ТОП 10:

Л е к ц и и (тексты) по социологии.



Л е к ц и и (тексты) по социологии.

Новикова Лариса Васильевна

(внизу – см. вопросы к экзамену для ориентировки в проблематике)

Методы социологических исследований.

1. Уровни и классификация методов социологических исследований.

2. Этапы социологического исследования.

3. Опросные методы социологического исследования.

4. Неопросные методы социологического исследования.

5. Обработка и интерпретация данных.

1. Социологическое исследование имеет три уровня: методологический уровень (совокупность общетеоретических принципов и положений как основы проведения исследования и интерпретации результатов); методический уровень (комплекс конкретных приемов и методов сбора и обработки эмпирических данных; процедурный уровень (непосредственная организация проведения исследования).

В зависимости от решаемых задачи социологическое исследование бывает трех видов: 1. Разведывательное исследование (его иногда называют пилотажным или зондажным). Это наиболее простой вид исследования, цель которого – получение оперативной информации. Разновидностью данного метода является экспресс-опрос, задача которого – выявить отношение людей к актуальным событиям (зондаж общественного мнения). 2. Описательное исследование – более сложный тип социологического исследования, цель которого – получение сведений для получения относительно целостного представления об изучаемом явлении. 3. Аналитическое исследование – самый глубокий вид социологического исследования, в котором, помимо описания, ставится цель отыскания причинно-следственных связей между параметрами изучаемого явления. Разновидность аналитического исследования – эксперимент, который в социологии служит не столько методом сбора информации, сколько проверкой выдвинутой гипотезы.

По частоте проведения исследование может быть разовым и повторным. Первое помогает получить информацию о состоянии объекта в момент его изучения, второе – проследить его динамику. Повторное социологическое исследование может быть панельным (неоднократное изучение одних и тех же объектов через определенные промежутки времени) и лонгитюдным (исследование одних и тех же объектов в течение многих лет).

По охвату проблематики социологические исследования могут быть международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные.

2. В эмпирическом социологическом исследовании выделяют три этапа: подготовительный, основной и завершающий.

I. Подготовительный этап предполагает разработку программы исследования, в которой излагаются основные задачи исследования, методологические принципы, гипотезы, правила процедуры и последовательность операций по проверке высказанных предположений). Методологический раздел программы содержит 1. формулировку проблемы, объекта и предмета исследования; 2. определение цели и задачи исследования; 3. интерпретацию основных понятий; 4. предварительный системный анализ объекта исследования; 5. выдвижение гипотез. В методический раздел программы входят 1. конкретизация общей схемы исследования; 2. определение обследуемой совокупности социальных объектов; 3. характеристика методов, основных процедур и порядка сбора, обработки и анализа первичных эмпирических данных. В программе должно быть четко указано, является ли исследование сплошным или выборочным. Сплошное исследование охватывает генеральную совокупность (совокупность всех возможных социальных объектов, подлежащих изучению); выборочное исследование охватывает выборочную совокупность (выборку), т. е. часть объектов генеральной совокупности, отобранную с учетом специальных параметров. Выборка должна быть репрезентативной, т. е. отражать основные характеристики генеральной совокупности. Исследование является репрезентативным (достоверным), если отклонение выборки от генеральной совокупности не превышает 5 %.

II. Основной этап исследования предполагает сбор социологической информации.

3. Основными методами сбора эмпирических данных являются опрос, наблюдение и анализ документов.

Социологический опрос – самый распространенный метод сбора первичной информации, в который входит письменное или устное обращение к группе лиц (респондентов).

Опросы, проводимые в письменной форме, называются анкетированием. В анкетном опросе наиболее важным моментом является правильная постановка вопроса. Они должны формулироваться четко, недвусмысленно, доступно, в русле решаемых задач. Анкетные вопросы можно классифицировать по следующим характеристикам: 1. содержание: вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента; 2. форма: открытые (без предлагаемых формулировок ответов), полузакрытые (наряду с приведенными вариантами ответов имеются свободные ответы) и закрытые (с готовыми вариантами ответов); 3. функции: основные (направлены на сбор информации), неосновные (вопросы-фильтры для выявления адресата основного вопроса) и контрольные вопросы (для проверки искренности ответа).

