Антропологические основания профессиональной деятельности специалиста социальной работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антропологические основания профессиональной деятельности специалиста социальной работы.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Волгоградский государственный педагогический университет”

 

Кафедра социальной работы

 

«Утверждаю»

 

Проректор по учебной работе

В.В. Зайцев

__________________________

«__» _______ 2009 г.

 

ПРОГРАММА

ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

по общепрофессиональным и специальным дисциплинам

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – 040101 – СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

 

Составители:

 

проф. А.Н. Вырщиков, член-корр. РАО, проф. В.В. Сериков, проф. Т.Ю. Андрущенко, доц. Г.Г. Бородаева; доц. А.В. Гришина, доц. С.Б. Думов; доц. Н.А.Живолупова; доц. И. В. Жуланова, доц. Калачев А.В.; доц. А.Г. Крицкий; доц. О.А.Кузченко, доц. С.Ю. Лебедченко, доц. А.В. Моложавенко; доц. Л.И. Насонова; доц. А.Полозов; доц. Е.В. Терелянская, доц. Л.В. Тимашева, доц. К.О.Хвостунов, ст. преп. Е. В. Галяпина; ст. преп. Э.П. Шитова.

 

 

Волгоград-2010

 


 

 

Программа рекомендована к утверждению на заседании кафедры социальной работы

(протокол № 11 от 30 июня 2009 г.)

 

 

И.о. зав. кафедрой Т.Ю. Андрущенко

 

 

Программа рекомендована к утверждению на заседании кафедры психологии образования и развития

(протокол № 12 от 16 июня 2009 г.)

 

 

Зав. кафедрой А.Г. Крицкий

 

 

Программа рекомендована к утверждению на заседании совета факультета психологии и социальной работы

(протокол № 10 от 2 июля 2009 г.)

 

Председатель Совета факультета, декан Т.Ю. Андрущенко

 

 

Программа утверждена на заседании ученого совета ВГПУ

(протокол № 1 от 31 августа 2009 г.)

 

 

Председатель Совета, ректор Н.К. Сергеев

 


 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственный экзамен по социальной работе является формой проверки теоретической и практической подготовки студентов очной и заочной формы обучения к социальной работе. Он носит комплексный характер и рассматривается как единый государственный экзамен, включает общепрофессиональные и специальные дисциплины.

Программа разработана на основе государственного образовательного стандарта, учебного плана по данной специальности.

На экзамен из общепрофессиональных дисциплин (ОПД.Ф00) выносятся: антропология (ОПД.Ф01), основы социальной медицины (ОПД.Ф02), психология (ОПД.Ф03), педагогика (ОПД.Ф04), социология (ОПД.Ф05), социальная экология (ОПД.Ф06), социальная политика (ОПД.Ф07), история социальной работы (ОПД.Ф08), теория социальной работы (ОПД.Ф09), технология социальной работы (ОПД.Ф10), профессионально-этические основы социальной работы (ОПД.Ф11), организация, управление и администрирование в социальной работе (ОПД. Ф12), экономические основы в социальной работе (ОПД.Ф13), правовое обеспечение социальной работы (ОПД.Ф14), прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе (ОПД.Ф15), конфликтология в социальной работе (ОПД.Ф16), методика исследований в социальной работе (ОПД.Ф17), социальная статистика (ОПД.Ф18), введение в специальность (ОПД.Р01), специальная психология (ОПД.Р02), педагогика девиантного поведения (ОПД.Р04).

На экзамен из специальных дисциплин (СД.00) выносятся: семьеведение (СД.01), гендерология и феминология (СД.02), социальная геронтология (СД.03), проблемы социальной работы с молодежью (СД.04), занятость население и её регулирование (СД.05), содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы (СД.06), содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика) (СД.07), содержание и методика социально-медицинской работы (СД.08), опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций (СД.09).

