Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 13. Философские проблемы социальной динамикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Занятие 1 1. Общество как развивающаяся система. Проблема источников и движущихся сил развития общества 2. Понятие истории. Предмет и структура философии истории 3. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории Темы рефератов 1. Классические концепции истории 2. Неклассические концепции истории 3. Объективные и субъективные факторы исторического процесса: проблемы соотношения 4. Проблемы общественного прогресса и его критериев 5. Философия истории: достижения и проблемы Литература
1. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 618с. 2. Ясперс, К. Смысл и назначение истории: [пер. с нем.] / К. Ясперс. – Изд. 2-е. – Москва: Республика, 1994. – 528 с.:рис. – (Мыслители ХХ века). Основные положения темы 1. Общество как развивающаяся система представляет собой сложный и противоречивый исторический процесс. История общества отличается от истории природы, прежде всего, тем, что первую творят люди, а вторая развивается по собственным законам. В своих действиях люди исходят из потребностей и мотивов, преследуют определенные цели, руководствуются идеями, т.е. действуют сознательно. Действия индивидов в историческом процессе сливаются в поток действий масс, классов, партий, общественных движений. 2. Предпосылки философии истории (этот термин введен в оборот Вольтером) как попытки осмысления сути развития общества, его идеалов и целей возникли еще в античности и связаны с именами Геродота, Фукидида, Полибия, Плутарха. В последующей классической философии они представлены именами Аврелия Августина,Г. Лейбница, Дж. Вико и Ш. Монтескье, Г. Гегеля. Идеи неклассической философии истории развивали А. Шопенгауэр, К. Маркс, О. Шпенглер, А. Тойнби и другие выдающиеся мыслители. Согласно, например, марксизму, история есть не что иное, как деятельность преследующих свои цели людей. С этой точки зрения законы общественного развития носят не субъективный, а объективный характер, ибо не зависят от воли и сознания отдельных индивидов. Поэтому, несмотря на то, что законы истории и создаются самими людьми, люди подчиняются их власти как чему-то надличностному: т.е. законы «управляют» ходом исторических событий. Законы развития общества – это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития. Например, с увеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности человека; развитие производства стимулирует потребление, а потребности определяют само производство; прогресс общества закономерно приводит к возрастанию роли субъективного фактора в историческом процессе и т.д. 3. Откуда и куда мы идем, чего ожидать от настоящего и будущего – вечные темы философии истории. Давно было уже замечено, что исторические события происходят в определенном ритме и как бы повторяются. Об этом размышляли еще царь Соломон в Экклезиасте, мудрецы Древнего Китая, Индии и других стран. Так родилась идея циклов исторического развития общества. Один из видных историков нашего века – Ф. Бродель говорил, что исторические события – это пыль, а главное – циклы и тренды (т. е. длинные циклы в 100 и более лет). В философии истории историческое движение понимается либо линейно – от начальной точки до некоторого конечного пункта (например, от сотворения мира Богом до прихода Мессии и тысячелетнего Царства Божия); либо циклично с «возвращением на круги своя» (Экклезиаст). Христианская философия истории основывается на Библии. Библейская картина мира, по мнению румынского религиоведа М.Элиаде, является единственной, выводящей человека из циклического времени вечного повторения в мир линейного времени, из космоса в историю. Действительно, только в европейской культуре мы сталкиваемся с линейным видением времени и, соответственно, с историей как длящимся и неповторимым процессом реализации в человеческом мире непостижимой божественной воли в ее взаимодействии с человеческой волей. Именно эта идея линейности социального времени и приводит постепенно, уже в рамках секулярной культуры, к концепции поступательного движения истории (социальное время становится временем историческим) и теории прогресса. К XIX в. историческое мировоззрение настолько созрело, что историзм постепенно превращается в важный методологический принцип (Гегель, Маркс). Линейная модель исторического развития наиболее зримо представлена в в христианской религиозной философии. Более распространены в современной философии истории различные нелинейные модели, например, включающий в себя идею прогрессивного развития формационный подход к истории, разработанный в марксизме. В рамках данного подхода история трактуется как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций – исторически определенных, качественно различных ступеней развития общества. Такой взгляд – итог распространения принципа материализма на область общественных явлений, что было осуществлено К. Марксом и его последователями. Нелинейные интерпретации истории представлены также не имеющим явного прогрессистского вектора цивилизационным подходом к истории, разработка которого связана с именами Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885), Освальда Шпенглера, Арнолда Джозефа Тойнби (1889-1975), Карла Ясперса и Питирима Александровича Сорокина (1889-1965). Согласно их взглядам, история представляет собой развитие многообразных человеческих цивилизаций. Н.Я. Данилевский называет их «культурно-историческими типами», О. Шпенглер – «великими культурами», А. Тойнби – «локальными цивилизациями», П. Сорокин – «большими культурными суперсистемами». Эти культурно-исторические типы, великие культуры, локальные цивилизации, большие культурные суперсистемы определяют жизнь и организацию общества, менталитет и поведение индивидов, конкретные исторические процессы и тенденции. П. Сорокин считал, что их изучение помогает понять характер и причины изменений в человеческом обществе, а также контролировать и направлять исторические процессы, согласно желаемому направлению.
