Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, объект социологии. Уровни социологического знания.
Предмет, объект социологии. Уровни социологического знания. Социология – наука об общих и специфических соц. закономерностях развития и функционирования исторически определенных соц. систем, соц. структур и институтов. - это наука, изучающая структуры общества, их элементы, условия существования и соц. процессы, протекающие в этих структурах. - это наука о соц. изменениях в соц. отношениях как механизмов взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями и между личностью и обществом в целом. Объект науки: 1) Это реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира. 2) Область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск. 3) Поле исследовательской деятельности. Предмет науки: Существует несколько основных подходов к определению предмета социологии. 1) Социология – это универсальная наука об обществе, призванная изучить глубинные основы социальной жизни (О.Конт, Г.Спенсер) 2) Социология изучает социальное (взаимодействие между людьми, социальными группами). Социология стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения, проявляющие в любых областях общественной жизни (экономическая, духовная, политическая). 3) Социология это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их организации (социальные институты, социальная структура, социальные системы). В узком смысле под предметом социологии понимают: 1) человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям; исследования человека; как члена социальной общности; социальный слоя; социального института; мотивы поведения в конкретной общественной ситуации, его потребности, жизненные ориентации, внутренний мир. 2) Деятельность человека, посредством изучения которой раскрываются институциональный, стратификационный, управленческий. И другие уровни организации общественной жизни. 3) Отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающее неодинаковое участие в экономической и духовной жизни. Различающиеся уровнями и источниками своих доходов, структурой личного развития, типом общественного сознания. 4) Социальные структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные институты): социально-демографические, национальные; социально-профессиональные и т.д. Уровни социологического знания Социология, как наука выделяет 3 основных уровня: 1) Фундаментальный (включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности) 2) Специальные социологические теории (теории среднего уровня) (они включают в себя теории соц. институтов, семьи, культуры; теории соц. общностей; теории специализации соц. процессов) 3) Эмпирические исследования · Изучение документов · Опрос · Наблюдение и эксперимент Методы и функции социологии. Социология – наука об общих и специфических соц. закономерностях развития и функционирования исторически определенных соц. систем, соц. структур и институтов. Функции социологии: 1. теоретико-познавательная - позволяет получать новое социологическое знание, создавать и уточнять теории, концепции, выработать общий взгляд на общество, его социальные связи. 2. Информационная - дает возможность получать социологические знания не только специалистам, но и общественности. 3. Управленческая - состоит в выработке рекомендаций для социального управления, в объяснении социальных явлений, в поиске их причин и возможных решений. 4. Организационная - заключается в организации различных групп: на производстве, в политической сфере, в воинских частях, на отдыхе и т. д. 5. Прогностическая - позволяет предсказывать будущее. Особенно ценна она для тех, кто составляет и утверждает долгосрочные планы, принимает ответственные решения, касающиеся отдаленного будущего. 6. Пропагандистская - дает возможность формировать общественные идеалы, ценности, создавать образы героев общества, определенные общественные отношения. Особенно активно эта функция проявляется в образовании, политике, в деятельности средств массовой информации, в военной сфере. Методы социологии: Социология для своих исследований использует общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход и др.Кроме того, социология выработала и собственные специфические методы исследования: · наблюдение; · изучение документальных источников; · опрос; · тестирование; · социометрия; · социальный эксперимент. Философские предпосылки социологии. Сравнить теорию Платона и Аристотеля. В своей работе «Государство», Платон выделил особую роль разделения труда и создал первую теорию стратификации. Его Он разделял общество на 3 класса: 1. Высший (мудрецы, которые управляли государством) 2. Средний (воины и защитники государства) 3. Низший (крестьяне и ремесленники) · Платон считал, что задачей человеческого общества является воплощение идеальной общественной системы, сознательно построенной и управляемой интеллигентной элитой в соответствии с принципами разумности и целесообразности: · Принцип разделения труда – каждый должен заниматься своим делом. · Высший класс не должен обладать частной собственностью, поскольку она развращает нравы людей. Все эти 3 принципа должны обеспечивать стабильное общество. Вслед за Платоном Аристотель тоже делил общество на 3 класса. Опорой порядка он считал средний класс. Также отмечал, что общество лучше всего будет управляться в том случае, если: 1. Бедняки не отстранены от участия в управлении. 2. Интересы богатых будут ограничены. Это предполагает, что их морально нравственное развитие будет на высоком уровне, и они будут способны ограничивать свои эгоистические потребности. 3. Средний класс будет многочисленнее и сильнее двух других. Аристотель, как и Платон, считал, что частная собственность развивает эгоистические интересы. Он считал, что несовершенство общества можно преодолеть, за счёт повышения морального уровня людей и выравнивания их жизненных возможностей, а чрезмерное неравенство является опасным фактором для государства.
