Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этническая идеология и этнические ценностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Этническая идеология – совокупность идей, теорий, взглядов и представлений об интересах конкретной этнической общности. Нами "этнические интересы" используется в строго ограниченном смысле – как интересы, связанные с самосохранением этноса для истории (с сохранением и в перспективе его самобытной духовной и материальной культуры). Этническая идеология, по нашему мнению[339], располагает всеми чертами всякой другой идеологии. Сопоставим этническую идеологию с пролетарской идеологией: а) любая идеология возникает с историческими потребностями. Пролетарская идеология потребовалась для обслуживания революционных преобразований. Этническая идеология была востребована этносом в 1990-е гг. с началом этнического ренессанса. Различия между ними заключается в том, что первая была приложена "без примерки" к России, а вторая перекраивалась в непосредственном процессе возрождения этнических ценностей; б) любая идеология создается определенными общественно-политическими силами либо непосредственно, либо по их социальному заказу. Создатели идеологических концепций являются представителями интеллектуального слоя общества. Этническая идеология также разрабатывается определенными группами этноса, осознающими лучше других страт его этноспецифические интересы, потребности (главным образом, этнической элитой); в) любая идеология служит легитимизации тех или иных общественных преобразований. Марксистско-ленинская концепция пролетарской идеологии была основанием необходимости коммунистических преобразований и предназначалась для защиты интересов пролетариата, предусматривавшегося в качестве главного субъекта преобразований, а позднее была приспособлена к интересам партийно-государственной номенклатуры. Этническая идеология была востребована для обоснования необходимости этнического и национального возрождения; г) в любой идеологии главным орудием осуществления политического участия, разделения или монополизирования политической власти рассматривается государственность. Согласно пролетарской идеологии, таким инструментом выступало государство диктатуры пролетариата. В этнической идеологии гарантом утверждения этнических ценностей признается этногосударственность; д) ни одна идеология не может полностью выражать и защищать интересы всего общества уже в силу того, что она декларирует преимущественность интересов определенных общественных классов или слоев. По этой причине в ней изначально запрограммирована неизбежная социальная поляризация. Пролетарская идеология утверждает приоритетность интересов пролетариата, легитимность подавления интересов меньшинства, и уже в силу этого она заведомо не может не стать фактором классовой поляризации общества. Этническая идеология, защищая специфические интересы конкретного этноса, неизбежно становится фактором этнической поляризации; е) любая идеология уязвима для опасности насаждения идейных заблуждений ее создателей или субъектов ее распространения, внедрения идей, не соответствующих реальной действительности, но принимаемых за истинные. Такой гарантией не располагала и пролетарская идеология. Нет ее и у этнической идеологии; ж) ни в одной идеологии преподносимые идеи, ценности, идеалы не могут служить реальному утверждению социального равенства и справедливости для всех без исключения граждан общества. Пролетарская идеология декларировала принципы социальной справедливости и равенства, но реализация их в общественной практике неизбежно оборачивалось неравенством и несправедливостью для отдельной части общества (какие-то материальные и духовные ценности, привилегии предполагалось отнимать у одних слоев и передавать другим слоям общества). Этническая идеология также противоречива по части распределения общественных благ (критерии определения государственного языка, гражданства, цензов оседлости, регулирования миграции, решения территориальных и пограничных споров, а также формирование кадров с учетом этнического фактора могут быть восприняты нетитульным населением как проявление социальной несправедливости и неравенства). Этническая идеология рассматривает этнические ценности в качестве приоритетных: ею отстаиваются идеи этногосударственности, сохранения и развития этноязыка и самобытной культуры (этнофольклора, этнорелигиозных традиций, обычаев, праздников, этнорелигиозной морали, этнопедагогики, этнической литературы и искусства, этнической материальной культуры, этнополитических традиций общественной жизни), бережного отношения к этнической истории, этнопатриотизма. Процесс возвращения этнических ценностей в общественную жизнь в новых независимых государствах в литературе и лексиконе политических и общественных деятелей был обозначен терминами "национальное возрождение", "этническое возрождение", "этнический ренессанс". Однако не были