Типология общественных систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология общественных систем



Система (греч.: целое, составленное из частей) – эта всякая совокупность (collection), единство взаимосвязанных частей, объектов, предметов или организмов, находящихся в определенной взаимозависимости и стремящихся к сохранению своей целостности. Важными признаками системности являются ее целенаправленность и функциональность, то есть любая система существует для достижения некоторой цели. У любой сложной системы есть аддитивные (присущие и ее элементам) и эмерджентные (возникающие только у системы как целого) свойства.

Общественная (или социальная в широком значении) система (social system) – один из наиболее сложных типов систем. Ее характеризуют две особенности: 1) она со временем тяготеет к равновесию, "гомеостазу", так как является системой, поддерживающей границы - создает недостающие звенья, отсекает ненужные и не допускает "чужих", носителей дисфункций); 2) это информационная система, или система ввода-вывода. Позитивизм часто проводил аналогию между живыми организмами и социальными системами как гомеостатическими системами: части социальной системы, как в организме, связаны между собой путем обмена, включающего в себя множество символов-носителей информации (язык, деньги, влияние, обязательство). Тем самым равновесие может быть определено как баланс между вводом и выводом.

Парсонс интерпретировал общественную систему как достаточно стабильное взаимодействие двух или более социальных акторов в закрытой среде. Понятие это относится также к группам, институтам, обществам. Оно может использоваться, например, в анализе университета или государства как социальных систем, обладающих структурой взаимосвязанных частей. Общественной системой является и человечество в целом, и группа людей, находящихся в непосредственном контакте. Каждая из общественных систем обладает целостностью и взаимосвязанностью (интеграцией) всех элементов ее структуры. Первое понятие фиксирует форму существования системы, обладающей эмерджентными свойствами. Второе – процесс и механизм объединения его частей[73].

Социологическая теория рассматривает все общественные системы как системы двух уровней общности – социетальные и просто социальные:

Социетальные (societal) системы – это "срезы", сферы общественной жизни: а) экономическая, б) политическая и в) духовная. По иному критерию выделяется социальная сфера. В западной социологии иногда социетальными системами называют общности мегауровня.

Каждая из этих систем обладает определенной структурой, или совокупностью взаимосвязанных элементов. Социетальные системы образуют иерархическую зависимость, в которой одна (по Марксу – экономическая, по Веберу – духовная) подсистема в конечном счете является определяющей, а остальные – производными от нее, и характер элементов и способы связи друг с другом последующей системы определяются структурой предшествующей. Однако производные системы относительно самостоятельны, оказывают обратное воздействие на предыдущие – воздействие стабилизирующее, сохраняющее гомеостатическую целостность всей общественной системы.

В социологии органически сочетаются генетический (исторический) и структурный (функциональный) подходы к анализу отдельных социетальных систем и общества в целом. При этом генезис есть переход от одной социетальной системы к другой.

Социальная (или социальная в узком значении; social) система – явление или процесс, состоящий из качественно определенной совокупности элементов, образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Социальные системы делятся на социальные общности (или вторичные социальные группы) и "организованные" социумы.

Р.Мертон описывает социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих между собой, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами группы со стороны других[74].

Социальная общность – реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, самостоятельный субъект социального действия. Различаются массовые и групповые формы общности. Первые аморфны, с неопределенным составом и границами, неустойчивы, разнородны (болельщики, филателисты); вторые имеют сущностные признаки, потому более устойчивы и однородны.

При дифференциации социальных систем мы пользуемся другими критериями, выделяя объективно возникшие обширные социальные общности и "организованные" системы.

В объективно возникшие социальные общности люди входят независимо от своего желания, в силу тех или иных объективных условий врожденного или приобретенного свойства, например, женщины, горожане, молодежь, и где члены не обязательно непосредственно общаются или знакомы друг с другом, хотя их и объединяет ряд общих интересов. Каждый человек одновременно входит несколько подобных социальных общностей (этнические, демографические и территориальные группы; функциональные и профессиональные группы; классы и социальные страты; политические группы).

"Организованные" социальные системы меньше по объему, как правило, их члены сознательно входят в их состав и тесно общаются между собой. "Организованные" системы более корпоративны, сплочены и однородны. Среди них выделяются: первичные социальные группы, социальные институты, системы социального контроля, социальные организации. [Каждый человек также может вступить в ряд "организованных" систем (профессиональный союз, фитнес-клуб, городская организация ЛДПР, компания друзей, члены семьи и т.п.)].

