Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предыстория социологии. Периодизация развития социологии

Поиск

Возраст социологии как самостоятельной науки составляет меньше двух веков. Однако ее истоки уходят вглубь истории человеческого общества. Первыми стали изучать общественные проблемы предсоциологи ученые, пытавшиеся подвергнуть общество специальному анализу. С древности людей волновали проблемы и загадки не только природные, но и социальные: например, почему люди кончают жизнь самоубийством, становятся преступниками, женятся или разводятся, воюют, но стремятся жить не в одиночестве, а среди других людей, почему одни бедствуют, а другие проживают свою жизнь в роскоши и богатстве, когда и почему начинаются общественные волнения и т.д.?

В античную эпоху появились самостоятельные произведения, анализирующие отдельные социальные институты (семья, государство, право), социальную структуру, принципы социального устройства, типы правления (Платон. «Государство», «Законы»; Аристотель. «Политика»; рассуждения Сократа, Полибия).

В средневековье общественные проблемы рассматривались в религиозном контексте. Среди видных представителей данного периода, внесших вклад в исследование общественного устройства, выделяется Фома Аквинский, автор трактатов, представляющих собой дискуссии по теологическим и философским проблемам. Жизнь людей Фома Аквинский ассоциировал с наличием теологических добродетелей (вера, надежда и любовь), основополагающих добродетели (благоразумие, справедливость, мужество, умеренность), с которыми связаны все остальные добродетели[7].

В эпоху Возрождения. Эразм Роттердамский, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Мишель Монтень создавали модели общества, во многом аналогичного общине, где порядок и нравственность диктуются Богом и традициями (все поведение людей предопределено, а отдельный человек играет незначительную роль). В этот же период Никколо Макиавелли, итальянский государственный деятель, писатель, автор труда «Государь», обозначил пути прихода к власти и ее удержания, соотношение целей и средств политической борьбы.

В эпоху Просвещения была создана рациональная картина общества, в которой поведение человека зависит от его собственных усилий. Просветители писали о "царстве разума", основанном на естественном равенстве граждан и политической свободе, об истоках неравенства, роли религии в обществе. Томас Гоббс (1588-1679, Англия) создал теорию общественного договора; Джон Локк (1632-1704, Англия) – доктрину либерализма; Шарль Монтескье (1689-1755, Франция) – теорию разделения властей и "географическое направление" в социологии; Джамбаттиста Вико (1688-1774, Италия) стремился создать новую науку об обществе, разработав схему "движения наций" и первым выделив различие методов познания природы и общества (что дало повод П.Сорокину назвать Вико «отцом» социологии); Жан-Жак Руссо (1712-1778, Франция) выдвинул теорию суверенитета народа, основы которой заложены в конституции современных государств; Жак Тюрго (1727-1781, французский экономист, государственный деятель) обосновал одну из первых теорий прогресса, развития общества в соответствии с типом производства; Адам Смит (1723-1790, шотландский экономист) предпринял попытку раскрыть природу человеческих страстей, объяснить социальными факторами стремление человека оценивать себя и других. Анри Клод де Сен-Симон (1760-1825, французский социалист-утопист) считал научную социальную систему орудием создания рационального общества; Иеремия Бентам (1748-1832, английский правовед) заложил основы теории утилитаризма.

В этот же период естествоиспытатели (Дж. Граунт, Э. Галлей, П. Лаплас) разрабатывали методы эмпирических исследований, количественного анализа социальных процессов: Дж. Граунт – уровня смертности (таблица смертности Граунта находится в научном обороте и современной демографии), Лаплас – динамики народонаселения. Ламбер Адольф Жак Кетле[8] (1796-1874, бельгийский математик, астроном, основатель статистики) попытался создать свою науку об общественной жизни, управляемой законами независимо от воли человека, – социальную физику. Он использовал сложные математические процедуры для обоснования подобных законов, благодаря чему ряд ученых считает его родоначальником социологии.

