Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия



Занятие 1

1. Философия как форма осмысления национальных культурных традиций

2. Феномен русской философии. Русская философия XIX – XX вв.

3. Особенности развития философской мысли Беларуси

 

Темы рефератов

 

1. Русская философия: основные этапы развития и представители

2. Славянская мифология и белорусская ментальность

3. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии в эпоху Ренессанса и Просвещения (Ф. Скорина, С. Будный, С.Полоцкий, К Лыщинский и др.)

4. Философия всеединства В.Соловьева

5. Философия и «новое религиозное сознание» (Н.Бердяев, С.Булгаков, П.Флоренский, С.Франк, И.Ильин и др.)

6. Философия и развитие белорусского национального самосознания в начале XX века (А. Гарун, И. Абдиралович-Кончевский)

7. Философская мысль Беларуси в современных условиях

8. Философская мысль Беларуси: основные этапы развития

9. Философская проблематика в творчестве Ф.Достоевского и Л.Толстого

10. Философская проблематика в творчестве Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича

11. Философские воззрения славянофилов и западников: современный взгляд

 

Литература

 

1. Зеньковский, Василий Васильевич. История русской философии / В. В. Зеньковский. – Ленинград: ЭГО, 1991. Т. 1, ч. 2

2. Зеньковский, Василий Васильевич. История русской философии /В. В. Зеньковский. – Москва: АСТ, 1999. Т. 1

3. Зеньковский, Василий Васильевич. Русские мыслители и Европа /В. В. Зеньковский. – Москва: Республика, 1997. – 368 с. – (Мыслители ХХ века).

  1. История философии: Учеб. для студентов философских и соц.-гуманит. специальностей вузов / А.А. Бородич, А.В. Бодаков, Н.Н. Беспамятных и др. – Мн.: Новое знание, 2001.

5. Козел, Александр Александрович. Философская мысль Беларуси: учебное пособие / А. А. Козел. – Минск: Амалфея, 2004. – 352с.

6. Русская философия. Имена. Учения. Тексты: [сборник] / авт.-сост. Н. В. Солнцев. – Москва: ИНФРА-М, 2001. – 496 с.

  1. Русская философия: Имена. Учения. Тексты / Авт.-сост. Н.В. Солнцев. – М.: ИНФРА-М, 2001.

8. Русские философы, конец XIX – середина XX века. Биографические очерки. Библиография. Тексты сочинений: [Антология] / [К. П.Победоносцев [и др.]; сост.: С. Б. Неволин, Л. Г. Филонова]; Российская государственная библиотека. – Москва: Книжная палата,[Вып. 2]

9. Философы России ХІХ-ХХ столетий (биографии, идеи, труды): [энциклопедический словарь-справочник] / [А. П. Алексеев [и др.]. – Москва: Книга и бизнес, 1993. – 222 с.

Основные положения темы

1-2. Философия является формой осмысления национальных культурных традиций. Русская философия является составной частью мировой философии. В то же время она имеет свою специфику или отличия от философии западных стран. Главное из них состоит в том, что она существовала не столько в виде всесторонней теоретической системы взглядов на мир, сколько была растворена в политической, художественной, религиозной литературе. Важнейшими для нее были нравственно-религиозные и социальные проблемы, а также проблемы судеб России.

Творческих вершин русская философия достигла в XIX – XX вв. Именно в это время получили развитие такие важнейшие идеи: идея богочеловечества как конечной цели исторического процесса (В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев); идея всеединства (В.С. Соловьев, Н.О. Лосский); идея свободы человеческой личности (Н.А. Бердяев); идея уникальности исторической судьбы России (славянофилы и западники, Н. Бердяев, евразийцы и др.); идея правды как истины; идея взаимоотношения Бога и человека, Бога и мира (Ф.М. Достоевский); идея развития марксистской теории применительно к России («легальные марксисты», В.И. Ленин).

3. Белорусская философская мысль тесно сопряжена с историей белорусского народа. Она была связана с осмыслением проблем национального самосознания и культурного самоопределения белорусского этноса.