Существует сложная иерархия общественных систем: 1) самая большая – общество в целом, 2) затем идут социетальные и просто социальные системы, 3) которые сами делятся на подсистемы вплоть до индивида как высшей по значимости системы. Вместе с тем индивид не может не подчиняться законам той социальной системы, в которую он включен, он принимает ее нормы и ценности, социализируется. В то же время у него есть выбор между разными системами и статусами (социальными позициями) и ролями (социальными функциями) в нем.

Необходимо особо подчеркнуть значимость для населения и для социологии социетальной мегасистемы социальной сферы. Десятилетиями, вплоть до перестройки, термины "социальная сфера" и "социальная политика" в официальной советской науке не использовались, а выделение средств на развитие этой сферы носило остаточный характер. Лишь в конце 1980-х началось возрождение интереса к изучению социальной сферы, характерное как для Маркса, так и для западной социологии XX в.

К настоящему времени утвердилось двоякое употребление понятия "социальное": а) в широком значении оно рассматривается как синоним "общественного"; б) в более узком смысле слова понятие "социальное" охватывает специфическую сферу общественной системы. В этом значении "социального" проявляется прежде всего совместный характер жизнедеятельности людей. Объединяющие их связи обнаруживаются в отношениях между социальными субъектами: отдельными индивидами и различного уровня общностями – микрогруппами (малыми группами), макрогруппами (территориальными, профессиональными, производственными, конфессиональными и иными группами), мегагруппами (обществами, этносами, метаэтносами, цивилизациями, крупнейшими классовыми и половозрастными общностями).

Все люди уникальны по природным качествам, но они вынуждены общаться, взаимодействовать: жить на одной территории, говорить на одном языке (этносы); проживать в одном государстве, обмениваясь информацией и результатами труда (нации); чтобы выжить, они должны или стать иждивенцами или трудиться, обладать собственностью, властью, привилегиями (слои и классы). Принадлежность человека к той или иной общности выступает важной характеристикой его положения в обществе. Поэтому при всей неповторимости индивидуальных качеств при взаимодействии людей происходит формирование их социальных качеств, во многом детерминирующих социальное поведение.

Вхождение в разные социальные общности определяет различия в социальном статусе людей в обществе, т.е. социальные отношения выражают равенство (или неравенство) положения индивидов и групп в обществе. Поэтому социальная сфера – это не четвертая сфера, наряду с тремя традиционными (производственной, политической или духовной), а область социальных различий, выделенная по иному основанию. Социальные различия имеются во всех традиционных сферах: это социально-экономические (по собственности, функциям, квалификации, доходам и т.п.), социально-политические (по доступу к политической власти, по уровню политической культуры, ориентации, активности и т.д.) и социально-культурные (по образованию, престижу) различия. Никаких других социальных различий, проявляющихся вне трех традиционных общественных сфер, не существует.

Различные социальные общности людей имеют и не могут не иметь разные интересы. Поэтому сфера, именуемая социальной, охватывает интересы социальных слоев, классов, этносов, отношения между обществом и личностью (условия труда и быта, охраны здоровья и досуга). Социальная сфера опирается на производство, но не сводится к нему. В ней реализуются конечные результаты экономической деятельности, затрагивающие жизненные интересы всех слоев, кланов, классов и этносов, здесь же выявляются отличия политики различных государств.

Классифицируя связи и отношения, характеризующие социальную сферу, можно выделить две основные группы:

1) Отношения между личностью и обществом. Сюда относятся прежде всего следующие факторы, характеризующие благосостояние (уровень и качество жизни) человека: обеспеченность работой, питанием, товарами широкого потребления и бытовыми услугами, жильем, медицинской помощью, возможностью пользоваться благами культуры и образования, а также политические права человека и т.д.

2) Отношения между социальными общностями как субъектами общественных отношений (вторичными социальными группами, классами, этносами). Они обычно систематизируются по типам отношений. Среди общественных отношений выделяются социально-классовые (отношения классов и страт), социально-демографические (отношения половых и возрастных групп), социально-территориальные (отношения между поселенческими общностями) и социально-этнические (взаимодействие между этническими общностями). В каждом из этих видов отношений взаимодействуют разные субъекты (табл. 5):

Таблица 5

Социальная сфера и социальные общности

Типы общественных отношений Общественные сферы
  Производственная Политическая Духовная
Отношения личности и общества Отношения по вопросу материальных условий жизни человека Политические отношения личности и общества Отношения по вопросу духовного благосостояния
Социально-классовые (стратификационные) отношения Классы; внеклассовые страты; внутриклассовые слои
Социально-демографические отношения Мужчины; женщины; дети и молодежь; пожилые люди
Социально-этнические отношения Этнические общности
Социально-территориальные отношения Население города; население деревни жители центра (столицы), жители провинции и т.д.

