Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема этнической установки в этнопсихологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Этнической установкой является готовность личности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом в конкретной ситуации. Под межэтническими отношениями понимаются субъективно переживаемые отношения между людьми различных национальностей, этническими общностями. В этнопсихологии выделяется два уровня межэтнических отношений: 1) личностный; 2) групповой. Такие отношения складываются в различных сферах жизни—в области политики, трудовой деятельности, быта, семьи, дружеского, неформального общения. Характер межэтнического отношения может быть: • дружественный; • нейтральный; • конфликтный. Он складывается в зависимости от исторического прошлого, социально-политической обстановки в той или иной стране, от экономических и культурно-бытовых условий жизни, непосредственной конкретной ситуации или заинтересованности в общении. На личностном уровне он зависит от индивидуально-психологических качеств людей. Межэтнические отношения проявляются в установках и ориентациях на межэтнические контакты в различных сферах взаимодействия, в национальных стереотипах, в настроении и поведении, поступках людей и конкретных этнических общностей. Межэтнические отношения содержат в себе рациональные, когнитивные элементы, эмоционально-оценочные и регулятивные компоненты. Однако в развитии межэтнических отношений важную роль играют национальные интересы, осознаваемые народом и личностью потребности в национальном, этническом развитии. Этническая установка фокусирует в себе убеждения, взгляды, мнения людей относительно истории и современной жизни этнической общности, ее взаимосвязей с другими народами, людьми иных национальностей. В современных условиях усилия ученых направлены на выявление механизмов, способных гармонизировать межэтнические отношения, оптимизировать этнические установки. В наиболее общем смысле категория установки обозначает психическое состояние готовности к реагированию определенным образом на факты действительности. Люди реагируют положительно или отрицательно на все, что так или иначе касается их или как-нибудь затрагивает их интерес. Установки — на основе всей социальной практики индивида — образуются по отношению к вещам, которые окружают людей и служат им; они формируются по отношению к личностям — в социальном окружении индивида; по ассоциации с вещами и личностями — к ситуациям, идеям, процессам, системам. Образуются установки и по отношению к социально-экономическим общностям. И не только к тем, с представителями которых носители установки встречались сами, но и к тем, о которых они знают на основе косвенного (часто искаженного в процессе передачи) опыта. В своей структуре установка объединяет элементы эмоционального и рационального подхода к объектам при ведущей роли эмоционального, чувственного начала, чем, собственно, и объясняется ее универсальность и сравнительная легкость возникновения. Установка всегда бывает либо позитивной, либо негативной относительно объекта, однако она никогда не бывает нейтральной. Важное общее свойство установки заключается в том, что она субъективно представляется ее носителю правильной и наилучшей. Все, не разделяющие установки индивида, в его сознании оказываются отчужденными. В тех случаях, когда затрагиваются установки, касающиеся его собственной этнической общности, это явление прямо ведет к этноцентризму. Негативные установки по отношению к «чужим» этническим общностям ведут к этническим и национальным предрассудкам. Но в обоих случаях они служат механизмами превращения национально-психологических образований в национализм и его идеологию, политику и социальную практику. Люди далеко не всегда сознают наличие установок в своем сознании и тем более влияние установок на их социальное поведение. Однако если в результате действия каких-либо факторов в сознании людей возникла негативная установка по отношению к определенной социально-этнической общности, то любая информация о ее представителях будет восприниматься искаженно, мнения о них будут негативно окрашенными, а решения и поступки, как-то связанные с этой общностью или ее отдельными представителями, будут неблагожелательными. Наличие установок на конкретный объект, сходных по направленности и по интенсивности их проявления, служит фактором, объединяющим людей на основе общей симпатии и антипатии. На ранних стадиях развития личности структурные компоненты установки сравнительно легко подвержены изменениям благодаря новому опыту. Однако позднее структура ее становится более