Проблемы национального самосознания и национальной идентичности занимали ведущее место в творчестве Франциска Скорины, Сымона Будного, Василия Тяпинского. Эти белорусские мыслители пытались переосмыслить христианскую трактовку проблемы человеческого существования, утверждая самоценность человеческой жизни. Идея правового общества и государства получила обоснование в произведениях Льва Сапеги. Материалистическое мировоззрение было присуще Казимиру Лыщинскому. Большое влияние на формирование национального самосознания оказало творчество Франтишка Богушевича, Игната Абдираловича.

Сегодня перед философской мыслью встают проблемы духовного возрождения белорусского общества и, в первую очередь, проблемы, связанные с обретением государственного суверенитета. Важнейшие философские положения идеологии современного белорусского государства активно формируются в конце ХХ – начале нынешнего столетия. Они связаны с критическим переосмыслением истории белорусской государственности, положений марксистской идеологии, идеологических платформ либерализма и консерватизма, современным содержанием традиционных ценностей белорусской культуры, социальным творчеством отечественной элиты и масс в условиях трансформации всех сторон общественной жизни.

Раздел 2. Философия бытия

Тема 5. Метафизика и онтология

Занятие 1

1. Понятие метафизики. Онтология как философское учение о бытии.

2. Материя, пространство, время.

3. Движение и развитие. Диалектика как философская теория развития, ее законы и категории

Темы рефератов

1. Концепции материи (субстратная, субстанциональная, концепция материи как вещества и объективной реальности)

2. Понятие диалектики и ее исторические формы

3. Специфика социального пространства и социального времени

4. Статус метафизического знания в историко-философской традиции

5. Структурные уровни организации материального бытия

6. Сущность принципа глобального эволюционизма

7. Философское понимание пространства и времени

8. Эволюция представлений о материи в философии и науке

 

Литература

1. Вязовкин В.С. Бытие и мышление: Учеб. пособие. – Мн.: РИВШ БГУ, 2000.

2. Синергетика, философия, культура / Под общ. ред. В.К. Егорова, В.С. Егорова, Ф.Д. Демидова. – М.: Изд-во РАГС, 2001.

3. Спиркин А. Г. Философия: Учеб. – М.: Гардарики, 2001.

Основные положения темы

1. Философское мировоззрение формирует определенную картину мира. Исходным понятием это картины является понятие бытия. Понятие бытия выражает факт существования мира, его тождественность с самим собой. Философская наука о бытии, сущем называется онтологией. В истории философии были развиты различные концепции бытия. Согласно Канту необходимо научиться различать два типа бытия – объективное, материальное и субъективное, идеальное. По мысли Гегеля, бытие самое общее и абстрактное понятие философии. В неклассической философии преимущественное внимание уделяется различным формам бытия – бытию общества, человека. К. Маркс доказывал, что общественное бытие определяет общественное сознание. В философии экзистенциализма главное внимание уделяется проблемам бытия человека.

2. Объективное бытие называется материей. В истории философии было развито несколько концепций материи – субстратная, субстанциональная, концепция материи как вещества и объективной реальности. Согласно последней концепции, материей называется объективная реальность, которая существует вне и независимо от человеческого сознания и является принципиально познаваемой. Видами материи являются неживая и живая природа, а также человеческое общество. Способами существования материи являются пространство, время. Пространство выражает место, положение, структуру материальных объектов. Время характеризует миг, длительность и структуру материальных объектов. Существует две философских концепции пространств и времени – субстанциальная и реляционная. С идеями последней концепции тесно связаны многие конкретно-научные теории (теория относительности, неэвклидова геометрия и др.). Изучение свойств пространства и времени – непростая задача современных естественных и социально-гуманитарных наук.

3..Важнейшим способом существования материи является движение. С помощью понятия «движение» выражаются связи и отношения материальных объектов, единство их изменчивости и устойчивости. Существуют различные точки зрения по вопросу о соотношении понятий движения и развития. Выделяют, по крайней мере, два типа развития как процесса необратимых качественных изменений – прогрессивное и регрессивное развитие. Философское мировоззрение, согласно которому мир движется «через» единство и борьбу противоположностей, называется диалектикой. Как философская наука диалектика является совокупностью принципов, законов и категорий. Ее предпосылки сложились еще в Древнем мире. Заметный вклад в теорию диалектики внес Гегель. Выделяют следующие основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. В наши дни проблемы диалектики как мировоззрения и науки тесно связаны с проблемами синергетики.