 

Надо четко представлять, какие из отношений имеют социальный характер. Не все различия между мужчиной и женщиной, между молодыми и пожилыми, между эстонцами и чукчами, между горожанами и сельчанами носят такой характер – это не природные (биологические, географические и т.п.), а лишь те, что порождают различия в социальном статусе и отношении общества к ним. Социальные отношения регулируются различными институтами в рамках социальной политики.

"Организованные" социальные системы классифицируются по типу социальных связей своих членов, хотя в реальной жизни не всегда просто сказать, что это – социальный институт, а это – социальная организация. Соответственно выделяются:

1) первичные социальные группы (выделены по типу социальных отношений);

2) социальные институты (по институциональным связям);

3) система социального контроля (по связям социального контроля);

4) социальные организации (по организационным связям).

Социальные группы – объединения людей по общности социально значимого признака, способу взаимодействия ее членов, другими словами, стабильные совокупности людей, связанных общими отношениями, деятельностью, ее мотивацией и нормами. Люди объединяются в группы на основе общего для них интереса, выраженного определенным набором целей. Гоббс определял группу как "известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом". Границы социальной группы очерчиваются участием/неучастием индивидов в данном виде совместной деятельности. Аристотель различал родственные, дружеские группы и заинтересованные группы (группы интересов). Ч.Х.Кули (США)[75] классифицировал группы на первичные и вторичные. Первичные – это небольшие группы, в которых индивиды взаимодействуют непосредственно – "лицом-к-лицу"; "здесь-и-теперь" (например, семья, группа друзей, рабочий коллектив). Им свойственны свои нормы поведения и солидарность. В первичных группах, по Кули, человек впервые осознает свою социальную принадлежность, усваивает социальные нормы, идеалы, ценности. Первичные группы Ч.Кули назвал "детской человеческой природой". Кули выделял такие функции первичных групп: привитие норм групповой и, часто, общественной, морали; поддержка и стабилизация взрослого человека. Вторичные – это большие группы (этническое сообщество, класс), где каждый член группы не взаимодействует напрямую с остальными.

Эта типология подверглась дальнейшему развитию и в западной социологии выделяются по степени общности такие группы:

1) социетальные – глобальные общности мегауровня (общества, этносы, метаэтносы, цивилизации, крупнейшие классовые и половозрастные общности), часто выделяемые из состава социальных;

2) социальные – выделенные по стратификационному принципу общности макроуровня (территориальные, профессиональные, производственные, конфессиональные и иные группы). Именно социетальные и социальные группы Кули определял как вторичные, т.е. группы без прямого взаимодействия членов, хотя в некоторых из них (профсоюзах и др.) отдельные члены взаимодействуют и сохраняют нормативную систему и чувство корпоративности;

3) малые – небольшие группы, где индивиды взаимодействуют непосредственно и на устойчивой основе. Размеры малых групп колеблются от двух человек до нескольких десятков при оптимальном количестве (дающем наибольшую эффективность) в 5-7 человек. К видам групп относятся:

Формальные, положение и поведение членов которой строго регламентируются официальными правилами организации и социальными институтами. Для формальных групп характерны разделение, рационализация, безличность и договорный характер функций, наличие одной цели. Такая группа – объективное социальное образование, не зависящее от воли и эмоций индивидов: это или элемент социальной структуры (семья), или элемент организации и иных социальных систем, созданный последними для выполнения определенных ими функций: производственная бригада, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда, творческий коллектив (экипаж космического корабля, научная кафедра или художественный коллектив), воинское подразделение, банда рэкетиров как часть мафии.

Неформальные, или "группы по интересам" во главе с неформальным лидером, возникающие на базе межличностных отношений, общих интересов и взаимных симпатий, относительно независимые от социальных структур и характеризующиеся нечетко выраженной общей целью и неформальным контролем, основанным на традиции и зависящим от уровня осознанности членства в группе. Подобные группы образуются как в рамках формальной группы или даже организации (группировки, круг друзей внутри студенческой группы), так и помимо нее: на основе общности места проживания (соседи), интересов (группы по интересам: кружки, "неформалы" и протопартии), возраста (подростковые компании), личной симпатии (дружеская компания).