Однако это не так: в этот период еще не было преодолено отставание в изучении общественных явлений в сравнении с исследованием природы. Причины такого отставания находились в методологии социальных исследований: 1) отказ от взглядов о божественной предопределенности поведения человека вел к отрицанию причинной обусловленности этого поведения, признанию его непредсказуемости; 2) глвным для просветителей был предложить наилучшую модель устройства общества. Такие реальные ограничители свободы человека, как другие люди, рамки религии, морали и законов, культуры, традиций, тогда еще не изучалась. Необходимость в самостоятельной научной разработке этих и других социальных проблем возникла позже, в середине XIX века.

Существуют различные взгляды на периодизацию развития социологии. П. Монсон считает, что «возникновение той науки, которую мы сегодня называем социологией, относится к началу распада средневековья и переходу к новому времени, т.е. к XV-XVI векам»[9]. Он связывает ее рождение с генезисом современного естествознания, основанном на нерелигиозном подходе к изучению природы (таковы труды Коперника, Ньютона, Галилея) и глобальными экономическими и политическими изменениями (расширение торговли и возникновение национальных государств).

Первым подход к обществу как к государству отверг Н. Макиавелли, который ввел в научный оборот специальный термин "Stato" для обозначения государства как особой политической организации общества, а, начиная с Т. Гоббса, в политической мысли термины «общество» и «государство» стали использоваться не как однозначные.

Неслучайно латинское слово status (состояние) стало основой для английского state, немецкого Staat, французского état, итальянского stato, испанского Estado, сохранивших оба значения: и состояния, и государства. Следы первоначального значения и второго понятия – "общество", употреблявшегося в эпоху, когда общество приравнивалось к государству, также сохранилось в русском "общество", английском "society", немецком "Gesellschaft", французском "société", обозначающих то, что мы называем "компанией людей, друзей, единомышленников". Тогда же возникло понимание терминов "гражданин" (не просто подданный государства, но и полноправный член общества) и "нация (совокупность всех граждан") и появилось другое важное понятие "индивид", когда укрепилось представление о том, что все люди рождаются равными, а неравными их делают общественные отношения (принадлежность к сословию), и что, следовательно, человек значим сам по себе, а не благодаря своему статусу.

Эти изменения и их анализ, как отмечает П. Монсон, привели к возникновению новой научной дисциплины – социологии.

Анри де Сен-Симона и его секретаря О.Конта Монсон называет "пионерами социологии", а "классиками" (1880-1920 гг.) – Э. Дюркгейма и Ж. Сореля (Франция), К.Маркса, Ф.Тённиса, Г.Зиммеля и М.Вебера (Германия), Г.Моску и В.Парето (Италия).

Есть и другие исследователи, отдающие предпочтение в создании социологии не О.Конту. Так, Р.Арон в книге «Этапы развития социологической мысли»[10] выделяет а) начальный этап (основоположники социологии, по его мнению, - это Ш.Монтескье, О. Конт, К. Маркс, А.де Токвиль), б) этап поколения на стыке веков (Э. Дюркгейм, В. Парето, М. Вебер).

С некоторой долей условности можно выделить четыре основных этапа в формировании и развитии социологии как науки. На каждом из этапов господствовали разные социологические течения и ориентации.

Первый этап (1840-х годов до 1880-х гг.) Это период формирования двух крупных социологических течений позитивизма – 1) О.Конт и Г.Спенсер, 2) К.Маркс, Ф.Энгельс. В этот период сложился эволюционизм (Конт, Спенсер: порядок и развитие как предпосылки прогресса) и марксизм (Маркс,Энгельс: революция как предпосылка прогресса, утопические идеи коммунистического общества).

Второй этап (1890-х гг. - 1920-х гг.) Это время формирования собственных социологических методов и собственно социологического категориального аппарата. На этом этапе создана теория социального действия М.Вебера и сформировалась функциональная школа Э.Дюркгейма. Шла борьба таких методов исследования общества и человека, как психологизм (Г.Тард, Л.Уорд, Ф.Гидденс, Г.Лебон) и социологизм (Э.Дюркгейм, Л.Гумплович).

