Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология психологических отношений членов этнических общностей (в пределах этнической общности).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Так, например, отношения обратной ревизии, характерные согласно типологии личности А. Аугустинавичуте для логико-сенсорных интровертов, к которым относятся представители арабских стран, являются наиболее сложными и конфликтными по своей сути в межличностном общении. На практике это выражается в социальной нестабильности внутри государств (Иран, Ирак, Йемен, Афганистан). В качестве другого примера можно привести Китай, в котором преобладают отношения прямой ревизии, что можно наблюдать в сфере социального, политического и экономического управления. Во французском обществе преобладают отношения активации. В связи с этим следует отметить тот факт, что именно Франция являлась законодательницей не только моды, но и политической, социальной жизни. Приведем описание французского народа классиком психологии толп Г. Лебоном: «наименее революционное из правительств, которое знала Франция, есть именно правительство революции».* Таким образом, психологическая активация каждого члена французского общества Франции приводит к поиску новых путей развития во всех сферах жизни этой страны. *Ле Бон Г. Психология толп. — М., 1998 — С. 51.
Наконец, рассмотрим психологические особенности общественных отношений внутри Соединенных Штатов Америки, которые являют собой отношения квазитождества. Данные отношения предполагают своеобразную параллельность членов американского общества, которая выражается в общности интересов, каковыми являются идеи свободы и демократии. Наверное, невозможно найти государство, в котором национальная идеология была бы поставлена на столь высокий уровень Идеология американского патриотизма и демократии проводится с экранов телевидения (начиная с мультипликационных фильмов для детей, заканчивая художественными фильмами и публицистическими передачами), большинство американских семей, проживающих в частных домах, каждое утро проводят церемонию поднятия государственного флага. Помимо этого, квазитождественные отношения предполагают деловитость индивидов и акцентирование проблем человеческих взаимоотношений, что стало причиной популярности американского бестселлера Д. Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». На наш взгляд, исследования в данной области заслуживают особого внимания, так как при наличии информации подобного характера относительно каждой этнической группы возможно осуществление комплексного прогнозирования развития отношений как в ее пределах, так и между отдельными этносами, что особенно важно для предотвращения конфликтных ситуаций и принятия правильных решений в сфере политики социального планирования. Глава 3 ТЕОРИЯ ЗАВИСИМОСТИ ХАРАКТЕРА ЭТНОСА ОТ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ ПРОЖИВАНИЯ Из таблицы 4 (с. 234) видно, что проявление экстраверсии характерно для этнических групп, проживающих в южных районах земного шара, то есть в районах с теплым климатом Вероятно, существует зависимость между психологией этноса и его географическим положением. Рассматривая такие этносы, как англичане и японцы, находим множество схожих черт в характере, что связано, несомненно, с островным географическим положением. Объяснение этого явления можно найти в физике и микробиологии. Изменение географического положения влияет на функционирование организма на клеточном уровне, что связано с изменением характеристики геомагнитного и гравитационного полей. С перемещением с севера на юг изменяется гравитационное воздействие на клетки организма. Поэтому у адаптировавшихся народов юга условия работы клеток организма отличаются от подобных процессов у народов севера. Кроме того, и климатические особенности географического района играют роль в формировании психики этноса. Например, сухие и теплые ветры, такие как баварский фен, чинук («пожиратель снега») в Скалистых горах, зонда в Аргентине или шарав на Ближнем Востоке, вызывают у многих людей радикальное ухудшение общего самочувствия; наряду с депрессивными настроениями, усталостью и подавленностью возникают неприятные симптомы в виде головной боли, мигрени, бессонницы, болей в старых ранах и травмах, головокружений, а также явления сердечной слабости, что, безусловно не может не оказать влияния на психику проживающих в данных районах этносов. Например, известно, что при перемещении человека с севера на юг необходимо определенное время для его акклиматизации. В этот период проявляется склонность к необоснованному страху, волнению либо другим явлениям психики, нетипичным для родного климатического пояса. Таким образом, влияние географического положения территории проживания этноса на особенности формирования его национального характера не вызывает сомнения. Климат оказывает влияние на активность человека. Теплый климат района влияет также на уровень обеспечения продуктами питания проживающего на его территории народа, в связи с чем облегчается процесс обеспечения жизнедеятельности, что также влияет на особенности характера. «Народы, живущие в самых обильных областях земли, ведут умеренный образ жизни, они не имеют ни малейшего представления о том, что противоестественно раздражать нервы, бездумно тратить соки организма — это удовольствие, для которого создан человек».