Первичные, отличающиеся высокой степенью солидарности, наличием своих норм поведения и сильно развитого дихотомического сознания "мы – они". Этим микрогруппам свойственны: малочисленность, пространственная близость, длительность существования, единство цели, добровольность вступления в группу и неформальный контроль за поведением членов. В них происходит первичная и вторичная социализация личности. Это могут быть формальные (семья, бригада, банда) и неформальные (соседи, дружеская компания детей-сверстников, хулиганская группировка) группы. Архаичной разновидностью первичной группы является аморфная неформализированная патронажно-клиентельная группа: диада состоит из двух человек, триада – из трех. Между ними складываются иерархические отношения и границы групп перекрываются: патрон нижестоящей группы является клиентом вышестоящей.

Социальные институты (от лат. institutum – установление, учреждение) – устойчивые (исторические) формы организации и регулирования совместной деятельности людей (совокупность учреждений, социальных норм и культурных образцов) в целях удовлетворения определенных социальных потребностей. Другими словами, это социальные процессы, регулярно и постоянно повторяющиеся, санкционируемые и защищаемые социальными нормами, говоря словами П.Монсона, "хождение по аллеям парка", а не по газонам. Также как и роль, этот термин обозначает установленные образцы поведения, но институт рассматривается как единица более высокого порядка, более общая, включающая множество ролей. Так, университет как социальный институт охватывает роли студентов (с различием ролей "дневников" и вечерников), роли преподавателей (с различием ролей преподавателей естественных, технических и гуманитарных наук, ролей заведующих кафедрами, профессоров, лекторов (доцентов и старших преподавателей) и ассистентов), роли учебно-вспомогательного персонала, роли администрации и др. Система высшего образования как социальный институт охватывает эти роли во всех вузах и т.д.

Деятельность института определяется: набором социальных норм, регулирующих поведение; интеграцией его в структуру общества, что позволяет его узаконить и контролировать; наличием средств и условий, обеспечивающих выполнение норм. Классифицируются социальные институты по своей значимости на основные и неосновные.

Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества (см. табл. 6).

Таблица 6

Характеристика основных социальных институтов

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
1. Потребности в воспроизводстве рода 1. Институт семьи и брака
2. Потребности в безопасности и социальном порядке 2. Политические институты
3. Потребности в добывании средств существования 3. Экономические институты
4. Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения. 4. Институты образования
5. Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни 5. Институт религии

 

 

Внутри основных институтов скрываются неосновные социальные институты, которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи.

Неосновные cоциальные институты являются вспомогательными и входят в структуру основных инстиутов, в частности:

- институт семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, наследования, имя наречения и др.;

- институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др.;

- институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др.;

- институт образования содержит институты науки, спорта, театров, музейного, библиотечного дела и др.;

- институт религии содержит институт папства, целибата (безбрачия) в католичестве, крещения, исповеди в православии, монашества и др.

Иная классификация социальных институтов – по общественным сферам и функциям. В последнем случае выделяются: а) экономические институты (разделение труда, собственность, обмен, зарплата, др.) служат для производства и распределения товаров и услуг; б) политические институты – учреждения с организованной структурой, централизованным управлением и аппаратом исполнения, такие как государство и его подразделения (парламент, правительство, муниципалитет, армия, полиция, суд), политическая инфраструктура (партии, политические движения, группы интересов и давления, партийная система) – регулируют использование власти и доступ к ней; в) институты родства (брак и семья) регулируют семейно-брачные отношения, воспроизводство населения и социализацию молодежи; г) институты стратификации определяют распределение позиций и ресурсов; д) институты культуры заняты религиозной, научной, образовательной и художественно-творческой деятельностью.

Раньше господствовало убеждение в неизменности и вечности социальных институтов. Сейчас социологи признают, что социальные изменения трансформируют существующие институты и создают новые. Эта идея соотносится с тезисом теории ролей об определенной свободе людей в создании и исполнении ролей в их взаимодействиях с другими. Процесс превращения социальных явлений в социальные институты, когда эти явления становятся достаточно регулярными и постоянными, формализуются и структурируются, называется институционализацией.

Социальный контроль – способ саморегуляции любой общественной системы, совокупность процессов, обеспечивающих следование определенным "образцам" деятельности, а также соблюдение ограничений в поведении, нарушение которых ведет к энтропии системы. К таким «образцам»-регуляторам относятся: а) системы ценностей; б) моральные нормы, обычаи, привычки, в) правовые нормы, административные предписания, решения.