Из дисциплин специализации “Художественно-творческие технологии в социальной работе” выносятся: введение в художественно-творческие технологии социальной работы средствами музыкально-драматической деятельности (ДС. 01), введение в художественно-творческие технологии социальной работы средствами изобразительной деятельности (ДС. 02), организация досуговой деятельности разных категорий населения (ДС. 03), технология организации досуга социально-незащищенных групп населения (средствами музыкально-драматической деятельности/изобразительной деятельности) (ДС. 04), художественно-творческие технологии социально-профилактической работы (средствами музыкально-драматической деятельности/изобразительной деятельности) (ДС. 05), художественно-творческие технологии социальной коррекции (средствами музыкально-драматической деятельности/изобразительной деятельности) (ДС. 06), художественно-творческие технологии социальной реабилитации и адаптации (средствами музыкально-драматической деятельности/изобразительной деятельности) (ДС. 07), технологии социально-культурного проектирования (ДС. 08).

Вопросы, выносимые на экзамен, позволяют выявить общий теоретический уровень подготовки студентов и практические умения и навыки социальной работы.

На государственном экзамене проверяется умение выпускников грамотно, логично и обоснованно излагать сущность вопроса, пользуясь научной терминологией, применяя соответствующие методы и приемы, убедительные примеры, ситуации.

Общая характеристика критериев оценки ответа студентов.

“Отлично” при ответе на вопросы студент проявил зрелость оценочных суждений, умение практически анализировать и соотносить теоретические и практические положения в области социальной работы, умение грамотно, логично и доказательно излагать сущность вопросов, пользуясь адекватной научной терминологией.

“Хорошо” - на вопросы студент дал полные, содержательные ответы, пользуясь адекватной научной терминологией, но допустил ряд неточностей.

“Удовлетворительно” – на вопросы студент дал неполные ответы, допустил ряд ошибок, проявил трудности при соотнесении теоретических и практических положений.

“Неудовлетворительно” – отказ или отсутствие ответа по существу вопроса, грубейшие ошибки в изложении материала.

Билеты для государственного экзамена включают три вопроса: два из блока общепрофессиональных дисциплин (ОПД) и один из блока специальных дисциплин (СД).

При подготовке к государственному экзамену студенты должны быть ознакомлены с его программой и требованиям к ответу.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ И СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

ОПД.Ф01

Антропология как область научного знания. Человек как предмет познания. Основные концепции антропогенеза. Система наук о человеке и для человека. Биологическая природа и социокультурная сущность человека. Уникальность человека и основные отличия человека от других земных существ. Триединая сущность человека как основа для развития личности. Основные источники развития индивидуальности. Основные потребности, интересы и ценности человека. Физические, психические и духовные силы человека и их связь с социальной активностью. Социокультурная инаковость. Аномальное поведение. Норма и отклонение. Девиантное и делинквентное поведение. Проблемы личности и общества, вызываемые девиантным развитием человека. Антропологическая компетентность специалиста социальной работы как условие эффективности его профессиональной деятельности.

ОПД.Ф02

Здоровье как социальная ценность. Нарушение здоровья человека как социальная проблема. Основные показатели здоровья населения. Факторы здоровья. Взаимосвязь между уровнем жизни и здоровьем населения. Половая принадлежность и показатели здоровья населения. Уровень образования и здоровье населения. Влияние на здоровье населения миграционных процессов. Образ жизни и здоровье. Социально-гигиенические проблемы охраны здоровья женщин и детей.

Понятие репродуктивного здоровья населения. Содержание понятия “планирование семьи”. Социальные условия жизни и репродукция. Профессиональные факторы риска. Дифференцированный подход к планированию семьи с учетом этнических, медико-социальных характеристик отдельных групп населения. Значение профилактики вредных привычек для рождения здоровых детей. Задачи деятельности социальных работников по улучшению репродуктивного здоровья населения.

ОПД.Ф03

Человек как предмет научного исследования. Исследования человека в психологии. Природное и социальное в человеке. Соотношение понятий “индивид”, “личность”, “индивидуальность”, “интегральная индивидуальность”. Внутренние противоречия как источник развития личности. Динамическая система смыслов как основа личности. Индивидуальность как совокупность психических качеств и способов поведения, отличающих человека от других людей. Индивидуальный стиль.

Проблема периодизации развития человека в возрастной психологии: основания периодизации, выбор критериев. Психоаналитическая теория развития. Эпигенетическая концепция развития (Э. Эриксон): стадии психосоциального развития, возрастные задачи развития, идентичность и диффузия идентичности. Проблема периодизации в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева: динамика возрастного развития, проблема возрастных кризисов, виды кризисов детского развития. Кризисы развития в период зрелости и старости. Проблемы сензитивных периодов развития, неравномерность проявления способностей.