Опросы, проводимые в устной форме, называются интервьюированием. Здесь имеет место непосредственное общение социолога с респондентом. Социологическое интервью может быть прямым («лицом к лицу») и опосредованным (по телефону), индивидуальным и групповым, однократным и многократным. Наконец, в прикладной социологии различают стандартизированное интервью (по заранее разработанному плану), фокусированное (менее формализованное, цель которого – сбор материала по конкретному вопросу) и свободное интервью (в виде непринужденной беседы).

4. Социологическое наблюдение – метод сбора первичных данных путем непосредственного восприятия объекта, свойства которого фиксируются исследователем. Формы такой фиксации разнообразны: запись в дневнике наблюдения, фото- и кинопленка, аудио- и видеозапись и проч. Наблюдение бывает включенным и невключенным. При включенном наблюдении исследователь находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми, включен в изучаемые события; при невключенном – находится вне объекта изучения.

Документальный метод – способ получения социологической инфоромации с помощью изучения документов. При изучении документов используют два приема: традиционный (раскрытие содержания документов) и формализованный (связанный с количественным подходом). Последний называется контент-анализом. Применение контен-анализа целесообразно в следующих случаях: 1. когда требуется высокая степень точности и объективности; 2. при анализе больших массивов документов (прессы, записей телепередач и т. п.); 3. при обработке ответов на открытые вопросы анкет и др. Разновидностью документального метода является документально-биографический метод (изучение писем, автобиографий, мемуаров и т. д.). Здесь исследователь изучает общество через жизнь конкретной личности (используется в основном в историко-социологических исследованиях).

5. III. Завершающий этап социологического исследования – это обработка, анализ, интерпретация данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. Этот процесс состоит из 1) редактирования информации (проверка и унификация полученных данных; здесь происходит выбраковка некачественных анкет); 2) кодирование информации – перевод данных на язык формализованной обработки и анализа; 3) статистический анализ (выявляются статистические закономерности, которые позволяют сделать определенные обобщения и выводы).

После указанных процедур производится интерпретация и оценка полученных данных, выделяются ведущие тенденции, отмечается, какие гипотезы подтвердились, какие – нет.

Результаты исследования оформляются в форме отчета, в котором отражается

содержание исследования, теоретические выводы и практические рекомендации.

 

Общество как система

1. Определение общества в западной и отечественной литературе, его основные характеристики.

2. Типология обществ.

3. Социальная система и социальная структура.

1. Существует множество трактовок общества, например, определение общества как способа организации социальной жизни, локализованной на определенной территории. Так, современный американский социолог Н. Смелзер определяет общество как «объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность».

С точки зрения «сетевой» теории, общество представляет собой совокупность связей (сетей), возникающих в процессе социального взаимодействия и коммуникации людей.

В теориях «социальных групп» общество определяется как совокупность различных пересекающихся групп как разновидностей одной доминирующей группы.

Согласно институциональному подходу общество – это система социальных институтов и организаций, в рамках которой осуществляется жизнедеятельность людей. Именно институты формируют структуру всевозможных форм коллективной жизни, гарантируют воспроизводство социальных отношений и устойчивость общественного развития.

Общество, с точки зрения американского социолога Э. Шилза, обладает рядом конкретных признаков 1. объединение не является частью какой-либо более крупной системы; 2. браки заключаются между представителями данного объединения; 3. пополнение последнего происходит главным образом благодаря деторождению; 4. объединение имеет собственную территорию; 5. у него есть свое название и своя история; 6. объединение обладает собственной системой управления; 7. оно существует дольше средней продолжительности жизни человека; 8. объединение скрепляет общая система культурных норм, образцов и ценностей.

В отечественной социологии общество часто определяется как исторически сложившаяся относительно устойчивая система социальных связей и отношений больших и малых социальных групп, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, основывающаяся на определенном способе производства.