жесткой, и особенно у тех, кто в течение долгого периода поощряется окружающими реагировать на определенные события или группы вполне конкретным, «приемлемым» для них образом. Межэтнические установки и ориентации формируются в процессе социализации личности, в семье, учебных заведениях, в ходе дружеского и соседского общения. В зарубежной специальной литературе 80-х годов многократно приводилось описание эксперимента, целью которого было выявление характера установок и приблизительных сроков их образования в сознании личности. Эксперимент проводился в США на факультете психологии одного из университетов. Испытуемым из различных возрастных групп предъявлялась картина, на которой изображена сцена в вагоне нью-йоркского метро. Два человека: один из них негр, другой — белый, изображены разговаривающими, причем у белого в руках опасная бритва с открытым лезвием. После рассмотрения картины испытуемым предлагалось пересказать ее содержание людям, не видевшим изображение. В ходе последующих 5—6 пересказов бритва неизменно переходила в руки негра, и его поведение описывалось как угрожающее по отношению к белому. Такое искажение регулярно повторялось в группах белых американцев, если их возраст превышал 13—15 лет, и начисто отсутствовало в группах детей до 10 лет. В процессы восприятия, умственной переработки, запоминания и воспроизведения вмешивалось действие установки белых американцев по отношению к неграм, а ее появление в их сознании было определено достаточно точно — в возрасте между 10 и 15 годами.* * См.: Klinberg О. Social Psychology. Chapter 8.— N.Y., 1984.
Таким образом, в национальное — в отношение к «другим» и в оценку «других» этнических общностей — привносится действие некоего постороннего элемента Им является установка, которая изменяет внимание, восприятие, мнение и поведение людей в ситуациях, затрагивающих межнациональные отношения и связи Негативная установка трансформирует это национальное в националистическое, поощряя ее носителей к национальному высокомерию. Однако следует отметить, что установка формируется не нацией в целом, а отдельными индивидами, и лишь подхватывается массами «Психология отдельного человека, — отмечает Карл Густав Юнг, — ...соответствует психологии наций. То, что делают нации, то делает и каждый отдельный человек, и пока он это делает, это делает нация. Лишь изменение установки отдельного человека становится началом изменения психологии нации. Великие проблемы человечества еще никогда не решались посредством всеобщих законов, но всегда решались лишь посредством обновления установки отдельного человека Если и было время, когда самосознание было безусловно необходимым и единственно правильным, то это — наша современная катастрофическая эпоха. Но каждый, кто осознает самого себя, сталкивается с границами бессознательного, которое как раз содержит именно то, что прежде всего необходимо было бы знать».* * Юнг К.Г. Письма, декабрь 1916 года // Internet.
4.3. Этнические стереотипы, их структура и содержание. Причины стереотипизапии 4.3.1. Понятие этнического стереотипа и его содержание Одним из элементарных психологических образований является стереотип. В психологии это понятие обозначает устойчивое, эмоциональное по своей природе психическое образование, в упрощенной форме отражающее некоторый достаточно сложный факт действительности. Выступая в названном качестве, стереотипы являются чувственно окрашенными социальными образами, которые объединяют в себе социальный и психологический опыт общения и взаимоотношения людей. Психологический механизм возникновения этнического стереотипа в сознании — некритическое усвоение — сам по себе предполагает возможность качественного различия стереотипов, которые могут быть более или менее близкими к истине и могут быть ложными, неузнаваемо искажающими объект своего отражения. Если измерять стереотипы критериями научной истины и строгой логики, то их придется признать крайне несовершенными средствами мышления. И тем не менее стереотипы существуют и широко используются людьми, хотя они и не осознают этого. В зависимости от характера объекта и его места в социальной структуре вырабатываются, например, групповые, профессиональные и возрастные стереотипы. В качестве объектов стереотипизации нередко выступают обобщенные и упрощенные образы таких групп. В основу национального или этнического стереотипа обычно ложится какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос или выдающиеся скулы, форма головы, рост и т.д.). В основе стереотипа может быть и какая-либо типичная черта в характере и поведении (молчаливость, жестикуляция, сдержанность, скупость и т.