Группы и общности. Группа и организация. Основные характеристики групп: позиция, статус, роль; групповые нормы и ценности; санкции. Классификация групп в социальной психологии. Проблематика психологии больших социальных групп и их классификация. Понятие и виды малых групп. Структура малой группы. Положение индивида в группе. Динамические процессы в малых группах: феномен группового давления, групповая сплоченность, лидерство и руководство; принятие группового решения; эффективность деятельности малой группы. Развитие малой группы. Влияние межгруппового взаимодействия на внутригрупповые процессы.

ОПД.Ф04

Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели. Содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, консультация. Методы, приёмы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами. Педагогические основы социальной работы. Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Диагностика и прогнозирование в педагогическом процессе. Цели обучения, содержание образования, информационные, операционные, аксеологические компоненты содержания. Учебные планы, программы, учебно-методические комплекты. Гуманитаризация обучения, методы и средства обучения. Многомерные классификации методов. Формы и организация обучения. Воспитательный процесс, цель его содержание и логика. Процесс воспитания. Личность ребенка - объект и субъект воспитания. Воспитание и структура целостного педагогического процесса, характерные особенности, движущие силы. Структурные элементы процесса воспитания и их взаимосвязь. Цель воспитания и ее место в воспитательном процессе. Содержание и источники воспитания. Система методов воспитания. Современные концепции воспитания, авторские воспитательские системы. Личностно-ориентированное воспитание. Современные образовательные технологии. Современные образовательные технологии: сущностные и описательные, репродуктивные, продуктивные, алгоритмические, дифференциация и интеграция, суггестотехнология, техника игры, технология педагогического прогнозирования, взаимодействия, саморазвития, коррекции, педагогическою общения, реабилитации. Многофакторности, современного образовательного процесса.

“Закон об образовании”. Образовательная система России. Образовательные учреждения. Детские ясли. Детский сад. Общеобразовательная школа, гимназия, лицей. Профессионально-техническое училище, среднее профессионально-техническое училище. Высшая школа. Курсы и институт повышения квалификации. Цель и задачи образовательного учреждения. Образовательный стандарт и образовательная программа. Содержание, структура непрерывного образования. Единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Управление образовательными системами. Иерархия органов управления системой образования. Агенты управления образованием. Совет образовательного учреждения. Устав образовательного учреждения. Административное решение и его виды.

Объект, предмет, методология и структура педагогической науки. Принципы и задачи педагогики. Основные этапы развития педагогической мысли. Педагогические системы. Системный, личностный, деятельностный подходы. Категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Функции педагогического процесса: информирование, обучение, воспитание, развитие и образование личности. Педагогические основы социальной работы. Социализация как развитие человека во взаимодействии с окружающей средой. Этапы социализации. Агенты социализации, её механизмы. Адаптация как процесс приспособления индивида, социальной группы, нации к условиям социальной среды. Педагогические аспекты социализации личности. Интеграция воспитательных функций, возможностей школы, социальной среды.

ОПД.Ф05

Общее понятие о социологическом исследовании. Сущность и содержание основных элементов исследования – субъект исследования, объект исследования, цель исследования, результаты исследования и средства исследования. Материальные и интеллектуальные средства исследования. Основные этапы социологического исследования. Виды исследований - разведывательное, описательное, аналитическое и их характеристика. Выявление других видов социологического исследования исходя из особенностей метода сбора информации, формы и характера проводимого исследования. Содержание плана социологического исследования и приложение к нему.

Общее понятие о методе и его достоинства. Основание для классификации метода опроса: по характеру взаимосвязи социолога и респондента – очные (интервью) и заочные (анкетирование), по степени формализации – стандартизированные (проводится по заранее подготовленному плану) и нестандартизированные (свободные), по частоте проведения – одноразовые, многоразовые. Анкетный опрос и его особенности. Требования к конструированию анкеты в зависимости от предмета исследования. Закрытые и открытые вопросы, особенности их использования. Прямые и косвенные опросы. Основные и неосновные вопросы. Построение измерительной (оценочной) шкалы. Композиция оформления анкеты, ее логический контроль и апробация. Основное содержание памятки анкеру. Интервьюирование и его классификация. Виды интервью - формализованное фокусированное и свободное, их особенность и предъявляемые требования. Трудности интервьюирования и эффект интервьюера.

