Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социологические концепции религииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Религия призвана ответить на важнейшие вопросы бытия человека, т.е. решить экзистенциальные проблемы, выполняя следующие функции: 1) утешение перед смертью. Религия связана с поиском смысла жизни и тревогой о своей судьбе и неизбежности смерти, нашей способностью любить и заботиться о других. Во многих религиях предполагается загробная жизнь, бессмертие или возрождение; соответствующие ритуалы утешают живых, уменьшая их страх перед смертью; 2) внесение смысла во все аспекты жизни человека. Религия помогает ответить на вопрос: "Почему это случилось именно со мной?", терпеливо пережить несправедливости (бедность, болезнь, неравенство), т.е. дает надежду тем, кто страдает; 3) снятие страхов перед стихийными и непонятными природными и социальными явлениями (грозой, стихийными бедствиями, безработицей, болезнями, разводами, одиночеством, депривацией). З. Фрейд в работе «Будущее одной иллюзии»[318] (1927) писал, что религиязащищает людей от страха беспомощности – «дети ищут защиту от него у родителей, взрослые – у всемогущего Бога»; 4) объединение людей с помощью совместных верований и ритуалов. Основатель функционализма Э. Дюркгейм считал главной функцией религии отражение и укрепление общественных связей. Особенно яркое воплощение эта функция находит в исполнении ритуалов. Дюркгейм в работе «Элементарные формы религиозной жизни»[319] (1912) утверждал, что людям легче верить в религию и Бога, чем признать власть общества над их жизнью. "Мы говорим на языке, придуманном не нами, пользуемся инструментами, которые изобрели не мы, – писал он. – Поскольку мы получаем эти блага в готовом и весьма хорошо устроенном виде, то нам невольно кажется, что есть некая высшая сила, и ей, а не обществу, мы приписываем божественность». По Дюркгейму, религиозные ритуалы поддерживают ценности и верования группы и препятствуют нарушению ее норм. Однако религия выполняет не только объединяющую роль, на что обратили внимание Р. Мертон, Н. Смелзер. Дюркгейму, как пишет Н. Смелзер[320], не удалось всесторонне объяснить использование религии как средства эксплуатации масс, а также радикальные изменения в обществе, вызванные религией. Религия укрепляет господство одних групп общества над другими. Угнетаемым классам она внушает надежду на лучшую жизнь в ином мире, отвлекая их от проблем земных: в христианстве бедность и любовь к врагам считаются добродетелью, а гнев – грехом. Религия способна освящать социальные порядки и компенсировать страдания угнетенных "промыслом Божиим". (Вебер использовал термин теодицея, взятый из теологии, для описания веры в справедливость Бога, несмотря на несправедливости и зло, царящие в мире). Смелзер также отмечает, что самое убедительное объяснение религии с позиций конфликтологического подхода предложено Марксом, считавшим религию орудием классового господства. К. Маркс в работе «К критике гегелевской философии права. Введение»[321] трактовал религию как иллюзию, миф, приносящий утешение и уверенность в будущем и маскирующий не только страх и тревоги, но и несправедливость эксплуатации при классовой системе. По Марксу, класс капиталистов поддерживал миф о спасении души, внушая почтение к сильным мира сего и смирение, чтобы отвлечь рабочих от борьбы против экономической и политической системы, являющейся причиной их страданий; религиозное убожество есть одновременно выражение реального убожества и протест против последнего: «Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, опиум народа»[322]. Религия может не только консервировать старые порядки, но и способствовать социальным переменам. Раннее христианство осуждало господствовавшее тогда рабовладение и имущественное неравенство, боролось против него. Созданное Иисусом Христом учение христианства в корне подрывало наиболее архаичные установки иудаизма, ибо базировалось на идеях приоритета человека и его прав перед правами любых общностей, равноправия всех людей, достоинства личности, толерантности и миролюбия, духовности и активной жизненной позиции, отрицания как мирских благ. Базовыми ценностями первохристиан являлись правда и закон свободы, выраженные в таких правилах поведения, как равенство, эквивалент ("равным за равное"), обязанность трудиться и распределение по труду, осуждение богатства (у первохристиан, но не у Христа) и частной собственности. Равенство понималось как онтологическое равенство людей перед Богом независимо от их расовой, этнической и классовой принадлежности: согласно христианству, любые социальные различия не важны перед лицом вечности, будущей жизни. Эквивалент трактовался фактически в традициях всех мировых религий в виде "золотого правила" справедливости. ("Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (Матф. 7:12).) Эквивалент означал одинаковое воздаяние за деяния в экономике и праве: 1) в обмене товарами, стоимостями, благами, услугами («Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим» (Мар. 4:24); «По плодам их узнаете их» (Матф. 7:16); «Ибо трудящийся достоин пропитания» (Матф. 10:10)); 2) в воздаянии за зло («Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Матф. 7:1-2); «В равное возмездие, – говорю, как детям, – распространитесь и вы» (2 Кор. 6:13.) Отношение к труду также радикально изменилось. Презираемый со времен Божьего наказания трудом Адама и его потомков за непослушание собственноручный труд объявлен обязательным: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2 Фес. 3:10). Осуждение богатства и частной собственности тоже вызвано отрицанием эксплуатации и угнетения. Христос отвергал лишь нетрудовые доходы («Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?» (Иак. 2:6); «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21); «И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мар. 10:25); «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:15); «Напротив горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6:24-25). Рождение протестантизма помогло становлению капитализма. Вебер выявил связь между кальвинистскими верованиями, протестантской трудовой этикой и развитием раннего капитализма. Он заметил, что низший, рабочий и средние классы примирялись со своим уделом, т.к. им было обещано счастье и вознаграждение в мире ином, в будущем, тогда как высшие классы, наоборот, выхватывали из вероучения моменты, оправдывавшие их привилегии в настоящем. В работе «Протестантская этика и дух капитализма»[323] М. Вебер писал, что светская культура капиталистического общества берет свое начало, как это ни парадоксально, в аскетизме протестантской Реформации. Протестантизм, сохранив веру в Новый Завет (общий канон всех ветвей христианства), отбросил важнейшие принципы Ветхого Завета (общего канона иудаизма, католицизма и православия) и прежде всего пренебрежительное отношение к труду. Протестантизм благословил личный труд, достижения и предпринимательство, индивидуализм, организованность и расчетливость в личной и общественной жизни, неприятие наследуемого богатства, и этим создал основу для рационализации раннего капиталистического общества. Рационализация – главное понятие анализа Вебером капитализма, обозначающее расчетливость и контроль, пронизывающие всю жизнь человека. В настоящее время оспариваются следующие положения Вебера: а) ряд аспектов католицизма совместим с капитализмом; б) католицизм меняется и модернизируется; в) капитализм амбивалентен к накопительству: он требует как потребления товаров, т.е. гедонизма, так и накоплений для будущих капиталовложений, чему способствует протестантский аскетизм.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.147 (0.008 с.) |