определены критерии того, какой историко-хронологический период жизни каждого народа, его социально-экономического, политического и духовного расцвета, развития нации-государства может быть рассмотрен в качестве эталона этнического ренессанса. С учетом этого нами отдается предпочтение термину "возрождение этнических ценностей". Реанимация идей этногосударственности в современной этнической идеологии объясняется следующими факторами: - прежний негативный опыт ранжирования народов на нации, народности, национальные группы и на народы союзных, автономных республик, других автономных образований; - открывшиеся вследствие спонтанного распада СССР перспективы для суверенизации и сепаратизации республик; - эксплуатация в официальной идеологии на протяжении 70 лет идеи государственного устройства СССР по этническому признаку; - нерешенность многих острых этносоциальных проблем в новых независимых государствах; - рассмотрение идеи этногосударственности в идеологиях этнополитических движений как главного инструмента сохранения этносов, их языков и самобытной культуры. Формирование и реализация идеи придания этноязыку титульного народа статуса государственного в новых независимых государствах стали следствием ряда фавкторов: - в мировой практике имеются прецеденты возведения отдельных этноязыков в ранг государственных; - вытеснение этноязыков в течение длительного времени из общественно-политической жизни советского общества привело очередные поколения к ослаблению идентификации со своим народом и размыванию этнического самосознания; - прежнее неравенство в статусе этноязыков вызвало диспропорции в социальной стратификации этносов, ограничение возможностей воспроизводства духовной этнокультуры; - в идеологиях этнополитических движений придание языку титульного народа статуса государственного рассматривалась как панацея от исчезновения своего народа в перспективе и отмирания его самобытной культуры. Этноязык в период распада СССР рассматривался и как вопрос о языке власти. В новых государствах на постсоветской территории произошло перепрофилирование языковых привилегий с русского на другой язык, и этот процесс оказался конфликтогенным. Возрождение религиозного сознания – неразрывная часть возвращения этнических ценностей. Восстановление интереса и уважения к историческому прошлому народа, обращение к этнической истории, пересмотр отдельных исторических фактов и событий занимает важное место в процессе возрождения этнических ценностей. Пока исторические события не будут должным образом оценены с учетом разных исторических памятей, не утвердятся в достоверной интерпретации, сохранится и почва для психологического разобщения народов, особенно полиэтничной России. В новых государствах, полиэтнически менее мозаичных, эти проблемы стали ускоренно решаться, но не обошлось без идеализации событий, ранее преподносившихся как негативных, так как у каждого народа имеются "свои" собственные счета к традиционной интерпретации истории России и "свой" исторический сюжет. Возрождение этнических ценностей – не вечный процесс. В этом процессе можно условно обозначить несколько закономерных этапов: 1) качественные изменения в общественной психологии, рост этнического самосознания, актуализация этнических ценностей; политизация этнических и этнизация политических проблем полиэтничного общества, активизация этнополитических движений, формирование концепции возрождения этнических ценностей; 2) бурный скачкообразный рост этнокультуры, возвращение этноязыку утраченных функций обслуживания общественно-политической жизни; насыщение общества этническими ценностями; постепенная деэтнизация политических и деполитизация этнических проблем; 3) достижение качественно нового уровня прогресса в экономической, политической и социокультурной сферах полиэтничного государства; деактуализация этнических ценностей ввиду удовлетворенности существенных этноспецифических интересов; длительный процесс относительно спокойного развития этносов, постепенное нарастание новых этнических проблем взамен разрешенных; 4) новый виток в развитии этносов, начало нового процесса возрождения этнических ценностей. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. В чем выражается специфика социологии этноса в сравнении с иными научными дисциплинами, изучающими этнические общности? 2. Раскройте различия между уровнями этнической иерархии: метаэтносом, этносом, субэтносом, а также этноконфессиональной и этнографической группой, родом, племенем и общиной. Какие этнические общности Вы знаете? Являются ли этносом крымские татары? А сибирские? 3. Рассмотрите различия между факторами образования и признаками этноса. Являются ли общности территории и языка непременными атрибутами этноса? 4. Насколько научно деление людей конкретной территории на коренных и некоренных жителей, на лиц титульной и нетитульной национальности, а этносов - на государствообразующих и негосударствообразующих? Обоснуйте свой ответ. 