ОПД.Ф06

Социальная экология как междисциплинарная область естественнонаучных и социальных знаний. Человек – элемент системы "общество и природа". Человек, его развитие и окружающая среда. Элементы окружающей среды естественные (природные) и социальные. Социально-экологическое равновесие. Качество жизни и качество окружающей среды. Глобальные экологические и социальные проблемы современности, их взаимосвязь и взаимозависимость. Охрана окружающей среды: вопросы теории и социальной практики. Социально-экологические знания в профессиональной деятельности социального работника.

Формирование экологической культуры. Культура как совокупность материальных, духовных и природных ценностей. Экология, культура, мораль цивилизации и экологическая этика. Принципы экокультуры. Экология и здоровье, социальная ценность здоровья. Понятие “глобальное здоровье”. Экологические аспекты здоровья. Здоровый образ жизни, как неотъемлемая часть общей культуры человека, его нравственных устоев в профилактике загрязнения окружающей среды на производстве и быту. Экология социопатий. Гуманизация отношений человека и природы как условие сохранения индивидуального, популяционного и глобального здоровья человечества. Гуманизация и нравственное совершенствование человека как неотъемлемое условие сохранения равновесия в природе и обществе. Социальное и экологическое образование и воспитание. Научно-просветительская деятельность социальных учреждений. Международное экологическое сотрудничество на современном этапе.

ОПД.Ф07

Понятие и сущность социальной политики государства. Основные категории социальной политики. Основные подходы к решению социальных проблем в России. Объекты социальной политики. Субъекты социальной политики (государство, партии, общественные движения, объединения). Цель и задачи социальной политики. Принципы социальной политики государства. Социальная политика в системе общественных отношений. Социальная политика и социальная безопасность. Механизмы реализации социальной политики. Правовое обеспечение социальной политики. Основные парадигмы и приоритеты социальной политики в России и за рубежом. Социальная политика и принципы социальной защиты. Социальное страхование. Пенсионное обеспечение. Жилищная политика. Трудовые отношения. Охрана здоровья. Проблемы региональной социальной политики в контексте социальной политики государства. Социальная политика и социальная работа: проблема их взаимосвязи. Критерии эффективности осуществления социальной политики.

ОПД.Ф08

Социальная история России и особенности социальной работы. Исторические модели социальной работы. Этнокультурные факторы и условия социальной работы в России. Становление системы общественного призрения в эпоху Петра I.

Основные тенденции развития различных форм благотворительности и меценатства в первой половине XIX века. Реформы 60-70-х годов XIX в.: основные направления, принципы, формы и методы социальной защиты нуждающихся. Особенности организации социальной помощи в городе и сельской общине. “Трудовая помощь” - сущность, основные принципы и формы деятельности.

Организация социальной помощи в годы Великой Отечественной войны. Специфика социальной работы в условиях повышенного социального риска. Полисубъектный характер социальной работы и организационно-правовой механизм его обеспечения. Российский опыт и мировые тенденции развития социальной работы.

ОПД.Ф09

Социальная работа как наука. Объект и предмет теории социальной работы. Понятие и основные категории теории социальной работы. Особенности социальной работы как науки. Теоретические парадигмы социальной работы. Проблемы научной идентификации социальной работы. Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы в XXI в.

Объект социальной работы, существующие подходы к его определению. Субъекты социальной работы. Многосубъектность социальной работы. Основные закономерности социальной работы. Понятие принципов социальной работы. Классификации принципов социальной работы. Понятие методов социальной работы. Классификации методов социальной работы. Понятие и критерии эффективности в социальной работе.