Занятие 2 1. Понятие цивилизации. Типы цивилизации в истории общества 2. Понятие техники и технологии. Система хозяйствования и ее историческая динамика. 3. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации. Темы рефератов Литература
1. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: В 2 т.: Пер. с нем. / О. Шпенглер. – М.: Айрис-пресс, 2003. – (Библиотека истории и культуры). Т. 1 2. Мизес, фон Людвиг. Теория и история. Интерпретация социально-экономической эволюции: Пер. с англ. / Людвиг фон Мизес; Русско-Грузинская академия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 295 с. 3. Экономическое мышление. Философские предпосылки: учеб.пособие для экон. спец. вузов / [Е. Н. Калмычкова, И. Г. Чаплыгина]; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. – Москва: ИНФРА-М, 2005. – 272 с. – (Учебники экономического факультета МГУ им. М. В.Ломоносова). 4. Ерасов Б.С. Цивилизации. Универсалии и самобытность / Б.С. Ерасов. М.: Наука, 2002. – 524 с. 5. Пантин Циклы и волны глобальной истории / В.И. Пантин Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении. – М., 2003, 276 с. 6. Ионов И.Н., Хачатурян В.М.Теория цивилизаций от античности до конца XIX века. Теория цивилизаций от античности до конца XIX века. – Пб.: Алетейя, 2002. – 384 с. 7. Щёкин Н.С. Восточнохристианский фактор мировой цивилизации // Международный «круглый стол» – «1020-летие крещения Руси в судьбах народов Беларуси, России и Украины» // Проблемы управления. 2008. – № 4 (297). – С. 241-242 Основные положения темы 1. Термин «цивилизация» (от лат. civilis –городской, государственный, гражданский) появился в середине XVIII в. и использовался французскими просветителями, которые при его помощи характеризовали общество, основанное на началах разума и справедливости. В наши дни термин «цивилизация» имеет разные смысловые значения. Чаще всего он понимается следующим образом: - как ступень исторического развития человечества, следующая за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф.Энгельс); - как синоним культуры (французские просветители, А.Тойнби); - как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса (в выражении «античная цивилизация»); - как определенная стадия упадка и деградации культуры (О. Шпенглер, Н. Бердяев); - как характеристика технико-технологической стороны жизни общества (Д.Белл, А.Тоффлер). В современной философии истории обычно выделяют три подхода к интерпретации понятия «цивилизация»: локально-исторический, историко-стадиальный и всемирно-исторический. 2. Техника (от греч. – tekne – искусство, мастерство, умение) – система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством опредмечивания в природном материале навыков, опыта и знания человека. Понятие «техника» может употребляться для обозначения совокупности предметов, которые используются человеком в процессе его трудовой деятельности. Техника – это искусственно созданные предметы. С этой точки зрения, любая материальная система, управляемая человеком, есть система техническая, причем независимо от того, является она или не является продуктом его собственного труда. В философии проблемы техники рассматриваются через призму ее роли и места в структуре человеческого существования, целей, назначения и возможных перспектив развития технических систем. Особый интерес в наши дни имеют проблемы взаимодействия человека с современными сложными информационными техническими системами (Интернет и т.п.) Технические изобретения в древности имели магический, сакральный характер, поскольку художник, мастер выявлял в природном материале и своем искусстве то, что было заложено в природе вещей творцом. Начиная с XVIII в. интенсивно развивается промышленное производство и формируется потребность в изучении мира техники. Это приводит к возникновению технических наук. В современной культуре и философии с понятием «техника» обычно соотносятся следующие понятия: «технология», «научно-технический прогресс», «научно-техническая революция» и др. Экономические процессы в жизни общества включают в себя производство, потребление, обмен и распределение материальных благ. Они связаны с использованием ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении людей. Важным элементом экономической сферы жизни общества являются