5. Как соотносятся понятия "этнос" и "нация"? 6. Что такое языковая политика? Раскройте функциональную типологию языков, их деление на этнические, языки-посредники, официальные и государственные. 7. Проанализируйте характеристики обыденного и теоретического уровней этнического самосознания. 8. Каковы циклы этнического ренессанса? 9. Раскройте общее и отличительное между политической и этнической идеологиями? КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: Социология этноса. Этнос, метаэтнос, субэтнос, народ. Факторы образования и признаки этноса. Комплиментарность. Этнический ареал, анклав, эксклав, этникос, «национальность» компактное и дисперсное расселение народов, диаспора, "титульное население". Этническое самосознание, название этноса (этноним) и самоназвание этноса (эндоэтноним), этническая эндогамия. Психический склад этноса, этнический характер, этнический темперамент. Этническая культура, этноязык, билингвы (двуязычные). Этногенез, глоттогенез, культурогенез. Этнократизм. Этнонационализм. Нация. Этнические процессы. Сосуществование этносов, ассимиляция, метисация, слияние этносов. Пассионарный толчок, пассионарный подъем. Интеграция, консолидация, аккультурация, интернационализация, пограничные и проникающие этнические контакты, конкуренция, аккомодация. Межэтническая миксация, этническая адаптация. Этническое разделение, этническая дивергенция. Этнонациональная дифференциация, сегрегация, резервация, гетто, апартеид. Дезинтеграция этносов, сепаратизм, балканизация. Этническая и полиэтническая парадигмы. Этнонационализм, этноцентризм, ксенофобия, шовинизм, нацизм, расизм, раса, расово-антропологическая школа. Метаэтнические и универсалистские теории, этнонигилизм, космополитизм, интернационализм и экуменизм, панэтнические теории. Общегражданский патриотизм. Культурная автономия этноса. Этноязык, язык-посредник, официальный и государственный язык, Законы о языках. Этническое общественное сознание и самосознание, персонифицированное этническое самосознание. Индикаторы измерения уровня зрелости индивидуального этнического самосознания. Этнорелигиозная культура. Этнопатриотизм, гражданский, политический, территориальный патриотизм. Этническая идеология, этногосударственность, этнические ценности. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь / Пер. с англ. Второе изд, перераб. и доп.– М.: Экономика, 2004. – 620 с. 2. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь / Пер. с англ. – Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1997. – 420 с. 3. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. - М., 2001. 4. Американская социологическая мысль. Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1994. 5. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы / Пер. с англ. В.В. Воронина, Е.В. Зиньковского; Ред. Г.В. Осипов. – М., 1972. 6. Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Пер. с франц. Г.И. Семенова. – М.: Текст, 1993. – 303 с. 7. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М.: Универс, 1993.- 607 с. 8. Беляев В.А. Отечественная интеллигенция как объект и субъект политики. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2006. - 436 с. 9. Беляев В.А. Отечественная интеллигенция и ее роль в политике. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2006. – 236 с. 10. Бергер П., Лукман Т. Конструирование социальной реальности. – М.: Медиум, 1995. – 323 с. 11. Бергер П.Л. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. – М., 1996. 12. Бурдье П. Начала. – М.: Socio-Logos, 1994. – 288 с. 13. Бурдье П. Социология политики. – М.: Socio-Logos, 1993. – 336 с. 14. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. – 805 с. 15. Веблен Т. Теория праздного класса. – М., 1984. – 367 с. 16. Гидденс Э. Социология. – М.: ЭДИТОРИАЛ УРРС, 1999. – 704 с. 17. Гоббс Т. Избранные произведения в двух томах. – М., 1964. 18. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению // Социс. - 1992. - №1. - С.50-57. 19. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. - М.: Экопрос, 1992. - 335 с. 20. Дарендорф Р.Современный социальный конфликт. Очерк политической свободы. - М., 2002. 21. Джерри Д., Джерри Дж. Большой толковый социологический словарь / Пер. с англ. – М.: Вече. Аст, 2001. – В 2-х тт. 22. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. –М.: ИНФРА-М, 2000. 23. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. – М.: ИНФРА-М, 2001. –Т.1. 24. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003. 25. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М.: Канон, 1996. – 431 с. 26. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологические этюды. – М.: Мысль, 1994. – 399 с. 27. Дюркгейм Э.Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр. - М., 1995. 28. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. – М.: Канон+, 1998. – – С. 174-231. 29. Емекеев А.