* Особенности климата влияют на интенсивность проявления психической энергетики. Например, психическая энергия этнических групп северных районов направлена внутрь, что делает их представителей замкнутыми и задумчивыми. Они не проявляют сильных эмоций и взрывов чувств, почти в любой ситуации они спокойны и владеют собой. Нейрофизиологически у них понижена активность ретикулярной системы, которая испускает значительно больше тормозящих импульсов, чем возбуждающих. Так, народы Скандинавии часто называют «холодными» за проявление минимума чувств и эмоций в коммуникативных ситуациях. Представители народов юга имеют противоположную реакцию, направленную наружу. Они, напротив, общительны, уверены в себе, энергичны и подвижны. Они часто дают волю своим чувствам и эмоциям. Они редко боятся незнакомых ситуаций — напротив, действуют в них часто слишком доверчиво и беспечно. Нейрофизиологически у них доминируют возбуждающие импульсы ретикулярной системы, в связи с чем порог возбуждения значительно выше, чем у народов севера. Так, рассмотрим психологические особенности шведов и итальянцев. Различие проявляется как в коммуникативных ситуациях, так и в процессе внутренней обработки информации. Очевидна разница в психологической установке обоих народов. Шведы, безусловно являются представителями интровертных наций, в то время как итальянцы явно экстравертны. Это выражается и в объеме проявления невербальных элементов в процессе общения. Частота жестикуляции у шведов в 70—80 раз реже того же показателя у итальянцев. То же касается и показателей среднего темпа речи. В конечном счете для подтверждения данного примера достаточно обратиться к стереотипному представлению темперамента сравниваемых народов: «холодные скандинавы» и «горячие южане». * Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. — М., 1977 — С. 195.
Такие обстоятельства, как атмосферное давление, влажность воздуха, ветры, инсоляция, также являются важными факторами, влияющими на состояние организма. Островное положение территории проживания этнической группы также накладывает свой отпечаток на ее характер. Основную роль при этом играет фактор изоляции от внешних воздействий. Островное положение подразумевает изоляцию и сохранение собственных традиций и обычаев данного этноса. Например, по утверждению И.Г. Гердера, японцы сохранили свою самобытность лишь благодаря своему географическому положению. Кроме этого, И.Г. Гердер отмечает, что теплый климат «расширяет волокна тела, так что они становятся более вялыми, соки тела разжижаются и усиливается испарение и... со временем даже твердые члены тела могут становиться ватными, слабыми»63. Например, шведский естествоиспытатель Пер Кальм (1716-1799) в работе «Геттингенское собрание путешествий» утверждает, что «в Северной Америке европейцы мужают, но и быстрее стареют и умирают, чем в Европе»,* из чего делает вывод о том, что даже трудолюбие европейских поселенцев в заморских колониях не способно противостоять чужому климату. * Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества.— М., 1977. — С. 478.
Географические условия могут быть также оборонительным фактором, так как море, горы или недоступные пустыни, окружающие людей, влияют на возникновение государств и существующие системы правления. Так, можно утверждать, что демократические системы развились в странах, имеющих защитные естественные границы (Швейцария, Исландия), что в странах, имеющих открытые границы, на ранних этапах возникла абсолютная власть. * Цит. по: Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. — М., 1977. - С. 190.
Таблица 4 Зависимость формы государственного правления от географического района проживания этнической общности.
На локальном уровне формирование национального характера происходит под влиянием внешних и внутренних процессов, рассмотренных нами в начале данного пособия. Глава 4 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП НА БАЗЕ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ Существование этнических общностей предполагает их общение друг с другом, что иногда приводит к конфликтным ситуациям. Проблема прогнозирования отношений этнических общностей может быть решена посредством применения информационной модели взаимоотношений, предложенной А. Аугустинавичуте. Ранее мы уже рассматривали возможность применения классификации К.Г. Юнга к этническим группам. Существование подобной типологии для этносов, на мой взгляд, предусматривает существование и модели взаимоотношений, складывающихся между ними. Психологический склад и информационная структура отдельного этноса накладывают очень четкие ограничения на характер его связи с другими этническими группами, причем эти ограничения зависят не только от самого субъекта, но и от психологического типа этноса-коммуникатора. Информационные системы этносов могут или кооперировать, или работать «в противофазе», подавляя друг друга. Однако применение данной информационной модели не позволяет точно прогнозировать взаимоотношения этносов, поскольку решающим фактором является политическая необходимость. Подобные прогнозы можно было бы осуществить в период средневековья, когда мировая политика не имела такой силы, как сегодня. Примером же может послужить рассмотрение информационной модели взаимоотношений таких стран, как Франция, Германия, Испания. Коллективное