Несмотря на существенные различия, теории общества содержат ряд общих положений, позволяющих выделить ряд устойчивых характеристик современного общества. В первую очередь это - универсальность общества, его всеобъемлющий, разносторонний характер. Общество охватывает все многообразие социальных связей и отношений, всю совокупность социальных групп, институтов и общностей, сложившихся в границах определенного территориального пространства. В силу своей универсальности общество может создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставлять широкие возможности для их самоутверждения и самореализации. Только в обществе человек может заниматься профессиональной деятельностью, знакомиться с достижениями науки и культуры, развивать свои личностные качества.

Вторая важная характеристика общества – автономность, способность существовать самостоятельно, что достигается за счет высокого уровня внутренней саморегуляции, обеспечивающей поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Это происходит благодаря созданию особых институтов (в первую очередь – органов управления), обеспечивающих координацию различных сфер жизни общества.

Третьей сущностной характеристикой общества является интегративность, благодаря которой ему удается включать индивидов в единый контекст социальной жизни, побуждать их воспроизводить в своих действиях сложнейшую структуру общественных отношений.

Таким образом, общество – сложный вид организации совместной деятельности людей, включающий все многообразие устойчивых социальных взаимодействий, все институты и общности, локализованные в рамках конкретных государственно-территориальных границ.

2. Структурная сложность общества предполагает разнообразие способов его классификации. Наиболее устойчивым в социологии является деление общества на традиционное и индустриальное (современное). В разработку этих понятий значительный вклад внесли немецкий социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Арон, американский экономист и социолог У. Ростоу.

Традиционное общество основано на натуральном сельскохозяйственном укладе, примитивном ремесленном производстве, в нем неразвито разделение труда, малоподвижная сословно-корпоративная структура, иерархическая система власти, основанная на традициях, обычаях и религиозных верованиях социокультурная регуляция.

Общество индустриального типа характеризуется ростом промышленности, радикальным изменением методов производства, гибкостью социальных структур. В нем можно выделить следующие черты: 1. развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации; 2. механизация и автоматизация производства и управления: 3.массовое производство товаров на широкий рынок; 4. высокая развитость средств транспорта и коммуникаций; 5. рост урбанизации и социальной мобильности: 6. увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления; 7. формирование гражданского общества.

Теория индустриального общества, получившая популярность в 60-е гг. XX века, дополняется в 70-е гг. концепцией постиндустриального общества, разработанной в американской (Д. Белл, А. Тоффлер) и западноевропейской (А. Турен, Ж. Фурастье) социологии.

Возникновение постиндустриального общества ученые связывают с рядом важных экономических и социальных изменений в развитых странах, каковыми являются: 1. резкое возрастание роли знания и информации, появление и развитие «интеллектуальных технологий», преобразивших профессиональную деятельность человека, его быт и досуг; 2. смена доминантных секторов экономики: вместо индустриального сектора главным становится сфера обслуживания, охватывающая сферы деятельности, непосредственно не связанные с производством, - торговля, финансы, медицина, транспорт, наука, образование, отдых и др.; 3. увеличение в структуре общества тех слоев и групп, которые заняты интеллектуальным трудом; 4. сдвиги в системе социокультурных потребностей населения: охрана окружающей среды и повышение качества жизни.

Данная типология сформирована в рамках социального эволюционизма. Принципиально иной подход существует в рамках марксистской традиции. Основанием для классификации служат способ производства и форма собственности. Выделяются пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Переход от одной формации к другой происходит путем социальной революции, которая является формой разрешения конфликта между растущими производительными силами и устаревшей системой производственных отношений.

Существуют и другие типологии общества. Например, с учетом основного способа добывания средств к существованию, общества делят на 1. живущие охотой и собирательством; 2. основанные на примитивном земледелии и разведении скота; 3. аграрные общества; 4. промышленные общества.

По политическим критериям общества делятся на тоталитарные (полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства), авторитарные (неограниченная власть одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах) и демократические (контроль гражданского общества над властью).

В научной литературе можно встретить деление общества на простые и сложные, дописьменные и письменные, открытые и закрытые, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые и др. Можно классифицировать общество по религиозным признакам

(христианское и мусульманское общество); по этническому составу (мононациональное и многонациональное); по степени распространения языка общения (англоязычное, русскоязычное и т. д.).