Третий этап (1920-е - середина 1960-х гг.) – время ревизии идей "отцов" социологии; бурное развитиие эмпирической и прикладной социологии. На первый план выходят неопозитивистские школы США, синтезирующие на своей почве все европейские тенденции: британский эмпиризм и теоретические школы России (П.Сорокин и др.), Франции и Германии и активно развивающие эмпирическую социологию. Широкое распространение и признание в западной социологии получила на этом этапе структурно-функциональная теория Т. Парсонса. Некоторое время пользовался популярностью и бихевиоризм. Заслуживает внимания и вклад А.Грамши (Италия) и франкфуртской (критической) школы социологии (Т. Адорно (1903-1969), Г. Маркузе (1895-1979), М. Хоркхаймер (1895-1973).

Четвертый этап (с середины 1960-х гг. по настоящее время). В этот период получили распространение: структурный функционализм как метод и теория (Т.Парсонс, Р. Мертон); теория социального обмена (Дж. Хоманс): теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендоф); технократические концепции, основанные на технологическом детерминизме (идеологизированные концепции индустриального и постиндустриального общества, общества «всеобщего благоденствия», конвергенции, переводящие борьбу групп интересов в сферу технологии управления, рассматривающие конфликты лишь в той мере, в какой социальные институты способны их регулировать.

В этот же период развивается гуманитаристская социология (социология действия, символический интеракционизм и этнометодология, дискурсы постмодерна), неомарксизм. Распространению последнего способствовали критическая школа социологии, радикальная социология США ("новая социология" Ч.Миллса, а после его смерти - альтернативная, или рефлексивная, социология А.Гоулднера), Франции, Италии, Англии, ставшие теоретической базой движения "новых левых", футурологические исследования.

 

Возникновение социологии

Одной из предпосылок возникновения социологии явилось ускорение развития общества, крах социальной и политической структуры феодализма, бурный рост социальной дифференциации и классовых конфликтов в европейских странах. Другой предпосылкой стали крупные достижения в понимании природы: рождение клеточной теории строения живого организма и теории эволюции видов живых существ, позволившие применить те же методы и сделать аналогичные выводы в отношении общества. Если Маркс и Энгельс благодаря концепциям Шлейдена и Дарвина, учениям Канта и Гегеля сформировали теорию диалектического материализма, предполагающую прогрессивное развитие общества через социальные мутации (революции), то Конт, Спенсер и Дюркгейм использовали биологические аналогии для создания органической теории, а другие естественные науки – для построения (по образцу этих наук) теорий, не разжигающих противоречия и конфликты, а устанавливающих согласие и солидарность, обосновывающих не революции, а эволюцию.

Социология как наука начинается с трудов О. Конта (1798-1857). Конта считают "отцом социологии" за следующие заслуги. Он поставил задачу классификации наук и определения места социологии в ней. Классификация наук производится им по мере усложнения объектов изучения, а значит, и нарастанию сложности самих наук, начиная с математики, затем астрономии, физики, химии, биологии и, наконец, социологии как вершине позитивного знания. Именно в таком порядке и побеждает "позитивное" знание в данных науках. Структура «позитивистской науки об обществе», о человечестве включает: «социальную физику (социологию)» и «физику органическую, или физиологию (науку об индивиде)».

Конт подверг резкой критике метафизические (умозрительные) воззрения эпохи французского Просвещения, предложив применить научный метод для изучения общества. Он считал, что с помощью науки можно обнаружить скрытые законы, управляющие всем обществом. Конт первым поставил вопрос о науке об обществе, моделирующей себя по образцу естественных наук. Эту науку он назвал социальной физикой, желая тем самым подчеркнуть, что речь идет о естественнонаучном объяснении социальных фактов. В 1839 г. в 3-м томе "Курса позитивной философии" Конт дает социальной физике новое название – социология.

Конт попытался выработать рациональный подход к изучению общества, основанный на наблюдении и эксперименте, на изучении отдельных социальных фактов, практически полностью отрицая роль общей теории. Он надеялся, что этот подход, именуемый позитивизмом, обеспечит практическую основу для установления нового, более стабильного общественного порядка.