Формы организации социальной работы как профессиональной и непрофессиональной деятельности. Специфика социальной работы как профессиональной деятельности. Организационная структура социальной работы как профессиональной деятельности, ее основные элементы. Социальная работа как непрофессиональная деятельность. Естественные источники помощи. Группы взаимной помощи и самопомощи. Социальная работа в деятельности волонтеров. Благотворительность и социальная работа. Социальная работа в религиозных организациях. Организационная структура социальной работы как непрофессиональной деятельности, ее основные элементы. Понятие уровня социальной работы. Существующие классификации уровней социальной работы. Взаимосвязь уровней социальной работы. Требования к системе подготовки специалистов по социальной работе с учетом ее многоуровневой организации. Основные направления социальной работы с различными группами клиентов.

ОПД.Ф10

Понятие социальной технологии. Основные структурные элементы социальной технологии. Понятие и сущность технологического процесса. Алгоритм действий как основа технологического процесса. Понятия операции и процедуры. Понятие способа или метода социального действия. Прием социального действия. Основные процедурные этапы технологического процесса. Многообразие типов социальных технологий. Технология социальной работы как одна из отраслей социальных технологии. Система общих технологий социальной работы. Частные технологии социальной работы. Традиционные и инновационные технологии в деятельности специалистов по социальной работе. Овладение технологиями социальной работы как важнейший показатель высокого профессионализма специалиста социальной сферы. Основные виды и методы технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека и с различными группами людей.

Понятие и сущность социальной диагностики. Цели и задачи социальной диагностики. Объект и предмет социальной диагностики. Понятие и содержание социального диагноза. Место и роль диагностики в социальной работе. Психодиагностика и социальная диагностика, их взаимосвязь. Принципы социальной диагностики. Методы социальной диагностики. Диагностическая процедура. Понятие и сущность социальной профилактики. Задачи и проблемы социальной профилактики. Объект и предмет социальной профилактики. Субъекты социальной профилактики и сферы ее применения. Формы социальной профилактики. Принципы социальной профилактики. Основные подходы в социально-профилактической работе. Методы социальной профилактики. Общая процедура социальной профилактики. Возможности и границы социальной профилактики. Эффективность социальной профилактики.

Понятие и сущность социальной реабилитации. Функции социальной реабилитации. Объект и предмет социальной реабилитации. Виды социальной реабилитации. Место и роль реабилитации в социальной работе. Принципы социальной реабилитации. Методы социальной реабилитации. Общая процедура социальной реабилитации. Проблема эффективности социальной реабилитации. Виды социальных реабилитационных учреждений и служб. Понятие и сущность социальной адаптации. Понятие социальной адаптированности личности и группы. Социальная адаптация как процесс. Социальная адаптация как результат. Социальная адаптация и социализация. Социальная адаптация и маргинальность. Социальная адаптация и социальная реадаптация. Функции социальной адаптации. Объекты социальной адаптации. Формы и уровни социальной адаптации. Виды социальной адаптации. Социальная адаптация и социальная дезадаптация. Понятие дезадаптированности. Показатели дезадаптированности. Принципы социальной адаптации. Механизмы социальной адаптации. Технология регулирования процессов социальной адаптации. Проблема эффективности социальной адаптации.

Понятие и сущность социальной экспертизы. Виды и функции социальной экспертизы. Особенности, цели и задачи социальной экспертизы. Принципы и методы социальной экспертизы. Организация социальной экспертизы. Организационные модели социальной экспертизы. Эксперты как субъекты социальной экспертизы. Структура компетентности экспертов. Общая процедура отбора экспертов. Проблемы новаторства в технологии социальной работы.

ОПД.Ф11

Профессионально значимые ценности социальной работы, их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной работе. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений в системе социальной работы. Особенности этического кодекса социальной работы. Деонтологические вопросы социальной работы. Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника. Международный билль о правах: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему. Конституция и гражданский кодекс РФ. Основные человеческие ценности. Ценность жизни, сознания, силы, свободы, деятельности, предвидения, целеустремлённости. Основные добродетели. Справедливость, любовь, надежда, вера, благоразумие, мудрость. Общие этические принципы взаимодействия социального работника с клиентом: принцип добровольности клиента, “не навреди” – принцип бережного отношения к клиенту, принцип приоритетности блага клиента, принцип конфиденциальности, принцип взаимных обязательств и ответственности, принцип осуществления наилучшего из возможного и др. Личность специалиста социальной работы. Гуманистическая направленность сознания и самосознания специалиста социальной работы. Принцип “Социальная работа – это мой образ жизни”. Профессиональные совесть, достоинство, честь. Профессиональный долг и ответственность. Профессиональная компетентность социального работника. Основные права и обязанности социального работника во взаимодействии с клиентами, коллегами, представителями смежных профессий, государственными чиновниками, обществом в целом.