экономико-юридические отношения собственности. Экономический способ производства является единством производительных сил и производственных отношений. С ним тесно связан технологический способ производства. Философия экономики занимается изучением человеческого измерения экономики, проблемами человека работающего и безработного, человека зарабатывающего и человека получающего. Система хозяйствования включена в общую человеческую историю и меняется вместе с ней. Та или иная система хозяйствования характеризуется определенным типом экономики, который включают в себя фазы производства, потребления, обмена и распределения материальных благ. Их основным элементом являются отношения собственности. Как убедительно было показано в марксизме, экономический способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Он тесно связан с технологическим способом производства. Философия экономики занимается изучением человеческого измерения экономики, проблемами человека работающего и безработного, человека зарабатывающего и человека получающего и т.д. Философские вопросы хозяйствования связаны также с анализом предельных оснований различных исторических типов экономики (традиционной экономики, рыночной экономики, смешанной экономики), а также с осмыслением роли социокультурных факторов в экономической деятельности. С этим связаны философские аспекты проблемы взаимодействия экономики, с одной стороны, и культура, религия, науки, – с другой. 3. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации больше всего анализируются в футурологических исследованиях (философии будущего). Футурологией (с лат. futurum – будущее и с греч. logos – учение) называется рационально обоснованные представления о будущем человечества, полученные с помощью специальных методов. Термин для обозначения философии будущего как футурологии предложил немецкий ученый О.Флехтхейм в 1943 г. В наши дни футурология чаще всего осмысливается все же не как философия будущего, а как междисциплинарное научное знание о нем. Его стержень – научное прогнозирование будущего на основе познания законов природы, общества и человеческого мышления. Вместе с тем, футурологические прогнозы и философские исследования будущего близки друг другу в том смысле, что объектом их анализа является наука, информация, техника, а методами не только методы научного прогнозирования (экстраполяция, историческая аналогия, методы сценариев будущего и его экспертной оценки и др.), но и практически все методы человеческого познания (специалисты указывают несколько сотен методов прогнозирования будущего). Лишенные философской диалектической выдержанности некоторые современные футурологические прогнозы иногда неоправданно связаны с абсолютизацией достижений современной цивилизации (НТР, хай-тек и т.д.). В современной философии справедливо, поэтому, ставятся под сомнение идеи бездумного технократизма, сциентизма и т.п., а в исследованиях будущего правильно акцентируется внимание на духовных параметрах человеческого бытия, целостности человека, общества и человечества. Сегодня доминируют идеитехнологического детерминизма, как концепции решающей роли техники и технологии в развитии социально-экономических и социокультурных структур. Возникнув в 20-х гг. XX в. в связи с бурным развитием науки и техники, эта установка нашла отражение в концепции технократизма, обосновывающей необходимость и неизбежность возрастания в обществе роли технической интеллигенции (Веблен), в теории стадий роста (Ростоу), в концепциях индустриального (Арон, Гэлбрейт) и постиндустриального (Д.Белл), технотронного (3. Бжезинский), информационного (Е. Масуда) общества "третьей волны " (Тоффлер). Крупнейшие сдвиги в технике и технологической системе производства рассматриваются в рамках этих концепций в качестве основных причин и условий (детерминант) социально-экономических и иных изменений в обществе. В них доказывается, что развитие техники обусловлено и направляется такими универсальными критериями, как эффективность, экономичность, системность, надежность, которые раскрывают подлинный характер технических новаций. Однако, как справедливо замечают многие философы – критики концепции технологического детерминизма, даже в высшей степени рациональное планирование технического