3. Социальная система – целостное образование, состоящее из функционально взаимосвязанных элементов (индивидов, групп, организаций, институтов, общностей). В обществе как целостном образовании принято выделять экономическую, политическую, социальную и духовную (социокультурную) подсистемы.

Экономическая подсистема регулирует отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Она решает три вопроса: 1) что производить (какие товары и услуги), 2) как производить (на основе какой технологии и с помощью каких ресурсов); 3) для кого производить (кому предназначены эти товары и услуги). Главная функция экономической подсистемы – адаптация к изменяющимся условиям природной среды и удовлетворение материальных потребностей и интересов членов общества. Чем выше уровень экономической организации общества, чем выше степень его адаптации, а следовательно, и эффективности функционирования.

Политическая подсистема регулирует отношения, связанные с функционированием публичной власти. Основные элементы этой подсистемы: государство, правовые институты (суд, прокуратура, арбитраж и т. д.), политические партии, общественно-политические объединения и т. д. В ее состав также входят ценностно-нормативные структуры, регулирующие взаимодействия политических субъектов, и средства массовой информации, обеспечивающие взаимосвязь между государством и гражданским обществом. Главная цель данной подсистемы – обеспечение социального порядка, стабильности и интеграции общества, его мобилизации на решение жизненно важных задач и проблем.

Социальная подсистема регулирует взаимодействия различных групп и общностей по поводу социальных условий их деятельности. Социальная сфера в самом широком смысле – это совокупность организаций и институтов, отвечающих за благосостояние всего населения (общественное питание, здравоохранение, транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание и т. д.). Социальная сфера в узком смысле подразумевает только учреждения социальной защиты и социального обеспечения социально-уязвимых слоев населения.

Духовная (социокультурная) подсистема направляет деятельность по созданию, развитию и освоению культурных, духовно-нравственных ценностей. К ней относятся наука, образование, воспитание, мораль, религия, искусство. Главная функция данной подсистемы – социализация личности, образование и воспитание молодого поколения, развитие науки и культуры.

Все четыре подсистемы тесно взаимосвязаны. В настоящее время социологи придерживаются взгляда, что нельзя выделять в качестве ведущей ни одной из подсистем. Недооценка любой из них чревата негативными последствиями для общества.

При определении социальной структуры общества применяют две теоретические модели: нормативно-ценностную и категориальную. Примером первой модели является структурный функционализм. При данном подходе основными элементами социальной структуры являются нормативно-ценностные образования – социальные институты, статусно-ролевые группы и т. п.

Категориальная модель выделяет в качестве элементов социальной структуры крупные социальные категории – классы, социальные слои, профессиональные группы и т. д. При этом социологи-марксисты подчеркивает обусловленность социальной структуры господствующим способом производства, в то время как представители технологического детерминизма полагают, что технический прогресс разрешит все противоречия современного общества.

Наконец, существует предельно широкая трактовка социальной структуры, которая включает в нее различные и разнообразные компоненты: социально-демографические, социально-территориальные и социально-этнические общности. Самым существенным для нас «срезом» социальной структуры общества является социальная стратификация, то есть разделение людей на группы по доходу, власти, образованию, престижу. Это явление по преимуществу социальное, хотя и связанное с природными свойствами (задатками, характером). Социальная стратификация «обрамляет» существующее в любом обществе неравенство социальных позиций.

 

Процессы глобализации.

1. Определение и основные тенденции глобализации.

2. Противоречивость глобализации.

1.Глобализация мира – объективный процесс интернализации всех сторон жизни стран и народов. Она проявляется в огромной взаимозависимости социальных систем, высоким уровнем интегрированности мирового сообщества. Наметились следующие тенденции данного процесса: 1. Формирование единого информационного пространства на основе новейших компьютерных технологий – важный фактор трансформации обществ, изменения структуры повседневности. Это расширило диапазон коммуникации. 2. Усиление экономической интеграции, развитие новых форм транснационального бизнеса, контролирующего мировые финансовые и информационные потоки. Возрастает роль ТНК и тесно связанных с ними наднациональных экономических структур и организаций (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.).

