пенсионеров. Социальные показатели измерения статуса.

73. Компенсаторные поведенческие реакции пенсионеров.

74. Позитивное конструирование старости.

75. Ресоциализация пожилых людей.

76. Социально-демографическая группа российских пенсионеров как предмет социологического анализа.

77. Направления социальной работы с социальной группой, показатели эффективности

 

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература

1. Волков Ю. Г. Социология. Учебник. М. Альфа-М-ИНФРА-М, 2010

2. Горшков К.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология., М.2010

8.2. Дополнительная литература

1. Максимова Светлана Геннадьевна Особенности функционирования и развития системы социального обслуживания лиц пожилого и старческого возраста в современном российском регионе: Монография. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006;

2. Гуслякова Л. Г. (Барнаул) Социология социальной работы: основные направления исследования. //Сб. статей по материалам 11 Всероссийского социологического конгресса. МГУ, 2005.

3. Шухарева О.Н. К вопросу о социологии социальной работы. Научный журнал КубГАУ № 23 (7), ноябрь, 2006;

4. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория. // Соц.Ис. — 1991.№4.—С.74.3ТамжеС75.

5.Социальные отклонения. / Под ред. В.НКудрявцева М., 1989. - С.95.2 Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. — М, Юридическая литература, 1995;

6.Социологическая модель социальной работы в условиях маргинализации. Монография / О.А. Волкова. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2006. – 166 с.

7. Осадчая Г.И. Лекции по социологии. М., 2008;

 

 

ОСАДЧАЯ Г.И., КИРЕЕВ Е.Ю.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Социология СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Направление подготовки

Теология (бакалавр)

Степень выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная,

Заочная

Москва

 

УДК 364:316

ББК 60.561.7р-2

О-72

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Социология социальной работы» подготовлена д.с.н., профессором, зав. кафедрой социологии социальной работы Осадчей Г.И., преподавателем кафедры социологии социальной работы Киреевым Е.Ю.

 

Рецензенты:

1. Родина И.В., доктор социологических наук,

профессор

2. Ковалев В.Г., кандидат педагогических наук, доцент

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Социология социальной работы» утверждена на заседании кафедры социологии социальной работы (Протокол № 11 от «27» марта 2012 г.).

 

1. Цели освоения дисциплины

Целями учебной дисциплины является введение в предметное поле социологии социальной работы, формирование навыков использования социологического знания для повышения эффективности социальной работы

Задачи изучения дисциплины

· усвоение теоретических основ социологического анализа социальной эффективности социальной работы

· углубление представлений о качестве социального обслуживания населения

· овладение методическими навыками социологического анализа эффективности социальной работы

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Социология социальной работы» относится к базовой (вариативной) части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП.

Данная дисциплина находится в логической взаимосвязи с дисциплинами «Социология» и «Социальная работа».

Дисциплина знакомит студентов с возможностями социологического анализа эффективности социальной работы и дает первые навыки использования социологического инструментария. Она развивает и углубляет знания, полученные студентами в ходе изучения дисциплины «Социология», способствует выполнению организационно-управленческих и исследовательских профессиональных задач. Для профиля «Социология социальной работы» является вводным курсом в дисциплины профиля.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

готов пользоваться нормативными документами, определяющими параметры и стоимость проведения работ в разных сферах социокультурной деятельности ПК-10
способен представлять освоенное знание, системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры; готов к участию в экспертно-консультационной работе ПК-11

 

 

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

 

ЗНАТЬ* Основные социологические школы социологии социальной работы, основные концепции социологии личности, семьи, молодежи, методы сбора первичной информации ПК- 10, 11    
УМЕТЬ* Давать объективную оценку социальным явлениям и процессам, учитывать специфику анализируемого явления, социального факта, логически обосновывать высказанное положение, понимать потребности общества, личности, группы в решении возникающих проблем, использовать социологический инструментарий как механизм регулирования социальных действий ПК- 10, 11    
ВЛАДЕТЬ* Понятийным аппаратом социологии социальной работы, методами социологического анализа ПК- 10, 11  

 

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

 

Количество часов по учебному плану

(очная форма обучения)

Всего 72 часа

Аудиторные занятия* 48 часов, в том числе интерактивных занятий _ часа**

Самостоятельная работа 24 часа

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.228.250 (0.045 с.)