прогресса, при его отрыве от гуманистических ценностей неизбежно порождает иррационально-негативные, разрушающие стороны человеческого бытия. Отсюда берут исток альтернативные по отношению к технократизму, антитехницистские установки. Их философский смысл заключается, прежде всего, в расширении спектра анализа феномена техники, погружении его в контекст проблем экономики, социологии, социальной психологии, антропологии, а также аксиологии (философской теории ценностей), что создает важные предпосылки для построения целостной программы исследования техники, не вступающей в противоречие с жизненными стратегиями и перспективами человечества. Вместе с тем и антитехнократизм в своих крайних формах – напомним в этой связи о деятельности луддитов в эпоху промышленной революции – столь же мало продуктивен в мировоззренческом и методологическом отношении. Занятие 3 1. Восточнохристианская цивилизация и проблемы межрегионального взаимодействия. 2. Цивилизационное развитие Востока: проблема религиозного выбора. 3. Восточнохристианский фактор мировой цивилизации. 4. Славянский мир: Беларусь и православная цивилизация Темы рефератов 1. Православие и его роль в условиях глобализации 2. Понятие «мир» в истории восточнославянской культуры 3. Христианство и глобальный мир 4.. Мир ислама и христианства: исторический диалог
Литература 1. Византизм и славянство. Великий спор. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 736 с. 2. Кирвель Ч.С. Современные глобальные трансформации и проблема исторического самоопределения восточнославянских народов: монография / Ч.С. Кирвель [и др.]; под науч. Ред. Ч.С. Кирвеля. Гродно, 2008 – 532 с. 3. Жилинская И.В., Земляков Л.Е., Коликова Н.Н. Государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь: уч.-методич. пособие / Жилинская И.В., Земляков Л.Е., Коликова Н.Н. – Мн. 6 Акад. упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 169 с.
Основные положения темы 1. Религия выступает как доминанта цивилизационного процесса; альтернативы в динамике религиозно-исторической жизни в значительной мере определяют характер социокультурных альтернатив в цивилизационном развитии; эти альтернативы исторически определены и ведут к смене цивилизационных оснований общества, позволяют избежать как радикализма, так и закостенелости в магистральном развитии цивилизации; современный этап цивилизационного развития Европы – это этап, в котором стабильность Европы и ее регионов зависит от сохранения гармонии стабилизирующего (традиционалистского) и модернизационного (инновационного) начал в развитии цивилизации; альтернативы в развитии христианского социума ведут к динамике, как общества, так и самой церкви; главное – их осознание как субстанции исторического процесса, иначе можно утерять историческую перспективу видения будущего. 2. Христианская цивилизация (христианский мир) включает в себя западноевропейскую христианскую цивилизацию и восточно-христианскую цивилизацию. С началом процесса становления христианской цивилизации кардинально изменились социальные, культурные, экономические отношения в обществе и в историческом развитии в целом. Христианство, превращаясь в государственную религию, становилось все более активным и адекватным участником "земной жизни". Цивилизационная динамика христианства начала создавать такие исторические условия, при которых социально-историческая деятельность формировала многовекторное развитие общества. В цивилизационном процессе общество периодически оказывается перед лицом социально-исторических альтернатив, преобразующих адекватный ответ на "вызов истории" и определяющих глубинные трансформации во всех сферах общественной жизни. 3. Наметившийся в конце XX – начале XXI столетий цивилизационныйповорот выражается, с одной стороны, в новом качестве социокультурной коммуникации между цивилизационными регионами Запада и Востока, с другой – в явно выраженной тенденции глобализации мирового сообщества на пути перехода к единой постиндустриальной цивилизации. В такие поворотные периоды истории человек поднимается над событиями и обращается к историческому бытию, пытаясь понять суть происходящего и грядущего; он начинает особенно остро осознавать свою причастность к историческому развитию общества и стремится определить свое место в нем. Для него исключительно актуальным становится вопрос самоидентификации – этнической, религиозной, цивилизационной. 