Позднее Конт связал идею прогресса с идеей науки, выделив две основные концепции (две части в структуре социологии): «социальную статику» (идея порядка) и «социальную динамику» (идея прогресса). В современной американской социологии более предпочтительна первая концепция.

«Социальная статика» описывает общество как социальный организм, в котором части (семья, государство, религия и иные институты) гармонично связаны друг с другом, аналогично живым организмам (позднее данную идею развил Г.Спенсер). Эта связь О. Конт назвал «солидарностью». Общественный организм регулируется жесткими законами, подобными законам всемирного тяготения. По аналогии с физикой порядок, по Конту, – это симметричность и уравновешенность элементов (индивидов и групп). «Порядок» – основание общества, цель общества – «прогресс». Конт полагал, что социология должна изучать «социальную динамику» по двум причинам: во-первых, это могло бы способствовать осуществлению реформ и, во-вторых, изучение социальной динамики может многое прояснить в "естественных" изменениях, вызванных распадом или перестройкой социальных структур. Суть прогресса общества – в умственном развитии человека, проходящем, как отмечалось, через три стадии к рациональному мышлению.

Опираясь на идеи прогресса, Конт сформулировал «закон трёх стадий» развития человеческих знаний, детерминирующих остальные аспекты жизни общества. На первой, теологической стадии человек опирается на чувства: он религиозен, верит в сверхъестественные силы, предопределяющие все события; на второй, метафизической, вступает в силу рассудок: человек объясняет все, используя лишь абстрактные философские понятия и стремясь постичь причины всех явлений и процессов; на третьей, научной (позитивной) человек апеллирует к знанию («позитивному знанию») и, не вдаваясь в причины явлений, ограничивается наблюдением за явлениями, определением постоянных связей между ними (законов).

О. Конт сформулировал закон разделения и кооперации труда. Эти процессы, по Конту, имеют двойственное значение: они повышают благосостояние людей и уровень разнообразия в обществе, но ведут и к односторонней узкой специализации и к объединению людей только по профессиям, противостоящим друг другу, что способно разрушить общество. Поэтому призвание социологии – укрепление согласия и солидарности в обществе. Несмотря на свой рациональный подход, Конт остался идеалистом, убежденный, что миром правят идеи и менять сначала надо именно их.

Последователями Конта, позитивистами, обратившимися к научным методам исследования общества в рамках первого этапа развития социологии, стали английские ученые и общественные деятели Джон Милль (1806-1873) и Генри Бокль (1821-1862), французские социологи - основатель социологии искусства Жан Гюйо (1854-1888) и Ле Пле (1806-1882), американский этнограф Генри Морган (1818-1881) и др.

Джон Милль, основатель английского позитивизма, автор монографии о позитивной философии О.Конта[11], поддерживавший с ним творческие контакты, исходил из того, что знание вырабатывается из опыта, его предметом являются наши ощущения. Дж. Милль в значительной мере психологизировал общественно-исторические законы развития и деятельности человека и вследствие этого – социологию как науку. Он впервые разработал разнообразные схемы логического доказательства наличия/отсутствия причинно-следственных связей явлений, используемые и в настоящее время в социальном эксперименте на основе принципа сравнения двух и более групп; описал свои знаменитые "четыре метода опытного исследования" – единственного сходства, единственного различия, сопутствующих изменений и остатков. Однако сложность общества как объекта исследования, трудности в однозначном детерминировании связей экспериментальных переменных, неразвитость современной Миллю научно-экспериментальной базы привели его к признанию ограниченности, а затем и к полному отрицанию возможностей применения эксперимента в социальных науках.