Тема 6. Философия природы

Занятие 1

 

1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке.

2. Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы.

3. Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа»

Темы рефератов

 

1. Концепция биосферы и ноосферы В.И.Вернадского

2. Концепция устойчивого развития: проблемы и перспективы

3. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь

4. Современные глобальные проблемы: философские аспекты

5. Специфика философского подхода к исследованию природы

Литература

  1. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. – Мн., 1997.

2. Синергетика, философия, культура / Под общ. ред. В.К. Егорова, В.С. Егорова, Ф.Д. Демидова. – М.: Изд-во РАГС, 2001.

3. Глобалистика: энциклопедия / гл. ред. и сост. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. – Москва: Диалог, 2003. – 1328 с.

 

 

Основные положения темы

 

1. Одной из форм бытия является природа. Ее понятие относится к числу самых древних философских понятий. С помощью понятия «природа» античные философы обозначали мир в целом. В философии Нового времени мир в целом стали также называть универсумом. В связи с развитием естественных и общественных наук в наши дни формируется более узкое понятие природы как части материи, или природной среды, вовлеченной в орбиту человеческой деятельности. Рассматривая проблемы природы как природной среды, выделяют следующие проблемы – антропосоциогенеза, функциональных отношений общества и природной среды и исторических типов взаимодействия общества и природы. В наши дни наиболее острые проблемы возникают вокруг вопросов коэволюции, а также содержания и путей разрешения современных экологических проблем.

2. Рассматривая природу как среду обитания человека, выделяют следующие проблемы: исторических типов взаимодействия общества и природы, развития биосферы и ноосферы, экологические, а также современные глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа». В наши дни наиболее острые проблемы возникают вокруг вопросов коэволюции (совместного гармоничного развития природы и человека). Для развития концепции коэволюции чрезвычайно важны идеи о ноосфере и биосфере (В.И.Вернадского и др.).

Концепция ноосферы получила развитие в трудах французского философа Тейяра де Шардена и русского ученого В.И. Вернадского.

Мировоззренческое значение учения В.И.Вернадского о биосфере (живой оболочка Земли) и ноосфере (целостной разумной оболочке земли, населенной людьми и преобразованной ими)состоит в следующем.

Ноосфера (с греч. букв. – сфера разума) как качественно новый этап в развитии биосферы формируется под влиянием разумной деятельности человека, границы ее постоянно расширяются, поэтому человек должен выработать в себе ответственность за процессы эволюции планеты. Во взаимоотношениях общества и природы основополагающую роль должны играть экологические императивы и принцип коэволюции человека и биосферы.

3. Современный этап развития общества поставил перед человечеством ряд глобальных проблем, решение которых возможно лишь на путях становления и эволюции его координированных усилий. Обычно выделятся три группы глобальных проблем.

Первая связана с разнообразными аспектами взаимодействия общества и природы. Это, прежде всего, экологические проблемы: охрана окружающей среды; поддержание динамического равновесия биосферы; опасности последствий истощения энергетических и других природных ресурсов.

Вторая группа глобальных проблем затрагивает аспекты взаимодействия социальных общностей людей и включает проблемы предотвращения ядерной катастрофы, сохранения мира, преодоления экономической и культурной отсталости различных регионов Земли.

Третья группа – это антропосоциальные проблемы, отражающие взаимосвязи человека и общества: проблемы роста народонаселения, трансформации и адаптации личности в условиях ускоренного научно-технического прогресса, отчасти нарушающего психологическую и биологическую устойчивость человека.

Все эти проблемы, так или иначе, затрагивают коренные основы современной человеческой цивилизации, создавая угрозу ее существованию. От мировоззренческого, гуманистического осмысления глобальных проблем, их философского анализа во многом зависит определение стратегии их разрешения и прогнозирование будущего развития человечества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.139.122 (0.031 с.)