4. Единство и многообразие исторического процесса сохраняется благодаря религиозно-исторической традиции цивилизационной динамики. В доиндустриальной (земледельческой) цивилизации религия носила локальный (родоплеменной) характер. В то же время причудливые нагромождения пестрых верований и обрядов, порожденные примитивным отношением человека к окружающему миру, выступают своеобразной «системой», определенным "порядком" в земледельческой цивилизации. То есть религия, независимо от теории и догматики, представляется прежде всего как серия церемоний и обрядов, закрепленных обычаем. Религия выступает в виде традиции как связующее звено между членами социума доиндустриальной цивилизации. 5. Позиционирование цивилизаций и культур Востока и Запада всегда характеризовалось стремлением людей к поиску религиозно-нравственных императивов, которые регулировали бы как индивидуальную, так и коллективную жизнедеятельность. В частности, европейский вектор мирового цивилизационного процесса немыслим без созидательного воздействия христианской традиции, которая всегда содержала определенную возможность самообновления. Это касается повлиявших на данное учение хилиастических и гностических движений, сопровождавших христианство и гражданское европейское сообщество на всем протяжении их существования Занятие 4
Темы рефератов
Литература
8. Глобалистика: энциклопедия / гл. ред. и сост. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. – Москва: Диалог, 2003. – 1328 с. 9. Тоффлер, Элвин. Третья волна: Пер. с англ. / Э.Тоффлер. -М.: АСТ, 2002. – 782 с 10. Философия. Глобализация. Интеграция: монография / [В. И.Чуешов [и др.]; под общ. ред. В. И. Чуешова; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: [б. и.], 2006. – 205 с.
12. Кирвель Ч.С. Современные глобальные трансформации и проблема исторического самоопределения восточнославянских народов: монография / Ч.С. Кирвель [и др.]; под науч. Ред. Ч.С. Кирвеля. Гродно, 2008 – 532 с.
7. Щёкин Н.С. Новая парадигма глобальных отношений в контексте цивилизационной динамики христианства. С. 335-338. / Беларусь: государство, религия, общество: материалы Междунар. науч.-практи. конф. (Минск – Жировичи, 7 июня 2007 г.) / Нац. Акад. Наук Беларуси, Ин-т истории, Минск. духовн. акад. им. Святителя Кирилла Туровского; редкол.: протоиерей В. Антоник [и др.]. – Минск: Белорус. Наука, 2008. – 397 с.
Основные положения темы 1. Глобализация как один из главных вызовов ХХI века приобретает сегодня характер мегатренда мирового развития, все больше определяющего и современный облик мира, и последующее цивилизационное развитие в обозримой перспективе. Сегодня она затрагивает все области общественной жизни, включая экономику, политику, социальную сферу, экологию, безопасность, духовную и материальную культуру. Проблемам глобализации посвящены работы канадского философа М.Маклюэна, который впервые использовал в концептуально нагруженном смысле прилагательное «глобальное» применительно к современному человечеству. Важное место среди них занимают, датируемые уже 80-ми гг. работы Р.Робертсона. Этому англо-американскому философу принадлежит пальма первенства в перечислении существенных признаков уже не столько метафоры, сколько научного термина «глобализация». Сюда же относятся ставшие уже почти классическими в философии глобализации труды И.Валлерстайна (Уоллерстайна), Н.Лумана, Э.Гидденса. В них был заложен не только фундамент, но и первые этажи во все еще, однако, продолжающем строиться здании, которое можно было бы назвать современной философией глобализации. Для более глубокого понимания содержания феномена глобализации представляется необходимым и правомерным различать понятия «глобализм », « глобалистика » и «глобализация», которые обычно неоднозначно используются разными авторами. Глобализм (мондиализм) представляет собой навязываемую миру модель политического и экономического доминирования западной цивилизации под эгидой США. Политика и идеология глобализма утверждает однополюсный мир и ведут к расколу человечества на «золотой миллиард» – авангард глобализации и страны-нации аутсайдеры, т.