Генри Бокль, представитель географического направления в социологии, выдвинул на первый план статистику, фиксирующую повторяющиеся явления в обществе и причины, вызывающие одни и те же следствия. Ле Пле – главный идеолог Второй империи, социолог, горный инженер, профессор Политехнической школы в Париже, в объяснении социальных явлений придавал ведущее значение технологическим и географическим факторам, с одной стороны, морально-религиозным, с другой. Главным фактором социальной жизни Ле Пле считал семью, основанную на власти отца и традиционной религиозной морали. Ле Пле выделил три типа семьи: патриархальная (дети, состоящие в браке, живут под главенством родителей), нестабильная (современная нуклеарная семья) и коренная (один из женатых сыновей остается в отцовской семье, остальные получают определенную долю наследства).

Генри Морган вошел в историю социологической мысли как основоположник научной теории единого пути развития человеческого общества, теории универсальной родовой организации, концепции эволюции форм брака.

На позитивистской основе, конкретнее – на основе присущего позитивистскому натурализму редукционистского принципа биологизаторства, складывается и реакционная расово-антропологическая школа, одним из основателей которой был французский философ Жозеф Гобино (1816-1882). Он был одним из первых пророков неминуемой гибели западной цивилизации. Это основная мысль его главного труда "О неравенстве человеческих рас". Гобино предложил радикальное биологическое объяснение исторического процесса: главный фактор цивилизации – "чистота расы", которую, однако, никогда не удается сохранить; отсюда и недолговечность расцвета цивилизации; "этнические мутации (смеси)" разрушают единство стиля жизни и приводят к "вырождению человека", а вместе с тем и к распаду всей социальной структуры. Расовая концепция Гобино была подвергнута убедительной критике А. де Токвилем.

Алексис де Токвиль (1805-1859) – выдающийся французский политолог, министр иностранных дел Франции в 1848 г., у которого Гобино работал секретарем в канцелярии. Главная тема его исследований – сущность и перспективы демократии, которую он понимал предельно широко как принцип социальной организации общества, противоположный феодализму. Еще одним "биологизатором" был Ипполит Тэн (1828-1893) – французский позитивист. Он развил типологическое мышление в социологии, предлагая отыскивать "формулу" хаотического множества явлений и биологическое "доминирующее свойство", определяющее характер и творческую индивидуальность отдельного человека и народа.

Вторым основателем позитивизма принято считать английского социолога Герберта Спенсера (1820-1903), философа и естествоиспытателя, сыгравшего важную роль в развитии нескольких научных дисциплин, включая социологию и антропологию. Он – автор органической теории, охватывающей три взаимосвязанные концепции:

- механистический эволюционизм, в котором Спенсер выделял три вида развития: интеграцию, или переход от простого к сложному, дифференциацию, или переход от однородного к разнородному, упорядочение, или переход от аморфности к определенности;

- органицизм: Спенсер уподоблял общества биологическим организмам, а отдельные части общества (образование, государство и др.) – частям организма (сердцу, нервной системе и т.д.), без которых невозможно функционирование целого.

Вслед за Контом, Спенсер положил в основу социологии идею эволюции. Стержень его главного труда "Основание социологии" составляет систематически проведенная аналогия между биологическим и социальным организмами. Спенсер считал, что подобно биологическим организмам общества развиваются от простейших форм к более сложным. В ходе этого процесса они непрерывно вынуждены приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Те, что адаптируются лучше, "выживают дольше". Таким образом, "естественный отбор путем борьбы за существование" происходит в обществе так же, как и среди животных, способствуя выживанию самых приспособленных. В то же время процесс адаптации вызывает усложнение общества в целом, так как его части становятся более специализированными. Общества, таким образом, развиваются от относительно простого состояния, при котором все части взаимозаменяемы, в направлении сложной структуры с несхожими, не взаимозаменяемыми и потому взаимозависимыми элементами. Как голова должна думать и командовать, а руки и ноги – исполнять, так и в обществе разделены функции между разными институтами и классами. Любая революция нарушает естественный порядок и естественную эволюцию (при переводе данного положения Спенсера на язык обыденной речи: если малограмотные классы становятся правящими, то это аналогично тому, как если бы руки-ноги захотели бы командовать головой; и если головой забивать гвозди возможно, хотя и малопродуктивно, то думать ногами и голосовать сердцем физически невозможно).