3. Процессы экономической глобализации сопровождаются политической глобализацией, сущность которой составляет формирование транснациональной элиты. На смену устойчивым альянсам приходит гибкая система временных элитных альянсов. Происходит постепенное смещение центра принятия решений с национального на наднациональный уровень. Возрастает роль различных интеграционных структур – НАТО, ОБСЕ и др. Это свидетельствует о централизации мировой системы и консолидации политических элит, «выстраивающих» новую модель мира. 4. Глобальные проблемы охватывают также сферу культуры (формируется единое социокультурное пространство). Доминирующей тенденцией становится сближение культур, универсализации образа и стиля жизни, распространение западных культурных образцов.

2. Глобализация носит противоречивый характер: новые возможности для экономического и научно-технического прогресса, развития высоких технологий и новых средств коммуникации, повышение интеллектуального расцвета личности, но, с другой стороны, увеличивается разрыв между богатыми и бедными странами, подрываются национальные валюты и экономики, создаются условия для манипулирования массовым сознанием.

Необходимы демократизация международных отношений, создание мировой системы сдержек и противовесов, развитие экологических и пацифистских движений как основы «глобального гражданского общества». Это будет противовесом социальной безответственности транснационального бизнеса.

 

Социальные группы.

1. Определение и функции социальных групп.

2. Классификации социальных групп.

1. Социальная группа – объединение людей, связанных общими отношениями, имеющими общие цели, нормы, традиции и объединенные общей деятельностью. Основные характеристики социальной группы: 1. устойчивое взаимодействие; 2. однородность состава по ряду признаков, ценных с точки зрения группы; 3. группа принадлежит к более широким группам и общностям. По Н. Смелзеру, группы выполняют следующие функции: а) участвуют в социализации; б) способствуют в организации совместной деятельности людей (инструментальная функция); в) поддерживающая функция; г) эмоциональная функция.

2. Большие социальные группы – нации, религиозные, профессиональные, половые, возрастные группы, классы, расы, политические партии.

Скрепляющий фактор группы – общий интерес, в основе которого могут лежать экономические, духовные или политические потребности. Группы создаются для достижения определенных целей.

Человек усваивает ценности через связь с другими людьми в малых группах.

Социальные группы делятся на малые, средние и большие. Малые группы предполагают непосредственный контакт людей друг с другом.

Средние группы – относительно устойчивые группы людей, имеющих общие цели, связанных общей деятельностью, однако не находящихся между собой в тесном контакте (трудовой коллектив, жители улицы, населенного пункта и др.).

Большие социальные группы – нации, религиозные, профессиональные, половые, возрастные группы, классы, расы, политические партии – объединены, как правило, одним социально значимым признаком. Их называют в социологии социальными общностями. Члены большой группы могут никогда не вступать в контакт друг с другом.

Существуют первичные и вторичные группы (Ч. Кули). Первичные группы – как правило, малые группы. В них взаимодействие между людьми является тесным и непосредственным. Во вторичных группах таких контактов нет, но есть общность целей. Это, как правило, средние и большие группы.

Группы бывают формальными и неформальными. В формальных группах отношения регулируются специальными правовыми актами (законами, инструкциями) и присутствует жесткая иерархия. Отношения людей в них обезличены. Неформальные группы складываются стихийно и не имеют жесткой регламентации отношений. В них присутствуют эмоциональные отношения.

Группы бывают реальные и социальные (в узком значении слова). Реальные группы выделяются по реальному признаку (например, уровню доходов). Социальные группы выделяются по ряду случайных признаков, для целей социологического исследования (например, группа матерей-одиночек).

Группы бывают интерактивные (с непосредственным взаимодействием) и номинальные (каждый член относительно независим от других. Для них характерно косвенное взаимодействие, которое активизируется только в условиях, когда затрагиваются интересы всех членов (например, национальные сообщества).

Существует также референтная группа – наиболее значимая для индивида, в силу авторитета она может оказать наибольшее влияние. Ее можно назвать эталонной.

Вопросы к экзамену по социологии

1. Объект и предмет социологии.

2. Структура социологического знания.

3. Основные понятия и функции социологии.