Философские предпосылки социологии. Сравнить теорию Николо Макиавелли и Томаса Гоббса. Никколо Макиавелли (1469-1527) в своём известном произведении «Государь», он продолжает идеи Платона и Аристотеля, но смещает фокус своего внимания со структуры общества на поведение политического лидера. Он сформулировал следующие законы для правителя желающего добиться успеха: 1) Действиями людей правят честолюбие и мотив власти. Людьми состоятельными движет страх потерять того, что они имеют. А бедняками страсть приобрести то, чего их лишили. 2) Умный правитель не должен выполнять все свои обещания, чтобы завоевать власть нужно быть добрым, но чтобы удержать – жестоким. 3) Творить зло нужно сразу, а добро постепенно. Награды людям дорожат, когда они редки. Наказания же нужно производить сразу и навсегда. Томас Гоббс (1588-1679) сделал следующий шаг: он разработал теорию общественного договора. Она выступила основой учения о гражданском обществе. Он задал главный по его мнению вопрос «Как возможно общество?» По Гоббсу, общество возможно следующим образом: 1) Люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате социализации, либо воспитания. 2) Гражданское общество порождено страхом одних перед другими. Именно страх заставляет людей создавать гражданское общество, то есть такое общество, которое на договорной основе гарантирует каждому относительную защищённость от враждебных действий других людей или групп. Человек. Индивид. Личность. Человек – биосоциальное существо способное к мышлению и речи умеющее создавать и предавать из поколение в поколение орудия труда, способное к быстрой обучаемости. Способность человека по канту: 1) Творческое мышление 2) Способность следовать нравственным нормам Индивид – представитель человеческого рода взятого в определённых условиях, выполняющего в них определённую функцию. Для личности характерно реализация социально значимых свойств, которые носят устойчивый характер. Личность – индивид в высшей степени его развития. Личность- это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей. Однако можем ли мы считать личностью сумму освоенных ролей? Социологический анализ личности предполагает анализ структуры личности. Психоаналитическая структура личности: оно, я, сверх я. Это то, что мы понимаем, есть в сфере нашего внимания. Что касается отечественного подхода (Леоньтьев, Гальпернин, Выгодский, Рубенштейн), говорят о том что структуру личности определяют 3 понятия: 1) Культура 2) Память 3) Деятельность Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов. Потребности- это то, в чем человек чувствует необходимость. Потребности могут быть: • социальными- реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества. Личность -- социальный образ человека, складывается из его общественного образа и внутреннего облика: Общественный образ определяется деятельностью и положением человека в обществе, реализацией его индивидуального потенциала, уровнем развития и общественной активности личности. Внутренний облик - это индивидуальность человека, его природные задатки, черты и свойства, относительно неизменные и постоянные во времени и ситуации, отличающие одного индивида от другого. Понятие "личность" выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ Социальный конфликт – это попытка достижения некоторого вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. Конфликт – это реальная борьба между людьми или группами независимо от того, каковы истоки, способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон. Социально-ролевой конфликт – это противоречие либо между нормативными структурами социальных ролей, либо между структурными элементами социальной роли. Универсальным источником конфликта является несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения. Конфликт вечен, потому что невозможно создание такой общественной системы, при которой потребности всех были бы полностью удовлетворены. Предмет, объект социологии. Уровни социологического знания. Социология – наука об общих и специфических соц. закономерностях развития и функционирования исторически определенных соц. систем, соц. структур и институтов. - это наука, изучающая структуры общества, их элементы, условия существования и соц. процессы, протекающие в этих структурах. - это наука о соц. изменениях в соц. отношениях как механизмов взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями и между личностью и обществом в целом. Объект науки: 1) Это реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира. 2) Область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск. 3) Поле исследовательской деятельности. Предмет науки: Существует несколько основных подходов к определению предмета социологии. 1) Социология – это универсальная наука об обществе, призванная изучить глубинные основы социальной жизни (О.Конт, Г.Спенсер) 2) Социология изучает социальное (взаимодействие между людьми, социальными группами). Социология стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения, проявляющие в любых областях общественной жизни (экономическая, духовная, политическая). 3) Социология это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их организации (социальные институты, социальная структура, социальные системы). В узком смысле под предметом социологии понимают: 1) человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям; исследования человека; как члена социальной общности; социальный слоя; социального института; мотивы поведения в конкретной общественной ситуации, его потребности, жизненные ориентации, внутренний мир. 2) Деятельность человека, посредством изучения которой раскрываются институциональный, стратификационный, управленческий. И другие уровни организации общественной жизни. 3) Отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающее неодинаковое участие в экономической и духовной жизни. Различающиеся уровнями и источниками своих доходов, структурой личного развития, типом общественного сознания. 4) Социальные структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные институты): социально-демографические, национальные; социально-профессиональные и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.149 (0.012 с.) |