д.). Помимо этого, в содержании этнического стереотипа может присутствовать и предписание к действию в отношении людей данной национальности. 4.3.2. Структура этнического стереотипа Этнический стереотип подразделяется на два вида: автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы — это мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Обычно автостереотипы содержат комплекс положительных оценок. Гетеростереотипы — совокупность оценочных суждений, выносимых о других народах представителями данной этнической общности. В отличие от автостереотипов, гетеростереотипы могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. Этнический стереотип содержит в себе устойчивое ядро, определенный комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках. Другой частью этнического стереотипа, помимо ядра, является ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа Изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях. Адекватность содержания этнических стереотипов чрезвычайно проблематична. Таким образом, следует полагать, что этнический стереотип — это отражение прошлого и настоящего, негативного и позитивного опыта взаимоотношения народов, особенно в таких сферах деятельности, как торговля, сельское хозяйство, то есть там, где ярче всего проявляются психические особенности межличностных отношений. Национальный стереотип этнической или национальной группы предполагает наличие определенной черты у всех представителей. Это недифференцированное суждение неизбежно содержит в себе — скрыто или явно — определенную оценку. Согласие по поводу такой оценки делает стереотипы одинаковыми для всех членов группы, а использование негативного оценочного стереотипа становится в определенных условиях своего рода «хорошим тоном». Особо следует отметить исключительную устойчивость стереотипа. Широко распространенный в Италии стереотип русского представляет собой, по свидетельству итальянского публициста Энцо Рава, романтический образ доброго и самоотверженного человека, навеянный произведениями Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского и подкрепленный участием русских в итальянском движении Сопротивления в годы второй мировой войны. Свойства национальных стереотипов были выявлены достаточно давно, что сделало их, помимо всего прочего, и инструментом политики. Дело в том, что характер стереотипа, его качество в значительной степени определяются теми социальными задачами, к осуществлению которых стремятся его носители. Так, национальные и этнические стереотипы выступают как средство поддержания существующего порядка, но иногда превращаются в средство протеста против этого порядка и способствуют его ослаблению. Политическим целям служат стереотипы, возникающие и функционирующие в отношениях дискриминирующей и дискриминируемой нации. Дискриминирующая нация, как правило, создает, распространяет и поддерживает стереотипы своих представителей в виде образа людей более способных, более ответственных, более храбрых, более справедливых, чем представители дискриминируемых наций. Однако навязать такой стереотип общественному сознанию дискриминируемой нации удается далеко не всегда Гораздо чаще случается так, что дискриминируемая нация сама создает стереотипы своего «дискриминатора» в виде извращенного образа жестокого и безжалостного, бессовестного, хитрого и несправедливого человека. Так, украинские думы содержат в себе стереотипы, функционировавшие в сознании наших предков; русский былинный эпос донес до нас стереотип «злого татарина»; в эстонском эпосе четко прослеживается стереотип безжалостного прибалтийского барона-немца; в восточных поэмах Байрона мы находим стереотип «жестокого турка», каким его представляли себе порабощенные греки. Очевидно, что недооценивать значимость таких стереотипов для сознания масс нельзя. 4.3.3. «Явление призмы» в формировании стереотипа В процессе формирования стереотипа зачастую наблюдается так называемое «явление призмы». Оно заключается в том, что у человека возникает установка по отношению к представителю другой этнической общности на основании его опыта общения либо уже существующей установки к данному этносу. Другими словами, он смотрит на представителей другой этнической группы через призму имеющейся установки, которая сложилась по отношению к другим членам отождествляемого этноса. «Явление призмы» в большинстве случаев препятствует объективной оценке ситуации, если в ней участвуют представители иных этнических групп. 4.3.4. Причины стереотипизации Работающий по методике К.