4. Место социологии в системе общественных наук.

5. Социально-философские предпосылки возникновения социологии.

6. О. Конт – основатель социологии.

7. Эволюционная теория Г. Спенсера.

8. Социология марксизма.

9. Социология Э. Дюркгейма.

10. Понимающая социология М. Вебера.

11. Основные особенности и этапы развития русской социологии.

12. Географическое направление в социологии (Л. И. Мечников).

13. Генетическая социология М. М. Ковалевского.

14. Историческая социология В. О. Ключевского.

15. Неокантианство в русской социологии. Б. А. Кистяковский.

16. Теория культурно-исторических типов Н. К. Данилевского.

17. Интегральная социология П. А. Сорокина.

18. Основные направления современной западной социологии.

19. Социальное действие как первичный элемент социальной жизни.

20. Общество и его основные характеристики.

21. Типология обществ.

22. Социальные институты.

23. Социальные статусы и роли.

24. Социальные нормы и санкции.

25. Девиация и социальный контроль.

26. Социальные общности.

27. Социальные группы.

28. Малая социальная группа. Групповая динамика.

29. Семья как социальный институт и малая социальная группа.

30. Социальная стратификация: определение и основные критерии.

31. Теории социального неравенства.

32. Исторические типы стратификационных систем.

33. Стратификация современного западного общества.

34. Стратификация современной России.

35. Социальная мобильность и маргинальность.

36. Социологическое определение культуры и ее основные элементы.

37. Культура как фактор социальных изменений.

38. Социологическое понимание личности. Социальные типологии личности.

39. Социализация.

40. Социальные конфликты.

41. Социальный прогресс и его критерии.

42. Методология социологического исследования.

43. Модернизация общества

44. Мировая система и процессы глобализации.

45. Социальное изменение. Реформы и революции.

 

Л е к ц и и (тексты) по социологии.

Новикова Лариса Васильевна

(внизу – см. вопросы к экзамену для ориентировки в проблематике)

Методы социологических исследований.

1. Уровни и классификация методов социологических исследований.

2. Этапы социологического исследования.

3. Опросные методы социологического исследования.

4. Неопросные методы социологического исследования.

5. Обработка и интерпретация данных.

1. Социологическое исследование имеет три уровня: методологический уровень (совокупность общетеоретических принципов и положений как основы проведения исследования и интерпретации результатов); методический уровень (комплекс конкретных приемов и методов сбора и обработки эмпирических данных; процедурный уровень (непосредственная организация проведения исследования).

В зависимости от решаемых задачи социологическое исследование бывает трех видов: 1. Разведывательное исследование (его иногда называют пилотажным или зондажным). Это наиболее простой вид исследования, цель которого – получение оперативной информации. Разновидностью данного метода является экспресс-опрос, задача которого – выявить отношение людей к актуальным событиям (зондаж общественного мнения). 2. Описательное исследование – более сложный тип социологического исследования, цель которого – получение сведений для получения относительно целостного представления об изучаемом явлении. 3. Аналитическое исследование – самый глубокий вид социологического исследования, в котором, помимо описания, ставится цель отыскания причинно-следственных связей между параметрами изучаемого явления. Разновидность аналитического исследования – эксперимент, который в социологии служит не столько методом сбора информации, сколько проверкой выдвинутой гипотезы.

По частоте проведения исследование может быть разовым и повторным. Первое помогает получить информацию о состоянии объекта в момент его изучения, второе – проследить его динамику. Повторное социологическое исследование может быть панельным (неоднократное изучение одних и тех же объектов через определенные промежутки времени) и лонгитюдным (исследование одних и тех же объектов в течение многих лет).

По охвату проблематики социологические исследования могут быть международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные.

2. В эмпирическом социологическом исследовании выделяют три этапа: подготовительный, основной и завершающий.