ОПД.Ф12

Понятие и структура управления в системе социальной работы на общефедеральном и региональном уровнях. Принципы, функции и методы управления в организациях, учреждениях и службах системы социальной работы. Администрирование в социальных службах. Особенности менеджмента в организациях, учреждениях и службах системы социальной работы. Регулирование и контроль в системе социальной работы. Пути повышения эффективности управления в организациях, учреждениях и службах социальной работы.

Понятие и содержание управления персоналом в системе социальной работы. Набор и отбор кадров социальных служб и учреждений. Организация труда в социальных учреждениях. Права и обязанности социальных работников. Профессиограмма специалистов социальной работы и пути повышения их профессиональной компетентности.

ОПД.Ф13

Уровень жизни и ее качество. Качество жизни и его измерение. Уровень жизни как количественная характеристика благосостояния людей. Показатели уровня жизни. Потребительская корзина, понятие потребительской корзины, ее назначение. Порядок ее установления. Состав потребительской корзины. Прожиточный минимум. Понятие прожиточного минимума, его назначение. Величина прожиточного минимума, ее исчисление и порядок установления.

Источники и порядок финансирования социальной работы. Основной и дополнительные источники финансирования социальной работы.

ОПД.Ф14

Конституционно-правовые отношения. Нормы конституционного права. Источники конституционного права. Понятие конституции. Конституция Российской Федерации, ее структура и юридические свойства. Конституционное государство и конституционный строй. Основы правового положения личности в России. Государственно-правовое устройство РФ. Равноправие субъектов федерации. Принцип разделения компетенции. Органы государственной власти. Президент Российской Федерации. Федеральное собрание. Правительство Российской Федерации. Судебная власть. Местные органы власти, их структура, функции, нормотворчество. Права личности. Декларация прав человека. Социальные права человека. Социальное право и социальное законодательство. Государственные гарантии на социальное обеспечение и обслуживание. Правовая защита интересов человека.

Охрана прав несовершеннолетних, инвалидов, одиноких людей. Система социальных гарантий: структура, виды, субъекты гарантий.

ОПД.Ф15

Социальное прогнозирование как метод научного познания, как процесс разработки научных прогнозов в области социальных отношений, специальное исследование о вероятных перспективах развития социальных объектов. Цель и задачи, объект и предмет социального прогнозирования. Виды социального прогнозирования. Поисковый прогноз. Нормативный прогноз. Функции социального прогнозирования. Принципы социального прогнозирования. Основные этапы технологии социального прогнозирования: разработка программы исследования (предпрогнозная ориентация); построение исходной (базовой) модели и ее анализ; построение модели прогнозного фона и ее анализ; поисковый прогноз; нормативный прогноз; верификация прогноза; выработка рекомендаций для управления. Методы социального прогнозирования. Экстраполяция. Экспертиза. Моделирование как метод исследования объектов познания на их аналогах – вещественных или мысленных. Предмет и методы моделирования в социальной работе.

Понятие проектной деятельности. Многообразие видов проектной деятельности. Понятие социального проектирования. Структура социальной проектной деятельности. Субъекты социального проектирования. Объекты социального проектирования. Принципы социального проектирования. Уровни социального проектирования. Понятие и основные этапы технологии социального проектирования. Методы социального проектирования. Понятие и содержание социального проекта. Обоснование социальных проектов. Понятие и критерии научной обоснованности проектов. Апробация социальных проектов. Экспертная апробация социальных проектов. Экспериментальная апробация социальных проектов. Нормативная база социального проектирования. Информационное обеспечение проектирования деятельности учреждений в системе социальной работы.

ОПД.Ф16

Ценностно-смысловое и нравственное содержание взаимоотношений участников конфликта. Фабула конфликта и психологическая инфраструктура конфликта как базовые элементы управления Деятельность социальных служб по регулированию и разрешению конфликтов. Стратегии поведения участников конфликта.