бессознательное французов и испанцев объединяет общность интересов, поскольку они имеют одинаковые ведущие психические функции: чувства и ощущения. Тем не менее каждому представляется, что другой уступает в чем то очень существенном. Так, например, испанцы считают, что французам не достает такта в коммуникативных ситуациях. Конфликтные отношения в истории этих стран достаточно редки. Французы и немцы смотрят на одинаковые проблемы с разных сторон. Немцы при этом ориентируются на «внутренний» объект, а французы — на «внешний». Отношения стран постоянно напряжены, что нередко приводило к конфликтным ситуациям и войнам. Немцы и испанцы довольно схожи. То, что происходит в одной стране, находит отражение в другой. Общей является способность массово реагировать на те или иные события внутренней жизни страны. Наиболее реакционные режимы в годы второй мировой войны находились в Германии и Испании — странах с зеркальными отношениями информационной структуры. Революционное движение масс наиболее стихийно происходило также именно в этих странах. Соответственно, конфликтные ситуации между данными странами практически не наблюдались. В дополнение к этому необходимо отметить, что итальянцы — союзники немцев, установившие фашистский режим задолго до второй мировой войны, — имеют по данной модели миражные отношения, которые подразумевают взаимную помощь, но только когда отсутствует ситуация необходимого выбора. Таким образом, к концу войны Италия перешла на сторону союзников, в то время как Испания сохраняла фашистский режим до 1975 года. Другим примером могут явиться отношения Англии и будущих США до 1775 года. Психический склад американцев и англичан образует отношения социальной ревизии, где англичане выступают в роли контролеров. Все действия американцев для них были малозначимы, а сами американцы не принимались всерьез. Американцы были чрезвычайно чувствительны к замечаниям англичан. Их реакциями на действия англичан были раздражение, обида и агрессия, что и привело к войне за независимость. Отношения ревизии в психологии являются наиболее напряженными, что и сформировало конфликт в короткий срок. Конфликтные ситуации между данными нациями очевидны и сохраняются до сих пор. По экономическим показателям Великобритания отстает от США, однако политика по отношению к ним та же — как к «несостоявшимся ученикам». Подобные отношения побуждают Великобританию к объединению со странами Западной Европы против США. Продолжая рассматривать США, обратим внимание на роль испаноязычного населения в социально-психологических процессах страны. По своему психологическому складу испанцы, как отмечалось выше, являются ощущающими экстравертами. Отношения между этими нациями могут быть определены как отношения активации. Данные отношения симметричны, но иногда имеет место некоторая напряженность из-за отсутствия полной компенсации. Действительно, в последнее время роль испаноязычного населения особенно стремительно возрастает. В южных штатах дискриминация этой части населения была значительно меньшей, чем негритянской. Таблица 5 Отношения этнических групп Западной Европы и США по типологии А. Аугустинавичуте
Примечания: КВТЖД — отношения квазитождества; ПП — отношения полной противоположности. Рассматривая возможности прогнозирования отношений этнических групп, мы опираемся на анализ содержания сознания этноса и его коллективного бессознательного. Получение более конкретных результатов в прогнозировании межэтнических отношений требует дальнейших исследований в данной области. Глава 5 НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП Невербальная коммуникация как своеобразный язык чувств является таким же продуктом общественного развития, как и язык слов. К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонация, паузы, поза и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и развивающую, а иногда заменяющую вербальную коммуникацию. Невербальные особенности общения особенно ярко проявляются в межнациональном общении. Это связано с тем, что каждая этническая группа имеет свой стереотипный набор невербальных реакций на те или иные раздражители. В процессе межнационального общения собеседники уделяют особое внимание не столько разговору, сколько поведению коммуникатора. Каждый жест, взгляд анализируется и оценивается с точки зрения собственных установок и стереотипов. При этом, как правило, абсолютно не учитывается тот факт, что коммуникатор может иметь отличную систему жестикуляции, что приводит к ситуациям непонимания, а иногда и конфликта. Человеческий взгляд выполняет функцию, в значительной мере отличную от взгляда у животных. Он тесно связан с речью и часто является средством установления контакта. Различные этнические группы по-разному используют взгляд в общении. Занимавшиеся этим вопросом этнографы делят человеческие цивилизации на «контактные» и «неконтактные». В «контактных» культурах взгляд при разговоре и общении имеет большое функциональное значение. При этом представители контактных культур стоят ближе друг к другу при разговоре и чаще прикасаются друг к другу. К данным этническим общностям относят арабов, латиноамериканцев, народы юга Европы. К неконтактным относят индийцев, пакистанцев, японцев, северных европейцев. Так, например, исследования, проведенные в США, показали, что навыки