Одновременно Г. Спенсер был и против государственного социального обеспечения. Он считал, что гуманность только выиграет, если общество избавится от неприспособленных индивидов путем естественного отбора (борьба за существование, выживание лишь приспособленных), и если правительства не будут вмешиваться в этот процесс (например, помогать бедным). Он переносил ту же идею на предприятия и экономические институты, полагая, что конкуренция при невмешательстве со стороны правительства способствует уничтожению неприспособленных и возрождению эволюции человека, остановленной развитием медицины и социальной защиты, позволяющим выживать всем.

Большим вкладом в социологию на первом этапе стал марксизм. В трудах ученого и публициста Карла Маркса (1818-1883) прослеживается несколько основных социологических сюжетов. В ранний период Маркс разрабатывал понятия «отчуждение», «отчужденный труд», «отчужденная личность» (отчужденный труд - труд, навязанный другими человеку, отчужденному от контроля над процессом труда, от распоряжения средствами и продуктом производства). Маркс известен своими взглядами на отношения между экономической жизнью и иными социальными институтами. Неточно говорить, что он был экономическим детерминистом, полагающим, что природа общества определяется тем, как организована экономика и кто ею владеет. Теория базиса и надстройки Маркса действительно предполагает, что труд и собственность являются основой жизни общества, однако развитие социальных институтов (государство, семья и др.) относительно независимо от экономики и даже оказывает на нее обратное влияние. Вместе с тем общественно-экономическая формация (общество на определенной ступени развития) все же в конечном итоге определяется экономическим базисом (производственными отношениями); в основе развития общества лежит способ производства, в котором производственные отношения (прежде всего – отношения собственности) сами в конечном счете зависят от уровня развития производительных сил (а в их рамках – от развития техники). В основе выделения социальных классов лежат производственные отношения. Те, кто владеет средствами производства, контролирует их и пользуется продуктом труда, образуют один класс, а те, кто зависит только от своего собственного труда, формируют другой. Форма производственных отношений варьируется от общества к обществу, порождая различные классы. Например, в капиталистическом обществе в основе отношений между капиталистами и рабочими лежит контроль капиталиста как за средствами производства, так и за продуктом: последний может определять, каким образом использовать оборудование, контролировать трудовой процесс и пользоваться продуктом. В феодальном обществе феодал не имеет непосредственного контроля за средствами производства, остающимися в руках крестьянина, но он может присваивать продукт. Основной моделью таких обществ является модель двухклассовой структуры, хотя одновременно существуют и неосновные классы (зародыши основных классов будущих обществ или остатки классов предыдущих стадий).

Анализ социального класса, произведенный К. Марксом примененительно к современным капиталистическим обществам подвергся серьезной критике из-за отсутствия в его схеме среднего класса и растущего перехода собственности от владельцев частной собственности на средства производства к социальным институтам[12]. По Марксу, отношения производства обязательно предполагают конфликт, поскольку владельцы средств производства (капиталисты) интенсивно эксплуатируют рабочих, присваивая продукт их труда.

Этот конфликт, или противоречие, предполагает также теорию социального изменения. По Марксу, классовая борьба является "двигателем истории"; растущая буржуазия свергла феодальную аристократию и сама также ниспровергается пролетариатом. При капитализме общество поляризуется, рабочий класс все больше нищает (относительно буржуазии или абсолютно). Социальные изменения не следуют автоматически за изменениями в экономической структуре; необходима классовая борьба как активное вмешательство людей. Историческое изменение принимает форму поступательной смены обществ с господством различных способов производства, каждое из которых представляет большую степень технологического контроля над природой. По Марксу, после коммунистической революции рабочие сформируют справедливое общество, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком, со всеми видами отчуждения человека от власти, собственности и результатов труда, с делением общества на неравные социальные классы. Анализ Марксом классовой борьбы и социального изменения также оказался спорным. Критики утверждали, что классовая борьба мало связана с переходом от одного общества к другому (особенно при капитализме, где отсутствуют признаки надвигающихся дезинтеграции, поляризации и растущего обнищания рабочего класса).