А. Мотивы и стимулы профессиональной деятельности на промышленном производстве. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003. – 320 с. 30. Емекеев А.А. Социология труда: Учебное пособие. Рекомендовано УМО по образованию в области национальной экономики и экономики труда для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Экономика; Экономика труда. – Казань: АЛНИ, 2004. – 95 с. 31. Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. – М.: Дело, 2004. – 400 с. 32. Зиммель Г. Как возможно общество? // Теоретическая социология. Антология. В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. – М.: Кн.дом Университет, 2002. - Ч.1. – С. 314-334. 33. Зиммель Г. Избранное. В 2-х т. / Г. Зиммель. - М., 1996. 34. Знанецкий Ф. Исходные данные социологии // Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова. - М., 1994. 35. Исламшина Т.Г., Максимова О.А., Хамзина Г.Р. Дифференциация ценностных ориентаций студентов // Социол. исслед. – 1999. - № 8. – С. 132-139. 36. Исламшина Т. Г. Этнические ценности полиэтнического общества (Социологический очерк). – Казань: Изд-во КГТУ им. А.Н. Туполева, 1996. – 347 с. 37. Исламшина Т.Г., Беляев В.А., Максимова О.А., Хамзина Г.Р. и др. Социология: Учебное пособие. Допущено Советом по социологии и социальной антропологии УМО по классическому университетскому образованию к изданию в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 0203300-социология. – Казань: Чишмя, 2004. – 290 с. 38. Исламшина Т.Г., Хайруллина Н.Г., Хамзина Г.Р., Иванова Э.А. и др. Региональные особенности демографических и этносоциальных процессов. – Казань: Центр инновационных технологий, 2007. – 160 с. 39. История социологии: учеб. пособие / А.Н. Елсуков и др. – Минск: Высшая школа, 1997. 40. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. История и технология. – Ростов-на-Дону, 1996. – 408 с. 41. Качественные и безанкетные количественные методы исследования социальных проблем: Коллективная монография / Под ред. докт. социол. наук, проф. Т.Г. Исламшиной, канд. социол. наук, доц. О.А. Максимовой. – Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2012. – 239 с. 42. Козер Л. Функции социального конфликта. - М., 2000. 43. Контексты современности. Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории / Хрестоматия; пер. с англ. – Казань, 1995. 44. Контексты современности - 2 / Хрестоматия; пер. с англ., ит. – Казань, 1998. 45. Контексты современности. - II / Хрестоматия; пер. с англ., ит. – Казань, 2001. 46. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов / 2-е изд. – М., 2004. - 736 с. 47. Кули Ч Х.Человеческая природа и социальный порядок / Пер. с англ. - М., 2000. 48. Кули Ч. Первичные группы //Американская социологическая мысль: Тексты / Пер. с англ. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1994. – С. 330-334. 49. Кули Ч.Социальная самость // Американская социологическая мысль. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1994. 50. Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1975. – 288 с. 51. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н.А.Шматко. – СПб.: Алетейя, 1998. 52. Локосов В.В. Стабильность общества и система предельно-критических показателей его развития // Социол.исслед. – 1998. - № 4. 53. Луман Н.Что происходит? И что за этим кроется? // Теоретическая социология. Антология. Ч.2. - М., 2002. 54. Максимова О.А. Социальные проблемы молодежи. – Казань: КГТУ им. А.Н. Туполева, 2002. – 65 с. 55. Мангейм К. Очерки социологии знания. Проблема поколений. Состязательность. Экономические амбиции. – М., 2000. 56. Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М.: Юрист, 1994. – 700 с. 57. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социол. исслед. - 1992. - №4. 58. Мид Дж.Интернализированные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. - М., 1994. 59. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988. – 429 с. 60. Миллс Ч.Социологическое воображение. - М., 1998. 61. Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. Пер. со швед. – М.: Весь Мир, 1994. – 96 с. 62. Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. – М.:НОТА БЕНЕ, 1992. – 445 с. 63. Парк Р. Экология человека // Теоретическая социология. Антология – В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. – М.: Кн.дом Университет, 2002. – Ч.1. 64. Парк Р.Э.Конкуренция и конфликт // Вопросы социологии. - 1994. – Вып.5. 65. Парсонс Т. О социальных системах. – М.: Академический Проект, 2002. – 832 с. 66. Парсонс Т. О структуре социального действия. – М.: Академический Проект, 2002. – 880 с. 67. Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1997. 68. Постмодернизм. Энциклопедия. - Минск: Интерпрессервис, 2001.- 1040 с. 69. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. - М., 1996. 70. Рейсс-мл. Э.Дж. Некоторые социологические проблемы американских сообщностей // Американская социология. Проблемы и перспективы. – М.: Прогресс, 1972. – С.106-111. 