е. слабо интегрированные страны и страны третьего мира. Глобалистика – это междисциплинарное, ориентированное на науку исследование совокупности современных глобальных проблем и новых условий коэволюции природы и общества, жизни на планете, связанных с общими тенденциями развития цивилизации, теми противоречиями всемирного масштаба, субъектом которых выступает человечество в целом. Глобализация – объективно необходимый исторический процесс, сопровождающий человеческое общество на всем протяжении его развития, в котором выделяют различные этапы и эпохи, имеющие конкретное социокультурное измерение. Индикатором современной глобализации, ставшей главной приметой конца ХХ – начала ХХI века, является нарастание всеобщей взаимозависимости и единства мира в самых различных его измерениях (экономических, политических, социокультурных, духовно-идеологических и др.). При всей уникальности и самобытности западной, арабо-исламской, китайской, индийской, африканской, российской и др. отдельных цивилизаций, к началу ХХI века в процесс глобализации вовлечено практически все человечество, поэтому понятие глобализации чаще всего отождествляется с современным ее этапом. Среди важнейших причин и объективных оснований, порождающих глобализацию, обычно выделяют: планетарную общность природных основ существования человечества; взаимодетерминированность экономических, политических и информационных процессов в различных регионах Земли; углубление тенденции интернационализации экономической жизни людей и другие тенденции объективного процесса единения человечества на пути перехода от биосферы к ноосфере, от индустриального к информационному обществу с новыми качествами жизни. Основной сферой глобализации является международная система экономики, образование всемирного рынка финансов, товаров и услуг. Функционирование этой сферы порождает следующую проблему: из-за неодинакового темпа развития и возможностей стран их углубляющиеся взаимозависимость и взаимопроникновение могут стать потенциальным источником не известных ранее рисков и конфликтов. Информационная революция как фактор глобализации создала общемировое информационное пространство, которое характеризуется неизмеримо большими потоками информации, возможностями ее использования, гигантским воздействием на все жизненные процессы, сознание и поведение людей. Борьба за информационное пространство становится одним из важнейших факторов современной геополитики. 2. Место Беларуси в глобализирующемся мире обусловлена историческим прошлым нашего народа, его включенностью в систему международной коммуникации. Географически находясь в центре Европы, наша страна располагалась как бы между двумя цивилизациями: Западной Европой и Европой Восточной. В отдельные периоды своей истории наши земли ощущали определяющее воздействие то западноевропейской, то восточноевропейской культур. Особая психология, менталитет и философская культура белорусов формировались под воздействием ряда факторов, определяющими среди которых являются: § полиэтническая структура государственных образований (Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Российская империя, БССР), в составе которых находились белорусские земли в разные исторические периоды; § центральное геополитическое положение на карте Европы; § поликонфессиональность белорусского этноса, обусловленная сильным влиянием на ментальность и социальные модели поведения белорусов различных религий, прежде всего, православия и католицизма. Не случайно поэтому, возникнув в рамках национальных духовных традиций, философская мысль концентрировалась над решением фундаментальной проблемы – проблемы национально-культурной самоидентификации. Проблемы национального самосознания и становления национального государства всегда находились в центре белорусской философской мысли. Процесс становления национального самосознания теснейшим образом связан с формированием самосознания государственного и гражданского. С этой точки зрения и перспективы современного национально-государственного и общественного развития необходимо определять, опираясь на духовный опыт предшествующих поколений, важной частью которого является общественно-философская мысль белорусского народа, его этические, эстетические, политические, этнорелигиозные, культурологические и иные представления и понятия.