Г. Юнг а американский аналитик Эдвард Уитмонт отмечает, что «человеческая проблема держится на том факте, что наши основные инстинктивные побуждения поляризованы — они включают как социальные, так и антисоциальные влечения — стремление предоставлять и получать взаимную поддержку соседствует с тенденцией к зависти, жадности и враждебной деструктивности».* С другой стороны, важным элементом является страх. Величайший страх вызывает у человека само предположение о том, что он подвержен инстинктивным устремлениям, что влечет за собой страсть к причинно-следственному объяснению самого себя и внешнего мира, в котором он живет. Так, К.Г. Юнг отмечал, что инстинкт приручен, одомашнен, но основной мотив уже не виден под множеством рациональных покрывал. Иногда даже кажется, что никаких инстинктов у нас больше не осталось. Глубинно-психологический подход к психологии этнических конфликтов может внести существенный эффект в суть многих решений «Например, — отмечает В. Зеленский, — если в конфликтной ситуации мощной силой выступает архетип «козла отпущения», то противоборствующие стороны могут со всей энергией стремиться к тому, что они рассматривают в качестве взаимной проблемы — например, территориальный спор — но не учитывать при этом скрытую значимость архетипической составляющей спора. Вполне возможно, что в результате будет достигнуто какое-либо соглашение, однако, если скрытая тенденция к поиску «козла отпущения» не будет разрешена, то неизбежно следует ожидать повторения спорной ситуации в другой форме. Или же с новой силой может вспыхнуть старый спор — даже спустя много лет после достигнутого соглашения в таких ситуациях то, что противоборствующие стороны рассматривают как проблему, в действительности является симптомом. И до тех пор, пока скрытая динамика архетипа «козла отпущения» не будет осознана, взаимная неприязнь неизбежно сохранится. Используя глубинно-психологический подход, обе стороны смогли бы увидеть, что они сидят по одну сторону стола переговоров и решают свою общую проблему — хронический конфликт, возникший на почве взаимной идентификации с архетипом. Здесь для каждой стороны будет очевидным, что причиной переживания себя обделенной или обиженной является не другая сторона, а собственная психология индивидов и нации. Здесь могут быть предложены специфические приемы освобождения от архетипа, например, поиск общего «козла отпущения».** * Whitmont Ed. Return to The Goddess. – N.Y., 1982. – P. 11. ** Зеленский В. Заключение // Одайник В. Психология политики. М.,1996. –С. 378.
4.3.5. Этнические стереотипы и средства массовой информации Этнические стереотипы могут формироваться также под влиянием средств массовой информации. Эффективность массового информационного воздействия — в ряду других факторов — зависит от правильной оценки и учета свойств и характеристик различных каналов информации. В конечном итоге это вопрос о тактике применения различных средств массовой информации и политической пропаганды для решения конкретных задач. Например, на основе учета свойств канала и особенностей восприятия передаваемой им информации можно так представить освещение какого-либо события: изложение по радио репортажа о данном событии в его развертывании — каждый час новые детали; полная картина того же события с оценкой в обстоятельном комментарии, завершающим формирование установки. Это лишь один из многих вариантов целенаправленного использования каналов информации для оперативного решения политических задач. Сначала книги, а потом журналы обеспечили недостающую связь и объединили эти фрагменты в единое целое. Эти средства чтения и передачи идей заменили, по мнению С. Московичи, локальный разум общественным. Мнение средств массовой информации продолжает усиливать свое влияние на общество вопреки традиции и разуму. Переходит ли оно на личности либо ополчается на национальности, обычаи, нравы, но разум замирает в нерешительности и теряется. Не один раз мы могли видеть, до каких крайностей может дойти кампания, проводимая средствами массовой информации. Конечно, интересы этнических общностей не исчезают, они только остаются в тени, а средства массовой информации из-за искаженного освещения событий, между тем, преображают их то в теории, то в страсти, которые вызывают образование ошибочных негативных установок по отношению к представителям других этнических групп. Возможности формирования средствами массовой информации этнических стереотипов не ограничены как по своему масштабу, так и по своей силе. Для многих людей пресса, радио и особенно телевидение являются авторитетами. Мнение средств массовой информации становится их мнением, вытесняя мышление и индивидуальные установки. Под влиянием масс-медиа эти люди становятся своего рода марионетками, способными откликнуться на любые попытки завязывания этнического или национального конфликта. Рассматривая механизм формирования этнических стереотипов средствами массовой информации, необходимо выделить причины их влияния на общественность. Во-первых, для многих людей средства массовой информации являются авторитетным мнением, которое не оценивается критически. Это происходит в том случае, когда индивид не обладает достаточными знаниями для формирования собственного мнения или установки; когда вследствие особой симпатии к телеведущему, передаче, газете, корреспонденту и т.