71. Ритцер Дж. Современные социологические теории. - М.; СПб., 2002. 72. Российское общество 2000-х годов: Теоретико-методологические подходы к исследованию. Сборник научных статей / науч. ред. Т.Г. Исламшина, отв. ред. О.А. Максимова. – Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2010. – 415 с. 73. Россия: трансформирующееся общество / Отв. ред. В.А. Ядов. – М.: ИС РАН, 2001. 74. Самнер У. Обычаи и нравы // Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия длястудентов вузов – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – С.154-166. 75. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. – 688 с. 76. Современная американская социология / Под. ред. В.И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 296 с. 77. Современная западная социология. Словарь / Под ред. Ю.Н. Давыдова. - М.: Прогресс,1990. – 432 с. 78. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992. – 542 с. 79. Социология. Учебное пособие / Под ред. С.А. Ерофеева, Л.Р. Низамовой. – Казань: Изд-во КГУ, 2001. - 340 с. 80. Социология: Хрестоматия. – М.: Соц.-полит.журн., 1993. – 256 с. 81. Спенсер Г. Основания социологии. – СПб., 1877. 82. Тённис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. – СПб.: Изд-во «Владимир Даль», 2002. – 452 с. 83. Теоретическая социология: Антология. В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. под ред. С.П. Баньковской.– М., 2002. Ч.1. - 424 с; Ч.2. – 432 с. 84. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. – М., 2001. 85. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. – М., 1998. 86. Филиппов А.Ф. Социология пространства как теоретическая альтернатива // Россия: трансформирующееся общество. – М., 2001. 87. Фрейд З. Избранное. – М.: Московский рабочий, 1990. - Кн.1-2. 88. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1997. 89. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Пер. с англ. М.Б. Левина. – М.: АСТ, 2007. – 588 с. 90. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне / Пер. с нем. – М., 2003. 91. Хамзина Г.Р. Структурные социальные изменения в центре и на периферии постсоветского российского общества. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. – 416 с. 92. Хамзина Г.Р. Контексты изменений постсоветского российского общества. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2005. – 244 с. 93. Хамзина Г.Р. Поселенческий фактор социальных изменений: Теоретико-методологический анализ. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2006. – 228 с. 94. Хоманс Дж. К. Возвращение к человеку // Американская социологическая мысль. - М., 1994. 95. Шелл Дж. Среда и общество или «инвайронментальная социология»? // Социол. исслед. – 1992. - № 7. 96. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер.с англ. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 415 с. 97. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. – М.: Фонд «Общественное мнение», 2003. – 336 с. 98. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М.: Прогресс, 1969. 99. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996. 100. Этнологический словарь. Вып.1. Этнос. Нация. Общество. – М.: ВИТТАН, 1996. – 201 с. 101. Ядов В.А. Все же умом Россию понять можно // Россия: трансформирующееся общество. – М., 2001. 102. Яницкий О.Н. Россия как общество риска: контуры теории // Россия: трансформирующееся общество. – М., 2001. 103. Eisenstadt S. N. From Generation To Generation. Age Groups And Social Structure. – London, 1964. 104. Mead M. Culture and Commitment. A Study of the Generation Gap. – N.Y., 1970. 105. Hornby A.S. Oxford Student's Dictionary of Current English. - Oxford: Oxford University Press, 1984. 106. Toynbee A. Sorokin`s philosophy of history // Pitirim A.Sorokin in Review. – Durham NC: Duke University Press, 1963.
Приложение 1 ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИОЛОГИЯ» УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Тема 1. Предмет социологии. Роль социологии в современном мире. Значение изучения предмета “Социология”. Объект и предмет социологии. Социальные субъекты. Социальный статус. Социальные различия. Подходы к определению предмета социологии. Методы социологии. Общие для всех наук методы причинного объяснения, построения теорий, обобщения фактов, выработки гипотез и их проверки эмпирией (включая наблюдение, эксперимент, технологии квантификации (исчисления) переменных, использование техники измерения, математических и статистических методов и компьютеров для обработки результатов, и присущие лишь гуманитарным наукам методы (понимания и идиографии, герменевтики и феноменологии, качественного и лингвистического анализа).Место социологии в системе наук. Социобиология, социогеография, социальная антропология, социальная психология, социальная экология.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 878; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.104.36 (0.011 с.) |