использования взгляда в общении, будучи однажды усвоенными в детстве, на протяжении жизни почти не меняются, даже если человек попадает в другую национальную среду. Иногда это может приводить к недоразумениям. Шведы, разговаривая, смотрят друг на друга больше, чем англичане. Индейцы племени навахо учат детей не смотреть на собеседника. У южноамериканских индейцев племен витуто и бороро говорящий и слушающий смотрят в разные стороны, а если рассказчик обращается к большой аудитории, он обязан повернуться к слушателям спиной и обратить взгляд в глубь хижины. Японцы при разговоре смотрят на шею собеседника, куда-то под подбородок, таким образом, что глаза и лицо партнера находятся в поле периферийного зрения. Прямой взгляд в лицо, по их пониманию, невежлив. У других народов такое правило распространяется лишь на определенные случаи общения. Так, у кенийского племени луо зять и теща во время разговора должны повернуться друг к другу спиной. У других народов, например у арабов, считается необходимым смотреть на того, с кем разговариваешь. Детей учат, что невежливо беседовать с человеком и не смотреть ему в лицо Человек, мало смотрящий на собеседника, кажется представителям контактных культур неискренним и холодным, а «неконтактному» собеседнику «контактный» кажется навязчивым, бестактным, даже нахальным. У большинства народов существует неписаный закон, своего рода табу, запрещающий рассматривать в упор незнакомого человека. Это считается дерзостью, вызывающим или даже оскорбительным поведением. Согласно этому поверью человек с «дурным глазом» приносит несчастье каждому, на кого посмотрит. Видимо, в этом суеверии нашло отражение то чувство психологического дискомфорта, которое вызывает пристальный взгляд незнакомца. Таким образом, для общения людей, принадлежащих к разным культурам, первостепенное значение приобретает умение безошибочно толковать выражение взгляда собеседника. При межнациональном общении, особенно в случае отсутствия языкового понимания, на первый план выходят мимика и жесты. Совокупность мимики и жестов определяет особенности характерного этнического невербального общения, имеющего большое значение для предотвращения конфликтных ситуаций между людьми разной этнической принадлежности. Так, один и тот же выразительный жест может быть совершенно по-разному оценен представителями двух народов. Например, жест приглашения у японцев выглядит как славянский жест прощания. Указательный жест японца означает попрошайничество в США. Именно это служит причиной жалоб американцев на вымогательства портье в японских отелях, хотя только японские портье не берут чаевых. Приведем другой пример: молодая пара, только что переехавшая в Чикаго из Дании, была приглашена в местный клуб Джейкистов. Через несколько недель после того, как их приняли в клуб, женщины стали жаловаться на то, что они чувствуют себя неуютно в обществе этого датчанина, поскольку он «пристает» к ним. Мужчины же этого клуба почувствовали, что якобы датчанка своим невербальным поведением намекала, что она для них доступна в сексуальном отношении. Данная ситуация подтверждает тот факт, что у многих европейских наций коммуникационная дистанция составляет только 23—25 см и менее. Датчане чувствовали себя уверенно и непринужденно, находясь на расстоянии 25 сантиметров от американца, не подозревая о том, что они вторгаются в его зону психологического пространства. Датчане также чаще используют контактный взгляд, чем американцы, что дало повод для ошибочной оценки их поведения. Так, например, Аллан Пиз в своей книге «Язык телодвижений» указывает на разговор американца и японца, в котором присутствовало постоянное движение. Это было связано с тем, что американец постоянно отодвигался от японца, а японец постепенно наступал, приближаясь к нему. «Японец, чья интимная зона составляет 25 сантиметров, постоянно делал шаг вперед, чтобы сузить пространство. При этом он вторгался в интимную зону американца, заставляя его отступить на шаг назад, чтобы расширить свое зональное пространство. Становится понятным, почему при бизнес-переговорах азиаты и американцы посматривают друг на друга с некоторым подозрением. Американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», азиаты же считают, что американцы «холодны и слишком официальны».* * См.: Пиз А. Язык телодвижений. — М., 1995. — С. 41.
Очевидно, что различия в невербальных особенностях общения связаны скорее не с культурными традициями, а с психологическими особенностями этнических групп. Общая психологическая установка (интроверсия — экстраверсия) влияет в первую очередь на психологическую дистанцию в общении. Так, народы с экстравертной психологической установкой придерживаются дальней дистанции в общении, используют прямой взгляд в лицо собеседника, часто прикасаются к нему. Народы с интровертной установкой используют, напротив, ближнюю дистанцию, однако избегают прикосновений и прямых взглядов на собеседника. Язык жестов помимо индивидуальности имеет и общие особенности, зависящие от национальной принадлежности. Английский психолог М. Арджайл, изучавший язык жестов, установил, что в среднем на протяжении часового разговора финн использует жестикуляцию 1 раз, итальянец — 80, француз — 120, а мексиканец — 180 раз.* * Популярная психология. Хрестоматия / Под ред. В.В. Мирошниченко. – М., 1990. – С. 386.