I. Подготовительный этап предполагает разработку программы исследования, в которой излагаются основные задачи исследования, методологические принципы, гипотезы, правила процедуры и последовательность операций по проверке высказанных предположений). Методологический раздел программы содержит 1. формулировку проблемы, объекта и предмета исследования; 2. определение цели и задачи исследования; 3. интерпретацию основных понятий; 4. предварительный системный анализ объекта исследования; 5. выдвижение гипотез. В методический раздел программы входят 1. конкретизация общей схемы исследования; 2. определение обследуемой совокупности социальных объектов; 3. характеристика методов, основных процедур и порядка сбора, обработки и анализа первичных эмпирических данных. В программе должно быть четко указано, является ли исследование сплошным или выборочным. Сплошное исследование охватывает генеральную совокупность (совокупность всех возможных социальных объектов, подлежащих изучению); выборочное исследование охватывает выборочную совокупность (выборку), т. е. часть объектов генеральной совокупности, отобранную с учетом специальных параметров. Выборка должна быть репрезентативной, т. е. отражать основные характеристики генеральной совокупности. Исследование является репрезентативным (достоверным), если отклонение выборки от генеральной совокупности не превышает 5 %.

II. Основной этап исследования предполагает сбор социологической информации.

3. Основными методами сбора эмпирических данных являются опрос, наблюдение и анализ документов.

Социологический опрос – самый распространенный метод сбора первичной информации, в который входит письменное или устное обращение к группе лиц (респондентов).

Опросы, проводимые в письменной форме, называются анкетированием. В анкетном опросе наиболее важным моментом является правильная постановка вопроса. Они должны формулироваться четко, недвусмысленно, доступно, в русле решаемых задач. Анкетные вопросы можно классифицировать по следующим характеристикам: 1. содержание: вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента; 2. форма: открытые (без предлагаемых формулировок ответов), полузакрытые (наряду с приведенными вариантами ответов имеются свободные ответы) и закрытые (с готовыми вариантами ответов); 3. функции: основные (направлены на сбор информации), неосновные (вопросы-фильтры для выявления адресата основного вопроса) и контрольные вопросы (для проверки искренности ответа).

Опросы, проводимые в устной форме, называются интервьюированием. Здесь имеет место непосредственное общение социолога с респондентом. Социологическое интервью может быть прямым («лицом к лицу») и опосредованным (по телефону), индивидуальным и групповым, однократным и многократным. Наконец, в прикладной социологии различают стандартизированное интервью (по заранее разработанному плану), фокусированное (менее формализованное, цель которого – сбор материала по конкретному вопросу) и свободное интервью (в виде непринужденной беседы).

4. Социологическое наблюдение – метод сбора первичных данных путем непосредственного восприятия объекта, свойства которого фиксируются исследователем. Формы такой фиксации разнообразны: запись в дневнике наблюдения, фото- и кинопленка, аудио- и видеозапись и проч. Наблюдение бывает включенным и невключенным. При включенном наблюдении исследователь находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми, включен в изучаемые события; при невключенном – находится вне объекта изучения.

Документальный метод – способ получения социологической инфоромации с помощью изучения документов. При изучении документов используют два приема: традиционный (раскрытие содержания документов) и формализованный (связанный с количественным подходом). Последний называется контент-анализом. Применение контен-анализа целесообразно в следующих случаях: 1. когда требуется высокая степень точности и объективности; 2. при анализе больших массивов документов (прессы, записей телепередач и т. п.); 3. при обработке ответов на открытые вопросы анкет и др. Разновидностью документального метода является документально-биографический метод (изучение писем, автобиографий, мемуаров и т. д.). Здесь исследователь изучает общество через жизнь конкретной личности (используется в основном в историко-социологических исследованиях).

5. III. Завершающий этап социологического исследования – это обработка, анализ, интерпретация данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. Этот процесс состоит из 1) редактирования информации (проверка и унификация полученных данных; здесь происходит выбраковка некачественных анкет); 2) кодирование информации – перевод данных на язык формализованной обработки и анализа; 3) статистический анализ (выявляются статистические закономерности, которые позволяют сделать определенные обобщения и выводы).

После указанных процедур производится интерпретация и оценка полученных данных, выделяются ведущие тенденции, отмечается, какие гипотезы подтвердились, какие – нет.

Результаты исследования оформляются в форме отчета, в котором отражается

содержание исследования, теоретические выводы и практические рекомендации.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.137.159 (0.029 с.)