Тема 14. Философия культуры Занятие 1 1. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры. 2. Мораль как форма нормативной регуляции поведения человека 3. Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру. 4. Религия как форма духовного освоения реальности. Темы рефератов
Литература
1. Бергсон, Анри. Два источника морали и религии: [перевод с французского] / А. Бергсон. – Москва: Канон, 1994. – 384 с. – (Серия "История философии в памятниках"). 2. История этических учений: учебник для вузов / А. А. Гусейнов [и др.]; под ред. А. А. Гусейнова. – Москва: Гардарики, 2003. – 911 с. 3. Йонас, Ганс. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. Наука как персональный опыт / Г. Йонас. – Пер. с норв. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 480 с. – (Человек и мир). 4. Лапина, С. В. Культурология: курс лекций / С. В. Лапина; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. - Изд. 3-е, доп. - Минск: [б. и.], 2007. - 212 с. - (Система открытого образования). 5. Жилинская И.В., Земляков Л.Е., Коликова Н.Н. Государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь: уч.-методич. пособие / Жилинская И.В., Земляков Л.Е., Коликова Н.Н. – Мн. 6 Акад. упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 169 с. 6. Самосознание культуры и искусства XX в. Западная Европа и США: Сборник / Отв. ред. и сост. Р.А. Гальцева. – М., 2000. 7. Томпсон, Мел. Философия религии: Пер. с англ. / М.Томпсон. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 384с. – (Грандиозный мир). 8. Философия культуры. Становление и развитие учебное пособиедля вузов / [К. А. Сергеев [и др.]; под ред. М. С. Кагана [и др.]. – Санкт-Петербург: Лань, 1998. – 446с. 8. Щёкин Н.С. Генезис христианской литургии: историософский анализ // Проблемы управления. 2007. – № 2 (23). – С. 186-196 9. Щёкин Н.С. Христианская цивилизация и апокрифические традиции в свете формирования христианских таинств // Проблемы управления. 2007. – № 4 (25). – С.130-142 10. Щёкин Н.С. Цивилизационное развитие Востока: проблема религиозного выбора // Научно-теоретический журнал Вестник Полоцкого государственного университета. 2008. – № 7. – С. 104-108 11. Щёкин Н.С. Дихотомия Востока и Запада в контексте генезиса цивилизационной динамке христианства// Научно-теоретический журнал «Государственное управление: теория и практика» Академии Государственного Управления при Президенте Азербайджанской Республики. Баку: «Азербайджан», 2008. № 3. (23) – С. 167-175
Основные положения темы 1. Выделяются следующие основные подходы к исследованию культуры: аксиологический (ценностный) подход, согласно которому культура есть мир ценностей, идеалов, смыслов, значимых для человека; деятельностный подход, рассматривающий культуру как способ человеческой жизнедеятельности, как способ регуляции, сохранения, воспроизведения социокультурного опыта; семиотический подход, который основывается на понимании культуры как знаковой системы, имеющей символически-коммуникационную природу; структуралистский подход, рассматривающий культуру как совокупность социокультурных образцов, регулирующих человеческую жизнь; гуманитарный подход, который акцентирует внимание при исследовании культуры на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта и др. Долгое время в оригинальной философской литературе понятие «цивилизация» отождествлялось с понятием «культура». Этот подход был характерен для французских просветителей XVIII в. В конце ХIХ – начале ХХ в., как нам уже известно, формируется противопоставление понятий цивилизации и культуры (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер). Сегодня проблемы цивилизационного и культурного развития общества занимают важное место в философских дискуссиях. 2. Мораль является одним из основных способов нормативной регуляции поведения человека в обществе; особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. О ней мы говорим тогда, когда используем категории добра и зла, совести и общественного мнения. Моральное сознание и отношения – предмет этики – философской науки о морали. Мораль – продукт истории, она имеет внутреннюю структуру: нормы поведения, моральные качества, нравственные принципы, высшие моральные ценности. 3. Искусство – одна из важнейших форм общественного сознания, специфическая форма духовно-практического освоения мира. Видами искусства являются, например, живопись, музыка, театр, художественная литература и т.п. Если наука – это познание мира с помощью абстрактных понятий, то искусство – познание мира посредствам художественных образов. В них раскрываются наши представления о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, комическом и трагическом. Философией прекрасного и искусства является эстетика. 4. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и действия человека, основанные на вере в существование сверхъестественного. Как форма духовного опыта человечества религия близка к философии. Идея Бога имеет фундаментальное значение во многих мировых религиях и связанных с ними исторических типах культуры. В структуре религии как сложного социального явления обычно выделяют религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации (институты). V. ЛИТЕРАТУРА Учебники и учебные пособия
1. История философии: Учеб. для студентов философских и соц.-гуманит. специальностей вузов / А.А. Бородич, А.В. Бодаков, Н.Н. Беспамятных и др. – Мн.: Новое
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.107 (0.015 с.) |