д. у индивида притупляется критическая оценка информации. Во-вторых, большое значение имеет статус источника информации. Например, совершенно очевиден результат информационного воздействия на общественность, проводимого с экранов телевизоров отдельным респондентом на улице либо неизвестным социологом и, скажем, известным в общественных кругах специалистом либо политическим деятелем. Здесь играет роль фактор авторитета источника информации. Чем выше авторитет источника, тем, соответственно, выше доверие к этой информации со стороны аудитории. Даже если некоторые индивиды критически воспримут информацию от такого источника, то они никак не пропустят ее мимо ушей, в результате чего она все равно закрепится в сознании (хотя и не в качестве бесспорной истины). Феномен авторитета средств массовой информации заключается также и в способности «снять ответственность» за принятие решения. «Убивайте, — говорил Геринг, — каждого, кто против нас, убивайте, убивайте, не вы несете ответственность за это, а я, поэтому убивайте!». «Я освобождаю человека, — продолжает Гитлер, — от унижающей химеры, которая называется совестью. Совесть, как и образование, калечит человека. У меня то преимущество, что меня не удерживают никакие соображения теоретического или морального порядка».* Цит. по: Сталин о Великой Отечественной войне советского народа. – М., 1945. - С 27.
Всякий раз, когда человек колеблется в принятии решения, его можно однозначно зафиксировать в крайнем положении какой-то из полярных фаз с помощью одобрения авторитетом одного из вариантов решения. При этом человек не испытывает внутреннего конфликта из-за последствий своего решения и снимает с себя всю ответственность за его принятие. В результате принятого решения действия индивида приобретают новые черты. Исчезает всякая критическая оценка своего поведения, а также беспокойство за результат, который может повлечь за собой его поведение. Все представляется правильным и справедливым, так как, по его мнению, он действует с санкции авторитета. Здесь на определенном этапе складывается внутренний конфликт. Он возникает тогда, когда человек начинает осознавать несоответствие своего поведения своей личной установке. С этого момента перед ним стоит дилемма: либо продолжить действия, определенные авторитетом, углубляя внутренний конфликт, либо прекратить эти действия, поставив под удар индивидуальное значение авторитета. Последнее часто ведет к тому, что человек в дальнейшем избегает мнения этого авторитета и руководствуется своим опытом и мнением. Однако пресса быстро научила, как массифицировать человека. Она сумела найти его, когда он один, дома, на работе, на улице, воссоздавая для него в четырех стенах то, зачем ему раньше нужно было идти в клуб, на площадь. Но на площади его мнение сформировалось бы под влиянием мнения всех оппонентов, в то время как здесь он лишен какого-либо выбора. Таким образом, влияние средств массовой информации сравнимо с массовым гипнозом. Например, влияние средств массовой информации на формирование этнического стереотипа можно проследить в период боевых действий в Чечне в 1996-1997 годах. Ввод российских войск на территорию Чечни рассматривался как законная попытка восстановления конституционного строя в России. Однако средства массовой информации практически не искали причин конфликта в политических устремлениях отдельных деятелей и тем более в этнических предпосылках его возникновения. Вместо этого на экранах телевизоров ежедневно показывали тела погибших солдат российской армии, кровопролитные бои и интервью с матерями погибших бойцов. Среди российского населения, особенно среди тех, чьи дети находились на службе в вооруженных силах либо попадали под призыв, справедливо формировался негативный стереотип «чеченца-убийцы». Аналогичный процесс формирования негативного стереотипа «русского агрессора» проходил среди чеченского населения под влиянием средств массовой информации Чечни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.193 (0.015 с.) |