Большинство социологов утверждает, что социальный контроль достигается сочетанием конформизма, принуждения и обращения к социальным ценностям. Так, Парсонс определял социальный контроль как процесс, посредством которого через наложение санкций оказывается противодействие девиантному поведению и поддерживается социальная стабильность. Это понятие встречается в социологии девиантного поведения, в теории "лейблизации". Социальный контроль в большей степени зависит от стабильности социальных групп, отношений общности и разделяемых ценностей, нежели от простого принуждения.

Социальные организации – объединения людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Другими словами, это способы регулирования действий отдельных индивидов и целых групп. Ряд ученых считает организации сложным иерархически организованным социальным институтом, включающим управляющую и управляемую подсистемы. Действительно, иерархичность организации составляет ее отличие от иных институтов. Организации различаются по следующим параметрам: сложности, специализации задач и формализации ролей и процедур. Современными тенденциями развития организаций являются: их укрупнение и специализация профессионального управления. Если общественные организации создаются, когда индивид в одиночку не способен достичь своих целей, реализуемых лишь через общие цели, то трудовые организации (предприятия и учреждения) создаются, когда реализация общих целей возможна только через достижение целей индивида. В работе «Менеджмент инновации»[76] (1961), Т.Бернс и Г.Сталкер различали: 1) бюрократические ("механические", пригодные лишь для стабильных условий, таких как неконкурентные рынки и неизменяющаяся технология); 2) небюрократические ("органические", наиболее отвечающие изменяющимся условиям, максимально увеличивающие свободу действий индивидов, децентрализующие принятие решений и сводящие к минимуму необходимость ограничений в поведении) системы.

В экономике выделяются две формы организаций: а) распространенной организацией является традиционная фирма-предприятие, все операции которого сосредоточены под одной крышей или в одном месте; б) рост гигантских корпораций в XX в. породил фирмы со сложной структурой: множеством филиалов, разбросанных далеко друг от друга и действующих в различных отраслях индустрии и торговли. Соответственно произошел и сдвиг от унитарной организации с прямыми командными инстанциями и строгим контролем всех операций верхушкой компании к новым формам децентрализации. Мультидивизионализм группирует вспомогательные единицы в полуавтономные отделы. В штаб-квартирах корпораций лишь утверждаются финансовые задачи, планы отделов, высший менеджерский состав, контролируется исполнение и изыскиваются капиталы без вмешательства в повседневную деятельность отделов. Меняется и поведение менеджеров, растет число решений, не детерминированных формально-ролевыми предписаниями, такое поведение называется неформальным или эмерджентным. Иерархическое деление менеджеров на различные страты и горизонтальное деление по различным специальным функциям создают условия для формирования разного рода подгрупп. Последние подчас преследуют свои цели, конфликтующие с целями других групп или верхнего эшелона управления. Способность структуры адекватно отвечать на различные непредвиденные обстоятельства не возникает автоматически, она опосредуется верхним эшелоном менеджеров, осуществляющих стратегический выбор: о виде структуры – централизованный или децентрализованный; на каком рынке осуществлять свою деятельность, какую использовать технологию и в какой степени допускать разрастание фирмы. Главным центром власти является совет директоров, контролирующий распределение ресурсов. Этот контроль представляет собой основной источник влияния верхнего эшелона менеджмента на поведение подчиненных, поскольку ресурсы необходимы группам, занимающим более низкое положение в этой иерархии, для продолжения их существования, тогда как зависимость индивидов от администрации в доступе к ресурсам и наградам выражается в форме продвижения по службе или в сохранении работы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Дайте определение понятия "общество".

2. Какова иерархизация понятий «общество», «сообщество», «общность» (Г. Зиммель, Ф. Теннис, Дж.Рейс-младший и др.)

3. Какие общества можно относить к современным (в классическом пониманиии современности)?

4. Каковы субъекты социальных и социетальных отношений?

5. Каково отличие между формальными и неформальными группами?

6. Каковы субъекты взаимодействия в первичной группе?

7. Перечислить основные социальные институты и их функции.

8 Сущность социального контроля.

9. В чем различие понятий «общество» и «социум»?

 

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:

Общество, государство, страна. Общество, общность, сообщество. Социальная реальность, социальное пространство. Социальные и социетальные системы. Первичные и вторичные, формальные и неформальные социальные группы. Социальные институты, социальный контроль, социальная роль, институционализация.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1943; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.041 с.)