Движущие силы и психологическое содержание конфликта. Мнимый и реальный конфликт. Замкнутый круг деструктивного конфликта. Аффилиация и конфликт. Утрата обретения как дихотомия конфликтной ситуации. Методика разрешения конфликтов в процессе социальной работы. Методы профилактики, предупреждения и минимизации конфликтов в социальной работе.

ОПД.Ф17

Методика исследования как совокупность методов, приемов изучения социальных проблем, поиска оптимальных путей их решения и апробации технологий социальной работы. Предмет “Методика исследований в социальной работе” в системе профессиональной подготовки социальных работников. Социальный работник как личность, специалист, исследователь. Этические аспекты исследований в социальной сфере. Виды исследований в социальной сфере: фундаментальные и прикладные исследования, методические разработки, изучение и обобщение зарубежного и отечественного опыта. Особенности научно-исследовательской работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами населения. Общая характеристика исследовательского процесса, его логика и этапы. Теоретико-методологический обзор выполненных исследований по проблеме исследования: зарубежный и российский опыт; потребность науки и практики в исследовании выбранной проблемы, обоснование актуальности; объект, предмет исследования, цель, задачи исследования, его логика, гипотеза; новизна и практическое значение.

Научная организация исследовательской деятельности: выбор проблемы, формулировка темы исследования, обоснование ее актуальности. Анализ социальной ситуации, изучение эмпирических материалов и данных социологических исследований. Разработка понятийно-категориального аппарата, логики и плана исследования. Теоретический анализ проблемы. Методы и приемы работы с библиографией. Основные источники теоретико-методологических знаний, социальных фактов и явлений, практического опыта решения социальных проблем. Виды эксперимента в социальной работе. Подведение итогов опытной работы и результатов исследования. Формы и методы их апробации. Внедрение результатов исследования в практику социальной работы.

ОПД.Ф18

Понятие социальной статистики. Предмет и задачи социальной статистики. Методы статистического анализа явлений и процессов общественной жизни. Значимые направления исследования в социальной статистике. Современная организация статистики.

Статистика доходов и расходов населения. Государственная и ведомственная статистика – основной источник данных о доходах и расходах населения. Проблема дифференциации доходов населения. Показатели дифференциации денежных доходов населения. Статистика потребления материальных благ и услуг, социального обеспечения населения.

ОПД. Р01

Сущность социальной работы как профессии. Социальная работа как “помогающая” профессия. Профессиональные функции социальных работников: диагностическая, прогностическая, правозащитная, организационная, социально-медицинская, социально-педагогическая, психологическая, социально-бытовая, коммуникативная и т.д. Взаимодействие социального работника с представителями смежных профессий. Профессиональные роли социального работника. Основные сферы профессиональной деятельности социальных работников.

ОПД. Р02

Проблема ненормативного развития. Понятие о норме и отклонении в физическом и психическом развитии. Врожденные предпосылки развития. Проблема классификации нарушений психического развития. Виды и типы отклоняющегося и аномального развития. Развитие, осложненное дефектом: сущность и закономерности. Виды дефектов. Системное построение дефекта. Проблема компенсации нарушений психического развития. Л.С. Выготский о функциональном и социальном характере компенсации.

ОПД. Р04

Педагогика девиантного поведения. Понятие девиантного, отклоняющегося, асоциального поведения. Формы его проявления: отклонения агрессивной направленности, корыстной направленности, отклонения социально-пассивного типа. Генезис девиантного поведения несовершеннолетних как результат неблагоприятного социального развития, социопатогенеза, обусловленного влиянием неблагоприятного комплекса психобиологических, социально-психологических и социальных факторов. Проблема соотношения социального и биологического в генезисе девиантного поведения несовершеннолетних. Монистическое понимание природы человеческого развития. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних как комплекс социально-педагогических, медико-психологических и административно-правовых мер, направленных на коррекцию отклоняющегося поведения детей и подростков и нейтрализацию неблагоприятных воздействий. Использование психодиагностической информации для формулировки рекомендаций и разработки программ коррекционно-развивающей работы.

СД. 01



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.051 с.)