К. Маркс был выдающимся теоретиком капиталистического общества. В "Капитале" он анализирует экономические механизмы капитализма, его расцвета и упадка, развивая трудовую теорию стоимости, теорию прибавочной стоимости, теорию накопления капитала категории товарного фетишизма, видимости и реальности.

Собственный вклад Фридриха Энгельса (1820-1895) в развитие социологии весьма значителен. После смерти Маркса Энгельс утверждал, что надстроечные элементы, такие как право и идеология, обладают некоторой независимостью от экономического базиса и могут иногда детерминировать его, отделяя экономику от других факторов. В работе «Aнти-Дюринг» (1877-1878 гг.) и опубликованной после его смерти «Диалектике природы» Энгельс заложил основы того, что впоследствии стало называться диалектическим материализмом. Он пытался развивать марксизм на естественнонаучной основе, естественная наука при этом представлялась ему материалистической и следующей диалектическим законам. Испытав влияние Ч. Дарвина, Энгельс полагал, что социальное развитие следует эволюционным принципам, и придавал большее, по сравнению с Марксом, значение идее однолинейного развития.

Работы Энгельса охватывают также историю, антропологию и военное дело. Его работа «О положении рабочего класса в Англии» (1845), основанная, главным образом, на данных прямого наблюдения в Манчестере и Солфорде, остается классическим описанием жизни рабочего класса в индустриализирующейся Англии, хотя современные историки спорят о том, представлял ли описанный Энгельсом крайне низкий уровень жизни улучшение по сравнению с тем, что было раньше, или же, как утверждал Энгельс, это было ухудшение. Работа "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884) замечательна своим осуждением подчинения женщин и соотнесением патриархата с частной собственностью, несмотря на то, что ее антропологическая основа в настоящее время ставится под сомнение.

В целом, естественноисторическое и диалектико-материалистическое объяснение развития общества, выявленные марксизмом его детерминанты (источники и движущие силы) и закономерности позволяют характеризовать марксизм как близкое к позитивизму направление в социологии. Вместе с тем обоснование специфики общества в сравнении с природой, его законов и методов его исследования, обусловленности позиций ученых их социально-политическими интересами (когда исследователь не может полностью освободиться от влияния социальных условий), исследование конфликтного характера развития общества показывают наличие в марксизме положений и концепций, сближающих его с гуманитаристским направлением в социологии.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Почему лишь в эпоху Просвещения стало возможным рациональное изучение общества?

2. Предопределено ли поведение человека правилами и нормами или он "приговорен к свободе" и ничем не связан, его действия произвольны?

3. Возможно ли научное изучение деятельности людей в каждом из этих двух случаев, т.е. совместима ли наука с фатализмом и волюнтаризмом?

4. Связано ли рождение социологии с наделением новым смыслом понятий "общество", "нация", "гражданин" и созданием термина "индивид" ("неделимый")?

5. За что многие ученые называют Конта "отцом социологии"? Какие стадии развития знания он выделял? Как Конт связывал идею порядка с идеей прогресса?

6. В чем суть органицизма и социал-дарвинизма Спенсера? За что Токвиль критиковал Гобино? Можно ли назвать Маркса экономическим детерминистом? Раскройте суть его теории. Что нового предложил Энгельс после смерти Маркса?

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:

Генезис социологии. Признание социологии. Периодизация социологии. Секуляризация мышления. Государство, общество, индивид; нация и гражданин. «Позитивное» и «метафизическое» знание. «Социальная физика». «Социальная статика» и «социальная динамика». «Закон трех стадий». Закон разделения и кооперации труда. Четыре метода опытного исследования. Расово-антропологическая школа. Биологизаторство. Эволюционизм. Социальная интеграция, дифференциация и упорядочение. Органицизм. Социальное отчуждение и эксплуатация. Экономический детерминизм. Экономический базис и политико-идеологическая надстройка. Производственные отношения, классы. Социальные изменения, поляризация, классовая борьба, социальные революции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 854; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.228 (0.013 с.)