Таким образом, очевидно, что невербальные особенности коммуникации в пределах этносов зависят в первую очередь от их психической установки, которая находит выражение и на вербальном уровне. Этот факт дает основание проводить психологический анализ этнической общности с позиции исследования невербальных особенностей общения методом наблюдения, который может определить: • психологическую установку этноса; • проявление доминирующей функции психики данного этноса. Исследование невербальной коммуникации в этносе представляется особенно перспективным, если учесть, что определение психической установки на базе культурных, религиозных, фольклорных элементов иногда вызывает значительное затруднение. В связи с этим можно предложить использовать определенную модель психоанализа этноса, которая позволяет относительно легко идентифицировать его по типологии личности К.Г. Юнга. Глава 6 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЛИНИИ ВРЕМЕНИ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ Существование различий в психологической типологии представителей этнических общностей, и в частности в психологическом восприятии времени, подтверждается и исследованиями американского специалиста в области нейролингвистического программирования Тэда Джеймса, описанными в его работе «Основы личности», в которой он предпринял попытку охарактеризовать два основных типа линий времени. Под линией времени Т. Джеймс понимает субъективное его переживание, которое представляется в воображении субъекта. Безусловно, должен существовать какой-либо способ определения времени, иначе мы бы никогда не узнали, сделали ли мы что-то или только собираемся сделать, принадлежит ли это событие нашему прошлому или нашему будущему. Это явление отражается иногда в многочисленных высказываниях, которые индивид может делать по поводу времени: «Я не вижу никакого будущего», «Смотреть вперед в будущее», «Оглядываться на события». Время, таким образом, представляется некоторым визуальным образом, который воспроизводится нашим воображением при обращении к нескольким эпизодам прошлого или моделируемого будущего. Соответственно, эйдетический ряд образов прошлого и/или будущего формирует линию времени. Линия времени оказывается важной составляющей человека, так как она постоянно используется (вызывается) в воображении для корректировки поведения, принятия решения на основе опыта, воспоминания, моделирования будущего на основе прошлого и т.д., в связи с чем она с трудом поддается изменению. Критерием установления двух типов линии времени стало ее направление по отношению к субъекту восприятия. Первый тип линии времени Т. Джеймс назвал «рядом со временем», или англо-европейским типом времени, когда линия времени идет слева направо. Прошлое с одной стороны, а будущее — с другой, и оба находятся в поле зрения человека прямо перед ним. Второй тип он назвал «сквозь время», или арабский тип времени, когда линия времени вытягивается, «пронзая» человека спереди насквозь таким образом, что одна ее часть (обычно прошлое) оказывается позади него и невидима, из-за чего ему приходится поворачиваться назад, чтобы ее увидеть. Люди типа «рядом со временем» имеют последовательное, линейное представление о времени. Они будут сами приходить в точно назначенное время и требовать такой же точности от других. Это линия времени, которая превалирует в мире бизнеса («Время — деньги»). Люди этого типа чаще всего сохраняют свое прошлое в виде диссоциированных образов (статических визуальных образов либо образов, не включенных в переживание, рассматриваемых и слышимых со стороны). Люди типа «сквозь время» не могут извлекать выгоду из прошлого или будущего, расположенного перед ними. Они всегда находятся в настоящем моменте, так что крайние сроки, условленные встречи и хронометраж имеют для них меньшее значение, чем для людей типа «рядом со временем». Они находятся внутри своей временной линии, и их воспоминания чаще всего оказываются ассоциированными.* Такая модель восприятия времени, по мнению Т. Джеймса, является распространенной в восточных, в особенности арабских странах, где люди бизнеса более гибко относятся к тому, что называется крайний срок, чем на Западе. Эта особенность этнопсихологического восприятия линии времени может сильно раздражать западного предпринимателя и стать причиной межличностного этнического непонимания и конфликта. * Ассоциированные воспоминания — воспоминания, при воспроизведении которых человек видит события своими собственными глазами, воспринимая их всеми органами чувств, в большинстве случаев имеют форму динамических образов.
В арабских странах будущее выглядит очень похожим на целый ряд «сейчас», в связи с чем пропадает необходимость действовать безотлагательно, так как существует гораздо больше кадров «сейчас», из которых исходит эта срочность. Таблица 6
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.214 (0.013 с.) |